Траверс подковы ледника
Южный Инылчек (Победа Западная (6918) - Победа Главная (7439)
- Советская Армения (7100) - Победа Восточная (7048) - Военных Топографов
(6873) - Рапасова (6814) - Нагела (6565) - Дружба (6800) - Тореза (6401)
- Снежная Сказка (6000) - Зорге (6210) - Шатер Восточный (6637) - Шатер
Западный (6500) - Саладина (5810) - Хан-Тенгри (6995))
Чемпионат СССР класс траверсов
команда Госкомспорта Казахской ССР Первопрохождение Тренер команды:
З.Халитов, МСМК
Капитан команды: В.Хрищатый, МСМК
Благодарность Благодарим родных В.Хрищатого за помощь и за разрешение
на публикацию этого материала. Благодарим тех,
кто помог подготовить эту публикацию:
Катя Горчакова (Москва)
Игорь Иващур (он же Гога, Мюнхен)
Алексей Осипов (Москва)
Алма-Ата 1990 г. Госкомспорт Казахской ССР
Ответственный за альпинизм Григорьев Александр Ефимович
Адрес: 480072, г. Алма-Ата, пр. Абая 48
Капитан команды
Хрищатый Валерий Николаевич
Адрес: 480021 г. Алма-Ата, ул. Курмангазы дом 15 кв 8
Тренер команды
Халитов Зинур Шагабутдинович
Адрес: 480062 г. Алма-Ата, ул. Мате Залка дом 110 кв 20
По всем вопросам, связанным с отчетом, обращаться по адресу:
Ильинский Ерванд Тихонович
Адрес: 480012 г. Алма-Ата, пр. Сейфуллина дом 537 кв 4
Паспорт восхождения I. Класс - траверсов
II. Центральный Тянь-Шань, хребты Кокшал-Тау, Меридиональный, Тенгри-Таг
III. Траверс подковы ледника Южный Инылчек (от пика Победы до пика Хан-Тенгри)
IV. Предлагается - 6Б к.сл. первопрохождение
V. Протяженность маршрута с места старта и до возвращения в базовый лагерь
73,6 километра (правильнее до спуска на л. Ю.Инылчек). В среднем траверс
проходит на высоте около 6400 метров.
VI. На маршруте командой не оставлено ни одного крюка (все крючья выбиты)
VII. Ходовых часов команды: 138 часов 20 минут (15 дней).
VIII. Ночевки - все лежачие, условия хорошие.
IX. Руководитель: Хрищатый Валерий Николаевич ЗМС
участник: Халитов Зинур Шагабутдинович ЗМС
участник: Луняков Григорий Евгеньевич ЗМС
участник: Целищев Андрей Васильевич ЗМС
участник: Галиев Марат Шахмарадович КМС
X. Тренер: Халитов Зинур Шагабутдинович ЗМС, МСМК
XI. Выход на маршрут: 06.08.1990 г.
Возвращение: 20.08.1990 г.
XII. Организация - Госкомспорт Казахской ССР
График прохождения
траверса (высота ночевок,
погодные условия по дням)
Краткий обзор района восхождения. На сегодня район ледников Ю.Инылчек и Звездочка широко известен не
только в нашей стране, но и за рубежом. Он привлекает к себе любителей
высотного альпинизма всего мира. Два международных альпинистских лагеря
(МАЛ и МАЦ) работают в районе. Ежегодно множество команд разных городов
СССР располагаются на боковых моренах ледников Ю.Инылчек и Звездочка,
чтобы испробовать свои силы на склонах самого северного семитысячника
мира пика Победы и красивейшей пирамиды Хан-Тенгри.
Команда Госкомспорта Каз.ССР, залетев в район во второй половине июля
с целью совершения траверса пиков Победа - Хан-Тенгри, расположилась в
моренном конусе, образованном слиянием ледников Ю.Инылчек и Звездочка.
