Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном маршруте 2 к.с. по Фанским горам совершенном с 14 июля 2019 по 25 июля 2019.
Справочные сведения о маршруте Проводящая организация Региональная общественная организация «Федерация спортивного туризма Московской области». Королёвская городская общественная организация «Федерация спортивного туризма», Московская область, г.Королев, ул.Коминтерна 14, тел. (495) 516-58-14, abris-korolev@mail.ru, http://www.abris-korolev.ru Район проведения: Республика Таджикистан, Фанские горы, Гиссарский хребет Общие справочные сведения о маршруте
а/л Артуч - оз.Чукурак - оз.Зиерат - пер.Зиерат (2.33, 1А, 3340) - оз.Куликалон - оз.Душаха - пер.Алаудинский (2.43, нк, 3860) - оз.Чапдара - оз.Алаудин (Мутные озера) - пер.Чимтарга (2.28, 1Б, 4740) - радиально в.Энергия (2А*, 5120) - д.р.Правый Зиндон - оз.Большое Алло - д.р.Левый Зиндон - оз.Верхнее Алло - пер.Двойной (2.16, 1Б, 4260) - д.р.Казнок - лед.Ганза Мал. - траверс 2А [пер.Гусева-Мухина Зап. (2А, 4700) + пер. Кальгаспорный (2Б, 4650) + пер.Седло Ганзы (2Б, 4477) + пер.Траверсный] - д.р.Ганза Зап. (Сувтор) - д.р.Казнок - д.р.Хавзак - д.р.Арх - д.р.Сарытаг - оз.Искандеркуль - т/б Варзоб Пройденная нитка маршрута а/л Артуч - оз.Чукурак - оз.Зиерат - пер.Зиерат (2.33, 1А, 3340) - оз.Куликалон - оз.Душаха - пер.Алаудинский (2.43, нк, 3860) - оз.Чапдара - оз.Алаудин (Мутные озера) - пер.Чимтарга (2.28, 1Б, 4740) - д.р.Правый Зиндон - оз.Большое Алло - д.р.Левый Зиндон - оз.Верхнее Алло - пер.Двойной (2.16, 1Б, 4260) - д.р.Казнок - д.р.Хавзак - д.р.Арх - д.р.Сарытаг - пос.Сарытаг Сводная таблица препятствий
Отчет хранится в библиотеке Федерации спортивного туризма Московской области и библиотеке Федерации спортивного туризма г.Королева Московской области по адресу Московская область, г.Королев, ул. Коминтерна, 14 (тел. (495)516-58-14, по вторникам и четвергам с 18-30 до 21-00). Электронная версия отчета доступна на сайте Федерации спортивного туризма г.Королева Московской области по адресу www.abris-korolev.ru или по адресу corsair626.ru.eu.org/2019. Поход рассмотрен МКК Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Московской области, 150-00-455530020, маршрутная книжка № 37/2019. Основная идея похода После прошлогоднего маршрута по Алтаю было принято решение "отдохнуть" и "погреться" в тёплых Фанских горах. Никто из группы, включая руководителя, в этом районе не был, поэтому всем было интересно познакомиться с новым районом. Организация похода Транспорт Участники группы не располагали достаточным запасом времени, чтобы ехать в Таджикистан наземными видами транспорта, поэтому был выбран самолёт. Изучение предложений авиаперевозчиков показало, что выгоднее добираться через Самарканд, Узбекистан. Однако было внесено предложение вылететь на день раньше в Бухару, чтобы ознакомиться с достопримечательностями и этого города и затем переехать в Самарканд по железной дороге. Так как были сомневающиеся, местом сбора группы был назначен железнодорожный вокзал Самарканда утром 14.07.2019. Самолёт Выбор остановили на рейсах авиакомпании "Узбекские авиалинии" (www.uzairways.online)
Сомневающиеся участники могли воспользоваться рейсом
Билеты были куплены в начале марта по 19023.34 рубля с человека. В стоимость билета входило 30кг зарегистрированного багажа на человека, без учета ручной клади. Данное обстоятельство позволило везти все продукты и снаряжение с собой и не тратить время на упаковку на месте. Поезд Желающие ознакомиться с достопримечательностями Бухары переехали в Самарканд на скоростном поезде Afrosiyob 765ФА Бухара 14.07.2019 04:55 - 06:27 14.07.2019 Самарканд Билеты были куплены заранее с помощью сайта tutu.ru (www.tutu.ru) и обошлись в 1124.90 рубля с человека. Принимающая организация Для организации заезда и регистрации мы воспользовались услугами фирмы "Orient Adventure" (Руслан Хамрокулов, orient50@mail.ru, mob: +992935070021, fax/tel:+992487017777). Услугами мы остались довольны. Регистрация Регистрация в Таджикистане "безвизовыми" иностранными гражданами должна быть оформлена в течение 10 рабочих дней, поэтому было решено оформить регистрацию, чтобы потом не было проблем на границе при выезде. Для оформления регистрации водителю "Orient Adventure", встречавшему нас после погранперехода с узбекской на на таджикскую сторону и доставившему в альплагерь "Артуч" отдали паспорта и 2 цветные фотографии 3*4. Стоимость регистрации 30 USD с человека. Паспорта нам потом привез водитель, отвозивший нас с озера Искандеркуль до погранперехода после завершения маршрута. Трансфер "Orient Adventure" нам также организовала встречу на железнодорожном вокзале Самарканда, трансфер до границы и от границы до альплагеря "Артуч" в сумме 250 USD и трансфер с озера Искандеркуль до границы и от границы до центра Самарканда в сумме за 300 USD. Газ "Orient Adventure" предоставила нам газ - 12 маленьких 230-грамовых баллонов по 5 USD за баллон, однако заказывать надо заранее, потому как газа может не быть. Связь на маршруте Связь на маршруте обеспечивалась с помощью спутникового телефона Telit SAT 550 системы Globalstar с сим-картой МТС. В основном использовали СМС для связи с координатором. Ввиду немногочисленности группы рации не брали. Заброски Поскольку маршрут не предполагал прохождение МАТЦ "Вертикаль-Алаудин" в качестве потенциального варианта изначально рассматривалась заброска продуктов в район чайханы на озере Чапдара из альплагеря "Артуч" с помощью ослов, однако были сомнения в стоимости и наличии данного способа. По прибытии в Артуч поговорили с начальником лагеря Хуршедом и договорились о заброске за 50 USD. Аварийные выходы с маршрута Аварийные выходы с маршрута предполагались:
Изменения маршрута и их причины В связи с болезнью участника отказались от восхождения на в.Энергия и траверса пер.Гусева-Мухина Зап. (2А, 4700) + пер. Кальгаспорный (2Б, 4650) + пер.Седло Ганзы (2Б, 4477) + пер.Траверсный. График движения
Высотный график Планируемый
Высотный график по GPS
Техническое описание прохождения группой маршрута Направления «левый» и «правый» приводятся в орографическом смысле, если явно не указано иное. Время используется местное - +2ч от московского, если явно не указано иное. Чистовое ходовое время (ЧХВ), равно как и время подъемов и спусков указано без учета привалов. Общее время прохождения препятствия указано от начала подъема до окончания спуска, включая все привалы и другие остановки. Все координаты указаны в градусах в системе WGS84. В заголовках и нитках высоты перевалов указаны по классификатору, в описаниях - по нашему GPS. Брались, но не использовались, верёвки по 50 метров.
