Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Крым > Шаан-Кая
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Василий Терехин, Севастополь
Фото: Евгения Алексеева, Севастополь

Шаан-Кая.
Часть II

Перед долгожданным выходом фильма, публикую вторую статью, посвящённую нашему с Ратмиром проекту свободного прохождения маршрута Гиперборея на легендарную гору Шаан-Кая. К слову, фильм ни я, ни Ратмир не видели. Но мы уверен, это будет очень крутое видео. Вся команда: операторы, фотограф и спортсмены сделали для этого максимум.

Этот пост я начал писать ещё в начале лета, как продолжение первой части. Написал тогда большую часть, да так хорошо получилось, складно, подробно. Но потом вдруг, муза покинула меня, отложил. В августе была поездка с семьёй на Кавказ, потом работа, работа, работа и вдруг, уже ближе к сентябрю, я разбил телефон на котором была единственная копия. Начинать заново совсем не хотелось. Долго не мог настроиться. Да и вообще, сейчас не самое время посты строчить. С другой стороны, это хоть как-то помогает отвлечься от реальности и окунуться в мир гор (в котором пока все относительно спокойно). Поэтому, все-таки, собрался и дописал. Как смог, так и дописал.

Историческая справка
Маршрут Гиперборея проходит по правой части Южной стены Шаан-Каи, в верхней части забирая влево, к центру. Ориентиром может служить огромный нависающий внутренний угол, видимый даже с нижней дороги. Если от основания угла провести линию, перпендикулярно подножию, она придет в начало маршрута.

Маршрут начали в 80-е годы Чаплинский и Самодед, но пройдя 150 м. остановились.

Закончили маршрут Виталий Яречевский (Одесса) и Владимир Марунич (Николаев). В 2000 году они сделали разведку, пройдя уже пройденный участок стены и усилив станции, а в ноябре 2001 года закончили маршрут, пройдя 100-метровый нависающий участок. Маршрут прошли с обработкой нижней части и 2-мя ночевками на стене в платформе.

Протяженность маршрута 300 метров, из них нависания более 200 метров, иногда больше 100 градусов. Сложность лазания VI+, ИТО А3 (или больше?). Некоторые участки ИТО-лазания Виталий Яречевский проходил свободным лазанием, его оценка F 6с-7а.

Второе прохождение Александр Лавриненко (Одесса), Александр Максименя (Минск) в феврале 2002 года.

По не подтвержденной информации:
а) Первое восхождение за один световой день было совершено в 2007г командой Дашкевич Сергей, Новосельцев Евгений (Екатеринбург), Веретенин Денис (Иркутск). Время прохождения около 9ч. Со слов Сергей, такое рекордное время обусловлено тем, что они привезли в Крым скальные якоря. Многим молодым альпинистам тяжело будет в это поверить, но до этого, якорей в Крыму не было.
б) Самое быстрое восхождение совершено связкой Мухаметзянов Ратмир и Костецкий Никита в 2018г. Время прохождения около 5ч.

Предисловие
Начали работать снизу. Сразу было понятно, что при таком нависание работать на стене без перил выше 4го участка будет практически невозможно. В классическом стиле (т.е. на ИТО) были завершены первые 5 участков, и мы начали наши "танцы".

В первые выходы вместе с опробованием участков с верхней страховкой мы скидывали камни, блоки и всякую мелочь. Оказалось, что такого добра на маршруте более чем достаточно. И не где-то в стороне, а прямо по линии подъёма. Например, на первом участке используя только скальный молоток я скинул нашлепку размером с кухонный стол, а все лезли прямо через нее (точнее аккуратно перешагивали). Было очень много блоков и нашлепок, которые находились в несколько метрах от самого маршрута, и обычно восходители их не касались. Но нам приходилось неоднократно спускаться и подниматься по косым перилам, уходящим сильно в сторону, и мы попадая на такие нашлепки, были вынуждены их сбрасывать. Забегая чуть вперёд расскажу, как при работе на станции на 7м участке (это больше 200 м. от земли) мы сбросили две ненужные веревки вниз, а затем я решил сбросить нашлепку, подумав, что вероятность попадания в веревки с такой высоты ничтожно мала. Я ошибся, веревки попали на камень, а нашлепка точно на веревки. В итоге одну верёвку побило на 4 куска, а вторую более чем на 10. Причем это были отдельные куски, перебитые на 100 процентов.

