Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 2 к.с. по Ц. Тянь-Шаню (Киргизский хребет), проведенном с 19 августа по 2 сентября 2018 года
Справочные сведения.
Маршрут утверждён МКК МГУ 2018 года (в составе: Кодыш В.Э., Зеленцов Д.Ю., Варгафтик Г.М.). Список группы
Итого активными способами передвижения: 105 км (с учетом коэффициента 1.2) Выполненный план-график
* по данным GPS Высотный график
Заезд в район В Бишкек летели авиакомпанией Aviatraffic. Стоимость билетов Москва-Бишкек и обратно 20900р. Приятный бонус - возможность бесплатного провоза спортивного снаряжения. Однако за несколько дней до отправки наш рейс перенесли на день позже. В целом это пошло нам на пользу и не помешало нашим планам. Трансфер из аэропорта, гостиницу и закупку газа нам организовывал Юра Траченко (7504332@gmail.com, страница в контакте https://vk.com/yuriy_trachenko). Трансфер до места старта и финиша также организовывали через Юру. Единственный неприятный момент -- водитель приехал 19го утром в хостел на полтора часа позже оговоренного времени, а потом вместе с нами поехал чинить машину. Хорошо, что до гор было рукой подать, а планы на первый день были скромными! Техническое описание и фотографии
Рис.1 . Карта-схема первого кольца маршрута. а машине доехали до устья р. Атджайляу в месте впадения в р. Кегеты. В домике вблизи устья людей не было, поэтому решено было оставить заброску на рельефе, выше по течению р. Атджайляу. Четверо участников остались на месте готовить обед, другая часть группы отправилась оставлять заброску. Вначале двигались по правому (орографически) берегу реки, но вскоре начались прижимы и вынуждены были переходить на другую сторону вброд. Стоит отметить, что через р. Атджайляу есть нормальный мост, но он находится непосредственно вблизи устья. Рекомендуем от устья сразу идти по левому берегу, там есть тропа. Примерно в 2 км от устья выше по течению р. Атджайляу, на левом борту долины, в стороне от тропы на скально - травянистом склоне находим подходящее место для заброски. Оставляем заброску, аккуратно заваливаем ее кучей камней, запоминаем ориентиры и ставим точку в навигаторе. Координаты N42°30'59.18" E75°04'37.44". Обратно шли по тропе по левому берегу. Дорога хорошая, и налегке мы довольно быстро вернулись на точку старта. Пообедали и 17:40 вышли на маршрут. Двигались вверх по долине р. Кегеты по грунтовой дороге. Первые 300м идем по левому берегу, далее по мосту переходим реку и продолжаем движение по правому берегу. Примерно через 2 км дорога вновь переходит на левый берег. Еще через 1,5 км по мосту вновь переходим на правый берег. К этому времени погода начинает портиться, начинается дождь. Находим относительно ровное место под палатки и встаем на ночевку. Вблизи есть ручей с хорошей водой. Координаты стоянки N42°29'30.24" E75°04'50.35".
Фото 1. Мост через р. Кегеты вблизи устья р. Атджайляу День 3 (21 августа) пер. Тез-Тор 1А
Подъем дежурных в 5:30, погода утром прекрасная, чистое небо, свежо. В 7:40 начинаем движение по маршруту, Примерно 4,5 км движемся вверх по долине р. Кегеты по грунтовой дороге. Вблизи устья р. Сарыбулак переходим вброд р. Кегеты. Брод несложный глубина чуть выше середины голени, течение несильное, переходим по двое. Координаты брода N42°27'37.89" E75°03'53.01". Далее начинаем подъем по правому берегу р. Сарыбулак. Крутизна склона до 20 градусов, склон осыпной, местами травянистый. Выше 3100м воды в реке нет, она скрывается под камнями (аллювиальными образованиями). В 12:30 становимся на обед. В этом месте есть небольшой ручей с питьевой водой. Координаты места обеда N42°27'28.25" E75°02'51.38". После обеда продолжаем движение вверх по долине р. Сарыбулак. Вблизи высоты 3421,4 м видим возможное место для стоянки. Однако в этом месте решаем не останавливаться, поскольку наблюдаем вблизи этого места местного пастуха и стадо. Провели разведку морены на предмет возможности удобной стоянки, однако хороших мест не обнаружили и приняли решение продолжить движение вверх по долине. Движемся по моренным валам, преимущественно держась левого борта долины. На высоте примерно 3660м находим ровное место вблизи озера, пригодное для ночевки. Координаты места ночевки N42°27'04.31" E75°01'35.96".
