Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о прохождении горного маршрута 1 к.с по Ц.Кавказу (Приэльбрусье) совершенном группой в период с 08.08.21 по 21.08.21
Справочные сведения о походе Проводящая организация (наименование, адрес, телефон, e-mail, www) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа N29» Поход проведен руководителем Труниной О.К., учителем МБОУ «Школа №29» г.Балашиха. +7(926)146-68-96, trun-ok@mail.ru, m.vk.com/turklub_pekhorka Место проведения Центральный Кавказ, Приэльбрусье Общие справочные сведения о маршруте
Нитка маршрута заявленная: п. Верхний Баксан - д/р Кыртык - слияние р Уллусенчи и Кыртык - д/р Уллусенчи - пер Кыртыкауш (н/к, 3242) - д/р Исламчат - пер Каракайский Сев (н/к 2880) - р. Каракаясу - мин. Источники Джилысу - д/р. Малка - Сев. Приют - радиально - д/р. Кызылкол - пер Балкбаши (1 А,3689)- д/р Битюктюбекол - д/р Чайтчесу - пер Кольцевой (1 А,3300) - д/р Уллу-Хурзук - пер.Тешикауш (1А, 3410) радиально - д/р Уллу-Хурзук - п. Хурзук Нитка маршрута пройденная: п. Верхний Баксан - д/р Кыртык - слияние р Уллусенчи и Кыртык - д/р Уллусенчи - пер Кыртыкауш (н/к, 3242) - д/р Исламчат - пер Каракайский Сев (н/к 2880) - р. Каракаясу - мин.Источники Джилысу - д/р. Кызылкол - пер Балкбаши (1 А, 3689)- д/р Битюктюбекол - д/р Чайтчесу - пер Кольцевой (1 А,3300) - д/р Уллу-Хурзук - п. Хурзук Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов, отъездов и аварийных выходов
Заезд группы на маршрут осуществлялся заказным транспортом по маршруту ж/д вокзал г. Минеральные воды до п. Верхний Баксан. (Андрей,+79283757120. 6 т.р. за семиместную машину) Отъезд от поселка Хурзук планировался на общественном транспорте (рейсовом автобусе). По факту - автобус не пришел (сломался) и договаривались о трансфере до Домбая с местным жителем. Аварийные выходы с маршрута были предусмотрены от источника Джилы-Су и из долины р.Битюктюбекол (бывшая база МЧС). Оба пункта характеризуются транспортной доступностью и есть автомобильные дороги. В горной местности транспортировка пострадавшего представляет огромную трудность, поэтому были предприняты все усилия, чтобы каждый участник вел себя осмотрительно и осознавал ответственность. Участники должны были внимательно относиться к своему состоянию, чтобы вовремя принимать меры в случае ухудшения самочувствия, не доводя до критических ситуаций. Определяющие препятствия маршрута
Отчет и прилагающиеся фотоматериалы переданы на хранение в ФСТ-ОТМ (г. Москва, ул. Солженицына, д. 17) Фото и видеоматериалы, GPS-треки хранятся у руководителя группы (E-mail: Поход рассмотрен МКК с указанием шифра полномочий ФСТ-ОТМ 177-00-56666555 Общая идея похода, стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна. Группа была сформирована из воспитанников туристических кружков руководителя Труниной О.К. и взрослых участников. В составе группы 6 несовершеннолетних от 12 до 17 лет. У всех опыт участия в горных походах 1 к.с. (Кавказ) или степенных 2-3 степени сложности (Крым, Владимирская обл), однодневных и многодневных походов по Московской и Владимирской области. Для 2 чел взрослых этот поход был первым горным походом 1 к.с. (ранее участие только в походах выходного дня). Поскольку выбранный маршрут обладает относительно невысокой автономностью, для «новичков» он подходит оптимально. Маршрут на всем протяжении хорошо маркирован. Перевалы достаточно хорошо описаны. В 2019 г. группа школьников и взрослых из состава нынешней группы уже совершала поход по Карачаевскому району - прошли перевалы Балкбаши и Кольцевой. В следующем, в 2020 г. состоялся поход по закрытой территории Тебердинского заповедника. Были пройдены перевалы Чучхур, Алибек, Хутый. 6 человек из группы этого 2021 года принимали участие и в походе 2020 года, 1 чел (не считая руководителя) принял участие во всех 3 походах. Особенно интересно было сравнить флору и фауну закрытых территорий Тебердинского заповедника на Западном Кавказе и Приэльбрусья Центрального Кавказа, оценить масштаб изменений ледника Кютюрклю и озера на перевале Кольцевой, произошедших за 2 года. Цели похода:
Эльбрус (с востока на север)
Стратегия построения маршрута
п.Хузрук (накануне встаем на ночевку в непосредственной близости есть удобная поляна, утром выходим в поселок на рейсовый автобус)
(Кабардино-Балкария, после перевала Балкбаши в долине реки Битюктибекол) использовали рекреационные возможности для отдыха и восстановления сил участниками группы (оборудована купальня с минеральной водой в закрытом помещении). Тактическое построение маршрута. В горном походе основная ходовая нагрузка должна приходиться на утренние часы, до обеда. При хорошем темпе группы желательно выполнять всю ходовую нагрузку до 14 - 15 часов. При большом суммарном перепаде высот, около 1000 метров в день, длительность дневного перехода не должна превышать 8 км. При перепаде высот более 1000 м. нужно сокращать расстояние дневного перехода до 6 км. Ранний подъем в 6:00 позволяет выдвигаться на маршрут в 8:30 - 9:00, чтобы успеть совершить до обеда четыре-пять переходов по 45 минут + 15 минут отдыха. Время подъема по необходимости смещалось на еще более ранние часы (4.00-5.00) для утренней переправы через реки, пока уровень воды был минимальным. Днем, в связи с таянием ледников на Эльбрусе, уровень воды в реках значительно поднимается, что осложнило бы переправу. Средняя скорость в подростковой группе с учетом отдыха составляет 1,8 - 2 км/час. В соответствии с этими наблюдениями была составлена тактика дневных переходов. Выход из лагеря планировался на 8:30. Обед планировался на время от 13:30 до 14:30, в зависимости от удобного места и наличия хорошей воды. Остановки на ночевку планировались от 15:00 до 17:30. На маршруте предусмотрены радиальные выходы по желанию :
м., 3 км, набор 863 м ) либо 9 день - из долины р.Уллу-Хурзук на вершину горы (б/н) 3313 м., 3 км, набор 749 м Варианты подъезда, отъезда, расположения погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получение пропусков, дислокации ПСО, медучреждений и др полезные сведения. Варианты подъезда и отъезда. Приэльбрусье в транспортном отношении достаточно удобный район с развитой дорожной сетью. Из Москвы часть группы добиралась на комфортабельном двухэтажном поезде (отправление с Казанского вокзала 8.22, время в пути 21 час 55 минут). Этому варианту отдали предпочтение преимущественно несовершеннолетние участники и руководитель (школьникам предоставлялись скидки на проезд до 50 ). Часть группы летела самолетом. Объединение группы на жд вокзале Минеральных Вод. Далее заказным транспортом на 2 микроавтобусах до п. Верхний Баксан (Андрей 8(928)375-71-20. Здесь заказ вышел дешевле всего - 6 тыс 1 машина + 6 тыс стоимость заброски на минеральные источники Джилысу). Необходимо добавить, что заброска части продовольствия в Джилысу (то что неподалеку от поляны Эммануэля) - наиболее логичное место, примерно в середине маршрута - если организовывать ее из Верхнего Баксана обходится довольно дорого - порядка 10-12 тысяч рублей. Это связано с тем что дорога туда пролегает через Пятигорск и Кисловодск и от Кисловодска это еще около 100 км по довольно сложного пути с несколькими участками горных серпантинов. Удалось договориться сильно дешевле. Отъезд группы планировался рейсовым автобусом из Хурзука до Карачаевска в 9:00, далее в Домбай маршруткой. Автобус сломался. Продавщица в магазине дала телефон водителя, имеющего микроавтобус и он отвез группу до Домбая за 10 тыс. (Изначально хотел 20!!!) Из Домбая до жд вокзала - трансфер, водитель Джашал +79280270190 Расположения погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получение пропусков Нитка маршрута пролегала в границах Кабардино-Балкарского заповедника. Требований по оформлению пропуска нет, но вместе с тем, группа была оштрафована егерем в районе слияния р.Кыртык и р.Уллуусенчи за установку палаток на территории национального парка. Информацию о правилах посещения лучше уточнить у дирекции НП»Приэльбрусье» по тел. 8(866)387-620, 8(928)717-11-66 (телефоны взяты с информационных щитов). Места стоянок оказывались на территории земель, взятых местными жителями в аренду для выпаса скота. Мирно договаривались, при условии не мусорить и не загрязнять воду. Поисково-спасательные службы Группа была зарегистрирована на сайте МЧС Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии (всего 2 заявки) https://forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups с последующим подтверждением выхода на маршрут по телефону. При телефонном обращении номер нашей группы не нашли, но зарегистрировали группу и дали номер спасательной службы 8(866)3871489. По данному номеру мы сообщили о выходе на маршрут непосредственно спасателям. Поисково-спасательный отряд МЧС расположен в пос. Терскол. Телефон оперативного дежурного ПСО Терскол +7 (866 38) 7-14-89, 8(928)694-51-19 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
а/дороге в г.Кисловодск
по а/дороге в п.Хурзук. Запасной вариант маршрута совпадает с аварийным из долины р. Битюктюбекол и сокращает путь до п.Хурзук. Изменения маршрута и их причины. Прохождение участка от Джилы-Су до поляны Эммануэля правым берегом реки Кызылкол вместо левого. За несколько дней до нашего выхода на маршрут мосты через р.Кызылкол в районе Источников Джилы-Су и а/л Лакколит были смыты сошедшим селем. Потребовалось внести изменения в маршрут. В четвертый ходовой день после прохождения источников, группа поднялась на 100 м. выше по течению р. Малка от разрушенного моста и разведала подходящее место для брода по описаниям встречной группы. Перешли в брод при глубине до 40 см. Далее поднялись круто вверх по высокотравью по следам других групп, обходивших водопад Султан через Орлиные скалы. Двигались по правому берегу р.Кызылкол вместо запланированного левого, остановились в урочище Чубгоко у Серебряного ручья. Мост у а/л Лакколит на Поляне Эммануэля также смыт. Поскольку мы обошли водопад по правому берегу, р.Кызылкол на пути к поляне Эммануэля переходить не пришлось. Подъем без тропы к Орлиным скалам по крутому склону, поросшему высокотравьем дался группе сложно, поэтому радиальный выход на Северный приют на следующий день был отменен и была проведена полноценная дневка.