Ещё один вопрос который нас сильно волновал это шлямбура, точнее старые шлямбура. Когда-то, когда их только забили, это были нормальные надежные шлямбура. А сейчас спустя 20 лет (а в нижней части 40 лет) многие из них не выглядели надёжными, на некоторых уши уже были сломаны и т.д. Вот тут и возникает вопрос — как быть с этими шлямбурами? Оставить как есть? Страшно и не безопасно, ведь на участках где забиты шлямбура, практически нет возможности для естественной страховки! А ведь мы в отличие от ИТОшников собирались на них срываться. С другой стороны, заменив все шлямбуру на новые, мы бы сильно поменяли маршрут. Ведь когда лезешь на ИТО, тоже есть разница на какие точки встаёшь и страхуешься (в психологическом плане конечно). В итоге мы решили, что будем менять болты только по необходимости, где-то один через два (т.е. из трёх меняем только один). На самом деле до нас были уже заменены все шлямбура на станциях, и некоторые на участках. Мы заменили лишь 8 болтов на весь маршрут! Именно заменили, а не добавили. Я дольше рассказал про это ))), но для нас это было важно.

Итак, наконец-то, переходим к маршруту.
1) 6b
Категория 6b, а также все остальные категории в статье, проставлены из ходя из нашего с Ратмиром мнения, на истину не претендуем.

Первый участок начинается желобом, переходящим в положительную плиту со щелями и отколами. Страховка френды, якоря. Станция висячая под карнизом. Перед станцией небольшим ключ. Участок является неплохой разминкой перед вторым тяжёлым участком. При работе на стене, мы не стеснялись использовать доски типа промальповских (только облегченные). Это сильно упрощало жизнь во время страховки и отдыха, ведь большая часть станций неудобные.
2) 8а
Начало участка переход через небольшой карниз по щели (страховка якоря), далее разрушенный откол. Каждый раз пролезая это место, немного переживал, как бы не развалилось )))). Далее попадаем на длинную почти вертикальную плиту с разнообразным лазанием по мелким зацепам и отколам (страховка якоря и шлямбуру). В конце участка как вишенка на торте — ключ. С плохих рук, стоя ногами в трении нужно сделать длинный перехват наверх на слопер (пассивный зацеп), а потом ещё небольшой траверс вправо до станции. По внутреннему ощущению этот участок напомнил мне маршрут Катапульта на Красном Камне (карниз, плита и ключ в конце). Честно говоря, когда я попробовал этот участок в первый раз, он не показался мне слишком тяжёлым (думал 7с максимум). Но от попытки к попытке проще не становилось. Тяжёлая концовка, общее напряжение и отсутствие отдыха делали свое дело. 30-ти метровый резистентный участок. Остановились на категории 8а.

3) Поскольку третий участок был длинной более 35, и сильно разнился по сложности, мы решили разбить его на два. Первая вертикальная более тяжёлая часть, вторая более простая чуть положительная.

3.1) 8b
Вначале мы думали, что это будет самый сложный участок маршрута. И что дальше будет проще. Как же мы ошибались.

От станции не сложный траверс под карнизом по большим зацепам (около 6с), через карниз во внутренний угол. Далее первый ключ по мелким полочкам с размашистыми движениями руками и скрестными движениями ногами.

Далее, без отдыха, переходим через небольшое нависание на вертикаль и там начинается самая жесть. Серия перехватов по дыркам, в которые входит только один палец (так называемое моно). При этом ноги очень плохие. После 5 м. такого лазания появляются какие-то мелкие полочки и становится чуть проще.

В общем нет смысла описывать все наши страдания, и то количество попыток которое у нас ушло до того, как начало получается пролазить этот участок хотя бы частями.
3.2) 7а
Далее маршрут уходит практически горизонтально налево в сторону огромного внутреннего угла карниза. Альпинисты обычно лезут ИТО на скайхуках, есть шлямбура.

Для нас это был участок равновесного лазания на ногах. В общем-то не очень простой, но после предыдущего, он заходил просто на ура, будто отдых. Бонусом в конце участка супер удобная станция.
4) 6с
Следующей участок наверное эстетически самый красивый на маршруте. На нем максимально естественная страховка: в начале якоря, потом френды.