Фото 2. Место брода р. Кегеты вблизи устья р. Сарыбулак.
Фото 3. Сухое русло р. Сарыбулак.
Фото 4. Место ночевки под перевалом Тез-Тор 1 А. День 3 (21 августа) пер. Тез-Тор 1А
Утром в 6 часов был дождь/град, перевал был скрыт облаками. В 11 часов появляется погодное окно, быстро завтракаем, собираемся и в 12:40 выходим на маршрут. Подъем на перевал представляет собой осыпной склон из крупных и средних камней, крутизной около 25 градусов. В 13:30 вся группа поднялась на перевал. В туре перевальной записки не нашли, оставили свою. Спуск с перевала осуществляем по открытому леднику. Надеваем кошки, и в 14:19 начинаем спуск. Ледник пологий, крутизной не более 10 градусов. Альтернативный вариант спуска, по правобережной морене, выглядит куда более утомительным. В конце ледника, у истока реки Атджайляу останавливаемся на обед. Далее продолжаем движение по правому берегу р. Атджайляу. Долина заполнена мореной, камни крупные. Погода начинает портиться, спускается облако, видимость снижается. Продолжаем движение и через некоторое время находим место, подходящее для стоянки две травянистых лужайки посреди каменистой морены. Воду берем из снежника поблизости. Координаты места стоянки N42°28'24.26" E75°01'46.11".
Фото 5. Путь подъема на пер. Тез-Тор (1А)
Фото 6. Седловина пер. Тез-Тор (1А)
Фото 7. Спуск с пер. Тез-Тор (1А) Выводы и рекомендации: пер. Тез-Тор интересная 1А (есть где походить в кошках, если есть такое желание), физически перевал не очень сложный, рекомендуем всем группам от 1 к.с. и выше. Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки или ледорубы кошки рекомендуются. День 4 (22августа)
Подъем дежурных в 5:00, облака спустились ниже по долине. В 7:12 начинаем движение по правому берегу р. Атджайляу. Движемся по морене, иногда попадаются участки покрытые травой. У крайнего мореного вала, в нижней части находим родник с хорошей водой. Координаты родника N42°29'01.08" E75°02'14.69". Далее продолжаем двигаться по правому берегу. Пройдя примерно 800м, наблюдаем тропу по левому берегу реки, переходим на другой берег. Брод не сложный, проходится по камням. Доходим до гребня, по которому планируем подниматься на перевал 299 (1А). Далее спускаемся к речке, берущей начало с ледника вблизи перевала (299 1А). Вблизи разрушенного коша встаем на ночевку. Координаты стоянки N42°29'40.65" E75°02'55.17". Немого отдохнув, трое участников отправляются за заброской. Двигались по тропе вдоль левого берега р Атджайляу. Прошли несколько небольших левых притоков. Один из них образует красивый водопад. Примерно в 12 часов сняли заброску. Все, что оставляли в заброске целое. К 14 часам, как раз к обеду, вернулись в лагерь.
Фото 8. Долина р. Атджайляу, моренные холмы.
Фото 9. Низовья реки Атджайляу, тропа вдоль левого берега День 5 (23 августа) пер. 299 1А
Подъем дежурных в 5 часов утра, погода прекрасная, ясное небо, ветра нет. Выходим на маршрут в 8:08. Начинаем подъем к перевалу 299 (1А). Поднимаемся непосредственно по гребню, поскольку подъем по долине существенно более сложен, видны участки осыпи и отдельные скальные сбросы. Склон травянистый, в целом довольно удобный для подъема, уклон примерно 20-25 градусов. Вершина гребня также покрыта травой, но по мере приближения к перевалу, количество травы уменьшается, гребень становится осыпным. Непосредственно с гребня открывается вид на сам перевал 299 (1А). Прикидываем путь подъема, и начинаем траверс к первому видимому скальному останцу. На этом участке пути «живая» осыпь, движемся с использованием средств самостраховки (ледорубы). Осыпь среднего размера, по мере приближения к останцу становится все более крупной. У останца привал, немного корректируем дальнейший план подъема. Обходим останец справа по ходу движения и начинаем подъем к следующему скальному выходу. Склон по-прежнему осыпной, крутизной до 25 градусов, осыпь живая, движемся плотной группой. Скальный выход решаем обходить слева по ходу движения, движемся в непосредственной близости от скал, это несколько облегчает подъем по осыпному склону. Поднимаемся на перевал несколько севернее седловины. По гребню спускаемся к седловине, находим там перевальный тур. В нем найдена записка туристов альпклуба ТГУ (Томского Государственного Университета) от 22 июля 2018 года. Погода к моменту нашего выхода на перевал начинает портиться, появляются облака. Делаем общее фото, торжественно съедаем перевальную шоколадку и начинаем спуск. Спускаемся с перевала по открытому леднику, надев кошки. Далее движемся по морене вдоль ручья, являющегося началом р. Шаркыратма Вост. Примерно через 200м после окончания ледника находим подходящее место для стоянки. Здесь мы обнаружили ровные площадки, видимо сделанные прошедшими здесь ранее группами. Координаты стоянки N42°29'49.74" E75°00'56.06".
