Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном маршруте 4 к.с.по Северо-Чуйскому хребту (Алтай),совершённом сборной Московской области в период с 25 июля по 14 августа 2020 годаОбщие сведения
Заявленная п.Цемса - д.р.Льядон - пер. Сталь Ю.(2А) - д.р. Бугультадон - д.р. Дзамарашдон – пер.Мидаграбин (1Б) - пер.Дергалина (2Б) - д.р. Цариитдон - п.Хидинус - п.Джимара - д.р. Цатадон - пер. Цата(2Б) - г.Шаухох(1Б, рад.) – л.Гольда - л.Майли - п. ОЖД - г.Казбек(2А)- д.р. Геналдон – п.Кармадон Пройденная п.Цемса - д.р.Льядон - пер. Сталь Ю.(2А) - д.р. Бугультадон - д.р. Дзамарашдон – пер.Мидаграбин (1Б) - пер.Дергалина (2Б) - д.р. Цариитдон - п.Хидинус - п.Джимара - д.р. Цатадон - пер. Цата(2Б) – л.Гольда - л.Майли - п. ОЖД - г.Казбек(2А) - д.р. Геналдон – п.Кармадон Обзорная карта региона и трекСмотри Приложение 1. Ссылка на трек: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=xonjscbqutyfzwpz Определяющие препятствия
Состав команды
Большая часть территории Северной Осетии принадлежит горам. Считается, что горы – это главное достояние республики. Именно для того, чтобы покорить горные вершины или полюбоваться на них, ежегодно в Аланию едут сотни туристов. На юге и юго-западе республики лежат сразу несколько хребтов Центрального Кавказа. Самый низкий из них – Лесистый. Вершины этой горной системы в среднем достигают 1300 м, и все они скрыты под плотным слоем лесной растительности – отсюда и название хребта. Пастбищный хребет лежит сразу за Лесистым, его высота – 1800 м над уровнем моря. Скалистый хребет еще выше Пастбищного, и свое название он получил из- за особенностей вершин в своем составе: горы Скалистого хребта высокие, с отвесными склонами и ущельями. Самые высокие из них: Столовая гора, Кион-хох, Кариу-хох, Тбау- хох, Урс-хох и Уаза-хох — все выше 3000 м. Еще один хребет – самый древний – Боковой. Высочайшие его вершины – Джимарай-хох (4776 м) и Казбек. Водораздельный хребет – пятый на территории Северной Осетии – также включает в себя вершины высотой 3000– 4000 м. Подъезды к началу маршрута и организация забросок В транспортном отношении район хорошо развит, дороги есть во всех крупных долинах, многие - асфальтовые. В долине Геналдон, по которой сошел ледник Колка в 2002 году, дорогу восстановили, но пока без асфальта. Мы добирались из Владикавказа до д.р. Льядон, пользовались услугами Руслана Дзодзиева, руководителя турклуба Эдельвейс во Владикавказе. (координаты указаны в разделе «Адреса и контакты»), путь занял около 2 часов. Ехали на двух легковых машинах (Нива). Маршрут был разбит на два этапа с организацией одной заброски. Учитывая относительно простую транспортную доступность района и ограниченность во времени, мы не стали сразу отвозить заброску, а оставили ее нашим водителям. Договорились с Русланом что, когда мы выйдем в поселенок Фиагдон, позвоним ему по мобильному телефону (мобильная связь работает) и он доставит нам нашу сумку. Адреса и контакты
Теоретически на части маршрута располагается Северо-Осетинский заповедник (район перевала Сталь Ю. и д.р. Бугультадон). У нас была информация о том, что туда требуется оформление пропусков, но этот вопрос мы не стали прорабатывать заранее, решив разобраться по ситуации. В итоге мы не встретили людей, контролирующих посещение заповедной зоны, но табличка в д.р. Бугультадон стоит. Безусловно, в течение похода, как в зоне заповедника, так и вне его, мы соблюдали неписаные туристские правила - не оставляли мусор, а также не рвали цветы и т.д. - после нас природа должна остаться такой же, как и была. Наиболее важный момент — это пограничная зона. В Северной Осетии, в отличие от КБР и КЧР, процедура оформления пропусков строже, некоторые группы оформляли их на месте 2-3 дня. Этим вопросом мы озаботились заранее и подали заявку за 40 дней до похода, через портал Госуслуг. Готовый коллективный пропуск был получен на центральной погранзаставе г. Владикавказа. Отдел, выписывающий пропуска, работает 5 дней в неделю, и если планируете забрать пропуск в выходные, необходимо договориться чтоб его оставили на КПП.
Поисково-спасательная служба
Основные сведения о походе Общая идея похода Основной идеей похода было отдых и освоение большей частью команды района Северной Осетии, а также выполнение спортивной программы похода IV КС с целью выработки и тренировки соответствующих навыков. Попутно была поставлена цель – изучить и составить подробное описание района перевала Дергалина (2Б), информация по которому отсутствовала. Аварийные выходы с маршрута
Изменения маршрута и их причины По маршруту были произведены следующие изменения: Радиальное восхождение на гору Шаухох не пошли. Решили сэкономить время на возможную отсидку под г.Казбек. Остальной маршрут был пройден по плану. График движения
*Километраж указан по GPS, то есть уже с учетом коэффициента.Высотный график
Изменения в графике движения Реальный график прохождения маршрута несколько изменился по сравнению с заявленным в силу нижеперечисленных обстоятельств. Более подробно обоснования изменения графика и маршрута изложены в техническом описании соответствующих дней.
