|
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма
и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
|
Полезное > Справочная информация > |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU Автор: Анатолий Джулий, г. Москва Стратегия и тактика горных походов Стратегия
1. Цель, мотивация участника.
2. Цель и мотивация руководителя,
инструктора.
Все эти и многие другие причины, которые заставляют нас заниматься организацией похода, в какой-то мере и определяют стратегию будущих походов. Стратегия, конечно, определяется руководителем. И при любой цели или мотивации основной стратегической задачей будет – сводить поход данной категории, обеспечив безопасное прохождение маршрута. Дальше на эту задачу накладывается масса отпечатков, которые и определяют будущую нитку маршрута. Например, вы считаете, что нужно для первого раза сводить поход с минимальным набором препятствий, лишь бы он соответствовал нужной вам категории. Или вы хотите пройти максимально насыщенный технически для данной категории маршрут (для участия ли в чемпионате, или просто вам так больше нравится, это неважно). Или у вас организованно учебное мероприятие, в рамках которого вы не хотите строить сверх насыщенный маршрут, а хотите выполнить нечто среднее. Правильный выбор задачи и обеспечит безопасное прохождение похода. И так, стратегия. В верхней части планирования может стоять некая долгосрочная программа. В альпинизме, например, такой программой может быть покорение всех восьмитысячников, или программа “Семь вершин” - покорение высших точек разных континентов. Ваша программа может быть ориентирована как на собственные желания, так и на финансовые возможности. Одна из таких программ, например – “я хочу посетить все горные районы бывшего СССР”, или “хочу пройти все сложные перевалы Кавказа” и т. п. Подобная программа может быть рассчитана на не один десяток лет, в связи с чем может и никогда не выполнится, но и такое планирование может оказаться в чем-то интересным и полезным. Ваш стратегический план может быть определен и другой мотивировкой – например, “хочу выполнить звание мастера спорта за 5 (6, 10) лет”. Все это будет определяться и тем временем, которым вы располагаете для пребывания в горах. Если у вас, скажем, есть только один месяц вашего отпуска, вы можете организовать один большой и сложный поход, или несколько более простых или коротких. Очень часто сейчас планируют учебное мероприятие, в котором проходят маршруты низких категорий, после которого собираются инструктора и идут “доходить” сложную часть до похода более высокой категории. Я такую практику считаю не правильной, но с другой стороны, что делать, когда по-другому просто не получается. Хотя бы потому, что если все более подготовленные руководители/инструктора будут ходить только в сложные походы, заниматься с новичками будет просто некому. Но в идеальном случае, если у вас есть возможность ходить несколько походов в сезон, лучше между ними делать перерыв хотя бы дней 10. А если и делать несколько походов подряд, то не нужно их “дохаживать”, пусть это лучше будут полноценные отдельные маршруты. При этом важно, чтобы вы рассчитали собственные силы и были уверенны, что этих сил хватит на оба маршрута. По моему опыту могу сказать, что, как правило, сделать больше двух походов в сезон уже довольно сложно (т. е., если вы ограничены лишь отпуском). Пример 1. Я, в свое время, расписал себе программу на 10 летних сезонов по районам, выглядело примерно так:
Этому плану не суждено было сбыться, так как появились “любимые районы” - это Памир, Вост. Часть Ц. Тянь-Шаня, начали формироваться идеи по прохождению новых перевалов в этих районах, и меня потом снова и снова тянуло туда. Есть или нет у вас долгосрочного плана – это не так важно, когда вы приступаете к планированию самого похода. Итак, перед вами стоит задача – подготовить маршрут данной категории. С чего начать? Конечно, с выбора района. Принцип выбора района тоже может быть самым разным. Например, он может опираться на ваш долгосрочный стратегический план. Или на желание вашей уже сформировавшейся группы. Или на ее же финансовые возможности. Ведь сейчас простые походы (до второй категории сложности) можно делать и в среднегорье, например, в Хибинах, или на Урале. Для многих это удобнее и дешевле. Если у вас нет группы, но есть желание пойти в конкретный район, вы можете набирать группу для похода именно в этот район. Или ваш выбор будет коллективным, то есть соберутся все инструктора/руководители вашего клуба/секции, и решат, что в этом сезоне все дружно идут на Тянь-Шань. Или еще куда-то. При этом не важно, будет это учебное мероприятие типа школы, просто спортивные совместные сборы, или просто спортивные походы в одном районе. Стратегия построения маршрута. При составлении маршрута необходимо учесть довольно большое количество факторов, которое и определит в дальнейшем успех вашего мероприятия. К этим факторам можно отнести:
Все эти факторы, за исключением последнего, и будут влиять на конечный выбор препятствий, из которых составится ваш маршрут. И обеспечат безопасное прохождение маршрута. Когда вы готовите маршрут, основным критерием обеспечения безопасного прохождения будет как раз правильная оценка возможностей группы (учитывающая опять же массу факторов, начиная от формального опыта – походного и высотного, и заканчивая объемом совместных технических и ОФП-ых тренировок.). Для построения маршрута, естественно, необходимо руководствоваться действующими “правилами проведения походов”. В них регламентированы требования к походам – рекомендуемая протяженность и продолжительность, минимальный набор препятствий, требования к опыту участников/руководителя, и др. Например, поход второй к. с. должен иметь протяженность 120 км, и не менее 3-х категорированных препятствий, из которых не менее двух – 1Б к. тр. Рекомендуемая продолжительность такого похода – 10 дней. Посмотрим, как влияют разные факторы на подготовку нитки маршрута и обеспечение безопасности. Цели и задачи маршрута. Как уже было сказано выше, основная цель любого маршрута – это его соответствие той категории, которую вы хотите пройти. Но встает и вопрос – а что вы хотите показать своей группе? Решение более-менее сложных технических задач начинается только с перевалов 2А-2Б. На более простых перевалах вы ничего не получаете, кроме физической нагрузки с перетаскиванием рюкзака. Значит, в походах 1-2 к.с. должно быть еще что-то, представляющее интерес для вашей команды. Как раз для поиска этих “изюминок” и нужно любому руководителю постараться достаточно подробно изучить район. Что это будет – какие-то природные “прелести”, красивый вид с перевала, озера, источники, или остатки древних построек – не так важно. Если, планируя посещение каких-то мест, вы сможете про эти места еще и рассказать что-то интересное – у вас будет гораздо больше шансов создать группу, с которой будете ходить потом много лет. Представьте – можно просто ткнуть пальцем и сказать – это башня. Но если вы еще и расскажете, что эта башня построена сванами примерно в таком-то веке, что у нее своеобразная крыша, отличающая ее от башен других народов Кавказа, как и почему она устроена внутри, почему она квадратная, а не круглая и т. д., пользы от вашего похода будет больше. Знания позволяют улучшать климат в группе, делать ваш коллектив более дружным. Конечно, гораздо интереснее рассказать про Ужбу и историю ее покорения, чем просто ткнуть пальцем и сказать – “это, наверное, Ужба”. Или показать на седловину сложного перевала, и сказать, что это перевал такой-то категории сложности, был впервые пройден тогда-то и т. п. Прикинуть оптимальный путь подъема на перевал, и объяснить – почему. Естественно, чем более сложный маршрут вы планируете, тем более доминирующей составляющей становится спортивная часть маршрута, то есть технически сложные препятствия. Здесь ваша задача – выбрать маршрут, который будет по силам вашей группе, и будет включать интересующие вас перевалы с разнообразной техникой, восхождения, траверсы, то есть стремиться сделать маршрут максимально полноценным, но соответствующим и вашим собственным возможностям, и возможностям вашей группы. Это и есть главная задача руководителя – правильно оценить возможности своих участников и свои собственные, и выбрать соответствующий набор препятствий. Примеры. 1. Планируя поход 1-й к. с. по западному Кавказу, я больше старался сориентироваться на природу и на места боев ВОВ. Надо сказать, это себя оправдало. Была поздняя осень, мы рыскали по ягодным местам, поедая перезревшую Кавказскую чернику, а потом вылезли на перевал Наур, и бродили там по блиндажам, пытаясь представить, что здесь происходило тогда, давно. 2. В походе 6-й к.