Фото 10. Подъем на гребень
Фото 11. Движемся по гребню к пер. 299 (1А)
Фото 12. Осмотр перевала
Фото 13. Подъем на пер. 299 (1А)
Фото 14. Группа на пер. 299 (1А)
Фото 15. Записка с перевала 299 туристов альпклуба ТГУ (Томского Государственного Университета) от 22 июля 2018 года.
Фото 16. Путь спуска с перевала 299(1А) День 6 (24 августа)
Дежурные, вставшие в 6:00, видели прекрасное звездное небо и созвездие Орион на восточном горизонте. Вышли на маршрут в 8:30, двигались по левому берегу ручья, склон осыпной, представлен мореной. Шли до места, где ручей уходит под камни, на правом берегу наблюдаем скальные выходы (граниты). Далее двигались по сухому руслу (иногда появляется вода), до места впадения р. Текстор. Здесь на правом берегу есть родник и подходящее место под стоянку. Координаты стоянки: N42°30'55.22" E75°00'07.16". Долина реки сужается, берега становятся крутыми. Далее по правому берегу прижим, бродим речку и переходим на остров. В дальнейшем часто приходится бродить реку, поскольку долго двигаться вдоль одного из берегов невозможно. Используем средства самостраховки (ледорубы и треккинговые палки). Во время движения по осыпному склону один из участников потерял равновесие, упал и выронил ледоруб. К счастью, обошлось без травм, но ледоруб упал в реку и был потерян. Метрах в трехстах от устья в очередной раз переходим реку и далее движемся по левому берегу. Ближе к устью долина расширяется, имеется отчетливый конус выноса, сложенный галькой и валунами различной размерности. Проходим примерно 170м от места впадения р. Шаркыратма Вост. вверх по течению р. Туюк. Здесь есть подходящее место для брода. Координаты брода N42°31'12.33" E74°59'09.99". Бродим стенкой по два человека, глубина примерно по колено, скорость течения невысока. К этому времени погода окончательно портится, начинается дождь, поэтому обнаружив на левом (орографически) берегу хорошую площадку, ставим лагерь. Координаты места ночевки N42°31'12.90" E74°59'06.83".
