Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северная стена Уллу-Тау – путь воина
Всякий вставший на великий Седьмого января 2008-го года группа альпинистов сборной команды Ставропольского края совершила восхождение на вершину г. Уллу-Тау главной по северной стене, маршрут Бурлуцкого - 5Б к\тр . Состав команды:
Тренер команды - Мотиенко Николай, г. Пятигорск Попов Михаил (Львович) Шестак Олег (Элвис) Бутов Сергей
Горный массив Уллу-Тау представляет собой отрезок Главного Кавказского хребта в его центральной части между перевалами Гарваш и Местийский, ориентированный почти строго с Запада на Восток. На высоком, сравнительно ровном гребне массива принято выделять три вершины: Западную (4203м), Главную (4207м) и Восточную (4058м). На север массив обрывается крутыми стенами. С Юга значительно разрушен. Маршруты 2-3 к/тр. на Восточную и Западную вершины проложены по Восточному и Западному гребням с перевалов Гарваш и Местийский. Северные стены массива имеют значительное оледенение, крутые, весьма трудные для прохождения. По ним проложены маршруты четвертой и пятой категории трудности.
- Айс???
Затем они этот самый Айс нашли в скором будущем. В нашем-же случае до Айса было около 1,5 метра снега (я попытался, было докопаться:). Айс начался только под Первым Скальным островом, где и забурили первую станцию. Первая веревка пролегла по снегу, но здесь, делая парням удобные для подъема ступени, в некоторых местах можно было <достучаться> до льда. Этот факт не мог не радовать, т.к. по льду передвигаться было намного проще, быстрее, и безопаснее. На самом деле - изобилие снега на таком крутом рельефе удивляло. И, ладно было-бы, если этот снег держит и позволяет топтать нормальные ступени, но наше передвижение похоже на карабканье на гору из сахарного песка. Я заметил, что возле скал снега намного меньше, а через какой-то промежуток он совсем отсутствует. Полезли здесь, вдоль скал - получилось намного быстрее, безопаснее и легче. Крутизна склона в этом месте составляла около 50-60 градусов. Следующие две веревки проходили уже по льду. В общей сложности мы довольно продуктивно провели этот подготовительный день: протоптали следы от ночевок до начала маршрута, провесили 4 веревки, просмотрели перспективу дальнейшего движения - это все должно будет ускорить и облегчить нашу задачу в день выхода непосредственно на маршрут. С погодой везло - было облачно, но без снегопада, поэтому сильных морозов не ощущалось, чего нельзя было сказать о следующих днях. На ночевки спустились к вечеру. Здесь наши наблюдатели встретили нас супом и чаем. Поднялась команда Олега Афанасьева. Обсудили с ним планы, и краснодарцами было принято решение выйти на маршрут в эту же ночь, после нас, но без восхождения на вершину горы. Ночью поднялся ветер, разогнал облачность, от чего похолодало в разы. Кутаясь в притеплый спальник, трудно было, да и не хотелось, представлять, что через каких-нибудь несколько часов придется вылезать наружу, натягивать <доспехи> вновь и метелить по кромешной ночи биться со льдом северной стены: Мазохизм??? Думаю нет: Ведь всякий раз, когда мы планируем какой либо маршрут, мы стараемся оценить свои силы и возможности, готовим себя психологически к поджидающим трудностям и неудобствам. Каждый из нас знает на что он идет, и что ждать от того или иного восхождения. Надо сказать, что команда собралась довольно сильная, каждый имел опыт восхождения в суровых зимних условиях, и был <созревшим> на этот маршрут. Частые выезды на ледолазные тренировки по сосулям Баксанского ущелья не проходили даром. Мы со Львовичем в мае в двойке сходили Накру по Итальянскому кулуару, теперь было с чем сравнивать. КСТАТИ, по поводу сравнения Итальянского кулуара и маршрута Бурлуцкого, можно немало интересно рассуждать. Думаю позже написать об этом статью. 6-го января проснулись в 1-30 ночи: С трудом заставляю себя вылезти из теплого спальника и начать одеваться. За пределами палатки - реальный ЗУЙСМАН!!! Уже упакованные выдвигаемся к началу маршрута в 3-30 ночи. Ночь, как она бывает, темная - нихрена не видно: И ооочень холодно, наверное потому, что ветер разогнал облака, и стало ясно. Вот и настало единение твоей личности с космосом: вот он - ты, вот они - звезды Млечного Пути, и вот он - безграничный космический холод. Электронный термометр фиксирует -37: Но каждый из нас помнит, что он на пути воина, и да не усомнится. Наши вчерашние следы ветер занес снегом, и в некоторых местах приходилось опять топтать заново. По времени до подготовленной площадки под бергом ушло ни намного меньше времени, чем вчера. Зато по провешенным веревкам поднялись гораздо быстрее вчерашнего. Началась обычная монотонная работа на ледовом маршруте, средней крутизной льда 55-60 градусов: первый, с более легким рюкзаком, навешивал перила, второй подносил веревки, последующие поднимали на своих спинах наш скарб, выкручивали буры, снимали станции. Работали очень слажено и довольно быстро, каждый знал и выполнял свою работу отлично. Серега и Элвис - реальные КОНИ, с рюкзаками скакали по перилам так, как будто они тренируются на 10-тиметровой сосульке и без рюкзаков, чем очень удивляли нас со Львовичем, работавших первыми.
