Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Фанские горы. Обзор района

На Конкурс "Лучшее описание горного района"

Писать про Фанские горы – дело, на мой взгляд, неблагодарное. И написано очень много, и район хорошо исследован, но все же… Попробую. Может, для кого-то данный обзор все же окажется полезным.


Читайте на Mountain.RU статьи А.Джулия:

Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания
Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане
Восхождение на пик Кашкар, 6435 м
Горный туризм
Вторая экспедиция в "затерянный мир"
Лавина
Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Ледопад
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

Где?


Вид на Фанские горы с Гиссарского хребта
(с в. Белая Пирамида). В ценре кадра слева
на право – Энергия, Чимтарга, М. и Б. Ганза,
Чапдара, Бодхона. Долина в центре кадра –
р. Серима
Непосредственно район Фанских гор, во всяком случае, его обжитая “спортивная” часть, заканчивается на западе цепочкой Маргузорских озер, а на востоке – дорогой Душанбе – Самарканд. Север – это, фактически, уровень Куликалонских-Алаудинских озер (севернее туристы практически не заходили – очень редкие отчеты, и только простые перевалы), а с юга – это уровень озера Искандеркуль. Вероятно, для полноты обзора следует рассматривать и участок Гиссарского хребта, прилегающего к району Фанских гор на юге.

В альпинизме, вероятно, имеет смысл к рассматриваемому району добавить и Ягнобскую стену (Замин-Карор), которая расположена несколько восточнее по реке Ягноб. В любом случае весь район, включая и подъезды, помещается в прямоугольник 90х65 км, а от конечных точек по дорогам едва ли превышает 50 км. Это создает определенные трудности при построении маршрутов в районе, а сложные походы без Гиссарского хребта получаются, как правило, очень урезанными по километражу.

Первые впечатления.


Вид со стороны пер. Сурх 1Б на запад.
В центре – п. Сахарная голова
Первый раз в Фанские горы я попал в 1991 году, руководителем горного похода 4-й категории сложности. В конце июня. Конечно, планировали мы попасть в теплые солнечные Фаны, но не тут-то было. Дождь со снегом чуть ли не через день – таким и было мое первое знакомство с этим районом. Еще запомнились неожиданно большие перепады высот по ущельям, и безводный участок по реке Зиндон перед выходом к озеру Б. Алло. Весь поход на нас давил дефицит времени (особенно с учетом погоды), т. к. через десять дней после Фан нужно было уезжать на Тянь-Шань, в район Хан-Тенгри – Победа, и тоже в первый раз. Так что по дороге мы “срезали” себе все восхождения (планировали Б. Ганза и Чимтаргу по 2Б), получив, правда, некоторое удовлетворение от технической работы на скалах, имеющейся здесь уже на перевалах 2Б (по традиции нашей команды старались наиболее сложные участки маршрута проходить на подъем). Фактически этот поход был ознакомительным. Немного озер, немного перевалов и всего две недели. Правда, солнечные Фаны мы так и не увидели.

Следующий раз случился лишь в 1998 году, тогда погода была хорошая, а в 2000-м – снова дожди, грозы, снегопады… Все-таки, последние годы климат здесь меняется не в лучшую сторону (для походов и восхождений, естественно).

Заезды.


Вид с ледника М. Ганза на в. Сахарная
голова, перевал и в. Москва.
Самолет – это либо Узбекистан – Ташкент с последующим переездом в Самарканд, или непосредственно в Самарканд, либо Таджикистан – Худжант (бывший Ленинабад) или Душанбе. Поездом можно добраться до Ташкента или Самарканда (электричка, автотранспорт), и уже восстановили ж/д сообщение Москва-Душанбе. Дальше – только автотранспорт.

