Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
Три «банана-ласси», или Непал 2006
Мы - это Сергей, Наиль и я. Наиль - строитель. На такие пустяки, как походы, раньше не разменивался, работал и читал серьезные книжки. Анализировал жизнь, оценивал людей через их поступки, извлекал выводы из своих ошибок, хотя было желание учиться на чужих. Для этого лучшей профессии, чем строитель, не найти. Имел богатый, а, главное, разносторонний жизненный опыт. Казалось, не было мест и ситуаций, где бы он не «попадал», и не было возможностей, которые бы он не упустил. Без его рассказов о себе и людях наше мероприятие лишилось бы определенного колорита. В большие горы он попал впервые (распивание боржома на одноименном курорте не в счет), поэтому сильнее всего переживал встречу с ними. Но выстоял, несмотря на сильную ответную любовь. К этому походу приобрел гору снаряжения, так что теперь, похоже, будет вынужден ходить в горы, чтобы износить его. Сергей - финансист. Работа эта накладывает отпечаток на человека. Ему приходится уметь считать деньги и легко относиться к ним, особенно к чужим. Именно поэтому ему было поручено распоряжаться нашей экспедиционной казной. Скрупулезность и педантичность в подсчете и контроле предполагаемых трат (ведь финансисты легко берут и трудно отдают) странным образом сочеталась в нем с добротой и благожелательностью. Выводя мошенника на чистую воду, он буквально приводил его в ступор своими подробными записями, что мы съели и почем за прошедшие два с половиной дня. Но, даже имея такие козыри на руках, он все равно соглашался, что завышенная, предъявляемая к оплате цена, тоже правильная, поскольку всегда находил в человеке нечто хорошее, требующее дополнительного вознаграждения. Ровный, спокойный, сильный (был на пике Ленина), прошедший школу спортивного туризма, здесь он был в своей стихии. О себе скажу скромно - я их вдохновитель. Без меня бы они не узнали, что земля - круглая, ничего не узнали бы о Гималаях и никогда бы сюда не попали. Я и сам долго не решался, внимал предупреждениям нашего МИДа, слушался друзей, пока не понял, что маоисты - это надолго, а я - не навсегда. Так и решили – едем, несмотря ни на что. Время выбрали межсезонное - с начала марта, вроде уже не зима, но и до высокого сезона еще целый месяц. Очень уж не хотелось проситься на ночлег и получать отказ по причине отсутствия мест. Сейчас, по завершении нашего мероприятия, эти опасения кажутся смешными, т.к. недостатка в жилье на маршруте треккинга просто нет. Мы почти всегда были единственными постояльцами. Исключение составляла лоджа в Лобуче, забитая до отказа невесть откуда взявшимися треккерами, да и то потому, что деревушка уж больно маленькая - несколько домов (они же лоджии), да конюшня. Большие проблемы, возможно, бывают в Горак-Шепе, но мы там не ночевали, т.к. это всего в 1,5 часах ходьбы от Лобуче и можно встать чуть пораньше и успеть и на Кала-Паттар, и в базовый лагерь, и вернуться назад в Лобуче, а то и в Периче. В Луклу мы прилетели 8-го марта утром, первым рейсом "Йети эйр". Как и положено знающим что к чему людям, заняли места слева по борту самолета, чтобы лицезреть Гималаи. Кое-что, конечно, увидели, но самое главное разглядеть не удалось т.к. летели низковато и облака мешали увидеть самые высокие вершины. Зато тропу к Лукле и перевалы на пути к ней разглядели в подробностях. Порой казалось еще немного, - и шасси самолета должны зацепить макушку хребта, сам самолет должен коснуться тропы, упорно карабкающейся по склону. Потом хребет оставался позади, и тропа круто сбегала вниз по склону в темную глубину ущелья, превращаясь в тоненькую желтую ниточку, терявшуюся в темно-зеленом лесном массиве. Мелькнет внизу ленточка реки, - и уже новый склон начинает стремительно набирать высоту, приближаться к нашим иллюминаторам, чтобы в последний момент также сдуться, мелькнуть крышей непонятно как оказавшейся на гребне хибары, и опасть противоположным, уже терассированным, склоном в следующее ущелье. Эта игра в поддавки длится на протяжении всего полета. В конце концов из склонов прорезаются