Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о пешем походе 4 к.с. по Кольскому полуострову, совершенном с 04 по 23 августа 2020года. Часть 1
Общие сведения о походе. Справочные сведения о путешествии. Вид туризма: пешеходный Категория сложности: четвертая Страна проведения: Россия Район проведения: Кольский полуостров (Хибинские и Ловозерские тундры) Сроки проведения: август 2020 года Дата выхода на активную часть маршрута: 06 августа. Дата завершения активной части маршрута: 22 августа. Количество ходовых дней: 17 Количество дневок: нет. Протяженность активной части маршрута: 186 км (по карте) Пройдено перевалов - 11 (2А-2, 1Б - 3, 1А-3, н/к - 3) Восхождений на вершины - 3 (1А - 1, н/к - 2) Нитка фактически пройденного маршрута: Санкт-Петербург - Апатиты - Кировск - оз. Мал.Вудъявр - пер. Седло Тахтарвумчорра (1Б, 1093) - лев. пр. р.Малая Белая - пер. Катастрофа Вост. (1Б, 920) - верш. Алявумчорр (н/к, 1037, рад) - озеро 812 м. - пер. Вопросик - траверс плато (н/к, 1077) - р. Зап. Поачвумйок - пер. Тахтар (2А, 1120) - р. Малая Белая - руч. Ферсмана - руч. Чильмана - пер. южнее верш. Чильман (п/п, 1А, 825) - пер. Каньон (1А, 680) - руч. Медвежий - пер. Почтальон (н/к, 600) - пер. Импульс - траверс хребта до г. Кудрявцева (1А, 1041) - Меридиональный ручей - р. Часнайок - восх. на верш. Часначорр через пер. Полночный (2А, 1189) - р. Час-найок - пер. Южный Чорргор (1А, 851) - руч. Петрелиуса - р. Кунийок - пер. Марченко (н/к, 670) - г. Куэльпорр (н/к, 902, рад) - пер. Южный Рисчорр (н/к, 890) - лев. прит. Юж. Каскас- нюнйока - оз. Академическое - траверс хребета Рыпнецк (н/к, 600) - р. Каскаснюнйок (брод) - р. Майвальтайок (брод) -оз. Верх. Ньюръявр - оз. Ниж. Ньюръявр - Умбозеро - р.Калийок (брод) - зал. Чуда-Лухт (брод) - р.Сура (брод) - Окуневские озера - дорога вдоль Умбозе- ра - руч. Сенгисйок - оз. Сенгисъявр - пер. Сенгисчорр (1Б, 950м) - руч. Чинглусуай - руч. Эльморайок - оз. Сейдозеро - траверс верш. Куйвчорр ( н/к, 786 м) - р. Светлая - оз. Светлое - р. Сергевань - пос. Ловозеро - Оленегорск - Санкт-Петербург Список группы.
Примечание. Участники Цуринова Н.А. и Чернышов Л.Ю. прошли часть маршрута (9 ходовых дней) от оз.М.Вудъявр до р.Кунийок (см.п.1.5) Планирование и разработка маршрута, цели и задачи. При подготовке похода ставилась задача разработать и пройти пешеходный маршрут, соответствующий требованиям четвертой категории сложности. Районом похода был выбран Кольский полуостров (Хибинские и Ловозерские тундры). На выбор района повлияла неопределенная обстановка, вызванная вирусом КОВИД-19 и ограничениями вводимыми органами государственной и местной власти на посещение различных территорий. Спланированный маршрут четко делился на три части - Западные Хибины, Восточные Хибины и Ловозерские тундры. Основная часть технических препятствий была сосредоточена в Западных Хибинах. Большая часть группы, включая руководителя, в 2015 и 2016 году совершила в этом районе походы, в которых прошла большую часть известных в то время сложных перевалов в данном районе, включая Ферсмана, Орлиный, Крестовый, Буревестник и Часначорр. Соответственно при планировании маршрута их заранее исключили. Однако, с тех пор на карте Хибин появились новые перевалы, которые и были включены в план. Первый этап путешествия состоял из кольцевого участка, включающего в себя перевалы Седло Тахтарвумчорра и Катастрофа Восточный (оба 1Б к.с.). Первый из них иногда именуется перевалом Тахтарвумчорская щель или Щель Тахтарвумчорра, а второй на старых картах обозначается перевалом Тахтарвум. По первому перевалу у нас имелось единственное описание, по второму никаких сведений обнаружить не удалось. После выхода к озеру Каровому предполагалось подняться на плато Тахтарвумчорр по гребню через перевальное ущелье перевала Вопросик и пересекая плато через вершину 1077 спуститься к озеру Малый Вудъявр по ребру, разделяющему второй и третий цирки Тахтарвумчорра (они же Молибденитовый и Поясов соответственно). Кольцевой участок позволял втянуться в походный режим и пройти достаточно сложные перевалы с облегченными рюкзаками. Второй этап путешествия включал в себя прохождение перевала Тахтар (1Б к.с.), никаких сведений о котором обнаружить не удалось, и выход в долину реки Малая Белая. Затем было запланировано первопрохождение перевала южнее вершины Чильмана, соединяющего долину ручья Чильмана с безымянным ручьем, впадающим в озеро Имандра. Прохождение этого перевала позволяло выйти к южному склону перевала Каньон (он же Медвежья щель - 2) через который мы планировали выйти в долину ручья Медвежий Лог. Оба перевала имели сложность 1А. Далее через перевал Почтальон (н/к) мы должны были выйти в долину Нефелинового ручья и, поднявшись на перевал Импульс, (1А к.сл.) траверсировать хребет до горы Кудрявцева, после чего спуститься по отрогу хребта на северо-восток с выходом в долину Меридионального ручья. Третий этап путешествия включал в себя переход в цирк Ферсмана и прохождение перевалов Полночный и Северный Часначорр. Первый из них должен был быть самым сложным перевалом на маршруте (2А к.с.). Про второй не было известно ничего, кроме наличия отметки на карте с указанием сложности 1Б. Прохождение этого участка выводило группу в долину ручья Петрелиуса и далее в долину реки Кунийок, разделяющей Западные и Восточные Хибины. Таким образом в Западных Хибинах было запланировано прохождение восьми перевалов, из которых пять категории сложности не ниже 1Б и два траверса плато. При этом большая часть запланированных перевалов проходилась, по существу, в режиме первопрохождения, поскольку никаких описаний обнаружить не удалось. Продолжение маршрута по Восточным Хибинам было запланировано через перевал Марченко (он же Куэльпорр). Перевал нередко используется для радиального восхождения на вершину Куэльпорр со стороны ручья Рисйок группами, базирующимися на базе КСС. Однако описаний сквозного прохождения перевала нам найти не удалось. После Куэльпора через широко известный и часто используемый перевал Южный Рисчорр группа должна была выйти к Академическому озеру. Дальнейший путь был проложен по хребту Рыпнецк к озерам Ньюръявр и далее к западному побережью Умбозера. Техническими препятствиями на этом пути являются броды крупных по Хибинским меркам рек Каскаснюнйок, Майвальтайок и Калийок. В конце этой части маршрута нас ждал известный брод через залив Чуда-Лухт. Перейти реку Сура и выйти к Ловозерским тундрам мы планировали по останкам автомобильного моста. В Ловозерских тундрах было запланировано, используя насыпь разобранной железной дороги, пройти на юг до ручья Сенгисйок, после чего подняться к озеру Сегисъявр и пройти перевал Сенгисчорр (1Б к.с.). Информации об этом перевале не имелось. Затем, после спуска по долинам ручьев Чинглусуай и Эльморайок к Сейдозеру, планировалось пройти вдоль северного берега последнего на восток, пересечь плато в районе вершины Куйвчорр и, миновав озеро Светлое, выйти через леса и болота севернее горы Вавнбед к поселку Ловозеро, где и закончить маршрут. Сравнение заявленного и пройденного маршрута.