Фото 1. Отлёт 14.07 День 1. Самарканд. Альплагерь Артуч. Озера Чукурак и Зиерат.
В 7:00 наша группа в составе 4 человек вышла из железнодорожного вокзала г.Самарканда и тут же была встречена водителем, который отвёз нас к пограничному переходу «Саразм-Джартепа». Переход осуществили пешком, т.к., по словам водителя, таможенники могут задержать машину на досмотре на долгое время. Сразу после перехода были встречены водителем, который отвёз нас в альплагерь Артуч (Фото 2). В Артуче договорились с Хуршедом, что заброска будет во второй половине дня 16.07.2019 в чайхане на озере Чапдара, и перепаковали рюкзаки, чем вызвали живейший интерес у отдыхавших в альплагере граждан Узбекистана (Фото 3). С собой оставили продуктов на 4 дня, бивачное снаряжение и некоторое специальное личное. Верёвки и железо так же отправились в заброску, поскольку до перевала Чимтарга они нам не нужны.
Фото 2. На стоянке альплагеря Артуч
Фото 3. Альплагерь Артуч В 13:00 вышли из альплагеря Артуч по тропе в сторону скальных ворот у озера Чукурак (Фото 4). До озера идёт довольно крутая, но хорошая набитая тропа, поскольку отдыхающие в альплагере ходят туда купаться. Однако небо потихоньку стало затягиваться облаками и было решено надеть накидки на рюкзаки.
Фото 4. Скальные ворота у озера Чукурак из альплагеря Артуч Несмотря на облегченные рюкзаки, шли медленно, сказывался недостаток акклиматизации. В 14:30 вышли к озеру Чукурак и перешли на правый берег по камням (Фото 5). Обычное место перехода находится на несколько метров выше по течению, но оно примерно на 30 см под водой. И водитель, и в альплагере нам сказали, что в горах лежит очень много снега и таяние только-только началось, поэтому воды больше чем обычно.
Фото 5. Переправа Пройдя еще немного вдоль берега озера остановились на длительный привал и искупались.
Фото 6. Группа на озере Чукурак
Фото 7. Вид на озеро Чукурак сверху В 15:20 продолжили движение вверх по тропе в направлении озера Зиерат. В верхней части озера тропа разделяется на две - правая по ходу движения переходит через приток, стекающий из озера Зиерат, и идёт, предположительно, на перевал Зурмеч, левая - поднимается вверх по склону в сторону перевала Чукурак. Чуть выше эта тропа выходит к стойбищу пастухов и снова делится на 2 - одна идёт прямо через стойбище на перевал Чукурак, а вторая сворачивает вправо по ходу и идёт на озеро Зиерат. Не зная таких деталей и опасаясь уйти на перевал Чукурак, мы свернули с тропы вправо, не доходя до стойбища, но потом снова вышли на тропу. Выше стойбища тропа очень часто делится, снова сходится, иногда теряется, но склон не представляет трудности, легко можно идти и без тропы, т.к. с нужного направления сложно сбиться. За время подъема к озеру Зиерат несколько раз принимался небольшой дождь, но прекращался, как только девчонки надевали дождевики (Фото 8). Забегая вперёд, это был единственный день с дождём на маршруте.
Фото 8. И всё-таки дождь был В верхней части тропа выходит на осыпь (Фото 9) и теряется, однако общее направление движение остаётся очевидным, поэтому мы просто продолжали движение. Периодически встречающиеся турики подтверждали, что идём мы как минимум по одному из возможных вариантов. В верхней части осыпь потихоньку поворачивает влево по ходу движения, поэтому мы сошли с осыпи и держались ближе к реке, периодически выходя на тропу. Было предположение, что тропа переходит с берега на берег, но мы всё время двигались по правому берегу. В 17:55 мы вышли к озеру Зиерат и практически в точке выхода остановились на ночёвку (Фото 10). Ходить далеко в поисках лучших мест для палаток смысла не было, т.к. дальнейший путь в сторону перевала Зиерат начинается в этом же месте. Собственно подъём до самого озера был проделан только для того, чтобы увидеть его вблизи, без этой цели можно было бы найти стоянки ниже около воды. Координаты стоянки - 39,248092N 68,139724E, высота - 2766м.
Фото 9. Вид на озеро Чукурак с осыпи
Фото 10. Место ночёвки на озере Зиерат 15.07 День 2. Перевал Зиерат (1А, 3340). Озера Куликалонское и Душаха
Перевал Зиерат (1А, 3340м) Местонахождение: Гиссарский хребет, Фанские горы, Таджикистан. Расположен между вершинами Зиерат и Гоухона. Соединяет оз. Зиерат и оз. Куликалонское. GPS координаты: 39,246122N 68,157888E, 3335м (по нашему GPS) Экспозиция склонов: З-В. Путь прохождения: З-В от оз. Зиерат в направлении оз.Куликалонское Характер маршрута: мелкая и средняя осыпь, травянистые склоны. Время прохождения: 15.07.2019 Определяющие участки: Подход с запада по мелкой и средней осыпи, перед самим перевальным взлётом тропа проходит между скал. Сам западный взлёт вплоть до седловины представляет собой травянистый склон крутизной примерно 25-30°. Восточный склон представляет собой травянистый склон крутизной 25-30°. Возможные опасности: осыпь, мокрая трава в непогоду. Рекомендуемое специальное снаряжение: Каска, ледоруб или треккинговые палки.
Подъем в 4:00. Неторопливо позавтракали и собрались. Выход с места ночевки в 6:00. Ясно. От места ночёвки начали движение траверсом склона, приближаясь к скалам в.Гоухона, ограничивающих склон слева по ходу движения (Фото 11). Крутизна склона не превышает 1520°. Тропы нет, но идти довольно просто (Фото 12). Поднявшись выше, обнаружили, что осыпь по мере приближения к скалам становится мельче и идти становится трудно. Продолжили движение по границе средней и мелкой осыпи. Периодически встречаются турики. Примерно через 2.5 часа после выхода с места ночёвки, вышли к скалам, перекрывающим путь. Между скал есть тропинка, которая позволяет обойтись без лазания (Фото 13). После скал вышли на пологое место под перевальным взлётом, поросшее травой (Фото 14). В этом месте можно поставить палатки, но нет воды даже в этот многоснежный и многоводный год. Сделав привал перед взлётом, начали подъем на перевал. Перевальный взлёт травянистый крутизной 25-30°. В 9:45 вышли на седловину перевала (Фото 15). Тура не обнаружили ни на этой седловине, ни на соседних к северу и югу, поэтому сложили свой, в который и упрятали свою записку (Фото 16).