Такая таблица дает возможность представить себе пройденный день в целом, увидеть его главные параметры, которые часто приходится выискивать, а то и высчитывать в тексте технического описания.
День 0, 30.06.18
В 13:00 самолёт со всеми участниками приземлился в аэропорту города Владикавказ. Получив багаж, все вышли на парковку перед аэропортом. Все, кроме командира. Организатор всего мероприятия и по совместительству – автор данного произведения, прибыл в г. Владикавказ на фирменном поезде 034С в 9:58 того же дня. Прокатившись на поезде, командир решил две проблемы – доставил газовые баллоны и получил погранпропуска, и к прилету команды, ожидал на парковке вместе с водителями.
Рисунок 1 Прибыли в г. Владикавказ Заброску организовали на двух легковых машинах (Нива), контакты водителей указаны в разделе «Адреса и контакты». Дорога до п. Цемса заняла 2 часа, далее мы свернули с асфальтированной дороги на грунтовку, ведущую вверх по д.р.Льядон. Здесь, на вьезде в долину реки, расположен пост МЧС (на левом берегу) а за ним пограничный пост со шлагбаумом. У пограничников пришлось задержаться, долго проверяли документы и выясняли точную нитку маршрута.
Рисунок 2 За погранпостом дорога становится хуже, и окончательно обрывается у старого поселка «Тапанкау». В 16:00 мы выгрузились из машин. Порядка часа, мы разбиралась в своих вещах и формировали заброску, которую отправили с нашими водителями назад в г. Владикавказ. Там она будет ждать нашего звонка, и в течении 1.5 часов будет доставлена. Отойдя 300 метром от Тапанкау, мы встали лагерем на ровных каменистых площадках на правом берегу р Льядон. Высота 2100 м. Дальше долина сужается и склоны становятся заметно круче. В 18:00 – начинаем готовить ужин и параллельно заканчиваем последние приготовления к походу. В 21:00 отбой. День 1, 01.07.18
Дежурные встали в 6:00, остальная группа в 6:30. Позавтракали, завершили последние приготовления и в 7:50 выдвинулись с места ночевки. Погода солнечная, небо чистое, без облаков. Через 300 м. тропа подходит к мостику через реку Льядон. Перейдя на левый берег тропа резко уходит вверх по травянистому склону. По ходу движения проходим небольшие развалины старых поселений. Набрав 50 м высоты тропа выполаживается и начинает траверсировать левый склон долины.
Рисунок 3 Через 30 минут дорогу преградил приток реки Льядон, переправу найти не удалось. Бродим приток в кроссовках по одному. В 8:40 продолжаем движение по тропе вверх по долине. После брода тропа вновь уходит вверх по склону, далеко от русла реки. Вода на склоне периодически встречается в небольших ручьях.
Рисунок 4 В 9:20 устроили привал на 15 минут, к этому времени тропу уже потеряли из виду в густой траве. Далее движемся ориентируясь на большую сыпуху, спускающуюся в долину реки из цирка перевала Сталь Ю. В 10:00 дошли до нашей сыпухи и начали подъем вдоль нее. Воды в кармане осыпи нет, поэтому ей стоит запостись заранее перед подъёмом. Крутизна склона до 25 град. Река Льядон остается внизу
Рисунок 5 В 10:35 останавливаемся на привал у крупного камня. К этому времени группа сильно растянулась. Никите подъем совсем не давался. Ждем отстающих полчаса и продолжаем подъем. В 11:20 делаем вынужденную остановку, Никита далеко внизу. Принимаю решение полностью разгрузить его. Отстающий жалуется на головокружение, тошноту и слабость. Воды здесь нет, наши запасы воды на исходе, поэтому остановиться здесь для обеда и длительного отдыха нет возможности. Полностью разгрузив Никиту, выдвигаемся дальше, надеясь найти источник воды выше. Набрав еще 120 метро высоты, вышли на небольшой снежник в кармане сыпухи. Выше снежника виднеется спасительный ручей. Поднялись до ручья и в 12:30 остановились на обед в кармане сыпухи. Высота 2880 м.
Рисунок 6 В 14:00 выходим с обеда. Самочувствие Никиты после разгрузки и отдыха улучшилось. Пошел бодрее. Продолжаем двигаться по средней и крупной осыпи.
Рисунок 7 За два перехода к 16:00 выходив в цирк перевала Сталь Ю. Цирк засыпан крупной осыпью. Воды не видно. По отчетам предыдущих групп, ищем оборудованные места ночевки в правой части цирка на гребне маренных валов.