(*) - радиально-кольцевой выход Итого активными способами Итого пройдено 186 (в зачет 182) км (по передвижения 195 км (по карте) карте) с учетом к-та 1,2 - 218 км. Общие замечания и расчет категории сложности маршрута. При прохождении маршрута группе удалось соблюдать график движения и контрольные сроки прохождения похода, за исключением одного участка, а именно Меридиональный ручей - цирк Ферсмана - пер. Полночный - пер. Сев. Часначорр - руч. Петрелиуса. Вместо него был пройден участок Меридиональный ручей - р. Часнайок - пер. Южный Чорргор - руч. Петрелиуса. При этом часть группы совершила радиально-кольцевой выход на вершину Часночорр с подъемом по северному склону перевала Полночный. Причиной изменения маршрута стала затяжная непогода, поставившая под сомнение возможность безаварийного прохождения технически сложных перевалов и явное несоответствие пер. Сев.Часначорр категории сложности 1Б. После выхода в долину Кунийока в составе группы произошли изменения. Двое участников - Цуринова Н.А. и Чернышов Л.Ю. вернулись в Санкт-Петербург, и дальнейший путь группа прошла в составе пять человек. Разделение группы планировалось заранее и было учтено при составлении раскладки и подборе общественного снаряжения. Для расчета категории сложности маршрута ниже приведен список локальных препятствий. Перечень локальных препятствий маршрута. ПЕРЕВАЛЫ
ВЕРШИНЫ
ТРАВЕРСЫ
ПЕРЕПРАВЫ
Итого получаем следующий результат: Перевалы: 2А - 2, 1Б - 3, 1А - 3, н/к - 3. Всего 10. Баллов - 2 х 8 + 2 х 6 + 4 х 4 + 4 х 0 = 44 (в т.ч. в зачет - 40 баллов) Примечание: Один перевал 1Б к.сл. засчитан как 1А за 4 балла. Переправы: 1Б - 1, 1А - 4, н/к - 9. Всего 14 Баллов - 1 х 4 + 4 х 1 + 9 х 0 = 8 Вершины: 1А - 1, н/к - 2. Всего 3. Баллов: 1 х 5 + 1 х 4 = 9 Примечание: Вершина Алявумчорр не учитывается из-за незначительного набора высоты. Траверсы: 1А - 2, н/к - 2. Всего 4. Баллов: 2 х 5 + 2 х 4 = 18 Всего баллов в зачет за локальные препятствия - 75. За протяженные препятствия согласно методике расчета: ППб = Кт х ППор х (Lмар / L) = 0,4*70*(182*1,2/170) = 36. Интегральная оценка маршрута согласно методике расчета: Рб = Г х К х А = 9* 0.7 *(1 + 15,4/12) * 1 = 14,3. Всего: 75 + 36 + 14,3 = 125,3 балла. Норма 95 ... 134 Таким образом пройденный маршрут соответствует четвертой категории сложности. При этом участники Цуринов Ф.А., Калюжный Д.С., Селиванов Р.С. прошли маршрут полностью (см. нитку маршрута в разделе 1) Участники Любимов М.К и Пташинский Л.А. не участвовали в восхождении на вершину Часначорр, что уменьшает расчетную сумму баллов до 112, но сохраняет соответствие пройденного маршрута четвертой категории сложности. Участники Цуринова Н.А. и Чернышов Л.Ю. прошли маршрут продолжительностью 9 ходовых дней и протяженностью (с учетом к-та 1.2) 90 км. Учитывая многократное превышение набора локальных препятствий и допускаемое правилами сокращение в этом случае протяженности маршрута, считаем возможным зачесть им маршрут первой категории сложности с элементами третьей и четвертой категории сложности соответственно. Высотный график маршрута.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА. Организация заезда, доставки груза и забросок. В связи с большим количеством специального горного снаряжения (верёвки, кошки, крючья, молотки, карабины и т.п.) и длительностью маршрута было принято решение организовать две заброски на маршруте. Первую заброску решено было сделать где-то в районе старта близ озера Малый Вудъявр, чтобы забрать её после первого кольца, т.е. в конце 3-го ходового дня. Вторую заброску нужно было организовать в долине реки Кунийок, чтобы забрать её на 9-ый день после первой части маршрута. Кроме того, заранее было известно, что двое из участников будут сходить с маршрута на 9-ый день также в долине Кунийока, соответственно, нужно было как-то позаботиться об их возвращении в Кировск. В связи с изложенным первоначальная идея заключалась в том, чтобы добраться в Хибины на собственном автомобиле, на котором поехали бы 4 участника. Приехав туда утром 5-го августа, предполагалось оставить первую заброску на оз. Малый Вудъявр, затем заехать на КСП Куэльпорр, и оставить там машину с грузом, т.е. использовать машину в качестве места хранения второй заброски. Далее на 9-ый день предполагалось сложить в машину лишнее горное снаряжение, вывезти двух участников в Кировск, после чего оставить машину у профилактория «Тирвас» ниже оз. Малый Вудъявр, и водителю вернуться к группе на р. Кунийок через пер. Кукисвумчорр. К сожалению, в наши планы вмешались ограничения, связанные с эпидемией коронавируса. Выяснилось, что въезд в города Апатиты и Кировск закрыт, проезд осуществляется только по пропускам, на въезде стоят КПП. В выдаче пропуска, который мы попытались получить, нам было отказано. Соответственно, пришлось переориентироваться на доставку себя и груза поездом. Для организации забросок с помощью имеющихся личных контактов в г. Апатиты удалось заранее договориться с одним из местных жителей - владельцем автомобиля УАЗ типа «буханка» - о том, что он организует доставку группы от вокзала до точки старта, после чего перевезёт несколько человек через пер. Кукисвумчорр, подождёт, пока мы организуем там заброску (закопаем в лесу), и вернёт «закопщиков заброски» к остальной группе на место старта на оз. Малый Вудъявр. В итоге план удался. Мы заранее заготовили мешки для закапывания заброски в лесу, в поезде расфасовали остающуюся в забросках еду, газ, и личные запасные вещи по мешкам. Получилось два мешка на заброску-1 и 3 мешка на заброску-2. Нас встретили на вокзале, вся группа с рюкзаками и мешками с заброской как раз поместилась в «буханку», нас отвезли на оз. Малый Вудъявр к точке старта на северном берегу. Два участника сразу отправились в лес закапывать заброску-1, а 3-х человек с заброской-2 УАЗ перевёз через пер. Кукисвумчорр в долину Кунийока для того, чтобы зарыть в лесу вторую заброску. Вторую заброску мы зарыли в лесу, примерно в 100 м. от основной дороги к КСП «Куэльпорр» напротив спуска к автомобильному броду через р. Кунийок, ведущему на дорогу к перевалу Восточный Петрелиуса. На самом деле это было маленькой тактической ошибкой, заброску, конечно же, надо было закапывать сразу на левом берегу Кунийока за бродом. А так нам потом пришлось, когда мы забирали эту заброску, лишний раз переходить Кунийок туда и назад. Для машины этот брод не представляет совсем никакой сложности, в августе он мелкий и лёгкий с плоским ровным дном. А в ботинках реку не перейти, нужно идти либо в бахилах, либо разуваться. Но это, в целом, не сильно повлияло на итоговый результат. После того, как была зарыта вторая заброска, «закопщики заброски» были доставлены обратно к оз. Малый Вудъявр к основной группе. Стоимость всей доставки составила 6000 рублей. Следует отметить, что поезд № 22 Санкт-Петербург-Мурманск приходит в Апатиты в районе 18 часов. Но т.