Фото 17. Сухое русло реки Шаркыратма Вост до впадения в нее р. Текстор
Фото 18. Долина р. Шаркыратма Вост после впадения р. Текстор
Фото 19. Брод р. Туюк Выводы и рекомендации: пер. 299 -- физически сложная и утомительная 1А. Если без прохождения этого перевала можно обойтись, то ходить его настоятельно не рекомендуем. С востока километр по высоте без воды (а значит, подъем с востока нельзя разбить на два дня), с запада очень неприятная долина р. Шаркыратмы. Группа, проходящая этот перевал, должна обладать очень хорошей техникой хождения по осыпям и хорошей физической подготовкой. Настоятельно не рекомендуем в походах 1 к.с. Необходимое снаряжение: каски, треккинговые палки, кошки. День 7 (25 августа)
Подъем 5:30, небо звездное, погода обещает быть хорошей. В 7:49 выходим, вдоль левого (орографически) берега есть довольно хорошая тропа. На сам перевал Кёк-Мойнок также ведет хорошая тропа. Поднимаемся на перевал в 9 часов. На спуск с перевала в долину р. Кёкмойнок также есть тропа. Спускаемся, выбираем место для брода в том месте, где река разветвляется на рукава. Координаты брода N42°31'03.35" E74°57'59.16". Бродим стенкой по 2 человека, глубина небольшая, ниже колена, течение не сильное. Далее движемся по левому берегу, по хорошей тропе, которая иногда ветвится. Справа кустарник, слева разливы реки. Примерно в 2км от места брода вверх по руслу р. Кёкмойнок, есть места пригодные для стоянки. Координаты N42°30'12.65" E74°57'05.23". После высоты 3000 м река скрывается под камнями. Перешли моренный вал, двигались орографически по левому борту долины. У озера Аккель (3114м) обедаем, некоторые участники воспользовались прекрасной погодой и искупались. Вода чистая и холодная. Озеро глубиной более 2 метров. Пообедали и в 14:15 продолжили движение по левому берегу р. Кёкмойнок. Примерно в 150м от южного окончания озера переходим на другой берег по крупным камням. Далее движемся вверх по течению, по правому берегу реки, примерно через 300 м река скрывается под камнями. Еще через 300м видим большой конус выноса (конечную морену) размерами 500*500м и высотой около 30м. Этот участок мы прошли 2мя группами несколько разными путями. Часть группы прошла примерно по центру моренного вала, но этот путь не оптимальный, поскольку присутствует неприятный участок траверса сыпухи при спуске с края морены. Рекомендуем проходить этот участок ближе к восточному краю морены. Далее непрерывно движемся по моренным грядам. Местами моренные отложения покрыты травой. В котловине, где по карте должно располагаться озеро Джашилькёль, воды нет, истинное положение озера примерно в 270м в ЮВ от места, где оно обозначено на карте. В поисках пригодного места для ночевки проходим еще примерно 500м и вблизи ручья, стекающего с ледника, на песчаной косе ставим лагерь. Стоит отметить, что вода в ручье мутная и питьевую воду мы брали примерно в 150м к СЗ выше по склону из ручья, стекающего с западного борта долины. Координаты стоянки N42°27'26.52" E74°54'04.74".
Фото 20. Путь подъема на перевал Кёк-Мойнок (н/к)
Фото 21. Место брода р. Кёкмойнок
Фото 22. Озеро Аккёль
Фото 24. Место ночевки на морене. День 8 (26 августа) пер. Муз-Кель 1Б
Подъем в 5:00, ночью прохладно, наутро воды в ручье нет. Завтракаем, собираемся и в 7:07 выходим на маршрут, на небе появляются облака. Поднимаемся по морене, затем выходим на открытый ледник. Движемся в кошках с самостраховкой ледорубом. Периодически попадаются неширокие трещины, их аккуратно перешагиваем. Примерно в 500м до начала крутого подъема, связываемся в связки, далее ледник закрытый. До 1 бергшрунда поднимаемся в связках, крутизна склона примерно 15-20 градусов. Погода портится, идет небольшой снег, ветер. Далее решаем вешать перила. Бергшрунд засыпан снегом, тех лидер закрепляет перила на другой стороне. Непосредственно перед бергшрундом крутизна склона увеличивается до 30 градусов. За бергшрундом склон выполаживается до 5-10 градусов, также провешиваем перила (2я веревка), поскольку есть трещины, слегка присыпанные снегом. Далее до второго бергшрунда можно пройти без перил, но для подстраховки мы провешиваем 3ю веревку. Снег и ветер усиливаются. Второй бергшрунд также присыпан снегом, крутизна склона здесь увеличивается до 25-30 градусов. Тех лидер проходит трещину и закрепляет перила на другой стороне. Далее провешиваем две веревки траверса до седловины перевала. Стоит отметить, что в целом, при хорошей личной технике всех участников, при прохождении первого бергшрунда можно отказаться от перильной страховки и применять попеременную страховку. Поскольку часть участников ещё не обладала такой техникой, мы завесили весь склон перилами для надёжности. Ещё мы хотели потренировать перильную технику. В 15:40 вся группа поднимается на перевал. Снимаем записку туристов Нижегородского горного клуба от 28.08.14. Оставив записку и перекусив, в 16:40 уходим с перевала в сторону перевала Бытый Южный (1Б). К этому времени снег прекращается, ветер понемногу стихает. Спуск с перевала по закрытому леднику в связках. Крутизна склона примерно 15-20 градусов, к низу выполаживается. Под перевалом Бытый Южный находим подходящую ровную площадку и в 17:20 ставим лагерь. Координаты стоянки N 42°25'46.56" E 74°52'27.15".
