Горы мира > Северная Америка >

Не суровые дядьки,
Эль Капитан - 97. Маршрут Салатэ
Экспедиция Reticent Wall, Эль-Капитан, Йосемиты. 12/05 - 21/05/2001
Новый скоростной рекорд братьев Хуберов на Эль Капитане.
Эль-Капитан. Маршрут Shield.

С 15 апреля по 15 июня словенская скалолазка Мартина Чуфар в компании Стефани Боде , Арно Пети и Шона Лери (Martina Cufar, Stephanie Bodet, Arnaud Petit, Sean Leary) путешествовала по Соединенным Штатам в качестве первого знакомства со знаменитыми североамериканскими скалолазными районами Indian Creek, Yosemite, Tuolome Meadows и Needles... Целый месяц вкушения всех прелестей трад-лазания! От скромных поначалу успехов (в щелях Мартина не могла справиться с 6а), к прохождению Его Величества El Capitan в Yosemite.

Скалолазание в Америке - в восторге от El Capitan

Мартина Чуфар:

До этого путешествия я ездила в Йосемитскую долину всего на день перед стартами в Сан-Франциско в 1997 году. И только лишь одного взгляда на Эль-Капитан мне хватило, чтобы мечтать о нем долгие почти десять лет. И все последующее время, активно участвуя в соревновательном процессе, в глубине души я знала, что он всегда со мной рядом. “Когда я прекращу выступать в соревнованиях, я отправлюсь на Эль-Капитан”, - вот, что я постоянно твердила себе.

И сказка стала былью

Еще перед моим завершающим соревновательным этапом я собрала команду для поездки в США и купила билет. И если ее участники, три французских клаймера были с большим опытом прохождения трад- и бигвольных маршрутов (с двумя из них я была хорошо знакома по различным соревнованиям - это Стефани Боде и Арно Пети, третий- Николас Хализ - они вместе прошли водопад Анхель в Венесуэле), то я была полным "чайником" в восхождениях такого типа, и поэтому была более, чем счастлива присоединиться к асам трада и бигвола. Перед самым отъездом Николас получил травму, после чего нас осталось трое. Но я была в полной уверенности, что найду нового напарника на месте. Никаких особенных задач у меня не было, только лишь получение навыков щелевого лазания, работы с железками, тактика и практика бигвола… И, конечно, надежда пройти El Capitan, независимо от способа лазания. Столь дальняя поездка предполагала большие расходы, и до этого у меня не было своего стенного снаряжения. Но я понимала, что это надежные инвестиции капитала на будущее

Indian Creek - разве возможно лазать по трещинам и получать удовольствие?

Это первое, о чем я спросила себя после первого опыта щелевого лазания. Все болело, руки, ноги, да все тело целиком просто страдало.... Наше приключение началось с района Indian Creek (Штат Юта), известным своими удивительными песчанистыми колоннами с отличными щелями. Здесь много вертикальных маршрутов от 30 и более метров длиной и трещин разной ширины. И никаких точек опоры для ног и хотя бы мизеров. При этом, когда ты не знаешь, как расклиниться, то это становится реально большой проблемой - в начале, я даже не могла пройти 5.10. (6a)! Но меня это не обескураживало, я жаждала научиться, тем более вокруг были одни лишь положительные примеры того, что щелевое лазание - это достаточно легко. По крайней мере, это так выглядело, когда я наблюдала, как Стефани, Арно и местные клаймеры справляются на маршрутах. Ну, а затем я узнала, что методы (и задействованные мускулы), при этом реально отличаются от того, с чем я сталкивалась за почти двадцатилетний скалолазный опыт.

Еще одно, что было для меня вновинку и к чему нужно было приноровиться, это отсутствие шлямбуров. Никогда в жизни до этого я не устанавливала камалотов, и меня это просто поначалу пугало. А когда при этом вы ещё боретесь с трещиной, то выбрать нужный размер, хорошенько установить и пройти - задача не из легких. Мне понадобилось несколько дней, чтобы преодолеть свой страх.