Лазание по щели образованной основной стеной и огромным карнизом. Это как раз, тот самый карниз-серп, который видно с дороги. Лазание интересное, и в то же время надёжное и приятное. Не требуется отдельно наработки, доставляет эстетическое удовольствие. Кроме присутствия мумия в щели)))

Станция висячая, в том месте, где щель становиться вертикальной.
5)7а
Переход через карниз.
Со станции метров 5 напряженного лазания по щели вверх. Далее переход "через" карниз. Тут скорее подойдёт фраза “залаз на карниз сбоку” ))). От основной плоскости стены лезем траверсом направо по вертикальной стенке, попадаем на тот самый карниз. На переходе несколько тяжёлых движений. Если в этот момент посмотреть вниз, то дух захватывает, остроты добавляет тот факт, что порода в руках просто рассыпается. Следующие 8 м. гнилой пояс, лазание очень неприятное, но терпимое.

Следующая станция пригодна для сидячей ночёвки, есть возможность как следует отдохнуть.
6) 8b
По моему мнению, это самый необычный и классный участок на всей стене. Даже не знаю в чем эта "необычность" заключена. Но вот тут, я как раз готов сказать, что такого раньше не лазал.

Начало по большому внутреннему углу с тонкой щелью. Аккуратное лазание уровня 6с/7а. Далее вылаз через полуметровый карниз. От карниза и до самого конца (около 20 м.), тяжёлое лазания без отдыха. Скала на этом участке немного нависает, а основная щель все время забирает влево. Страховка якоря и старые шлямбура. Часто ноги оказываются, на плоскостях ниже основного рельефа, приходиться что-то придумывать, делать тяжелые нестандартные движения.

В общем участок очень крутой, сильно понравился. Требует максимальной физической и психологической концентрации (под ногами более 200м). Когда мы только начали лазать этот участок с нижней страховкой на тонкой одиночной веревке (mammut serenity), срываться по-настоящему не хотелось, от слова совсем. Но буквально через пару попыток, голову отпустило и мы начали работать над прохождением этого участка, а не тупо бороться со страхом.

Если 3й участок — максимальная сила, то 6й больше резистанс.
7) 8б
Щель продолжает забирать налево, глохнет и местами начинает нависать.

Практически в самом начале участка, после нескольких метров подлаза в небольшую нишу, очень тяжёлый ключ. Это о серия широких перехватов по мелким зацепам и полочкам. Ноги в это время уходят в нижнюю более нависающую часть щели (становятся очень плохими).

После ключа лазание становится проще, порядка 7b. Длинна участка чуть больше 30м, страховка якоря, френды, шлямбура.
8) 7а
Крайний тяжелый участок. Сложное место — переход справа на лево из одной щели в другую. Тут плита и нет возможности организовать страховку кроме единственного шлямбура, который к этому моменту остается уже сильно ниже ног.

Далее попадаем в нависающую щель, по которой лезем до станции. Приятное лазание взаклинку, если бы не один большой подозрительный блок перед самым выходом.
9) 5b
Два метра несложного лазания, и попадаем на крышу. В нашем случае это финишная плита (категория V). По плите к сосне, оттуда до вершины пешком.
Послесловие
Хотел в очередной раз сказать спасибо всем, кто принимал участие в этом проекте и моей семье за понимание. Без каждого из вас ни чего бы не получилось.

На данный момент для меня это самое затратное в физическом, психологическом и временном плане "восхождение".

Но я уверен, что именно такие проекты дают толчок для дальнейшего роста и развития, раздвигая границы возможного. Для каждого это будет свой проект. Для кого-то это первая 5А, ...6Б, или другая жизненная цель, которая кажется недостижимой на первый взгляд. С наскока такую цель не взять, но если как следует потрудиться, испробовать разные подходы и не сдаваться, то обязательно получиться. Именно то, что достается непросто, с большим трудом и приносит максимальную радость.
Пожалуй теперь я могу на долю секунды понять Томи Коулдвелла на его Стене Рассвета.

Всем счастья!


Читайте на Mountain.RU:

Василий Терехин о Гиперборее

Не смотри вниз (Шаан-Кая. Часть I)

Шаан-кая. Реставрация маршрута Гиперборея

Валерий Семёнов. Гиперборея, 6А

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru