Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с.по Ц. Тянь-Шаню (Терскей-Алатау, Куйлю) пройденном с 10 по 28июля 2018 года
Справочные сведения о походе Параметры похода:
Состав группы Общая идея похода Целями похода были:
Подъезд к началу маршрута, выезд с маршрута, заброска Перелет с г.Киев в г.Алматы(и обратно) осуществлялся авиакомпанией МАУ. С аэропорта до Каракола нас забирает заказной транспорт. С Каракола до точки старта в ущ. Каракол нас завозят на машинеГАЗон. С точки финиша до Каракола нас забирает все тот же ГАЗ. Заброску делаем посредине маршрута. Помогает нам это осуществить фирма «Neofit». По предварительной договоренности и после подтверждающего звонка они завезли нам продукты в назначенное место. Нитка маршрута Фактически пройденный маршрут: Каракол - р. Каракол - р. Кургактор - оз. Алакель - пер.Такыртор (1Б, 4040) - р.Такыртор - р.Чон-Узень - пер. Труд (2А, 4300) - лед. Бригантина - пер. СолнцеПанорамный(1Б, 4060) - лед Джигит - пер. Эпюра (2А, 4400) - лед. КараколторЗап- р. Караколтор- р. Каратор- лед. Каратор - пер. Обручева (2А, 4630)- рад. п. Обручева (п/п 2А,5203)- лед. АшуторВост - пер. Буревестник (2А, 4520) - лед. Куйлю Южн- пер. Айсбайль (2А, 4420)- р.Башкуль- оз. Башкуль- р. Учкуль - р. Сарыджас. Запасные варианты: Аварийные выходы с маршрута:
Изменения маршрута и их причины На п. Альбатрос была попытка восхождения. Во время подъема резко начала портиться погода и было принято решение развернуться назад. На п. Обручева во время подъема на перевал посмотрели возможность восхождения. Решили идти, пока будет безопасно. Подъем сложностей не вызвал. Информация о прохождении маршрута каждым участником В радиальном восхождении на п.Альбатрос не принимали участие Зданевич Сергей и Цымбал Сергей. В радиальном восхождении на п.Обручева не принимал участие Цымбал Сергей. Зданевич Сергей прошел первую часть маршрута, до заброски. Карта маршрута
График движения и техническое описание прохождения маршрута График движения
Высотный график
Техническое описание прохождения маршрута День 0 9.07.2018. Прилет в Алма-Аты, трансфер до г. Каракол. Прилетели в аэропорт Алма-Аты в 4:00 по местному времени. В аэропорту встретившисьс водителем, выдвинулись в Каракол. По дороге в Алма-Аты забрали с хостела одного из участников, прилетевшего на день раньше. В Киргизию с Казахстана едем через Чарынский каньон. На границу приехали около 12 часов. Вокруг раскинулась степь, а на горизонте ужевиднеются горы. Прошли границу без проблем. В Каракол приехали в 17 часов и остановились на турбазе «Неофит». После размещения пошли экскурсией гулять по Караколу и отведывать местных блюд. Недалеко есть рынок, где мы достаточно недорого приобрели еду на сегоднязавтра и местных напитков. Прогуливаясь, нашли кафешку, в которой решили попробовать местные национальные блюда. Порции оказались непривычно большими, так что мы, объевшись, с полными животами вернулись уже под вечер на турбазу и завалились спать.
Фото 0.1 - Отдых после самолета
Фото 0.2 - Чарынский каньон
Фото 0.3 - Турбаза «Неофит» День 1 10.07.2018. Каракол - ущелье Каракол. Проснулись в 8:40. Позавтракали на турбазе в 9:00. Часть группы отправилась на поиски бензина. В строительных магазинах, или их подобии, ничего, похожего на наш «Калоша» не нашли, так что обратились на заправку, где нам без проблем разрешили набрать топливо в пластиковые ёмкости. После возвращения всех обратно на базу быстренько собрались, погрузились в машину (Фото 1.1) и выдвинулись на встречу с горами в 13:00. Погода довольно солнечная, на небе лишь редкие облака. По городу едем по ровному асфальту, но вскорезаезжаем на грунтовку с множеством камней. После въезда в горный массив местами встречаются крупные осыпи, дорога идет серпантином. Рядом с местом ночевки, на другом берегу реки, стоит альплагерь. Пообедали, отдохнули, прогулялись. Под вечер погода начала портиться, до начала дождя успели установить шатер и легли спать.
Фото 1.1 - Транспорт
Фото 1.2 - Мост через реку Каракол
Фото 1.3 - Ущелье Каракол День 2 11.07.2018. Ущелье Каракол - оз. Ала-Кёль. ЧХВ: 210 мин. Километраж: 6180м Набор высоты: +1025м Почти всю ночь шел дождь, и на краю шатра постоянно капало со шва. Подъем в 6:00. Померяли пульс, сразу же заметна перемена высоты и снижение оксигенации крови. Позавтракав, выдвинулись в 8:05 (Фото 2.1). Погода облачная, прохладно, но пока без осадков. Идем через лес по отчетливо вытоптанной тропе. Выйдя из леса, идем по ущелью. По дороге прошли альплагерь на высоте 2950м. Поднимаемся по каменистой тропе, местами с зарослями хвои. Река Кургактор, текущая по ущелью, спускается с озера несколькими водопадами, которые разделяются небольшим каменным плато, с которого открывается отличный вид. Тропа дальше идет каменистая, и подъем становится круче, 25-30°. Дошли до верхней ступени водопада, вытекающего непосредственно из озера Ала-Кёль. Стали на обед в 11:45. Дальше тропа идет по мелкой осыпи и переходит в скалистый подъем (Фото 2.3). За время обеда тучи разошлись, появилось солнце, иногда скрывающееся за облаками. Выдвинулись с обедав 14:00 и уже в 14:40 поднялись к оз. Ала-Кёль. Разбили лагерь сразу после подъема на каменистом плато на оборудованном кем-то месте для шатра (Фото 2.3). Под вечер со стороны ущелья Каракол начинают заходить тучи, холодает, и мы, с приготовленным ужином, спешно прячемся в теплый шатер. Высота 3550м.
Фото 2.1 - Выход с места ночевки на маршрут
Фото 2.2 - Выход с обеда
Фото 2.3 - Лагерь у озера. День 3 12.07.2018. Оз. Ала-Кёль - ледник под пер. Такыртор. ЧХВ:130мин. Километраж: 4590м. Набор высоты: +91м, - 23м. Проснулись в 6:00. Обнаружив, что идет сильный дождь и видимость почти нулевая, решили переждать. В 8:00 поднялись, позавтракали, собрались выходить и снова начал лить дождь. Спрятавшись под накидку шатра выждали и выдвинулись в 11:20. Тропа сыпучая, сменяется каменисто-травянистым склоном и спускается к озеру, дальше идя вдоль него (Фото 3.1). Местами встречаются каменистые подвижные осыпи. Вершины хребтов затянуты облаками, но над озером местами выглядывает чистое небо и солнце. Обойдя озеро по левому берегу идем дальше вдоль реки, втекающей в него, по каменистой морене (Фото 3.2). Впереди виднеется ледник и перевал Такыртор (1А), справа от него перевалы Щелкунчик (2А) и Удобный (1Б). Остановились на обед в 14:00 (Фото 3.3). Вода в реке мутная. Решили сходить немного ниже, где наблюдалось еще одно ответвление реки, что бы набрать воды почище. Вскоре начали заходить тучи со стороны озера и начался дождь с градом. Чище воды так и не нашли. Дождь и град временами прекращаются и начинаются снова, так что решили остаться до утра. Высота 3600м.