Рисунок 8 После небольших поисков, обнаружили оборудованные площадки под палатки и встали лагерем в 16:30. Воды в этом месте в свободном доступе нет (журчит глубоко под камнями). После продолжительных раскопок, удалось отрыть колодец в камнях. В последствии выяснили что по времени и силам, проще было сходить к небольшому ручью, стекающему со скал в 800м от лагеря. В 20:00 отбой. Высота 3180 День 2, 02.07.18
Сегодня решили встать пораньше, чтоб иметь запас по времени на прохождение перевала и пройти его в хорошую погоду. В этом районе, после обеда, часто портиться погода. Дежурный встал в 4:00, все остальные на 30 минут позже. Завтракаем, собираемся. Утро тихое и ясное. Выходим в 6:00.
Рисунок 9 За два перехода, по снежному склону доходим до выступающих скал. Далее движемся вдоль скал, набирая высоту. Склон засыпан снегом. С утра снег твердый удобно подниматься и бить ступени. Движемся с самостраховкой ледорубом, без кошек. За 50 метров до перевала, склон переходит в живую сыпуху. Движемся плотной группой, из под ног летит много камней.
Рисунок 10 В 8:10 поднимаемся на перевальную седловину. С нее открывается отличный вид на ледник Тепли Ю. и окрестности.
Рисунок 11 Сняли записку группы туристов из Москвы МГЦТК под руководством Хазовой О.С. от 19.08.2015 г. Вниз склон обрывается крутым скально-осыпным склоном. Надеваем системы и предвкушаем быстрый (долгий) спуск. В 08:45 начинаем спускаться, провешивая первую веревку. Станцию организуем на удобном большом камне, на котором уже висит много старых петель. Общее направление спуска – влево.
Рисунок 12 Провесили две веревки, до небольшой скальной гряды, по гребню которой можно приспуститься вниз без перильной страховки. Станцию №2 и №3 организовали на скальных крючьях. Со сдергом первой веревки возникли проблемы – она не сдернулась. Пришлось подниматься и расправлять узел, застрявший в карабине (удавке).
Рисунок 13 Третью веревку вешаем от края скальной гряды, по снежно - ледовому склону. Теоретически, здесь можно спуститься на три такта, но где-то под снегом есть бергшрунд, мы решили не рисковать.
Рисунок 14 Общая схема прохождения перевала, представлена на рис. 14. Участок 3-4 мы прошли с самостаховкой ледорубом. В 12:45 вся команда оказалась на леднике Тепли Ю. В связках мы продолжили спуск по закрытому леднику. В 13:30 вышли к мутной речке, вытекавшей из под языка ледника. Снимаем системы, развязываемся, отдыхаем. Решили не устраиваться горячий обед, а пройти еще один переход до хороших стоянок и встать на ночевку. В 13:50 вышли с привала и через 40 минут уже разбивали лагерь на ровных песочных площадках. Вода в небольшом ручье, впадающем в мутную речку.
Рисунок 15 Весь оставшийся день отдыхаем, загораем на солнышке, стираемся, купаемся. Погода радует. Вытота 2990 м. Отбой в 20:30.
Рисунок 16 День 3, 3.07.18
Погода снова нас радует – солнечное утро и чистое небо. В 6:00 выходим с места ночевки. Сейчас мы находимся на территории Северо-Осетинского государственного природного заповедника, пропусков у нас нет. В связи с этим стараемся поскорее покинуть его территорию.
Рисунок 17 Движемся по маренному валу, постепенно переходящему в травянистые склоны. Через два перехода спустились к минеральным источникам в д.р. Бугульдон.
Рисунок 18 От минеральных источников начинается грунтовая дорога вниз по долине. Прямо по ней течет небольшой ручей. На противоположном склоне виднеется ЛЭП и серпантинная дорога, идущая под ней. Движемся по грунтовой дороге, периодически перепрыгивая через небольшие ручьи.
Рисунок 19 Через еще два перехода дошли до моста, ведущего на правый берег д.р. Бугульдон. Здесь же находится и граница заповедной зоны с соответствующей табличкой. Через пару километров, дорога уперлась в большую канаву, на дне которой тек маленький мутный ручеек. Как мы потом выяснили, это следы селевого потока, сошедшего за несколько дней до нашего прихода. Перейти препятствие не составило труда. Долина запомнилась нам живописными лугами, пасущимися табунами лошадей и величественными постройками древности.