График движения.
График движения: 10.10 - 10.46 11.00 - 11.43 12.00 - 12.35 Раздел топографа: от п.Верхний Баксан движемся в северном направлении по грунтовой дороге вдоль левого берега р. Кыртык. В начале русло реки проходит в глубоком ущелье, почти в каньоне. Движемся до полуразрушенного коша в месте впадения р.Загулла (на карте Caukasus р.Джугуртау) в р.Кыртык. До места ночевки 5.43 км. После установки лагеря идем в радиальный выход около 2 км дальше по дороге до места впадения р.Арчи-Артыкол с р.Кыртык. Описание:Выгрузились в Верх. Баксане около 9 часов. Распределили еду, купили воду в магазине - до питьевой воды два часа чистого хода. По левому берегу реки Кыртык идем по грунтовой дороге, взбираемся высоко над рекой текущей в глубоком ущелье, почти в каньоне. Место впадения реки Джугуртау - высокий мыс с полуразвалившимся кошем. Встаем наверху, места относительно ровные, комфортный бивак. Вечером приходит еще одна группа. Очень комфортный акклиматизационный день.
График движения: 08.30 - 09.15 2. 09.30 - 10.2010.35 - 10.50 11.00 - 12.00 радиалка к источникам и пещерам 12.10 - 12.50 Раздел топографа: продолжаем движение по грунтовой дороге вдоль р.Кыртык (СЗ направление). Пересекаем р.Гитче-Артыкол, впадающую в р.Кыртык. Переправа не представляет сложности - перешагиваем по камням. Примерно через 6 км от места ночевки - вагончик. От него есть тропа вверх к нарзаному источнику. Поднимаемся вверх в гору к нарзанному источнику. Набор высоты 323 м на дистанции 500 метров. Продолжаем движение по грунтовой дороге вдоль р.Кыртык до места впадения р.Уллусенчи в р.Кыртык. Встаем у коша. Описание: От Джугуртау до Уллусенчи простой путь по дороге вдоль реки Кыртык. Набор высоты около 800 метров. Примерно на 7 километре пути помечаем остановку - там отмечен нарзанный источник и пещера. Оказалось, что внизу под источником стоят домики и вагончики, сверху из расщелины нарзан проведен к вагончику по пластиковому шлангу. Забирается наверх. Очень красивый скальный кулуар, внушительного вида пещеры и забавный хозяйственный подход - весь нарзан течет в воронку и прямиком в домик внизу по шлангу. Нарзан оказался очень вкусный. Приходим к месту впадения прит. Уллусенчи, видим огороженную сеткой территорию с туалетами. Не видим запретов - встали на левом берегу. Позже приходят ещё две группы, и одна уже стоит в "загоне". Вечером приезжает сомнительного вида тип на ниве и требует заполнить протокол на нарушение. Одна группа от него отбилась, остальные заполнили на одну остановку палатки. Мы так и не поняли, что это было, но номер машины сфотографировали. Те туристы, которые отбились, сказали, что снимали на видео и он убрал свой протокол и ретировался.
График движения: 08.20 - 09.00 09.15 - 10.05 10.20 - 11.05 11.20 - 11.50 взошли на перевал Кыртык-Ауш 12.25 - 13.05 6. 14.50 - 15.45 16.00 - 16.40 Раздел топографа: переходим через р.Уллусенчи (можно вброд, можно по мостику - перекинуты доски). Глубина небольшая - около 10-15 см в месте разлива на дороге. Далее по тропе по правому берегу реки в направлении С, СЗ. Тропа хорошо маркирована синей краской. Тропа пересекает р.Уллуусенчи и движемся по левому берегу на перевал Кыртыкауш (3242 м, н/к). От пересечения тропы с рекой 346 метров набор высоты на 1.5 км протяженной дистанции. Переход через перевал особых навыков не требует. Самостраховка треккинговыми палочками. После перевала движемся в долину по хорошо читаемой тропе. Идем траверсом левого берега р. Исламчат по верхней тропе. После поворота - небольшая полка под скалой с местами для ночевки. Описание: Начинаем подъем под перевал Кыртыкауш. Тропа отлично размечена синей краской. На всем протяжении пути мест для стоянок нет. Вода есть почти до самого перевала. На перевале сняли записку. На перевале очень ветрено, спускаем рюкзаки чуть ниже, переодеваемся, фоткаемся. Навстречу нам поднимается пара туристов, которые сообщают, что на Джили-Су смыло мост через Кызылкол. Бродить опасно, рассказывает варианты переправы и путь подъёма по правому берегу Кызылкол до поляны Эммануэля. Пытаюсь запомнить, смотрю карту, с трудом представляю обход. Спускаемся до ручья, обедаем на живописном мысе с видом на огромную складчатую морену. Путь к перевалу Северный Каракайский просматривается со спуска почти сразу после обеда. Видно, что седловина пологая. Движемся траверсом левого берега реки Исламчат, ожидая поворота влево по притоку. Склон и видимая часть борта потолка настолько крутые, что не верится , что там может быть место для ночёвки. Доверяем описанию, но присматриваем места для палаток внизу, в долине р. Исламчат. Наконец доходим до поворота и видим небольшую полку под живописной скалой. Находим условно ровные места под шесть палаток с трудом. Ночью то и дело налетают порывы ветра и сильные, но кратковременные и дожди. Всем спится тревожно.