первые скальные клыки, уносящие свои, постепенно покрывающиеся белым снежно-ледовым нарядом, острия все выше и выше к небу. Горы вырастают над нашим самолетиком, раздаются своими километровыми стенами вширь, оставляя нам все меньше места для маневра, словно намекая, что игры закончились. Да это и так ясно. Надвигающийся на нас хребет, увенчанный белыми вершинами высотой за шесть километров уже не облететь. Ищем взлетно-посадочную полосу на склоне и, с небольшим набором высоты, садимся на нее. Двигатели остановлены, мы выходим из нашего кукурузника и нам хорошо. Светит солнышко, кругом все зеленое, тепло, а главное- сегодня праздник, и календарный международный, и на душе. Хочется всех любить. Жаль, некого, да и сами никому не нужны. Никого не удивляет, что мы прибыли сюда Бог знает откуда. Все, кто нам дорог, далеко от нас. Зато мы уже стоим на тропе, которая обещает нам много нового, и предвкушение неизведанного гораздо сильнее мыслей об оставленных домах. Скорее к той белой арочке, друзья, пройдем под ее сводами, оставим сомнения и следы грусти, снимем возможные грехи и чистенькие двинемся в страну Шамбалу, о которой узнали и мечтали еще со времен первой гималайской экспедиции наших альпинистов на Эверест в 1982 г. Уже столько людей прошло этим маршрутом, столько всего написано ими и прочитано нами, что кажется все и так знаешь, что и когда встретится на тропе, откроется за поворотом ущелья. Невольно переживаешь: а будет ли новизна, есть ли смысл ехать-то вообще, если все видено-перевидено в чужих отчетах? К счастью (или к сожалению?) ничто не способно точно выразить все, что происходит в походе. Ни видео, ни фото в любом исполнении не передадут ни масштаб, ни цвет, не говоря уже о запахах и атмосфере походной жизни. У каждого собственное восприятие одного и того же события. И вот вышли мы из Луклы, несем свои рюкзаки, по идее нам должны предлагать понести их за нас. Так ведь нет никого! Никто не хочет! Хотя написано у других, что все хотят и недорого хотят. Не то, что мы сами не хотим нести наши легкие, в общем-то, рюкзаки, мы-то как раз и не собираемся их никому отдавать, но почему никого нет? Вот вам и первое отличие прочитанного и реального. Справедливости ради следует, все-таки, отметить, что было, было одно предложение, но позднее, когда мы уже успели сродниться с рюкзаками, подогнать их под наши, такие разные спины. И все. Правда и то, что в течение первого дня, со стороны встреченных нами не обремененных грузом треккеров и обремененных их грузом шерпов, было много вопросов насчет наших планов, нашего происхождения и всегда задавался вопрос - почему мы сами несем свои рюкзаки? Мы что, жадные? Если нет, то, может, легкомысленные? Разве мы не боимся заблудиться или умереть от гипоксии? Почему не хотим дать работу местным? Чувства неловкости не было, никто не укорял, потому что решение нести все самим - это наше решение, мы так хотим. Но выходит, что все своих носильщиков нашли, а мы хоть и не искали, нет. И дело тут, как я понял позднее, в том, что шерпам не свойственно навязывать свои услуги, как например арабам или туркам, да уже и нашим. Ты сам должен принять решение. Они будут ждать. Если нужен носильщик - просто скажи, и он найдется. Точно так же, если тебе нужен ночлег, а в деревне, куда ты пришел, несколько лодж, решить, где тебе остановиться, должен ты. Никто не побежит тебе навстречу, не будет хватать за руки, звать к себе. Право выбора оставляют тебе. Максимум, что они сделают - это выйдут на крыльцо и то для того, чтобы показать, что лоджа обитаема, т.к. свет включается только там, где кто-нибудь уже остановился. Но уж если ты выбрал, то тебе рады, особенно когда еще не сезон. Примеров этому тьма. Еще в самолетике в Луклу мы познакомились с хозяином намчебазарской лоджи, который на вопрос, где лучше остановиться, ответил, что везде хорошо. Потом мы ходили в его интернет-салон для переписки с семьями, он был рад, конечно. А на обратном пути в Луклу сам же и предложил воспользоваться другим, ближайшим, т.к. до его салона надо было еще идти, а условия были те же.