Подход к началу маршрута пролегает (см. схему) по правой боковой морене
ледника Звездочка (часа 1,5 хода), а затем, не доходя ледопада и разломов
ледника, перейти на середину, подняться по менее разорванной и более пологой
части к подножию массива пика Победа. Ввиду опасности больших ледопадов,
периодически срывающихся с верхней части массива, ночевку желательно устраивать,
не подходя близко к массиву, примерно за 30-40 минут до начала подъема
на перевал Дикий. Примерно с этого места и приняла старт команда Госкомспорта
Каз.ССР 6 августа 1990 года в 7 часов 25 минут. Подходы к началу маршрута
хорошо и подробно описаны множеством команд. Начиная с 1956 года В.Абалаковым
и сегодня, неоднократно командами, прошедшими полный траверс массива пика
Победы, а также поднявшимися по маршруту грузинской команды (рук. К.Кузьмин)
на Победу Главную (7439) через перевал Дикий и пик Западная Победа.
Снимок сделан
из иллюминатора
вертолета с высоты 6000м в 09:30 утра
26.08.1990 г. панорамным
фотоаппаратом "Горизонт" с
фокусным расстоянием объектива
28 мм. Расстояние до объекта
съемки - около 18 км
Подготовка к восхождению. Большинство предстоящих трудностей траверса команда хорошо себе представляла.
Хрищатый, Халитов, Луняков неоднократно поднимались на вершины пиков Победы,
Хан-Тенгри, Военных Топографов и Восточной Победы. В 1988 году в составе
сборной команды СССР в рамках подготовки к восхождению и прохождению траверса
Канченджанги, ими совершен траверс пиков Победа - Военных Топографов с
перевала Дикий.
В тот же год в целях разведки Луняков и Халитов в составе группы Валиева
поднялись в верховья ледника Южный Инылчек и обследовали северные склоны
пика Военных Топографов.
Команда ознакомилась с материалами отчетов по траверсам 1963 года Шатер
- Хан-Тенгри (рук. Б.Студенин) и 1974 года Хан-Тенгри - Мраморная стена
(рук. Б.Соломатов). В 1974 году Хрищатый поднимался на пик Саладина с
ледника Северный Инылчек.
"Незнакомым" оставался участок от пика Рапасова и до пика Восточный
Шатер. Но облет на вертолете и две заброски сделанные командой на перевалы
Инылчекский и Дружбы, в достаточной мере прояснили картину трудностей,
с которыми команде придется столкнуться во время прохождения траверса
на этом участке. Третью заброску положили на перевале Чон-Терен. Организация
трех забросок параллельно позволила получить общее представление о снежной
обстановке в районе на тот момент. Хотя погодно-климатические условия
района крайне изменчивы и снежная обстановка может резко меняться даже
в течение суток (в чем неоднократно команде пришлось убедиться при прохождении
траверса).
К моменту выхода на траверс участники команды были достаточно физически
подготовлены, чтобы успешно работать на большой высоте на любом рельефе
длительное время. Находясь в зеленой зоне в Каркаре, участники сдали физнормативы.
Еще раньше Хрищатый, Халитов, Галиев, Маликов участвовали в экспедиции
зимнего штурма пика Победы. Луняков - Целищев весной 1990 года в составе
американо-советско-китайской экспедиции на Эверест поднялись на вершину
без использования кислорода.
Хрищатый в июне-июле совершил восхождение на п. Кызылбаш по С-В стене
6А к.тр. и на Замин Карор по С кф 5Б к.тр. Галиев в июле прошел маршрут
на пик Корона 5-я башня по Ю-З стене 5Б к.тр.
И вся команда в полном составе в конце июля поднялась на пик Хан-Тенгри
по Ю-З склону 5Б к.тр. и специально, с целью получения хорошей и устойчивой
акклиматизации, заночевала на вершине. Погода была великолепная и участникам
предстоящего траверса представилась прекрасная возможность ознакомиться
(помимо фотографий) с трудностями близлежащих (вплоть до пика Дружба)
хребтов и гребней будущего маршрута. Еще раз мы утвердились в предположении,
что, ввиду напряженной снежной обстановки на некоторых участках маршрута,
необходимо иметь три пятидесятиметровых веревки вместо сорокаметровых.
Это позволит связкам на снежных лавиноопасных склонах иметь меньшую нагрузку
на склон и тем безопаснее работать в глубоком снегу и на снежных "досках".
Ближняя радиосвязь "команда - базовый лагерь" осуществлялась
посредством японских радиостанций УКВ. Позывной команды - "Траверс".
Позывной базы - "Береза". Время связи: 8.45 и 21.00. В 13.00
и в 17.00 - прослушивание. (Схема дальней связи прилагается).
