Горы мира > Памиро-Алай >

Елена Тайлашева, г. Томск

Сердце для гор

Куликалонская стена.

… Мы едем в Фанские горы – на сборы Томской федерации альпинизма. В голове все время крутится песня Визбора “Я сердце оставил в Фанских горах”, так и представляются воспетые им “синие вершины” и “багряные скалы”… Вот интересно: как отреагирует МОЕ сердце на Фаны? Увижу ли я там что-то такое, от чего навсегда охладею к “равнинной” жизни?

По дороге в рай

Информация о Фанских горах перед сезоном 2003, Михаил Будянский, г. Москва
Международный Альпинистско-Туристский Центр
“Вертикаль – Алаудин”. Фанское лето 2003г.

Статьи Елены Тайлашевой:
Белуха - Гора-Мечта
Горы. Шаги
Выше - только небо... Интервью с Анной Акининой
“Под землей я нашла солнечных зайчиков…”
И я увидела горы...

Россия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан – все осталось позади. Позади придирчивые казахские пограничники, нищие киргизские дети, назойливые азиатские мужчины, мавзолеи 14 века в Самарканде и минареты 12 века в Бухаре, дворцы и фонтаны, дешевые фрукты.

Мы едем в КАМАЗе по горной дороге в Таджикистане, над открытым кузовом “нависают” скалы, далеко внизу шумит бурная река, на небе отчетливо видна каждая звездочка. Честно сказать, нам немного страшновато: асфальт здесь отсутствует в принципе, дорога – кочка на кочке, одной стороной она “лепится” к горам, а по краю второй – огромная пропасть...

Рассвет

Но, слава богу, наш водитель наизусть знает каждый поворот, поэтому на альпинистскую базу “Алаудин-Вертикаль” мы приехали целые-невредимые. Сгрузили рюкзаки, расстелили спальники прямо на улице и – спать!

Алаудинские озера

А когда утром я открыла глаза, то буквально онемела от восторга. Боже, какая красота! Небо – ярко-голубое, трава – ярко-зеленая, в нескольких метрах от меня пенится горная речка, а вокруг – огромные горы. Как будто в рай попали…

Еще больше “ощущение” рая усиливалось на Алаудинских озерах, расположенных неподалеку. Вода там удивительного изумрудно-синего цвета, прозрачная настолько, что на глубине 4-х метров видно дно…

- Господа альпинисты, просим построиться! – объявляют тем временем главные сборов: Галина Новоселова, председатель ТФА, и Валерий Плотников, спасатель международного класса, мастер спорта по альпинизму из Барнаула.

Коля

Мы выстраиваемся перед лицом гор, нас разбивают на отделения, знакомят с инструкторами – “вашими мамами и папами на ближайшие три недели”… Я оглядываю народ и удивляюсь: каких все-таки разных людей объединяют горы (всего нас – сорок человек)!

Коля - журналист из Москвы, работающий в известной российской газете. Володя – новосибовский авиаконструктор. Ваня – спасатель из Томска. Ксюха – тренер по аэробике и будущий доктор из Новосибирска. Кстати, в этот раз среди альпинистов куча врачей: есть реаниматолог, гинеколог, онколог, рентгенолог, целых три хирурга. Вот, например, барнаульский хирург Илья. На свою первую гору – алтайскую Белуху – он когда-то поднялся в самодельных кошках и с топором вместо ледоруба…

Горы, горы - счастье и горе…

Подъем

“Ну сколько можно идти!” - стучит в голове, пока мы поднимаемся в гору (случилось это на третий день после приезда – до этого были тренировки на скалах, занятия по технике безопасности и медицине). Плетемся на перевал уже больше часа, а это ведь только подход к маршруту! Но хоть и тяжело, спортивный азарт не дает нам расслабиться… И, наконец, вот он, пик Северный! Чтобы одолеть наш акклиматизационный маршрут 1Б категории сложности, надо подойти к Северному слева, подняться по сыпучим камням, пролезть легкие скалы – и мы на вершине. И мы идем, спотыкаемся, карабкаемся, цепляемся…

“Горы, горы - счастье и горе. Счастье – радость победы, горе – камень из-под ног”, - не выходит из головы стих, прочитанный на мемориальной табличке, прибитой в начале подъема. Да уж, камешек, нечаянно выскользнувший из-под ног, вполне может стоить жизни… Но, к счастью, вершину каждый из нас встречает здоровым и… восторженным: дух захватывает от того, что видишь вокруг!

На вершине Борцов за мир

Насколько хватает взгляда, тянутся горы-великаны со снежными шапками, со скальными склонами. Тот, кто хоть раз увидел такую картину, уже никогда ее не забудет. И даже из самых комфортных теплых квартир его будет тянуть сюда, на продуваемые ветром вершины…

Но после этих возвышенных настроений – проза жизни: долгий трудный спуск по веревке и пешком, ужин в лагере, сбор рюкзаков, наутро – опять на маршрут, на “двойку” на Алаудин. В этот же день – “двойка” на вершину Борцов за мир.

Инструктор

И на третий день – опять пик Северный, только по другому маршруту – по 2Б. Стоим под вертикальной скалой, надеваем страховочные системы, цепляем “железо” - карабины, жумары, “восьмерки”, лезем, лезем, лезем… И, оставляя вершинную записку, подписываемся: группа разрядников - восхождением на Северный мы закрыли третий альпинистский разряд.