Фото 3.1 - Тропа вдоль озера
Фото 3.2 - Каменистая морена между озером и перевалом Такыртор
Фото 3.3 - Плато, где расположились на обед. День 4 13.07.2018. Ледник под пер. Такыртор- слияние рек Чон-Узень и Такыртор. Паспорт перевала Такыртор (4040, 1Б)
Общее время прохождения: 4:10, (от выхода на ледник до места ночевки). Потрачено времени на подъем: 2:00, перепад высот: +394м Потрачено времени на спуск: 2:10, перепад высот: -1079 м. Двигались с самостраховкой: 0:40, с одновременной страховкой: 1:30 Двигались с попеременной страховкой: 0:00, с перильной страховкой: 0:00. Организовано пунктов страховки: 0 Характеристика ключевой части подъема и спуска по участкам:
Описание прохождения перевала ЧХВ: 430мин. Километраж: 8700м Набор высоты: +394м, -1079м. Ночью был заморозок и шатер с палаткой покрылись инеем и тонкой коркой льда. Утром небо чистое, температура около 0°. На реке образовалась тонкая ледовая корка. Проснулись в 6:00, измерили пульс. Вышло солнце, пригрело, стало теплее. Вышли с лагеря в 8:35. Начало подъема на перевал - выход на ледник (Фото 4.1). В нижней части он открытый, трещины не наблюдаются. Выходим на ледник в 9:30(Фото 4.2). В 10:00 становимся на технический привал - ледник становится закрытым, одеваем системы, связываемся в связки (Фото 4.3). В 10:30 выходим с привала. Погода солнечная, иногда небо затягивают облака. По мере того, как поднимемся, ветер начинает усиливаться. Снег покрыт фирном, который иногда проваливается - из-за этого тропить достаточно сложно. 11:20 привал - берем ледорубы. Начали движение в 11:40. Небо затянуло и начался небольшой снег. Трещин на леднике немного, ледник характерен наличием множества мульд - между ними аккуратно выбираем путь движения, держась на безопасном расстоянии от склонов на которых видны следы сошедших недавно лавин. Перевальный взлет не очень крутой (до 20 град), при наличии снега спокойно проходится без перил (Фото 4.4). Поднялись на перевал в 12:20. Сняли записку коммерческой организации «Раздолбай-тур», оставили свою. Погода на перевале хорошая - переменная облачность, ветер умеренный. Состояние группы хорошее (Фото 4.5). Начали движение с перевала в 12:50. Начало спуска достаточно крутое (до 30 град), по крупной осыпи, потом выполаживается (Фото 4.6). Продолжаем движение до 13:10, где останавливаемся на обед возле места с водой - ручей под камнями. Погода переменчивая - пока обедаем несколько раз начинается снег. Продолжили спуск после обеда. Через один переход осыпь переходит в травянистый склон, на котором находим тропинку (Фото 4.7). Важно не пропустить поворот тропинки налево, где она переходит на другой берег реки Такыртор. Возле той тропинки расположены горячие источники. Мы поворот пропустили и спускаясь дальше по правому берегу уткнулись в крутой осыпной склон. Спускались по одному для обеспечения безопасности. Дальше переходим реку на левый берег и уже по нему спускаемся к месту ночлега. За время спуска погода портится и нас нагоняет дождь. Спустившись в долину в 18:30 успеваем поставить шатер под начинающимся дождем и прячемся ужинать и спать.
Фото 4.1 - Вид с места ночлега. Путь подъема группы на пер. Такыртор (4040, 1Б)
Фото 4.2 - Группа на леднике
Фото 4.3 - Путь подъема группы по леднику
Фото 4.4 - Путь подъема на перевал
Фото 4.5 - Группа на перевале
Фото 4.6 - Вид с перевала по ходу движения. Маршрут спуска
Фото 4.7 - Путь спуска группы. Примерное направление на перевал
Фото 4.8 - Спуск группы вдоль реки Такыртор до ее слияния с р. Чон-Узень День 5 14.07.2018. Слияние рек Такыртор и Чон-Узень - ледник под пер. Труд. ЧХВ: 255мин. Километраж: 6890м. Набор высоты: +712м. Проснулись в 7:00. На небе висят облака, ночью и рано утром шел дождь. Утром, после подъема, иногда проглядывает солнце. Позавтракав, вышли на маршрут в 9:35. Перешли одну из веток реки по дереву (Фото 5.1), дальше идем вдоль реки по правому берегу в ущелье. Погода начала портиться, ущелье затянули тучи и началась морось.Тропа с травы примыкает ближе к реке и проходит по каменной осыпи. Камни скользкие, подвижные, приходится идти аккуратно, из-за чего темп снижается. Дальше тропа плавно отходит от реки и уходит в травяные заросли. Погода меняется, дождь то прекращается, то снова начинает моросить. На подходе к водопаду тропа сворачивает вправо и начинает подниматься вверх, вдоль водопада. Пройдя крупную осыпь поперек, поднимаемся слева от нее по скальному подъему небольшой крутизны, слева от нас один из истоков р. Чон-Узень. Поднявшись наверх водопада сели на обед в 13:55. Выдвинулись в 15:25, идем по правому берегу ручья, текущего из-под ледника, что под пер. Труд. В 16:20 дошли до ледника, нашли место на каменной морене у озерца и стали на ночевку. Пока ставили лагерь, дождь прекратился, а под вечер тучи разошлись, распогодилось, стало видно перевал (Фото 5.2). Высота 3650м.
Фото 5.1 - Переход реки по бревну
Фото 5.2 - Ледник и перевал Труд День 6 15.07.2018. Ледник под пер. Труд - лед. Бригантина. Паспорт перевала Труд (4200, 2А)
Описание прохождения и картографический материал ЧХВ: 390мин. Километраж: 5500м. Набор высоты: +565м, -386м. Проснулись в 5:00, погода не особо-то способствовала движению - вокруг белая пелена, видимости мало, шел дождь со снегом. Немного переждали и встали в 6:40. За это время вокруг развиднелось, дождь кончился, видимость отличная временами даже проглядывает солнце. Сразу же одели системы, некоторые взяли ледорубы, спрятав палки. Вышли с места ночевки в 9:15. Сначала поднимаемся по каменисто-снежному склону, плавно заходящему на ледник (Фото 6.1). По леднику идем сначала в кошках, дальше по снегу - в снегоступах связками (ледник становится закрытым) (Фото 6.2). По пути к перевальному взлету склон становится более крутым, и ближе к перевальному взлету выравнивается в небольшое плато. Подъем снежный, снег плотный и глубокий, продолжаем идти в снегоступах. Видимость такая, что половину группы сзади почти не видно. Сели на привал в 12:45 под перевальным взлетом сняли снегоступы ивывязались. Начали организовывать подъем на перевал справа под скалистым участкомв 13:10 (Фото 6.3).Немного левее видны следы схода лавин. Крутизна склона в начале подъема (первые 2 веревки) 30-35°, третья веревка с выходом на седловину 40-45°.Нижнюю станцию организовали на снежном якоре и ледорубе. Две промежуточные станции организовываем так же на ледорубе с якорем. Станция на седловине перевала организована на ледорубе и лопате в качестве якоря. Всего провесили трое перил и двигались с подстраховкой жумаром. Зашли на перевал в 16:40 (Фото 6.4). Погода отличная, облака ушли и видимость стала практически идеальной. Вокруг незабываемые пейзажи. Пообедали, сфоткались и начали спускаться вправо с седловины в 17:10 (Фото 6.5). Спуск каменистый и заснеженный, порода слоистая и местами соскальзывает.Спустившись, идем по правому краю закрытого ледника вдоль скалистого отрога. Дойдя по леднику, до каменной осыпи, спускаемся по ней до ровной каменистой площадки между снежными языками ледника Бригантина. Стали лагерем на ночевку в 19:00 на каменистом относительно ровном плато (Фото 6.10). Выше по камням начинается ледник и в месте захода на камни бежит небольшой ручей, где можно набрать воды. Погода хорошая, небо чистое, виден закат. Высота 3800м. Выводы и рекомендации Рекомендуется выходить на перевал раньше, пока снег еще твердый. Так будет возможность пройти перевал быстрее. Для прохождения перевала необходимы навыки движения по снежным склонам средней крутизны. При заснеженности аналогичной нашей возможно движение и без провешивания перил с использованием самостраховки ледорубом. При спуске рекомендуется держать дистанцию между участниками в несколько шагов.