Несмотря на все эти проблемы, боль и ноющие мускулы, каждое утро меня будило усиленное чувство мотивации. И я вскоре почувствовала, что мои усилия начали приносить плоды – прогресс пошел. Какое облегчение! Я уже способна была расслабиться посредине маршрута и насладиться открывающимся великолепными видами Indian Creek. Я сделала свою первую 5.11, затем 5.12. И была столь счастлива, как будто это были 8b! А через некоторое время уже была очень близка к завершению Ruby's Cafe 5.13a. Это отличный щелевой маршрут под один палец, которую Стефани прошла накануне. Но в щелевом лазании категории сложности не так важны, как в лазании на известняковом рельефе здесь трудность зависит больше от размера трещины. Для европейцев, трещины шириной в палец легче, чем off-width'ы - это действительно трудно. Как-то я смотрела видео "Return to sender" ("Вернуть отправителю"), где хорошо описаны все способы расклинивания. И не бойтесь выглядеть смешными - это выглядит намного легче, чем есть на самом деле! Клаймеры "измеряют" размер трещины согласно цветам камалотов. Моими фаворитами были красные и желтые (для руки), и совсем не понравились зеленые и фиолетовые, где нужно делать ринглоки - бедные пальцы! Вам нужно скрутить их и протиснуть в щель с неероятной силой! Но самое худшее - это были offwidth 'ы - такие неудобные большие щели, страшные для большинства разумных восходителей, которые слишком широки для руки или заклинивания кулака, и где расклинить вам придется уже и обе руки, а так же колени, бедра и т.д …

Его Величество - Эль-Капитан

Поднабравшись немного опыта, мы решили, что теперь самое время перебраться в Калифорнию. И в своём решении были не одиноки. В мае становится слишком жарко в Indian Creek, так что много клаймеров, подобно кочевникам, отправляются в долину Yosemite , где условия для лазания становятся в этот момент совершенными.

Стефани и Арно сосредоточились на маршруте Free rider, так что мне нужно было найти напарника, в чем, к счастью, мне повезло! Я встретила Шона Лири (Sean Leary), местного йосимитского клаймера. Он прошел уже все классические маршруты, и в этом году намеревался сделать The Golden Gate (5.13b, 41 питч) свободным стилем. (Примечание: Маршрут был распечатан Алексом иТомасом Хуберами в 2000 году. В 2003 году Юджи Хирояма прошел линию свободным лазанием, в 2004 году маршрут повторили Джастин Сионг и Стив Шнейдер). Он стал моим гуру. Первоначально мы хотели пройти несколько более легких классических линий, чтобы освоить скользский Йесемитский гранит, технику стенных маршрутов и т.п. Но погода в долине звенела и он хотел приступить сразу к своему проекту. И вот, на второй день моего пребывания в Yosemite , я уже поднималась к его величеству Эль-Капитану! Еще когда я подходила под стену, чувствовала, как мурашки ползают по всему телу эта стена излучает особенную энергию!

Даже подход под маршрут на Эль-Капитане означает определенную тактику. Все было так ново для меня! Сначала мы (со Стефани и Арно, так как оба маршрута Free Rider и Golden Gate имеют общие начальные 24 питча) провешивали веревки до Hollow Flake ledge. На следующий день мы буксировали наш большой и тяжелый баул со снарягой как раз до того места, откуда можно стартовать и идти быстро и налегке, по крайней мере, начальную часть маршрута этого "настоящего" восхождения. Просто невероятно, сколько каждый может съесть и выпить на маршруте! Я имела представление об этом еще при упаковке баулов, но когда нам пришлось их поднимать...! Они были настолько тяжелы, по два человека с каждой стороны в поте лица трудились, чтобы медленно поднимать их по стене. И конечно, они застревали на каждом возможном выступе.

