Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снегоступинг на Западном Тянь-Шане
Казахстан, Юго-западные отроги Тянь-Шаня
27 февраля-4 марта 2005г. Вступление
Встретившись в очередной раз, после празднования Нового года, открыли карту Киргизии и окрестностей (другой тогда не удалось найти), нашли самую высокую точку вблизи Чимгана и Бельдерсая, куда мы собирались ехать исключительно ради катания. Точка имела название Пик Сайрамский - высота 4236 - высочайшая вершина Угамского хребта. На восхождение и катание запланировали неделю. За все время подготовки однозначной информации о вершине и подходах к ней найти не удалось, были только отрывочные данные и несколько старых описаний. Удалось раздобыть одно и пятикилометровые карты районов. Вполне сносной достоверности.
На восхождение собрались вдвоем. Боевые друзья и подруги отказались. Первоначально был запланирован кольцевой маршрут. Заход со стороны Узбекистана по реке Пскем, через перевал Сайрамский, восхождение на вершину и выкат в Казахстан (вершина находится практически на границе). Исходя из предполагаемого рельефа и рассказов местного населения в интернете планировался выкат около 15-20 км. В общем, сборы были несколько спонтанны, информация о районе отсутствовала. Итак, день первый. Заброска
Наступили долгожданное утро. Пора собираться и уезжать из Чимгана в большие Горы. Бессонная ночь дала о себе знать. Все же 3 часа сна - это мало... Зато проводы получились отличные.
Нам предстояло доехать до границы Узбекистана и Казахстана и добраться как можно ближе к вершине. Утром приехал уже знакомый нам водитель Амир и за умеренную плату довез нас и весь наш груз до границы. Тут начались наши приключения. На границе нас встречают «приветливые» казахи, и предлагают за умеренную плату доставить тебя и твой груз в любую точку мира. Мы показываем на карте точку, куда нам нужно попасть (около 180 км пути). Они, разумеется, соглашаются. Проехав 700 метров приграничной полосы и 6 постов за 1,5 часа (с учетом того, что все пограничники были их "друзья"), мы оказываемся в Казахстане. Водитель с напарником начинают отказываться везти нас до оговоренного места, ссылаясь на течь масла, бензина, спущенные колеса и "плохую погоду". Предлагает пересесть в другую машину, которая довезёт нас до требуемого места, при этом денег доплачивать не нужно. Ну, нам собственно не столь важно на какой машине ехать. При нас они договариваются между собой, мы еще раз вместе, согласовываем конечную точку. Переговоры даются не просто, большинство достаточно плохо говорят по-русски или просто несколько подтормаживают…
Оставаться еще на сутки в Чимкенте из-за газа мы не могли себе позволить. Планы есть планы.
О цене договорились - около 300 рублей за машину. Хотел 350, но по местным меркам это очень высокая цена. Почти сразу же мы пересаживаемся в машину его "родственника" Оказалось, он его первый раз видел, а денег таксист получил меньше половины от суммы, которую дали "первому" водителю. Реальная стоимость была еще ниже. В общем – свои хитрые махинации. День второй
Итого, 5 машин и мы находимся на посту у егеря Алика, который нам говорит, что вершина закрыта спасателями, и вообще, нечего туда зимой ходить, да еще и вдвоем... Лавины, погода, пурга скоро, документов нужных нет, в общем, пришлось договориться... Алик – замечательный человек, закрыл глаза на отсутствие разрешения от Лесхоза (какой нам к черту лес), рассказал, где можно найти баню, приютил наши лишние вещи, которые мы с собой решили не брать, пожелал нам удачного восхождения.
Этот маршрут и был выбран за основу. Третий день
C места на гребне, где мы разбили лагерь открывался шикарный вид: “мохнатые” звезды, силуэты вершин, а внизу, в сотне километров от нас, далекие огни Чимкента и других малых и больших казахских поселений. GPS показал высоту 2935.
"Походная" горелка заслуживает отдельного рассказа. Вес около 1,5 кг. Баллон зафиксирован сбоку от горелки таким хитрым образом, что почти всегда лежит на снегу и находится в 15-20 см. от огня. Приходится каждые 15-20 минут менять баллоны, греть и т.д. На 2 литра горячей воды уходит от 1,5 до 2 часов. Зависит от интенсивности танцев с бубном вокруг чудо-горелки! В Казахстане подобные горелки распространены для поездок на природу, использования в бытовых целях. Туризм и альпинизм, в силу бедности населения, не развит. В Горы люди практически не ходят. День четвертый, восхождение
Решено, берем только ледовое снаряжение, скальное оставляем внизу. Все же лишние 2 кг играют роль.