с. по Фанским горам мы запланировали в конце выход через простой перевал (2А) на Маргузорские озера. Это был “забег” на 100 км, который после всей нашей технической части дался нам тяжело, но как он был вознагражден! Цепь Маргузорских озер – да ничего красивее я до сих пор не видел. Акклиматизация и выбор района. Эти факторы, в принципе, взаимосвязаны. Хотя играют роль в акклиматизации и сроки похода. Понятно, что в разных горных районах разные высоты. Например, средняя высота Кавказских перевалов колеблется на уровне 3200-3400 м. А на Памире, например, наиболее низкие перевалы превышают 4000 м над уровнем моря. Для плавной акклиматизации первые несколько дней, например, на Кавказе, или до пяти дней на Памире, должны быть менее насыщенными, чем последующие. Можно запланировать на начало маршрута длинные подходы, что упростит процесс акклиматизации. Но сейчас зачастую, особенно на Кавказе, можно подъехать почти под перевал, и на второй день уже на него подниматься. Для нормальной акклиматизации, особенно в походах низких категорий, в которых у вас, как правило, новички, этого делать не стоит. В начале похода первый перевал следует планировать на второй-третий день маршрута, а в высоких горах – на 3-5-й день. Первый перевал всегда идется тяжелее, поэтому не нужно, чтобы он был самым сложным на маршруте. И самым высоким. Он должен быть проще и ниже. Для походов второй категории это перевал 1А. Для троек – 1А-1Б. Для четверок 1А-2А. И так далее. Примеры. Можно приехать в Азау на Кавказе, и на канатке подняться сразу практически под перевал Хотютау, вплоть до станции “Мир”, которая находится на уровне седловины перевала. И в тот же день можно выйти на перевал. Это неправильно, последствия такого планирования не предсказуемы. Особенно если учесть, что такой вариант разыгрывается как правило новичковыми группами. Лучше из Азау идти вверх пешком, поднимаясь на перевал на второй-третий день. Хотя это далеко не лучший вариант начала маршрута. На Памире один из возможных “входных” перевалов в район ледника Федченко – перевал Абдукагор, 2А, 5000 м. Иногда с него начинают. На машине можно подъехать достаточно близко, чтобы на третий день на него вылезти. А что потом? Вы попадаете в верховья ледника Федченко, спуска, как такового, с перевала нет, попадаете на плато. Там большей части участников может здорово “поплохеть”. Результат – как минимум сход с маршрута. Особенно скоростной режим подъема сказывается в межсезонье. Раньше очень много туристов на майский праздники выходили на Кавказ с целью восхождения на Эльбрус или Казбек. И каждый год от туда кого-нибудь спускали с оттеком легких – основным итогом неправильной акклиматизации. И каждый год из-за этого там кто-то погибал. Основная причина – ограниченные сроки мероприятия. И, соответственно, скоростной подъем. На третий день – выше 4000. Хотя стоит здесь сказать, что, имея уже большой опыт ежегодных высотных походов, т.е. при отсутствии большого перерыва, такое движение вполне приемлемо. Мы так ходили и на Эльбрусе, и на Тянь-Шане, когда, прилетев на вертолете на 4000, на третий день уже поднимались на 5300, а на четвертый – на 5800, к пещерам под Хан-Тенгри. Это лишь говорит о том, что всегда нужно учитывать опыт своей группы. На п. Ленина мы вообще, проверяя себя, попытались на пятый день полезть на вершину. Добрели до 6700, но там у меня силы кончились, и мы спустились на отдых. При подъеме выше трех тысяч метров не нужно планировать набор высоты более 500 м в день, особенно если на верхней отметке вы планируете ночевку. И особенно в первом походе. Во многих районах, воспользовавшись вертолетом, можно сходу залететь на высоту 4000-4500 м, а иногда и выше. Но при этом нужно быть готовым к тому, что чрез день-другой придется улететь обратно. Можно рекомендовать и режим активной акклиматизации, когда вы быстро набираете заданные на день 500 м, ставите бивак, и уходите налегке выше, проводите там какое-то время, затем спускаетесь к биваку. Такой ритм позволит в последующие дни набирать большую высоту (без риска заболеваний – метров 700). По окончании акклиматизации набор высоты уже может быть любым, т. е., на сколько “здоровья хватит”. При выборе перевалов, да и всей нитки похода, следует учитывать и высотный опыт участников. В старых правилах был даже такой пункт – от сезона к сезону высотный опыт может повышаться не более, чем на 1200 м. На мой взгляд, очень правильный был пункт. Так же для акклиматизации следует учитывать, что первый поход, например, на Памире, и без того будет для многих тяжелее. Поэтому в первые высотные походы я бы не рекомендовал строить перенасыщенный маршрут, выполняя его близким к эталону, не закладывая длинные высотные траверсы и т.п. Подготовка группы. Если ваша группа – это группа новичков, планируйте ваш маршрут в стиле средней или минимальной напряженности. Не стоит забывать, что на простых перевалах нет каких-то особых прелестей, и если вы вместо двух-трех 1А, скажем, в походе первой категории, запланируете их 5-8, у людей от такого маршрута, скорее всего, останется в голове бесконечная “сыпуха”, перемежающаяся снежниками. Да и безопасность ваша, скорее всего, пострадает – от этих бесконечных похожих действий притупляется внимание, накапливается и усталость, что иногда и приводит к ЧП в, казалось бы, абсолютно тривиальной ситуации. И большая часть из них может просто больше не пойти в горы. Так что, составляя маршруты низких категорий, следует больше обратить внимания на ожидаемые природные или исторические места. Интересно спланировать простой маршрут так, чтобы пройтись по разным достопримечательностям района, будь-то какие-то красивые ущелья, водопады, или какие-нибудь остатки древних поселков/крепостей. А вытащить людей на перевал, с которого открывается великолепный вид, например, на Эльбрус? Ваш состав группы может влиять и на выбор района, то есть на степень автономности маршрута. Да и техническая сложность перевалов в разных районах несколько отличается. Выбирая район и набор препятствий, следует учитывать “запас прочности” вашей группы, который во многом определяется количеством совместных тренировок, техническим мастерством, наличием лидеров на разные формы рельефа и, конечно, опытом. В том числе и опытом пребывания в выбранном районе. Следует в качестве примера отметить, что в походах простых категорий прохождение большого количества перевалов – отнюдь не главная цель. Да, пожалуй, в любом походе, больше – не значит лучше. При планировании первого похода в высотный район не стоит перегружать маршрут препятствиями – первый поход, например, по Памиру, итак будет тяжелым для большинства участников Выбор района. Какую цель вы преследуете, выбирая район? В любом случае, он должен подходить для организации похода данной категории. Например, на Кавказе можно с легкостью строить маршруты 1-4 категории сложности. С 5-6 стало хуже после появления границы, построение полноценных сложных маршрутов на Кавказе стало более проблематичным. А в Фанских горах, например, очень сложно выстроить нормальную “единичку”. Зато достаточно хорошо “ложатся” в район маршруты 2-6 к. с. А в высоких горах, на Памире, или Восточной части Ц. Тянь-Шаня и поход третьей категории выполнить достаточно сложно. Не то, чтобы невозможно. Но он будет такой, “по краям” района. Даже маршруты четвертой категории редко строятся в этих районах. В основном это маршруты 5-6 к.с. Другой целью может служить желание попасть в новый для вас район, где вы раньше не были. Примеры. На Кавказе желательно строить маршрут таким образом, чтобы проходить его в пределах одной республики, т. к. тогда не придется получать погранпропуска в разных городах. Маршрут третьей к.с. в Приэльбрусье. Тырныауз – р. Тютюсу – пер. Килар (1Б) – р. Башиль - пер.Грановского (2А) – пер. Гумачи (2А) – пос. Эльбрус (заброска) – р. Ирик – пер. Ирикчат (1Б) – сев. поля Эльбруса – пер. Седло Эльбруса (2А) – пос. Азау. Сроки и продолжительность похода. Сроки, как правило, влияют на состояние снежного покрова и погодные условия в каждом районе. Оптимальные сроки проведения предполагают период наиболее устойчивой погоды для данного района. Более ранние сроки, например, на Кавказе, приводят к большему количеству снега на склонах. Позже – больше открытого льда и т. п. Походы в межсезонье предполагают неустойчивую погоду, большое количество осадков. Таким образом, выбор сроков проведения похода может сильно повлиять на количество и характер препятствий. А переоценка своих возможностей приведет к срыву маршрута, а в худшем случае – к ЧП. При выборе сроков проведения похода оказывает влияние и состав группы, то есть график отпусков участников. Выбор неблагоприятных сроков определяется обычно, во-первых, возможностью сходить небольшой поход, не растрачивая собственный отпуск, например, на майские праздники, во-вторых – целью. То есть, руководитель и группа могут ставить перед собой задачу прохождения маршрута соответствующей категории в более сложных условиях (межсезонье или зимой). Продолжительность похода определяется, во-первых, возможностями участников (есть неделя, две, три), во-вторых, категорией сложности похода, и, в-третьих, поставленными задачами (то есть количеством препятствий, которые вам хочется пройти). К примеру, одной из характеристик межсезонья является повышенная лавиноопасность. Соответственно, для походов в межсезонье лучше подбирать безопасные в этом смысле препятствия – имеющие гребневой характер, или короткие, но крутые участки рельефа. На каждое препятствие в межсезонье зачастую лучше планировать на один-два дня больше, чем в сезон. Соответственно, при одинаковой продолжительности любой маршрут в межсезонье будет менее насыщенным по количеству препятствий, чем в сезон. Так же происходит при планировании маршрутов в высоких горах – там на единицу времени приходится гораздо меньше препятствий, чем на том же Кавказе. А в районе В. части Ц. Тянь-Шаня и в 30-дневном маршруте очень редко превышается минимальное количество препятствий для маршрутов 5-6 к. с. Получается, что запланировать и пройти за 20-30 дней 15-20 препятствий на Кавказе – вполне реальная задача, а если вы с такой же идеей придете в МКК выпускаться на том же Тянь-Шане – ваш маршрут можно будет даже не рассматривать. Здесь следует добавить, что для какой-то предварительной оценки сроков/количества препятствий можно руководствоваться рекомендациями по оценке сложности перевалов, где указано ориентировочное время прохождения перевала той или иной к.с. Так, перевалы 1А-1Б можно в некоторых ситуациях проходить по несколько в день. Так же, как и 2А, если там нет временных ограничений, определяющих безопасное прохождение (т. е. камнепады, раскисший снег и др. факторы). 