Рисунок 20 Дорога выходит в д.р Фиагдон. В 11:30 Мы вышли к мосту через р. Дзамарашдон, грунтовая дорога уходила по нему вниз по течению. Но наш дальнейший путь лежал вверх по течению. Дорога вверх по течении идет по левому берегу реки Дзамарашдон. Через 1 км упираемся в небольшой пешеходный мост на правый берег. Недалеко от моста находится дом пастуха, так-же на правом берегу. Перейдя речку по мосту и пообщавшись с пастухом, решили встать на обед в 800 метрах выше, у небольшого притока реки Дзамарашдон – Сырха. По словам пастух выше по течении больше нет чистых источников воды, вода в Дзамарашдоне мутная а вот в Сырха вода кристально чистая и очень вкусная. В 12:30 встали на обед и потратили на него 1.5 часа. В 14:00 продолжили движение вверх по течению. Через 800 метров дорога вновь переходит на левый берег реки. Есть небольшой пешеходный мост, но чтоб к нему подойти ноги придется намочить всеравно. По левому берегу проходим еще 1.5 км. Здесь тропа вновь переходит на правый берег реки. Переправляемся по пешеходному мосту и устраиваем привал. С этого места начинается подъем в ущелье Дзамарашдон и тропа сразу начинает круто уходить вверх по склону, короткими серпантинами. Передохнув 15 минут, начинам собираться. Но замечаем двух всадников на лошадях, догоняющих нас из низовий долины. Это пограничный патруль. Пришлось задержаться, для проверки документов и выяснений точного графика нашего движения в пограничной зоне. Сьемка в пограничной зоне запрещена, поэтому фотографий этих мест у нас нет. Попрощавшись с погранцами, начинаем утомительный подъем в ущелье. Тропа хорошо набита. Слева от тропы протекает слабый ручеёк, в котором можно пополнить запасы воды. Постепенно тропа теряется в густой траве, а потом снова неожиданно появляется. Ущелье узкое, с крутыми склонами. Удобных мест для ночевки почти нет, да и вода в реке мутная. По прочитанным отчетам, знаем примерное место, где можно удобно переночевать, на травянистых площадках за скальным барьером, туда и планируем дойти. Весь путь по ущелью составил 3 км, но с большим набором высоты. Финальный участок нужно держаться ближе к реке, а не набирать высоту по тропе, ведущей в верховья ущелья.
Рисунок 21 В 16:30 добрались до нужного места. Все очень устали и первые 30 минут посветили отдыху на приятной травяной поляне под лучами заходящего солнца.
Рисунок 22 Вода в реке, в этом месте была чистая, что нас и расслабило. Спустя 30 мин, когда пришло время набрать воды для ужина, вода в реке уже текла темно серого цвета. Мы нашли небольшую заводь с проточной водой немного выше по течению. Здесь еще не успела просочиться грязь. Набрали сразу и на завтрак. Отбой в 21:00. День 4, 4.07.18
В связи с напряженным вчерашним днем, сегодня поспали подольше. С утра отличная погода, небо чистое. Собираемся и в 7:00 выходим из лагеря. Движемся вверх по ущелью Дзамарашдон к перевалу Мидаграбин. Тропы нет. Через полтора километра вышли на оборудованные площадки в месте разделения речки на два притока. Поворачиваем к левому притоку и условно начинаем подъем вдоль него. Условно потому, что открытой воды здесь уже нет, ручей течет глубоко под камнями. Подъем на перевал не вызвал затруднений. Представляет собой длинный и нудный подъем по средней и мелкой осыпи. Ориентируемся по GPS очень много похожих седловинок рядом.
Рисунок 23 В 9:45 поднялись на перевал Мидаграбин 1Б (3730м.). Сняли записку группы туристов ТСК «Вершина» г.Волгоград под руководством Файзулиной И.К. от 5.07.17 г. Осмотрев спуск, принято решение спускаться на личной технике. В 10:15 начали спуск. Спускаемся 20м «на три такта», затем с самостраховкой ледорубом. Снежный склон до 30 градусов.
Рисунок 24 Дальнейший спуск проходит по открытому леднику, переходящему в моренные насыпи. К 11 часам спускаемся к ровным каменистым площадкам. Перед нами открывается путь подьма на наш следующий перевал – Дергалина, поэтому дальше спускаться нет смысла и мы решаем пообедать и тут-же разбить лагерь. Открывается отличный вид на ледник Мидаграбин.
Рисунок 25 После обеда сходили на разведку пути подъёма на перевал Дергалина. Свежих описаний перевала найти нам не удалось, поэтому надо было оценить соответствие перевала его категории. Разведка показала, что подъем на перевал представляет собой скально-осыпной склон с небольшими снежниками. Крутизной до 30 град. Определяющая сторона перевала будет на спуск и ее мы сможем оценить только завтра.
Рисунок 26 Вечером связались по спутниковому телефону с нашим координатором в Москве. Нас предупредили о резком ухудшении погоды завтра в районе 11 часов. Это были тревожные новости. Ведь завтра нам предстояло пройти самое сложно препятствие на нашем маршруте, в условиях отсутствия актуальной информации и нем. Плохие погодные условия могли испортить наши планы. В 20:00 отбой. Высота 3360 м. День 5, 5.07.18
В 5:50 вышли в направлении перевала Дергалина. Уже видно, что погода будет портиться, через хребет в нашу сторону, медленно переваливаются серые тучи. Это первое пасмурный день за весь поход, и в голове крутится мысль – «не везет». Движемся шустро, по разведанному пути. Подъем не вызвал ни каких сложностей. До перевального взлета двигались по маренным насыпям. Подъем на сам перевал представляет собой снежный склон, крутизной до 30 градусов. Дальше начинается осыпной кулуар крутизной до 40 градусов.
Рисунок 27 Движемся плотной группой с самостраховкой ледорубом. В осыпном кулуаре движемся вдоль скал.
Рисунок 28 В 8:20 поднялись на перевал Дергалина 2Б (4070м.) Здесь дует сильный петер. Есть оборудованное место под палатку. Вода в снежнике. Но ночевать здесь совсем не хочется. Сняли записку групы туристов ТК «РАТИБОР» г.Ставрополь. от 17.07.12 г. Под руководством Кривоногова В.Г. Записку нашли не сразу, она лежала в мобильном телефоне.
