Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Захарченко Андрей, г. Харьков

Дежавю

Дежавю – психологическое состояние, при котором человек ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, однако это чувство не связывается с определённым моментом прошлого, а относится к «прошлому вообще».

 

Фиолетовые звезды периодически проглядывают сквозь рванину туч, собравшихся над еще спящими горами и морем. Тусклый свет из салона маршрутки, странно преломляясь в стеклах, создает эффект мистического северного сияния где-то там в вышине, по правую сторону от трассы. Начало седьмого. Второе утро нового года. Микроавтобус постепенно заполняется пассажирами. Медленно светает, и иногда внизу угадывается чернота моря, вечный шум которого может с легкостью наполнить и так же легко опустошить, подарить неизведанно новое и отнять ставшее привычно естественным… Нижняя дорога постепенно забирает вверх, и на деревьях, обочине, каменном ограждении появляется снег. Времена года здесь меняются моментально, стоит набрать или сбросить несколько сот метров высоты. Зимний Крым – это не просто сочетание географического района и времени года, это определенное внутренне состояние, быть может, даже определенная философия, объяснение которой найти очень трудно, как трудно найти объяснения настроению и поступкам, которые вершатся здесь… Вскоре дорога выходит на верхнюю, основную трассу, которая через 10 минут сваливается в Ялту. Над городом чистое небо. Пересадка в неизменно холодный в это время года троллейбус и расположение собственного тела строго над обогревателем. Далее привычный гул чешского двигателя и вновь серая пелена облаков, сквозь которые иногда проглядывают освещенные восходящим солнцем вершины Бабугана. Гора-медведь, скрывающая свою макушку в серой дымке, и заснеженный Парагельмен. Восемь часов. Начало второго дня нового года.

Странная смесь горячего чая с пивом – трое туристов в ответ на мою просьбу делятся со мной драгоценной жидкостью. Сухость во рту. Пока мои товарищи в десяти километрах меняют поломанный троллейбус на исправный, я совершаю прогулку на турбазу, где у источника неспешно пью ледяную воду. Осматриваюсь. Почти год назад, в марте, остановившись на базе, мы за день совершили радиальное восхождение на Южную Демерджи со спуском дюльфером в Долину привидений и возвращением на базу. Теперь, уже другим составом планируем повторить подобный маршрут, однако за два дня.

– Во-оон где-то там находится Демерджи, – радостно изрекаю я, показывая рукой в восточном направлении.

– Ага, и как раз в эту самую задницу нам предстоит идти, – дополняет Алексей. Над перевалом светит солнце, лишь иногда закрываемое отдельными космами облаков, преимущественно открыт и Чатыр-Даг, но на восток от перевала всячески возможный обзор закрывает густая пелена туч. Мы, наконец, в полном составе, забросив рюкзаки на спины и перейдя дорогу, ныряем в лес, где Николай, определенно потомок одного из русских богатырей, вскоре оставляет нас позади. Практически сразу же оказываемся в тумане-облаке, постепенно набирая высоту. Зыбкая тишина. Впрочем, скоро, по мере продвижения вверх слышится шум ветра, давая понять о том, что слой облаков не безграничен.

– Потрясающие виды открываются вашему взору – несколько юродствуя, декламирую я, стоя на одной из обзорных площадок у первых скальных выходов Эльх-Кая. Впереди, под и над нами – лишь полное безмолвие цвета, лишь странное ощущение ничего… Все мысли, желания, ощущения, кажется, бесследно растворяются в этой серо-белесой пустоте.

Знакомый маршрут по хребту, поворот на небольшую тропку перед скалой Пахкал-Кая, три одинаково одинокие сосны, стоящие в стороне от рощи и их иголки, превратившиеся в бело-зеленую лапшу от намерзшего с одной стороны инея. И странное ощущение известности происходящего. Сейчас мы пройдем поляну МАН, поднимемся до развилки дороги, преодолеем отметку в тысячу метров и окажемся по ту сторону неба, в окружении невесомой громады белых масс, словно шлюпки, затерянные среди ледяных торосов самого южного из материков…

Траверсируя Северную Демерджи, идем вдоль границы двух противоборствующих сторон одной и той же стихии. Клочья белой ваты, гонимые ветром, в своем исступленном танце, вырываясь за пределы облака, мгновенно растворяются в прозрачном воздухе. Лишь поднявшись на характерное плато в виде гигантского трамплина, оказываемся всецело «над облаками». Двое парней из Днепропетровска со своей палаткой и доказательствами хорошо встреченного праздника примостились прямо на краю леса. Совершаем бартерный обмен тепла их костра на калории нашего продовольствия и съедаем все сало, с непониманием косясь на Николая, в чьей компетенции было заведование стратегическим продуктом. От недвижимости и продувающего ветра не спасает даже костер – прощаемся... И словно вверх ногами продолжаем шагать по перевернутому миру.

