|
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке
МКК
|
МКК горный туризм > Библиотека |
Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU
Дневник похода и техническое описание перевалов По понедельникам и четвергам из Москвы в Бишкек можно прилететь ночным более дешёвым рейсом. Цена билета на этот рейс составляет около 110$. В московском офисе авиакомпании “Киргизстан аба жолдару” на этот рейс выписывают также транзитные билеты Москва-Бишкек-Ош стоимостью 140$. Стоимость каждого килограмма багажа вне 25-ти килограммового лимита бесплатной перевозки составляет 1% от стоимости билета. Из Бишкека в Ош мы прибыли на Як-40 14.07 в 13 часов. Остаток дня мы провели в решении главных организационных вопросов: а именно, регистрацией в ОВД, получением пропуска в зону пограничного контроля, закупкой на рынке недостающих продуктов и наймом автобуса. Первые два вопроса мы решили при содействии директора туристического агенства “Горы Азии” (Бишкек) Дудашвили Сергея Давидовича. Паспортные данные участников похода были переданы ему по факсу за месяц до отъезда. Накладные расходы на получение пропуска составили 15 $ с каждого участника. На центральном рынке г. Ош можно купить крупы, соль, сахар и сухофрукты. Удивляет бедный ассортимент сладостей. Мясо, рыбу, колбасу, супы и сухари группа привезла из Москвы. Два автобуса для 24-х участников туриады мы арендовали на городском автовокзале у центрального рынка за 150$ (в сумме). За эту сумму водители обязались развезти группы по долинам рек Киргизата и Чиле (обе в Наукатском районе Ошской области). К 17-ти часам мы закончили все дела и в 18 ч. покинули г.Ош. Ночевали между огородами в устье р. Карагой - левого истока Киргизаты. Перевал Озёрный расположен в отроге, разделяющем долины рек Карагой (бассейн р.Киргизата) и Актюбе (бассейн р.Чиле) севернее пика Пионер. Перевал ориентирован с востока на запад. В 80-е годы он был хорошо известен туристам из Ашхабада (турклуб “Копет-Даг”). Снятая с перевала записка свидетельствовала, по крайней мере, о двух прохождениях этого перевала: группой Попова И..И. 09.10.86 и группой Вызьмина 03.10.86. 15.07. От устья р.Карагой вышли в 11ч 40мин. К концу дня достигли основания завала, за которым скрывается небольшое озеро. Весь путь прошли по левому берегу совершенно прозрачной реки Карагой, сначала по грунтовой дороге (два перехода), затем по тропе в арчовом лесу. Ближе к озеру сплошной лес сменяется редколесьем. За озером зона лугов. Ночевали перед завалом. 16.07. Выход в 7ч.50мин. С левого борта долины к озеру спускается распадок с обычно сухим руслом ручья. По этому распадку мы начали подъём на перевал Озёрный. За три с половиной перехода мы поднялись по травянистому склону в небольшой заснеженный цирк перед взлётом на перевал. На преодоление осыпного взлёта, см. ф. 10, затратили около 40 мин. На спуск с перевала по средней и мелкой осыпи в карман морены ледника (3880) потребовалось ещё 20 мин. Среди камней закопали заброску и через 25 мин. поднялись сн6ова на перевал. Спуск по пути подъёма к озеру занял 1ч.20мин. 3. Перевал Гранитный (4350,1Б*, первопрохождение) Ледово-осыпной перевал Гранитный расположен в отроге, разделяющем долины рек Карагой (бассейн р.Киргизата) и Актюбе (бассейн р.Чиле) между зап. ветвью л. Карагой и л.Актюбе. Перевал ориентирован с востока на запад. Восточный сторона перевала сложнее западной. С зап. ветви л. Карагой к перевальной седловине поднимается кулуар с очень крутой и крупной, местами средней, осыпью из гранитных обломков. Безопасное прохождение её требует опыта участия или руководства перевалами 1Б к.т. На западной стороне – пологий выводящий на ледник снежник. 17.07. С места ночёвок на берегу озера вышли в 8ч 10мин. За озером река разбивается на несколько рукавов. Перебродили реку на правый берег. К концу перехода подошли к каньону, который обходится по хорошей тропе правого борта долины. Вскоре за каньоном начинается зачехлённый ледник. Третий переход закончили в кармане правой морены в начале пологой части ледника. Тропа закончилась. По-видимому, в этом месте стада переходят через ледник к его левому борту. Мы тоже пересекли ледник и обнаружили тропу. В течение пятого перехода от озера мы миновали большую запруженную ледником лужу и завернули в долину реки, стекающей с зап. ветви л. Карагой. Переход закончили на высоком травянистом холме левого борта долины, обед. После обеда шли в тумане под мокрым снегом. Вокруг плоское пространство, покрытое сочной травой. Чтобы не заблудиться придерживались левого борта долины. К концу второго перехода поднялись к началу кармана левой морены зап. ветви л. Карагой. Ночлег. 