Рисунок 29 Спуск с перевала начинается крутым ледовым склоном. Осмотрев склон, принимаем решение, начать спуск немного правее самой седловины. В этом месте склон представляет собой среднюю осыпь, крутизной до 30 градусов. Таким образом мы можем сэкономить время и силы, не вешая лишних перил.
Рисунок 30 Начинаем спуск в 08:45. Предварительно утеплились и надели системы.
Рисунок 31 Спустившись около 100 метров по высоте, осыпь заканчивается. Дальше начинаем провешивать перила по ледовому склону крутизной до 45 градусов. Провесили две веревки (50м.) дальше склон сужается по принципу бутылочного горлышка и отвесно обрывается вниз. Первая веревка:
Рисунок 32 Первая веревка пер.Дергалина Вторая веревка:
Рисунок 33 Обрыв обходим слева. В обрыв периодически пролетают камни, собираемые в бутылочном горлышке. Обходим по разрушенным скалам с самостраховкой ледорубом. Обойдя обрыв, подходим к длинному и широком ледовому склону, спускающемуся с пика Хирхатен. Отличная разгонная дорожка для камней, летящих с пика. На наших глазах по склону пролетел огромный камень, пересек весь склон и скрылся далеко внизу.
Рисунок 34 Выставляем наблюдателя для отслеживания камней. Начинаем провешивать перила по длинному ледовому склону. Снизу из долины поднимается густая облачность. Торопимся.
Рисунок 35
Рисунок 36 Провисели две веревки и встали на нижней станции ожидая, пока последние участники сдернут перила и передадут нам веревку для продолжения дюльюера. Время тикает, облака совсем рядом, камни пролетают тоже рядом. Через 15 минут ожидания на нижней станции услышали звук похожий на «вертолет». Это был огромный плоский камень, крутящийся с большой скоростью и летящий сверху на нас. Он проскочил в пару метрах от нас и скрылся в облаках. Ситуация становилась критической. Облачность уже поднялась до нас и видимость упала до 20 метров. Вероятность спуска очередного «Вертолета» и невозможность отследить его траекторию, приводила в ужас. 5 человек, кучно стоявших на одной станции, отличная мишень. А веревки все нет… Оценив обстановку, принято решение продолжить спуск без перильной страховки, на личной технике. Четверо участников, начинают спускаться «на три такта» по ледовому склону крутизной до 40 градусов. Движутся шеренгой, с небольшим интервалом. Руководитель остаётся на станции наблюдать за склоном.
Рисунок 37 Облачность рассеивается, верхние перила сняты, жизнь налаживается. Провешиваем еще две веревки на спуск. Быстро дюльферяем с замыкающим участником. К этому времени, лидирующая 4ка уже спустилась к выполаживанию и относительно безопасному месту. Собираемся все вместе и продолжаем спуск вниз. Стараемся быстрее пройти этот участок. На склоне видны глубокие и свежие следы от камней. Идем в кошках по снежно ледовому склону. Через 300 метром склон сужается в узкий кулуар, зажатый между скал. Снимаем кошки и пытаемся протиснуться дальше вниз вдоль скальной стенки кулуара.
Рисунок 38 Сбросив еще 200 метров высоты в 13:40 останавливаемся на небольшой скальной площадке для отдыха и холодного обеда. Отдыхаем 20 минут и переводим дух – чудом ушли.
Рисунок 39 В 14:00 продолжаем спуск до первых удобных стоянок. Скально осыпной склон переходит в огромные моренные насыпи, воды здесь нет. Сбросив еще 600 метров высоты и пройдя 2,5 км, видим травянистые склоны вниз по долине. Из-под моренных насыпей показался ручей. Но подходящего ровного места для ночевки все еще нет. Спускаемся дальше уже по травянистым склонам. Облачность снова затягивает, на этот раз конкретно, видимость 5-10 метров. Спустившись еще 400 метров по высоте и чувствуя что силы команды на исходе, оставляем надежду найти ровное место для лагеря. Останавливаемся недалеко от ручья, образующего в низовьях р. Цариитдон. Площадки для палаток строим сами, выравнивая склон. Ручей небольшой, с чистой водой, но вокруг все разворочено – следы сошедшего селя. В 17:00 начали обустраивать лагерь, а к 19:00 уже сытые разошлись по палаткам, не чувствуя больше сил стоять на ногах. Высота 2290 м. Перевал Дергалина, по плану нашего маршрута, был самым сложным препятствием, таким и оказался на самом деле. Свежей информации по нему не было. Ходили его крайне редко, даже в Советское время, что дополнительно настораживало. Таким образом, основной целью нашего похода, было устранить завесу неизвестности вокруг данного перевала и собрать подробное его описание. По итогам прохождения перевала Дергалина (2Б) считаем, что это сложная 2Б но до категории 3А не дотягивает. Его прохождение связанно с большим риском падения камней, падающих со склона пика Хирхатен. На своем пути камни набирают очень большую скорость по крутому ледовому склону, не встречая ни каких препятствий на своем пути и простреливают затем узкий кулуар склона. Рекомендуем проходить перевал именно в направлении Мидаграбин – Цариитдон, так-как в противном случае время нахождения в опасной зоне будет сильно увеличено, и ночевать придется на перевале. (пройти напряженный подъем в 1400м за один день и потом еще спуститься с перевала крайне сложно). Прилагаем общую схему перевала:
День 6, 6.07.18
С утра еще ощущаются остатки вчерашней усталости. Погода улучшилась, небо в облаках, но они постепенно рассеиваются. Выходим в 7:15. Движемся вниз по левому берегу реки Цариитдон. Под ногами мокрые камни и мокрая трава. Стараемся двигаться по пересохшим руслам ручьёв, там идти проще.