Фото 6.1 - Маршрут движения на перевал Труд
Фото 6.2 - Одеваем снегоступы
Фото 6.3 - Маршрут восхождения на перевал
Фото 6.4 - На перевале Труд 2А
Фото 6.5 - Маршрут спуска с перевала Труд 2А
Фото 6.6 - Место для ночевки между языками ледника Бригантина День 7 16.07.2018. Лед. Бригантина - лед. Джигит Паспорт перевала Солнце-Панорамный (4060, 1Б)
Описание прохождения и картографический материал ЧХВ: 405 мин. Километраж: 5650м. Набор высоты: +245м, -167м. Ночью шел сильный дождь. Под утро погода улучшилась, небо немного развиднелось и даже иногда выглядывает солнце. Встали в 6:10. Позавтракали и в 8:30 начали идти навстречу новым покорениям. Идя в сторону пер. Солнце-Панорамный после каменной морены вышли на открытый ледник(Фото 7.1) и остановились одеть кошки. Спустились по леднику к каменной осыпи, пришлось остановиться икошки снять. Переходя поперек каменного мелкого осыпного склона, привалились у слоистых скальных выступов (Фото 7.2). Внизу открылся превосходный вид на ледник, переходящий в каменную морену, которая уходит в зеленое ущелье. По этому ущелью можно вернуться в ущелье Каракол. Но мы идем дальше по осыпному склону с крутизной ~35°. Двигаемся медленно, аккуратно, с палками в качестве опоры. По этой осыпи вышли снова налед. Бригантина, примыкающему уже непосредственно к пер. Солнце. Зайдявначале на открытый ледник в 10:40 привалились на каменных глыбах дабы одеть кошки. В 10:55 начали движение по открытому леднику с северо-восточного края в сторону перевала Солнце (Фото 7.3), но вскоре упираемся в многочисленные закрытые трещины, которые слишком широки, что бы их переступать или перепрыгивать. Решили спуститься ниже по леднику и обойти опасное место. Спустились до резкого увеличения крутизны ледника, и прошли поперек до каменной осыпи под скальной грядой, на которой и расположен перевал Солнце. На камнях остановились связаться перед закрытым ледником и уже в связках пошли к перевалу. Дошли до перевального взлета пер. Солнце-Панорамный в 12:00 (Фото 7.4). Подъем к перевалу вначале осыпной, камни неустойчивы, а выше начинается скальный подъем. На самом перевале виднеется снежный карниз, который собираемся обходить правее. Вывязались, сняли кошки и начали подниматься на перевал в 12:35. Первый поднялся с веревкой по осыпи и скальному подъему. Подъем по осыпи 20-25°, скальный участок 55-60°. Левее подъема по осыпи, если пройти траверсом, есть щель, по которой скальный подъем ступенчатый, дается проще. Наверху большая площадка, но станцию делать особо негде.Снежный карниз слишком далеко от подъема, потому организовал станцию на снежном якоре и ледорубе, заложив их крупными камнями и сев сверху на рюкзаки (Фото 7.5). К станции подщелкнули веревку, чтобы можно было жумарить. Остальные участники поднимаются, жумаря по перилам (фото 7.6). Дальше сделали вторую станцию на огромном валуне неподалеку, провесили вторые перила, что бы ускорить подъем. Взошли на перевал в 16:05 (Фото 7.7). Нашли записку группы туристов т/к «VGTU» из Вильнюса. Вышли с перевала в 16:50. Спуск снежно-ледовый, часть идет по правому краю спуска по камням, часть одела кошки, спускается в кошках (Фото 7.8). Выходим на небольшое плато над лед. Джигит. Спуск до лед. Джигит крутой, крупнокаменистый. Спустились к лед. Джигит под пер. Эпюра в 17:30. Погода хорошая, без осадков, немного облачно. Видимость хорошая, пер. Эпюра и вершины Альбатрос и Джигит просматриваются идеально. Вечером зашли тучи и начался дождь. Выводы и рекомендации Считаем, что данный перевал не соответствует указанной категории и более похож на 1Б*2А. Для подъема на перевал со стороны лед. Бригантина желательно иметь базовые навыки лазания по скальным участкам небольшой сложности. При подъеме рекомендуется провешивание подстраховывающих перил. Спуск в сторону лед. Джигит не представляет особой сложности. Рекомендуем для походов 2 к.с. выбирать соседний перевал Солнце-Эдельвейс, который легче на подъм.
Фото 7.1 - Вид на перевал Солнце-Панорамный с места ночевки
Фото 7.2 - Привал на осыпи между языками ледника Бригантина
Фото 7.3 - Маршрут движения через ледник Бригантина
Фото 7.4 - Перевальный взлет и маршрут подъема
Фото 7.5 - Станция с перилами
Фото 7.6 - Перила подъема
Фото 7.7 - На перевале Солнце-Панорамный 1Б
Фото 7.8 - Спуск к леднику Джигит День 8 17.07.2018. Лед. Джигит - р. Каракол-Тор. Паспорт перевала Эпюра (4400, 2А)
При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение: групповое: веревка 50 м минимум 2 шт., станционные петли 120-150 см, карабины,ледобуры. индивидуальное: ледоруб, каска, система, карабины, прусы, жумар. Рекомендованное место для ночевки северная сторона: непосредственно перед подъемом на ледовый лоб, на лед. Джигит (или рядом на камнях) южная сторона: перед лед. Эпюра, возле р. Каракол-Тор. Перевал пройден: 17.07.2018 в горном походе 3 категории сложности по Тянь-Шаню. Метеорологические условия прохождения перевала: до обеда (подъем) - ясно, после обеда (спуск) - пасмурно, переменный туман, ветер. К вечеру пошел дождь. Необходимые дополнительные условия для организации движения и страховки Св. подъем: при благоприятных условиях рекомендуется рассмотреть замену крутому подъему по сев. перевальному взлету на выход вправо по широкой дуге сразу на снежный гребень, с минимальной итоговой крутизной. В нашем случае, с гребня недавно сошла лавина, оголив солидный участок сложного к прохождению неприкрытого льда. Юж. спуск: ледопад нужно обходить с левой стороны, максимально прижавшись к скалам. Правая сторона и ледопад-в-лоб проходятся сложнее и менее безопасны. 13. Потенциальная опасность и средства безопасности: описано в п. 12 Руководитель похода Пигарева Юлия Александровна. Маршрутная книжка: 18/18 Описание прохождения и картографический материал ЧХВ: 575мин. Километраж: 6960м. Набор высоты: +405м, -652м. Проснулись в 5:00 с хорошим настроем побыстрее пройти перевал. Позавтракав и собравшись, сразу связались и надели кошки. Выдвинулись в 7:10. Начали подниматься в связках по ледовому лбу, покрытому жестким фирном (Фото 8.1). Идется легко: характер рельефа располагает к созданию устойчивых ступеней. Подъем широкий, но мы проходим его слева: во-первых, там остались следы какой-то предыдущей группы вовторых, справа недавно сошла лавина и мы решили держаться от того места подальше. Идем строго по следам предыдущей группы. Перед выходом на перевальный цирк метров 20 оголенного льда проходим на передних зубьях. Крутизна 20-25°. После выхода на перевальный цирк рельеф выполаживается до 10-15°. Спокойно и быстро проходим его поперёк, тропя глубокий снег. С перевального цирка начинаем подъем практически в лоб (Фото 8.3). По отчетам, группы заходили на гребень по широкой дуге правее, но в нашем случае там висел карниз. Крутизна подъема 40-45°, но склон обильно покрыт снегом, поэтому идти не сложно. На подъеме есть несколько бергшрундов, но все узкие, поэтому сложностей с их преодолением не возникло. Ближе к середине взлета глубина снежного покрова стала уменьшаться. Когда бить устойчивые ступени стало сложнее ходьбы на передних зубьях, решили провесить подстраховывающие перила (Фото 8.4). Суммарная длина перил: 30-40 метров. Последний этап - совершенно безопасный проход по снежному гребню (Фото 8.5). Прошли в связках прям до самой седловины. В 10:30 зашли всей группой на перевал (Фото 8.6), нашли записку в каменной насыпи на седловине группы из Екатеринбурга. Спуск проходил в условиях плохой видимости из-за резко испортившейся погоды. С южной стороны пер. Эпюра намного проще, поэтому спуск с седловины прошли на автомате, не заметив никаких сложностей. Так же, как и не заметив обильно прикрытый снегом ледопад, начавшийся метров через 500 после спуска с седловины. Проходить его нужно строго слева, прижавшись к скалам (Фото 8.7). Мы же, по причине плохой видимости и общий невнимательности, проходили его практически по центру, сместившись влево только ближе к концу. Проходили медленно, прощупывая снег палками, но все равно регулярно проваливаясь то одной то другой ногой в трещины. Пройдя ледопад вышли слева на боковую морену (Фото 8.8), по которой, в конечном итоге, дошли до открытого ледника, разделяющего Тескей-Алатау и Куйлю. Вдоль ледника спустились к р. Каракол-Тор (Фото 8.9). Выводы и рекомендации Прохождение перевала технически не сложное, рекомендуется наличие у группы навыков ходьбы на передних зубьях кошек. Так же перед подъемом со стороны лед. Джигит рекомендуется оценить состояние склона на наличие лавинной опасности. При движении по гребню до седловины безопаснее держаться немного южнее, дальше от лед. Джигит ввиду возможного наличия снежного карниза и опасности его обвала.
