Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Артем Плинатус, г.Москва

Отчет о лыжном походе 4 к.с., совершенном в районе горной системы Восточный Саян хребет Тункинские гольцы с 23.02.2018 г. по 09.03.2018

Справочные сведения

Проводящая организация: ФСТ-ОТМ.

Маршрутная книжка №1/2-401.

Место проведения похода: Россия, республика Бурятия, горная система Восточный Саян, хребет Тункинские гольцы.

Восточный Саян - горная система, расположенная в пределах Южной Сибири, на Юге Красноярского края, в Иркутской области, западной части Бурятии и северо-восточной части Тувы. Восточный Саян начинается на левобережье Енисея, к Юго-Западу от Красноярска, и протягивается более чем на 1000 км в юго-восточном направлении почти до берегов Байкала.

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория Сложности похода

Протяженность Активной части Похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

лыжный

четвертая

214

15

15

23.02.2018-09.03.2018

Нитка маршрута заявленная (изменения выделены жирным шрифтом):

Верховье р.Китой (слияние р.Самарта и р.Улзыта) - р.Китой - устье р.Ара-Хонголдой - р.АраХонголдой - р.Зун-Гол (Хонголдойский) - пер.Самарский (1Б, 2897) - верховье р. Ара-Ошей - радиально: [пик Ара-Ошей (1Б, 3244)] - р. Ара-Ошей - пер. Дабан-Жалга (н/к, 1912) - пер. Новогодний (н/к, 1894) - р.Китой - р.Верхний Хунды-Гол - пер.Горлыкгольский (1А, 2547) - р.Горлык-Гол - р. Китой - ручей №41 - пер.Нарин-Ул (н/к, 2200) - р.Нарин-Гол - р. Шумак - Шумакские источники - радиально: [пер. Трёх Капитанов (1А, 2390) - в. Шумакский Зуб (1Б, 2550)] - р.Левый Шумак - пер.Шумакский (1Б, 2760) - р.Ехэ-гэр - пос.Нилова Пустынь

Нитка фактически пройденного маршрута:

Верховье р.Китой (слияние р.Самарта и р.Улзыта) - р.Китой - устье р.Ара-Хонголдой - р.Ара-Хонголдой - р.Зун-Гол (Хонголдойский) - пер. Ихебулнайский (1Б, 2858) - верховье р. ИхеБулнай - р. Ихе-Булнай - пер. Ихебулнайский (1Б, 2858) - пер.Самарский (1Б, 2897) - верховье р. Ара-Ошей - р. Ара-Ошей - пер. Дабан-Жалга (н/к, 1912) - р. Жалга - р.Китой - р.Верхний Хунды-Гол - пер.Горлыкгольский (1А, 2547) - р.Горлык-Гол - р. Китой - ручей №41 - пер.Нарин-Ул (н/к, 2200) - р.Нарин-Гол - р. Шумак - Шумакские источники - р.Левый Шумак - пер.Шумакский (1Б, 2760) - р.Ехэ-гэр - пос.Нилова Пустынь

Пройденные препятствия.

Название

Высота (по показаниям навигатора), м

Категория трудности

Баллы*

Пер. Ихебулнайский

2858

4

Пер. Самарский

2897

4

Пер. Дабан-Жалга

1912

н/к

0

Пер. Горлыкгольский

2547

2

Пер. Нарин-Ул

2450

н/к

0

Пер. Шумакский

2767

4

Каньон на Горлык-Гол

-

2

Каньон на ручье №41

-

4

Каньон на левом притоке р. Нарин-Гол

-

2

* баллы для расчета категории трудности (Раздел 2.8)

Состав команды

№.

Фото

Фамилия, имя, отчество

Туристский опыт

1

Плинатус Артем Андреевич (руководитель)

34ЛУ Припол. Урал, 3ЛР Ергаки, 5ГУ, 3ГР

2

Бачина Юлия Владимировна (медик)

3ЛУ Ергаки, 5ВеУ

3

Шакрыл Сергей Юрьевич (реммастер)

5ЛУ Кодар, 3ЛР Прип. Урал, 5 ГУ

4

Галиньш Денис Мартынович (швеймастер)

3ЛУ Пол. Урал, Ергаки, 2ЛР Кольский, 4ГУ, 1ГР

5

Сергеев Николай Алексеевич (завснар)

2ЛУ, 1ЛР, 3ГУ

6

Смирнов Владимир Леонидович (завпит)

3ЛУ Ергаки, Полярный Урал, 4ГУ

7

Леонова Татьяна Игоревна

3ГУ, 3ЛУ, 1ГР, 3 р. альп.