18.07. За 50-минутный переход по дуге по моренам вдоль левого борта подошли к кулуару перевала Гранитного, см. ф. 15 и 16. Подъём по кулуару занял два перехода. Отдыхали под скальной стенкой над слиянием основного кулуара и его левого притока. Кулуар крут и забит крупными и ненадёжно лежащими серыми гранитными глыбами. Двигаться надо предельно осторожно. Выход на седловину осложняется каменной пробкой (2.5м свободного лазания). Спуск с перевала проходит по пологому снежнику, который быстро выводит на л. Актюбе, см. ф. 19 и 20. Ледник проходили в связках вдоль правого борта. За ледопадом, см. ф. 24, который легко обходится справа по краю ледника, ледник принимает слева приток, см. ф. 25. На морене между ветвями сливающихся ледников встали на обед. От перевала Гранитного один час. После обеда погода окончательно испортилась. 19.07. В 8ч. 20мин. выход вниз за заброской. За 1ч. 15 мин. спустились с ледника Актюбе и поднялись в висячую долину правого притока р. Актюбе. В верхней части долины имеется ледник. Путь к перевалу Озёрному идёт по карману правой морены. К концу 55-минутного перехода подошли к осыпному взлёту на пер. Озёрный. Обратный путь к лагерю длился 2ч. 50 мин. 4. Перевал Удачный (4545,1Б*, первопрохождение) Ледово-осыпной перевал Удачный расположен в отроге, разделяющем долины рек Актюбе и Акарт (обе в бассейне р.Чиле), южнее вершины 4746. Перевал ориентирован с востока на запад и соединяет л. Актюбе и правый приток реки Акарт. Определяющая сторона перевала – восточная. 20.07. Выход в 8ч. 05 мин. Двигаясь в связках вверх по левому притоку л.Актюбе, за 55 мин. поднялись в цирк к основанию перевального взлёта, см. ф. 25. 35-45-градусный перевальный склон разделён на две половины: снежно-ледовую южную и осыпную северную. Осыпь мелкая, крутая и очень трудная для подъёма. Поэтому шли вдоль границы по краю снежно-ледового склона. Преодолев половину склона, свернули вправо по ходу на осыпь, так как сн.-лд. склон стал настолько крутым, что дальнейшее продвижение по нему без страховки стало опасным. В верхней части склона снова вышли на лёд и провесили 50м. перил по жесткому 45-градусному льду к понижению в гребне южнее основной осыпной седловины перевала. Этого можно было бы и не делать, однако путь на основную седловину по осыпи был слишком изнурительным. По простому гребню за 10 мин. перешли на основную седловину. Подъём из цирка на перевал занял 3ч. 20 мин. Пройденный нами путь соответствует 2А к.т. Утомительный путь по осыпи – 1Б. Однако было бы чуть больше снега, и даже самый простой путь (из-за крутизны склона) потребовал бы перильной страховки. Поэтому мы оцениваем перевал за его восточную сторону категорией 1Б*. Спуск с перевала в долину р. Акарт проходил сначала по мелкой осыпи (45 градусов, 600м.), а затем по правому карману маленького ледника, см. ф.29. Вскоре слева зажурчал чистый ручей, между осыпями и выходами скал стали попадаться зелёные полянки. В часе от седловины перевала под проливным дождём встали на обед. Здесь же и заночевали. 5. Перевал Высоцкого (4680,2А)
Ледово-осыпной перевал Высоцкого расположен в хребте, отделяющем ледник Зап. Акарт от ледника Гезарт, южнее вершины 4876. Перевал ориентирован с востока на запад. На восточной (определяющей) стороне перевала имеется ледопад. Западный склон, спускающийся к леднику Гезарт, снежно-осыпной. Перевал впервые пройден 12.08.1981 туристами ЧТЗ под руководством Закирова Г.Л., повторно пройден (через боковую седловину) туристами МАИ под руководством Герова И.В. в 1998г., которые назвали его “Спонтанным” [4]. Наше прохождение – третье. 21.07. Выход в 8ч. 10 мин. За один переход спустились к р.Акарт, перебродили её и подошли к левому притоку, берущему начало с л.