Фото 11. Подъём от места ночёвки в направлении первала Зиерат
Фото 12. Вид на озеро Зиерат с подъёма в направлении первала Зиерат
Фото 13. Тропа между скал на подходе к перевальному взлёту
Фото 14. Западный взлёт перевала Зиерат
Фото 15. На перевале Зиерат
Фото 16. Наша записка на перевале Зиерат Съев перевальную шоколадку, в 10:12 начали спуск в сторону Куликалонского озера. Склон примерно такой же, как и на подъём (Фото 17). В нижней части появляются кусты арчи. На солнце жарко, но воды нет до места брода практически у самого озера. В 11:42 вышли к месту впадения ручья в озеро (Фото 18). Считаем, что перевал Зиерат является несложным перевалом, но соответствует категории 1А. Воды много, но это не остановило передовую двойку девушек - они сходу перешли на правый берег, остальные перебродили ручей переобувшись. Устроили долгий привал с целью подсушить ботинки особо быстрых участниц, однако от перекуса или обеда группа в этот момент отказалась.
Фото 17. Верхняя часть спуска с перевала Зиерат к Куликалонскому озеру
Фото 18. Спуск к броду В 12:30 двинулись дальше по тропе вдоль восточного берега. Тропы проходят по обоим берегам озера, но для движения в сторону оз.Душаха лучше двигаться по восточному берегу, тропа по которому хорошо видна с перевала, чтобы не обходить озеро вокруг. В 13:00 остановились на обед с дополнительной целью переждать основную жару. Ввиду малочисленности группы тент не брали, поэтому в качестве защиты от солнца поставили тент от одной из палаток. К сожалению, не учли направление ветра, и под тентом было душно. С целью освежиться все искупались в озере. Координаты места обеда - 39,255292N 68,179569E, высота - 2798м.
Фото 19. Перевал Зиерат с места обеда После обеда и отдыха в 15:05 продолжили движение в сторону тропы на озеро Душаха. Тропа распалась на несколько, мы шли, придерживаясь той, которая шла ближе к берегу. Буквально через переход вышли на хорошую набитую тропу, ведущую от альплагеря "Артуч" в направлении озера Душаха. Ещё через 2 с небольшим перехода вышли к озеру. Переправиться на правый берег можно либо перед последним подъёмом на подпруживающий вал озера (Фото 20), либо в месте истока реки из озера. Мы выбрали второй вариант, т.к. хотели посмотреть на озеро с этой стороны (Фото 21). В месте выхода к озеру брод представлял сложности ввиду глубины и скорости течения, поэтому обогнули справа по ходу движения разлив озера и в 17:10 перешли речку через протоку с островком посередине (Фото 21). Сразу после переправы начали поиск места для стоянки. Довольно быстро нашли пару мест, где можно приткнуть наши 2 палатки, но в итоге самая дальняя разведка вернулась с сообщением, что дальше на берегу есть отличное место для стоянки рядом с ручьём. Там в 17:55 мы и остановились на ночёвку (Фото 22). Некоторые участники даже успели искупаться, пока не зашло солнце. Координаты стоянки - 39,241334N 68,202184E, высота - 2952м.
Фото 20. Привал перед запрудным валом озера Душаха
Фото 21. Место брода на озере Душаха
Фото 22. Место ночёвки на озере Душаха 16.07 День 3. Перевал Алаудинский (нк, 3860). Озеро Чапдара.
Перевал Алаудинский (нк, 3860м) Местонахождение: Гиссарский хребет, Фанские горы, Таджикистан. Расположен между вершинами Алаудин и пик Северный. Соединяет оз. Душаха и оз. Чапдара. GPS координаты: 39,249258N 68,228598E, 3751м (по нашему GPS) Экспозиция склонов: З-В. Путь прохождения: З-В от оз. Душаха в направлении оз. Чапдара Характер маршрута: травянистый склон, средняя и мелкая осыпь, снег, тропа. Время прохождения: 16.07.2019 Определяющие участки: С западной стороны на перевал ведёт тропа, по которой обычно можно выйти на седловину. В нашем случае на перевальном взлёте тропа потерялась под снежниками, поэтому движение проходило по снегу и осыпи. Спуск по восточному склону представляет собой тропу, местами переходящую через снежники. Возможные опасности: осыпь, мокрая трава в непогоду, возможен снег. Рекомендуемое специальное снаряжение: Каска, ледоруб или треккинговые палки.
Фото 23. Вид на начало подъёма к перевалу Алаудинский с места ночёвки Подъем в 4:00. Ясно. День не обещал быть очень сложным, т.к. по всем описаниям на перевал и с перевала ведёт тропа, которой пользуются погонщики с караванами. Наша задача была просто выйти на эту тропу (Фото 23). С места ночёвки вышли в 05:55. Одним переходом в 06:25 вышли на тропу, ведущую на перевал (Фото 24). Тропа хорошо заметна на травянистых склонах (Фото 26). Переходами по 20 минут начали подъём на перевал. В 08:30 прошли мимо большого камня рядом с тропой (Фото 27), отметив, что тропа разделилась и левая часть поднимается на морену слева по ходу движения. Пройдя еще 10 минут вверх, потеряли тропу под снегом и приняли решение выходить на морену слева по ходу движения.
Фото 24. Тропа на перевал Алаудинский
Фото 25. Вид на озеро Душаха и место ночёвки с тропы на Алаудинский перевал
Фото 26. Тропа на травянистых склонах
Фото 27. Камень около развилки тропы
Фото 28. Перевальный взлёт перевала Алаудинский По верху морены тоже идёт тропа, однако она потерялась под снегом на перевальном взлёте, поэтому движение до седловины проходило по скальным выходам, осыпи и снегу (Фото 28). Наибольшие сложности вызывало движение по мелкой осыпи, т.к. пропитанная влагой она сползала вниз под ногами на каждом шаге. В 10:30 вышли на седловину перевала Алаудинский (Фото 29). Сняли записку Умида и Насти из Ташкента и Уфы ( 3.1.1 ), оставили свою. С перевала открывается красивый вид на озеро Чапдара и окружающие его вершины (Фото 30).
Фото 29. Седловина перевала Алаудинский
Фото 30. Вид с перевала Алаудинский на озеро Чапдара На перевале нас догнала группа туристов из Германии с гидом, совершавшая треккинг из альплагеря "Артуч" в альплагерь "Вертикаль-Алаудин". Угостили их половиной шоколадки (Фото 31). Их гид при нас звонил с перевала по мобильному телефону, но у нас ничего не получилось. От него же мы узнали, что в данный момент Алаудинский перевал не используется погонщиками из-за снега.
Фото 31. Группа туристов из Германии
Фото 32. Наша группа на перевале Алаудинский В 11:05 начали спуск с перевала вместе с нашими попутчиками. Вниз уходит хорошая, чёткая тропа (Фото 33). Встретили поднимавшуюся навстречу группу из Чехии. Они планировали пройти через перевал Казнок Восточный в долину реки Казнок, но отказались от прохождения перевала из-за потенциальной лавинной опасности и возвращались в альплагерь "Артуч".
Фото 33. Тропа к озеру Чапдара
Фото 34. Взлёт перевала Алаудинский со стороны озера Чапдара В одном месте около тропы обнаружился небольшой ручей, и наши попутчики остановились на перекус, мы же продолжили движение. В 13:55 вышли к чайхане у озера Чапдара. Координаты чайханы - 39,240226N 68,256602E, высота - 2756м. Здесь нас должен был искать погонщик с нашей заброской, поэтому решили остановиться лагерем здесь же на поляне (Фото 35). В чайхане заказали чай, плов и арбуз. Координаты стоянки - 39,239517N 68,256065E, высота - 2754м.