к. световой день тут в августе длинный, на всю описанную выше операцию вечером 5-го августа нам вполне хватило времени, так что примерно в 22:30 мы уже смогли разойтись по палаткам на ночлег. В дальнейшем на 9-ый день нам удалось организовать вывоз в Кировск через пер. Кукисвумчорр двух сошедших с маршрут участников от того же брода через Кунийок в районе 2-ой заброски с помощью того же водителя на том же УАЗе. С ним мы предварительно связались накануне вечером по мобильному телефону с перевала Южный Чорргор, когда возвращались с кольцевого маршрута через перевал Полночный, чтобы подтвердить возможность доставки. Двое сошедших участников забрали одну палатку из трёх, и часть ненужного горного снаряжения (кошки и ледорубы), которая очевидно не должна была нам потребоваться на второй части маршрута. Обе заброски мы удачно откопали, все оставленные вещи, еда и газ были нетронутые и совершенно сухие. Для заброски использовали внутренние мешки из плотного полиэтилена объёмом 240 литров и внешние мешки из белого плетёного полиэтилена объёмом 50 л. (какие используют для сахарного песка, земли, и пр.). Зарывали между камнями и камнями же заваливали. Для закапывания заброски-2 использовали большую лопату, которую заранее попросили взять хозяина УАЗа, для заброски-1 использовали сапёрную лопатку, которую пришлось таскать с собой. Что касается выхода с маршрута в пос. Ловозеро, наша задача заключалась в том, чтобы выйти с маршрута на 17-ый ходовой день как можно раньше утром и успеть на ст. Оленегорск к поезду № 21 Мурманск-Санкт-Петербург, который отправлялся в районе 14 часов, с тем, чтобы приехать в Санкт-Петербург в воскресенье утром, а не к ночи (как можно было бы сделать, используя поезд «Арктика» Мурманск-Москва, уходящий из Оленегорска поздно вечером. Опять же в связи с коронавирусом в Мурманской области были отменены многие дальние автобусные рейсы. Из Ловозера регулярно в Оленегорск через пос. Ревда ходит местный рейсовый автобус (№ 231), но, как выяснилось, ходит он всего два раза в сутки, причём первый автобус отправляется в 8 утра, и чтобы успеть на него, нужно было бы идти ночью, а второй идёт уже ближе к вечеру (16:30), т.е. на дневной поезд на нём не успеть. Так что основным вариантом доставки в Оленегорск мы предполагали такси. Далее всё сложилось само собой. Выйдя в посёлок Ловозеро с болота (выход в самом конце ул. Хибинская, С 67° 59 46,6, В 35° 02 00,84) в районе гаражей мы пошли налево по ул. Хибинская к домам, и вскоре вышли к турбазе «ЛовозероТур» (ул. Хибинская, между домами №№ 40 и 44, точный адрес отсутствует, см. фото в техническом описании маршрута, координаты С 67° 59 52,86, В 35° 01 26,19, их сайт есть в Интернете, www.lovozerotur.ru). На этой турбазе удалось довольно быстро договориться о доставке в Оленегорск. Буквально через полчаса за нами приехал микроавтобус «Фольксваген», который примерно за полтора часа привёз нас на ст. Оленегорск. Доставка обошлась в 3000 рублей. Дополнительно можно отметить, что на ст. Оленегорск имеется отличная столовая для работников РЖД, где можно неплохо пообедать за очень небольшие деньги. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
Общее снаряжения
Специальное групповое снаряжение
Специальное личное снаряжение
Снаряжение на первый этап похода
Снаряжение на второй этап похода
Страховка, связь с МЧС, аварийные варианты. Перед выходом группа оформила страховку в страховой компании «ВСК Страхование» на срок 05 - 22 августа со страховой суммой на каждого участника 600 000 рублей. Группа оформила маршрутную книжку № 42/20 в МКК Региональной спортивной федерации спортивного туризма Санкт-Петербурга. Перед выездом было направлено сообщение в МЧС Мурманской области о плане похода и сроках его проведения. Регистрация группы в МЧС проводилась 03.08.2020 электронно через сайт МЧС России по адресу: https://forms.mchs.gov.ru/registration_tourist_groups. После заполнения заявки был получен автоматический ответ от МЧС о регистрации группы с присвоением группе идентификационного номера 34270797. Связь на маршруте поддерживалась с помощью обычных мобильных телефонов, которые работали на большей части плато и вершин. Из разных мобильных операторов лучшие результаты показывал «Мегафон». Каждый раз, когда связь действовала, связывались с дежурным МЧС и сообщали о продвижении группы на маршруте. Телефон оперативного дежурного взяли с сайта ГУ МЧС по Мурманской области 8 (8152) 39-99-99. В дальнейшем нам перезванивали из МЧС и, вероятно, связь также осуществлялась по другому номеру, который не сохранился, но указанный выше номер действующий. По окончании маршрута в пос. Ловозеро сообщили в МЧС по телефону о благополучном завершении маршрута. Для внутренней связи на случай разделения на подгруппы имелись две рации Baofeng UV-5r. Аварийные варианты, разработанные на весь маршрут, позволяли выйти к ближайшей автомобильной дороге в срок не более одних суток. Другие организационные моменты. Характерной особенностью похода является большое количество участков маршрута, пройденных через редко используемые и практически не встречающиеся в описаниях перевалы. В режиме фактического первопрохождения были пройдены перевалы Катастрофа Вост. (1Б), Тахтар (2А), Каньон (1А), Сенгисчорр (1Б). Описания прохождения этих перевалов будут полезны тем, кто захочет включить их в маршрут и составляют наш скромный вклад в дело туристического освоения Хибин. Кроме того, нашей группой пройден новый перевал, расположенный южнее горы Чильмана. Паспорт перевала приводится ниже. Паспорт перевала
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА 06 августа 2020 года. (Первый ходовой день) Начало движения: 9.15 Окончание движения: 18.45 Ч.х.время: 6 час. 30 мин. Набор высоты: 750 м Сброс высоты: 385 м
Утром погода хорошая, солнечно, высокие облака. От места ночевки на берегу озера Малый Вудъявр начинаем движение по полевой автодороге в западном направлении, оставляя берег озера слева по ходу. Через 15 минут подходим к автомобильному броду через реку Поачвумйок. (Фото 1) Брод с использованием бахил не сложен, ширина 7-8 метров, глубина не более 0,4 м, течение спокойное. Выше по течению есть возможность перейти по переброшенной через русло кривой березе. Дальше дорога плавно поднимается и через 25 минут движения на границе зоны леса переходит через ручей Западный Поачвумйок. Ручей переходим по камням. После перехода ручья впереди хорошо видны цирк Поясов, а также продолжение дороги, круто поднимающееся в этот цирк. Направо к северу уходит пологая долина, ограниченная слева и впереди цирками плато Тахтарвумчорр, а справа полого спускающимся к югу отрогом того же плато (хребет Тахтарпорр). (Фото 2) Сворачиваем с дороги, идем постепенно удаляясь от ручья влево по ходу ко входу в четвертый цирк Тахтарвумчорра. Здесь важно не подходить слишком близко к основанию цирков чтобы избежать ненужного набора высоты при пересечении моренных валов, отходящих от основного хребта в восточном направлении. Долина покрыта зарослями кустарников, которые, впрочем, быстро