Тактические действия команды
Составляя тактический план прохождения траверса для столь "капризного"
в погодно-климатическом отношении района Центрального Тянь-Шаня, каким
является узел ледников Южный Инылчек и Звездочка, команда и не смела рассчитывать,
что все ею задуманное на семидесяти пяти километровом участке на высоте
более 6000 метров на протяжении 15 дней буде "сыграно" по заранее
написанным нотам. Опыт высотных восхождений позволял команде тонко реагировать
на изменения погодно-климатических условий и продолжительно работать даже,
порой, в условиях жестокой непогоды. Идя в первые дни с опережением тактического
плана на сутки, на четвертый день движения команду за пиком Победа Главная
накрыла непогода, позволившая отработать только пять часов за сутки. Затем
в плотном тумане при видимости 20-30 метров дельнейшее движение по лавиноопасным
склонам и карнизным гребням стало объективно опасным и команда вынуждена
была встать на ночевку. На следующий день (10.08.90) погода еще более
ухудшилась и дальнейшее движение также не представлялось возможным. Эти
полтора дня вынужденной стоянки более чем на сутки отбросили команду от
намеченного тактического плана движения. В будущем лишь только под пиком
Саладина команде удалось отыграть полсуток времени, отобранного непогодой
на пике Победы.
11 августа в условиях плохой погоды и ограниченной видимости (прояснилось
лишь в 19 часов) после 11 часов напряженной работы, команде удалось спуститься
на перевал Чон-Терен. Но как следствие длительной непогоды, насквозь вымокших
вещей, сильных ветров во время движения, у одного из участников команды
- Маликова - утром 12 августа обнаружили потемнение кончика большого пальца
правой ноги. Чтобы исключить в дальнейшем возможные неприятности, связанные
с переохлаждением, которые могут отразиться на здоровье, было принято
решение о спуске его в базовый лагерь. На радиосвязи в 8.45 команда объявила
о своем решении. Тройка Халитов-Луняков-Маликов готовилась к выходу, когда
послышался гул вертолета, вынырнувшего из-за поворота ледника. Он совершил
посадку под перевалом Чон-Терен, из него выпрыгнула двойка спасателей
и вертолет снова улетел.
Халитову, Лунякову и Маликову удалось спуститься с перевала лишь на три
веревки, когда снизу подошла двойка Блох-Букреев и пристегнула к себе
Маликова. Халитов с Луняковым опять поднялись на перевал. Тройка Блох-Букреев-Маликов
спустилась с перевала и, прилетевший через 1.5 часа вертолет, забрал их
в базовый лагерь. А команда теперь уже из пяти человек Хрищатый-Халитов-Луняков-Целищев-Галиев
продолжила траверс.
Маршрут изобилует лавиноопасными склонами и длинными карнизными гребнями.
Команда предвидела и предполагала заранее трудности, с которыми придется
столкнуться. Имея достаточный выбор скально-ледовых крючьев, а также три
основных и одну вспомогательную веревки по пятьдесят метров, команда вполне
обеспечивала безопасность своего продвижения даже на склонах с глубоким
снегом и на встречающихся снежных "досках".
Режим отдыха и питания команды во время движения по маршруту разработанный
и предложенный в тактическом плане в целом удалось осуществить. Коррекцию
вносили погода и состояние рельефа в данный момент. Ночевки все были лежачие.
Организовать их старались в безопасных местах.
Успешными или ключевыми местами маршрута можно считать:
" спуск с пика Восточная Победа (технические трудности)
" спуск с пика Военных Топографов (напряженная снежная обстановка)
" спуск с пика Рапасова (технические трудности)
" подъем на пик Нагела (напряженная снежная обстановка)
" карнизный гребень между пиками Нагела и Дружба
" спуск с пика Тореза (технические трудности, снежные карнизы)
" спуск с пика Зорге (технические трудности, снежные карнизы)
" подъем на пик Шатер (технически сложный гребень, длинный напряженный
снежный склон)
" преодоление продолжительных склонов с глубоким снегом (60-80 см
и карнизных гребней пика Саладина
" прохождение части маршрута Кузьмина по С-В гребню Хан-Тенгри.
Технические трудности на маршруте - до IV к.тр. - даже на высоте более
6000 метров больших проблем для команды не представляли. Длинные пятидесятиметровые
веревки вполне обеспечивали достаточно безопасное прохождение заснеженных
продолжительных склонов и карнизных гребней.