Golden Gate

Затем был день отдыха (работа с жумаром и подтягивание грузов утомляет будь здоров!), а 14 мая засветло приступили к The Golden Gate. Медведь, рассевшийся в десяти метрах от старта подбодрил меня идти быстро :) и через шесть часов мы были уже в месте нашей заброски. Маршрут не так крут в первой части, но это не значит, что будет легко. В наличии несколько технически сложных участков, а так же, вероятно, самый длинный питч на Эль-Капитане, The Hollow flake (камин раскрывающийся вниз), который я назвала ужасным - The Horror flake. Сначала надо подняться, чтобы встегнуться в старый крюк, затем продолжительный контрупор по щели в палец толщиной, траверс и, наконец, 20 - 30-метровый offwidth , где невозможно организовать страховку. А наверху единственный крюк - приблизительно 15 метров вниз и вправо. И нельзя даже думать о падении!

После Hollow flake наша прогрессия замедлилась из-за перетаскивания двух тяжелых поклаж весом больше, чем 100 килограмм (15 галлонов воды). Но это еще не все - под конец дня нас ждала Monster crack, трещина сложности 5.12a! И этот сорокаметровый почти камин, называемый так же Европейской загвоздкой, стал для меня самым сложным питчем этого маршрута! Шон прошел его с легкостью, а я была слишком уставшей, даже, чтобы попробовать, но на следующий день сделала его после почти часовой борьбы. Когда поначалу вы при каждом перехвате продвигаетесь на четыре сантиметра вверх и на три вниз, и готовы уже бросит это занятие, вдруг чудесным образом ваша нога застревает где-нибудь так, что можно передохнуть и подзарядиться, чтобы продолжать в том же духе, сантиметр за сантиметром...

В течение следующих дней мы поднимались медленно, и не только из-за вытягивания баулов, но так же потому, что верхняя часть Эль-Капитана становится более нависающей и более сложной. Выше El Cap Spire линия Golden Gate расходится с более многолюдными маршрутами Salathe и Free rider. И дальше у нас не было ни следов магнезии, ни очевидной линии, даже присутствовала некоторая растительность в трещинах. А где-то просто забыли забить шлямбура :). Но к тому времени я уже начала доверять камалотам.

Вскоре мы достигли первого ключа - траверс приблизительно 10 метров направо и немного вниз. Стена была чиста подобно зеркалу, одинокий crimp и где-то внизу отдаленная плоская опора для ноги. Слишком далеко для меня. Некоторое время я пыталась найти решение проблемы (потому что я считаю, что решение есть всегда, даже если оно совсем призрачное), но затем бросила это дело. Не хотела тратить на участке слишком много времени. У меня не было цели пройти Эль-Капитан свободным лазанием, но получить по возможности как можно больше опыта и помочь Шону осуществить его мечту. После более чем двадцати попыток Шон, наконец, сумел пройти этот очень сложный участок на равновесие. Все клаймеры, прошедшие этот маршрут (в том числе и Юджи Харияма), говорят, что это - сложнейший питч, и никто так и не понимает, на каком основании братья Хуберы присвоили ему категорию сложности только 5.12c.

Лидировали мы по очереди, меняясь время от времени, но я всё вычислила и подгадала так, что не получила ни одного из тех страшных off-width'ов :-). На четвертый день мы подобрались к первому из трех участков 5.13. Я уже даже не представляла, что мне предстоит, особенно после сильного затруднения на off-width 5.11. К счастью, эти три питча больше подходили под “европейский стиль лазания”. Несколько мизеров, карманы, слопперы, а если и попадались трещины, то шириной в палец. Пару из них я даже прошла флэшем, The Golden desert и траверс A5! А на участке The move был еще один длинный перехват, с которым я не смогла справиться.

Надежда Шона пройти маршрут свободным лазанием, к сожалению, прервалась на участке Traverse - он так близко был к ее осуществлению и сделал пять попыток, но сказалось утомление от шестидневного пребывания на стене. Решение продолжать подъем без чистого прохождения этого участка далось нелегко. Но у нас не было достаточно еды и воды, чтобы провести еще один день на стене... И вот, после 41 питча и 6 дней восхождения, мы стоим на вершине, глупо улыбаясь. В конце концов, мы прошли маршрут свободным лазанием в командном стиле! (Я, не уверена, но, возможно, это было пятое повторение). Прошли не идеально, конечно, (не каждому из нас удалось пройти все питчи свободным лазанием), но big wall - это работа всей команды, и так что в зачете наш "общий результат".