График движения: 07.50 - 08.25 08.30 -09.00 взяли перевал Северный Каракайский 09.30 - 09.50 10.00 - 10.30 10.50 - 11.55 ждём заброску 13.40 - 13.55 начало переправы 14.00 - 14.20 8. 14.35 - 15.35 9. 16.00 - 16.50 Отчет топографа: по тропе поднимаемся на пер. Каракайский Северный в направлении (З, С, СЗ). Тропа маркирована и хорошо читаема. Вскоре открывается вид на кемпинг Джилы-Су. Спускаемся в долину по тропе и выходим на асфальтированную дорогу. Мост через р.Малка разрушен - смыло совсем недавно. Брод нашли в 100 метрах от моста в месте небольшого разлива. Переходим вброд. Самостраховка трекинговыми палочками. Глубина небольшая - около 40 см. Возвращаемся немного назад и по свеженабитой тропе в высокотравье начинаем крутой подьем «в лоб» наверх. Трава растет крупными кочками, почти как ступени. Траверса нет. По завершении подъема по высокотравью выходим в каменистую расщелину, где находим битую тропу. Движемся по ней в З направлении. Издалека виден а/л Лакколит. Спускаемся и останавливаемся на ночевку не доходя до него, возле Серебряного источника. Описание: Встаём до солнца, в 6:05 солнце выходит из-за хребта и светит на палатки сквозь облако, плывущее по ущелью. Мы выше облаков и наблюдаем за их движением. Завтрак готов в 7:00, примерно в 7:20 во время завтрака начинается дождь. Спешно завершаем завтрак, одеваемся в непромокашки и выдвигаемся на перевал. Порывы ветра сбивают с ног, дождь бьет в лицо. Делаем одну короткую передышку — поправить одежду. Сидеть холодно. Выходим на перевал, туча уходит, светит солнце и плывут лёгкие облака.
Дневка.Утром греем воду и моемся. Потом идём на поляну Эммануэля и находим спасателей. Выясняем место переправы через Кызылкол и разглядываем вблизи муравейник альплагеря. Напротив нас на хребте серпантин, по которому в обход смытого моста происходит автомобильное сообщение с большой землёй. У нас балкон театра. Ползут по дороге и по промоинам внедорожники МЧС, пасутся стада, идут по дороге на другом берегу ручья туристы. В обед дождь загоняет нас в палатки, потом становится прохладно. Около 16 часов на лошади приезжает пастух и сообщает, что земля арендована под пастбище и ставить палатки тут нельзя. Обещаю, что уйдем утром. Это его устраивает, он уезжает. В 17 часов выходит солнце, но небо с востока, юга и севера затянуто темными облаками и грохочет гром. После ужина пошел дождь, все легли спать. В 0:40 мы вышли из палатки. Небо было абсолютно чистым и пострясающе звездным.
Карта дневного перехода Масштаб 1:50000 при печати на А4
График движения: 07.25 -08.05 08.20 - 09.00 09.45 - 10.00 10.20 - 10.45 набрали воду 11.00 - 11.20 ушли на разведку 11.45 - 12.00 Раздел топографа: от места стоянки движемся по грунтовой дороге мимо альплагеря в направлении брода через р. Ткумиль.. После брода начинаем подъем на плато по тропе. Движемся в западном направлении. Тропа хорошо читаема. Плато выполаживается, дорога приводит к правому краю и начинается тропа на спуск. Проходим кулуар с хорошим ручьем и далее выходим на берег реки Кызылкол. Встаем на ночевку на пятой от выхода к берегу стоянки возле натянутого троса через р.Кызылкол. Брод притока р.Кызылкол в утренние часы не представлял сложности. Вчерашний бурный поток превратился в прозрачные ручьи. Глубина 10-20 см. Перешли в ботинках. Описание: Подъем в 5:00. Нужно перейти приток реки Кызылкол - р. Ткумиль, который отделяет нас от плато Ирахитсырт. Подходим к ограде альплагеря поляны Эммануэля, отдаем пустые баллоны из под газа, и выходим к реке. Глазам своим не верим: вчерашний буйный поток цвета какао струится прозрачными ручьями. Переходим в ботинках.
График движения: 07.10 - 07.45 ищем тропу на перевал, разведка 08.15 - 08.45 вернулись к развилке назад 08.45 - 09.05 4. 09.15 - 09.40 09.55 - 10.40 10.50 - 11.35 11.42 - 12.15 взяли перевал 12.40 - 13.30 тех. остановка, разделись 13.50 - 14.35 10.14.50 -15.00 Раздел топографа: брод р.Кызылкол. Далее двигались по нижней тропе вдоль реки до стыка осыпи и ледника. Вернулись назад к развилке троп. Продолжили движение ЮЮЗ по верхней тропе в направлении перевала. Спуск с перевала в долину р. Битюктюбекол по хорошо читаемой тропе. Средняя осыпь и травянисто-осыпной склон ниже. Маршрут маркирован.