К сожалению, такие минуты очень редки и недолговечны. Безжалостный зов дороги, жажда новых открытий снова нахлобучили на нас нашу поклажу и погнали вперед и вверх. Причем, удивительное дело, как бы все ни было чудесно, каким бы райским ни был уголок, какая-то неведомая и все растущая сила рано или поздно вытесняет из тебя негу, освобождает из плена ничегонеделания твое сознание и тело и, в конечном счете, выгоняет на тропу. Происходит это все постепенно, исподволь, совершенно незаметно для тебя. Просто в какой-то момент к состоянию нирваны вдруг начинает подмешиваться нечто, вызывающее беспокойство, оно крепнет и, в конце концов, начинает доминировать, перерастая в уверенность, что так дальше продолжаться не может. Как будто красный глазок индикатора подзарядки аккумулятора вдруг сменяется на зеленый, сигнализируя, о том, что дальше это делать бессмысленно. Похоже, это местечко возле моста через Тадо Коши Кхола и в самом деле обладало колоссальной энергетикой, т. к. мы, подойдя к Пакдингу (или Пхакдингу или вообще Факдингу) решили, что еще не растратили походный пыл и потопали дальше, добежав в этот день до Монжо. Большая часть путешественников останавливается именно в Пакдинге, и думается, что это правильнее всего. Потому что, во-первых, полученных впечатлений для первого дня больше, чем достаточно, а во-вторых, уже на следующий день можно получить первый высотный опыт, налегке поднявшись на Конгде Ри (~ 4500м), с которого наверняка откроется вид на Эверест, и спуститься снова на 2600 м, в теплую лоджу. Это наверняка поспособствует хорошему самочувствию в Намче Базар, где провести минимум два дня уже просто необходимо. К сожалению, ничего об этом маршруте нам не было известно и открыли мы это для себя только в Монжо, когда внимательно разглядели купленную накануне карту. На ней же, буквально в 500-х метрах над Пакдингом обозначен 500-летний монастырь или гомпа или чортен, который можно было бы попутно посетить. Однако, что сделано, то сделано. Сидя в уютной дайнинг рум, легко разглагольствовать о том, что было бы неплохо сделать, зная, что никто и не заставит это сделать. Можно посокрушаться об упущенной возможности, игнорируя тот факт, что набор высоты за день составил бы около 2-х км. Это все так, но все равно немного жаль. Немного - потому что главное и самое интересное все равно было еще впереди. Из Монжо, где мы остановились, тоже была возможность радиально сходить на приличную высоту в 4250 м к базовому лагерю восходителей на Kusum Kanguru (6367 м). Путь к нему идет по правому берегу правого притока Дудх Коси - реке Монжо Кхола. Но вот это делать можно уже точно только при нерастраченном запасе эмоций и физических сил. А у нас с этим к концу первого походного дня были проблемы. И я думаю, мало у кого с этим будет порядок, - уж больно все необычно вокруг. А утром, взвесив варианты, выбрали, естественно, основную тропу трекинга, без всяких этих боковых ответвлений, тем более, что до Намче Базара тоже еще предстояло попыхтеть. Но все закончилось неожиданно быстро. Вроде и не торопились, а пришли уже до обеда. Поскольку время было, сходили налегке вверх по тропе в сторону Тьянгбоче до чортена, установленного в честь пятидесятилетия покорения Эвереста. И вот тут на меня лично, наконец, снизошло, что я действительно там, куда собирался и добирался так долго. Именно отсюда мы впервые увидели макушку Эвереста собственными глазами. Увидели красавицу Ама Даблам.