От Самарканда любым местным транспортом добираетесь до границы, границу переходите пешком, за шлагбаумом садитесь на любой таджикский транспорт и едете в Педжикент (рынок и закупки всего местного) и далее в горы. В Педжикент можно также доехать и из Душанбе, и из Худжанта. В любом случае вы попадаете на трассу Педжикент – Айни – Душанбе, от которой в разных местах можно отъехать к разным участкам района, с целью разноса забросок или к началу маршрута. Пользуясь автотранспортом и пешими переходами можно за 3-5 дней разнести/попрятать заброски практически по всему району, что мы и делали в 2000-м году. Теперь пойдем от Педжикента и далее по дороге на Душанбе. Прямо из города можно уехать по дороге на Маргузорские озера, как минимум до кишлака Шинг. В кишлаке Шинг все еще присутствуют последствия гигантского селя, который снес часть поселка и создал огромное пространство, где ничего не растет. Дорога идет и дальше, и проезжают даже автобусы типа ПАЗика, доехать можно до кишлака Маргузор. Дорога, на мой взгляд, весьма приличная, если не снесет очередными селевыми катаклизмами, которые происходят здесь часто. По дороге можно увидеть останки бывшей турбазы Маргузор, снесенной селем. Ну и озера – цепь Маргузорских озер считаю красивейшей в Фанских горах. Здесь можно и покататься на катере. Отсюда можно начинать маршруты либо простым перевалом Тавасанг (н/к) на р. Сарымат и далее, или через верховья р. Шинг, переваливая через Гиссарский хребет на юг, или боковым отрогом на тот же Сарымат, но более сложными перевалами. Я ходил здесь Сарымат З., 2А. Пытались отыскать седловину обозначенного на ряде карт перевала Неожиданный (по другим картам – Нескиданный, Надежда) 2Б, но идентифицировать его со стороны реки Сарымат нашей группе не удалось (описаний не было) – равномерный скальный забор без выраженных признаков седловины.


Вид из долины р. Серима на озеро
Искандеркуль и Гиссарский хребет.
Продвигаясь на машине по трассе из Педжикента где-то в районе пос. Шурча можно отвернуть в долину р. Кштут, по дороге вдоль которой можно добраться до кишлака Газа и далее в верховья р. Сарымат (правда здесь не всякий поедет, но УАЗик пройдет). Какое-то расстояние дорога еще есть, по-моему, и по реке Арчамайдан, но докуда – не знаю. Не доезжая километров 15-20 до Газы можно свернуть к Куликалонским озерам и доехать до бывшего а/л “Артуч”, расположенного километрах в 10 выше к. Мадовра по реке Уреч.

Далее по трассе уже за Айни можно добраться до ответвления в долину р. Пасруддарья, подъезжая по которой можно выходить в разных местах, начиная маршруты по ее правым притокам. Наиболее распространен заход по долине р. Имат на лед. Имат или реки Сурхоб, Желтая. Далее можно выйти к притоку Бодхона (к перевалам Талбас 1А, седло Чапдары 3Б). Заканчивается дорога на альпбазе “Алаудин-Вертикаль”. Силами базы верхний участок дороги поддерживается в рабочем состоянии, иначе ее давно уже не было бы.


Озеро Змеиное – одно из
наиболее живописных мест в
окрестностях озера
Искандеркуль
Продвигаясь от Айни дальше на юг, попадаем к хорошему асфальтовому ответвлению в долину р. Искандердарья, по дороге вдоль которой можно доехать как минимум до оз. Искандеркуль и одноименной турбазы. Дорога, уже похуже, идет и дальше, до президентской резиденции, на рудники, и в сторону к. Сарытаг (где она и заканчивается). Далее по дороге на Душанбе есть еще несколько перспективных, но мало исследованных притоков к Гиссарскому хребту (не так давно там побывала одна группа, пройдя перевал 2Б в р-не п. Газнок). А не доезжая перевала Анзоб, можно отвернуть по долине р. Ягноб на восток, подъехав под Ягнобскую стену – Замин-Карор.