Зап. Акарт. Далее поднялись вдоль притока, затем по карману левой морены ледника, затем по осыпным валам. К обеду оказались на берегу озера у подножия ведущего к перевалу ледопада, см. ф. 33 и 34. Было пасмурно, накрапывал дождь, подъём на перевал решили отложить до следующего утра. 22.07. Выход в 7ч. 45 мин. Озеро обошли по северному берегу и поднялись к основанию сн.-лд. взлёта, который находится в левой части ледника вблизи скал левого борта, см. ф. 33. Здесь не так круто и трещин мало. В нижней части взлёта снег, а в верхней – лёд, всего 250м (40-45 град.). Поднимались двумя параллельными подгруппами связка по связке, две последних (верхних) верёвки – перила. Подъём занял 2ч. Выше взлёта имеется широкий поперечный разлом, который обходится вблизи скал левого борта. За разломом небольшое заснеженное плато, которое замыкается с запада коротким перевальным взлётом (50м, 35 град.). Снег на плато и на перевальном склоне проваливался по колено и выше. Путь от разлома до перевальной седловины длился 50 мин. Спуск с перевала на л. Гезарт проходит по осыпному склону (450м, 40-45 град.). Осыпь мелкая, местами средняя, кое где попадаются снежники, см. ф 36 и 38. Поэтому двигались “змейкой”, выбирая бесснежные участки с мелкой и нежесткой осыпью. Через 25 мин. были на плато. 6. Перевал Гезарт Короткий (4550,1Б)
Снежно-осыпной перевал Гезарт Короткий расположен в водоразделе Кичикалайского хребта, ориентирован с севера на юг и соединяет ледник Гезарт с безымянным ледником к северу от озера 4136 в бассейне реки Правый Карасиль. Седловина перевала находится чуть восточнее оси языка ледника Гезарт и хорошо заметна при подъёме по леднику. Это самая первая седловина к западу от узловой вершины, которая находится в основании отрога между бассейнами рек Акарт и Гезарт. Записка, снятая с перевала полностью истлела. Нам ничего не известно о его более ранних прохождениях и о его прежнем названии. Переход по плато ледника Гезарт к подножию перевала занял 10 мин. 70-минутный подъём на седловину проходил по глубокому снегу вдоль правого борта кулуара, см. ф. 39. Крутизна склона в верхней части достигает 40 градусов. 10-минутный спуск по средней осыпи выводит на плато маленького ледника, см. ф. 40. Отсюда до кармана правой морены ниже языка ледника 30 мин. Далее спускались сначала в кармане вдоль ручья, а затем по полкам среди скальных выходов, см. ф. 45. Через 1ч 05 мин. встали у озера 4136 на ночлег, см. ф.43. 7. Перевалы 4130 (н.к.) и Обзорный (4420,1Б, первопрохождение) Снежно-осыпной перевал Обзорный расположен в Кичикалайской перемычке, разделяющей бассейны рек Вост. и Зап. Кичикалай. В двухстах метрах севернее перевала имеется узловая вершина, от которой отходит отрог, отделяющий бассейн Вост. Кичикалая от бассейна его первого правого притока - Зоркумтор. Перевал ориентирован с запада на восток и соединяет долины рек Левый Карасиль и Зоркумтор. С запада к седловине примыкает снежно-осыпной склон, на восток с седловины спускается протяжённый и крутой осыпной кулуар. 23.07. Выход в 8ч. 20 мин. Около озера перешли по камням р. Правый Карасиль и, не теряя высоты, по осыпным полкам его левого берега подошли к травянистому западному склону перевала 4130, см. ф. 47. От озера до седловины перевала 1 час. Затем по альпийским лугам спустились в плоскую долину р. Левый Карасиль и обогнули пологую вершину 4300, возвышающуюся к югу от пер. Кичикалай, см. ф. 50. За западным отрогом этой вершины повернули по ходу налево и стали подниматься по ручью на широкую седловину в Кичикалайской перемычке, расположенную южнее вершины 4300. На седловине (4200) обнаружили широкое заболоченное плато, см. ф. 52. С плато хорошо просматривается простой снежно-осыпной склон, ведущий к перевалу Обзорному. От перевала 4130 до седловины 4200 два перехода. Подъём на пер. Обзорный длился ещё 1ч. 15 мин. По узкому гребню перевала Обзорного проложена козья тропа. На восток с гребня обрываются 2-метровые снежные карнизы. Под карнизами мелкая осыпь в крутом и узком 600-метровом кулуаре, см. ф. 55 и 56. Кулуар плохо просматривается, поэтому для преодоления возможных скальных сбросов мы надели страховочные системы. Обнаружив