Фото 35. Ночёвка у чайханы на озере Чапдара После обеда у чайханы появился паренёк с ослом, на котором были навьючены наши мешки. После недолгих переговоров он согласился за 20 USD на следующее утро поднять наши мешки на осле до озера Алаудинского (Мутные). Чуть позже к нам подошёл лесник, он же хозяин чайханы, Али, поинтересовался, сколько мы планируем здесь находиться и сказал, что надо заплатить сбор за пребывание в лесничестве. Стоимость чуть больше 2 USD в день с человека. Дали 10 USD в качестве оплаты одного дня пребывания за четверых и получили сдачу полуторалитровой бутылкой пива. По словам Али у него для туристов есть баня и летний душ, на следующий год планирует построить тёплый душ. Кстати сказать, около озера висит плакат "Купаться запрещено". На стоянках около озера очень людно. Рядом с нами оказался гид Николай, которого пригласили провести коммерческую группу, и он шёл посмотреть маршрут и прикинуть места ночёвок. Очень общительный человек, за ту пару дней, что он был на озере он, кажется, познакомился со всеми, знал планы всех групп. От него мы узнали, что только неделю как состоялось первое восхождение на вершину Энергия в этом сезоне, до этого было очень много снега. Также от него мы узнали, что на следующие несколько дней у нас будет компания как минимум на ночёвках - двое ребят чехов присоединились к Николаю, чтобы пройти перевал Чимтарга с восхождением на вершину Энергия, а потом уйти в цивилизацию через озеро Большое Алло. Ещё была тройка из Украины, которые тоже шли на Энергию, а потом планировали восхождение на вершину Чимтарга через перевал Мирали, и семейная пара из Одинцово, которая просто совершала треккинг на озеро Большое Алло. 17.07 День 4. Озера Алаудин (Мутные).
Традиционный уже подъем в 04:00. Пока завтракали, пришёл паренёк-погонщик, попросил помочь навьючить мешки т.к. все остальные погонщики ещё спали. Предложили ему позавтракать с нами, но он отказался. Помогли загрузить осла (Фото 36) и в 6:05 вышли со стоянки. Темп погонщика с ослом был выше нашего, поэтому договорились встретиться на тропе, где она выходит на северный берег озера Алаудин.
Фото 36. Загрузка осла Тропа по долине хорошая, надо очень постараться, чтобы её потерять. За два перехода в 7:15 дошли до озера Пиала (Фото 38). Далее начали подъём к моренному валу, перегораживающему долину (Фото 39) . Тропа обходит моренный вал справа по ходу движения (Фото 40). От озера Пиала за 3 перехода в 9:05 вышли наверх моренного вала. Примерно на середине подъема солнце вышло из-за горы и практически сразу стало очень жарко, но больше половины пути мы уже проделали по утренней прохладе.
Фото 37. Вид на озеро Чапдара с южного берега
Фото 38. Озеро Пиала
Фото 39. Подъём от озера Пиала в направлении моренного вала
Фото 40. Моренный вал Ещё через переход тропа потерялась под снежником, но общее направление очевидно. Нас обогнала группа иностранцев под предводительством гида, которые стояли на южном берегу озера Чапдара и теперь шли на прогулку на озеро Алаудин. Буквально через несколько минут навстречу нам попалась группа альпинистов, которые ходили на вершину Энергия в качестве предварительной акклиматизации перед пиком Исмоила Сомони (Коммунизма). Немного поковырявшись в снегу за 1.5 перехода в 10:25 вышли на морену, запирающую озеро Алаудин и здесь встретили нашего погонщика. Он объяснил, что мы не договорились на каких стоянках мы планировали останавливаться, поэтому он ждал нас здесь. Объяснили ему, что мы планировали останавливаться на стоянках на южном берегу и показали палатку, которая была установлена на тех стоянках (Фото 41), после чего он снова пошёл в своём темпе.
Фото 41. Вид на озеро Алаудин, стоянки на южном берегу и начало подъёма к перевалу Чапдара с северного берега Из-за обильного таяния вода в озерах поднялась, и перемычка между большим и малым озером оказалась под водой. Обошли озеро по тропе справа по ходу движения и перебродили ручей, стекающий с ледника под перевалом Дон. В 11:40 вышли к месту стоянки. Координаты стоянки - 39,190906N 68,232408E, высота - 3513м. Палатки поставили с учётом направления ветра с целью устроить сквозняк, что впоследствии оказалось ошибкой, и дополнительно укрыли сверху спальниками, чтобы создать тень (Фото 42). Ближе к вечеру на стоянке к нам присоединилась тройка из Украины, остальные, кто собирался идти, остались ночевать на стоянках северного берега озера Алаудин.
Фото 42. Стоянка на южном берегу озера Алаудин 18.07 День 5. Подход под перевал Чимтарга.
Принимая во внимание обилие снега на подходе к перевалу Чимтарга, встали в 3:30. Ясно. Вышли с места ночёвки в 5:25. Рюкзаки существенно потяжелели после распаковки заброски, поэтому темп движения ниже, чем даже в первый день. Поднялись на первый моренный вал и обнаружили "турики", маркирующие тропу. Довольно скоро тропа спряталась под небольшой снежник, но стало понятно, что она проходит так, как мы и наметили маршрут подъёма вчера (Фото 43). Границы снежников представляли собой примерно метр льда, поэтому старались по возможности участки снега обходить по осыпи. Через 2 перехода осыпь закончилась. Вышли на снег. Склон в этом месте довольно неприятен, снег ночью подморозило, и только тяжёлому руководителю удавалось бить ступени, у лёгких девушек особо не получалось. За 3 перехода от места ночёвки в 6:55 вышли на выполаживание ледника. Однако в этом месте снег оказался довольно раскисшим. Предполагаем, что это из-за того, что подъём большую часть времени находится в тени, а при солнце лучи освещают это место по касательной.
Фото 43. Маршрут выхода на ледник
Фото 44. Вид на озеро Алаудин и место стоянки По снегу шлось довольно сложно, пока мы не вышли на старые следы, идущие не по центру долины, а ближе к левому краю. Впереди появился старый лавинный вынос, перегородивший ледник и отрезавший нам путь на левобережную морену вправо по ходу нашего движения. Откуда сошла эта лавина с этого места видно не было, но чтобы не искушать судьбу решили дальше по леднику не идти, а перебраться через нижнюю часть выноса и выйти на склон левобережной морены. Судя по следам, такое же решение в этом месте приняли и те, кто шёл здесь до нас. Пока перебирались через лавинный вынос, нас догнал Николай с чехами. При выходе на ледник они пошли правее по ходу движения, чем мы, и вышли на "почти" тропу. Когда мы поднялись к этой тропе, увидели, что лавина сошла с ледника рядом с перевалом Энергия, а оставшаяся часть ледника "заряжена" (Фото 45).
Фото 45. Лавина с перевала Энергия
Фото 46. Подъём в обход скал Траверсом снежного склона левобережной морены в 9:40 вышли на очередное выполаживание ледника, запертое в дальнем конце скалами и начали подъём на осыпной склон вправо по ходу движения, оставляя скалы слева (Фото 46). Начала сказываться высота (Фото 47), т.к. мы уже оказались выше максимальной высоты, пройденной в этом походе до этого момента - перевала Алаудинский.