Фото 8.1 - Маршрут подъема на перевал Эпюра 2А
Фото 8.2 - Маршрут подъема на перевал с цирка
Фото 8.3 - Подъем по перевальному взлету
Фото 8.4 - Станция на ледобурах
Фото 8.5 - Проход по гребню
Фото 8.6 - На перевале Эпюра
Фото 8.7 - Спуск с перевала Эпюра
Фото 8.8 - Маршрут спуска в обход ледопада
Фото 8.9 - Ледник и река Каракол-Тор Перед спуском с перевала запланировали сходить на пик Альбатрос без рюкзаков. Выдвинулись в составе 7 человек (3+2+2). Сначала по снежному гребню, дальше переходящему в каменистый скальный подъем (Фото 8.10). Идем все время связанные и в кошках. Крутизна подъема ~20-40° на разных участках, рельеф практически по всему маршруту скальный. Порода слоистая и местами подвижная. Поднялись на высоту 4400м в 12:40, сели на привал. Погода начала портиться, со стороны лед. Джигит надвигается грозная темная туча с сильными осадками, поднялся ветер. Решили, что безопаснее будет спуститься, так как можем не успеть в случае налета тучи на вершину. Спустились обратно на перевал в 13:40, сели на обед, а на вершине в это время разбушевалась сильная непогода.После обеда в 14:40 начали спускаться. После спуска с перевала прошли по левому берегу реки до очередной впадающей в Каракол-Тор маленькой речушки. Перед ней есть большая поляна, на которой мы в 19:35 и устроились на ночлег.
Фото 8.10 - Подъем на пик Альбатрос День 9 18.07.2018. Р. Каракол-Тор - слияние рек Каракол-Тор Зап, Ашу-Тор и Куйлю Вост. ЧХВ: 375мин Километраж: 15200м. Набор высоты: -319м. Проснулись в 7:00. Погода за ночь совсем не испортилась, за шатром тепло и солнечно. Собравшись и частично просушив некоторые вещи, выдвинулись с лагеря в 10:00 (Фото 9.1). Идем слева вдоль реки по каменно-песчаному берегу. Немножко начал моросить дождь, но он не оченьто страшен. Туча небольшая, а вокруг практически чистое небо. Вскоре подошли к водопаду, через который в очередной раз наполняется р. Каракол-Тор (Фото 9.2). Искали, как перебродить, пробовали и реку вброд, и по водопаду. Каракол-Тор в такое время даже перед водопадом слишком стремительная и сбивает с ног. Водопад тоже бурный и по воде бродить не вариант. Нашли одно место поперек водопада по камням, но они местами скользкие, и в нескольких случаях приходится попрыгать. Двое участников переправились в этом месте по камняк, остальная же группа пошла искать более безопасное место для брода. Пока искали где перейти, решили одного из участников, который был уже на другом берегу пустить с рацией дальше по маршруту, в сторону заброски, чтобы не пропустить ее и перехватить. Место заброски у слияния рек КараколТор Зап, Ашу-Тор, Кара-Тор и Куйлю Вост. Тропа дальше идет по ущелью вдоль реки, без какихлибо ответвлений (Фото 9.4). Дошел до места заброски в 14:20, устроив по пути один привал. Тропа - травянистая, местами каменистая, без значительных наборов и спусков. К этому времени остальная группа уже переправилась на другой берег реки выше водопада (Фото 9.3) и выдвинулась к месту заброски. Объединились снова у слияния рек в 16:20. Забрали заброску, остались на ночевку в коше (Фото 9.5). Состояние всех участников похода отличное. Получив заброску, объелись арбузов, свежего хлеба, и ужин из раскладки остался незадействованным.Один из участников решил завершить свой поход и поехал в город, намереваясь немного попутешествовать. Дальше группа движется по маршруту в составе 8 человек.
Фото 9.1 - Выход с места ночевки
Фото 9.2 - Водопад, впадающий в р. Каракол-Тор
Фото 9.3 - Брод притока р. Каракол-Тор выше водопада
Фото 9.4 - Тропа по ущелью вдоль р. Каракол-Тор до слияния с Ашу-Тор
Фото 9.5 - Кош пастухов на поляне у слияния рек День 10 18.07.2018. Слияние рек Каракол-Тор Зап, Ашу-Тор, Кара-Тор и КуйлюВост. ЧХВ: 165мин. Километраж: 6460м. Набор высоты: +481м. Проснулись в 7:00. Погода ясная. Распределив заброску вышли в путь в 10:30. Тропа травянистая, идем вдоль реки Кара-Тор по правому берегу в кроссовках/сандалиях (Фото 10.1). После полученной из заброски еды рюкзаки потяжелели и идется не так легко, как день назад, к тому же начался набор высоты. Временами тропа уходит к реке и снова уходит ближе к хребту, где теряется в траве.Вскоре тропа совсем затерялась и началась каменная морена. Дошли до ледника в 14:00, сели на обед и решили разведать место для ночевки. Нашли подходящую ровную площадку перед подъемом на ледник по правой стороне (Фото 10.3).
Фото 10.1 - Дорога вдоль р. Кара-Тор в сторону перевала Обручева
Фото 10.2 - Каменистая морена перед ледником Каратор
Фото 10.3 - Река Кара-Тор День 11 19.08.2018. Лед. Каратор - лед. АшуторВост. Паспорт перевала Обручева (4630, 2А)
При прохождении перевала необходимо следующее специальное снаряжение: - индивидуальное: ИСС, ледоруб - групповое: связочная веревка.
Описание прохождения и картографический материал ЧХВ: 380мин. Километраж: 7250м. Набор высоты: +963м, -160м. Проснулись в 5:00. Погода хорошая, небо чистое. Ветра внизу почти нет. Выдвинулись с лагеря в 7:10. Поднимаемся справа от ледника по крупной каменистой осыпи. Набрав 150м высоты идем по холмистой каменистой морене (Фото 11.1).Через переход проходим хорошее место для ночлега с наличием воды рядом. Вышли по морене к леднику, подходящему к пер. Обручева (Фото 11.2). Сам перевал не видно за вершиной. Ледник изначально открытый (Фото 11.3, 11.4).Перед выходом на ледник одели кошки, и идем пока с палками (Фото 11.5).Ближе к перевалу ледник становится закрытым. Связываемся, палки меняем на ледорубы и выдвигаемся дальше стараясь переступать опасные места. Идем приблизительно по центру ледника в направлении перевала, особо к пику Обручева не прижимаясь, т.к. видны следы сошедших лавинок. В 12:20 подошли к перевальному взлету, решили перед перевалом пообедать сухим. Подкрепившись, начинаем идти на перевальный взлет (Фото 11.6). Изначально снег плотноупакованный и проваливаемся не глубоко. Ступени бьются достаточно легко. Но чем ближе к перевалу, тем более рыхлый снег, и проваливаемся уже глубже, по колено и иногда даже чуть глубже (Фото 11.7). Слева перед заходом на перевал виднеется бергшрунд, уходящий под снег. Обходим его правее, где и склон немного положе.На перевал зашли в 14:50. Наверху погода резко испортилась, подул сильный ветер, пошла мелкая плотная крошка (Фото 11.8). Тур не искали, сделали фото, начали спуск на лед. АшуторВост. На спуске глубокий снег, и к обеду верхняя корка уже немного подтаяла. Местами проваливаемся по колено, потому решаем остановиться и одеть снегоступы. Сначала спускаемся, держась левой части ледника Ашутор, ближе к прилегающим склонам (Фото 11.9). Внизу виднеется ледопад, потому пересекаем ледник и подходим под каменистый отрог. Остановились на привал в 16:00, решили разведать местность для ночлега. На осыпи по правой стороне ледника есть небольшая пологая площадка с небольшим уклоном, но места на ней немного - на одну палатку. Не найдя под свои габариты подходящей площадки решили ставить шатер на леднике вблизи каменистого отрога перед спуском справа от ледопада. Между ледником и отрогом течет ручей, в котором можно набрать воды. На леднике присутствует много узких трещин, и перед установкой шатра мы проверили и пометили безопасный его участок, по которому можно ходить, без риска попасть в трещину. Выводы и рекомендации В спокойную погоду перевал проходится без каких-либо технических сложностей и без использования техники преодоления препятствий. Рекомендуется ночевать на поляне, которая на переход ближе к перевалу. Это даст возможность выйти раньше на перевал и спуститься еще по фирну. При ухудшении погодных условий стоит внимательнее выбирать маршрут преодоления ледников для обеспечения безопасного передвижения группы.