Оставив позади перемычку между двумя массивами Демерджи, начинаем подъем. И вновь как будто знакомые кони пасутся в снегу над облаками – наверное где-то внизу бродят ежики в тумане… Около четырех часов оказываемся на верхней точке южной части массива. Немного ниже, ярко выделяясь на фоне белизны снега и облаков, красуется «голова Екатерины», справа же, почти рядом обрываются вниз кулуары верхней части Долины привидений. Медленно уходящее солнце окрашивает мир в новые цвета.

Выбираем место под ночлег рядом с кулуарами. Ставим палатку, греем снег, превращая его в воду, греем воздух, греем коньяк. И затем рано ложимся спать. Но ненадолго – перспектива замерзнуть ночью явно не устраивает Алексея, лежащего с подветренной стороны палатки. Сквозь дремоту слышу, как он вылезает наружу и полчаса греется, внося необходимые инженерные изменения в конструкцию и устройство нашего жилища. Фонарик, раскачивающийся под тентом палатки, периодически слепит мне в глаза…

 

* * *

«Остаемся зимовать…»

Третий день нового года. Полседьмого. Раннее утро встречает туманом. Облака, поднявшись, теперь вносят смятение в план предстоящего спуска. Отыскиваем намеченный вчера вариант, точнее, его начало. Что ждет нас после первых двух веревок – остается тайной. Вечером, просматривая возможный маршрут, мы так и не смогли разглядеть его ниже, там, где кулуар выполаживается, плавно переходя в лес. Однако обилие деревьев на большинстве участках скал практически успокаивает.

В марте прошлого года мною и товарищами был пройден другой кулуар, однако он, в силу короткой вертикально-скальной части показался малоинтересным, и сейчас выбор пал на более привлекательный маршрут…

Впрочем, скоро туман рассеивается и к нам возвращается вчерашняя картина – ковер облаков под синим небом. Стараюсь поторапливать товарищей, но окончательно собраться и подойти с веревками к началу спуска удалось лишь к десяти часам. За спинами рюкзаки. Все станции на деревьях – их обилие с другой стороны вносит разнообразные трудности в виде продираний сквозь ветви, попытки не запутать веревки и успешно сдернуть дюльфер после преодоления участка. На прохождение первой веревки ушло два часа…

Рискуя заработать геморрой, усаживаюсь на землю под первой станцией, выдавая веревку Алексею. Вскоре он скрывается за перегибом, круто уходящим вниз, к следующему подобному лбу. Где-то под ним мы и приметили вчера вторую станцию. Конец дюльфера, унесенный ветром, основательно застревает в щели, рации на холоде практически сразу приходят в негодность. Алексей, пытаясь выдернуть застрявший конец веревки, откуда-то сверху получает поленом по каске, отчего уплывает в прострацию минут на пять… Специфика Крымских гор – вместо лавин и камнепадов – древопады. Наконец, по мобильной связи узнаем, что станция готова, докричаться за два перегиба в шуме ветра – сейчас невозможно. Выпускаю Николая, позже иду сам. После чего начинается часовая эпопея по освобождению дюльфера. По наивности, недалеко от первой станции веревка была пущена прямиком сквозь лапоть еловых веток, после чего перегибы двух лбов дополнили проблему. Кто сказал, что спуск – это перемещение лишь в одном направлении строго вниз? Поднявшись по очереди по одному разу вверх до самой станции, мы с Алексеем смело готовы утверждать обратное…

Каждый следующий участок спуска избежал столь скорбной участи, однако неукротимо отнимал у нас драгоценное время короткого зимнего дня. Обманчиво плоское дно кулуара, покрытое ветками, снегом и опавшими листьями казалось так близко, но лишь пятая веревка, преодолеваемая в уже сгущающихся сумерках привела нас к «плоскому» дну, уходящему вниз под уклоном в 30 градусов… Скатившись на полсотни метров ниже и не отыскав ничего подходящего для ночлега, я, вернувшись, сообщил, что мы устраиваем «висячую» ночевку. Дальнейшие поиски в радиусе 20 метров выявили совокупность относительно горизонтальных участков прямо под скалой, на которых всем троим можно было весьма комфортно «провисеть» ночь прямо на земле в привычном горизонтальном положении…

Дрова изначально собирались прямо из-под ног, позже – за ними приходилось аккуратно лазить по окружающему склону, вода в виде снега черпалась прямо у костра, организованном между скалой и деревом, гречневая каша была обильно приправлена дровами и морскими ракушками, чай (а впоследствии просто вода) с жадностью поглощалась обезвоженным организмом, привидения не наблюдались… Вскоре поднялся туман.