исчезают, а затем травой и мхом с выходами каменистых россыпей. Через полтора часа движения после схода с дороги подошли к крупнокаменистой осыпи - оконечности ребра, отделяющего четвертый цирк Тахтарвумчорра от третьего. В 12 часов начался сильный дождь. Сели под тент и в течение часа пережидали непогоду. (Фото 3) В 13 часов продолжили движение. Через 15 минут, обогнув ребро вышли под перевальный взлет перевала Седло Тахтарвумчорра. (Фото 4). Остановились на границе осыпи и снега, надели кошки. (Фото 5) Перевальный взлет представляет собой длинный и узкий снежник, лежащий в кулуаре с высокими скальными стенами. (Фото 6). В средней части подъема кулуар сужается, крутизна возрастает до 35°. Выше крутизна несколько уменьшается. Снег жесткий, но кошки держат хорошо, поэтому обходимся без перильной страховки. При ином состоянии снега или менее опытной группе может потребоваться навеска перил на ледорубах, либо с закреплением в скальных бортах кулуара. На выход в пологую часть перевальной щели, рассекающей плато Тахтарвумчорр потребовалось для разных участников затратить от 60 до 80 минут. (Фото 7, 8) После выхода в перевальное ущелье на скально-осыпном выходе левого борта в месте, укрытом от ветра, остановились на обед. С 15 до 16 часов - обед и отдых. (Фото 9) Перевальное ущелье представляет собой длинную узкую щель, пересекающую плато Тахтарвумчорр по всей ширине. Протяженность щели несколько сот метров, борта - скальные высотой 10-12 метров, постепенно понижаются по мере продвижения на запад. В нескольких местах имеются проходы, заваленные средней и крупной осыпью, позволяющие легко пересечь ущелье при движении траверсом через плато. Тур справа по ходу на осыпи под северным бортом ущелья. По всей длине ущелья на дне лежит снежник. (Фото 10) Спуск в цирк левого притока реки Малая Белая начинается по пологой осыпи. Через сотню метров выходим на перегиб, за которым спуск продолжается по средней осыпи крутизной до 25°. (Фото 11) На спуск до выполаживания под перевальным взлетом затратили один час. Дальше движемся по дну огромного цирка постепенно теряя высоту в сторону озера под перевалом Катастрофа Вост. (Тахтарвум). Озеро хорошо видно с начала спуска, путь движения очевиден (Фото 12). Дно цирка представляет нагромождение морен, частично покрытых мхом. В 18.45 дошли до места удобного для постановки лагеря на южной стороне озера. Озеро осталось за небольшим моренным валом слева по ходу (лагерь на южном берегу озера 717,4 м). Воду берём из озера, до которого от палаток метров 20-30, есть пара площадок под палатки. Погода во второй половине дня улучшилась, солнечно, тепло, редкие облака. Очень радует почти полное отсутствие комаров. (Фото 13)
Фото 1. Река Поачвумйок.
Фото 2. Вид на север с автодороги после брода ручья Зап. Поачвумйок.
Фото 3. Дождь. Пережидаем непогоду.
Фото 4. Подход к началу подъема на перевал Седло Тахтарвумчорра.
Фото 5. Надеваем кошки перед подъемом на перевал.
Фото 6. Подъем на перевал. Нижняя часть перевального склона.
Фото 7. Средняя часть перевального склона.
Фото 8. Проходим сужение перевального кулуара.
Фото 9. Обед на перевале Седло Тахтарвумчорра.
Фото 10. Рядом с туром. Пишется перевальная записка.
Фото 12. Вид на запад в долину левого притока Малой Белой.
Фото 13. Ночевка в цирке после спуска с перевала Седло Тахтарвумчорра. 07 августа 2020 года (Второй ходовой день) Начало движения: 07.30 Окончание движения: 14.30 Ч.х.время: 4 час. 00 мин. Набор высоты: 400 м Сброс высоты: 305 м
Утром погода хорошая, солнечно, высокие облака. Подъем в 6. От места ночевки два перехода по 20 минут по ягелю и полосам осыпи очень пологий спуск к началу перевального взлета перевала Катастрофа Восточный. На некоторых картах этот перевал назван Тахтарвум. На самом деле перевал Тахтарвум (он же Овраг Тахтарвумчорра) расположен в 1,2 км восточнее, имеет категорию сложности 1А и не требует для прохождения специального горного снаряжения. Начало подъема на перевал по средней осыпи 20-25° Поднимаемся в направлении хорошо просматриваемого снизу кулуара, пересекающего весь склон по диагонали слева направо и при просмотре снизу доступного для прохождения (Фото 14). В верхней части осыпи перед входом в кулуар небольшой, но крутой снежник. Перед снежником есть травянистая площадка, на которой можно собраться всей группе (Фото 15). Чтобы не тратить время на надевание и снимание кошек повесили одну веревку косых перил с креплением на петле на скальном выступе (Фото 16). Над снежником 15 метров подъем в узком кулуаре 35°, живые камни, проходим по одному (Фото 17 и 18). Дальнейший подъем по кулуару вверх-вправо, осыпь, трава, крутизна до 30°. Слева невысокая скальная стенка (Фото 19). Пройдя перегиб склона и выйдя на пологую часть кулуара, поворачиваем влево в пролом в скальной стенке, как только появляется проход, куда можно пройти пешком, и траверсом по средней осыпи без набора высоты через 100-120 метров выходим на седловину перевала (Фото 20). Седловина широкая, осыпная, есть тур. Весь подъем занял 1,5 часа. В 10 часов вся группа собралась у перевального тура (Фото 21). С 10.30 до 12.30 совершили радиальный выход на вершину горы Алявумчорр (1037 м). Движение по плато по камням, потом лёгкое хождение по мелким камням и песку (Фото 22), ближе к вершине - небольшой участок по ровной тундре. Вершина платообразная, есть трига (Фото 23). Широкая панорама с видом на озеро Имандра. По дороге прошли широкую, травянисто-осыпную седловину перевала Катастрофа Западный. Спуск с перевала проще подъема. Пологий травянисто-осыпной склон ведет в долину ручья, впадающего в Имандру в районе промзоны. Поворачиваем на восток и траверсируя хребет идем к озеру Каровому. Проходим под перевальным склоном перевала Овраг Тахтарвумчорра, полого поднимаемся на отрожек отделяющий цирк с озером от общего цирка перевалов Катастрофа Восточная и Овраг Тахтарвумчорра и выходим в плоскую долину с еле заметным уклоном в глубине которой лежит озеро. Цирк высокий, урез воды находится на отметке 812 метров. Погода хорошая, так что вид, несмотря на всю суровость высокогорной тундры очень красивый. Пообедали. Прохождение перевала заняло меньше времени, чем мы рассчитывали, однако решили дальше не идти и устроить заслуженную полудневку. Стоянок на озере нет, поэтому поиск места под палатки занял некоторое время. В конце концов поставили одну палатку в сотне метров от двух других (Фото 24). В 21 час поужинали. Вечером пошел дождь.
Фото 14. Общий вид перевалов Катастрофа В. и Катастрофа З. Путь подъёма.
Фото 15. Площадка перед снежником под косым кулуаром.
Фото 16. Пересечение снежного участка при подъеме на перевал.
Фото 17. Выход на полку под косым кулуаром.
Фото 18. Выход на полку под косым кулуаром.
Фото 20. Траверс осыпи перед выходом на перевальную седловину.
Фото 21. Группа на перевале Катастрофа Восточный.
Фото 22. Путь к вершине Алявумчорр по хребту от перевала Катастрофа Западный по мелким камням и песку.
Фото 23. Вершина Алявумчорр.