Фото 11.1 - Путь по морене
Фото 11.2 - Выход с морены на ледник
Фото 11.3 - Путь по леднику
Фото 11.4 - Движение по леднику
Фото 11.5 - Движение по леднику
Фото 11.6 - Маршрут подъема на перевал
Фото 11.7 - Подъем по перевальному взлету
Фото 11.8 - На перевале Обручева
Фото 11.9 - Лагерь на леднике День 12 21.07.2018. Радиальный выход на пик Обручева (5203м) Паспорт пика Обручева (5203, 2А)
Описание прохождения и картографический материал ЧХВ: 300мин. Километраж: 7180м. (на вершину и вниз) Набор высоты: +530м, -530м. Проснулись в 5:00. Желание идти на вершину изъявили практически все, так что в 8:10 мы группой из 7 человек начали движение в сторону пер. Обручева обратно по вчерашним следам (Фото 12.1). Один из участников решил остаться в лагере и поснимать нас снизу. Сразу же обули кошки, связались, но утром фирн подмерзший и хорошо идется без снегоступов - ледовая корка на снегу достаточно толстая и прочная. Снегоступы взяли с собой, оставили на перевале на обратный путь. Поднимаемся на перевал в 8:50, быстренько находим турик, забираем записку ребят из т\к «Гадкий утенок» из Москвы, оставляем свою и идем в сторону северо-западного склона пика Обручева. Поднимаемся правее гребня, чтобы не идти по снежному карнизу. Доходим до ледопада, впереди виднеется широкая трещина, преграждающая нам путь. Но через нее пролегает снежный мост. Из 3-х веревок связались в одну общую связку и таким образом преодолеваем трещину и остаток ледника (Фото 12.2). Мост держит хорошо, и вскоре подходим к широкому плато. Впереди, прямо под вершиной, виднеется ледопад, и снизу кажется, что там есть возможность подняться. Но так же есть слева снежный гребень перемежающийся скалистыми участками. Решаем подниматься по гребню (Фото 12.3). Поднялись к началу гребня, отдохнули, разделились снова на три связки и начали подниматься. Изначально склон представляет собой скалистые участки, временами покрыты снегом. Крутизна подъема 20-25°. Идти по каменистым участкам в кошках не очень удобно, мелкие камни вылетают из-под ног. Пару участков до 5 метров покрыты льдом с крутизной до 30°. У предвершинного плато скалистые участки закончились, и остался только снег и лед. За 250-300 м до вершины оказалось несколько узких трещин. Сама вершина тоже интересна собой. На ней несколько каменных насыпей, расположенных в 15-20м одна от другой, и вершиной считается самая южная из них. Там и стоит турик. Взошли на пик в 12:20 (Фото 12.4), нашли записку литовцев, прошедших поход 6к.с. и поднявшихся по южному ребру (Фото 12.5). Нам же,взглянув на маршрут их подъема,ничего не оставалось, кроме как проникнуться к ребятам уважением. Но на вершине ветрено, и долго задерживаться тут не хочется, так что начали обратный путь в 13:10 (Фото 12.6). По уже намеченным следам аккуратно идем вниз. Солнце, греющее гору, сказывается на качестве склона: снег уже менее плотный, подтаявший, держит хуже, на крутых участках ноги немного едут. Спустились по гребню на седловину перед ледопадом, передохнулии связались опять в одну общую связку что бы идти по снежному мосту через широкую трещину. Ледопад преодолели так же по своим следам, переступая помеченные трещины и спустились к перевалу. Там разъединились на 3 связки, одели снегоступы и спустились к 15:20 в лагерь. Отчетов подъема со стороны пер. Обручева в интернете найдено не было. Считаем, что данный путь подъема на вершину можно рассматривать, как первопроход. Выводы и рекомендации Следует выходить на вершину намного раньше, чем это сделали мы. Двигаться по леднику нужно обязательно в связках и на хорошо вытянутой длине веревки. Возможно через широкие трещины провешивать перила для подстраховки. Подъем на пик Обручева требует навыков хождения в кошках по камням и на передних зубьях, встречаются ледовые крутые участки. Преодолевается с использованием одновременной страховки без провешивания перил. Очень интересная вершина для подготовленной группы в походе 3 к.с. Тем более пик Обручева является самым высоким в данном районе.
Фото 12.1 - Возвращение к пер. Обручева
Фото 12.2 - Переход через широкую трещину и маршрут подъема на пик Обручева
Фото 12.3 - Путь подъема
Фото 12.4 - На вершине пик Обручева
Фото 12.5 - Приблизительный маршрут группы, шедшей поход 6к.с.
Фото 12.6 - Спуск с вершины по маршруту подъема День 13 22.07.2018. Лед. АшуторВост - лед. КуйлюЮжн. Паспорт перевала Буревестник (4520, 2А*)
Описание прохождения и картографический материал ЧХВ: 325мин. Километраж: 5870м. Набор высоты: -336м, +322м, -201м. Проснулись в 7:00. Погода ясная, солнечная, немного ветреная. Выдвинулись с лагеря в 10:00 (Фото 13.1), идем вниз в связках, в кошках, с ледорубами/палками вдоль каменной осыпной морене то по снегу, то по камням (Фото 13.2). Спустившись, начинаем идти по открытому леднику, на котором встречаются узкие глубокие трещины, но все они без проблем переступаются. На подходе к подъему на перевал находится ледопад (Фото 13.3). Подходя к нему, наткнулись на широкую трещину, закрытую снегом, которая тянется вдоль всего ледопада. Визуально видно несколько мест, где можно ее перейти - ближе к перевалу, у самого края ледопада, и правее, метров на 100.Поднявшись по ледопаду, уткнулись в закрывающийся ледник и несколько прикрытых снегом трещин шириной около 1,5 м. Связавшись по связкам, идем по левому краю предперевального плато на закрытый ледник. Крутизна склона в начале подъёма до 25 град. Поднимаемся выше на более пологий участок. Трещин значительно меньше, и они в основном закрытые, продолжаем движение в связке. Тропящий в снегоступах. Погода ясная, хорошо виден перевал. Делаем привал перед перевальным взлетом в 14:05. После привала продолжаем движение в связках, т.к. до перевала ледник остаётся закрытым. Крутизна взлёта 30-40 град, перепад высоты около 100 м, благодаря глубокому снегу можно подниматься с одновременной страховкой, без использования перил (Фото 13.5). Тропить тяжело - часто проваливаешься выше пояса, так что тропим связками по очереди. Перевальный взлет заходили целый час, в 15.25 на перевале (Фото 13.6). Погода хорошая, ветер до среднего, ясно (Фото 13.7). На перевале обедаем, за время обеда внизу по ущелью проходят облака с дождем. Сняли записку группы т/к Гадкий утенок от 15.08.2017, совершавшей горный поход 3 кс под руководством А. Смурова. Начали спуск с перевала в 16:40 (Фото 13.8). Спуск более пологий (15-20 град) по закрытому леднику, так что спускаемся в связках. Спустившись со взлета, выходим на пологий участок, проходим его насквозь и прижимаемся к левому краю ледника (Фото 13.9). Идем как можно ближе к краю, т к чуть дальше справа ледник переходит в ледопад и становится очень крутым. Далее, слева выходим на морену, разведываем место для стоянки - находим плоское место, защищенное от ветра (Фото 13.10). Становимся на стоянку в 17:00 (Фото 13.11). Выводы и рекомендации Подход к перевалу - закрытый ледник с множеством трещин. Стоит идти утром, что бы минимизировать опасность проваливания. Подъем при сопутствующих погодных условиях не сложный, не требует завешивания перил. На спуске не стоит сильно уходить вправо. Ледник становится более крутым, нет возможности спуска в том месте.
Фото 13.1 - Выход с места ночевки
Фото 13.2 - Спуск к леднику и маршрут движения
Фото 13.3 - Ледопад перед подходом к перевалу
Фото 13.4 - Путь движения группы на подъеме.
Фото 13.5 - Подъем по перевальному взлету на перевал
Фото 13.6 - Группа на перевале.