2Б-3А на том же Кавказе в сегодняшних условиях (мало снега) ходят 1 в день. Километраж. При построении маршрута следует учитывать среднюю скорость движения в горах. Здесь нельзя исходить из принципа – средняя скорость ходьбы 5 км/час, за 8-мь рабочих часов – 40 километров. При таком подходе (единичка – за три дня) – вы далеко не уйдете. Во-первых, средняя скорость движения с рюкзаком будет где-то в районе 3 км/час. А на подъемах, или в период акклиматизации – и того меньше. Поэтому средняя норма дневного перехода – 8-12 км. В перевальные дни, как правило, получается еще меньше. И эта разница возрастает по мере повышения категории сложности препятствия, которое вы проходите. На сложных перевалах может получиться и так, что вы за несколько дней пройдете по карте лишь несколько километров. При наличии глубокого снега (межсезонье, или снежные районы) этот километраж может быть еще меньше. У нас на Тянь-Шане темп движения по глубокому снегу на ровной поверхности падал иногда до 2 км/день. Попадались участки, где мы двигались со скоростью 40 м/час. Тоже, кстати, касается и сложного скального рельефа. Как-то на участке стены в 2 веревки мы работали 4 часа. На другом участке скального гребня с двумя ключевыми участками сложного лазания по 20-30 м мы провели 5,5 часов. На альпинистских маршрутах доходит до 20 м/день на сложных скалах. На пологих участках маршрута, уже после периода акклиматизации, при наличии троп или дорог можно планировать прохождение 15-20 км в день. А больший километраж можно запланировать только на выходе с маршрута, когда с практически пустыми рюкзаками можно “пробежать” за день 30-35 км. Если вы такой марафон совершите в начале или середине маршрута, может получиться так, что дальше у вас идти никто не захочет, или придется делать дневку. Количественный и качественный состав группы. Состав вашей группы в полной мере может влиять на выбор как района, так и количества и характера препятствий. Одной из рекомендаций, которая раньше была прописана в правилах, является набор высоты от сезона к сезону – не более 1200 м. То есть, если у вас и ваших участников есть высотный опыт 3200, в следующем сезоне их желательно вести на препятствия не выше 4400, а уже в следующем – 5600, и т. д. В этом подходе есть какое-то рациональное зерно, повышающее в какой-то мере безопасность автономных маршрутов. Таким образом, имея только опыт Кавказских перевалов, довольно сложно рассчитывать на успешный поход по Памиру с перевалами выше пяти тысяч, и лучше не планировать перевалы выше 6000 м. Для простых походов количество участников большой роли не играет. Здесь лишь можно оговорить несколько моментов – для межсезонья, при движении по глубокому снегу может быть лучше иметь человек восемь. При прохождении более сложных препятствий большое количество участников приводит к увеличению времени прохождения, особенно при движении на технически сложных участках. Соответственно, это обстоятельство может заставить вас подбирать более простые перевалы данной категории, избегать перевалов повышенной опасности, т. е. в какой-то мере ограничивать себя в выборе. На количество и состав планируемых препятствий может влиять и количество девушек в группе. Или строить маршрут так, чтобы проходить определяющие перевалы на спуск по сложной стороне. Маршрут, в таком случае, будет “терять” в плане спортивной сложности. Уровень подготовки ваших участников и вашей, наличие “тридцатипроцентников”, так же может влиять на количественный и качественный состав выбираемых препятствий. На мой взгляд, любой поход будет совершенен в спортивном плане, если в нитку будут включены перевалы/вершины, собирающие весь набор горного рельефа – скалы, лед, снег, когда на маршруте присутствует прохождение определяющих участков, как на подъем, так и на спуск. При этом не следует забывать, что правильная оценка вами возможностей вашей группы и соответствующий этим возможностям выбор набора препятствий и будет главным критерием безопасного прохождения маршрута. Планирование забросок. Чем сложнее и насыщеннее поход, тем он продолжительнее. Конечно, трудно рассчитывать на какой-то глобальный успех в 30-дневном походе, если вы все продукты на этот поход тащите с собой. Даже при раскладке в 500-600 грамм это получится порядка 15-18 кг груза, плюс топливо, и “пустой” рюкзак, который в сложном походе получается весом где-то 20-25 кг. В результате получается где-то за 45. Много ли можно находить с таким весом? А при наличии девушек в группе бедные мужики еще догружаются. Для нормального и безопасного прохождения похода продолжительностью более 10 дней лучше планировать заброски. А при продолжительности более 15 дней заброску лучше сделать обязательно. Заброски, в принципе, позволяют сократить переносимые грузы до нескольких дней. Например, на Кавказе, раскидав заброски по соседним ущельям, можно идти и собирать их после каждого перевала. Но, во-первых, нужно иметь либо много времени, либо много людей для того, чтобы это сделать. Во-вторых, нужно ли это? Недельный запас продуктов/топлива является вполне приемлемым весом в походе любой категории. Примеры. На мой взгляд, для любого похода достаточно одной-двух забросок, а в очень сложных и длительных (более месяца) – трех. Большее количество можно тоже сделать, если для этого использовать транспорт, например вертолет. Как-то мои знакомые из Душанбе для похода 6-й категории сложности разбросали заброски с вертолета на ледники по пути следования, в 200-литровых металлических бочках – аж шесть штук. Зато питание у них было – любой мог позавидовать. Разнос забросок зачастую решает попутно и проблему акклиматизации, особенно если заброски разносятся через перевалы. Такое редко бывает на Кавказе, но в других районах – вполне часто. В Фанских горах на начальном этапе мы разносили заброски в течение 5 дней, разделившись на пары. Двое тащили две заброски по долине Зиндон, оставляя их в нужных местах, и выходили к месту встречи на Алаудинских озерах через перевал Чимтарга (1Б, 4600), остальные двое таскали заброску через перевал Казнок В. (1Б, 4200) на р. Казнок и возвращались обратно. После этого, начиная основной маршрут, мы уже могли не задумываться об акклиматизации. На Памире в 1990 году мы тащили все наши продукты по леднику РГО где-то 13 км до первой точки заброски. Вес рюкзаков у мужиков – где-то 54 кг (у девушки – 35). Дотащили за полтора дня. Остальное (слегка за 40) – через перевал Кашал-Аяк (2А, 4300) и далее по леднику Федченко. Все это заняло четыре дня, а, учитывая приличные нагрузки, процесс акклиматизации к этому моменту был, практически, завершен. При развозе вертолетом такой этап активной акклиматизации пропадает. Планирование высотного и технического графика маршрута. Учитывая специфику организма, рекомендуется строить маршрут таким образом, чтобы наиболее простая его часть попадала на начало и конец маршрута, а более сложная – в середину. Например, для похода первой категории сложности может быть запланирован длинный подход под первый перевал, затем прохождение перевала, затем еще одного – двух перевалов, и выход из района по какой-нибудь живописной долине. Для похода 3-й к.с., например, такой набор препятствий – 1А-1Б-2А-2А-1Б, или 1Б-2А-2А-2А-2А-1Б. Наиболее насыщенный поход 3-й категории из известных мне – это поход на западном Кавказе, в котором было пройдено 23 категорированных препятствия. На Кавказе в сегодняшних условиях намечается тенденция прохождения одного препятствия в день. Наиболее высокие перевалы и вершины нужно проходить после завершения этапа акклиматизации. Не следует препятствия выше 5000 планировать в первые дни маршрута. Желательно в процессе прохождения маршрута запланировать выходы ниже границы леса для восстановления сил, если это возможно. В высоких горах желательно начинать маршрут с перевалов высотой не более 4500 м, а на перевалы/вершины выше 6000 м подниматься не раньше, чем через неделю от начала маршрута. Учитывая рекомендуемый режим набора высоты (не более 500 м в день в период акклиматизации) вы можете составить высотный график вашего маршрута в соответствии с этой рекомендацией. Для новичковых походов эту величину можно уменьшить. В сложных, при большом высотном опыте участников, - увеличить. При планировании перевалов, при желании, можно учесть и экспозиции перевальных склонов, для возможного выбора оптимального направления прохождения перевала. Следует отметить, что, планируя определенное количество препятствий в те сроки, которые вы себе определили, вы на самом деле и определяете такой показатель, как напряженность маршрута, который в какой-то мере можно рассматривать, как количество препятствий на единицу времени. Здесь вы и планируете свой маршрут так, чтобы проходить одно препятствие в день, или одно в неделю. Этот выбор зависит и от подготовки группы, и от выбора района и снова – обеспечивает безопасность. Конечно, следует учитывать, что в какой-то момент при “растягивании” темпа прохождения маршрута мероприятие просто выходит за рамки спортивных походов и превращается в прогулку по горам с определенным набором препятствий, уже к спортивному туризму не имеющую никакого отношения. Примеры. Приведу свой маршрут 5 к.с. на Памире в 1990 г. пос. Ванч – лед. РГО (заброска у лед. Красноармейский) – пер. Кашал-Аяк2А 4300 – заброска на лед. Наливкина – пер. Лонжерон 3Б (факт. 3А) 4900 – лед. РГО (конец этапа акклиматизации и забросок) – лед. Красноармейский (1-я заброска) – пер. Сюрприз 3А 5200 – лед. Академии Наук – пер. Песня 2Б п/п 5400 – лед. Федченко – лед. Витковского – пер. Ак. Сахарова+траверс п. Высокая Стена 3Б п/п 6300 – лед. Танымас 2-й – р. Танымас – пер. Танымас 1Б 4546 – лед. Федченко – лед. Наливкина (2-я заброска) – пер. Двойной 2Б п/п 5450 – пер. Косиненко 2А 4200 – лед. Косиненко – лед. Федченко – пер. Кашал-Аяк 2А 4300 – пос. Ванч. Концовка маршрута (вместо перевала Кашал-Аяк – лед. Бивачный – пер. Хаджибей 3А – пер. Егорова В. 2Б – пер. Пулковский 1 1Б) была свернута из-за усталости и нехватки времени. Можно сказать, что этот поход по Памиру был спланирован с ошибками, из-за отсутствия опыта планирования подобных маршрутов. В чем? На Памире мы не планировали дни на плохую погоду. Мы немного не рассчитали собственные силы, заявив слишком много перевалов. Не имея опыта высотных траверсов, я на участок первопрохождения выше 6000 м протяженностью 4 км (на подъеме от седловины перевала – 700 м веревок по скалам средней трудности) заложил 1 день. Шли 3 дня. По этому же походу можно оценить и возможности группы – это была 2-я “пятерка”, у группы уже был один Памирский поход (4 к.