Фото 25. Путь подхода к перевалу Муз-Кель Центр (1Б)
Фото 26. Схема подъема на перевал Муз-Кель Центр (1Б)
Фото 27. Схема подъема на перевал Муз-Кель Центр (1Б)
Фото 28. Прохождение 2го бергшрунда
Фото 29. Крайняя веревка (6я) на подъем.
Фото 30. Путь спуска с перевала Муз-Кель Центр. (1Б).
Фото 31. Перевальная записка туристов Нижегородского горного клуба от 28.08.14 Выводы и рекомендации: Муз-Кёль Ц. технически очень сложный для 1б перевал. Считаем, что категория перевала должна быть повышена до 1Б* как минимум. В зависимости от конкретной снежно-ледовой обстановки северный склон может требовать больше двух верёвок для прохождения. Перевал понравился, участники вдоволь навешались верёвок, прохождение перевала оказалось для нас сравнимо с ледовыми учениями. При планировании маршрута стоит держать в голове, что столь удобная связка этого перевала с пер. Бытый может занять больше одного дня, и ночевать придётся между перевалами. Рекомендуем группам, совершающим походы 2 к.с., при условии очень хорошей технической подготовки, в частности, если все участники уверенно чувствуют себя в кошках. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, обвязки, основные верёвки (желательно 2 и более на группу). День 9 (27 августа) пер. Бытый 1Б
Подъем в 5:30, завтракаем и в 7:35 начинаем подъем на перевал Бытый Ю (1Б). Склон осыпной, крутизной около 20 градусов. Осыпь довольно хорошо проходится, не «живая». В 8:10 вся группа поднялась на перевал, сняли записку туристов «школы инструкторов Федерации спортивного туризма Челябинской области» от 19.08.18. координаты перевального тура N42°25'49.49" E 74°52'26.83". С седловины просматриваем спуск в сторону ледника Малицкого, видим бергшрунд примерно в 10 метрах ниже седловины. Для спуска провешиваем одну веревку. Делаем станцию на ледобурах, крайний спускается с использованием проушины Абалакова. Ледник Малицкого пологий, частично закрытый, движемся в связках. В 10:55 готовим обед, двое опытных участников идут на разведку перевала Иссык-Ата Вост (1Б). Осмотрев перевал, в связи с неустойчивой погодой решаем не идти перевал сегодня, а подождать следующего утра. На краю ледника на морене ставим лагерь. Координаты стоянки N 42°25'58.76" E 74°50'43.60".
Фото 32. Подъем на перевал Бытый Южный (1Б).
Фото 33. Группа на перевале Бытый Южный (1Б).
Фото 34. Спуск с пер. Бытый (1Б)
Фото 35. ледник Малицкого
Фото 36. Записка туристов «школы инструкторов Федерации спортивного туризма Челябинской области» от 19.08.18. Выводы и рекомендации: пер. Бытый технически интересная и физически несложная 1Б. Рекомендуем всем группам, совершающим походы 2 к.с. и выше. Благодаря возможности стоянки в 10 минутах от седловины может быть пройден при неусточивой погоде в одно погодное окно. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, обвязки, основная верёвка. При прохождении в связке с Муз-Кёлем Центральным нужно закладывать больше одного дня на всю связку. День 10 (28 августа) пер. Иссык-Ата вост. 1Б
Подъем в 6:00, небо ясное, легкий морозец. В 7:50 начинаем движение к перевалу Иссык-Ата Вост (1Б). Решаем подниматься по «классическому» варианту по правому кулуару (по ходу движения). Практически до самого верха кулуар заполнен снегом глубиной до метра. Подходим к кулуару, обходя слева осыпь. Породы вблизи перевала слоистые и тонкоплитчатые (алевролиты), легко разрушаются эрозией, периодически обломки скатываются вниз, на снегу видны следы их падения. В 8:20 начинаем провешивать первый участок перил. Крутизна склона около 30 градусов, слои снега перемежаются со слоями льда. Такой характер склона не позволяет организовать надёжную станцию на ледобурах. У скального выхода справа выше по ходу движения организуем станцию на ледорубах. Рядом есть скальная полочка, на которой можно отдохнуть. В 9:20 провесили вторые перила, крутизна склона около 30 градусов, станция тоже на ледорубах. Третья верёвка перил короткая, около 20 метров, по более пологому участку снега. Далее склон выполаживается, есть место для стоянки, координаты N42°25'49.90" E74°50'28.00". На седловину перевала поднимаемся по осыпному перевальному взлёту, обходя снежник выше по склону. В 11:25 вся группа поднимается на перевал. Сняли записку туристов КСП «Спутник» от 04.08.18г. Спуск с перевала представляет собой осыпной склон крутизной около 25 градусов, абсолютный перепад высот около 100 м. Далее закрытый ледник, движемся в связках. После ледника выходим на морену и движемся по левому берегу ручья. Далее ручей исчезает в камнях, идем по морене. Спуск с морены довольно крутая осыпь, примерно 25 градусов. Далее из под камней вытекает река, по правому берегу которой идет тропа. Пройдя примерно 1,5 км, останавливаемся на ночевку, на хорошей ровной травянистой поляне. Вблизи места ночевки есть родник с питьевой водой. Координаты стоянки N42°27'20.04" E74°47'50.90".