Описание: Переходить вброд через р.Кызылкол решили ранним утром. Встали в 4.00. Моросил дождь. Нашли место, где глубина чуть выше колена в 5-6 шагов. Бродили по 1 человеку с самостраховкой трекинговыми палочками. В 5.05 завершили переправу. В 07.00 закончили завтрак и стартовали. Вышли на развилку троп - одна вверх по кулуару и вторая, менее битая, вдоль реки. Пошли по нижней тропе. Пересекли свежий застывший селевой поток. У стыка осыпи и ледника тропа стала малопроходимой. Живая осыпь справа, растрескивающийся ледник слева, между ними щель. Под краем ледника -глубокие провалы и промоины с полостями под осыпью. Приняли решение вернуться назад к развилке и идти по верхней тропе. Тропа проходит по крутому травянисто-осыпному склону. Вышли на гребень, откуда увидели приток р.Кызылкол, обозначенный на карте. От истока притока тропа траверсом огибает хребет и ведет к перевалу на значительной высоте над обвалившемся склоном и ледником. Эльбрус полностью закрыт облаками. Видимость не более 50 м.
Карта дневного перехода Масштаб 25000 при печати на А4
График движения: 08.35 - 09.20 09.35 - 10.20 10.35 - 11.05 11.15 - 12.05 12.20 - 13.05 13.20 - 13.45 был общий спуск по сыпучке 13.45 - 14.30 Отчет топографа: от места по грунтовой дороге до бывшей базы МЧС, перешли по мостику (бревно) через р. Битюктюбекол. Далее в западном направлении начинаем подьем до пересечения с р.Чайтчесу. Река мелкая (ручей). после брода движемся до пересечения с тропой направления С-Ю. Движемся на юг вдоль р.Чайтчесу. Маршрут маркирован. Тропа читается. Перед перевалом на высоте 3345 м проходим небольшое озеро. На подъеме склон травянисто-осыпной, на спуске крупная и средняя осыпь. Перед ледником Кюкюртли - мелкая подвижная осыпь. Спускаемся по ней. Брод р.Уллу-хурзук.
Карта дневного перехода Масштаб 1:25000 при печати на А4
График движения: 07.20 - 07.50 переправа 08.10 -09.00 09.10 - 09.20 10.50 - 11.35 11.50 - 12.05 Раздел топографа: от места стоянки вверх по тропе (ю) нашли брод через левый приток р.Уллу-Хурзук. После брода вернулись к руслу реки и продолжили движение по хорошо читаемой тропе на СЗ и далее С. Тропу пересекают ручьи, не представляющие сложности в плане переправы. Остановились в начале лесной зоны в сосновой роще (примерно 4.5 км от места последней стоянки).
Описание: Ночью было звёздное небо. Под утро пошел сильный дождь. В какой-то момент мы услышали, как усилился рев реки и начали стучать в реке камни. В 5 часов мы с Мишей вышли на разведку и были ошарашены тем, насколько поднялась вода в реке. О переходе в намеченных местах не могло быть и речи - мутный поток несся с сокрушительной скоростью вниз к основной реке. Я передала всем команду пока не собираться и решила идти вверх по реке (притоку) на разведку. Мы с Мишей поднялись по осыпям на гребень морены и шли вверх. Сильный уклон превратил приток реки Уллу-Хурзук в сплошной водопад. За поворотом русло стало более пологим и мы нашли место, где река несколько метров течет по горизонтали, не образуя бурунов и сливов. Решили переходить в этом месте как можно скорее и по трое-четверо стенкой. Подняли народ, поднялись, перешли вброд без приключений. Я очень радовалась найденному выходу из сложной ситуации. Эльбрус заметно побелел - там выпал снег. Река стала ярко-горчичная. Спустились на место планировавшейся ночёвки у больших камней, где в 19 году нам порвало ветром палатку. Позавтракали и двинулись дальше. Встали на ночёвку в живописных соснах и можжевельнике, где стояли в 19 году, пережидая непогоду. Устроили шикарный костер из больших бревен, играли, даже песни пели.
График движения: 09.00 - 09.45 10.25 - 11.03 11.25 - 11.50 14.20 - 15.05 15.20 - 16.05 16.15 - 16.35 Раздел топографа: спуск по тропе вдоль русла р.Уллу-Хурзук на север. Кош обходим слева и тропа выводит на грунтовую дорогу. Движемся по ней на СЗ. Пересекаем р. Кичкинекол по мосту. Дорога пересекает несколько раз р.Уллу-Хурзук - движемся поочередно по обоим берегам реки. Обустроены мосты. Стоянка на плато - после пересечения р.Еникол поднимаемся вверх по дороге, примыкающей слева. Описание: Начали спуск около 9 часов. После коша остановились в малине, 20 минут ели. Перед слиянием Уллу-Хурзук и Битектебе снова остановились есть малину. На обед встали после моста через реку Кичкинекол. Во время обеда некоторые собирали малину, есть ее уже никто не мог. Около 17 часов встали на ночёвку на плато у впадения в реку Уллухурзук.