с. 1988 год), для частичной акклиматизации группа в мае полным составом совершила траверс Эльбруса. Но все равно, мы свои силы несколько переоценили. Планирование дневок. Для успешного (т.е. безопасного) прохождения маршрута, особенно при высокой его сложности, желательно периодически устраивать день отдыха – дневку. Так как дневка – это восстановление сил, желательно делать ее в месте заброски продуктов. Это позволяет, как правило, заложить на дневку усиленный рацион питания, свежие продукты и т. п., что в рюкзаке с собой тащить просто не будешь. Так как дневка ориентированна на восстановление сил, ее нужно делать как можно ниже. Место, выбранное для дневки, должно быть комфортным – а это как минимум закрытым от ветра. Если из-за погоды всю дневку придется провести сидя в палатке, эффективность ее будет существенно потеряна. Дневку желательно делать каждые 8-10 дней. Для маршрутов продолжительностью до 20 дней дневки можно и не делать, иногда компенсируя их полудневками. При очень протяженных и насыщенных маршрутах, с высотными восхождениями и траверсами, можно рекомендовать двухдневный отдых. На дневку можно запланировать лишний запас топлива, чтобы организовать баню, или просто помыться/постираться. С этой целью можно запланировать дневку в каком-нибудь действующем альплагере, причем могу рекомендовать в таком случае и питаться там же, расходуя свои запасы только для дополнительного питания, если этого захочется. Такой отдых, когда никто не тратит время на готовку, будет гораздо полноценнее. Еще одно из предназначения дневок – рассматривать их, в том числе, как запасные дни. Есть и такой подход – проходить маршрут без дневок, устраивая вместо дневок несколько полудневок (т. е., когда движение идет только пол дня). Мне такой подход не нравится, хотя, наверное, он тоже имеет право на жизнь. Особенно для походов, продолжительность которых не превышает 20 дней. Или когда значительная часть маршрута проходит ниже 4000 м. Из примеров: в том же 1990 году на Памире мы устроили дневку на травянистом поле высоко над рекой. Погода была нормальная, но дул сильный ветер, из-за которого по пол дня ходили в пуховках. Мы вроде бы и отъедались, устроили и “душ”, но полноценного отдыха не получилось. Анализируя впоследствии ситуацию, сделал два вывода – место было неудачное, дневка – это была первая дневка на 22 день маршрута. Мы просто перегрузились. Позади был и высотный траверс. Нужно было отдыхать пару дней, и не здесь, а немного дальше и выше, в уютных карманах морен, которых было много дальше по пути. В 2002 году дневку сделали в МАЛе на Звездочке (под п. Победы на Тянь-Шане). Поселились с питанием, баней. Здесь высота около 4000, но отдых получился очень хороший и полноценный. Андрей Лебедев практикует прохождение продолжительных и протяженных походов без дневок, заменяя отдых несколькими полудневками. Таким образом был пройден маршрут с названием “Памирский марафон”, выигравший чемпионат России 1999 года. Кроме плановых дневок случаются и вынужденные дневки. Это как раз те дневки, которые не планируют, соответственно, место проведения такой дневки далеко не способствует полноценному отдыху. Более того, если вы вообще никаким образом не предусматривали на данный участок маршрута запасные дни, и соответственно, запасное питание, вам и ваш дневной рацион на таких дневках придется урезать. Часто приходится переходить на двухразовое питание. Как результат – темп движения после таких дневок часто сильно снижается. Планировать такие дневки, конечно, нельзя, но предполагать вполне можно. Для этого достаточно знать особенности района, в который вы идете, среднестатистическую непогоду. Если подобные задержки хоть как-то предусмотреть, они не сильно будут портить жизнь при прохождении маршрута. Примеры. На Кавказе, планируя график движения, можно исходить из того, что на каждые три дня пол дня вы потеряете на плохую погоду. Но следует помнить, что современная экипировка, использование мембранных тканей, зачастую позволяет двигаться (проходить маршрут) в любую погоду. Планирование запасных и аварийных вариантов. Зачастую, особенно в сложных походах, погодные условия могут не позволить пройти какие-то из препятствий. В ряде случаев те же погодные условия могут допускать прохождение более простого варианта. Заявка такого варианта вместо основного и есть планирование запасного варианта. Но при этом, особенно в случаях, когда вы заявляли маршрут с минимальным количеством препятствий, потеря одного определяющего препятствия может привести к снижению категории сложности похода. Это противоречит вашим же планам. Поэтому на такой случай необходимо предусмотреть запасной вариант и в сторону усложнения, чтобы сохранить сложность похода. Так же можно заявлять запасные варианты по признакам повышенной опасности тех или иных препятствий, в связи с чем выбор варианта, которым вы пойдете, будет сделан уже непосредственно перед прохождением. Правильное планирование запасных вариантов позволит пройти маршрут без нарушения правил. Из примеров – группа идет маршрут 3-й категории на Северном Тянь-Шане. Заявлено все по минимуму, запасных вариантов нет. Две 2А заявлены в одном месте, одна за другой. Перед определяющими перевалами девушка получает травму, ее сопровождают вниз, уже пройти эту часть маршрута не успевают, идут концовку с выходом на Иссыккуль. Но там заявлена 1Б. Вместо этого идут незаявленную 2А, чтобы хоть как-то спасти поход. При грамотном планировании этот перевал вполне мог бы оказаться в заявочных документах. Но это еще один показатель – не нужно заявлять минимум, и основные перевалы один за другим – при серьезных неприятностях, например, с погодой можно не пройти ни одного определяющего перевала. При планировании маршрута желательно так же предусмотреть и запасные дни – на случай непогоды, или других причин задержки (например, усложнившийся ледопад и т. п.). Еще один важный момент, связанный с необходимостью запасных вариантов – это первопрохождение. Какой бы информацией вы не владели, при подходе к препятствию оно просто может оказаться существенно сложнее, чем вы ожидали. Или опаснее. Поэтому на любое первопрохождение желательно иметь запасной вариант. То же касается траверсов, особенно многодневных или высотных. Планирование учебных мероприятий. Любое учебное мероприятие обладает определенной спецификой при его организации и подготовке. В первую очередь, это вопросы безопасности. Традиционный подход в этом деле – это взаимодействие групп. Так как любое учебное мероприятие составлено, как правило, не менее чем из трех групп, можно построить график взаимодействия, т. е. назначить места встреч по нитке маршрута, где можно будет убедиться, что в каждой группе все нормально. Такой график налагает определенные ограничения на нитку любого маршрута, и планирование всех ниток должно идти совместно, в т. ч. и по дням. На сегодня оптимальным вариантом решения проблемы взаимодействия было бы обеспечение всех групп спутниковыми телефонами. Тогда можно было бы уходить совершенно разными маршрутами, лишь договорившись о времени контрольной связи, каждый ли день, или один раз в 2-5 дней. Второй задачей учебного мероприятия является необходимость проведения учебных занятий на разных формах рельефа. Планируя время на занятия, вы, соответственно, должны либо увеличить продолжительность похода, либо уменьшить количество препятствий до минимума, что чаще всего и происходит. Я считаю, что это не совсем правильно. Именно поэтому предпочитаю проводить школы с учебно-тренировочными сборами – от них, на мой взгляд, гораздо больше пользы. Что касается учебного маршрута – на мой взгляд, при планировании таких маршрутов нужно еще более стремиться к разнообразию препятствий, чем в спортивном походе. Это не обязательно какие-то сверхсложные препятствия. Но поскольку современный туризм предполагает и восхождения, то при построении таких учебных маршрутов (любой категории) я бы старался включить туда и перевалы (снежно-ледовые, скальные), и хотя бы одно восхождение или траверс вершины. От такого учебного мероприятия было бы, несомненно, гораздо больше пользы, чем от маршрута с минимальным набором перевалов, но большим количеством учебных занятий. А увеличение количества препятствий сверх эталона позволяет и более полноценно решать вопрос “дежурного руководителя”, обеспечивая большему числу слушателей работу в качестве руководителя в перевальные дни. Примеры. Этот маршрут планировался как учебно-тренировочный для школы СИП+ВТП на Кавказе. Т/б. “Чегем” - (скальные занятия, переправы) – лед. Шаурту (лед. занятия) – пер. Атсыз 2Б (2Б ледовый на подъеме, 2Б скально-осыпной на спуске) – лед. Безенги – пер. Кель 1А (скально-осыпной) – пер. Ортокара В. 3А (2Б ледово-скальный на подъеме, 3А снежно-ледовый на спуске) – т/б “Чегем” (1-я заброска) – пер. Чат 3А (снежно-ледовый) – т/б “Башиль” - р. Джайлык – пер. Штенберга 2А (скально-осыпной) – пер. Ростовский 1Б – пер. Джайлык+траверс массива Тютю 3А+3А, вместе 3Б, п/п (скально-ледовый подъем 3А, скальный траверс 3А-3Б до перевала Кулумкол) – а/л “Уллутау” - пер. Гумачи 2А – пос. Эльбрус (2-я заброска) – пер. Российских офицеров 2А – пос. В. Баксан. Давая в скобках характер основных препятствий, я хочу показать, каким образом можно организовать повышение квалификации участников прохождением разнообразных препятствий и на подъем, и на спуск. Тактика прохождения маршрута. Итак, ваш маршрут готов. Все дни, из которых он составлен, можно разделить на группы – дни подходов, перевальные дни, дни отдыха (дневки). В дни подходов вы проходите по 8-15 км, если путь движения однозначен – то, не особо оглядываясь на погоду. Маршрут проходит от простого к сложному, затем опять к простому. Дневной режим. Режим каждого дня вашего похода зависит от ряда факторов, в которые входит как выбор района, так и погодные условия в день прохождения, и еще масса факторов. Время выхода определяется, как правило, руководителем, его стилем руководства. Сам я никогда не практикую поздние выходы, планируя выход не позже 8-00 утра. Теперь вы