Неблагоприятные метеоусловия в период прохождения траверсов позволили
полностью раскрыть участникам команды свои физические возможности. Как
только погода позволила чуть более длительную работу, команда незамедлительно
воспользовалась такой возможностью - 19 августа участники работают 12
часов подряд с получасовым перерывом, а 20 августа около 18 часов и судья
Корсун А.Г. видел состояние участников, прибывших вечером 20 августа в
базовый лагерь.
Конечно, даже в условиях жесткой непогоды при столь длительном маршруте
участники не могли позволить себе продолжительную отсидку и выходили при
малейшей появлявшейся возможности двигаться вслепую.
С большей части траверса прямую радиосвязь команда с базовым лагерем
по станции УКВ осуществить не могла ввиду отсутствия прямой видимости.
Поэтому для этой цели использовались группы наблюдения, обеспечивающие
бесперебойную связь на протяжении пятнадцати дней движения команды. Пока
проходился пик Победы, вплоть до пика Военных Топографов, группа наблюдения
находилась на леднике Звездочка (см. картосхему района восхождения) напротив
восточной части главного массива пика Победы. Во время работы команды
на участке пик Военных Топографов - пик Шатер группа наблюдения находилась
на морене в месте слияния ледников Семеновского и Южный Инылчек. От пика
Шатер далее связь группы с базовым лагерем проводилась напрямую.
Участники траверса выражают глубокую благодарность всем группа восходителей,
помогавшим ретрансляционной связью команды с базовым лагерем.
Пик Нагела. Северный
гребень
Таблица продуктов питания и топлива Массив пика Победы, до перевала Чон-Терен
1) картофель фри 1.2 кг
2) соль 0.1
3) сахар 1.0
4) курага 1.0
5) колбаса 1.0
6) масло 1.0
7) буженина 1.4
8) хлеб 1.6
9) сало 0.6
10) мясо свежее 1.0
11) шпроты 2б 0.5
12) сыр 0.2
13) молоко сгущ. 1б 0.5
14) рис 0.5
15) конфеты 0.3
16) чай 0.3
17) хлебцы хрустящие 0.3
18) геркулес 0.4
19) печенье 2п 0.4
20) икра красн. и черн. 0.8
21) творог сублим. 1п 0.3
22) орехи 0.3
23) рыба вялен. 0.2
24) изюм 1.0 ИТОГО: 15.9 кг
5 банок бензина по 0,5 кг, заправка в примусе, 3 баллончика газа и горелка.
Общий вес составил 20,5 кг.
Участок при подъеме
на пик Дружба
Заброска на перевале Чон-Терен 1) рис 1,0 кг
2) чай 0,3
3) сахар 1,5
4) гематоген 1,5
5) мясо свежее 1,0
6) масло 1,0
7) сухари 0,6
8) картофель фри 1,0
9) красн. рыба солен. 0,6
10) конфеты 0,3
11) творог сублим. 0,3
12) шпроты 2б 0,5
13) молоко сгущ. 2б 1,0
14) печенье 2п 0,4
15) изюм 0,7
16) икра черн. и кр. 0,5 ИТОГО: 12.2 кг
4 банки бензина, заправка в примусе, 2 баллончика газа и горелка. Общий
вес составил 16.0 кг.
На спуске с пика
Тореза
к пику Снежная Сказка
Заброска на перевале Дружба 1) сахар 1.3 кг
2) рис 0.5
3) гематоген 0.7
4) мясо свежее 0.8
5) соль 0.2
6) масло 0.4
7) печенье 4п 1.0
8) сухари 0.7
9) картофель фри 0.5
10) красн. рыба сол. 0.6
11) конфеты 0.4
12) шпроты 2б 0.4
13) икра черн. и кр. 0.2 ИТОГО: 7.7 кг
2 банки бензина, заправка в примусе, 1.5 баллончика с газом и горелка.
Общий вес составил 11.5 кг.
В верхней части
скального
ребра пика Шатер
Заброска на перевале Иныльчекский 1) сахар 1.2 кг
2) рис 0.5
3) гематоген 2.0
4) чай 0.4
5) мясо свежее 1.0
6) масло 0.6
7) мясо тушен 1б 0.5
8) кисель 1п 0.3
9) молоко сгущ. 1б 0.5
10) печенье 2п 0.5
11) картофель фри 1.5
12) сухари 1.5
13) красн. рыба сол. 0.7
14) конфеты 1.0
15) шпроты 2б 0.5
16) изюм 0.7
17) икра черн. и кр. 0.2 ИТОГО: 13.6 кг
4 банки бензина, заправка в примусе, 1 баллончик с газом и горелка. Общий
вес составил 17.5 кг.