Фото 47. Высота сказывается В попытке упростить себе жизнь начали подъём по снежнику, однако довольно быстро обнаружили, что количество снега выше уменьшается, а под тонким слоем находятся обледенелые камни. Пришлось выйти на мелкую осыпь влево по ходу движения. Так поднимались до тех пор, пока не подсекли какую-то тропу около небольших скальных выходов. Двигались на подъём очень медленно, мелкая живая осыпь ехала под ногами, и дополнительно сказывался недостаток акклиматизации. Наконец в 12:50 вышли на более или менее ровное место, где устроили длительный привал (Фото 48). С этого места виден перевальный взлёт, но стоянки под перевалом ещё не видно из-за локального возвышения. Передохнув, по заметной тропе поднялись немного выше (Фото 49) и вышли на снег (Фото 51). Немного не доходя до стоянок под перевальным взлётом, одна участница почувствовала себя нехорошо. Остановились на незапланированный привал, и мимо нас прошла тройка из Украины, поинтересовавшись нужна ли нам помощь. Подозревая горную болезнь, от помощи отказались, т.к. приняли решение остановиться на ночёвку под перевалом, вместо запланированной ночёвки на седловине. Руководитель оставил свой рюкзак, взял рюкзак участницы и через 5 минут в 14:30 вся группа оказалась на стоянках. Здесь также стояли альпинисты со сборов клуба Демченко, во главе с Кузнецовой Еленой Валентиновной. Мы их видели спускающимися с перевала Чимтарга после восхождения на вершину Энергия (Фото 51). Координаты стоянки - 39,189029N 68,206358E, высота - 4428м.
Фото 48. Выход с места длительного привала на выполаживании
Фото 49. Перед выходом на снег
Фото 50. Альпинисты спускаются с перевала Чимтарга
Фото 51. Стоянки под перевалом Чимтарга После установки палаток, руководитель сходил за своим рюкзаком. В это время Николай и наши девчонки по очереди угощали всех чаем. Ближе к вечеру приболевшая участница пожаловалась, что у неё болит горло, и, посовещавшись, приняли решение отказаться от восхождения на вершину Энергия. Сказали об этом Николаю с чехами, т.к. они рассчитывали объединиться с нами ввиду недостатка ледового снаряжения у чехов. Узнав, что мы не пойдём на вершину, Николай попросил разодолжить чехов ледобурами и на следующий день подстраховать семейную пару, т.к. у них не было никакого специального снаряжения кроме треккинговых палок. На том и договорились. 19.07 День 6. Перевал Чимтарга (1Б, 4740). Долина реки Правый Зиндон. Озеро Большое Алло.
Перевал Чимтарга (1Б, 4740м) Местонахождение: Гиссарский хребет, Фанские горы, Таджикистан. Расположен между вершинами Чимтарга и Энергия. Соединяет оз. Алаудин (Мутные) и д.р. Правый Зиндон. GPS координаты: 39,189246N 68,199091E, 4729м (по нашему GPS) Экспозиция склонов: З-В. Путь прохождения: В-З от оз. Алаудин (Мутные) в д.р.Правый Зиндон Характер маршрута: средняя и мелкая осыпь, снег. Время прохождения: 19.07.2019 Определяющие участки: Восточный взлёт вплоть до седловины представляет собой снег, лежащий на осыпи крутизной примерно 30°. Западный склон представляет собой мелкую осыпь крутизной примерно 30°, местами закрытую снегом. Возможные опасности: осыпь, снег. Рекомендуемое специальное снаряжение: Каска, ледоруб или треккинговые палки, в случае снега и низких температур или раннего выхода необходимы кошки.
Ночью был небольшой "минус", вода в посуде покрылась льдом, но не промёрзла. Пользуясь тем, что отказались от восхождения на вершину Энергия, побаловали себя и встали в 4:30. Тройка из Украины в этот момент вышла в направлении перевала Чимтарга, выходя на перевальный взлёт практически в лоб. Снег за ночь подмёрз, ступени практически не бились, только кошки оставляли слегка заметные следы. В 6:00, повторив просьбу подстраховать семейную пару, в сторону перевала уходит Николай с чехами, поднимаясь до тропы, идущей траверсом орографически левого склона. Все уже собрались, но у наших попутчиков не было никакого снаряжения, поэтому решили подождать, пока солнце немного подтопит снег.
Фото 52. Вид на место ночёвки с тропы на перевал Чимтарга В 7:30 вышли с места ночёвки (Фото 52). Так же как и Николай с чехами поднялись на тропу и по ней пошли на перевал Чимтарга. Тропа местами переходит со снега на осыпь и обратно. В таких местах край снежника представлял собой примерно метр льда, поэтому требовалось повышенное внимание. С тропы наблюдали как, ушедшие раньше прошли заключительные верёвки на вершину Энергия (Фото 54). В 9:58 вышли на седловину перевала Чимтарга. Сняли записку группы туристов г.Екатеринбурга под руководством Митрясова О., совершавших горный поход 4 к.с. ( 3.1.2 ). Сфотографировались на фоне Большой и Малой Ганзы (Фото 55). В это время увидели, что восходители начали спуск - пройдя одну верёвку дюльфером, лидирующая тройка начала спуск ногами по снегу. Предположили, что это Николай с чехами, и решили приготовить для них чай. Пока девушки кипятили чай, руководитель сходил посмотреть спусковую тропу, а семейная пара решила не дожидаться спуска восходителей и ушла вниз. Около 11:00 на перевал спустился Николай. Ещё через 15 минут пришли чехи. Мы напоили всех чаем, забрали у них своё снаряжение и начали собираться на спуск.
Фото 53. Вид на юго-восток с тропы на перевал Чимтарга
Фото 54. Наблюдаем за восходителями на вершину Энергия
Фото 55. На перевале Чимтарга
Фото 56. Вид на долину реки Правый Зиндон В 11:45 начали спуск с перевала в долину реки Правый Зиндон (Фото 57). Тропа идет траверсом правого склона по осыпи крутизной 25-30° и местами перекрыта снежниками (Фото 58, Фото 59). Как и на подъеме, граница снега представляла собой примерно метр льда, поэтому старались минимизировать переходы с осыпи на снег и обратно. В 13:10 вышли к скальному выступу, за которым начинается спуск к реке Правый Зиндон. Обещанной "лифтовой" осыпи не оказалось, точнее она была под снегом (Фото 60), поэтому спуск оказался несколько сложнее того, чего мы ожидали. Уже в нижней части снежника мимо нас промчался Николай с чехами.
Фото 57. Начало спуска с перевала Чимтарга в долину реки Правый Зиндон
Фото 58. Тропа траверсирует правый склон
Фото 59. Продолжение траверса
Фото 60. Спуск к реке Правый Зиндон В 14:10 спустились к реке и устроили длительный привал (Фото 61). Во время отдыха к нам спустилась тройка из Украины.