Рисунок 40 Через 30 минут начинает капать. Останавливаемся, чтоб надеть чехлы на рюкзаки и продолжаем движение. По пути встречаем много вывороченных камней – следы медведя. Не желая случайно повстречаться с мишкой, стараемся побольше шуметь, поем песни. Пройдя 3 км, упираемся в русло небольшого левого притока реки Цариитдон, который течет в глубоком и крутом овраге. Преодолеть это препятствие затруднительно, слишком крутые склоны и слишком сильно заросли кустарниками и карликовыми березами. Судя по карте, с этого места должна начинаться тропа, ведущая вниз к поселку Хидинус. Некоторое время ищем подходящее место для спуска и признаки тропы. В итоге находим остатки тропы, когда-то здесь проезжали даже машины, но это явно было очень давно. Переправившись через овраг, продолжаем искать остатки тропы, визуально и по gps координатам. Но уже сейчас понятно, что зря мы надеялись на легкий спуск по дороге, от нее мало чего осталось и порой мы путали ее с обычной звериной тропой. Движемся по левому борту долины, высоко от русла реки. Пробираясь, через густые заросли мы спускались все ниже.
Рисунок 41 За два километра до поселка Хидинус, мы спустились к руслу реки Цариитдон, отсюда начинается хорошая грунтовая дорога вниз. Здесь же начинает ловить мобильный телефон. Спустившись в поселок Хидинус, мы перешли по автомобильному мосту на правый берег реки Фиагдон. Пройдя еще 3 км по автомобильной дороге, мы очутились в поселке Верх. Фиагдон в очень приятной кафешке. В 12:00 мы сели в кафе, к этому времени погода стала портиться, поднялся сильный ветер, надвигались тучи, гремел гром. Вдоволь наевшись и пересидев непогоду, в 14:00 мы продолжили свой путь. Связались с нашим куратором в москве, передали всю информацию. Договорились что нашу заброску нам привезут завтра утром в район поселка Фазикау, что в долине Мидаграбин. Мы отошли на 2 км от населенки и поставили лагерь на старой заросшей серпантинной дороге, с отличным видом на поселок Верх.Фиагдон.
Рисунок 42 К вечеру начинается дождь. А ночью начинают выть шакалы, но мы пытаемся заснуть. В 21:00 отбой. День 7, 7.07.18
С утра мокрая погода. Туман, иногда начинает моросить дождь. Но у нас сегодня весь день по дороге, поэтому это нам даже на руку – не будет жарко. В 7:40 вышли и долго шли по серпантинной грунтовке, соединяющей долины Мидаграбин и Фиагдон.
Рисунок 43 В 10:00 мы прошли автомобильный перевал и стали спускаться в долину реки Мидаграбин. Тут мы встретили машину с нашей заброской. Никиту отправили на машине с заброской вниз в поселок Джамара, он будет там охранять наши вещи и ждать пока все остальные спустятся пешком. В районе 12 часов вся команда собралась у поселка Ждамара. Начали расзирать заброску и параллельно готовить обед. Погода пасмурная, но дождя нет. В поселке Джамара нет мобильной связи и магазина тоже нет. Есть небольшой магазин ниже, в пос. Фазикау, но выбор там скудный. В этом месте стоит старая погранзастава, но сейчас в ней никого нет. В процессе наших сборов к нам подъехал уазик с пограничниками, они искали каких-то иностранных туристов, за одно и нас проверили. В 14:00 Выходим вверх к долине реки Цатадон. Начинаем резко набирать высоту и сразу ощущаем потяжелевшие рюкзаки, идем медленно, приваливаемся раз в 20 минут.
Рисунок 44 Опускается облачность, и мы снова идем в тумане. Идем по тропе. Через час начинается дождь. В 16:30 мы вышли на ровные травянистые площадки, недалеко от русла реки. Здесь устаивается табун лошадей на лежанку, но сейчас табуна нет, и мы можем занять это удобное место. Дождь усиливается, пока мы ставили лагерь – все окончательно вымокли. Напряженный был денек, и в награду мы получаем вкуснейший ужин и две бутылки портвейна из заброски. Отбой в 20:00. Высота 2180 м.
Рисунок 45 День 8, 8.07.18
С утра погода наладилась. Выглянуло солнышко, сушим вещи до выхода. В 8:00 вышли. Перешли на правый берег реки Цатадон.
Рисунок 46 За два перехода прошли 4 км и встали на обед перед взлетом на очередную полку. Где-то здесь нам надо найти место для лагеря, дальше до самого перевала Цата, будут крутые склоны. В 11:30 обедаем.