Общий вес грузов на весь траверс составил 65.5 кг.
Описание маршрута по участкам. 0-1 Снежно-ледовый склон. В первой трети преодоление ледопада по
навешанным перилам (4 веревки). 1-2 Снежный гребень. Снег до 40-50 см глубиной. 2-3 Заснеженные скалы с натечным льдом. Участок провешен веревочными
перилами. 3-4 Фирновый склон с наметенным снежным чехлом до 5 см. Кошки хорошо
держат. Порывистый ветер ураганной силы. Поземка. 4-5 Снежно-ледовый карнизный гребень. Местами неширокие ледовые
трещины. Ветер ураганной силы. 5-6 Снежно-ледовый гребень с выходами скал. Ветрено. С 9 часов
ветер ураганной силы. 6-7 Снежно-ледовый склон, местами карнизный гребень. На спуске
к пику Советская Армения 150 м крутого лавиноопасного склона. Выход первого
на 150 м веревки. 7-8 Снежно-ледовый склон. Глубина снега до 60-70 см. Туман. Временами
проясняет. 8-9 Спуск по крутому гребню, местами склону, с пика Советская Армения.
Попеременное движение, 3 "спортивных" спуска. Туман. Все реже
прояснивает. Плотность тумана возрастает. К 16 часам видимость сокращается
до 20-30 м. Дальнейшее движение по карнизному гребню становиться объективно
опасным. Полтора дня вынужденной отсидки. 9-10 Длинный карнизный гребень. Часто страховка через ледоруб.
Ветер. Туман. Видимость 300-600 м. 10-11 Спуск по скалам 2 к.тр. с пика Восточная Победа. Видимость
улучшается. 5 спортивных спусков. 11-12 Снежно-ледовый склон. Местами - обнаженные участки льда.
Страховка через ледоруб. В районе 20 часов прояснилось. Ветер ослаб. В
нижней части 100 м спуска по крутому до 55 градусов льду.
Северный гребень
спуска
с Восточной Победы
12-13 Снежно-ледовый карнизный гребень, переходящий в снежно-ледовый
склон. Неглубокий (до 30 см) снег. 13-14 Склон до 50 градусов. Много снега. Снег лежит на скальных
плитах. Движение попеременное. Страховка через встречающие редкие скальные
выступы и ледоруб. 14-15 Карнизный гребень. Попеременное движение. Страховка через
ледоруб. 15-16 Фирновый склон. Кошки хорошо держат. Последние 100-150 м
крутизна резко возрастает до 55 градусов. 16-17 Карнизный острый гребень. Движение попеременное. Страховка
через гребень и ледоруб. 17-18 Снежно-ледовый склон до 35 градусов. Движение одновременное.
В нижней части крутой спуск (300 м) до 45 градусов. Попеременное движение.
Сильный ветер, временами туман. 18-19 Снежное плато и некрутой снежный склон с глубоким до 60-70
см снегом средней плотности (нога проваливается на всю глубину лишь тогда,
когда на нее перенесешь вес тела). Плотный туман, только иногда видимость
до 200 метров.
Гребень от пика
Военных Топографов
до пика Дружба. Плато, участок 18-19
19-20 Некрутой снежно-ледовый склон (до 35 градусов) с выходами
скал. В верхней части переходит в осыпной склон до 25-30 градусов. 20-21 Заснеженный скальный кулуар до 55-60 градусов в средней части.
4 "спортивных" спуска. 21-22 Несложный заснеженный гребень с выходами скал и обнаженными
от снега осыпными участками . 22-23 Крутой напряженный снежный склон до 50 градусов.
Глубина снега до 70 см. Движение на всю веревку. Расстояния между связками
при движении 50-70 м. Часто накрывает туман.
Гребень от пика
Рапасова до пика Дружба
23-24 Карнизный гребень со скальными выходами. Часто попеременное
движение. Страховка через выступы и ледоруб. В верхней части снежные поля
с небольшими взлетами, вплоть до вершины. По ходу правый край полей сплошь
карнизный.