График движения: 07.48 - 08.25 Раздел топографа: Описание: Утром пришли к автобуса на остановку, ждали до 9:30, но автобус не пришел, местные жители сказали, что он сломался. Через час нашли и уехали за 10 тысяч - непредвиденные расходы. В Домбай приехали в 14 часов, встали лагерем в заповеднике. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте
Обеспечение безопасности: регулярное оповещение об изменяющемся характере тропы/склона, напоминание о внимательности к тропе, разрешение на фотографирование только во время остановки требование к использованию треккинговых палочек или деревянного посоха, соблюдению дистанции, предупреждению о шатких,»живых» камнях, ползущей осыпи, скользкой траве.
Обеспечение безопасности: разведка переправ, переправа рек в ранние утренние часы (уровень воды ниже), проверка камней на шаткость и склизкость, требование к самостраховке трекинговыми палочками, взаимная страховка. Движение под углом против течения. Палочки ставим выше себя по течению. Движемся в пол оборота для снижения давления воды. Шаги мелкие и тщательно выбираем куда ставить ногу. Точек для опоры всегда две- две ноги, или шест-нога. Нельзя переставлять палку/шест и одновременно делать шаг. Палочка перемещается практически по дну, ее нельзя вынимать из воды. Ставим палочку строго выше по течению. Иначе она не будет являться средством страховки и ее просто снесет течением. Брод р.Бирджалы-Су. Переправа стенкой (скорость более 3 м/сек и глубина выше бедра). Самый сильный встает первым и является своеобразным волнорезом. Остальные 2 чел выстраиваются шеренгой параллельно потоку (держатся под руки или за плечи). Движение должно быть слаженным - вперед никто не выдвигается, никто не отстает.
Обеспечение безопасности: регулярное оповещение колонны о камнях и ямах под ногами, борщевике и колючках. Смена тропящего через 15-20 минут. Движение с одной палочкой: вторая рука свободна, раздвигает высокотравье перед лицом. Ноги поднимаем высоко, чтобы не запутаться в длинных стеблях. Руки в рабочих перчатках, защищающих от борщевика и колючек. При крутом спуске и подъеме рекомендуется прокладывать тропу траверсами, серпантином. При подъеме на участке от реки Бирджалы-Су до Соколиных скал (день 4, маршрут немного изменен из-за смытого моста) траверсом идти возможности не было. Поднимались круто вверх, но по травянистым кочкам, как по ступеням. Их наличие очень упростило подъем. Ставим ногу на ребро, палочку держим в руке со стороны спуска, свободной рукой собираем траву со стороны подъема в пучок и придерживаемся, сохраняя равновесие. Стараемся не ухватиться за колючки. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршрутеБаксанское ущелье Баксанское ущелье - одно из самых знаменитых не только в Кабардино-Балкарии, но и на всем Центральном Кавказе. Оно является дорогой к подножию Эльбруса и Чегета, а также невероятно красивым и необычным местом. Названо ущелье по реке Баксан, которая начинается с ледников Эльбруса и впадает в Малку, приток Терека. Это самая большая река, вытекающая с Эльбруса. Долина Нарзанов. Уникальным творением кавказской природы является Долина нарзанов, расположенная в Баксанском ущелье рядом с рекой Хасаут в долине горы Шитжатмас. По течению реки Хасаут на поверхность выходит почти 20 источников минерализованной воды типа нарзан. Нарзан содержит большое количество железа, поэтому русла источников окрашены в красно-коричневый цвет ржавчины.
