Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Денис Урубко >
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Денис Урубко, г.Алматы

Зимний траверс Амангельды - М.Маметовой

От пика Амангельды через Пионер, Учитель, Героев Панфиловцев, Карлытау до пика М.Маметовой в январе 2000 г.

Проекты бывают разные. Если философски подходить к заключениям и поползновениям различных творческих личностей и воплощать в жизнь все, что рождается в воспаленном воображении алматинских альпинистов, то кар-тина получится самая, что ни на есть мозаистая - пестрая, аки полартексно-гортексные костюмы современности. Так как любое восхождение по своей сути и мировоззрениям армейских горовосходителей Казахстана есть не что иное, как этап и подготовка к чему-то последующему, то не приходится удивляться, что данные виды тренировки приобретают подчас самые разнообразные формы, доходящие порой до абсурда. Даже совершив нечто экстремальное, мы рассматриваем это только как шаг вверх по лестнице подготовки. И возникает логичный вопрос - до каких пор все это может продолжаться?

Читайте на Mountain.RU


Cтатьи Дениса Урубко:

Какие Танцы?!
Мои тренировки
Интервью для Mountain.RU
На Туюк-су... снег
Крутой лед
Ледовый тренажер
Казахстанцы в Каракоруме
Отрывки из дневника экспедиции на Лхоцзе. 2001 год
Бескислородное восхождение на Эверест
"И уют ночной свечи зимней Ала-Арчи…"
Зимний траверс Амангельды - М.Маметовой
Казахстанские сюжеты. Итоги 2000 года
Скоростное восхождение на пик И.Амангельды посвященное памяти Анатолия Букреева
Спор t°
Сборы на Туюк-Су
Скоростной забег на Хан-Тенгри
Хан-Тенгри-2000. Хроника Фестиваля
Восхождение и скорость
Одиннацать дней и пять с половиной часов…
Казахстанский альпинизм сегодня - глазами оптимиста
Резюме

Где же предел всем этим этапам в развитии? И где же начинается, собственно, именно то, к чему все эти усилия? Бесконечность… Но сейчас я хотел бы рассказать о простом и спокойном мероприятии, которое мы провели так хитро, что оно яви-лось лишь комфортным и ненавязчивым действием в познании географических просторов горного района Туюксу. Как именно возникла эта мысль, и кто был ее автором, конкретно не установлено.

Знаю только, что мы уже давно планируем сделать траверс всех возможных вершин района за одно прохождение. Что-нибудь типа - от пика Абая до Молодежной. Это не самое спортивное действо, что можно выдумать, но определенная изюминка в этом есть. На сей раз мы тронулись обозом из восьми возжелавших акклиматизации индивидуумов. От пика Амангельды через Пионер, Учитель, Героев Панфиловцев, Карлытау до пика М.Маметовой. Все эти вершины достигают 4000 метров и более. Компания наша была представлена кучей перворазрядников, двумя КМСами и одним далеко не кислым вто-роразрядником, что затаил в душе честолюбивые идеи. Поди пойми, что же нам надо было доказать и кому! Началось веселье с того, что наши рюкзаки едва не полопались со смеха, когда ощутили в себе насущный груз и уз-рели наши хлипкие плечи, на которые им предстояло взгромоздиться.

Ранним утром 18 января, едва начав, уже меч-тая быстрейшего завершения, мы выдвинулись на запланированный подвиг. Я бы даже сказал, что не потребовалось много ума для того, чтобы догадаться, - наши потуги выполнить дневную норму передвижения по маршруту были равны нулю. Но наши горящие глаза были полны решимость лицезреть-таки к исходу дня помимо вершины Аман-гельды еще и пик Пионера. Ух ты! Веселье продолжалось когда мы длиннющей кишкой растянулись по предвер-шинным склонам Амангельды.

Я первый раз в жизни тащил столько груза на вышеупомянутую гору, и надеюсь, что он же был и последним. Новое в жизни - только хорошо забытое старое. Даже не представляю себе, как альпинисты прошлых лет могли таскать с собою столько сверхтяжелого брезента и стали. Были же люди! При спуске, когда мы дюльферяли с Восточного гребня, Артем умудрился промахнуться мимо полки, и слинял ниже метров на десять. Когда я это обнаружил, слепо последовав за ним, нам пришлось вылезать на одном жюмаре по свободно висевшей веревке. Тут уж было прямо-таки слышно, как над нами глумились окружавшие скалы. В общем, в тот вечер дальше перевала мы не продвинулись и долго охали и потирали в спальных мешках свои горемычные плечи. На другой день мы продемонстрировали гонку по вопросу о том, кому же работать впереди на траверсе Пионер-Учитель.

"Просто Вася" со своей тройкой озверело оседлали гребень и изо всех сил устремились вперед, точно за ними гналась орава бесов. Наша же компания решила, что простые пути - не для таки мастеров, как мы. И начали, избегая гребня, шляться по окрестным склонам, обрушивая вниз ни в чем не повинные живые камни, периодически соединяясь двойками на перемычках и глубокомысленно хмыкая. После нашей четверки по траверсу можно было провести строевым шагом небольшой армейский дивизион. На ключевом участке мы вместо того, чтобы сдюльфе-рять, как все порядочные люди, щедро предоставили Димоше завлекательную возможность продемонстрировать скальную технику, и спуститься последним свободным лазанием. Он-то, не страдая богатым воображением, сие со-вершил, и, вытряхнув из штанов последствия своих страхов, мы двинулись дальше. Вид у пика Учитель стал не-сколько очумелый, словно у специалиста по приматам, столкнувшимся с яйценесущим подотрядом гоминид.

На снежной седловине после спуска с вершинного бастиона мы пообедали…(хм, довольно громко сказано). Тут уж я не выдержал, и на гребне пика 28-ми Героев Панфиловцев решил доказать, что такие герои, как алматинские альпи-нисты достойны того, чтобы о них слагались саги сказителей. Одновременное лазание с тяжеленными рюкзаками по "троечным" скалам было настолько заворожительным аттракционом, что Дамир, ухохотавшись до истерики, обоз-вав всех нас козлами, выбрал себе позицию для наблюдения несколько в стороне, и принялся заключать пари на бу-тылку пива о том, кто из нас всех дурнее - Андрей или я. Как дешево ценится у нас человеческий разум, - эта самая неделимая и великая единица бытия!

В итоге же группа "просто Васи" показала нам кукиш, и заявила, что пусть герои идут как им жаждется, а простые люди должны выбирать нечто более заурядное - нежное и мягкое. После обхода жандарма на гребне я сунулся не по плитам, а принялся выбирать путь где-то в кулуаре справа, ибо как мне было заявлено, на сегодняшний день подвигов было предостаточно. При этом желание вытянуть веревку до предела было настолько велико, что я лез подобно воздушному змею, стремясь натянуть ее до состояния гитарной струны. Обалдевший народ, матеря и проклиная мою трудолюбивость, легко и непринужденно убедил меня не ис-пытывать их терпение, и я, после серпантинного лазания, закрепил перила на изящной скальной балде прямо посре-ди кулуара.

И потом, работая выше, восторженно представлял себе, каково было наивным и безгрешным людям слушать визг и гул пролетавших над ними булыжников. К счастью, все обошлось на высшем уровне, и седина в прическе моих друзей, по-моему, только добавила им пикантности и шарма. В этот вечер идти дальше было делом довольно бессмысленным, и раскинув палатки на предвершинном гребне, мы только позволили себе прогуляться на Карлытау, чей снежный гребень выдавался над хребтом подобно спине Моби-Дика. Правда потом все, кто туда ходил, энное время провели в "гальюне". Но я отнес это на счет неправильного и неполноценного питания. На другой день испытывать наши нервы принялись лидеры второй четверки.

Они столь грациозно и нелогично об-ходили гребень по "незацепистым" плитам по бокам, что это походило на маленькую месть с их стороны за вчераш-ние каверзы. Героически настроенный второразрядник Тима, демократично повертев носом, заявил что-то о свободе выбора Человека и ООН, и повел нас через частокол гребня. Наступая на пятки Сане по кличке Клепа, он жонглиро-вал страховочной веревкой столь изящно и непринужденно, что я невольно поклялся отныне и вовеки предоставлять себе полную независимость в личной безопасности. Но, взявшись уж работать в такой упряжке, я счел свои мысли недостойными настоящего мужчины, и мысленно приготовился к неминуемым вселенским бедствиям. Ключевой участок в гребне - бастион вершины мы наблюдали издалека. Подобно зрителям второразрядного боевика мы лицезрели, как "просто Вася", проявляя характер истинного "безбашенного" клаймбера, не отвечая на жалкие вопли своих друзей, высекал кошками искры из темного гранита. Не хватало лишь музыки за кадром, и мы судо-рожно потянулись за самостраховки. Так вот все оно и было.