должны вычислить время сбора вашей группы с момента подъема дежурного – собственно, это время и определит сам момент подъема дежурного и остальной части группы. В среднем это время равно двум часам. Когда-то давно мы “догоняли” это время до 40 минут, быстрее не получалось. Знаю, что для некоторых групп и 4 часа не предел. Таким образом, отнимая от планируемого времени выхода время на сборы, вы и объявляете время подъема. Опять же, есть несколько вариантов действий от подъема дежурного, начиная от общего подъема группы вместе с дежурным, и заканчивая подъемом после приготовления завтрака. На мой взгляд, наиболее оптимальный вариант – это подъем всех после начала приготовления пищи. Но в разных ситуациях можно и действовать по-разному. В принципе, желательно выработать стандартный режим дня на большую часть похода – вырабатываются привычки, и, соответственно, экономятся силы. Примеры. В день подходов подъем дежурного в 5-00, через 5 мин. дежурный предлагает народу постепенно просыпаться, 15 мин. на приготовление 100 гр./чел. кофе или чая, общий подъем, одевание, сборы в палатке – упаковка спальников, обувание, разбор личных вещей, обвязывание, если это необходимо по маршруту движения. Выметание из палатки, начало сбора рюкзаков до приготовления завтрака, завтрак, окончательные сборы, выход в 7-00. В дни подходов время выхода, как правило, можно смещать на восемь утра, в таких районах, как Кавказ, или на высотах более 5000, или в ненастную погоду. Но, например, в Азии (Памир, Фаны), где при солнечной погоде после десяти-двенадцати часов утра идти просто очень жарко, и поэтому тяжело, практикуют и другой режим – ранний выход (не позже шести утра), потом переходы где-то максимум до полудня, затем отдых часов до четырех, и потом “вечерний моцион” часов до восьми. Причем можно таскать с собой серебристую пленку, с помощью которой на время отдыха создавать тень, т. к. деревьев, как правило, в этих районах нет. В перевальные дни время выхода определяется тактикой прохождения того препятствия, которое вам предстоит. Бывают очень разные ситуации, которые сложно охватить полностью. Лучше практиковать ранние выходы, не позже шести часов утра даже на простые перевалы, хотя для походов 1-2 к.с. это не настолько актуально. В остальном все будет определяться рельефом, предполагаемыми или известными опасностями и т.п. Например, по описанию вы знаете, что перевальный (вершинный) склон на данном участке камнеопасен после 10-00. Значит, выход нужно планировать таким образом, чтобы вашим составом успеть пройти этот участок до 10-ти. Более подробно о тактике в перевальные дни чуть ниже. Если сезон снежный, при позднем выходе вам может быть придется месить снег по колено, или по пояс, вместо того, чтобы рано утром по смерзшемуся насту проскочить какую-то часть пути в пять-десять раз быстрее. На лавиноопасных участках (например, в межсезонье) вообще часто планируют ночной выход, когда к десяти часам утра уже ставится бивак. На дневках режим дня – произвольный. В своих походах мы на дневки не имели дежурного, готовили по желанию – кто-то завтрак, кто-то – обед, и т. д. Рабочий день. Каждый день начинается с подъема и выхода и заканчивается бивачными работами и отдыхом. Время выхода определяется и временем года, когда вы совершаете свой поход, т.е. восходом/заходом, а точнее, световым днем, и теми задачами, которые вам в этот день предстоит решать, и погодными условиями. Желательно большую часть пути осуществлять в светлое время. Исключением будут только выходы на какие-то сложные перевалы повышенной опасности, на восхождения или на лавиноопасные склоны. В общей сложности можно посоветовать начинать движение не позже 8-00, заканчивать не позже 18-00. Невозможно с рюкзаками идти непрерывно. Поэтому все движение определяется переходами. И в среднем весь день можно разбить на две части – утренние переходы, 4-5 часов, вечерние переходы, тоже 4-5 часов, то есть примерно стандартный рабочий день. Добавляем сюда перекус с отдыхом (1-2 часа, и больше) – получается порядка десяти часов. То есть, если выходить в 8-00, где-то в 18-00 уже можно ставиться. Переходы – это чередование движения и кратковременного отдыха. При этом нужно учитывать, что утром, после сна и завтрака, втягиваться в режим движения тяжелее. И что при отдыхе между переходами более 20 минут вам придется начинать все сначала, т.е. по новой втягивать ваш организм в режим ходьбы. Поэтому отдых между переходами не должен превышать 20 мин. И для первого перехода можно сделать схему 20-5. В зависимости от состояния группы, веса рюкзаков, погоды, можно рекомендовать следующие временные схемы дневных переходов: 30-5, 30-10, 40-10, 45-10, 50-10, 45-15, 50-15, 55-5, где первая цифра – время движения, вторая – время отдыха (в минутах). Более короткие переходы бывают удобнее на этапе акклиматизации, или на большой высоте, более длинные – в середине-конце маршрута, или при плохой погоде. Тоже и с привалами (отдыхом). Когда еще не привыкли к нагрузкам, или в хороших условиях можно отдыхать дольше. При плохой погоде “перекуры” укорачиваются. Конечно, все это имеет отношение к тем участкам, где вся группа движется одновременно. При технической работе, где начинается попеременное или поочередное движение, схема переход/перекур просто исчезает, т. к. каждый участник отдыхает как минимум при движении своего напарника. Конечно, переходы могут быть и дольше. Основной причиной увеличения переходов является, как правило, холод или плохая погода, когда сидеть просто нет желания. Но идти и вовсе без остановок будет очень тяжело, это возможно только с рюкзаком весом не более 20 кг для мужиков. С рюкзаками за 30 кг максимальные переходы, которые получались у нас – это 2 часа. Потом падаешь, и сидишь до какого-то восстановления, или пока не замерзнешь, после чего можно снова идти. По опыту до замерзания хватало 5-10 минут. При одновременном движении вы можете обеспечивать группу трехразовым питанием, если же по специфике рельефа “перекус” становится невозможным, выдается усиленный комплект карманного питания. Конечно, 8-10 часов ходьбы в день никак не определяют режим дня. Количество переходов, и время в пути определяется в большей мере целью дневного перехода. Это могут быть какие-то удобные места для ночлега по пути следования, подход под перевал/вершину, выход к заброске, подъем на перевал, или прохождение участка маршрута до места безопасного бивака, и т.п. В некоторых случаях рабочий день продолжается 16-20 часов. Продолжительность переходов, так же, как и продолжительность рабочего дня, зависит и от веса рюкзака, состояния участников, их физической кондиции, и др. факторов. Например, на разведках налегке, или с легким (до 10 кг) рюкзаком, можно ходить и вовсе без перекуров. Вес рюкзака можно разбить таким образом: для мужиков - менее 18 кг – очень легкий, до 25 кг – легкий, 25-35 кг – нормальный, 35-45 кг – тяжелый, более 45 кг – очень тяжелый, для дам – нормальный вес 18-22 кг, 22-28 – тяжелый, более 28 – очень тяжелый. Теперь при грубом подсчете получим, например: 12 переходов в день 40-10. Это 4 часа чистого ходового времени до обеда, столько же – после обеда, то есть 8 часов. При средней скорости 3 км/час можно пройти, в теории 24 км. При средней скорости 2 км/час получится 16 км. Учитывая коэффициент, который в горах в среднем считается 1.2, реально по карте вы как раз и пройдете 12,5-20 км. Добавьте сюда усталость, отсутствие нормальной тропы, какие-нибудь переправы – и этот километраж по карте превратится в 8-15 км – весьма реальный дневной путь. Перевальные дни. Как было сказано выше, режим движения в перевальные дни определяется рельефом, ожидаемыми опасностями и протяженностью, т. е. временем прохождения каких-то участков. Так же время выхода и прохождения тех или иных участков зависит от экспозиции склона. В большинстве случаев большая часть предстоящих задач решается ранним выходом. Если подъем на перевал требует ориентировочно N часов, а какие-то неудобства на этом склоне возникают после 11 утра, отнимаем от 11 N – и получаем время выхода. Ранний выход, как минимум, исключает движение по жаре, во всяком случае, на подъеме. Травянистые склоны в большинстве случаев можно проходить в любое время суток. Здесь можно учитывать при выборе времени выхода, во-первых, цель дневного перехода (например, от границы леса до границы леса). Вы выбираете время выхода, чтобы избежать: движения на подъем в жаркое время суток, движения по обмерзшей траве и т. п. Мокрая подмерзшая за ночь трава часто становится тяжелым препятствием, требующим применения ледовой техники. Чтобы этого избежать, можно выйти немного позже, чтобы изморозь на траве уже растаяла. Осыпные склоны также в большинстве случаев можно проходить в любое время суток. Иногда возможны камнепады с окружающих скальных склонов, но чаще на осыпи падение камней происходит из-под ног самих участников, и обеспечение безопасности определяется уже техникой движения. Поэтому критерий выбора режима дневного перехода также в основном зависит от цели. Снежные склоны. Тактика прохождения снежных склонов определяется характером снежного покрова, экипировкой группы и наличием/отсутствием лавиноопасности. Если склон безопасен, основное, чего хочется избежать – это глубоко проваливаться при тропежке. Ночью всегда холоднее, поэтому снег утром всегда тверже. Там, где вы в обед можете проваливаться по пояс, рано утром можно пройти, вовсе не проваливаясь. Даже по неглубокому снегу рано утром пройти бывает проще, чем днем. Но если крутизна склона достаточно высока (более 30 градусов), а за ночь снег смерзся до твердого состояния, когда даже рант ботинка на нем оставляет едва заметный след, прохождение в ранние утренние часы при отсутствии кошек может сильно усложнить жизнь. В таких ситуациях, если все-таки необходимо выйти очень рано, пробивают ступени на склоне налегке, накануне вечером, чтобы утром по смерзшимся ступеням легко подняться на перевал/вершину. Спуск по снегу, пока он не сильно проваливается, также проще и