Южный гребень
на пике
Дружба
24-25 Карнизный гребень с крутыми ледовыми участками спуска (до
60 градусов). Часто попеременное движение. Страховка через выступы и ледоруб.
В нижней части крутой снежный склон (45-50 градусов). Выход первого на
150 м веревки до скальных выходов. 25-26 Снежно-ледовый карнизный гребень. 26-27 Снежно-ледовый склон со скальными выступами в средней части.
Местами лавиноопасно. Работа на склоне с дистанцией между участниками
на всю веревку. Движение одновременное. Страховка через крючья и выступы
(4 ледобура).
Пик Дружба, Северный
гребень.
Участок 24-25
27-28 Снежно-ледовый карнизный гребень крутизной 40-45 градусов,
в нижней части (последние 300-350 м) обрывается в сторону пика Снежная
Сказка крутыми (до 65 градусов) скальными стенками. 28-29 Снежный гребень с выходами скал. Огромные карнизы в сторону
Китая. Часто ледовые трещины.
Снежная Сказка.
Северный гребень
29-30 Снежно-ледовый гребень со скальными выходами. Направо (по
ходу) большие снежные карнизы. Местами непродолжительная техническая работа
на скальных заснеженных выходах (по 10-15 м до 3 к.тр.). Страховка через
выступы скал и ледоруб. 30-31 Сложный комбинированный гребень. Потребовал 16 веревок спортивного
спуска. На гребне большие снежные карнизы. 31-32 Снежно-ледовый карнизный гребень. Во второй трети участка
ледовая стенка с нависающим снежным карнизом. Крутизна стенки до 70 градусов
(80 м). Страховка крючьевая (3 ледобура) 3 к.тр. Ветер ураганной силы.
Туман. Видимость до 200 м. 32-33 Скальное ребро. Сильно разрушенное. Карнизы и снежные надувы.
3-4 к.тр. Скалы заснежены. Ветер ураганной силы. Видимость сократилась
до 50-100 м. Страховка крючьевая (9 ск.крючьев) и через выступы. В верхней
части скалы с натечным льдом. Средняя крутизна возросла до 55 градусов
(2 ледобура).
Участок 32-33.
Подъем
33-34 Крутой заснеженный, местами напряженный (в лавиноопасном
отношении), склон. Глубина снега до 60-80 см. Движение одновременное с
растяжкой участников на 40-50 м. Очень сильный, почти ураганный ветер.
Туман. Видимость до 100 м. При попеременном движении страховка через ледорубы.
Работа на скальном
ребре пика Шатер
34-35 Снежно-ледовый гребень. Местами карнизы. К концу дня туман.
Видимость до 200 м. 35-36 Крутые сильно заснеженные скалы. Глубина рыхлого снега до
60 см. Снежно-ледовые карнизные гребни. Растяжка участников на всю веревку.
Очень сильный ветер. Поземка, снежные флаги. 36-37 Снежное плато с глубоким рыхлым снегом. Глубина снега до
80-90 см. Сильный ветер. 37-38 Комбинированный гребень крутизной до 40 градусов с короткими
(до 40 м) ледовыми взлетами крутизной до 60 градусов. Ветер ураганной
силы. 38-39 Огромный скальный кулуар. Скалы заснежены и в верхней части
затечным льдом. 3 к.тр. Страховка через выступы. Ветер ураганной силы.
(См. дополнения). 39-40 Скальные плиты. Натечный лед. Крутизна до 55-60 градусов.
Сыпучий снежный покров. Глубина снега до 40 см. 3-4 к.тр. Страховка через
ледоруб, выступы и крючья (4 ск.крюка). Порывистый ветер ураганной силы. 40-41 Крутые (до 50 градусов) снежно-ледовые взлеты с выходами
скал 2-3 к.тр. Страховка через выступы, ледорубы и встречающиеся местами
старые скальные крючья. Порывистый ветер ураганной силы. Часто туман.
В 17 часов все участники траверса поднялись на вершину Хан-Тенгри и по
радиосвязи сообщили о своем местонахождении. Спуск с вершины по Ю-З гребню
на перемычку и далее по леднику Семеновского на ледник Южный Инылчек.
Детальное описание участка маршрута 32-33 I. 200 м по несложным (2 к.тр.) разрушенным, заснеженным скалам (35
градусов). Гребень местами карнизный. Одновременное движение. Страховка
через выступы.