Фото 37. Путь подъема на перевал Иссык-Ата Вост (1Б)
Фото 38. Группа на пер. Иссык-Ата Вост (1Б)
Фото 39. Перевальная записка туристов КСП «Спутник» от 04.08.18г.
Фото 40. Путь спуска с перевала Иссык-Ата Вост. (1Б)
Фото 41. Место стоянки 28.08.18 Выводы и рекомендации: Иссык-Ата Востояная интересная 1Б, требует навыков работы на снегу. Не рекомендуем прохождение в малоснежную погоду. Подъём на перевал рекомендуем только по орографически левому снежнику, остальные два простреливаются камнями. При планировании маршрута стоит заложить запасной вариант обхода этого перевала, на случай, если снег стает или будет держать недостаточно хорошо (у нас таким перевалом был пер. Надежда 1А). При прохождении перевала стоит уделить повышенное внимание выбору мест для станций, снежник неоднородный. Рекомендуем всем технически сильным группам, совершающим походы 2 к.с. и выше. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, основная верёвка. День 11 (29 августа)
Утром низкая облачность, выпало немного снега. В 9:32 начинаем движение вниз по долине реки. Примерно в 100 метрах переходим реку, далее движемся по левому (орографически) берегу. Берег каменистый, иногда болотистый, встречаются звериные тропы. В троговой долине реки Минджилки наблюдаем довольно крупное озеро размерами примерно 500*800м. Далее начинаем движение вверх по правому (орографически) берегу реки Минджилки. Вскоре долина сужается, ее борта становятся все более крутыми, поэтому поднимаемся выше уреза воды примерно на 20м и движемся вдоль склона. Есть ровные площадки пригодные для стоянки, координаты N42°27'15,74" E74°46'39,79". Переходим вброд правый приток и метров через 150 переходим основное русло и начинаем подъем по левому притоку. Склон крутизной до 25 градусов, вначале травянистый, потом преимущественно осыпной. На морене находим подходящее место для ночевки. Есть ровные площадки, источник воды, красивые виды. Координаты ночевки N42°26'37.26" E74°46'8.40".
Фото 42. Вид на озеро в троговой долине реки Минджилки
Фото 43. Долина р. Минджилки.
Фото 44. Подъем по долине р. Минджилки.
Фото 45. Место ночевки под перевалом Первомайский (1Б) День 12 (30 августа) пер. Первомайский 1Б
Проснувшись в 5:45, дежурным удалось увидеть ясное звездное небо, погода предвещала быть хорошей... В 7:53 начинаем движение вверх по морене, оттуда просматриваем путь подъема к перевалу. Ледник закрытый, дальнейшее движение в кошках и в связках. Крутизна ледника небольшая около 10 градусов, есть несколько более крутых участков (до 15 градусов). Перевальный взлет проходим по осыпному склону крутизной около 25 градусов. На склоне находим фигурку из дерева, и поднимаем ее на перевал, туда, откуда она, повидимому, упала. В 12:10 вся группа поднялась на перевал. Сняли записку туристов Костромской областной федерации туризма от 20.07.18. На перевале дул сильный ветер, стали появляться облака, долго не задерживаемся. Спуск с перевала представляет собой осыпной склон крутизной около 25 градусов и высотой примерно 100м, спускаемся плотной группой. Далее движемся по морене, у ледникового озера останавливаемся на обед. Координаты озера N42°26'45,68" E74°43'09,72". Погода окончательно портится, налетает облако, начинается снег. Продолжаем спуск по морене, крутизна склона около 10 градусов, местами есть участки с крутизной до 25 градусов. Спускаемся в долину р. Ашутор вблизи озера с отметкой 3136,8. Подходящих мест для стоянки здесь нет, поэтому мы продолжаем движение вниз по долине. Ниже озера с отметкой 3136,8. река скрывается под моренными отложениями. Примерно в 300м от озера с отметкой 3054,0 река появляется из-под морены, долина расширяется, на травянистой террасе останавливаемся на ночевку. Координаты стоянки N42°27'14,43" E74°41'41,09".
