Люди и горы > Очерки, дневники - 2006 год >

Читайте на Mountain.RU статьи Елены Тайлашевой:
Белуха - Гора-Мечта
Сердце для гор (Сборы Томска в Фанах)
“Под землей я нашла солнечных зайчиков…”
Выше - только небо... Интервью с Анной Акининой
И я увидела горы...

Автор: Елена Тайлашева, г. Томск

Горы. Шаги.

“Шаг… Шаг… Ледоруб… Шаг – и вздох слетает с губ”, - стучит в голове стих, написанный сестрой-альпинистской. Да уж, в точку она попала! Поднимаюсь на гору, тишина вокруг звенящая, слышен лишь скрежет ледоруба в снегу и мое шумное дыхание. Тяжело, но надо идти… И тут на ум приходит мысль: альпинизм – это как лестница. Каждый шаг – преодоление чего-то, но ведь ступеньки ведут наверх…

Шаг первый.
До свидания, город

С цивильной жизнью тоже надо суметь попрощаться. Посылаю последнее сообщение по “аське”, выключаю компьютер, напоследок окидываю взглядом свой стол. Немножко грустновато – все-таки с привычными вещами непросто расставаться, пусть и на две недели. А еще как представишь, что мягкий диван придется сменить на холодный спальник, а теплую квартиру – на заиндевевшую палатку… Бр-р-р! Тем не менее, с работы выхожу с легким сердцем. Все, для общества я уже потеряна, и как-то по барабану становятся люди, без конца спешащие куда-то, шум машин, грязь под ногами… Какое мне дело до всего этого, ведь скоро я буду в горах, чистых и просторных! Правильно сказал один альпинист: “Горы отравляют свободой”. И когда я, “отравленная”, через день въехала в зону гор, взгляд уже не отрывался от каменистых склонов, кое-где поросших деревьями, а где-то засыпанных снегом. Вечером мы остановились на ночевку в Курайской степи, сидели у костра, пели песни, пили глинтвейн. И… слезы потекли сами собой. Наверное, так меня отпускал город.

Шаг второй.
Не выйти на маршрут

“Ну, когда мы пойдем на гору! Ну, когда?” - донимаю вопросом нашего инструктора Андрея. А ведь мы только-только поднялись в базовый лагерь в ущелье Актру! Да, я знаю, надо акклиматизироваться. Но вершины так притягательны, что немедленно хочется на них взойти, тем более, они кажутся такими близкими и доступными! “Успокойся, учись все делать вовремя”, - осаживают пыл старшие товарищи. Ладно, уговорили… Берем лопаты и расчищаем место под лагерь (снега навалило – вагон и маленькая тележка!). А потом идем гулять по долине.

Маршрут не слишком радостный: вот памятник разбившимся на вертолете сноубордистам, вот - альпинистке, погибшей на перевале Контейнер, а под горой Кзылташ - огромный камень, на котором прикреплены мемориальные таблички. Возле них поминаем всех погибших, молимся за здоровье живых. Чуть-чуть жутковато – в этот раз мы собираемся на многие вершины, для кого-то ставшие последними – Актру, Караташ…

Кап-кап-кап – барабанит по палатке. Дождь, что ли?! Черт возьми, какой дождь! Еще вчера настоящая зима была! Вылезаем на улицу, шесть утра. Льет, как из ведра. А мы сегодня планировали на вершину Купол… Ну все, не идем – не самоубийцы же, чтоб в непогоду на маршрут выходить! Эх, обидно – я так ждала эту гору, ведь именно с нее началась моя альпинистская “карьера” год назад. Но делать нечего, поэтому весь день маемся дурью. Ложимся спать с надеждой – вдруг распогодиться, и завтра мы все-таки пойдем на Купол? Утром просыпаюсь, прислушиваюсь – дождь не льет. Неужели?! “Тут такой туман – гор даже не видно!” - тем временем говорит Женька из Кемерова, вставший раньше всех на разведку погоды. Спим дальше. А на следующий день – метель…

Шаг третий.
Побеждая себя

Лишь на четвертый день нам удалось сходить на Купол, по маршруту 2Б категории сложности. Признаться, эта акклиматизационная гора далась с некоторым трудом – тяжеловато было идти и идти вверх по крутому склону шесть часов подряд. Ну, на то она и акклиматизационная – размялись, привыкли к высоте, зато потом времени не теряли. Полдня отдыха, подход на следующий маршрут, ночевка в домике гляциологов на высоте 2800 м – и на Актру, на высшую точку района! Удивительно, но с первых же шагов по леднику меня охватила такая радость! На небе – ни облачка, солнце “заливает” все вокруг, мы идем вдоль скальных склонов вершины Стажеров, а перед нами возвышается красавец-Актру (название горы переводится как “белый дом”).

