Главная Район Конкурсы Очерки Стихи и проза Люди и звезды Новости English

Стихи и проза

Конкурс "Лучший рассказ о Безенги":
Ностальгия по Безенги, Вадим Алферов, г. Воронеж
Безенгийское лето. Дождь как норма жизни, Татьяна Канарейкина, г. Санкт-Петербург
Гора для души. Гестола, Ольга Румянцева, г.Москва, альпклуб МГУ
Сель!, Боревич Л.А., Буянов Е.В., г. Санкт-Петербург
Притяжение Безенги, Игорь Очеретяный, г. Днепропетровск
"Значки " Безенгов, Глобенко Константин, г. Находка, клуб "Хрустальный горизонт"

Автор: Игорь Очеретяный, г.Днепропетровск

Притяжение Безенги

Безенги – это, прежде всего, понимаешь, Стена!
И Стена эта тянется к самому небу
И сверкает отвесными гранями снега, скал, льда
И того, кто хоть раз её видел, – притянет навеки”

Еще задолго до того как попасть в Безенги многие, в том числе и я, уже слышали про знаменитую Безенгийскую стену. И у каждого из нас складывался свой особый образ этой знаменитости. И у каждого - состоялось свое первое свидание с этой суровой и, казалось, неприступной красавицей. У меня это было на перевале Средний Цаннер, в 1995 году. Выйдя на перевал, мы впервые в жизни увидели Её Величество – Безенгийскую Стену. Впечатление от увиденного: дух захватывает!

"Девятый вал Шхары"

В любых горах есть свои “присутственные места”: Маттерхорн – в Альпах, Ушба – на Кавказе, Хантенгри – на Тянь-Шане… Это те места, не посетив которые, можно сказать, что и района ты не видел. Именно к таким горам или на такие горы стараются проложить свои маршруты и новички и “бывалые”. Кавказ, в этом смысле, щедро наделен природой: уже упомянутая грозная Ушба, величавый Эльбрус, гордый Казбек, вызывающе-отвесный скальный Далар и прекрасная Уллутау… Всех и не перечислишь. И какой бы ни была привлекательность этих гор, все равно она меркнет перед очарованием Её Величества Стены.

Однажды побывав в этом районе тебя потом, невольно, и не единожды, тянет вернуться туда. Вернуться, чтобы вновь и вновь открывать для себя новые горы, целый мир, который может замкнуть на себе все твое внимание, помыслы и спортивные амбиции на долгое время.

Ты помнишь, как все начиналось?…
Нет, речь идет не о создании альпбазы и освоении района – об этом очень хорошо рассказано на сайте Безенги, в многочисленных книгах и статьях. Речь идет о том, как именно ты попался в сети её очарования. Помнишь ли ты тот день, когда это случилось?

Когда-то, в конце 80-х, возможность попасть в район Безенги мне представлялась как неосуществимая мечта. Наши старшие товарищи ходили там перевалы и даже траверс Стены, но кроме каких-то отрывочных сведений об этих походах и районе в целом, ничего конкретного узнавать не удавалось.

Было крайне мало описаний, карт, фото. Сказывался заметный разрыв между представителями “ходящего” старшего туристского поколения от “надоедливой” молодежи, которой ТУДА еще было рано соваться. О книге Наумова мы даже не слыхали, а “Чегем. Твибер. Безенги” Гранильщикова еще не вышла в свет. В общем, воображение рисовало фантастические картины неимоверно красивых и небывало крутых гор, которые сразу и безоговорочно априори нам нравились.

Недосказанность и недоступность порождали желание узнать и пройти. Так и рождалось притяжение Безенги, единожды попав в поле которого мы, со товарищи, так там и остаемся по сей день.

А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят за самые тучи…

Подступались мы к району долго, “зуб на него точили”. Опыта набирались в горах пониже и на перевалах попроще: западный Кавказ, восточный, затем центральный. Но с каждым годом, с каждым походом, мы неутомимо приближались к своей Мечте.

И вот, за очередным перевалом, она показалась. Высокая, скально-ледовая громада широченной стеной взмывала в ослепительно синее небо. Указательные пальцы и ледорубы выписывали в воздухе замысловатые кривые, легко перескакивая с вершины на вершину. Еще ни разу не видевшие Стену, мы без единой ошибки называли все ее вершины и седловины, поскольку к этому моменту, моменту свидания с Мечтой, она уже прочно жила в каждом из нас.

В тот раз свидание было коротким. Сроки поджимали (почему-то на самое интересное времени всегда в обрез). Но уже тогда мы точно знали, что наша встреча не последняя.

Перевал Атсыз (2Б). Вид с лед.Шаурту

1999-й год. Мы идем на перевал Атсыз (2Б), что в Каргашильском хребте. Для нас это фактически первопрохождение - никакой точной информации по перевалу нам найти не удалось. А казалось, что все уже там хожено перехожено.

Перевал крутой, фотогеничный. 250 метров крутого льда над 12 метровой 70-ти градусной стенкой бергшрунда. Романтично-живописная ночевка на узком гребне перевала. И, совершенно неожиданный для нас, простой спуск на ледник Салынан, вместо спуска на лед.В.Шаурту (которого, кстати, уже и в природе не существует). И все это ввиду более суровых экзаменаторов туристской и альпинистской зрелости: Дыхтау, Шхары, Джангитау…

Вид с пер.Атсыз

А чего стоит прохождение ледника и долины Дыхсу! Это же сущий рай для горного туриста! Места не хоженные (или подзабытые?), дикие.