Фото 13.7 - Вид с перевала в сторону ледника КуйлюЮжн
Фото 13.8 - Маршрут спуска группы, вид снизу
Фото 13.9 - Место ночевки и путь спуска группы
Фото 13.10 - Вид с места ночевки День 14 23.07.2018. Лед. КуйлюЮжн - ущелье р. Башкуль. Паспорт перевала Айсбайль (Тянь-Ата) (4060, 1Б)
Описание прохождения и картографический материал ЧХВ: 330мин. Километраж: 7820м Набор высоты: +330м, -600м Подъем в 6:00. Погода радует, на небе редкие облака. В 8:25 выдвинулись вниз по каменной осыпи к леднику Куйлю (Фото 14.1). Спустились до одного из языков ледника, прошли под ним до каменной морены. Далее траверсом под скальным отрогом до ледника КуйлюЮ, подходящему к перевалу Айсбайль. Начинаем движение по открытому леднику в кошках с трек-палками (Фото 14.2). По дороге к перевалу встречается много мульд с голубыми красивейшими озерцами и несколько трещин, засыпанных снегом. Через 2 перехода ледник становиться закрытым (Фото 14.3). Перед подъемом на перевальный взлет сложили трек-палки и взяли ледорубы (Фото 14.4). Поднялись сначала на северо-восточную часть седловины. Подъем снежный, встречается несколько узких бергшрундов, лишь перед самым выходом на седловину небольшой участок льда, присыпанный снегом, где нужно идти на передних зубьях (Фото 14.5). После выхода на седловину по гребню прошли к каменной насыпи на перевале (Фото 14.6). В 12:00 стали на перевале на обед. Сверху хорош проглядывается путь от ночевки к перевалу (Фото 14.7).Турик не нашли, поставили свой в восточной части каменной насыпи у большой лужи, оставили записку (Фото 14.8). Погода на перевале ветреная, облака высоко и местами проглядывает солнце. Осадков нет и в округе не видно. С перевала начали спускаться в 14:50 (Фото 14.9). Ледник на спуске изначально присыпан снегом, а дальше открытый, так что решаем начать спуск в связках и кошках. Идем по левой (восточной) части сползающего ледника. Трещины не встречаются. Дойдя до каменистой морены вывязываемся, снимаем кошки, системы, берем в руки палки. Мелкокаменистая морена сменяется невысоким ущельем с крупными валунами, под которыми слышен шум воды. Двигаясь дальше по морене, нашли травянистую поляну среди камней, где можно вполне свободно разместиться на ночевку. Сев на привал решили разведать возможное место для лагеря дальше. Ниже по тропе, метрах в 500-х, нашли место лучше, зеленый травянистый луг с ручьем неподалеку. Как раз вдоль этого ручья, вытекающего из-под камней, спустились на луг и разбили лагерь. Выводы и рекомендации При хорошей личной техники перевал проходится без завешивания перил. Последние 4 метра подъема по льду. Присутствуют несколько узких бергшрундов и ледовый участок продолжительностью 5-7м.
Фото 14.1 - Спуск с места ночевки по морене
Фото 14.2 - Заход на ледник КуйлюЮжн в сторону перевала Айсбайль
Фото 14.3 - Движение по леднику
Фото 14.4 - Привал перед перевальным взлетом
Фото 14.5 - Подъем по перевальному взлету
Фото 14.6 - Проход по гребню на перевал
Фото 14.7 - Маршрут движения по леднику КуйлюЮжн, вид с перевала
Фото 14.8 - На перевале
Фото 14.9 - Спуск с перевала по леднику День 15 24.07.2018. Подход к долине р. Башкуль - оз. Башкуль. ЧХВ: 270мин. Километраж: 12000м. Набор высоты: -973м. Проснувшись в 7:00 обнаружили, чтоночью прошел небольшой дождь. К моменту выхода в 9:35 поднялось и начало пригревать солнце, на небе появились редкие облака. С луга дальше перешли на каменистую морену, перемежающуюся с травянистыми склонами (Фото 15.1). По морене дошли до крутогокаменисто-осыпного спуска, из-под которого вытекает один из притоков р. Башкуль (Фото 15.2). Спускаемся по склону поочередно, либо параллельно в нескольких местах. После спуска идем дальше по правому травянистому берегу вдоль притока. Дойдя до слияния нескольких притоков сели на обед. Дальше продолжаем двигаться по правому берегу, но вскоре упираемся в скалистый отвесный участок. Непосредственно перед ним река не буйная, глубина не выше середины голени. Перебродили реку на левый берег (Фото 15.3), и идем по тропе, уходящей в кустарник. Дальше бродим реку еще дважды, в итоге продолжаем двигаться по левому берегу. Впереди тропа немного расходится - на подъем по левому берегу и через реку на правый. После неудачной попытки брода (в центре поток слишком буйный и глубина выше пояса) решили все же идти дальше по левому берегу. Сели на привал в 15:40. Пока отдыхали, начала заходить туча и накрапывать дождь. Пошли дальше в 16:00. Дошли до озера в 17:05 и остановились на ночевку (Фото 15.4). Поставив лагерь, искупались в озере, вода бодрящая. Под вечер погода начала портиться, рядом прошла гроза, начался дождь.
Фото 15.1 - Спуск по каменистой морене
Фото 15.2 - Окончание морены крутым осыпным спуском
Фото 15.3 - Брод реки Башкуль
Фото 15.4 - Лагерь у оз. Башкуль День 16 25.07.2018. Оз. Башкуль - р. Учкуль. ЧХВ: 205мин. Километраж: 4310м. Набор высоты: +162м, -374м. Проснулись в 6:00.Погода ясная, редкие облака. Вышли в 8:40. Перебродили реку, поднялись на невысокий хребет между оз. Башкуль и р. Учкуль (Фото 16.1). Сели на привал в 9:25 (Фото 16.2). Разведали спуск, начали спускаться в 10:00 по узкому кулуару. В какой-то момент уткнулись в крутой участок, по которому с рюкзаками спуск дальше достаточно сложный и небезопасный (Фото 16.3). Решаем завесить 2 веревки, станции организовываем на крупных устойчивых валунах (Фото 16.4, 16.5), последний участник, сняв станцию, спускается без рюкзака лазанием. Крутизна сложного участка ~20-30°. Спустившись к р. Учкуль в 12:20 сели на привал. Пока последние участники спускались несколько человек разведали места, где можно перебродить реку (Фото 16.6). Вышли дальше против течения, спустились вплотную к реке в 12:40. Пробуем пустить одну стенку 4чел. вброд(Фото 16.7). Течение очень стремительное ипопробовав в нескольких местах, приходим к выводу, что стенкой перебродить не удастся. Пока ребята пытаются перебродить, остальные ждут на берегу и замечают, что уровень воды к вечеру постоянно поднимается. Решаем, что к утру за ночь река должна стать немного мельче и остаемся на ночевку с планом бродить рано утром. До 18:30 сходили осмотреть другие места для брода, ниже по течению. В основном везде есть намытые островки камней, между которым река разбита на несколько потоков. 2 самых стремительных потока остаются в любом участке реки, либо сливаются в один еще более глубокий и быстрый.По возвращении разведчиков стали лагерем на ночевку в 19:00 рядом с местом, что выше по течению.
Фото 16.1 - Подъем на хребет
Фото 16.2 - Привал на хребте
Фото 16.3 - Спуск дюльфером по кулуару
Фото 16.4 - Верхняя станция
Фото 16.5 - Нижняя станция
Фото 16.6 - Маршрут брода и наиболее сильные потоки реки
Фото 16.7 - Брод реки стенкой День 17 26.07.2018. Брод р. Учкуль и трекинг вдоль неё. ЧХВ: 550мин. Километраж: 21300м. Набор высоты: -206м. Проснулись в 5:20. Проверив уровень воды, который за ночь заметно упал, собираем лагерь пакуем вещи с расчетом на намокание. Спустились к реке в 6:20. Бродим реку в несколько подходов, по намытым каменным островкам, пока что стенками в 2-3 человека, а некоторые участки и по одному (Фото 17.1). Подойдя кдвум самым стремительным потокам реки наблюдаем, что они даже рано утром очень стремительные и достаточно глубокие, глубина порядка 80см. Стенка из более высоких людей (рост 175 и выше) перебродила потоки самостоятельно. Остальных подтягивали с помощью веревки по одному.ПРИЗЫВАЕМ НЕ БРОДИТЬ ДАННУЮ РЕКУ. Перебродив реку в 10:00, разложились просушиться. Погода с самого утра солнечная, с редкими облаками, и даже рядом с рекой, текущей с ледника, становится жарко. Вышли с привала в 13:30 (Фото 17.2). Идем по правому по течению берегу реки Учкуль, вдоль ЛЭП, по старой дороге. Местами она теряется в заросшей траве, а потом снова появляется. После очередного привала хорошо проглядываемая дорога внезапно прекращает свое существование и продолжается просто степной массив с низкими травянистыми кочками, растущими ровными грядками, словно искусственно высаженными (Фото 17.3). В качестве ориентира держимся ЛЭП. В какой-то момент заходят тучи и начинается морось. Дойдя до плато у изгиба р. Учкуль в 20:20 решаем прекратить на сегодня наш безумный километраж и стать на ночь. Пока все ставят лагерь и готовят ужин, два участника уходят на разведку дороги дальше. По карте дальше дорога должна переходить через реку. Но информация на карте оказывается сильно устаревшей и дорога, на суше достаточно хорошо наезженная, просто обрывается в реку и вырисовывается дальше на противоположном берегу. По-видимому, ранее здесь была переправа, но при одном из полноводий реки ее попросту смыло. Видны намытые каменные островки, разбивающие реку на 2 потока, как и ранее, но течение в них слишком стремительно, а глубина большая, что бы идти вброд. Пока не очень стемнело, нашли тропу вдоль реки по правому берегу, где можно завтра идти.