Фото 24. Стоянка на берегу озера Каровое. 08 августа 2020 года (Третий ходовой день) Начало движения: 7.40 Окончание движения: 15.10 Ч.х.время: 3 час. 30 мин. Набор высоты: 260 м Сброс высоты: 720 м
Ночью дождь прекратился, утром ясно, солнечно, высокие облака. Подъем в 6. От места ночевки за один переход (35 минут) по средней осыпи пологий подъем к перевалу Вопросик (Фото 24А). Перевальное ущелье представляет собой короткую тектоническую трещину в хребте на дне которой лежит плотный снежник (Фото 24Б). Ущелье красивое, узкая полоса снега и высокие скальные стены по обоим бортам (Фото 24В, 25). Немного не доходя до восточного выхода из ущелья, сворачиваем влево по ходу и по крутому снежнику протяженностью 7075 метров (вытаптываем ступени) поднимаемся из ущелья, выходя на осыпной гребень хребтика, отходящего от плато Тахтарвумчорр. Пологий подъем по мертвой осыпи и скальным ступенькам через 20 минут выводит на плоскую часть плато (Фото 26). Вершина 1077 практически не выделяется на плато. Просто на большом камне стоит маленькая помятая трига (Фото 27). За ней начинается сначала еле заметный, потом чуть более крутой спуск к краю плато. С края хорошо видно озеро Малый Вудъявр и город Кировск (Фото 28). По краю плато идем влево до выхода к ребру, разделяющему Молибденитовый цирк и цирк Поясов (второй и третий цирки Тахтарвумчорра). Начало спуска по ребру требует тщательного выбора пути и в плохую погоду или при отсутствии видимости может оказаться проблематичным. Скальные выходы на гребне обходим слева по ходу по полкам в разрушенных скалах над отвесными стенами цирка поясов. Ниже уходим вправо, переходя на склон цирка Молебдинитовый (Фото 29). Крутизна уменьшается, можно сместиться еще правее и спускаться по травянистоосыпному склону вдоль гребня (Фото 30). Встречаются участки мелкой плывущей осыпи. Есть остатки следов, придерживаясь которых можно выйти к выполаживанию у остатков локомобиля, когдато работавшего на руднике (Фото 31). Место известное, от локомобиля вниз идет нахоженная тропа, такая же тропа ведет наверх по склону к заброшенным штольням. Останавливаемся на отдых. Налегке поднимаемся к штольням (Фото 32, 32 А). Спуск с края плато до рудника занял 4550 минут чистого времени. После посещения рудника и отдыха продолжаем движение. Сначала 10 минут быстро спускаемся по тропе до первых деревьев. Затем сворачиваем влево, круто спускаемся по склону в долину и идем на север, обходя с запада озеро Малый Вудъявр. Троп нет, лес, участки бурелома. Вышли к небольшому озеру, у которого остановились на обед. После обеда продолжили движение в северном направлении и через 30 минут вышли на дорогу, ведущую в цирк Поясов у самого брода через Западный Поачвумйок. Свернули направо, перешли по камням ручей Западный Поачвумйок. С правой стороны от дороги, ниже по течению ручья (на левом берегу) в 50 метрах от дороги хорошие стоянки. Встали на ночевку (Фото 33).
Фото 24А. Вид на озеро Каровое с подъема на перевал Вопросик.
Фото 24Б. Выход на снежник на перевале.
Фото 24В. Перевал Вопросик. Перевальное ущелье.
Фото 25. Группа на перевале Вопросик.
Фото 26. Подъем по гребню на плато Тахтарвумчорр.
Фото 27. Вершина 1077.
Фото 28. Восточный край плато Тахтарвумчорр. Цирк Молибденитовый.
Фото 29. Начало спуска с плато Тахтарвумчорр. Проход под скалами.
Фото 30. Средняя часть спуска с плато Тахтарвумчорр.
Фото 31. Останки локомобиля.
Фото 32. У штолен бывшего рудника.
Фото 32 А Полка перед входом в штольни.
Фото 33. Стоянка на левом берегу ручья Западный Поачвумйок. 09 августа 2020 года ( Четвертый ходовой день) Начало движения: 7.40 Окончание движения: 21.15 Ч.х.время: 7 час. 30 мин. Набор высоты: 740 м Сброс высоты: 750 м
Подъем в 6 часов утра. Солнечно. Начали движение в 7.40. После выхода на дорогу прошли около 100 метров в сторону озера Малый Вудъявр после чего свернули влево по ходу и вошли в заросли кустарника и низкорослой березы. Пройдя метров 20 вышли к заросшей вездеходной колее, по которой пошли на север в сторону пятого цирка Тахтарвумчорра. Точнее, вначале колея идёт обратно на запад к реке, делает петлю, а потом уже поворачивает на север вдоль реки, постепенно от неё отдаляясь. Колею обнаружили заранее вечером 8 августа. Идти по ней проще и быстрее чем азимутом через лес. Через километр колея уходит резко направо в гору, а нам надо вдоль реки. От этого места стало возможно идти прямо вдоль реки по камням. Через два перехода вода в ручье исчезла, наполнили фляги, т.к. дальше воды не будет еще очень долго. Идем прямо по долине по траве и осыпям. Подошли к старому моренному валу. Слева по ходу на траверсе перевал Седло Тахтарвумчорра. (Фото 34) Подъем на моренный вал сменяется более пологим участком, за которым вырастает новый вал. Средняя мертвая осыпь. Появляются небольшие снежники. Крутизна в целом увеличивается. В 11 часов вышли в пятый цирк Тахтарвумчорра. По имеющемуся у нас описанию подъем на перевал Тахтар из цирка проходит по длинному снежнику, выводящему прямо на плато. Однако снег на склоне полностью отсутствовал. После некоторых колебаний решили подниматься по осыпи к месту минимальной высоты скального пояса, опоясывающего весь цирк, тем более что казалось, что в этом месте в ровном как стол плато имеется некоторое понижение. Пересекли небольшой снежник (Фото 35) и начали подъем по крутой (до 25°) местами живой осыпи. С подъема хорошо виден весь путь подхода. (Фото 36). Через 40 минут вышли к поясу бараньих лбов поднялись по полочкам легким лазанием к короткому участку средней и крупной осыпи (до 40°) выводящей к скальному поясу (Фото 37). По скалам навесили одну веревку перил до выхода на плато (Фото 38, 39). В самом конце подъема отвесная стенка 2,5 - 3 метра высотой. В этом месте рюкзаки поднимали отдельно. (Фото 40). Подъем выводит на широкое плато. Рядом стоит большой тур, записки в туре не обнаружили. Небо затягивает сплошная облачность, тихо, ветра нет. В 13 часов вся группа завершила выход на плато. Перевальная седловина перевала Тахтар оказывается в 150 метрах южнее точки выхода нашей группы на плато. В этом месте плато сужается до ширины 2-3 метра на коротком участке (Фото 41, 41А), при этом сама седловина всего лишь метра на полтора ниже плато, поэтому снизу заметить её невозможно. Южнее перевала на расширении обнаружили еще один тур, также без записки. В сторону Малой Белой спуск начинается с участка осыпи 25-30° протяженностью около 100 метров, выводящей к скальному участку (Фото 42). Протяженность скального участка 100-110 метров, средняя крутизна 55-60°. Почти отвесные стенки от 3 до 10 метров высотой сменяются полками и более пологими участками (Фото 43). Примерно посередине участка на склоне есть широкая полка очень удобная для организации перестежки. Навесили две веревки вертикальных перил на петлях, заведенных вокруг скальных выходов. Первая верёвка 40 метров до описанной ниже полки. Второй верёвки длиной 54 метра едва хватило до начала осыпи. (Фото 44, 45). Для сдёргивания пришлось сдваивать две верёвки по 40 метров и последнему идти с переcтёжкой на верёвке («дюльфер» через узел). На прохождение скального участка со снятием перил ушло 2 часа 20 минут (с 14 до 16.20). От нижней границы скал хорошо виден дальнейший спуск в долину Малой Белой (Фото 46). Продолжаем движение по крутой живой осыпи. Много живых камней, идем разомкнутым строем, следя за отсутствием участников ниже по склону. Спуск очень трудоемкий, перепад по высоте 550 метров, крутизна меняется от 30 в верхней части до 15-20°. После выхода к реке в 18.10 остановились на обед. От реки хорошо виден перевальный цирк, но сам перевал угадывается слабо. (Фото 47). Даём фото перевала со стороны Малой Белой крупным планом (Фото 47А) В 19.15 продолжили движение. Перешли вброд на правый берег реки Малая Белая. Брод несложен, 7-8 метров шириной, глубина ниже колена, течение среднее. По правому берегу идет хорошая тропа. Через переход (30 минут) вошли в лес. Еще через 20 минут движения тропу сменила полевая дорога. Всего после обеда сделали три перехода по 30-35 минут. Не дойдя до ручья Ферсмана метров 100, слева от дороги увидели незанятую стоянку. Остановились на ночевку в 21.15. Во время постановки лагеря начался дождь. Ужин под тентом. Сильный ливень. Отбой под дождем.