II. Полка влево, слегка вверх (25 м). Скалы заснежены. В конце крюк 2
к.тр.
III. Стенка 35 м, 60 градусов, 3 к.тр. Хорошие зацепки, но скалы заснежены
и разрушены. Забито два крюка. Попеременное движение. Туман сгустился
Видимость до 100 м. Очень сильный ветер.
IV. Острый скальный гребень с надутыми карнизами (400 м). Крутизна возросла
до 45 градусов. Местами движение попеременное. Страховка за выступы и
крючьевая (1 ск.крюк). 2-3 к.тр.
V. Провал в гребне глубиной 12 м.
VI. Острое скальное ребро 60 градусов, 30 м, 3 к.тр. Скалы заснежены.
Попеременное движение. Страховка через выступы. В конце 1 крюк.
VII. Скальная стенка 40 м, 4 к.тр., 70 градусов, 4 ск.крюка. Скала сильно
разрушена и заснежена.
VIII. Крутой (50-55 градусов) скальный гребень 100 м. Скалы разрушены,
часто вмерзшие в лед, заснежены. На гребне в нижней части снежные карнизы.
3 к.тр. В верхней части выход с гребня на крутой до 55 градусов ледовый
склон. Страховка через выступы.
IX. Ледовый склон до 55 градусов. 3 к.тр. (70-100 м), с отдельными выходами
скал. Страховка через выступы и крючья (2 ледобура). Попеременное движение.
Детальное описание участков маршрута 38-40 I. Подъем вправо вверх по несложным разрушенным скалам 40 градусов,
100 м.
II. Траверс вправо по разрушенным скалам 50 градусов, 40 м. Движение попеременное.
III. Движение по небольшому контрфорсу внутри огромного скального кулуара
35 градусов, 550 м. Движение одновременное. Страховка через выступы.
IV. Выход на ледовый склон внутри огромного кулуара. Крутизна до 45 градусов.
Периодически лед сменяется плотным фирном. Кошки на нем прекрасно держат
(50 м).
V. Крутая скальная полка с натечным льдом 35 градусов, 20 м.
VI. Скальная стенка 20 м, 75 градусов. Движение попеременное. Страховка
через выступы и старый скальный крюк.
VII. Скальный, залитый льдом кулуар, выводящий на основной гребень 20
м, 40 градусов.
VIII. Скальные плиты. Натечный лед 100 м 55-60 градусов. Сыпучий снежный
покров. Глубина снега 30-40 см. Попеременное движение. Страховка через
ледоруб, выступы, крючья (4 ск.крюка) и в верхней части для страховки
использовался кусок старых перил, вмерзших в лед.
Таблица снаряжения,вес, кг 1) Рация УКВ с запасным комплектом питания 0.7
2) Аптека 1.2
3) Автоклав 0.6
4) Веревка основная 3х50 9.0
5) Веревка вспомогательная 1х50 1.0
6) Крючья скальные титановые 12 шт 0.6
7) Ледобуры титан 10 шт 1.0
8) Примус 1.0
9) Палатка (Норд Фейс) 6.0
10) Кастрюля 1 на 3 л 0.5
11) Газовая горелка 0.2
12) Молоток 1 шт (в группе было два айсбайля) 0.6
13) Карабины титановые 10 шт 0.7 ИТОГО: 23.1
Общий вес продуктов и горючего, использованных командой при прохождении
траверса составил 65.5 кг
" вес снаряжения и продуктов питания на момент старта составлял 42.9
кг, т.е. по 7.1 кг на участника команды общественного груза.
" вес снаряжения и продуктов питания с перевала Чон-Терен составил
38.4 кг, т.е. по 7.7 кг на участника
" вес с перевала Дружба составил 33.9 кг, т.е. по 6.8 кг на участника.
" вес с перевала Инылчекский составил 39.9 кг, т.е. по 8.0 кг на
участника
На самом же деле две пятидесятиметровые веревки всегда были в работе,
а часто к ним подключалась и третья. Это обстоятельство учитывалось и
грузы равномерно распределялись среди участников. Что позволяло снизить
загрузку рюкзака участника общественным грузом до 5.0-6.5 кг.
Публикация в
газете "Вечерняя Алма-Ата", 31.08.1990 г
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия
альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной
деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей
жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической
и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом
экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!