8

Руднев Владимир Александрович (штурман)

4ЛУ, 4ЛР Вост.Саян

9

Антипова Марина

1ГР, 1ЛУ, 2 р. альп. (4Б зимой, 3Б рук. зимой)

10

Глазер Александр Юрьевич (финансист)

5ЛУ Кодар, 6ГУ

Адрес хранения отчета: библиотека МГЦТК

Поход рассмотрен МКК ФСТ-ОТМ

Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна и т.п.

Горная система Восточный Саян сама по себе очень привлекательный район для проведения походов различной категории сложности. Несколько участников команды уже бывали в этом районе как зимой, так и летом неоднократно, и их восторженные отзывы о прошлых посещениях района и то, как они закатывали глаза, рассказывая о нём, определенно повлияло на решение в пользу Восточных Саян.

Конкретный маршрут был разработан в том числе на основе идеи, что наиболее удобным местом для входа в район может послужить верховье р. Китой, т.к. в этом случае первый день, самый тяжелый с точки зрения акклиматизации и адаптации организма к рабочим нагрузкам, движение будет, во-первых, вниз по течению и во-вторых по крепкому льду реки, что позволит несколько освободить внимание участников от преодоления трудностей и борьбы со стихиями для созерцания суровых саянских красот.

Отчетов о походах с аналогичным заходом в район найти не удалось, и было решено проверить теорию практикой.

Варианты подъезда и отъезда.

Иркутск как крупный транспортный узел и административный центр Иркутского района является оптимальным местом для начала заброски непосредственно в район похода и для сбора команды в случае, если невозможно встретиться заранее. Относительно хорошо развитая транспортная и туристическая и социальная инфраструктура позволят легко добраться до места назначения, провести с комфортом время в ожидании и закупить необходимое снаряжение или продовольствие при необходимости.

До Иркутска из Москвы можно добраться личным автотранспортом, поездом или самолетом. Преимущества и недостатки в части скорости, стоимости и удобства каждого из этих способов очевидны. При выборе в пользу авиаперелета отдельно следует обратить внимание на предлагаемые авиаперевозчиком условия провоза багажа и специального снаряжения.

С учетом всех факторов, в особенности скорости, наиболее предпочтительным способом заброски для команды в район похода является связка самолета до Иркутска и заранее заказанного транспорта от Иркутского аэропорта до места выхода на маршрут.

Рейсов разных авиакомпаний из Москвы в Иркутск и обратно предостаточно. Большинством нашей команды был выбран вечерний рейс Аэрофлота SU1442 из Шереметьево (21.02.2018, 21:45 - 22.02.2018, 08:30). Обратные билеты из Иркутска в Шереметьево - также Аэрофлот на рейс SU1443 (11.03.2018, 09:55 - 11.03.2018, 11:05). В связи с тем, что не всем участникам удалось вовремя приобрести билеты на данные рейсы, Владимир Смирнов добирался до Иркутска рейсом авиакомпании S7, а Татьяна Леонова, Марина Антипова и Юлия Бачина возвращались в Москву более поздними рейсами Аэрофлота, но в тот же день.

По прибытии нашей команды в Иркутский аэропорт заранее заказанный автомобиль SsangYong Istana с багажником на крыше уже ожидал на ближайшей стоянке.

Контакты перевозчика: Доржа Хумаев :dorzha73@mail.ru> 8-914-837-0988, 8-914-986-5121 Услугами остались довольны, можем рекомендовать. Есть различные варианты автомобилей под любые дороги и составы команд.

Все участники команды и все лыжи поместились в салоне, рюкзаки были размещены на багажнике на крыше.