Фото 34. Вид на перевал Седло Тахтарвумчорра. Снято при движении в сторону перевала Тахтар.
Фото 35. Пятый цирк Тахтарвумчорра. Вид на запад в сторону перевала Тахтар.
Фото 36. Подъем к перевалу Тахтар. Вдали видны озера Малый и Большой Вудъявр.
Фото 37. Перевал Тахтар с востока. Вид от конца осыпного склона.
Фото 38. Последний этап подъема на плато Тахтарвумчорр. Скальный пояс.
Фото 39. Подъем по перилам на перевал Тахтар.
Фото 40. Выход на плато. Рюкзаки с полки поднимаются отдельно.
Фото 41. Седловина перевала Тахтар. Вдали виден тур в месте нашего выхода на плато.
Фото 41А. Седловина перевала Тахтар
Фото 42. Начало спуска с перевала Тахтар. Навеска первой веревки.
Фото 43. Первая веревка на спуске с перевала Тахтар.
Фото 44. Скальный пояс на спуске с перевала.
Фото 45. Вторая веревка на спуске с перевала Тахтар.
Фото 46. Вид в долину реки Малая Белая от подножия скального участка.
Фото 47. Перевал Тахтар из долины реки Малая Белая.
Фото 47А. Перевал Тахтар со стороны Малой Белой, верхний скальный участок крупным планом 10 августа 2020 года (Пятый ходовой день) Начало движения: 9.50 Окончание движения: 17.45 Ч.х.время: 6 час. 35 мин. Набор высоты: 665 м Сброс высоты: 645 м
Подъем в 8 часов утра. Пасмурно. Холодно. Всю ночь шел сильный дождь, закончился в 6 часов утра. Начали движение в 9.50. Через несколько минут подошли к ручью Ферсмана (Фото 48). Ширина 1215 метров, глубина ниже колена. Ниже по течению есть мост из брёвен, по которому перешли реку участники группы, не имеющие бахил (Фото 49). Дальнейшее движение по дороге вниз по долине Малой Белой заняло 45 минут. Метров за триста до брода через ручей Чильмана от дороги вправо отходит хорошая тропа, ведущая в долину этого ручья. Начало тропы легко проскочить, у начала тропы висит ленточка. Тропа идет через лес и далее по высокой береговой террасе левого берега. Ручей далеко внизу. Через два перехода по 35 минут выходим к границе леса. Пасмурно, сильный ветер, периодически идет дождь (Фото 50). Выше зоны леса тропа спускается ближе к воде. Переходим ручей по камням на правый берег. Цирк перевала южнее горы Чильмана хорошо просматривается от ручья (Фото 51). Прямо под седловиной сквозь пелену дождя виднеется пояс бараньих лбов. Поднимаемся по контрфорсу левее цирка. На подъем ушло 1,5 часа. Подъем по травянистому склону с участками осыпи, крутизна большей части не более 20°, только перед выходом на седловину немного круче. С гребня можно срезать последний участок подъёма на поперечный гребень и выйти, траверсируя склон, прямо на перевал. В 14.20 вышли на седловину. Седловина перевала широкая травянистая. Сложили тур. Сильный холодный ветер, туман, дождевые шквалы. В 14.40 начали спуск в долину безымянного ручья. Западный склон перевала немного круче восточного, мелкая осыпь, затем травянистоосыпной склон. За час спустились к началу подъема на перевал Каньон. Подъем на перевал по крутой средней осыпи. После входа в каньон набор высоты продолжается на всем протяжении перевального ущелья, но подъём положе первого участка (Фото 52). Движение медленное, завалы огромных каменных глыб приходится обходить очень аккуратно. Скользко, идем под сильным дождем. В ущелье движение вверхвниз через поперечные гряды камней. Подъем заканчивается выходом в сужение ущелья до 34 метров, за которым открывается склон долины ручья Медвежий Лог. Здесь же на скальном выходе тур. На перевал вышли в 17 часов (Фото 53). Спуск с перевала в долину занял 40 минут. Травянистый склон с полосами ягеля. Скользко и сыро. Вдоль реки идет слабая тропа. Через 1015 минут после спуска с перевала вышли к стоянке, перейдя левый исток ручья, на которой остановились на ночлег. Стоянка на слиянии истоков ручья Медвежий Лог. Повесили тент, пообедали, поставили лагерь. В 18 часов дождь закончился. Холодно, низкая облачность (Фото 53 А). 21 час - ужин, 22 часа - отбой.
Фото 48. Дорога пересекает ручей Ферсмана.
Фото 49. Мост через ручей Ферсмана.
Фото 50. Долина ручья Чильмана. Граница зоны леса.
Фото 51. Перевал южнее горы Чильмана с востока.
Фото 52. Перевал Каньон (Медвежья щель 2).
Фото 53. Перевал Каньон с севера.