Счастливые, мы спускаемся в лагерь. Открываем вино, выпиваем за разряд, а наутро... готовимся к следующей горе. Завтра – на “тройку”…

Дзинь! – звонит будильник в четыре утра. Глаза слипаются, вставать ломает, но никто и не думает о том, чтобы отказаться от восхождения. Перекусили, включили фонарики и побрели по темноте. Опять та самая дорога на Алаудинские озера, тот нудный подъем на перевал, та сыпуха, где каждый камень будто норовит выскользнуть из-под ног…

Вибрам

И вот мы под маршрутом. Я лезу последняя, а это значит, что как минимум часа полтора буду сидеть внизу, пока все не поднимутся на первую базу. Ждем-с… Присаживаюсь на камень и клюю носом – спать хочется невозможно!

“Камень!!!” - вдруг слышу крик сверху. Мигом “прилипаю” к скале, а мимо летят здоровенные булыжники… “Вот, блин, не могут аккуратно идти!” - ругаюсь про себя. И тут правую руку пронзает такая дикая боль! Я орала так, будто заживо лишилась конечности… В чувство меня привела Ксюха, которая тоже ждала своей очереди наверх. Испуганные, мы вместе побрели вниз, подальше от этих огромных опасных камней.

“Кажется, перелома нет, просто сильные ушибы на плече и на запястье. Да-а-а, в тебя такой камень отрикошетил - еще легко отделалась!”, - проверила руку Ксюха, когда мы дошли до безопасного места. А мне – вот странно! – уже было наплевать на травму. Я смотрела на Алаудин и с грустью думала о том, что гора осталась непройденной. “У Коэльо есть мысль, что ничто не случайно. Значит, так надо было, и если где-то убыло, где-то и прибудет. Успеешь еще на серьезные маршруты!” - успокаивала меня подруга. И впрямь – не последний же день живу…

Внизу

В мечтах о Замке

Пять дней после травмы я безвылазно сидела в лагере – начспас категорически запретил мне ходить в горы. Я понимала, что это для моего же здоровья, но было обидно: как так, еще 10 дней до отъезда, и все это время жариться возле палатки?!

И вдруг в воскресенье утром новосибирский Ваня кинул клич: кто на Замок? “Я не могу больше сидеть на месте, у меня почти ничего не болит, я буду держать ледоруб в левой руке, я смогу, ну пусти-и-ите!” - упрашивала я начальника сборов. И ведь отпустили! За полдня мы собрали рюкзаки, упихав туда всю зимнюю снарягу – пластиковые ботинки, кошки, ледорубы, ледобуры, пуховки…

Потом – многочасовый подход, ночевка под горой Фагитор и в шесть утра – на Замок, на мой первый пятитысячник! Еще в базовом лагере Валера Плотников предупредил нас: маршрут очень долгий, и если до 12-ти дня не дойдете до ледника, либо спускайтесь обратно, либо готовьтесь к холодной ночевке на горе…

Амазонка

…Уже 11 часов, а мы все идем и идем по сыпухе. В некоторых местах ноги по щиколотку проваливаются в камни, подниматься надо по довольно-таки крутому склону, и конца-края ему не видно. В душе накипает злость на эти сыпучие горы, но стоит поднять глаза, и все “черные” мысли уходят – вокруг такие виды! Впереди возвышается освещенный солнцем Замок, по виду и впрямь напоминающий сказочную крепость. Сзади нас – самая высокая точка района, красавица Чимтарга. Ее белая вершина “укутана” в золотистое облако (в нем как раз должны находиться наши Яна и Федя, ушедшие на маршрут еще вчера). И на много километров вдаль “вырастают” темные горы-великаны, покрытые снегом…

Мутные озера

“Народ, я не смогу дальше идти. У меня сильно натерты ноги”, - вдруг говорит девушка из группы, когда мы уже надели кошки и вышли-таки на ледник. “Ира, ну попробуй!” - упрашиваем ее. Она решается идти, потом передумывает, потом снова решается, потом опять передумывает… Остальные нервничают: время уходит, а мы стоим на месте. Что делать-то? Одну ее не оставишь, идти она не может… “Тогда вместе спускаемся вниз!” - решает наконец руководитель.

Вниз?! Но мы же проделали такой трудный путь, я же так мечтала сходить на Замок – и все зря? Получается, так... Обидно почти до слез, я молча спускаюсь по этой чертовой сыпухе и злюсь на всех и вся: на Иру - за то, что она не сказала о недуге в лагере и тем самым подвела всю группу. На руководителя группы Машу, которая не разрешила нам с Ваней продолжить восхождение в двойке.

Финиш

И даже на горы, которые уже два раза не “пускают” меня на вершину… А потом, когда я уже стояла у Мутных озер, мне вдруг стало смешно. Ну что это я, в самом деле! Мне же так мало лет, впереди так много гор…

… Мы жили в Фанах еще пять дней. За это время нашему отделению никуда больше сходить не удалось (другие, поопытнее и поздоровее, успели еще на несколько маршрутов – всего за время сборов их было пройдено около сорока), и под конец меня начала одолевать тоска.

Я хотела домой, к друзьям, к комфорту – во мне без конца боролись два начала, цивилицованное и дикое. Дикое безумно влюблено в горы, в эту красоту, в этот мазохизм на маршруте. А цивилизованное скучает по теплу (потому что ночью там не по-летнему холодно), по мягкому дивану, по вкусной еде, по работе даже...

Но возвращаться все равно было очень грустно – пока ехали по горному серпантину, я поняла, как мало увидела, как много еще не пройдено. К тому же гор я не увижу теперь месяца четыре.

Но долго не выпущу из сердца этих, Фанских...