Верховья реки Сиама, вид вверх,
перевалы корона Сиамы 2А,
Четырех 1Б.
Уже за Анзобским перевалом наиболее популярное ранее место начала походов и известный район восхождений – это долина р. Сиама. Лучше, правда, заранее знать, что на мосту через Варзоб у входа в долину р. Сиама установлены металлические ворота высотой метра четыре, через которые поздно вечером и ночью не пройти – не откроют. Строят там, со слов местных, заводик по производству воды – то ли минеральной, то ли всякой (типа кока-колы и пр.). И без руководства завода могут и не открыть. На реке Варзоб, в километре ниже слияния с Сиамой, был когда-то а/л “Варзоб”. Уже из Душанбе, по другой дороге, можно заезжать к южным склонам Гиссарского хребта (например, по р. Каратаг).

Итак, реальные, вполне удобные варианты начала туристских маршрутов: Маргузорские озера, бассейн р. Кштут (Зиндон, Сарымат, Арчамайдан, Куликалонские озера), Алаудинские озера, Искандеркуль, р. Сиама.

Инфраструктура.

Можно, конечно, говорить о том, что было, но есть ли смысл? Поэтому поговорим о том, что осталось. Альплагерь “Варзоб” - практически прекратил свое существование, а как альплагерь – навсегда.

На берегу озера Искандеркуль в одном
из местных кафе. (Инфраструктура).
Мы начинали там маршрут в 2003-м году, тогда там не было даже света. Бассейн полуразрушен. Домики разграблены. Правда, местный завхоз – он же охрана в единственном лице – говорил, что планируют восстанавливать в качестве базы отдыха.

Турбаза “Искандеркуль”. Здесь запустение уже закончилось. Домики, по 2-3 доллара с человека, питание на заказ, очень дешево, бильярд, настольный теннис, ну и купаться вполне можно. Банька дохленькая, удобства во дворе, еще одна банька на метеостанции, получше. В общем, отдохнуть, оставить заброску, помыться – без проблем. Нам там очень понравилось.


Домики базы «Вертикаль-Алаудин»
Международный Альпинистско-Туристский Центр “Вертикаль – Алаудин”. Фактически это образование пост советского времени, хотя строиться начинал еще при Союзе.

В столовой базы «Вертикаль-Алаудин»
Как альпбаза на сегодня в этом районе фактически единственная. Под эгидой Центра ежегодно проводится чемпионат СНГ по альпинизму. Все, что нужно, здесь есть. Включая описания маршрутов района. Услугами “Вертикали” я регулярно пользовался (и планирую пользоваться в дальнейшем), в том числе и для заезда в район. Может быть, это и дороже, но проблем меньше и время экономится.

Бывший альплагерь “Артуч”. Там я так и не побывал. По рассказам – примерно тоже, что и на Искандеркуле – т. е. в основном база отдыха местных граждан (на Искандеркуль едут, в основном, из Душанбе на уик-энд). Во всяком случае, остановиться там и отдохнуть в домиках и с питанием, вполне возможно.


Озеро Хазор-Чашма, на южной стороне. Одно из красивейших озер цепи Маргузорских.

То же, с севера.

На берегу одного из Алаудинских озер. Вид в верховья, видны перевалы Казнок

На берегу одного из Алаудинских озер

Мутные озера – под перевалами Казнок, Чимтарга, на пути к вершинам Замок, Чимтарга и др.

В долине реки Зиндон

Встреча с пастухами в верховьях р. Сарымат. На заднем плане – склоны Гиссарского хребта

Верховья реки Сиама, вид вниз, с подходов к перевалу корона Сиамы

Вид с перевала Москва 1Б на Дукдонский узел, р-н перевалов Сарыходан, Седло Москвичей

Верховья рек Казнок и Чапдара сверху, с в. Пайхамбер. Вершины – Сахарная голова, Москва, Энергия (и др.), перевалы – Двойной 1Б, Москва 1Б, Зиндон 2Б, Юбилейный ложный 2Б, Энергия 3А, Читарга 1Б. Внизу – пер. ВАА.

Куликалонская стена

Вид с в. Энергия на восток. Слева – в. Пайхамбер и снежный взлет перевала и в. Замок (м-т 2А), далее – в. М. и Б. Ганза, пер. Сурх, п. Красных зорь и т.д.

Далее: туристско-альпинистские возможности района >>


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100