Фото 53 А. Вечер в долине ручья Медвежий Лог. 11 августа 2020 года (Шестой ходовой день) Начало движения: 9.10 Окончание движения: 18.20 Ч.х.время: 6 час. 00 мин. Набор высоты: 980 м Сброс высоты: 560 м
Подъем в 7 часов утра. Сильный дождь, перенесли подъем на 8 часов. Холодно. Начали движение в 9.10. Идем на север в сторону перевала Почтальон (н/к). Слабая тропа по лесу, пологий набор высоты. Слабый дождь иногда прекращается, но изза воды с деревьев, кустов и высокой травы все быстро промокают. На две минуты выглянуло солнце, но тут же снова скрылось. Небольшое озерцо перед входом в перевальное ущелье обходим справа по ходу. Поднимаясь, потихоньку втягиваемся в ущелье, дно которого завалено средней и крупной осыпью. В конце ущелья есть тур (Фото 54 А). На весь путь от места ночевки до выхода к перевальному туру затратили 2 часа 15 минут. Спуск с перевала в долину Нефелинового ручья занял 30 минут по некрутому склону, покрытому травой и мокрым скользким ягелем. Вышли к сухому руслу, но в ста метрах выше по долине обнаружили воду (Фото 55, 56). С 12.10 до 13.30 - обед. В 13.30 начали подъем на перевал Импульс (он же Юмъекорр Южный). За два перехода (1,5 часа) по осыпи средней крутизны поднялись к узкому разлому в хребте (Фото 57). 10 минут лазанья по завалу из крупных камней до выхода к туру. В верхней трети подъема вошли в облако, холодный ветер, дождь, видимость ограничена, но путь выхода на перевал очевиден. В 15.35 свернули на юг, по осыпи 1520° крутизной вышли на хребет. Дальнейший путь в тумане с ограниченной видимостью, придерживаясь крутого западного склона (скальные обрывы), через 50 минут приводит к туру на вершине горы Кудрявцева (Фото 58). Вершина выражена очень слабо, незначительно возвышаясь над платообразным хребтом. Погода исключительно плохая, резкий ветер, дождевые шквалы, очень холодно. Принимаем решение отказаться от радиального выхода на вершину Рабо изза отсутствия видимости. В 16.40 начали спуск по северовосточному ребру. Мертвая осыпь, уклон 510°. Через 500 метров сменили направление движение на восточное. Спуск делается круче, а осыпь мельче. Через 50 минут движения вышли из облака на выполаживание в хребте. Прямо впереди небольшое возвышение. Прямо напротив в восточном направлении открылся вид на цирк Ферсмана. С седловинки перед возвышением сворачиваем влево на крутой склон над руслом безымянного ручья - левого притока Меридионального ручья. Спускаемся влевовниз по травянистому склону крутизной 2025° до выхода к ручью, затем вправо вдоль ручья до выхода к набитой тропе на левом берегу Меридионального. На спуск потребовалось 50 минут. Дождь на некоторое время прекращается, но низкие черные тучи не позволяют надеяться на улучшение погоды. Принимаем решение не подниматься в цирк Ферсмана, а остановиться на ночлег в долине Меридионального ручья с тем, чтобы на следующий день, в зависимости от погоды, либо идти на перевал Полночный, либо отказаться от его прохождения. В поисках места для ночевки прошли примерно 500 метров вниз по долине до первых стоянок. Место не очень удобное, открытое, но к вечеру ветер стих поэтому ставим лагерь (Фото 59). Вечером слабый дождь, отбой в 20.30.
Фото 54. Представитель местной фауны.
Фото 54 А. Группа у тура на перевале Почтальон.
Фото 56. Долина Нефелинового ручья. Вид на север на перевал Нефелиновый (он же Денискина радость).
Фото 57. Перевальный взлет перевала Импульс из верховьев Нефелинового ручья.
Фото 58. Гора Кудрявцева.
Фото 59. Лагерь на левом берегу Меридионального ручья. 12 августа 2020 года (Седьмой ходовой день) Начало движения: 9.50 Окончание движения: 14.30 Ч.х.время: 3 час. 40 мин. Набор высоты: 400 м Сброс высоты: 160 м
Подъем в 7 часов утра. Дождь, перенесли подъем на 8 часов. Холодно. К 8 утра дождь прекратился. Пасмурно, низкая облачность. Приняли решение обойти плато Часначорр по долинам рек и выйти под перевал Полночный с северной стороны. Окончательно отказываться от попытки пройти перевал не хочется, надеемся на улучшение погоды на следующий день. Начали движение в 9.50. Перешли на правый берег Меридионального ручья прямо напротив места ночевки. Переправа с использованием бахил не вызывает сложности. Широко, но мелко и течение не сильное. Участники, не имеющие бахил, перешли по камням для чего пришлось затратить порядка 20 минут на выбор пути движения. По правому берегу идет хорошая тропа (Фото 60). С 10.20 до 11.40 за два перехода доходим до места впадения ручья Часнайок в Меридиональный. Здесь в густом лесу есть хорошие стоянки (Фото 61). Продолжаем движение вверх по левому берегу Часнайока. Первый переход по лесу по хорошей тропе. Затем два перехода выше зоны леса по травянистой долине. В верхней части пересекаем заболоченный участок, за ним небольшой взлет по старой морене и выход к озеру под перевальным склоном перевала Южный Чоргорр (Фото 62). Движение по долине Часнайока заняло 2,5 часа. У озера хорошие стоянки на северном берегу. Ставим лагерь (Фото 63). В 15.30 обед. После обеда организуем разведку перевалов Северный Часначорр и Полночный, для чего выдвигаемся под скальную стену северного края плато Часначорр (Фото 63 А). Разведка показала, что перевала Северный Часначорр 1Б к.сл. не существует. В месте указанном на карте в скалах северного цирка Часначорра есть узкий кулуар на вид весьма камнеопасный и требующий перильной страховки на 34 длины. При этом верхняя часть кулуара имеет крутизну не менее 60°. Сложность прохождения данного перевала оценили как 2Б (Фото 64). Что касается Полночного, то по описанию весь подъем на него должен был идти по снежному склону крутизной до 40°. Однако фактически в средней части кулуара снег отсутствовал, и подъем требовал движения по достаточно сложным скалам (Фото 64). Отложив окончательное решение о дальнейших действиях на завтра, отдыхаем и ужинаем под тентом. Снова идет дождь (Фото 65). Отбой в 21.00
Фото 60. Тропа в долине Меридионального ручья.
Фото 61. В лесу над устьем реки Часнайок.
Фото 62. Перевал Южный Чоргорр.
Фото 63. Стоянки у озера под перевалом Южный Чоргорр.
Фото 63 А. Северная стена плато Часначорр.
Фото 64. Перевал Северный Часначорр.
Фото 65. Перевал Полночный с северной стороны от начала перевального взлета.
Фото 66. Ужин под тентом в цирке перевала Южный Чоргорр. Дождь. 13 августа 2020 года. (Восьмой ходовой день) Группа разделилась на три подгруппы.
Начало движения: 8.00 Окончание движения: 13.00 Ч.х.время: 2 час. 00 мин. Набор высоты: 140 м Сброс высоты: 140 м
Начало движения: 9.00 Окончание движения: 20.00 Ч.х.время: Набор высоты: 450 м Сброс высоты: 450 м
Подъем в 7 часов утра. Пасмурно, ветер, но облака выше края плато, дождя нет. Принимаем решение выдвигаться к перевалу Полночный. Начало движения в северном направлении в обход озера под перевалом Южный Чоргорр справа по ходу. Далее пологий подъем по осыпи до озера с урезом воды 777 метров под стеной цирка плато Часначорр. От озера начинается узкий кулуар перевала Часначорр Северный (фото 67). Далее направление движения меняется, плавно поворачиваем на запад. Между скальной стеной слева и моренным валом справа лежит длинный снежник, по которому очень удобно идти. Озеро Прозрачное наполовину покрыто льдом (фото 68). Под перевалом Полночный моренный выход, на котором можно остановиться для подготовки к подъему. Время движения от базового лагеря один час. После ухода части участников на перевал Полночный вернулись в базовый лагерь по пути подъема. Ниже приводится описание радиальнокольцевого выхода на вершину Часначорр, составленное руководителем выхода Цуриновым Ф.А. Техническое описание маршрута: Лагерь у озера в цирке с западной стороны перевала Южный Чорргор - Пер. Полночный со стороны цирка пер. Юж. Чорргор - г. Часначорр - перевал Юж. Чорргор - исходный лагерь (радиальнокольцевой маршрут). Использованное снаряжение:
Описание маршрута: Вышли из лагеря на северном берегу озера в цирке под западным взлётом перевала Южный Чорргор. К началу подъёма на перевал Полночный подходили по дуге, вдоль стены цирка по тальвегу долины, вначале к озеру на высоте 777 м, далее к озеру «Прозрачное» на высоте 840 метров. От озера 777 м к озеру 840 метров лежит пологий снежник, путь легко проходится по снежнику (Фото 69). Подъём на перевал Полночный проходит по относительно широкому снежноскальному кулуару, несколько развёрнутому на северозапад, поэтому сам кулуар не просматривается из цирка под перевалом Южный Чорргор и на подходе до тех пор, пока не подойдёшь под самый кулуар. От осыпи под перевальным склоном до входа собственно в перевальный кулуар поднимаемся по снежнику, крутизной в нижней части градусов 15, а в верхней части градусов 35. Перепад высоты от начала подъёма до входа в кулуар около 30 метров (Фото 70). На входе в кулуар с левой по ходу стороны склона бараний лоб, вокруг него мульда, между мульдой и противоположной стенкой кулуара проход по снежному мосту шириной около 2 метров, далее кулуар расширяется метров до 10 и более. От входа в кулуар идёт вверх снежник крутизной примерно 40 градусов и протяжённостью около 60 метров. Далее снежник обрывается, кулуар резко сужается до камина шириной не более 2 метров крутизной 90 градусов, камин перекрыт нависающей «пробкой» в виде огромного камня. От мульды на входе в кулуар начинаем провешивать первую верёвку 40 метров по снежнику, выпуская первого с нижней страховкой через промежуточную страховку на крючьях в скале левого по ходу борта. В принципе крутизна позволяет пройти и без перильной страховки при отсутствии тяжёлых рюкзаков, на «три такта» на кошках с ледорубом (Фото 71). Проходим не всю верёвку, примерно метров 35, делаем станцию на левом по ходу скальном борту кулуара (Фото 72). Отсюда начинаем обход камина с «пробкой» по скалам левого борта кулуара, провешивая вторую верёвку 40 метров. Выход из кулуара на скалы проходит через скальную стенку примерно 1,5 метра в высоту, далее - свободное лазание влевовверх по косой полке, а потом по скальному кулуарчику, идущему параллельно основному кулуару (Фото 73). При наличии сухих скал лазание не представляет особой сложности (крутизна от 45 до примерно 75 градусов, категория 4 по скалолазной классификации, точно не выше 5а), однако много живых камней, в том числе больших «чемоданов», в связи с этим лезть необходимо крайне осторожно, и даже хорошо, что страхующий оставался в основном кулуаре, сбоку, а не под лезущим первым участником, хотя в таком положении страхующий не видит лидера. На этом участке лидер идёт без рюкзака (Фото 74). Вторая верёвка 40 м провешивается по описанным скалам до косой полки на уровне скальной «пробки» в основном кулуаре, делаем станцию на крючьях в левом борту кулуара. Выше «пробки» в основном кулуаре - бесснежный участок скального камина ещё метров 40. Продолжаем обходить его слева по ходу по тому же параллельному кулуарчику, провешивая третью верёвку (54 метра, но используем не всю длину до станции на уровне начала снежника по дну основного кулуара) (Фото 75). Лидер идёт с рюкзаком (рюкзаки лёгкие, т.к. это радиальный маршрут) свободным лазанием с нижней страховкой (тот же характер лазания, что и ниже, здесь скалы немного положе, не более 50 градусов, но последний участок движения по скалам проходит по «бараньему лбу», лазание осложняется начавшимся дождём, скалы становятся скользкими, лазание усложняется. Здесь снова «живые» камни, в т.ч. большие, камнеопасно, движение необходимо осуществлять очень аккуратно. 4ую верёвку 40 метров провешиваем от скальной полки у начала верхнего снежника и далее по снежнику в основном кулуаре до большого камня посредине кулуара, верёвку закрепляем на ледорубе (Фото 76, 77). 5ую верёвку 54 метра, 6ую верёвку 40 метров, 7ую верёвку 40 метров провешиваем также по снежнику, первый с лёгким рюкзаком поднимается с нижней страховкой на «три такта», станции делаем в правом по ходу борту кулуара на скальных крючьях, станции 5ой и 6ой верёвок в правом рантклюфте снежника, у 7ой верёвки - на небольшой полке. Здесь кулуар сужается, на снежнике «мост» шириной меньше метра, но справа по ходу низкие пологие скальные полки, по которым можно пройти, как по большим ступеням. Станция на этих же полках (Фото 78 - 82). 8ая верёвка - 54 метра, от конца 7ой верёвки её хватает до самого верха. Станцию делаем также на скале за перегибом снежника в самом его конце, уже почти на перевальной седловине. В верхней части кулуара снежник раздваивается, обходя скалу в центре, мы движемся по левому (по ходу) более широкому и пологому «рукаву», правый обрывается скальным участком (Фото 83). От станции, на которой закреплена 8ая верёвка - выход на перевальную седловину по пологому ущелью метров 10. Перевал представляет собой участок плато, перерезанный «мини» каньоном, идущим в продолжение кулуара, глубиной в половину человеческого роста (Фото 84). Спуск в цирк Ферсмана просматривается, там осыпной склон крутизной 3035 градусов, который далее постепенно выполаживается, можно спуститься или подняться пешком (Фото 85, 86). После обеда на перевале выходим по гребню в стороны вершинного плато горы Часначорр. От перевала набор высоты примерно 50 метров, очень пологий, почти незаметный (Фото 87). Геодезическую тригу на г. Часначорр посередине плато в тумане мы нашли не сразу (Фото 88). От вершины выходим на северный гребень г. Часначорр в сторону перевала Ю. Чорргор. Т.к. заведомо известно, что гребень к перевалу Ю. Чорргор обрывается скальным сбросом, начинаем спускаться с гребня вправо по ходу, т.е. на восток, в сторону долины ручья Петрелиуса. Спуск здесь проходит медленно, т.к. склон представляет собой довольно крутую «живую» осыпь, причём под осыпью местами «бараньи лбы» и скальные плиты, иногда мокрые, склон крутизной 35, иногда до 40 градусов, едет под ногами. Ниже склон выполаживается. Спускаемся влевовниз до 780 метров высоты по альтиметру и далее, траверсируя склон без потери высоты, выходим на снежник, идущий с седла перевала Южный Чорргор в сторону долины ручья Петрелиуса. По нему быстро поднимаемся на перевал Ю. Чорргор. Спуск с перевала в лагерь на озере в западном цирке идёт по осыпи, хорошо известен и не представляет сложности (Фото 89). Примерный График движения: Общее время на маршруте 11 часов, с 9 утра до 8 ч. вечера. Выход из лагеря на озере в западном цирке перевала Ю. Чорргор примерно в 9 утра., около 1 часа подход к началу подъёма на перевал Полночный. Подъём на перевал Полночный с 10 до 16 часов (около 6 часов). Обед на перевале, далее траверс вершины Часначорр и возврат в лагерь через пер. Ю. Чорргор с 17 до 20 часов.
Фото 67. Озеро 777 и перевал Северный Часначорр.
Фото 68. Озеро Прозрачное.
Фото 69. Подход к перевалу Полночный.
Фото 70. Начало подъема на перевал Полночный.
Фото 71. Первая веревка. Подъем по снежнику под скальную пробку в основном кулуаре.
Фото 72. Конец первой веревки. Вид вверх по основному кулуару.
Фото 73. Провешивание второй веревки по скалам в обход пробки.
Фото 74. Вторая веревка.
Фото 75. Третья веревка.
Фото 76. Четвертая веревка. Переход на снежник в основном кулуаре.
Фото 77. Вид вниз от выхода на верхнюю часть снежника.
Фото 78. Пятая веревка.
Фото 79. Движение по перилам по снежнику в основном кулуаре.
Фото 80. Конец пятой и шестая веревка.
Фото 81. Переход от станции на подъем по шестой веревке.
Фото 82. Седьмая веревка. Дождь.
Фото 83. Вид сверху на путь подъема.
Фото 85. Вид с перевала Полночный на цирк Ферсмана.
Фото 86. У тура на перевале Полночный.
Фото 87. Гора Часначорр.
Фото 89. Спуск к лагерю с перевала Южный Чорргор Продолжение. Часть 2 здесь |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||