Фото 61. Привал в верховье реки Правый Зиндон Пополнив запасы воды, в 14:35 продолжили спуск по долине реки Правый Зиндон. Сначала тропа проходит по осыпи, но маркирована большими, хорошо заметными туриками, а затем и вовсе становится хорошо заметна. Местами тропа была перекрыта снежниками или размыта небольшими селями, но в целом ни разу не терялась. В 16:50 вышли к разливам реки, которые на карте обозначены как верхнее озеро (Фото 62). Какие-то турики и остатки тропы, предположительно со времён, когда здесь ещё было озеро, заметны на правом берегу, но лезть по камням очень не хотелось, поэтому мы переобулись и пошли прямо по разливу, выбирая рукава поменьше, чтобы перешагнуть, или помельче, чтобы легко перейти. За разливом тропа начинается в левом дальнем углу (Фото 62) и продолжается по левому склону, оставляя озеро справа. У начала тропы после разлива стоит большой тур. Переобувшись после брода, продолжили движение по тропе, проходящей между крупных камней. Тропа хорошо читается, хотя несколько раз терялась в камнях. В 18:35 нам открылась панорама озера Большое Алло (Фото 64), а ещё через 15 минут спуска по довольно крутой тропе, петляющей между скал, в 18:50 мы вышли к стоянкам у озера. Координаты стоянки - 39,210231N 68,132561E, высота - 3109м.
Фото 62. Разлив реки Правый Зиндон на месте верхнего озера
Фото 63. Крупная осыпь на сбросе в верхней части разлива
Фото 64. Озеро Большое Алло 20.07 День 7. Днёвка на озере Большое Алло.
Фото 65. Панорама озера Большое Алло
Фото 66. Стоянка на озере Большое Алло Это была суббота и по плану у нас значилась днёвка. Утром к нам подошёл Николай и спросил, хотим ли мы прогуляться с ним, чехами и семейной парой до озера Верхнее Алло. Все дружно ответили отказом, т.к. нам туда надо было подниматься на следующий день, а ходить 2 раза было лень. В последний момент, чехи отказались от прогулки, т.к. решили вечером устроить посиделки у большого костра и, обвязавшись, ушли на поиски дров. Руководитель прогулялся с Николаем до полки в восточной части озера и обнаружил, что она легко проходима в нижней части. Следующие пару часов посвятили стирке и купанию. Затем девушки принимали солнечные ванны. Сверху спустилась какая-то группа, но прошла выше наших стоянок и ушла в сторону восточного берега, где тоже были места для палаток. Часа через 3 вернулся Николай, ещё примерно через час вернулась семейная пара. В это время чехи сплавляли "плот" из брёвен вверх по озеру (Фото 67). Все кинулись помогать вытаскивать брёвна на берег, а наши девушки отпаивать "пловца" горячим чаем. Благодаря этим отчаянным ребятам вечером был устроен большой костёр (Фото 70). Николай сказал, что ребята, которых мы видели, это группа Олега Митрясова из Екатеринбурга, что они прошли траверс перевалов Гусева-Мухина Восточный и Гусева-Мухина Западный, и руководитель пошёл узнать, как обстоят дела со снегом в тех местах. Ребята сказали, что снега много и местами они тропили по пояс.
Фото 67. Сплавной плот на озере Большое Алло
Фото 68. Причаливает
Фото 69. Выгрузка
Фото 70. Посиделки у костра 21.07 День 8. Долина реки Левый Зиндон. Подход под перевал Двойной Северный.
На этот день у нас был запланирован всего лишь подход под перевал Двойной Северный, поэтому мы себя побаловали - подъём в 4:30. В 6:35 вышли с места ночёвки. Прошли спящий лагерь Екатеринбуржцев и вышли к полке на восточном берегу озера (Фото 71). По сравнению со вчерашним осмотром уровень воды в озере поднялся примерно сантиметров на 40, но подход к полке залит не был.
Фото 71. Полка на восточном берегу озера Большое Алло После полки продолжили движение по хорошо видимой тропе, которая проходит по правому берегу выше реки, но довольно быстро спускается к воде. Через некоторое время, тропа переходит на левый берег, хотя можно продолжать движение и по правому. Тропа маркирована туриками. Перейдя на левый берег, встретили группу туристов из Литвы, которые угостили нас чаем. За 4 перехода в 8:45 вышли к озеру Верхнее Алло (Фото 74). Речка, вытекающая из озера, проходит сквозь морену и выше морены является сложной для брода, поэтому по морене надо перейти на правый берег, по которому идёт тропа. Мы немного увлеклись и проскочили выше, поэтому пришлось возвращаться немного назад (Фото 73), чтобы перейти на другой берег посуху.
Фото 72. Вид на озеро Большое Алло из долины реки Левый Зиндон
Фото 73. Возвращаемся, чтобы перейти на правый берег по морене
Фото 74. У озера Верхнее Алло
Фото 75. Вид вниз на долину реки Левый Зиндон После озера Верхнее Алло тропа ещё некоторое время идёт вдоль воды, а затем поднимается вверх и идёт траверсом правого склона долины по довольно неприятной мелкой осыпи. Затем тропа стала подниматься поворачивать влево, предположительно к перевалу Самарский. Мы же приспустились немного и траверсом вышли к основанию следующего моренного гребня (Фото 76). Попытавшись подняться на гребень, в 11:35 мы оказались в окружении здоровых валунов (Фото 77) и, судя по наличию туриков, уводящих вправо через большие провалы между валунами, мы были не первые, кто сюда забрёл. Руководитель налегке ушёл вправо и через 15 минут, найдя правильную тропу, вернулся. Координаты начала тропы на морену - 39,169647N 68,154910E. Тропа петляет между камней, но достаточно хорошо маркирована туриками, поэтому заблудиться сложно. После обнаружения тропы, сделав 3 перехода, в 13:40 вышли к предполагаемому месту ночёвки на широком поле (Фото 78), т.к. из описаний было непонятно, есть ли стоянки ближе к перевалу. В южной части нашли небольшой ручей, образованный таянием снега. По описаниям воды при обычной погоде здесь не бывает. На всякий случай с вечера набрали воды на утро. Координаты стоянки - 39,164475N 68,157382E, высота - 3755м.
Фото 76. Попытка выйти на следующий моренный гребень
Фото 77. Западня из камней
Фото 78. Стоянка под перевалом Амшут Нижний 22.07 День 9. Перевал Двойной Северный (1Б, 4260). Ночевка в долине правого притока реки Казнок.
Перевал Двойной Северный (1Б, 4260м) Местонахождение: Гиссарский хребет, Фанские горы, Таджикистан. Расположен между вершинами 4551 в массиве Блока и 4704 в массиве Скальная стена. Соединяет д.р. Левый Зиндон и д.р. Казнок. GPS координаты: 39,156842N 68,177542E, 4283м (по нашему GPS) Экспозиция склонов: З-В. Путь прохождения: З-В из д.р. Левый Зиндон в д.р. Казнок Характер маршрута: средняя осыпь, снег. Время прохождения: 22.07.2019 Определяющие участки: Западный взлёт вплоть до седловины представляет собой снежник с карнизом наверху, лежащий на осыпи крутизной примерно 30-35°. Восточный склон представляет собой снежник, лежащий на осыпи крутизной 25-30°. Возможные опасности: осыпь, снег. Рекомендуемое специальное снаряжение: Каска, ледоруб, при малом количестве снега может потребоваться перильная страховка, ИСС, кошки.