Во время посещения Приэльбрусья можно услышать разные легенды. Одна из них повествует о целебной силе нарзана. Юноша по имени Нарт, что в переводе означает богатырь, поднялся в горы, чтобы уничтожить чудовище, мучившее горцев. Обессиленного борьбой Нарта чудовище приковало к скале. Нарт плакал оттого, что не мог помочь своим собратьям, а его слёзы пробивались сквозь камни и становились целебными источниками. Люди, попив этой воды, стали сильными, смогли убить чудовище и освободить Нарта. А нарзан стал напитком, дающим богатырскую силу. Гора-Чегет В нескольких километрах от Эльбруса расположена гора Чегет, высота которой достигает 3650 метров. С ее вершины открываются красивые виды на Баксанское ущелье. Отсюда также виден живописный поселок Трескол, вершины Донгуз-Орун, Когутан и Накра. Памятник первым покорителям Эльбруса Архитектурный комплекс, посвященный первым покорителям Эльбруса, является своеобразными воротами в Приэльбрусье. Два первопроходца встречают каждого, кто решает посетить окрестности самой высокой вершины Европы или повторить путь этих смелых людей. Памятник Киллару Хаширову и Ахию Соттаеву был установлен у моста через горную реку Баксан в 70-х годах. Официальной датой покорения Эльбруса считается 1829 год, когда была организована экспедиция, руководимая начальником Кавказкой укрепленной линии, генералом Г.А. Эммануэлем. Экспедиция носила научный характер, и в ее состав входило более 20 человек. У многих участников появились признаки горной болезни, которая могла привести к летальному исходу, а потому на высоте 4270 м, было принято решение спустится вниз. Восхождение в одиночку продолжил карачаевец Хиллар Хачиров. 10 июля 1829 г. он первым ступил на вершину Эльбруса, укрепил на ней шест, обложил его камнями и, в качестве доказательства, оставил свою шапку. Кроме этого, много для исследования Эльбруса сделал и топограф Андрей Васильевич Пастухов, который впервые провел подробную топографическую съемку вершин Эльбруса и составил его карту. Барельеф этому человеку установлен неподалеку от вышеупомянутого памятника. Долина Замков (Зубы Дракона) Джилы-Су Люди, прибывающие на Джилы-Су сразу же видят небольшое живописное ущелье Кала-Кулак, также известное как Долина Замков. Название переводится с балкарского как «ущелье башен». А среди туристов именуется Зубами Дракона. Так зовут высокие острые скалы, возвышающиеся над Джилы-Су. Некоторые видят в них очертания сказочных замков или древних башен. Отсюда и название - «Башенное ущелье» - Кала-Кулак. Долина замков чудо природы, которое состоит из причудливых форм моренных останцев - остатков твёрдых горных пород, не поддавшихся ветровой эрозии. Необычные скалы
Джилы-Су появились в результате вулканической деятельности Эльбруса около 2 млн лет назад. Во время извержений Эльбруса по склонам сбегали потоки кипящей магмы, которые пропитали рыхлую почву, а затем застыли. Потом ветра и ливни раздели твёрдые останцы, сняв с них, словно шелуху, мягкие породы. С тех пор острые останцы направлены остриями к небу, напоминая клыки древнего гигантского ящера. Зубы Дракона довольно высокие. Самые большие «клыки» высотой 15 м. Лучший вид на долину - с противоположной стороны, с тропы, ведущей в долину Кызылкол. Баксанская нейтринная обсерватория Физическая обсерватория по изучению нейтрино, расположенная в Баксанском ущелье Кавказского горного хребта. БНО входит в состав Института ядерных исследований РАН и является экспериментальной базой Института, на которой проводятся исследования в области физики атомного ядра, элементарных частиц, физики космических лучей и нейтринной астрофизики. Подземные сооружения обсерватории находятся в двух тоннелях длиной 3670 м под горой Андырчи (туннели ведут в сторону вершин Андыртау (3937 м) и Курмутау [Курму(н)чи(баши), Курмычи] (4045 м)). Музей обороны Приэльбрусья В здании станции «Мир» расположен Музей Обороны Приэльбрусья, являющийся самым высокогорным музеем в мире (3500 м над уровнем моря). В Приэльбрусье проходил самый высокогорный фронт второй мировой войны. Горные перевалы Приэльбрусья являлись ближайшими путями в Закавказье, захватить которые планировали гитлеровцы. Отсюда и крайняя напряженность в боях за перевалы, что и нашло отражение в экспозиции музея через фотодокументальные материалы, коллекцию военного советского и немецкого оружия, найденного в горах на местах боев в Приэльбрусье в 1942-1943 гг., и др. Памятник героям обороны Приэльбрусья
Рядом с со станцией находится памятник Героям, погибшим, защищая неприступные склоны Эльбруса во время Великой Отечественной Войны. Монумент был возведен в 1987 году по проекту Виктора Савостикова, Валерия Корнеева и Николая Кравченко. В п.Хурзук установлен памятник Кулчаеву Н.А, разведчику ФСБ. Географическая и климатическая характеристика района В географическом отношении Приэльбрусье - часть Бокового хребта Большого Кавказа, представляющей цепь высочайших вершин Кавказских гор, расположенной на территории Кабардино-Балкарии. Жемчужина Приэльбрусья, высочайшая гора Кавказа и Европы, - гора Эльбрус, представляющий собой двуглавый конус потухшего вулкана. Маршрут пролегает по природному национальному парку «Приэдьбрусье». Он был образован в 1986 году с целью сохранить местную флору и фауну, а также создать условия для развития туризма. Он занимает площадь между южными склонами Эльбруса до главного Кавказского хребта и междуречьем Баксана и Чегема, которая составляет 101,2 тысячи гектаров. Другая часть Национального парка - северное Приэльбрусье находится в верховьях и истоках реки Малка. На территории природного парка произрастают сотни видов растений, многие из которых занесены в Красную книгу. Животный мир национального парка не менее разнообразен. На его территории сосуществуют более 60 видов