Дальше начинается ледник. Весь цирк закидан ледовыми глыбами и «чемоданами». Смахивает на результат обстрела цирка из пушки. Заряд: камень + лед. Место расположения "базуки" - макушка ледника, которая находится под солнцем. Сам ледник круглые сутки в тени. Картина Репина "приплыли"... За первые 15 минут нашего присутствия на гребне с макушки ледника сходят две ледовые лавины... Зрелище, конечно, сказочное и завораживающее. Но вот лезть под эту «сказку» совсем нет желания.
Из всего этого достаточно быстро можно было сделать вывод - вершины нам не видать. По крайней мере, сегодня.
Как долго мы материли себя за скальное снаряжение, оставленное внизу. Буры на скалах... как-то не очень нам были нужны. В результате около 500 метров траверса за несколько часов. В среднем уклон плит до 50-60 градусов, порода сыпучая. Ближайшей целью был "зуб". По логике вещей за ним должны были начаться достаточно пологие плиты для «пешеходных» прогулок. За "зубом" обнаружился 20-ти метровый отвесный сброс, чему я, честно говоря, не удивился. А время бежит вперед, уже шесть вечера. GPS зафиксировал высоту 3620.
Дальше маршрут был достаточно несложный. После сброса - выход на скальный гребень и 4-5 часовая прогулка до вершины. Реально, но на обратном пути ночевать на скалах, при этом осознанно... По прогнозу на завтра должен быть буран. Да, будет вершина, но не совсем понятно, что при этом будет со здоровьем. Нет, возвращаемся... Спуск оказался достаточно простым. В удобных снегоступах, в связке, гуляй да гуляй себе по заснеженным полям. С отличным видом на ледник, с которого периодически сходят красивые и шумные лавины. В принципе, можно повторить восхождение завтра. Маршрут уже понятен, времени на раздумья так много не потребуется. Но на завтра по прогнозу - снежная буря. А поймать такую погоду на вершине или вблизи - ничего хорошего не выйдет.
Звонок по спутниковому телефону домой, близким. 30 грамм согревающего напитка, ароматная трубка... чего еще нужно от жизни, когда сидишь на 10-ти метровой снежной подушке, среди скал, на высоте 3 000 метров? Если и есть собственно чувство счастья, то, наверное, его ощущаешь в такие моменты: монументальность и вечность гор, звездное небо, тишина и мысли о далеком доме. Решено. Завтра начинаем спуск вниз. Где-то там внизу нас ждет баня летнего кемпинга "Сайрам-су" и оставленная заброска. А в заброске осталось мясо и коньяк! Может быть, и нужно сожалеть о неудавшемся восхождении, о непокоренной вершине. Но мы ни капли не жалеем! Сходили отлично! А вершина... если мы на нее в этот раз не поднялись, значит не судьба – все еще впереди! Пятый день
Пока топилась баня, я принялся за самый вкусный ужин похода: кило мяса, 5 луковиц, чеснок, специи. Потушить на медленном огне, и можно открывать коньяк!
На сей раз чудо-горелка не подвела. Внизу она работала значительно лучше.
Поужинали, заготовили веники из аларчи и пошли в "баню". Строение нагрелось, правда, пара в нем мы не смогли найти. Так, в чередовании "бани", снега с шиповником и очередной рюмочки коньяка и закончился день. Шестой день – «выброска»
Алик сначала немного удивился, встретив нас. Видимо, проводил на вершину он нас действительно навсегда. Но при этом организовал трактор с прицепом для нашего выезда. Тракторист приехал на сутки раньше, и им пришлось эти сутки проводить за алкоголем. Хоть тракторист и не смог говорить с нами по-русски, но понял, что надо ехать, и ушел куда-то искать свой трактор. При этом прицеп был на месте…
Пока ждали тракториста, Алик поведал нам, что на эту вершину за последние 10 лет зимой ходили всего два раза. Одинокий мужчина, решивший встретить там новый год, и одинокая женщина (очевидно, праздновала 8 марта). Так что вершина не такая и популярная, но маршрутов, начиная от 2А и заканчивая 6Жо, хватает.