Сидим мы счастливые и смотрим на тропу, убегающую вверх по ущелью, желтой змейкой извивающуюся по нашему склону. В районе устья долины Гокио она пропадает из вида и снова появляется на высоком холме, размашистым серпантином забираясь на него к еле видимым отсюда строениям монастыря в Тьянгбоче. Напротив монастыря другая тропа подрезает противоположный борт ущелья, позволяя без потери высоты пройти от Пангбоче в Гокио. Панораму замыкает нижняя часть южной стены Лхоцзе - вершина в пелене разметанных, растрепанных в клочья облаков. Мы никуда не торопимся, просто сидим и обмениваемся впечатлениями. Приятное ничегонеделание, простое созерцание окружающего мира. Через день, после радиального выхода в Таме, мы снова были здесь, но все было по-другому. Начавшийся накануне снегопад завалил все склоны 40-см слоем снега, плотная пелена тумана и снега полностью скрыла перспективу, оставив пару видимых метров для ориентирования. Мы сомневались, что в такую погоду удастся сделать что-либо из запланированного. Казалось, что опасно перегруженные снегом склоны на пару дней парализуют движение по тропе. В этом нас пытался уверить и хитрец Гиалтсен, работавший главным счетоводом в нашей намчебазарской лоджи, овладевший в совершенстве законами какой-то "неевклидовой" арифметики, активно использовавшейся им в работе. Да и в среде треккеров, набившихся в дайнинг-рум, царило полное единодушие - в такую погоду можно только отсиживаться в лодже и попивать чай. Уже смирившись с неизбежностью этого унылого времяпрепровождения, решили узнать, а когда же снова будет возможно продолжить путь. Первый же, встреченный нами по пути в интернет-салон шерп, служивший в другой лодже и никак не заинтересованный в продлении нашего пребывания, быстро решил наши сомнения в пользу выхода на маршрут. Он просто сказал, что погода и вправду прикольная, но вот как раз сейчас собираются выходить его друзья, идущие аж в Дингбоче. Мы тут же сбегали за рюкзаками и под сочувствующими, а больше недоумевающими взглядами вышли в путь. От той полутораметровой тропы не осталось ничего, лишь узкая траншея в глубоком снегу. Но и это было неплохо. По крайней мере, исключалась возможность заблудиться даже в условиях такой плохой видимости.