в карнизе простое место, слезли на осыпь. При спуске по кулуару мы периодически траверсировали склон влево и перелезали в левые притоки основного кулуара. Тем самым мы улучшали обзор и снижали опасность попадания под спущенный камень. Скальный сброс в основном стволе кулуара, кажется, всё-таки был. Ниже кулуара по осыпному склону спустились к левому притоку Зоркумтора (3970), стекающего со снежников параллельного, но более южного перевала, см. ф. 59. Весь спуск занял 50 мин. Обед. 8. Перевал Зоркумтор (4630,2Б, первопрохождение) Ледовый перевал Зоркумтор расположен в северном отроге Алайского хребта севернее вершины 4862, ориентирован с северо-запада на юго-восток и соединяет ледник Зоркумтор с маленьким ледником к северо-западу от озера 4100 в бассейне р. Кумтор. Перевал односторонний, основная сложность – крутая ледовая стена на северо-западном склоне, см. ф. 54 и 57. Основной исток р.Зоркумтор, берущий начало с л. Зоркумтор в юго-восточном углу цирка, перед поворотом на север уходит в глубокий каньон с водопадами, см. ф. 54. Ниже каньона имеется глубоко врезанная “розетка”, в которой сливаются несколько истоков Зоркумтора. И розетку и каньон мы обошли по дуге, траверсируя осыпи левого (южного) борта долины. К концу 55-минутного перехода поднялись на травянистую седловину в осыпном отроге в получасе от ледника Зоркумтор и встали на ночлег, см. ф. 54. 24.07. Накануне вечером прошла гроза. Утром снег, туман. Постепенно погода начала улучшаться. В 9ч 30 мин. выглянуло солнце. Выход в 10ч 20 мин. Продолжая траверс осыпных склонов, подошли к леднику Зоркумтор и к концу 35-минутного перехода поднялись на закрытый ледник, см. ф. 54. За 15 мин. в связках подошли к подножию перевала, см. ф. 57. В середине ледово-снежного северо-западного склона перевала Зоркумтор имеются три характерных ледосброса, см. ф. 57. Решили по возможности без перил подняться на средний ледосброс и с него штурмовать крутую ледовую стену под седловиной перевала. Путь к среднему ледосбросу проходил по 35-40 градусному снежному склону с глубоким снегом, см. ф. 58. В верхней части склона крутизна возросла до 45 градусов, обнажился лёд. Пришлось провесить верёвку перил. К основанию ледосброса подошли по наклонной полке в связках одновременно. На вершину ледосброса пришлось провесить ещё 20м перил. Путь с плато на ледосброс занял 1ч. 45 мин. С ледосброса поднялись прямо вверх по крутой ледовой стене (150м, 50 град.). Последняя верёвка перил вывела нас за перегиб (ещё 50м, 45-30 град., снег). Путь с вершины ледосброса на седловину перевала длился 3ч 15 мин. Седловина перевала широкая, возможна ночёвка. 10-минутный спуск с перевала по снежникам и осыпи приводит на пологий ледник, см. ф. 63. Далее шли по левому краю ледника. Около языка ледника свернули налево в осыпной карман. Затем шли вдоль ручья, пока не спустились к озеру 4100. От цирка перевала до озера 1ч. 10 мин. На восточном берегу озера встали на ночлег. 9. Перевал Кумторская стена-1 (4750,3А, первопрохождение) Ледовый перевал Кумторская стена-1 расположен в водоразделе Алайского хребта на западном крае Кумторской стены. Перевал ориентирован с северо-востока на юго-запад и соединяет центральную ветвь Кумторского ледника с маленьким ледником к северу от озер Дамджайляу. Перевал односторонний, основная сложность – крутая ледовая стена на северо-восточном склоне. 25.07. Полуднёвка, стирка и ремонт снаряжения. Погода отличная, см. ф. 66-69. От озера 4100 вышли в 16ч. 35 мин. Быстро спустились к синему озеру в распадке между моренами, см. ф.69, и к концу часового перехода по осыпям остановились на леднике у подножия Кумторской стены. 