млекопитающих, 111 видов птиц, различные пресмыкающиеся и земноводные, а также уникальные насекомые и рыбы. Реки и потоки на территории заповедника имеют снеговое и ледниковое питание. Всего по территории протекает 30 рек. На Тебердинском участке все они являются притоками реки Теберды. На северном склоне Эльбруса - Каракая-Су, Бирджалы-Су, Кызылкол, Исламчат. Реки вытекают из-под ледников, снежников и озер. Протекая по крутым склонам, они часто образуют пороги и мощные водопады. Климат. Климат слабо континентальный, без резких температурных колебаний. Формируется под влиянием юго-западного переноса влажных воздушных масс, жаркого летнего дыхания степного Предкавказья и антициклонального зимнего режима, а также под воздействием горного рельефа с амплитудами относительных высот в 1650 - 3200 м от дна долин до высоких вершин. Сюда поступает влажный морской воздух с Черного и Каспийских морей, приносящий теплые летные дожди и обильные зимние снегопады. Количество солнечных дней в году- более 300. Присутствует вертикальная климатическая зональность - чем ближе к вершинам, тем прохладнее летом, а в зимнее врем выше 3000 м морозы достигают 15-20 С, хотя типичны перепады температуры, когда в горах гораздо теплее, чем в предгорной зоне за счет оттока вниз по долинам холодного воздуха. Северные районы Приэльбрусья, по сравнению с районом Тебердинского заповедника, характеризуются более холодной и переменчивой погодой. В районе иточников Джилысу, перевалов Балкбаши и Кольцевой наблюдалась частая смена погоды. В течении дня дождь с холодным ветром и падением температуры до 8 градусов несколько раз сменялся на солнечную погоду и воздух прогревался быстро до 25 градусов. Характеристика средств передвижения Почти по всем ущельям проложены автомобильные дороги, до ряда пунктов имеется автобусное сообщение (из Минеральных Вод, Черкесска, Карачаевска, Зеленчукской, Сухуми, Гудауты, Адлера). Но транспорт ходит нерегулярно (в день отъезда группы рейсовый автобус от п.Хурзук не пришел). Следует предусмотреть запасные варианты. Особенно это актуально для многочисленной группы с несовершеннолетними в составе, когда перемещение на попутном автотранспорте не рассматривается. Трансфер заказывали здесь Андрей 8(928)375-71-20 (Кабардино-Балкария) В верховьях долин и на пастбища по хребтам есть тропы. Специальное общественное и личное снаряжение. Прохождение маршрута предполагает переправы через горные реки и ручьи вброд. Поэтому наличие веревки и карабинов обязательно. Из личного снаряжения - треккинговые палочки для самостраховки на спусках и подъемах, каски. Поход проходит по территории заповедника и на большой высоте, где есть проблемы с дровами. По этим причинам для приготовления пищи и подогрева воды пользовались газовым оборудованием. комплектация ветрозащита. Подключение баллона - шланг. Расход топлива 140 г/ч. Дополнительные функции: пьезоподжиг, раскладные лапки горелки. Тент взяли маленький размером 1.5 х 2 м , полностью удовлетворил потребности. *Комплектация ремнабора: 1.Мультитул (пассатижи, нож, напильник, отвертка, консервный нож, линейка, ножницы).
резиновый, заплатки для всех видов ткани, скотч, фастексы 40 мм и 25 мм, набор булавок).
Для удобства, список снаряжения для похода разделим на несколько групп: личное туристическое снаряжение, обувь и одежда. Личное туристическое снаряжение:
Одежда и обувь:
Итоговый вес общественного снаряжения составил около 15 кг. (в среднем на 1 человека 1,2 кг). Вес личного снаряжения и одежды порядка 10 кг. Вес продуктов питания на 1 чел - 5,5 кг. (для оптимизации веса использовали сушку продуктов и предусмотрели заброску на 4 дне маршрута на минеральных источниках Джилысу). Общий вес рюкзаков не превышал возрастные нормы. Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения. Основные затраты на поход связаны с организацией трансфера и питанием. Спутниковый треккер и предметы личного снаряжения были приобретены участниками ранее и их стоимость в данном отчете не учитываем. По транспортным расходам данные приведены в таблице ниже. Для снижения веса продуктов питания, основной упор был сделан на самостоятельную заготовку сушеных овощей для супов (щи, борщ, супы с макаронными изделиями и крупами). Все супы с добавлением сушеного мяса (говядина, курица, свинина). Продукты были заранее распределены по дням и герметично упакованы. Дополнительно участники брали с собой по 100 гр сладкого на день в качестве перекусов. Питание было достаточно сбалансированным и полноценным. Чувство голода не возникало. Вес в расчете на 1 человека составил около 4, 5 кг + 1 кг личных перекусов.
Дополнительно:
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута. Перед походом были поставлены цели прохождения маршрута. Цели соответствовали различным направлениям личностного развития участников похода: развитие туристских навыков, коммуникативных компетенций, нравственных качеств, наблюдательности, способности к аналитическому наблюдению за природой.Сформулированы в этой работе цели были следующим образом:
По результатам похода можно сказать:
Акклиматизация прошла мягко и ухудшения самочувствия ни у кого не наблюдалось.
Выводы и рекомендации: Маршрут по Приэльбрусью может быть рекомендован к прохождению участниками, имеющими средний уровень физической подготовки. Маршрут хорошо маркирован и проходит большей частью по хорошо читаемым тропам. Приложения Записки с перевала Кыртыкауш (снята 10.08.21. день 3), пер. Каракайский Северный (11.08.21 , день 4) и пер.Кольцевой (15.08.21, день 8)
Протокол МКК о зачете совершенного путешествия.
Картографический материал. 08 августа
09 августа радиальный выход
10 августа с радиальным выходом
11 августа
12 августа
13 августа (днёвка)
14 августа
15 августа
16 августа
17 августа
18 августа
|
|
|