Фото 17.1 - Брод реки
Фото 17.2 - Выход с обеда
Фото 17.3 - Движение по правому берегу реки День 18 27.07.2018.Трекинг вдоль р. Учкуль ЧХВ: 390мин. Километраж: 11200м. Набор высоты: +430м, -68м. Проснулись в 7:00. Погода хорошая, небо местами облачное. Вышли в 9:35. Идем вдоль реки по тропе правым берегом (Фото 18.1). Сели на привал в 10:20. Ручьев чистых не встретили. Вышли в 10:35. Тропа идет по травянисто-каменистому склону. Дошли до плато, похожего на то, где ночевали. Река петляет подобным же образом. Впереди видна петля реки, подмывающая берег и образующая скальный отвес, над которым виднеется тропа. Склон, по которому идет тропа, крутой, ~30°. Некоторые одели кошки для уверенного сцепления. Поднялись над скалистым отвесом, сели на привал в 12:20. Впереди кулуар с мелкой осыпью (Фото 18.2). Спуск к нему скалистый, крутой. Вышли в 12:35. Завесили на спуске дюльферные перила (Фото 18.3), последний уходит, оставив расходнуюпетлю. По кулуару спустились к реке. Дальше путь идет по конгломерату (Фото 18.4). Почти все проходят в кошках, с опорой на палки или ледорубы. Спустившись, сели на обед в 15:40. Вышли дальше в 18:00. Река снова делает изгиб, образуя плато, подобное тому, где делали прошлую ночевку. Чистых ручьев так и не встретили, а в реке вода, из-за бурности, мутная. Прошли до конца плато, путь дальше преградил вымытый каньон. Дальше визуально по этому берегу пути нет, на другом видна старая дорога. Решили остановиться на ночевку, разбили лагерь в 19:10. Позвонились людям, которые должны нас забирать с финиша, попросили, чтобы к нам дошел человек, помог закрепить веревку на другом берегу. До темноты пробовали перебросить веревку.
Фото 18.1 - Петляющая река Учкуль
Фото 18.2 - Осыпной кулуар
Фото 18.3 - Спуск дюльфером в кулуар
Фото 18.4 - Движение по конгломерату День 19 28.07.2018.Переправа через р. Учкуль и завершение похода. Вылет в Киев. ЧХВ: 280мин. Километраж: 7900м Набор высоты: -36м Проснувшись утром в 7:00, начали собираться готовить завтрак. Один из участников, сходив на обзорное место повыше, заметил человека, спешащего к нам на помощь. С самого утра придумали способ, как можно перебросить веревку. Ширина реки около 30 м и ледоруб с репшнуром не долетал. К камню сначала привязали лавинную ленту, только так нам удалось перекинуть ее на другой берег. Уже к ленте привязали репшнур, а к нему основную перильную веревку. Натянули переправу (Фото 19.1), быстро переправились (Фото 19.2), наспех перекусили и выдвинулись в путь. Так добрались до переправы через р. Сарыджас, которая представляет собой 2 натянутых троса и ездящую по ним платформу (Фото 19.3). Переправившись на ней, погрузились в машину и выдвинулись в Каракол. Ехали мимо заброшенного селения Энильчек, где остановились набрать воды (Фото 19.4). К 17 часам приехали в Каракол, забрали свои вещи, сошедшего участника, и снова в спешке поехали в Алма-Аты вокруг оз. Иссык-Куль. К 4 утра успели доехать до Алма-Аты, и успешно сесть на самолет.
Фото 19.1 - Натянутая переправа через р. Учкуль
Фото 19.2 - Преодоление переправы
Фото 19.3 - Оборудованная переправа через р.Сарыджаз
Фото 19.4 - Заброшенное селение Энильчек Выводы и рекомендации по прохождению маршрута Подготовку к походу начала с осени, т.к. планировали пройти интересный и технический маршрут. Подготовка к походу изначально представляла собой бег 2-3 раза в неделю и периодические технические тренировки. Так же принимали участие в соревнования по горному и пешеходному туризму. Главной технической тренировкой для группы был выезд в Карпаты на 8 марта. Там были отработаны техники зарубания на снегу, хождение в связках, работа на станциях. Вся группа посетила двухдневные курсы по оказанию медицинской помощи в горах. В первый день была теория, во второй день была практика с накладывание разновидностей повязок. В конце практического занятия была проведена имитация спас работ. Группа собралась уже хоженая вместе, с хорошей физической и технической подготовкой. Это дало нам возможность прохождения большинства препятствий на личной технике. Долина реки Куйлю в месте слияния Каратор, Ашутор и Караколтор является хорошим местом для заброски. Во-первых, это была середина похода, а во-вторых туда без проблем может доехать машина. Рекомендуем брать с собой снегоступы, что значительно облегчит передвижение по массиву Куйлю. В целом поход получился очень насыщенным, с разным видом препятствий и очень душевный. Рекомендации по прохождению основных препятствий Пер. Солнце-Панорамный. Перевал рекомендовали бы, как 1Б*-2А. Финальный подъем со стороны лед. Бригантина представляет собой 30м стены 55-60°. При солнечной погоде возможно падение камней. Требует от участников умения лазания по скалам с рюкзаком, и навешивание станции на скалах. Пик Обручева. Со стороны пер. Обручева отчетов на подъем не нашли. Выходить лучше с рассветом. Так обратный путь возможно будет пройти еще по твердому снегу и более безопасно пройти снежные мосты. Ледник сильно разорван. Следует идти в связках на большую длину веревки. Скальный гребень требует навыков хождения в кошках по скалам и хорошей личной техники. Крутых участков на пути нет, подъем больших трудностей не представляет. Река Учкуль. Данная река очень широкая и бурная. На правый берег бродили рано утром, когда уровень воды меньше. Стенку, в которой люди 175 см и ниже, вода все равно сносит и нет возможности перебродить. Перебраться на левый берег ниже по течению нет возможности без сторонней помощи. ПРИЗЫВАЕМ НЕ СПУСКАТЬСЯ от оз. Башкуль к р. Учкуль и НЕ ПЫТАТЬСЯ БРОДИТЬ РЕКУ. Бивак. По традиции турклуба для организации ночевок мы пользовались шатром + палатка. Использование шатра имеет несколько явных преимуществ перед палатками: группа находится в одном месте и намного проще следить за состоянием друг друга. Приятнее проводить время вместе.Вес в пересчете на одного человека (около 700 гр./чел) намного меньше, чем при использовании палаток. Из-за высоты и неудобства перевозки газа группа пользовалась бензиновыми горелками. Бензин (80) очень хорошего качества для горелок удалось купить на заправке в г. Каракол. В походе пользовались автоклавом для приготовления еды. Приняли такое решение из-за высоты и в связи с тем, что были запланированы быстроприготовляемые приемы пищи, которые намного лучше готовятся в автоклаве. Специальное. На группу по количеству связок-троек были взяты веревки толщиной 9мм и длиной 50м (3шт). Для сдергивания перильных веревок использовали 50-тиметровый шнур 6мм. Кроме того, взяли тонкий репшнур (6мм) для расходки. Следует отметить, что все веревки покупались исключительно для похода и нигде больше не использовались. Для организации станций брали ледобуры (из расчета по 1шт на человека), два снежных якоря, а также несколько скальных крючьев. Кроме личных карабинов и петель также пользовались общими - 10 карабинов и 4 петли. Были взяты с собой две снежные лопаты - по одной лопате на 1 палаточное место. Электроника. Мы вдохновились опытом других групп и перед походом было принято решение протестировать использование в походе солнечных панелей. Это обеспечило бы группе автономность от источников электроэнергии. Для максимально продуктивного использования панелей было необходимо сделать все электроприборы заряжаемыми от USB. Для фонариков, в которых используются пальчиковые батарейки, были взяты аккумуляторы такого же формфактора и зарядное устройство для них. Также заряжали аккумуляторы для навигатора. Для фотоаппаратов взяли специальное зарядное устройство (для аккумуляторов зеркалок). В качестве хранилища энергии использовали 2 powerbank. Следует отметить, что перед походом рассчитали аккумуляторы и банки таким образом, чтобы в случае отказа панелей энергии в любом случае хватило хотя бы на навигатор. Но в итоге, наши опасения были напрасными. Вся система отработала на ура - даже несмотря на пасмурную погоду на протяжении всей первой половины похода, нам удалось полностью обеспечить все приборы энергией и не испытывать ее