Я с Николаем довольно быстро определили себе место ночлега, а вот Алексей долго не мог решить, с кем ему будет комфортнее провести ночь. За моей спиной он безнадежно съезжал вниз по склону, а рядом с Николаем непроизвольно получал ногой по голове… Примостив голову и плечо в дырку над склоном, я тем самым создал противовес для неизбежно ускользающей нижней части тела, что и позволило мне, укрывшись спальником, весьма комфортно провести ночь. Иногда туман рассеивался, открывая взору огни поселка Лучистое. Периодически долетал лай деревенских собак. Привидения не наблюдались… Вскоре пошел снег…

 

* * *

– На перевале снег, троллейбусы не ходят, на чем поедем?
– Частника возьмем…
(«Асса»)

Замерзать начали после четырех часов утра. Устав бороться с холодом в попытках получше укрыться промокшим спальником, отбрасываю последний и, стряхнув с него снег, подползаю к костру, который уже успели развести товарищи. Оставшаяся с вечера каша и теплая вода. Окружающая чернота и немота. Чуть светлое небо, проглядывающее сквозь ветки над стенами кулуара. Словно прямо под ногами раскинулись редкие огоньки поселка, а чуть далее, разбросанные более плотно – огни Алушты. Где-то дальше находится море, впрочем, его я в тот день не видел…

Медленно-медленно чернота отступает, на часах – около семи утра. Впереди – неизвестный спуск. Судя по всему, осталось немного, но не хочется провести еще одну подобную ночь. На этот раз довольно быстро собираемся, сдергиваем оставленные вчера веревки и бросаем вниз перила. Дальше спуск более пологий, но укатиться все же есть куда. Пройдя одни перила, бухтуем веревки и достаем палки. Слой свежевыпавшего снега порой не дает понять, что находится под ним – листья или обледенелый камень. Аккуратно траверсируя склон кулуара, начинаем спускаться… Снегопад тем временем усиливается.

Периодически проверяя пятые точки на их способность противостоять жизненным коллизиям, продираясь сквозь густые заросли подлеска, через полтора часа оказываемся в уже знакомом мне кулуаре. Почти пологий спуск периодически преграждают небольшие скальные ступени, уже нет желания доставать веревки и, бросая палки впереди себя, мы аккуратно сползаем вниз. Вскоре лес неожиданно расступается, и мы выходим на открытую местность, туда, где тропа, спускаясь с Южной Демерджи, плавно выгибаясь, проходит самую живописную часть Долины привидений. Лишь теперь нас можно поздравить с успешным спуском. Над всей Алуштинской долиной из плотных высоких туч валит густой снег. Утоляем жажду в роднике и почти вприпрыжку топаем в сторону Лучистого. Там, на входе в поселок, нам неожиданно попадается микроавтобус, который привез откуда-то отдыхающих (вот не сидится же им дома) и теперь пустым направляется в Симферополь. Договорившись о цене, запрыгиваем с рюкзаками в салон. Водитель тем временем кого-то ждет, и мы еще больше часа ждем отправления. В салоне холодно и неуютно, а мокрые ноги постепенно дают о себе знать. Наконец-то трогаемся, но на перевале доблестные служители дорожного правопорядка почти на час уводят водителя к себе в помещение, откуда он возвращается с кипой бумаг. Промерзаю окончательно. Там, вверху, на вершине и в кулуаре было гораздо теплее, чем здесь, среди людей.

Над перевалом, вдоль трассы по направлению к морю метет снег, намерзая на лобовое стекло микроавтобуса. Тучи теперь поднялись выше горных хребтов, и кажется, будто во всем Крыму уже не осталось солнечных пятен. Из динамиков тихо, словно бы из глубины подсознания доносится «Мой Рок-н-Ролл» Би-2. Вопреки снегопаду троллейбусы ходят исправно – их старомодные тела на фоне современных автобусов отдают каким-то странным ощущением прошлого. Прошлого, где я никогда не был…

Горы постепенно остаются за спиной, Симферополь, маршрутка, бесконечная пробка на улицах города, привокзальная пиццерия. Солянка, пицца, остатки коньяка, выпитые почти самостоятельно… Тепло. Одесские туристы, чай, еще чай, больше чая… За окном наконец-то стихла метель, и теперь сверкающая привокзальная площадь с наряженной елкой и свежевыпавшим снегом напоминает кадры из старых американских фильмов про Рождество. Сейчас вот-вот где-нибудь заиграет « Jingle Bells» или какая-нибудь прекрасная старая песня Синатры. Ощущение запоздавшего праздника. Или просто задержавшегося…

Поезд опаздывает на 40 минут…

С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них –
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!

 

Skif (skif_poas@rambler.ru)

13.01.2008

 


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100