Рисунок 47 Пообедав, решаем подняться выше для поиска места под лагерь, а если ни чего не найдем – вернуться к месту обеда. Поднявшись выше скального выступа, мы нашли подходящие каменные площадки для лагеря, но воды поблизости нет. За водой пришлось ходить 800м к ручью, стекавшему с ледопада.
Рисунок 48 В 14:30 ставим лагерь. Небо начинает затягивать облаками. Иногда пелену раздувает и мы успеваем пофоткать. С ледопада иногда срываются глыбы льда, до места набора воды они не долетают, но исключать эту возможность не стоит. Выставляем наблюдателя, набираем воды сразу на завтрак.
Рисунок 49 Завтра планируем вставь пораньше, чтоб пройти перевальный взлет перевала Цата, до начала камнепадов. По пути на перевал нужно будет траверсировать два камнеопасных кулуара, судя по отчетам. В 20:00 отбой. Высота 3165 м.
Рисунок 50 День 9, 9.07.18
Встали в 3:00. Позавтракали. Но погода не однозначна, перевал затянут облаками. В условиях плохой видимости проходить камнеопасный перевал не стоит, мы уже получили неплохой урок на пер. Дергалина. Решаем понаблюдать за погодой и ложимся спать еще на 40 мин. Через 40 минут, перевал показался среди облаков. Облачность немного рассеялась. Решаем выходить на штурм. Собрались и в 5:30 вышли.
Рисунок 51 Общая схема прохождения перевала, позаимствована из отчета Голубева М.В. 2008 г. По его отчету и двигаемся. В 7:00 мы были у большого камня на высоте 3535 м. (Место ночевки Голубева в 2008). У нас было значительно меньше снега, чем в 2008 г. Оба камнеопасных кулуара траверсируем по одному, с выставлением наблюдателей. Траверс проходит по снежному склону, с выступающими скалами.
Рисунок 52 В 9:30 подошли к снежно-ледовому склону, крутизна которого уже не позволяет двигаться без перильной страховки. Надеваем кошки на удобной скальной полочке и готовимся к провешиванию перил. Вниз открывается отличный вид на долину.
Рисунок 53 Провесили две веревки на подъем по снежно-ледовому склону крутизной до 35 градусов.
Рисунок 54 Дальше можно провесить еще одну веревку до выпалаживания по ледовому склону, но мы решаем продолжить подъем по разрушенным скалам справа (по ходу движения) экономя тем самым силы.
Рисунок 55 Поднявшись еще 50 м. по разрушенным скалам, выходим на небольшое выполаживанине. Впереди выход на перевал преграждает крутая скальная стенка высотой 40 метров.
Рисунок 56 По отчетам здесь надо провесить перила по скальной полке 50 м. Но осмотрев склон, руководителю показалось, что можно пройти без перил, немного ниже по другой полке. Пока лидер провешивал перила по скалам, осуществили разведку альтернативного пути и выяснили, что проход есть. К этому времени перила по «сложному» пути были уже провешены, и двое участников поднялись по перилам. Остальная команда, во главе с руководителем прошла «простым» путем.
Рисунок 57 Около 14 часов, вся команда собралась на перевале Цата 2Б. 3890 м. Сняли записку т.к «Вестра» под руководством Макарова Алексея от 23.09.17
Рисунок 58 Перекусили. По плану мы должны переночевать на перевале, а завтра сходить радиально на гору Шаухох. Но учитывая, что впереди у нас восхождение на гору Казбек и всего один запасной день, решили сэкономить время и отказаться от восхождения на гору Шаухох. С перевала Цата выходим в связках на закрытый ледник Гольда.
Рисунок 59 Спустили 400 метро по высоте и нашли хорошие места для ночевки на бараньих лбах, недалеко от языка ледника Гольда. В 16:00 встали на ночевку. Открывается шикарный вид на Казбек и ледопад Майли.
Рисунок 60 Высота 3480 м. День 10, 10.07.18
С утра отличная погода. На небе ни облачка. В 8 вышли начали спуск к леднику Майли. За два перехода спустились к метеостанции. Здесь есть ручей с чистой водой. От нашего места ночевки это перый источник воды. В ручье, стекающем из ледника Гольда, вода мутная. Еще через два перехода мы пересекли русло, оставленное ледником Колка и вышли на границу ледника Майли.
Рисунок 61 В 11:30 обедаем у ледника Майли. В это время, мимо нас проходит группа альпинистов, идут на восхождение. После обеда, надели кошки и двинулись по открытому леднику вверх до начала подъёма по 2-му контрфорсу.