26.07. Выход в 8ч. 45 мин. За один переход поднялись на осыпной вал, см. ф. 70, вышли на ледник и подошли к основанию ледового ребра, см. ф. 71 и 72. Здесь надели кошки. По ребру шли с перильной страховкой (150м, 45 град., лёд). Затем вышли на наклонную снежную полку над ледосбросом (50м перил, 35-25 град., очень глубокий снег). По ходу справа от полки простирается снежный склон, пробиваемый мокрыми лавинами, см. ф. 73. Мы неуверенно чувствовали себя на снегу без ледобурной страховки, поэтому решили коротчайшим путем выйти на лёд. Утоптали снег на полке, понадежнее закопали снежный крюк (капроновый парашют) и, надвязав верёвки, выпустили участника тропить траверс до тех пор, пока он не выйдет на лёд (100м, 40 град.), см. ф. 73. Далее по перилам вверх к основанию ледового лба (100м., 45 град., лед). Затем по ледовому лбу (100м, 55 град.) вышли на перегиб (50м., 45-30 град., постепенно появляется снег). За перегибом имеется маленькое ограниченное с юга мульдой заснеженное плато, см. ф. 74. Рядом с мульдой осыпная седловина перевала. От основания ледового ребра до седловины поднимались 7ч. 10 мин. Спуск с перевала проходит по ледово-осыпному кулуару (200м, 45-40 град.), см. ф.75. У скал правого борта лёд сильно стаял, и обнажились камни. За 1ч 15 мин. мы аккуратно без связок по камням спустились на снежное плато. При других условиях (больше снега или льда) на спуске могли потребоваться 100-150м перил. На плато ночлег. 27.07. Выход в 9ч.05 мин. В течение первого получасового перехода шли в связках по правому краю пологого заснеженного ледника, пока не спустились в карман его правой морены на уровне языка. К концу второго перехода спустились по карману к первому на нашем пути озеру из группы озёр Дамджайляу. Озеро обошли по северному берегу. Затем по альпийским лугам, следуя на юго-запад, подошли к большому озеру. Здесь повернули на восток и по северному берегу большого озера подошли к реке между ним и восточным соседом. Преодолев её по камням, поднялись на завал и к концу третьего перехода спустились на юг к нижнему озеру, см. ф. 76. 10. Перевал Кёкджар (4160,н.к.) и долина Кашкасу Перевал Кёкджар находится в южном отроге Алайского хребта и соединяет долину р. Кёкджар на востоке с долиной р. Дамджайляу на западе. От нижнего озера Дамджайляу по тропе среди альпийских лугов наискосок пересекли долину к её левому борту. В кармане пересекли чистый ручей и начали подъём по травянистому склону на перевал Кёкджар. К концу часового перехода поднялись на пустынное плато перевала. На перевале пустой тур. В двадцати минутах от тура на восточном склоне перевала имеется красивая заболоченная поляна, сплошь покрытая розовыми цветами, см. ф.79. С этой поляны стекает ручей, у которого мы расположились на обед. После обеда по тропе среди лугов плоской долины р. Кёкджар за 1ч. 45 мин. спустились к устью её правого притока. Ночлег. 28.07. Выход в 9ч. 20 мин. По правому заросшему высокой травой берегу реки Кёкджар за один переход спустились к её слиянию с Кашкасу. Здесь повернули направо в створ долины Кашкасу и вышли на мощную тропу, см. ф. 86. Долина стала крутосклонной. Красивые желтые скалы резко контрастировали с зеленью арчи, см. ф. 88. Петляя среди деревьев, за два перехода спустились к зимовке на выходе из ущелья, по мосту перешли на левый берег и вышли на пробитую к домику грунтовую дорогу. Дальнейший путь проходил по предгорьям Алайской долины, см. ф. 89-93. Спуск от зимовки до тракта занял три перехода. В начале третьего перехода перешли по мосту на правый берег р. Кашкасу и по грунтовой дороге вышли к одноименному кишлаку на тракте. Вечером выехали в Ош. За аренду машины заплатили 150 $. Ехали всю ночь и утром 29.07 оказались в городе. 3.1. Мужской список личного неспециального снаряжения 1. Рюкзак и коврик ( 1700 ) 1 комплект 1250 + 450 Обувь ( 4100 )
Одежда ниже пояса ( 2500 )
Одежда выше пояса ( 3300 )
Прочая одежда ( 200 )
Разное( 1200 )
3.2. Список личного специального снаряжения
3.3. Список общественного специального снаряжения (на 8 чел.)
3.4. Список общественного неспециального снаряжения (на 8 чел.) 1. Палатка со стойками 3 8100
3. Спирт 1 литр 3.6. Состав комнабора
3.7. Состав фотонабора
СМЕТА ПОХОДА Приведём расчёт затрат в долларах США ($) на одного участника без учёта питания, медикаментов и бензина для примусов: Авиабилет Москва-Бишкек-Ош-Бишкек-Москва 280 Доплата за багаж (Москва-Ош) 7 кг * 1.4$ = 10 Пропуск в погранзону 15 Аренда автобуса Ош - Кичикалай 8 Аренда автобуса с.Кашкасу - Ош 15 Прочие расходы 12 Всего 340 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
|
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора! |
© 1999- Mountain.RU Пишите нам: info@mountain.ru |
|