недостачи. Кроме того, все получили возможность пользоваться любимыми смартфонами весь поход. Такая система дала небольшой выигрыш по весу, но значительно повысила комфорт и экологичность похода. Все общественное снаряжение практически поровну распределялось между участниками. В соответствии с физ. подготовкой участника немного варьировали общий вес количеством еды. В группе была 1 девушка, она общественное снаряжение практически не носила. В среднем вес общественного снаряжения у парней составил примерно 4700 гр, у девушки 1 кг. Вес шатра учитывался с коэффициентом на намокание и это вполне оправдалось - практически каждый день собирали его мокрым и нести приходилось на 500-700 гр больше. Логистика С Украины в Казахстан летели самолетом Киев-Алма-Аты-Киев. В момент покупки билетов это был самый выгодный вариант. Покупали лоукост билеты с возможностью докупки багажа позже. В сумме билеты с багажом обошлись 6352 грн Далее весь транспорт и внутренние вопросы решались с помощью туристической фирмы Neofit. http://www.neofit.kg/index.php/ru/ neofittravel@gmail.com Людмила Григорьевна: +996 555 290 513 Сергей: +996 555 211 240 Трансфер: Алма-Аты-Каракол 290 дол Каракол - ущ. Каракол на ГАЗ-66 - 150 дол Заброска к слиянию рек Каракол-Тор Зап, Ашу-Тор, Кара-Тор и КуйлюВост 120 дол Р. Сарыджас - Каракол на ГАЗ-66 265 дол Заранее пытались связаться с фирмами, которые организовывают спас работы. Писали компаниям AK-SAI TRAVEL и Alp-Tour-Issyk-Kul LTD. К сожалению ответа получить ни от кого не удалось. В день приезда выясняем, что день назад в Кыргызстане разбился единственный вертолет, который организовывает спас работы. Нас сразу предупредили, что вылететь не будет на чем. С фирмой Neofit на месте мы договорились о том, что они максимально близко подъедут к нам в случае ЧП и заберут. Так же с их помощью оформили погран пропуска 35 дол с человека. Их потребовали уже на выезде с маршрута на посту в Иныльчеке. Перед началом похода заночевали на базе Neofit. Стоимость ночевки с завтраком 12 дол с человека. Претензий к работе фирмы нет. Все было сделано хорошо, заброска привезена вовремя. Так же организовали трансфер в Алма-Аты в последний день, хоть мы заранее не договаривались. Благодаря чему мы успели на самолет. Медицина При подборе и комплектации аптечек и выборе медицинских препаратов руководствовались следующей логикой: Групповая аптечка включает основной запас лекарств и препаратов. Количество - одна на группу, находится у группового медика. Связочные аптечки - небольшого размера и веса, применимы для оказания первой неотложной медицинской помощи при травме. Личная аптечка включает препараты личностного характера и индивидуальные медицинские средства. На протяжении похода проявились следующие недуги: Легкие симптомы «горной болезни», головная боль, тошнота, проявились у нескольких участников под конец второго дня похода - после большого набора высоты при подъеме к озеру Ала-Кёль (3500м). Лечили ибупрофеном, отдыхом - на третий день прошли вдоль озера с набором высоты не более 50м. К вечеру четвертого дня симптомы прошли. У двух участников с пятого дня начал проявляться герпес и держался до конца похода (до спуска в долину). Ацикловирвидимыхрезультатовулучшениянедавал. Раскладка Для создания раскладки была впервые использована самописная автоматизированная система на базе GoogleSheets. В отличие от раскладок «старой школы», новая система не базируется на общем количестве грамм на человеко-день. Вместо этого, вводит фундаментально новые принципы, такие как: Обобщенные приемы - приемы, чьи ингредиенты записаны раз и не требуют доработки между походами. Они все делятся на: Супы. Самая большая и универсальная группа. Не пригорают и позволяют лучше контролировать водный баланс участников. Сухпаёк. Приемы, применяемые в качестве быстрых сухих обедов. Молочные каши. Низкая калорийность и серьезный упор на быстрые углеводы - их главный недостаток. Зато им обеспечена неизменная любовь участников. Быстро-каши. Приемы, приготовление которых требует исключительно кипятка. Использовались в качестве завтраков, чтобы ускорить и повысить комфортность утренних сборов. Классические каши и макароны. Отказ от ориентации раскладки в граммах на человекодни. Вместо этого, вся раскладка делится на две крупных части: Статическая- основное меню всего похода. Состоит из приемов, описанных в предыдущем пункте и сладкого. Жестко планируется перед походом. Динамическая - элементы/ингредиенты раскладки, применяемость которых определяется непосредственно в процессе похода. Например: сало, мёд, узвар, кисель, какао. Статическая часть строится вокруг граммов на человекоприем, а динамическая подбирается опытным путём, в зависимости от требуемой гибкости. Автоматизация генерации достигается, в первую очередь, благодаря устранению необходимости детализировать вес конкретного ингредиента в конкретном приеме в конкретном дне. Для работы достаточно заполнить несложную таблицу «Меню» и массы ингредиентов из обобщенных приемов распределятся равномерно в соответствии с указанной массой на человекоприем.
Таблица «Меню» Результат и выводы Недостатки К сожалению, в процессе подготовки автоматизированной системы многие супы и каши (за основу которых были взяты классические приемы tkg) были серьезно переделаны в результате постоянных экспериментов. Это, плюс использование одинаковых специй, привело к существенному проседанию вкусовых качеств блюд. В дополнение к этому, высокое однообразие быстро-каш еще сильнее усугубило ситуацию. Достоинства Большая часть приемов содержала в себе сухое мясо, пропитанное смальцем. За счет этого, приемы получались великолепные по калорийности при относительно небольших значениях массы на прием. Быстро-каши хоть и не отличались хорошим вкусом, но были и правда легкими в приготовлении. Ни одно блюдо за весь поход не пригорело. Если говорить о раскладке в целом, можно сказать, что получилось: удобно, легко, сытно, и быстро, но, к сожалению, не очень вкусно. Именно над улучшением последнего пункта будем активно работать в будущем. Ссылка на базовую версию автоматизированной таблицы Страховка и связь Группа пользовалась спутниковым телефоном с оператором Турая, чтобы постоянно иметь возможность выйти на связь. В районе похода обычная сотовая связь появлялась очень редко, поэтому использование спутниковой связи вполне оправдано. Для связи внутри группы брали две рации. Их очень удобно использовать в моменты, когда части группы работают без прямой видимости, а также во время прохождения бродов или в случае необходимости разведки. Страховку на группу оформляли в компании «Провідна». Финансы Продукты2250 грн Билеты на самолет 6352 грн Страховка 490 грн Спутниковый телефон 377 грн Аптечка 200 грн Покупка снаряжения 564 грн Трансфер Алма-Аты - Каракол 32 дол Трансфер Каракол - ущ. Каракол 16,5 дол Заброска 13,5 дол Погран. пропуск 35 дол Р. Сарыджас - Каракол - 33 дол Вызов спасателей 17,5 дол Ночь на базе Неофит 12 дол Всего на человека: 10236 грн, 160 дол Курс дол на 3.07.2018 27,1 грн Использованные ресурсы http://www. mountain . ru / article / article _ display 1. php?article_id=8584 http://westra.ru/passes/Reports/2395 http://butter-walk.narod.ru/tanshan/tanshan.html http://takt.tomsk.ru/t/lib/mount/Tyan-Shan/Terskey/III_Terskey2013_Mikeom.pdf http://www.phys.nsu.ru/ulyanov/tour/report-2012-01.pdf http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=41135&page=1 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8048 http://turizm.vkomi.ru/2012/12/otchet-o-gornom-pohode-vk-s-po-tyan-shanyu-2012-godu/ http://kostya-sergin.narod.ru/pohod/pohod2009/asia2009/ http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5904 http://westra.ru/passes/Reports/2319 http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=28771&page=1 http://mountain.nsu.ru/mwiki/images/4/47/3_D0BA.D181._D091D18BD187D0BAD0BED0B2_D09AD183D0B9D0BBD18E.pdf http://www.tlib.ru/doc. aspx?id=39788&page=1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||