Фото 46. Путь подъема на перевал Первомайский (1Б).
Фото 47. Группа на перевале Первомайский (1Б).
Фото 48. Путь спуска с пер. Первомайский (1Б) в долину р. Ашутор.
Фото 49. Перевальная записка туристов Костромской областной федерации туризма от 20.07.18. Выводы и рекомендации: пер. Первомайский технически простая 1Б. Требует навыков хождения в связках по закрытому леднику и спуска по живой осыпи. Рекомендуемое направление движения с востока на запад. По силам группам, совершающим походы 2 к.с. и выше. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, обвязки, связочные верёвки. День 13 (31 августа)
Утро выдалось ясным и морозным, в 9:55 мы начали движение вниз по долине реки Ашутор. Озеро 3054,0 обходим справа по ходу движения. Есть довольно хорошая тропа, можжевельник и разные ягоды. Далее тропа спускается в долину р. Аламедин и идет по правому берегу. Тропа хорошая, движемся с хорошей скоростью. В 14:05 останавливаемся на обед в пойме реки. У места обеда возможна стоянка, есть ровные площадки. В 15:30 продолжаем движение, дорога забирает вверх по склону, есть несколько троп разного качества. Тропа идет через лес, преимущественно хвойный, еловый. Через р.Салык есть мост (пешеходный). В устье ручья Ачикташ есть места под стоянку (были заняты). В связи с этим принимаем решение идти дальше. По правому борту долины идет хорошая дорога вплоть до турбазы «Теплый ключ». Мы успели прийти на турбазу до наступления темноты, однако, к нашему сожалению, она оказалась временно закрытой. Однако нам удалось договориться с начальником базы о возможности переночевать. На следующий день днем мы уже ехали в Бишкек, знакомиться с городом.
Фото 50. Путь обхода озера 3054,0
Фото 51. Долина р. Ашутор перед впадением в р. Аламедин
Фото 52. Долина р. Аламедин до впадения р. Алтынтор.
Фото 53. Долина р. Аламедин перед впадением р. Салык
Фото 54. Пешеходный мост через р. Салык. Заключение Итак, нами пройден интересный спортивный поход с разнообразными препятствиями. В ходе маршрута мы получили опыт передвижения по различным видам рельефа: по осыпями (пер. Тез-Тор, 299), по снегу (пер. Иссык-Ата Вост), по льду (пер. Муз-Кель). по закрытым и открытым ледникам. Акклиматизационное кольцо в начале маршрута позволило всем участникам относительно неплохо акклиматизироваться и успешно пройти основную линейную часть пути. Сам маршрут получился разнообразным и интересным и нам очень понравился как с эстетической, так и с технической точки зрения. Кроме того, погода на протяжении почти всего маршрута была хорошей и нас радовала. Из всех пройденных перевалов самым технически сложным можно считать МузКель Центр. 1Б. Самым физически напряженным был перевал 299 1А. Это связано с осыпным характером склона и с тем что, это был первый день после снятия заброски (максимальный вес рюкзаков). Пер Иссык-Ата Вост 1Б в случае отсутствия снега в кулуаре может быть более камнеопасен. Стоимость похода Основную стоимость похода составляют расходы на билет до Бишкека и обратно. Стоимость остальных расходов на порядок меньше. Ниже приведена общая таблица расходов.
Раскладка составлялась с учетом особенностей маршрута: возможность заброски, продолжительность линейных участков, количества возможно напряженных дней. Вес продуктов распределялся по участникам с учетом физических способностей и исходя из общих принципов. Аптечка групповая Групповая аптечка у нас была большая, полный список препаратов и комментарии по использованию приведены в таблице. Личная аптечка у каждого участника: Бинт, пластырь (рулон+бактерицидный), активированный уголь, обезболивающее, личные лекарства. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||