И если я хоть словом, хоть мыслью обманул Вас, то… что уж тут поделаешь. Такой я вот непонятный человек. И только - помню - мы с довольно большим трудом смогли убедить себя, что траверс окончен, и нам не нужно было работать дальше. Честное слово, мы бы так и шли еще две-три недели в том же направлении, ибо познали, как все философы, простую до боли истину, что счастье, это погоня за счастьем… И только на спуске, я гордо заявив, что самовыверты-ледобуры - моя профессиональная гордость и любимый конек, вырвав крюк, лихо кувыркнулся через голову. И потом, падая пять метров вниз, с интересом наблюдал, как подобно голкиперу в мою сторону метнулся "просто Вася", - в неистовой попытке поймать меня. А я, восстав наконец на ноги из глубокого сугроба в котором оказался, хрупнув своими любимыми очками, неукротимо глянул на преодо-ленный ледовый скол… Приезжайте к нам. Добро пожаловать!

Итоги зимы 2000 года

Начало зимы 2000 года было отмечено небывалой за последние несколько лет активностью алматинских альпинистов. Ходили все, и ходили много. Команда МаЛа организовала себе сбо-ры в первой половине февраля - сборы, которые ничем особым не выделялись, зато уж моло-дежь ЦСКА проявила всю свою фантазию. Отдохнув от Нового Года, после акклиматизацион-ного траверса п.Амангельды-п.Маметовой (ок. 4А) одним большим "паровозом" (рук. Лебедев), армейцы рассредоточились по Мало-Алматинскому ущелью двойками, тройками и четверками. Мне повезло на Южной стене п.Пионер, где мы за три дня сходили три самых техничных мар-шрута в районе. Другая группа (рук. Пивцов) в эти же дни совершила прохождение варианта по северной стене пика Орджоникидзе (ок. 4Б). В дальнейшем на Туюк-Су были проведены спор-тивные сборы команды ЦСКА.

И с 20 по 23 февраля группа второразрядников, усиленная двумя более опытными спортсменами, закрыла первые разряды траверсом Подковы Туюк-Су - 5А. В 1992 году я впервые оказался в Ала-Арче - горном районе, что приютился неподалеку от столицы Киргизии, Бишкека. Тогда, помню, я сходил свою первую четверку "Б". И меня пора-зила крутизна скальных стен вершин, что окружали ледник Ак-Сай. В 1994 году команда ЦСКА МО РКазахстан, в составе которой был и я, пролезла стену п. Св. Корея по маршруту Беззубки-на, 6А категории сложности. Но это было не совсем "честное" восхождение, когда впереди ра-ботали люди, уже имевшие богатый опыт стенных восхождений. Меня в их числе, к сожалению, не было.

На сей раз, 25 февраля мы приехали в Ала-Арчу уже не имея в своем активе людей, которые, отодвинув нас в сторону, возьмут на себя роль лидеров. Действовать предстояло самим. На се-годняшний день "ударную" часть команды ЦСКА составляет молодежь, которая отточила свои первые навыки на многочисленных "пятерках". Опыт богатый, но к сожалению, не всегда опи-рающийся на высокую индивидуальную технику. Зато азарта у всех шестерых восходителей, что на сей раз собрались в горы, было сверх меры. Пыл наш был остужен практически сразу же теми реалиями, которые во всей красе показала нам "Арча" - холодом, непогодой и т.п. После забросок на приют Рацека, мы перебазировались на Коронские ночевки.

Отсюда мы начали обрабатывать стену п. Св.Корея по маршруту Ручки-на (6А) всеми имевшимися в наличии веревками. Было нечто фатальное в нашем стремлении достигнуть вершины. Через шесть дней стенная часть пути была "провешена", и в 19.00 вечера после прохождения ключевого участка я завинтил два ледобура в лед верхней части горы. Нас другой день, оторвавшись в 3.00 из домика, после тяжелой работы под рюкзаками за лидером, который лез на айс-фифи, мы в 17.00 достигли вершины. Здесь было гораздо теплее, чем на са-мой стене. Переночевали мы прямо здесь, на вершинном бастионе, и на следующий день, после спуска по маршруту Лоу, вернулись "домой" - на приют Рацека, где нас ждал начспас. Никто не обморозился, все прошло без срывов и травм. И к тому же - ушли на Гору пятеро перворазряд-ников, а спустилось аж целых пять КМСов (Пивцов, Рудаков, Чумаков, Молгачев, Скопин). Вот такая неплохая зима получилась в этом году.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100