приятнее, чем барахтанье по пояс. Правда, бывают ситуации (погода или другие причины), когда снег за ночь не смерзается. В таких случаях избежать тяжелого движения не удастся, но если предстоит жаркий день, лучше также использовать для движения утренние часы. Следует также учитывать, что в зависимости от экспозиции склона, прикрывающих его элементов горного рельефа снег будет раскисать с разной скоростью. Тактика прохождения лавиноопасных склонов определяется ранним выходом и выбором пути. В межсезонье, при постоянной повышенной лавиноопасности, зачастую выходят ночью, часа в два, а к 8-10 часам утра движение уже прекращают. При движении по лавиноопасному склону идут по линии падения воды, используя любые формы рельефа, повышающие безопасность движения – контрфорсы, выпуклости, выходы скал, трещины, сбросы и т. п. Бывают ситуации, когда сложность преодолеваемого препятствия существенно возрастает, так как вместо простого, но лавиноопасного участка, вы поднимаетесь по более сложному, но безопасному пути. Повышение лавиноопасности конкретного склона зависит и от его экспозиции, что тоже можно учитывать при движении. Ледовые и скальные склоны, если явные факторы повышенной опасности отсутствуют (конуса лавин, ледовых обвалов, следы камней в зоне движения), можно проходить в любое время дня. При этом следует учитывать, что с повышением температуры на льду появляются ручейки, и при работе с веревкой последняя быстро промокнет, так же, как и сами участники, если требуется работа с крючьями и попеременной страховкой. На скалах безопасность движения повышается выбором маршрута по контрфорсам, под естественными укрытиями и пр. При наличии над любыми склонами скал, карнизов или ледовых сбросов есть определенная вероятность попасть под камнепад или ледовый обвал. Ледовый обвал – вещь совершенно не предсказуемая, происходит, когда “подошло время”. Хотя ночью они происходят все-таки реже. Поэтому четких рекомендаций по тактике прохождения участков, где такой обвал возможен, дать нельзя. Чем раньше – тем, в какой-то мере, безопаснее. Но – без гарантии. При движении по таким склонам необходимо проходить их как можно быстрее, зачастую пренебрегая правилами техники передвижения, по возможности избегая желобов или других признаков “русла” обвалов. Опять же, при движении можно использовать естественные укрытия. Камнеопасные склоны. Для выбора тактики прохождения в первую очередь нужно знать или оценить причину возможных камнепадов. Наличие осыпи под скалами, или следы камней, сами камни на склоне или под склоном, уже предполагают возможность камнепада. Природных причин камнепадов есть, по крайней мере, две. Первая – это эрозия скал, вторая – вытаивание камней изо льда. В первом случае камнепады имеют ритм жизни, связанный с температурой, а соответственно и с экспозицией склона, временем года, и погодными условиями. Вся эрозия скал связана с водой. При плюсовой температуре на скалах вода тает и течет по скалам, трещинам и другим полостям рельефа. Как только температура опускается ниже нуля, вода начинает замерзать, и разрывает скалы по трещинам. Часть оторванных таким образом кусков породы обваливается, образуя, как правило, вечерний камнепад. Когда вода окончательно замерзает, камнепады прекращаются. А когда снова начинается таяние, начинают обваливаться оторванные, но примерзшие куски породы, образуя, как правило, утренний камнепад. Летом на Кавказе, да и во многих других районах, этот ритм в солнечную погоду согласуется со временем освещения склона (начиная с его верхней части) солнцем – это и будет утренний камнепад в течении примерно 2-х часов после появления солнца, и вечерний камнепад, начинающийся через некоторое время после ухода солнца со склона, и продолжающегося также в течении нескольких часов. Таким образом, выбирая тактику прохождения камнеопасного склона, вы учитываете время, необходимое вашей группе на его прохождение. Если при раннем выходе вы успеваете до утреннего камнепада пройти склон, можно использовать ранний выход, в т. ч. и ночной. Если нет – проще переждать утренний камнепад, и выйти по светлому времени, используя для движения весь световой день. Если светового дня недостаточно – к вечеру необходимо найти более-менее подходящее укрытие от вечернего и утреннего камнепада для бивака. Конечно, многое зависит и от интенсивности камнепада, и от скорости полета камней. На снегу камни летят медленнее, так как тормозятся при каждой встрече со склоном. Скорость во многом зависит и от разгона, то есть от первоначального места отрыва камня. То есть, если интенсивность камнепада и скорость полета камней такова, что от них несложно уворачиваться, таких камнепадов можно не сильно опасаться. При преодолении камнеопасных участков следует также учитывать возможность маневра любого участника – это касается и ширины склона, и наличия страховки – при работе с веревкой маневр ограничен. Когда камни вытаивают изо льда, камнепад начинается с момента начала таяния льда и продолжается до замерзания льда, то есть летом вскоре после восхода солнца и в течение всего дня. Поэтому прохождение по таким склонам нужно планировать ранним или ночным выходом, чтобы до начала камнепада хотя бы преодолеть большую часть склона. Многое, опять же, зависит от интенсивности камнепада и размеров вытаивающих камней – иногда можно просто не обращать внимания на летящую мелочь, иногда интенсивность полета камней, размеры их и скорость таковы, что склон становится просто непроходимым. Таким образом, тактика преодоления камнеопасных участков очень сильно зависит от характера камнепадов и времени, необходимого на прохождение этих участков, то есть от сложности препятствия. Примеры. Склон перевала Джайлык 3А (1999 г.) выглядел угрожающе – огромное количество следов камней на снегу. Мы даже не рискнули идти его с ходу, и в течение дня наблюдали за его жизнью. Классический (описанный) вариант подъема отпадал – избежать встречи с камнями там практически невозможно, сыпать начинает где-то с 8-ми утра с завидным постоянством. В итоге выбрали путь – начало – по льду, 5 веревок, вышли в темноте, чтобы до 8-ми утра уйти из снежной чаши, и к 8-ми утра ушли в сторону, на восточную часть восточной стены Тютю, и далее по скальному контрфорсу – на седловину, чуть выше традиционной. Все, что летело – летело в стороне от нас, а, наблюдая объем летящего, мы только радовались, что идем в стороне. Наверно, подъем несколько усложнился – 17 веревок, 12 из которых по скалам, но зато безопасно. Поднимаясь по южной стене п. Энергия (Фаны), оценили камнеопасность “на взгляд”. Стена скальная, экспозиция южная, освещается рано. Ожидая стандартного режима камнепадов, решили выйти на стену часов в 10 утра, после утренних камнепадов. Но оказалось, что на стене основная причина камнепадов – вытаивание камней изо льда. В результате мы попали под регулярный обстрел уже в нижней части стены, где он гораздо опаснее, так как и скорость камней гораздо выше, и из-за перегиба стены не видно, когда они летят, появляются в зоне видимости уже на подлете. Пришлось по уворачиваться. Если бы вышли рано утром, то проскочи ли бы нижнюю часть стены без камнепадов, и скорей всего не ночевали бы на стене. Немаловажным фактором при прохождении маршрута, определяющим и вашу тактику, является расстановка участников и руководителя. Руководитель должен двигаться таким образом, чтобы осуществлять контроль за всей группой. И его место во многом зависит от опыта участников и от схожености группы. Если вы ходите с одними и теми же людьми не один год, то, как правило, вы четко себе представляете, кого и на каком рельефе можно выпускать вперед, кого ставить сзади. Если вместе идете первый раз, да еще и без предварительной совместной подготовки, задача руководителя существенно усложняется. Зачастую решение большинства технических задач он будет исполнять сам, просто не ориентируясь в возможностях своих участников. Учитывая просто огромное количество отрицательных факторов, связанных с действиями группы, собранной перед выходом на маршрут, подобный подход в формировании группы можно считать неприемлемым. Расстановка участников предполагает обеспечение безопасности. Соответственно, зависит от формы рельефа, по которой вы в данный момент проходите. На простых формах рельефа главное – никого не потерять. Это определяется движением в зоне видимости, то есть участники обязаны следить за тем, чтобы идущий следом не пропал из зоны видимости. А уж руководитель в большинстве случаев должен контролировать всех. И лишь в редких случаях, при движении по дорогам или очевидным тропам, возможен выход участников из зоны видимости. Естественно, при движении по более сложным формам рельефа группа должна еще более соблюдать правило взаимоконтроля. Один из способов – когда впереди идет наиболее тихоходный участник. При движении плотной группой место руководителя не принципиально (определяется по силам, или по смене, например, при тропежке). Если приходится растягиваться, руководителю лучше находиться в серединке, или в конце группы. А иногда (зависит опять же от схожености и знания участников) – впереди, чтобы притормаживать наиболее торопливых и не позволять группе растеряться. На сложном рельефе впереди/сзади работают наиболее подготовленные участники. В состав наиболее подготовленных может входить и руководитель. Стратегия и тактика. Построение маршрутов. Здесь я хочу привести несколько ниток маршрутов 1-6 к. с., и разобрать мотивировку их построения. Естественно, мне проще сделать это на примере собственных походов, в которые ходил участником или руководителем. Попробую еще сделать какие-то оценки разных маршрутов с точки зрения МКК. Для построения любого маршрута вы пользуетесь исходными данными из правил проведения походов. Вот они: …7. Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в таблице 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода. 8. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности. 9. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2. Таблица 2.
10. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов – не менее двух наиболее трудных перевалов). Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении. 11. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте. …… 2. Горный туризм. Категория сложности маршрута определяется набором преодолеваемых ЛП (перевалов, вершин, траверсов хребтов) определенной категорий трудности (к.т.). Под понятием "перевал" в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты 6 полукатегорий трудности перевалов –от 1А до 3Б. Перевалы проще 1А к.сл. называются некатегорированными (н.к). Классификация перевалов приведена в книге "Выскогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов . 2001г." . Категория трудности перевалов в зависимости от условий (времени года, снежной обстановки…) может изменяться на полукатегорию. Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у к.т. ЛП означает, что для его преодоления участники/руководитель должны иметь опыт, необходимый для прохождения ЛП на полукатегорию выше; в зачет идет к.т. по факту прохождения, без звездочки. Например, для выпуска группы на ЛП 3А* к участнику/руководителю предъявляются требования к опыту необходимому при прохождении/руководстве ЛП 3Б, в зачет идет реальная к.т. ЛП - 3А или 3Б (по факту прохождения). При этом, знак * у ЛП 3Б* означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыта прохождения (руководства) не менее чем двумя ЛП категории 3Б . Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал. Количество и категория трудности перевалов должны соответствовать указанным в таблице 3. По согласованию с МКК количество локальных препятствий (ЛП) не определяющих к.с. СП может быть сокращено, если маршрут содержит много факторов, повышающих сложность СП (межсезонье, малоизвестный район, наличие первопрохождений, чрезвычайно плохие погодные условия, и т.д.). Таблица 3.
* - эквивалентная шкала категорий, применяется для категорирования комбинированного маршрута; **- минимальный набор ЛП, определяющих сложность СП VIк.с. должен соответствовать: 3А – 3шт., 3Б – 1шт., либо 3А – 1шт., 3Б – 2шт., либо 3А – 1шт., 3Б* – 1шт. Во всех случаях необходимо также ЛП к.т. 2Б (или выше). В горные маршруты могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в спортивном туризме и альпинизме, категория сложности восхождения или траверса, не являющихся элементами прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать сложность перевала, определяющего категорию сложности маршрута. Только одно радиальное восхождение на вершину/перевал (по определяющей стороне) может быть зачтено в качестве ЛП (из табл.3), определяющего категорию сложности СП; при этом, в маршрут должен быть включен не менее сложный по категории трудности перевал или траверс. Поскольку составляющими любого похода являются препятствия и километры существует две крайности при планировании маршрута – подготовка маршрута с большим количеством ЛП, но при этом с ограниченным километражем (в рамках правил допускается сокращение протяженности до 25%), или делается очень протяженный маршрут (250-300 км), но при этом с номинальным набором препятствий. Протяженные маршруты периодически совершаются, хотя и достаточно редко. Примеры – транс – Памирский поход группы из Вильнюса – от Джиргиталя (начала хр. Петра Первого) до р-на п. Маркса на юго-западном Памире, “Памирский марафон” Андрея Лебедева, транс Кавказские походы от Эльбруса и до Казбека и другие. Первый шаг, который вы совершаете, начиная подготовку маршрута – это определение сроков и продолжительности маршрута. Сроки проведения могут определяться целой совокупностью факторов, перечисленных ранее. Прикидываете количество препятствий, которые на ваш взгляд вы сможете пройти имеющимся у вас составом. Затем намечаете начальный и конечный пункты, до которых вы можете добраться каким-либо транспортом (в кольцевом маршруте эти пункты совпадают). Намечаете линию движения между этими пунктами, чтобы примерно покрыть необходимый для вашей категории километраж. В пределах этой линии выбираете объекты, которые вам хочется пройти обязательно (или линию проводите через эти объекты, я чаще так и делаю – сначала выбираю набор объектов, а потом пытаюсь это каким-то образом увязать в приемлемую нитку, да еще с удобным вариантом закладывания забросок). Если район мало знаком – то удобнее сначала наметить нитку. Но есть и вариант сначала перечитать описания большей части определяющих перевалов для вашего похода, чтобы опять же, для начала выбрать объекты для прохождения. Просто такой подход при подготовке маршрутов 1-3 к. с. может оказаться слишком утомительным. По намеченной линии выбираете по одному или несколько перевалов нужной вам категории, после чего получаете некий список перевалов и вершин, с описаниями которых вам желательно познакомиться. Изучая описания, вы выбираете наиболее интересные для вас варианты, из оставшегося намечаете запасные варианты, радиальные выходы, вершины, и т. п. Таким образом формируется ваша нитка. Можно, естественно, пользоваться и другими источниками – консультацией в МКК или со знакомыми, кто ходил в выбранном районе, или пройти перевалы руководителем, которые когда-то ходили участником и др. Если вы занимаетесь подготовкой учебного мероприятия, число объектов для прохождения должно быть достаточным на все группы, которые участвуют в мероприятии. Это задачу несколько усложняет, так как маршруты следования у разных групп близки, из-за необходимости выполнять программу взаимодействия, желательно, чтобы участки маршрута совпадали по времени прохождения между контрольными точками встреч на маршрутах, чтобы не было нужды ждать какую-то группу несколько дней. А перевалы для каждой группы должны быть разными, что порой подобрать бывает достаточно сложно. Как раз здесь и возникает необходимость выбора оптимального района для проведения учебного мероприятия. Подобрав препятствия, можно уже составить график прохождения основной части маршрута в маршрутную книжку. Затем наметить запасные варианты, посмотреть возможные пути эвакуации с маршрута. Изучая описания запланированных препятствий, вы намечаете оптимальный режим (скорость) прохождения. При поиске материалов по препятствиям желательно смотреть описания, соответствующие вашим срокам проведения похода. Ориентироваться лучше на описания последних лет, так как они могут довольно сильно отличаться от описаний десятилетней давности. Например, на Кавказе в последние годы из-за интенсивного таяния льда многие перевалы, особенно простые, усложнились. А какие-то упростились. А с появлением нового снаряжения скорость прохождения многих технических участков возросла. Когда берете то или иное описание перевала, заглядывайте и в количественный/качественный состав группы, которая его проходила, сопоставляйте с вашим составом, чтобы оценить вашу скорость прохождения. Маршрут 1 к.