Трещины на леднике Дыхсу

“Вот это наворот!” - сказала наш друг и руководитель Ира, повидавшая в своих “четверках” и “пятерках” много чего, когда увидела ледопад в среднем течении ледника Дыхсу. И было это как бальзам на наши менее опытные души.

2000-ный год. Первая попытка пройти серьезный маршрут. Шхара через “краба”. Но, не сложилось… Видимо рано нам было еще. Зато мы хорошо “прогулялись” на ледник Оиш, сделав разведку перевала Добровольского.

2001-й год. Перевал Добровольского (3А) + Тетнульд (по 3Б) + траверс в.Гестола (2Б) + пер.Чюрлениса В. (3А) (описание и фото - на любимом нашем сайте http://www.mountain.ru/) – прошли без меня, но я очень рад за наших ребят.

День сегодняшний. Планы, как всегда, грандиозные. Но, не хочется забегать вперед, торопить события. Будем, как гурманы, понемногу и постепенно, не спеша наслаждаться десертом, под названием Безенги. А впечатлениями поделимся позже, после сезона.

База и люди

Проходит время, и в любимом районе ты уже замечаешь не только горы, но и тех, кто в них живет, и то, что создано трудом человека. Как-то так уж получилось, что с самим центром альпинизма и отдыха района – альплагерем “Безенги”, мы познакомились лишь в третий свой “заход” в район.

Используя недавно ставшее доступным благо цивилизации – Интернет и E-mail, мы еще из Днепропетровска заказали себе пропуск в погранзону и машину к поезду. К нашему некоторому удивлению и огромной радости, и то, и другое нас действительно ждало на ж/д вокзале в Нальчике, куда мы благополучно добрались в конце августа 2000 г. Затем нас угостили чаем и кофе в "КабБалкАльпинисте" и отвезли в альпбазу Безенги.

Пообщавшись там с местным начальством, в лице директора Анаева Али Хусеевича, и представителями КСП мы поняли – мир изменился к лучшему. Ведь можно же не создавать, а помогать решать людям проблемы. Транспорт, жилье, душ и сауна, прокат снаряжения, радио- и телефонная связь, продукты питания – все есть в услугах альпбазы. Не важно, что цены для некоторых “кусаются” – я верю, что это не навсегда (тут: или мы все жить станем лучше и зарабатывать больше (что очень хотелось бы), или на базе найдут возможность удешевить услуги, тем более что кое-что в этом направлении уже делается). Важно, что это уже работает и уже доступно.

Поразило так же лояльное отношение альпинистского начальства к нашей идее восхождения на Шхару – хочешь – лезь, не хочешь… В общем: думайте сами, решайте сами, а если консультацию какую – то пожалуйста.

Память

Есть еще одна, очень важная, частица нашей жизни в горах. Это память о тех, кто остался с ними навсегда. Возле Миссескоша есть два камня. На них – мемориальные таблички. Рядом – кладбище известнейших альпинистов, тех кто осваивали этот район, тех, кто посвятил ему свою жизнь. Выберите время, побудьте тут. Место удивительное, спокойное, наполненное какой то энергетикой, располагающее к размышлениям и осмыслениям. Вспомните те счастливые дни, когда ушедшие наши друзья еще были с нами, улыбались нам, подавали руку в трудную минуту, шагали в одной связке. В нашей памяти они продолжают жить…

Есть что вспомнить!

Это был как раз конец сезона – на многие десятки квадратных километров никого кроме нас. Ощущение оторванности от всего мира достаточно полное. За три недели пребывания в районе Безенги мы не встретили ни одного человека в горах. Только туры в больших количествах, да птицы, иногда.

В тот день у одного из нас (не меня) был День рождения. Утром были подарки, затем спуск в альплагерь. Там у нас случился сабантуйчик, который, благодаря гостеприимному "смотрителю" альплагеря – Толику Рахаеву, удался на славу.

Когда мы спустились в альплагерь, там уже ни одной живой души не было, только вот этот Толик. Довольно быстро найдя общий язык с Толиком, мы получили доступ к столовой альплагеря и возможность “по-царски” отпраздновать День рождения товарища. Кое-что из продовольственных запасов альплагеря попало и на наш стол: яйца, огурцы, помидоры, картошка, ну, и, конечно, заблаговременно припасенная нами водочка. А к вечеру приехали местные друзья Толика и привезли с собой еще закуски всякие: баранину отварную, рыбу по-корейски, салаты… Стол у нас был еще тот.

Там тамада был, тосты говорил, вообще ходом трапезы управлял. Мне было жутко интересно, но, к сожалению, они часто переключались на свой язык, и невозможно было понять - о чем речь. Хотя, надо отдать им должное, тосты свои, произнесенные на своем языке, они для нас переводили. А что не переводили, то, как сказал тамада: "Против вас худого слова не скажем". Я так думаю, мы увидели воочию то самое Кавказское гостеприимство.

Ну, а, поскольку, мне ТАК всё было интересно, что я частенько тамаду, и других говоривших, перебивал (надо помнить, что к тому времени, когда началось застолье, мы уже несколько часов праздновали День “варения” своего товарища и были уже порядком подшофе). И, естественно, "штрафных" выпил не меряно, в результате чего случился ночью алкогольный токсикоз, отразившийся утренней головной болью, ночным вызыванием Ихтиандра ("Я тебе пожрать принес!"), и общей слабостью во всех членах. Погуляли, в общем…

Потом, в продолжение следующего дня, мы приходили в себя и приводились в порядок. Помылись под теплым душем в домике КСП (Толик расстарался), побрились, переоделись, питались умеренно и не употребляли спиртного. К вечеру были уже в полном порядке и созерцали окружающие горы. Как они величественны и прекрасны…

И точно знали: мы сюда вернемся, обязательно вернемся!