Далее движемся вверх влево, ближе к скальным островам и начинаем искать вершину второго острова Мальцева, на которой, судя по описаниям и рассказам восходителей, должно быть место под ночевку. Искали, искали, ползали там, ползали, но ничего подходящего и похожего на место под ночевку так и не нашли. Потеряв уйму времени на эти поиски, решили лезть дальше вверх. Подумали, что еще не дошли до второго острова: Приняли решение о том, что если не найдем площадки под ночевку, будем двигаться до вершины, где есть комфортное место под палатку. Все были к этому готовы. По ледовому склону движемся вверх вдоль скал островов Мальцева. Доходим до начала "Трудного траверса вверх-влево по крутому ледовому склону между вершиной 3-го скального острова м-та Мальцева и скальным поясом Западного гребня Уллу-Тау Главной", согласно описанию. Здесь склон засыпан снегом, под которым, вместе со льдом, находятся предательские камни, об которые то и дело бьется или клювик инструмента, или передние зубья кошек. Надо пояснить, что здесь, по довольно крутому склону (60-65 градусов, 60 метров) выходишь на крутой снежный гребень (в нашем случае). Здесь мы были уже довольно поздно, когда стемнело. Я потратил много времени, пока метался на привязи по этому гребню в поисках нормального места под палатку. С приходом темноты мороз усилился. Внизу на станции парни ждали моего вердикта по поводу оптимального места, изрядно околели и громко МАТЮКАЛИСЬ в сторону моей персоны. Узнав, что хорошо мы здесь не разместимся, они, мягко говоря, сильно огорчились и, не переставая громко МАТЮКАТЬСЯ, вылезли ко мне. Место действительно было паршивое, представляло собой крутой снежный гребень, под которым был лед с вкраплениями булыжников. Пришлось рубить эту самую площадку. Парни, видимо, очень замерзли - они так быстро и много махали инструментами, что в скором времени мы получили хорошую площадку под палатку, в которой можно было даже полулежать. В полудреме провели эту "полярную" ночь. Около 3-00 пришлось вылезти из палатки, чтобы ее поправить и укрепить. Нет худа без добра - зато потом натопили много воды и попили горячего напитка "Чая".
8-го января проснулись не очень рано. Опять холодно, б:!!! Но немного грело чувство, выполненного наотлично, дела. Собрав лагерь, пометелили вниз, прочь от северной стены, к освещенному ярким солнышком ущелью и лагерю "Уллу-Тау". Пересекая ледник, все то и дело останавливались, оглядывались назад на стену и, абсолютно без интонаций, многозначительно произносили одну и ту же фразу:«Дааа, Блин...». Но только знающий человек может определить, что эта короткая фраза означает: «Ну, нихрена себе - мы лоси, куда залезть смогли!!! А еще - спуститься умудрились!!! Блин, ну и холодина-то была - ЖУТЬ!!! А мы спрааавились, победили свой ленивый организм, слегка совершив над ним насилие:». В этот же день умудрились спуститься к подъемнику, вызвать <Газель> и убыть домой. По пути накупили Шампанского (много) и в машине поздравили себя с прекрасно выполненным восхождением. Выезд получился позитивным во всех отношениях - собралась прекрасная веселая компания. Сама спортивная команда была отлично подготовлена к восхождению во всех отношениях, на маршруте понимали друг друга без лишних слов, работали все профессионально, четко выполняя свои обязанности. Природа подарила нам прекрасную погоду вместе с ней и прекрасные виды. Отличный, очень интересный маршрут, пройти который нам довелось технично и без ошибок. А сама Уллу-Тау - это просто безумное воплощение из мечты в реальность фантастического льда, в котором отражается небо, скальные бастионы, устремившиеся в небесную высь. Великая большая Гора, мы прошли твою Северную стену - путь воина, и не усомнились!