Прошли опасный ледник – и на перевал. Лично для меня подъем на него был самой тяжелой частью маршрута: ноги периодически месили снег, камни то и дело пытались выскользнуть из-под рук, в некоторых местах приходилось не идти, а карабкаться. Вылезая, наконец, на перевал, смеемся с барнаульским альпинистом Ильей: “Нафиг этот конский спорт! Переквалифицируемся в шахматисты”. Впрочем, после небольшого отдыха желание играть в шахматы пропадает, и мы надеваем “кошки” на ботинки, связываемся друг с другом веревкой и идем по гребню. Шаг-вдох-шаг-выдох, ползком по скалам, осторожненько по снегу. Так, теперь “ключ” – по описанию, самая трудная часть маршрута, представляющая собой снежно-ледовый склон крутизной 30-40 градусов. Провешиваем веревочные перила, поднимаемся на жумарах…

Вершина! 4044 метра, выше нас в ущелье никого нет. Зачарованно смотрю по сторонам. Да-а-а, эти картины стоили тех девяти часов убойного подъема! Горы у основания белые, а макушки - нежно-розового цвета. Над вершинами - полоска желто-розового неба, которое выше становится голубым. Было бы время – часами бы любовалась этими картинами, ни о чем не думая и ни о чем не заботясь…

“О, сегодня будет моя десятая гора!” - с такими мыслями я просыпаюсь перед следующим восхождением - на вершину ДВС (расшифровывается это как Дальневосточные силы). А еще это – моя первая тройка-бэ… Ну, сил вроде как достаточно, желания – тем более. Пойдемте! В связку меня поставили лошадиную – с двумя горно-алтайскими спасателями, Андреем и Серегой. И после первых же ста метров движения по леднику я дышала, как после 10-километровой пробежки на стадионе – слишком быстрыми оказались мои парни! К счастью, когда мы вышли на гребень, бежать уже было невозможно: велика возможность усвистеть вниз. С одной стороны – снежный надув, который подломиться под тобой, стоит только наступить, с другой – крутой склон, до низа которого доедут только уши… Поэтому осторожно, след в след, страхуя друг друга, продвигаемся вперед. Каждый раз вгоняешь ледоруб в снег сантиметров на тридцать-сорок, а кошки с силой втыкаешь даже в рыхлый снег – так хочется почувствовать надежную опору под ногами и руками! И снова вспоминается незыблемое: “Шаг… Шаг… Ледоруб… Шаг – и вздох слетает с губ. Хлещет ветер, слепит снег. Долог, труден путь наверх”. Кстати, эти стихи сестра сочинила зимой на Тянь-Шане, где условия восхождений еще более суровые.

… Помню, на подходе к вершине думала, что последние шаги на нее я буду делать с криками “Ура!”. Но вот осталось до крайней точки метров двадцать, а я спокойно иду, глядя под ноги (трещин опасаюсь!). Добравшись до места, выше которого уже лезть некуда, облегченно вздыхаю, сажусь на рюкзак, вытягиваю уставшие ноги и тихо смотрю по сторонам. Вон виден Купол, издалека похожий на женскую грудь. Вон – гигантский Актру (господи, неужели мы на нем были?! Смотрится крутовато…). А вдалеке, под облаками, - Монгольский Алтай. Сердце наполняется каким-то смиренным восторгом, и ощущаешь себя частью большого, гармоничного мира – все дурные мысли из головы вылетают!

“На шоколадку!” - угощает Олег из Якутска. На моем лице расплывается улыбка: “Спасибо!”. Так приятно, когда на горе кто-то о тебе заботиться! Хотя сладкого, честно говоря, не охота – мне бы воды ведро, а то пить хочется дико… Поели-попили – и вниз.

Спускаясь с ледника, смотрю на бесконечные гряды гор передо мной. Вспоминаю свое рабочее место – два метра от стенки до компьютера, и я в этих двух метрах. И вдруг ощущаю такую тоску от того, что придется туда вернуться! На ум приходит фраза, сказанная летом одним московским альпинистом: “Только в горах я по-настоящему живу”.

Шаг четвертый, прощальный.

“Это наш с тобой последний вечер”, - говорит Игорь, альпинист и спасатель из Благовещенска. Мы идем по лагерю, взявшись за руки, тихо о чем-то разговариваем, картина вокруг сказочная: снег валит хлопьями, вдоль дороги – припорошенные деревья, чуть дальше начинаются черно-белые горы, а их вершины тонут в сером небе. Но, несмотря на эту гармонию, на сердце тоска несусветная: завтра я уеду ото всей этой красоты, от этих удивительных людей, которые стали родными. Вот тут-то понимаю, что расставание – как раз самый трудный шаг. Когда тяжело физически, это еще можно пережить – стиснул зубы и пошел наверх. Но осознание того, что ты год, а может, и больше не увидишь друзей, давит во сто раз сильнее.

Заходим в столовую – там идет прощальный банкет. М-да, грустно не только мне: вон, например, Серега с Улан-Удэ сидит в углу понурый – ему рано утром прощаться с любимой девушкой, живущей за тысячи километров от него. Народ взахлеб разговаривает друг с другом, словно пытаясь в последний вечер выложить все сокровенные мысли. А после тоста “Ну, чтоб не в последний раз!” альпинисты дружно поют: “Когда мы уедем, уйдем, улетим, когда оседлаем мы наши машины, какими здесь станут пустыми пути, как будут без нас одиноки вершины”. По Визбору, горы тоже могут скучать без нас.

… Утро. Пора. “Прощайте же, прощайте, писать не обещайте, но обещайте помнить и не гасить костры”, - опять вспоминаются визборовские строчки. Это и обещаем друг другу: “Ленка, мы еще обязательно сходим вместе!” - “предсказывают” ребята из нашего отделения. И мы прощаемся – не навсегда, а до будущей горы.