Но, к сожалению, наши пути разошлись. Их путь лежал к Пангбоче, а нам надо было уходить в ущелье Гокио. К Пангбоче вела настоящая дорога, по сравнению с парой цепочек следов в нашем направлении. Никому не надо было сегодня в Гокио! На все человечество нашлись только три "банана-ласси", что-то там забывших. Но зато сразу за поворотом, на условной границе ущелий, начали проявляться первые признаки перемены погоды. Задул сначала слабый, затем нешуточный ветер. Он игриво задирал наши дождевые накидки на голову, пытаясь, видимо, разглядеть, что там спрятано под ними? Потом начал проявлять нетерпение и злость. Я, помнится, еще подумал: "Сфоткал бы кто, получился бы я, как Мерилин Монро на известной фотографии, с развевающимся подолом, прижимающий накидку к бедрам". Но друзья пожалели свою оптику, да и сами были в позах не лучше. Между тем тропу стало не на шутку переметать, и мы уже начали поочередно тропить, когда откуда-то сверху, из Кхумджунга, на нас вдруг свалилась пара спешащих в Портце людей. Они недоверчиво, словно не веря глазам своим, осмотрели нас и пошли вперед, пробивая себе и нам дорогу, периодически оглядываясь, чтобы убедиться, что мы не отстаем, и нас еще окончательно не замело. Склон, по которому мы шли, был прорезан многочисленными кулуарами, поэтому пара периодически пропадала из вида, но неизменно дожидалась нашего появления на очередном гребешке, ненавязчиво контролируя. Так мы потихоньку и пришли к лодже в деревушке Монг, стоящей на перевале Монг Ла, ошибочно принятой нами за Доле, поскольку на стене лоджи было написано "Йети Инн (Доле)". На нашей карте было отмечено, что здесь родился лама Сангва Дордже. Как выяснилось позже, отпечатки именно его ног остались на камне, когда он медитировал в 16-м веке на месте нынешнего монастыря в Тьянгбоче, и именно он предсказал, что последний будет построен там. Ну что ж, место он выбрал - не придерешься, тем более что, наверняка, еще в детстве успел его разглядеть в подробностях, т.к. с перевала Монг Ла Тьянгбоче просматривается отлично. Хозяева лоджи извели на нас гору ячьего кизяка, чтобы отогреть и обсушить, мы, как всегда, выпили за это не один термос чая. Все-таки есть прелесть в том, что не надо устанавливать палатку, ждать на мокрой и холодной с ветром улице, когда переоденется в сухое твой товарищ. Не надо утром спросонья переодеваться в холодное и сырое. Не надо делать много мелких неприятных, но воспитывающих силу воли вещей, заставляющих вздрагивать, вспоминая и думать: "Господи! Мы и это пережили". Гораздо лучше просто сесть возле горячей печки, заказать, выпить и съесть то, что тебе по душе, словом, испытать чувство, называемое домашним уютом. Чтобы утром, покидая бивак, спокойно относиться к самой распоганой погоде.
Снегопад, который прошел накануне, был первым с декабря прошлого года. Похоже, он застал врасплох многих на тропе. Кроссовки, такие удобные при ходьбе по тропам, оказались совершенно непригодными на снегу и льду. В этот день мы стали свидетелями массового исхода треккеров вниз. И еще раз порадовались за себя, отдавших предпочтение горным ботинкам. Дойдя до Доле, заглянули в Йети Инн, разрекламированную еще в Монг Ла, неоднократно попили чайку и двинулись дальше в Лузу. Хотелось посмотреть на лузеров. Домов там оказалось два-три, но тропа была пробита к одному. Мы потоптались на развилке, размышляя, что предпринять. Самое простое было пойти в ближайшую лоджу, на пороге которой появилась хозяйка. Ее забавляла наша нерешительность. Мы в это время выбирали кусок пожирнее. Дальняя лоджа была очень красивая, да тропа к ней не была расчищена. Видимо угадав наши мысли, там появился хозяин с лопатой и начал расчищать тропу. Оценив приблизительно время, необходимое тому на всю работу, мы присвоили ему титул почетного лузера, и двинули к ближайшей лодже. Хозяйка рассмеялась от души. Она нисколько не сомневалась в нашем выборе, даже если бы мы опрометчиво подались не к ней. Все всё равно возвращаются в ее лоджу, поскольку в другой все намного дороже. Проверять это у нас не было никакого желания. Она оказалась общительным и интересным собеседником. Её гостеприимство и вкусная еда были нами оценены по достоинству. Потом мы сравнивали все блюда с таким же названием с приготовленными ею и, надо сказать, никто не дотянул до ее мастерства...
Вернувшись с вершины в лоджу, начали корректировать планы на завтра, поскольку восхождение на Гокио Ри уже состоялось. Теперь нам надо было попасть на ледник Кхумбу. Хотелось пройти через перевал Чола, однако хозяева лоджи категорически не советовали делать этого. Опасно да опасно. Оставили принятие решения на утро, оно ведь мудренее. |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||