На этом тропежно-восходительная часть завершилась, впереди нас ждала азиатская цивилизация. С таксистами в Чимкенте на сей раз было проще. Во-первых, небритых, черных и грязных нас уже принимали за местных, во-вторых наш опыт общения с таксистами дал о себе знать, и понимали мы друг друга без проблем. Ближе к вечеру, на границы Казахстана и Узбекистана, начались переговоры с пограничниками. Дело в том, находиться в Казахстане без регистрации можно 5 дней. Дальше обязательна временная регистрация. Мы это знали с первого дня, но решили просто по-русски - забить. Границу мы проходили около 4-х часов. С 4-мя постами Казахстана нужно было договориться. Денег мы тоже решили принципиально не давать, а ведь деньги у нас просили. Просили почти все должностные лица. Монолог ДПСника: " Ваши документы. Тааак, нет регистрации. Пройдемте... Официальный штраф 180 долларов. Миграционная служба здесь может быть через час. Мы вас имеем право задерживать до 72 часов. Предлагаю заплатить 40 долларов, и поедете с миром". Это происходит именно в форме монолога. Выслушав аналогичные монологи каждого из пограничников, мы, разумеется, прошли границу со множеством интересных отговорок. Видимо насыщенный кислородом воздух пробудил фантазию.
Зато узнали тарифы погранзаставы: Предлагают услуги достаточно оперативно. Грустно, когда должностные лица, пограничники (!) так себя ведут. Одним словом свой мир, со своими законами, вернее с полным отсутствием оных. Узбекистан в этом отношении гораздо более гостеприимен. Ближе к полуночи мы оказались в славном городе Ташкенте. Узбеки, все же, более приятный и доброжелательный народ, нежели казахи. Отведав вечером отличной узбекской кухни, отправились спать на съемную квартиру. Седьмой день, Ташкэнт, дорогой, да! Пол дня прошли в прогулках по рынку, закупке бушлатов-халатов, тюбетеек и прочих сувениров. На рынке нужно вести себя так же, как и с таксистами. Народ достаточно ушлый. Вид у нас уже и так был – чистые узбеки. Добавив немного акцента и приговаривая, что мы гиды из Чимгана (привет Бельдерсаю, Сане и Антохе!), сбивали цену в 3-4 раза!
Правда, единственный минус, "прописки" в Чимгане: в метро нас останавливали почти на каждом посту. 3-4 раза обыскали. Небритые, черные парни вызывали большие подозрения у местных правоохранительных органов. Завтра решили поехать в славный град Самарканд. Находится он почти в 400 километрах. Старинный, красивый город. Взяли билеты в оба конца на комфортабельный поезд. Выезд в 7 утра... Есть шанс проспать, но мы же бдительные! Пока ходили, разузнали насчет ночной жизни. Симпатичная девушка, европейской внешности, посоветовала нам пойти в клуб под названием "Че Гевара". Конкурс лучших танцовщиц Ташкента, окончательно нас соблазнил, и мы решились. Клуб действительно оказался отличным. Девушки паранджу не носят, танцовщицы стараются победить в конкурсе. Легенда о том, что мы гиды из Чимгана, работала на ура! Все было классно, пока не объявили победителя конкурса. Им оказался "парень" нетрадиционной ориентации. Поругавшись на эту тему с администрацией, мы достаточно большой компанией двинули в следующий клуб - "Катакомба". Но туда нас уже не пустили, из-за "спортивного" вида и небритых морд лица. Договориться, так же как с пограничниками, тоже уже не получалось. В 3 часа ночи, решили, что пора бы и лечь спать. Вроде ведь поезд на утро запланирован? Самарканд
Очень, кстати, поражала нас фраза “Какого года ?”, по крайней мере все (таксисты, прохожие, егерь, прочие комрады), с кем приходилось начинать общение, первым делом спрашивали именно об этом, ну вроде как ритуал у них такой… В конце концов выяснилось, что это для того, чтобы понять как ты себя должен вести: подшучивать, на равных или с полным уважением. Они всегда узнают об этом, такая традиция. Вылет Все бы отлично, но с железом, снегоступами, сноубордом и сувенирами мой багаж весил я 37 килограмм. Это еще без ручной клади, которая была мне крайне необходима в самолете: палатка, кофлачи, каска. Такой перевес тянул на 1,5-2 тысячи рублей. У Вовки еще веселей – 45 килограмм. Ему лететь в Москву, мне в Иркутск. У каждого по 500 рублей и по 2 000 сумм (около 60 рублей). Взяв пива на последние суммы, отправился договариваться с представителем авиакомпании. Договориться получилось. Выездная таможня удивилась, что я везу с собой всего 45 рублей. Хотели обыскать на предмет наличия денег.
В общем, как говорил товарищ Сухов красноармейцу Петрухе: «ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ!» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||