По описаниям получалось, что нас ожидает несложный день. Предполагалось, что на перевал зайдём без использования снаряжения, а спуск по тропе не представлялся сложным. Поэтому расслаблено встали в 5:00. Если бы мы знали, что нас ждёт впереди, то встали бы затемно. Выход со стоянки в 7:00. Поднялись на моренный гребень (Фото 79) и обнаружили места для 3-х палаток, но вместо воды - снег. По гребню морены идёт тропа, маркированная туриками, но в нашем случае она была частично перекрыта снежниками. Ночью была плюсовая температура, и снежники не подморозило. При переходе снежников тяжёлый руководитель почти всё время копался в снегу выше колена (Фото 80), но и лёгким участницам не всегда удавалось пройти, не провалившись. По мере приближения к перевалу снежники всё больше перекрывали моренный гребень (Фото 81), поэтому шли творческим зигзагом от одной проталины к другой, чтобы минимизировать время ковыряния в снегу. В 9:35 остановились на морене перед перевальным взлётом (Фото 82). Рядом есть небольшое озеро (Фото 83) и места для пары палаток. Решили сделать чай, пока руководитель сходит оценить состояние снега. Разведка показала, что снег довольно плотный и не должен создавать проблем на подъёме.
Фото 79. Вид на перевал Двойной после подъёма на моренный гребень
Фото 80. Руководитель ковыряется в снегу на гребне морены
Фото 81. Движение по гребню в направлении перевала Двойной
Фото 82. Западный взлёт перевала Двойной
Фото 83. Небольшое озеро под перевалом Двойной На перевале Двойной Северный нависал неприятный карниз, поэтому приняли решение выходить на него по снегу между скал, расположенными между перевалами Двойной Северный и Двойной Южный. В 10:35 вышли с места перекуса, спустились на снежник и начали подъём на перевал (Фото 84). Крутизна склона не превышает 30-35°, снег был плотный и ступени получались очень хорошие, поэтому подъём не доставлял никаких проблем, нужна была только аккуратность.
Фото 84. Маршрут подъёма на перевал В верхней части мы обнаружили, что глубина снега уменьшается, а под ним находится лёд, поэтому траверсом вправо перешли над скалами в верхнюю часть взлёта перевала Двойной Южный. В 13:20 вышли на седловину перевала Двойной Южный (Фото 85). Записку из тура не забирали. Координаты перевала Двойной Южный - 39,155830N 68,177545E, высота - 4260м.
Фото 85. На седловине перевала Двойной Южный
Фото 86. Вид с перевала Двойной Южный на долину реки Левый Зиндон.
Фото 87. Вид с перевала Двойной Южный на долину реки Ахдасой Сделав короткий привал, мы перешли на перевал Двойной Северный через пупырь, разделяющий седловины. Снег на пупыре был сильно раскисший, все проваливались, и поэтому даже такой короткий переход занял довольно много времени. Вышли на седловину перевала Двойной Северный в 13:45 (Фото 89).
Фото 88. На седловине перевала Двойной Северный
Фото 89. Вид на долину спуска с перевала Двойной Северный Сняли записку группы туристов города Москвы, под руководством Графовой А., от 11.09.2018 ( 3.1.3 ). Оставили свою записку, и закопали половину шоколадки для группы Екатеринбуржцев, которые планировали идти этот же перевал после нас. Начали спуск с перевала в 14:40. Ни о какой тропе речи уже не шло, вся долина покрыта раскисшим снегом. Уже через несколько метров после выхода на снег, руководитель, шедший первым, провалился по пояс. Снег практически не держал. Попробовали траверсировать склон так, как должна идти тропа по осыпи, получалось плохо - практически на каждом шаге проваливались. Спустились ниже, туда, где склон начал выполаживаться (Фото 90). На некоторое время это помогло, и смогли сделать переход, почти не проваливаясь. Однако затем снег стал совсем уж плохой, идущему первым руководителю надоело изображать ледокол, и он выпустил девушек вперёд, рассчитывая, что по их следам будет проще. Девушкам стало проще, но руководителю это не помогло. В 17:10 обошли справа по ходу движения снежное болото рядом с перевалом Кишинёвский (Фото 91). Руководитель с участницей сходили на ближайший пупырь, чтобы посмотреть дальнейший спуск и возможные места для стоянки, т.к. вечерело, а стоять на мокром снегу никому не хотелось, особенно приболевшей участнице. С пупыря увидели скальный выход примерно в одном переходе вниз и решили, что ночевать на камнях лучше, чем на мокром снегу. Продолжили спуск и в 17:55 вышли к скальному выходу (Фото 92). Здесь нашли одно место на камнях для маленькой палатки, а большую поставили наверху скал, наполовину выдвинув на снег. Координаты стоянки - 39,154198N 68,193188E, высота - 3976м. По описаниям по тропе группы доходят до озера Бирюзовое за 40-50 минут, мы спускались больше 2 часов чистого ходового времени, но до озера так и не дошли.
Фото 90. Спуск с перевала Двойной Северный
Фото 91. Снежное болото рядом с перевалом Кишинёвский
Фото 92. Спуск к месту стоянки на скалах 23.07 День 10. Долина реки Казнок. Слияние рек Малая Ганза и Казнок.
Фото 93. Стоянка на скалах Ковыряния в снегу в предыдущий день не прошли даром, у участницы сильнее заболело горло, воспалились и увеличились лимфоузлы, и медик начал лечение антибиотиками. В связи с этим возник вопрос о возможности прохождения траверса перевалов Гусева-Мухина Западный - Кальгаспорный - Седло Ганзы. В дополнение к этому впервые за поход у нас образовалось отставание от графика на полдня. В качестве альтернативы стали рассматривать радиальное восхождение на вершину Малая Ганза через перевал Гусева-Мухина Западный, но окончательное решение отложили до вечера. Проверка состояния снега в 4:00 показала, что состояние снега осталось практически таким же, как и вчера, поэтому, учитывая предыдущий тяжёлый день, подъём был в 7:00, но решили завтрак не делать, а ограничится только чаем. Решили позавтракать, когда выйдем со снега и дойдём до воды. В 8:20 вышли со стоянки (Фото 93). Слева по ходу движения находится довольно неприятный каньон, решили двигаться по верху правого берега каньона, держась правее видневшегося на берегу каньона пупыря (Фото 94). Сделав один длинный переход, в 9:05 вышли со снега (Фото 95). Руководитель налегке сходил вперёд и обнаружил тропу. Как же хорошо идти по твёрдой земле! Продолжили движение по тропе по гребню (Фото 96) и через 25 минут уперлись в скальные сбросы, которые обошли по снегу слева по ходу движения (Фото 97).