Рисунок 62 Подойдя к началу подъёма, организовали небольшую заброску – собрали все вещи, не нужные при восхождении, и закопали их в камнях. Начало подъёма по 2-му контрфорсу довольно крутое. Здесь провешены стальные тросы для подстраховки альпинистов, такую страховку называют еще – viafirata. Подъем от ледника Майли до лагеря 3500м довольно утомительный. Занял он 3 часа. В сезон здесь ходит очень много народу, и часто по неосторожности люди спускают камни на идущих ниже. Следует иметь это ввиду и обязательно двигаться в касках. В 16:00 мы встали лагерем на высоте 3500м. Здесь много оборудованных мест для ночевки, есть ручей с чистой водой. Стоит несколько палаток альпинистов. Вечером спустилось несколько групп с восхождения. Уставшие но очень довольные. День 11, 11.07.18
Выходим в 8 утра и неспешна продолжаем подъем по хорошо набитой тропе. За два перехода в 10:40 мы были уже в штурмовом лагере под пиком ОЖД. Высота 4200. Здесь много мест под палатки. Все места огорожены высокими каменными стенками. Почти постоянно здесь дуют сильные ветра. Уходящие вниз альпинисты рассказали, что вчера унесло чью-то палатку.
Рисунок 63 Обустраиваем лагерь и отдыхаем. Завтра, если повезет с погодой, пойдем на Казбек. День 12, 12.07.18
Хотели выйти в 4 утра, но из-за проспавшего дежурного вышли только в 5. В базовом лагере пустынно. Все, кто хотел, уже сходили на гору вчера, и ушли вниз. Вместе с нами сегодня идет только одна коммерческая группа. С утра небольшая облачность, вершину периодически затягивает. Дополнительно укрепили палатки и положили внутрь несколько больших камней, на случай усиления ветра. Выходим в сторону горы Казбек в связках по хорошо заметному следу, предыдущих восходителей.
Рисунок 64 Пройдя ледовое плато и подойдя к седловине перевала Казбекский, мы увидели бесконечную цепочку людей, поднимающихся через перевал со стороны Грузии. В 6 часов мы были у начала склона горы Казбек, передохнули и двинулись вверх, догоняя остальные группы. Очень скоро мы уперлись в хвост очереди на восхождение. Все двигаются по одной узкой тропе, по которой тяжело разойтись. Простояв несколько минут в очереди, мы решили не терять времени и начать обгонять очередь параллельно, по целине. Было видно, что акклиматизация у нас на порядок лучше, чем у других групп и подъем нам дается гораздо легче. Под конец, мы уже испытывали какой-то азарт в том, что задались целью – уложиться в 3 часа. И мы уложились! За 2:48 мы поднялись от штурмового лагеря до вершины горы Казбек.
Рисунок 65 Спуск с вершины до базового лагеря занял 1.5 часа.
Рисунок 66 Спустившись в штурмовой лагерь, мы устроили горячий обед – заслужили. И после обеда двинулись еще ниже – в лагерь 3500 м. Вечером налетел сильный ветер с грозой. Мы лежали в палатках и думали – как там ребята на 4200 в такую погоду остались… В лагере 3500 и в штурмовом лагере (4200) ловит сотовая связь – Билайн. Мы связались с координатором и сообщили об успешном восхождении, передали всем приветы. День 13, 13.07.18
С утра дождя нет, но погода пасмурная. Снизу поднимается густая облачность. Собираемся и в 9 выходим. Все камни мокрые и мы спускаемся максимально осторожно. Через 30 минут нас накрывает облачность, видимость падает. На тропе показывается несколько горных козлов, которые заметив нас – скрываются в тумане. Затем, когда мы были уже ниже, устроили нам небольшой камнепад. Наверно сделали это специально, за то, что мы их потревожили. Спустившись к леднику Майли, надеваем кошки и продолжаем спуск. Идем по GPS треку, видимость очень плохая. Очень радуемся, что погода позволила нам взойти на гору, и мы грамотно сэкономили время на маршруте. А ведь могли бы и попасть в это ухудшение. В 13:00 мы уже были на ваннах. Здесь есть несколько палаток с отдыхающими. Ставим лагерь, обедаем, отдыхаем.
Рисунок 67 День 14, 14.07.18
Уже предвкушаем выход в люди. С утра пасмурно, начинает моросить дождь. В 9:00 вышли. Надеясь на простую дорогу до поселка, мы пропустили поворот тропы вверх по склону. После схода ледника Колка, тропа проходит высоко от русла реки Геналдон. Мы же пошли по старой тропе вдоль русла реки и очень скоро поняли, что дороги тут нет. Пробираясь по кустам и развалам камней, мы прошли 3 км. Найдя подходящее место для подъёма, мы поднялись до новой тропы и жизнь наладилась. Далее спускаемся по тропе до погранзаставы. Проверили наши документы. Все это время идет дождь, все вымокли до нитки и перспективы ночевки в таких условиях нас не радовали. Мы связались с нашим водителем, и он пообещал забрать нас через два часа из поселка Кармадон. Чтоб не мокнуть под дождем, мы устроились в здании заброшенного санатория. Это внушительное здание используется под коровник.
Рисунок 68 Найдя более-менее чистое место на втором этаже, мы стали переодеваться и ждать машину. На этом активная часть похода подошла к концу. У нас оставался еще один запасной день, который мы провели в городе Владикавказ. Пройден интересный, логичный маршрут. Участники приобрели опыт передвижения по травянистым, осыпным и снежным склонам различной крутизны, познакомились с походным бытом в условиях высокогорья, приобрели высотный опыт 5000м. Таким образом, обучающие цели похода можно считать выполненными. Исследован и подробно описан район перевала Дергалина, что являлось основной целью похода. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||