с. Я приведу не идеальный пример с точки зрения начального/конечного пункта, но зато интересный в других отношениях. Пос. Эльбрус – р. Адылсу – пер. Койавганауш 1А 3500 – р. Адырсу – р. Сылтрансу – пер. Сылтран н/к 3205 – р. Кыртык – р. Субаши – пер. Джинкаугенкез 1А 3520 – р. Малка (Джилису) – р. Кызылкол – пер. Балкбаши 1А 3689 – р. Битюктюбекол – пос. Хурзук. Не самое удачное начало (перевал 3500), но отличный вид на Эльбрус. Из “изюминок” - оз. Сылтранкель, источники Джилису, прогулка по плато Эльбруса, под лавовым потоком. Нормальный маршрут по километражу. Если когда-нибудь поведу единичку, может, свожу как раз что-нибудь подобное. Перевал Койавганауш можно взять, не торопясь, на третий день, применяя метод активной акклиматизации. Подъем со стороны Адылсу вполне приятен, много удобных ночевок. И этот перевал можно брать практически налегке, оставив основной походный груз в поселке В. Баксан. На четвертый день, забрав продукты, можно подняться к озеру (от поселка до 6-ти часов). Учитывая, что в поселке ночевать не рекомендуется, можно после перевала Койавганауш ночевать на Адырсу, а рано утром спуститься в поселок, и продолжить путь к озеру, или более ранней стоянки. При желании этот участок можно из маршрута исключить, поднимаясь по р. Кыртык сразу к перевалу Джинкаугенкез. На пятый день через перевал Сылтран, затем подход по Кыртыку и Субаши под перевал Джинкаугенкез и на 7-й день – перевал Джинкаугенкез и спуск на Джилису. Здесь, при желании, можно устроить дневку. Тогда на 9-й день подойти под перевал Балкбаши и 10-11 дни перевалить и выйти в Хурзук. Без дневки маршрут – 10 дней. Маршруты 2-й к. с. Фанские горы. Алаудинские озера – заброска на Мутные озера – пер. Джонат 1А 3700 – о. Куликалонские – пер. Зиерат 1А 3200 – пос. Газа – р. Амшут – оз. Б. Алло – пер. Чимтарга 1Б 4600 – оз. Мутные (заброска, или спуск к алаудинам на дневку) – пер. Мазалат+в. ФКиС 1Б 4120 (рад.) – пер. Казнок В. 1Б 4040 (или пер. Мазалат) – р. Казнок – р. Ахбасай – пер. Пушноват 1А 4010 (или МАК, Эстонский, все 1Б) – р. Арчамайдан – р. Сарымат – пер. Тавасанг н/к – Маргузорские озера. С заходом на Маргузорские озера километраж уже будет где-то 130-140 км, но зато попадете на красивые озера. А можно закончить по р. Арчамайдан (примерно 105-110 км, но за счет сложности маршрута можно уменьшить километраж). Еще один интересный вариант – после МАКа переваолом Дукдон спуститься на Искандеркуль, заканчивая там маршрут. Те же 110 км. В Фанах построить двойку с малым количеством перевалов тоже можно. Например: Оз. Искандеркуль – р. Дукдон – пер. Дукдон 1А 3770 – р. Арчамайдан – р. Зиндон – пер. Чимтарга 1Б 4600 – Алаудинские озера – пер. Адамташ 1Б 4000 – а/л “Артуч” - пер. Зиерат 1А 3200 – пос. Зимтут. Километража здесь немного не хватает, что можно компенсировать каким-нибудь радиальным выходом, с вершиной. Еще один интересный маршрут по озерам можно построить от Артуча: а/л “Артуч” - оз. Куликалон - пер. Шогунага 1А 3700 – оз. Алаудинские – оз. Мутные – пер. Чимтарга 1Б 4600 – оз. Б. Алло – оз. Верхн. Алло – пер. Двойной 1Б – р. Казнок – р. Ахбасай – пер. Москва 1Б 4450 – р. Пушноват – пер. Дукдон – 1А 3770 – оз. Искандеркуль. Здесь есть и превышение сложности, и проходится большая часть Фанских озер. Маршруты 3-й к. с. Фанские горы. Оз. Искандеркуль – р. Серима – пер. Норват 1А 3600 рад. - пер. Сурх 1Б 4437 – р. Казнок – пер. Зеленоград 2А 4500 – оз. Алаудинские – пер. Казнок З. 2А 4050 – р. Казнок – пер. Юбилейный 2А 4370 – оз. Б. Алло - р. Сарымат – пер. Сарымат З. 2А – оз. Маргузорские – к. Шинг. Здесь около 140 км, снова маршрут по всем озерам. Можно подобрать вершину для восхождения 1Б-2А и украсить маршрут. Кавказ. г. Тырныауз – заброска в пос. Эльбрус – р. Каяртысу – пер. Каярта 1Б – пер. Балкарский 2А 3900 – р. Джайлыксу – пер. Грановского 2А 3950 – пер. Гумачи 2А 3540 пос. Эльбрус (заброска) р. Ирикчат – пер. Ирикчат 1Б – источники Джилису – пер. Седло Эльбруса+Эльбрус В. 2А – приют 11 – Азау – пос. Терскол. Построить полноценный маршрут начиная от 3 к. с. в Приэльбрусье, не выходя за пределы Баксанской долины, довольно сложно. Всегда будет занижен километраж, что можно компенсировать за счет большей сложности. В приведенном маршруте – примерно 130 км. Пройти его можно дней за 13-14. Но для примера приведу “тройку” 1987 года, пройденную под моим руководством по Восточному Кавказу (сейчас туда не попасть, к сожалению). Сан. Армхи – р. Шандон – пер. Шибугеле 1Б – пер. Колотанис+Танисгеле 1А – пер. Гуро 2А п/п – с. Шатили (заброска) – пер. Ледовая стена 2Б п/п – р. Вагичу – пер. Обходной 1Б – р. Майстыхи – пер. Маистинский 1Б – пер. Уросхеви-2 2А п/п – пер. Лихорский 2А (до ледопада и обратно) пер. Мациачкорт 1Б – р. Кериго – с. Итумкале. Тут почти 200 км, и это получилась хорошая экспедиция, с большим количеством первопрохождений, комбинированной техникой – и лед, и скалы, и снег. Маршруты 4-й к. с. Фанские горы. Уже начиная с четвертой категории сложности можно строить неплохие комбинированные маршруты, включающие набор технических препятствий на достаточно сложных участках льда и скал. Это особенно актуально, на мой взгляд, при подготовке учебных мероприятий. Кишлак Шинг – Маргузорские озера – пер. Сарымат З. 2А 4130 – р. Сарымат – пер. Аксу Верхн. 2Б 4050 – пер. Кштудак З.+Пштикуль В. 2А 3920 – р. Арчамайдан – р. Зиндон – пер. Мирали+в. Чимтарга 2Б 5489, рад. – р. лев. Зиндон – пер. Зиндон 2Б 4260 – р. Казнок - пер. Казнок З. 2А 4000 – оз. Мутные – пер. Бодхона 2Б 4550 – р. Сурхоб – пер. Зеленоград 2А 4350 – р. Арг – оз. Искандеркуль. Это очень насыщенная “четверка”, с входным и отходным километражем. Здесь хорошие ледовые перевалы Сарымат З., Аксу Верхн., Зиндон, скальная работа на перевалах Бодхона, при подъеме на Чимтаргу. В результате маршрут очень разнообразный. Памир (это маршрут под моим руководством 1988 года). Кишлак Поймазар – лед. РГО – пер. Кашал-Аяк 2А 4330 – лед. Федченко – лед. №4 – пер. Улугбека 2Б* 5200 – лед. Косиненко – пер. Дорофеева 2Б 5300 – лед. Кызкурган – пер. Кызкурган Ц. 2Б 5220 – лед. С. Танымас – лед. Наливкина – лед. Федченко – лед. Академии наук – пер. Академии наук 1Б 4850 – лед. Медвежий – пер. Волкова 2Б 5250 – лед. Федченко – пер. Абдукагор 2А 5079 – лед. Абдукагор – Поймазар. Маршрут кольцевой, без радиальных выходов. Большинство препятствий снежно-ледовые, но на перевал Улугбека подъем по скальному контрфорсу, то есть тоже удалось построить комбинированный маршрут. Еще сделали несколько разведок, обеспечивших группу набором первопрохождений на 1990 год. Несколько маршрутов 5-й к.с. приведены по тексту лекции, поэтому их пропускаем. Маршруты 6-й к. с. Фанские горы. (П. Кормилец, Томск, 1984 г, чемпионат Союза). Альплагерь “Артуч” - пер. Седло Сарышах 3А – пер. Мария 3Б п/п – пер. Дон 3Б п/п – пер. ВАА 1Б – пер. Енисей 3Б п/п – пер. Седло Чапдары 3Б – несколько простых перевалов – пер. Сибирь 3А п/п. В. часть Ц. Тянь-Шаня. (1-я шестерка под моим руководством): Чонташ (вертолет) – пер. Подходной 1Б – пер. Пабло Неруды 2Б – лед. Мушкетова – пер. Снежная лестница 3А п/п – лед. С. Иныльчек – пер. З. седло Хан-Тенгри 3Б 6200 – лед. Ю. Иныльчек (заброска) – пер. Шатер З. (траверс п. Шатер З.) 3Б 6737 п/п – лед. С. Иныльчек – пер. Карлытау 2Б 5500 – лед. Баянкольский – база геологов. Это хорошая “шестерка”, линейная, всего с одной заброской. Вот и все, что хотелось написать по стратегии и тактике. Возможно, здесь упущены некоторые моменты, которые, надеюсь, дополнят другие. Особенно это касается организации учебных мероприятий – как сборов, так и УТП. Попробую немного затронуть эти вопросы в соответствующей теме по подготовке кадров. Надеюсь, хотя бы для кого-нибудь изложенные здесь материалы окажутся полезными.
|
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|