Описание и паспорт восхождения. 1. Район - Центральный Кавказ, ущелье Адырсу 2. Маршрут - Уллу-Тау Главная (4207м) - правее скальных островов Северной стены Западного гребня (маршрут С.Бурлуцкого), снежно-ледовый, 5Б к\тр. 3.Характеристика маршрута: перепад высоты маршрута - 1300 м
Участники: Шестак Олег (1-й сп. р-д), Письменный Евгений (1-й сп. р-д) Бутов Сергей (1-й сп. р-д) Тренер команды: Мотиенко Николай Ильич (КМС)
на маршрут - 6 января 2008г. в 03-30
Краткое описание маршрута:
R 1 - R 2. Преодоление места бергшрунда, страховка через ледоруб. Далее движение вправо-вверх по крутому трудному снежному склону (в верхней части лед под снегом) в направлении 1-го скального острова м-та Мальцева. Движение сначала одновременное, затем попеременное, страхуясь ч-з ледобур, для прохождения используются ледовый инструмент. Крутизна склона - 55градусов, 5к\тр, 135м. R 2 - R 3. Вдоль скал островов подъем до начала ледового участка без снега. Лед, покрытый снегом, страховка с помощью ледобуров, для прохождения используются ледовый инструмент. Крутизна склона - 55 градусов, 5к\тр, 120м. R 3 - R 4. По крутому льду подъем вверх вправо к началу узкого крутого кулуара. Попеременная страховка, ледовый инструмент. Крутизна 55-60 градусов, 5к\тр, 350м.
R 5 - R 6. Движение вверх вправо на снежный надув на на правых скальных островах, удобное место для отдыха. Затем вверх влево по крутому ледовому склону, местами покрытому снегом. Подъем вдоль островов Мальцева вверх до начала трудного траверса с подъемом на снежно-ледовый гребень. Попеременная страховка, ледовый инструмент. 55-60 градусов, 5к\тр, 300м.
R 7 - R 8. Со снежно- ледового гребня движение вверх по скалам со льдом, присыпанным снегом (внимание на точки страховки!). Затем выход на ледовый склон, по которому двигаться вверх, затем вверх вправо по крутому ледово-снежному склону, до гребня массива. Ледовый инструмент, буры. 50-55 градусов, 5к\тр, 125м. R 8. Движение по несложному гребню вправо, в направлении вершины Уллу-Тау главной. Движение возможно с одновременной страховкой, страхуясь за выступы. Внимание: скалы покрытые снегом!!! 125м, 4к/тр. Спуск по пути подъёма. Отдельно хотелось бы поговорить о снаряжении, которое мы применяли во время нашего восхождения. Не поймите нас превратно, это будет сугубо мнение участников нашей группы, к которой мы пришли методом экспериментов, проб и ошибок. БУРЫ - Мы использовали на маршруте четыре вида буров. Большую часть у нас составляли буры «Irbis». Ну, с этим все понятно - «Irbis» есть «Irbis»: В зимний лед они плохо вкручивались, затем - плохо выкручивались, сильно примерзали. Я не говорю уже о том, что их надо постоянно <продувать> после выкрута, а на сильном морозе это ой как нелегко. Благо с нами был Серега Бутов, который справлялся с этим очень хорошо, за что мы ему присвоили титул чемпиона Мира и его окрестностей по продуванию буров. Но у нас есть свое «Know - how» - изобретение наших друзей-альпинистов из г. Прохладного, все гениальное - просто: это обыкновенный рожковый ключ на 15, с длинной ручкой - 20см, на шнурочке. Он значительно облегчает работу с такого рода бурами. Еще, нам посоветовали знающие люди-альпинисты применить "спрей для размораживания замков автомобилей", баллончик которого мы благополучно поломали перед самым восхождением: НО успели опробовать - БОМБА!!! Работает на 100%. Буры «Grivel» - отличные, надежные, практичные, предназначенные именно для ЭТОГО. Оборудованные ручками, они замечательно вбуриваются в твердую гладь зимнего льда, отлично выкручиваются, и, самое главное, после их изъятия они сами отчищаются ото льда. Не надо применять никаких усилий. Но они имеют один большой недостаток -УЖ ОЧЕНЬ ДОРОГО СТОЯТ. Их в нашем активе было всего 4. Очень нас удивили екатеринбург(ж)ские буры "Уралальп" - вот чего не ожидали "внатуре"!!! Эти буры работали наравне с империалистскими Grivel -ями и обладали такими же прекрасными возможностями - легко вкручивались, выкручивались, сами отчищались от снега после выкрута без каких-либо усилий, и тоже с удобными ручками. Был один Camp , который упорно не хотел закручиваться в лед не при каких условиях, хотя все лето я применял только его на Эльбрусе при работе с клиентами. Его мы решили не брать на восхождение.
Применение химических грелок ночью на стоянке избавило от проблем с обморожениями, исключая одного участника, который игнорировал их использование ради эксперимента: Днем, во время движения, их невозможно было использовать, т.к. было очень жарко с ними. Ботинки - трое из четверых были в ботинках «Koflach», моделей «Para» и стареньких «Soft Light». Конечно, завидовали участнику, который был одет в La - sportiva модели «Spantik». Но и он в своих ботинках, временами подмерзал. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||