Фото 94. Спуск по снегу от места ночёвки, справа осталось озеро Бирюзовое
Фото 95. Привал после выхода со снега
Фото 96. Тропа по гребню
Фото 97. Спуск по снегу в обход скальных сбросов В итоге в 10:00 вышли на траву около ручья, где есть следы выпаса скота. Сделали длительный привал (Фото 98) и переоделись. Девушки решили идти дальше без завтрака, худели, наверное . Впереди был травянистый холм (Фото 99), разделяющий ручей, вытекающий из каньона из-под перевала Двойной, а справа ручей, вытекающий из Бирюзового озера. По всем склонам холма полно козьих троп. Чтобы не траверсировать склон, пошли по верху холма и за один переход спустились к слиянию ручьёв. Ручей из каньона является основным истоком, поэтому приняли решение переходить на правый берег ручья из озера Бирюзового. В этом случае мы автоматически попали на правый берег реки Казнок (Фото 100), а затем по снежному мосту в месте слияния перешли на левый берег реки Казнок (Фото 101). Переход в месте слияния удобен тем, что практически сразу попадаешь на тропу, идущую по левому конгломератному берегу реки Казнок. Тропа слабо выражена, местами теряется в камнях, но общее направление движения очевидно и ориентирование проблем не представляло. Местами тропа делится на несколько, но обычно потом они снова сходятся в одну. Сделав 2 перехода, прошли мимо стоянок у начала тропы на перевалы Казнок Западный и Казнок Восточный и в 12:55 остановились на перекус около следующего ручья.
Фото 98. Привал на траве
Фото 99. Холм, разделяющий ручьи-притоки реки Казнок
Фото 100. Спуск с холма к слиянию ручьёв
Фото 101. Слияние. Место перехода с правого на левый берег реки Казнок В 14:15 продолжили движение, одним переходом дошли до левого притока реки Казнок - довольно большого ручья, предположительно стекающего из под перевала ВАА. Ручей удалось перейти по камням, и гонка вниз по тропе продолжилась. В 15:00 вышли к месту впадения ручья с ледника Малая Ганза (Фото 102) в реку Казнок. Обсудили положение вещей. Горло у участницы сильно болело и она не хотела ещё раз ночевать на леднике, поэтому приняли решение отказаться от выхода на ледник Малая Ганза и заканчивать маршрут по долине реки Хавзак. Поскольку после этого решения времени до самолёта оставалось больше чем достаточно, а воды в ручье с ледника Малая Ганза было очень много, решили дальше никуда не ходить и в 15:20 остановились на ночёвку чуть выше места предполагаемого брода (Фото 103). Координаты стоянки - 39,161718N 68,252578E, высота - 3072м.
Фото 102. Долина Малой Ганзы
Фото 103. Стоянка 24.07 День 11. Долина реки Хавзак.
Фото 104. Долина реки Казнок Спортивная часть закончилась, осталось только добраться до озера Искандеркуль. Подъём в 5:30. Вышли с места стоянки в 7:40. За 5 минут дошли до места предполагаемого брода, которое просмотрели днём ранее. Воды в ручье сильно меньше, поэтому удалось перейти ручей по камням. Далее по тропе продолжили спускаться по левому берегу реки Казнок (Фото 104). Сделав 2 перехода, в 8:40 вышли к реке Сувтор (Ганза Западная). Переобувшись, переправились через реку Сувтор и, переобувшись обратно, продолжили путь по тропе в направлении реки Биоб (Фото 105). В 10:00 вышли к кошу выше впадения реки Биоб в реку Казнок (Фото 106). Около коша большая поляна, но тропа не выходит на неё, а проходит по краю и поворачивает налево по ходу движения, спускаясь в реке Биоб выше его впадения в Казнок. С самой поляны к броду тоже ведёт много троп, но некоторые из них неудобны, т.к. приходится лазать между деревьев. Река Биоб довольно бурная, но в месте брода есть, возможно, искусственная заводь (Фото 107), что позволяет спокойно и безопасно переходить реку.
Фото 105. Тропа вдоль берега реки Казнок после брода через Сувтор
Фото 106. Поляна возле коша
Фото 107. Брод через реку Биоб Слияние рек Казнок и Биоб образует реку Хавзак. Пройдя ещё один переход по тропе в 11:45 оказались в тенистом месте и решили сделать обед. В 12:50 продолжили движение к следующей водной преграде, обозначенной на карте, притоку Анзак. Анзак оказался мелким ручьём, который мы в 14:30, не останавливаясь, перешли по камням. После впадения ручья Анзак река Хавзак становится рекой Арх. Теперь основным вопросом являлось наличие моста через реку Арх, т.к. за неделю до выхода на маршрут появилась информация, что мост смыло, и группам пришлось наводить навесную переправу. Запасным вариантом была попытка проскрестись по левому конгломератному склону реки Арх до тропы по левому берегу реки Сарытаг. В 1500 вышли к мосту (Фото 108) и с облегчением увидели, что через реку перекинуто несколько брёвен. После переправы прошли ещё немного по тропе по правому берегу реки Арх и в 15:40 остановились на ночёвку. Чистой воды в этом месте не было, и воду брали из реки. Координаты стоянки - 39,078524N 68,281688E, высота - 2413м.
Фото 108. Мост через реку Арх 25.07 День 12. Долина реки Арх. Поселок Сарытаг. Озеро Искандеркуль.
Подъём в 6:00. Выход с места стоянки в 8:15. По хорошей тропе (Фото 109) за пару переходов дошли до моста через реку Сарытаг (Фото 110), выше впадения в неё реки Арх. После моста, немного пройдя по дороге, свернули на тропинку влево по ходу движения и в 10:05 оказались на окраине посёлка Сарытаг. Один из местных жителей согласился довезти нас (Фото 111) до турбазы Искандеркуль. Координаты пересадки на автомобиль - 39,049867N 68,313284E, высота - 2340м. Вообще сейчас в районе озера Искандеркуль ведутся масштабные строительные работы - строят рудник и завод, поэтому мы не рекомендуем идти по дороге пешком. Помимо жары и пыли от грузовиков, это может оказаться и небезопасно. В 11:00 высадились у турбазы Искандеркуль. Связались с Orient Adventure и договорились на следующий день на 9:00 о машине, чтобы уехать в Самарканд. Так же связались с координатором и отправили СМС в МКК о завершении маршрута.
Фото 109. Тропа по правому берегу реки Арх
Фото 110. Мост через реку Сарытаг
Фото 111. Переезд на турбазу Искандеркуль
Фото 112. На турбазе Искандеркуль
Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута Пройден интересный маршрут по красивому, а главное новому району, как для участников, так и для руководителя. Несмотря на всё наше желание погреться и не топтать снег в этом году, у природы были свои планы, и снега было очень много. С одной стороны это усложнило прохождение некоторых перевалов, но с другой стороны это же явилось причиной наличия воды, даже в тех местах, где её, судя по отчётам, не бывает в принципе. Пройдены перевалы 1А - 1шт., 1Б - 2шт., НК - 1шт. Маршрут соответствует 2 категории сложности. Все препятствия, пройденные на маршруте, описаны в отчётах, но, в связи с большим количеством снега во время похода, эти описания нам мало чем помогали. С другой стороны, маршрут был построен по популярным местам, поэтому наличие пусть и обрывочных троп позволяло тратить меньше времени на поиск нужного пути. Маршрут может быть рекомендован для руководителей, ведущих самостоятельно группы по маршруту 2 к.с. в первый раз. К сожалению, из-за болезни участника не были пройдены самые интересные части маршрута, но мы рассматривает это лишь как повод вернуться в этот район. Копии записок Записка с перевала Алаудинский
Записка с перевала Чимтарга
Записка с перевала Двойной Северный
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||