Шесть дней на стене - это незабываемый опыт. Впервые в моей жизни я ночевала над пропастью в сотни метров. И мне понравилось! С Шоном было очень комфортно продвигаться вверх. За шесть дней в воздухе мы узнали друг друга даже больше, чем если бы провели вместе год на земле. Он оказался идеальным партнером для восхождения в моей финальной части каникул в Америке, и мы уже наметили совместные планы на осень, когда я собираюсь вернуться сюда. Энергия Эль-Капитана как магнит! Мы хотели бы попробовать El Nino.

После Golden Gate мы прошли (не все свободно) некоторые классические маршруты: Washington Tower (350m, 5.11c), Regular North West Face 5.12d на Half Dome (23 питча за один день), и позже, когда стало слишком жарко лазить в Yosemite , мы перебрались в расположенные выше районы Tuolome Meadows и Needles, где прошли несколько более простых маршрутов в четыре питча.

Между прохождением длинных маршрутов я "отдыхала" на коротких спортивных трассах и болдеринговых проблемах. Не самым сложным, но, конечно, самым известным таким маршрутом был Separate Reality 5.12a. В 1978 году по этой удивительной потолочной трещине впервые прошел Ron Kauk, а фотографии этого прохождения, опубликованные в скалолазных журналах, позвали в Yosemite еще одну легенду скалолазания, Вольфганга Гюллиха, который несколько позже сделал отличное соло прохождение этого маршрута.

Ну, а конец моего клаймингового приключения оказался весьма суматошным - не имеющим никакого отношения к лазанию. Бесконечные задержки в аэропортах, мой раздутый локоть (помешавший мне отлично полазить в последние дни) превратили мой путь домой в кошмар. Я застряла на сутки в аэропорту JFK , и мой травмированный локоть (опухавший все больше и больше) не дал просто провести ночь в фешенебельной гостинице, а заставил просидеть в больнице в обнимку с антибиотиками. Так что мой длинный список того, что случилось “впервые в моей жизни” стал еще длиннее и включил первую поездку на скорой помощи, премьеру в больнице, первое вливание антибиотиков и, после возвращения домой, первый наркоз и операцию … Все это пережить было гораздо сложнее, чем провисеть шесть дней на Golden Gate!

К счастью, ничего серьезного, мои мускулы и сухожилия в норме, так что я надеюсь вскоре приступить к лазанию. Как оказалось, причина воспаления - инфекция в локте. После стольких пройденных питчей (я подсчитала, что прошла их 190) и метров, которые прожумарила, неудивительно, что мой локоть начал жаловаться. Но я считаю просто невозможным отдыхать, если вижу перед собой хороший маршрут. А таких в Yosemite очень много!

Короткая справка:

Мартина Чуфар, год рождения 1977

Словенский скалолазка, отметилась выдающимися результатами в соревнованиях: в течение 14 лет 260 соревнований, 32 призовых места, выиграла 6 Мастеров и 3 этапа Кубка Мира, 9-ти кратная национальная чемпионка, второе место на Чемпионате Европы 2002 и чемпион Мира 2001. В 2006 она объявила о выходе из соревновательного процесса.

В активе:
Декабрь 2005 - первая 8c Vizija в Misja Pec , Словения, несколько онсайтов до 8a +, а также первое женское прохождение мультипитча Hotel Supramonte 8b на Сардинии в 2004.

В настоящее время работает спортивным инструктором.

По материалам www.planetmountain.com

Восхищена силой, выносливостью...

Восхищена силой, выносливостью, гибкостью, силой воли Мартины Чуфар! Удачи и новых успехов! Алиса. Delighted power, endurance, flexibility, will power Martin CHufar! Good luck and new success! Alisa.

супер

А-а-а!!! Тоже хочу в долину Yosemite! Э-Э-Эль-Ка-а-ап!!!