В итоге общее время заброски до места выхода на маршрут, начиная с вылета из Москвы, и, включая сбор всех участников в Иркутском аэропорту и закупку газовых баллонов в Иркутске, у нашей команды составило около 17 с половиной часов, из которых перелет занял около 6 часов.

Обратная дорога от места отдыха после выхода с маршрута (поселок Аршан) и до Москвы, но не включая ожидание рейса в аэропорту, заняла около 10 часов, из которых 6 часов перелета и 4 часа переезда от Аршана до Иркутского аэропорта.

Район поселка Монды является приграничной зоной, однако для транзитного проезда пропуска гражданам РФ не требуются, достаточно паспорта.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

При отставании от графика в рамках конкретного маршрута была предусмотрена возможность отказаться от радиальных выходов и восхождений. Также в случае сильного отставания была заложена возможность срезать часть второго полукольца после пер. Новогодний, через пер. Горлыкгольский, к. пер. Нарин-Ул путем движения от пер. Новогодний по долине Китоя сразу к пер. Нарин-Ул.

В случае аварийной ситуации и необходимости закончить маршрут преждевременно из района следует выходить либо, возвращаясь к месту старта вверх по Китою, либо выходить в Тункинскую долину. Спуск в Тункинскую долину в зависимости от участка маршрута целесообразно осуществить через пер. Самарский в начальной части маршрута или пер. Хубыты в средней части, или пер. Шумакский в финальной части. Также при возникновении экстренных ситуаций следует учитывать возможность досрочно закончить маршрут на т/б «Шумак».

Изменения маршрута и их причины.

Был пройден незаявленный перевал Ихебулнайский (1Б, 2858).

В условиях ухудшающейся метеорологической обстановки и снижения видимости была допущена ошибка в ориентировании, и пройден соседний с запланированным Самарским перевал Ихебулнайский. То, что перевал пройден не тот, стало ясно уже после спуска. Поскольку светового времени для подъема обратно на перевал Ихебулнайский и траверса до Самарского перевала не оставалось, было принято решение спуститься до зоны леса в сторону долины Ихэ-Булнай для остановки на ночевку и полноценного восстановления сил в тепле и уюте. Для прохождения перевала Самарский с возвратом по своим следам на перевал Ихебулнайский, траверсом и спуском до зоны леса в долине Ара-Ошей потребовался один полноценный ходовой день.

По сложности перевалы Самарский и Ихебулнайский похожи, при этом на втором на спуске в сторону реки Ихэ-Булнай значительно меньше снега.

Хотя один из двух запасных дней был потрачен на прохождение перевала Самарский, было желание совершить восхождение на пик Ара-Ошей. Однако, от восхождения решили отказаться по погодным условиям - в пасмурную погоду в условиях ограниченной видимости подъем на обзорную точку не имел смысла.

На завершающем участке первого полукольца было принято решение отказаться от прохождения пер. Новогодний в пользу выхода на Китой по р. Жалга сразу после пер. Дабан-Жалга, поскольку такой вариант показался более логичным.

От подъема на пер. Трёх Капитанов и в. Шумакский Зуб решили отказаться, чтобы сэкономить запасной день на случай непредвиденных обстоятельств при выходе из района.

Схема маршрута

График движения.

Дата

День пути

Участки маршрута (заявленные)

Участки маршрута (фактически пройденные)

Км (план)

Км (факт)

Подъём

(факт)

Спуск (факт)

23.02.2018

1

Исток р. Китой - устье р.Ара-Хонголдой. Заброска продуктов ниже по течению.

Исток р. Китой - устье р.Ара-Хонголдой. Заброска продуктов ниже по течению.

18

17,2

88

295

8 (рад. до заброски)

6 (рад. до заброски)

53

53

24.02.2018

2

м.н. - верховья р.Зун-Гол

м.н. - верховья р.Зун-Гол

16

16,8

431

54

25.02.2018

3

м.н. - пер. Самарский (1Б, 2897) - ГЗЛ в верховьях р. Ара-Ошей

м.н. - пер. Ихебулнайский (1А, 2858) - ГЗЛ на левом притоке р. Ихэ-Булнай

16

13,8

812

877

26.02.2018

4

м.н. - радиальное восхождение на пик Ара-Ошей (1Б, 3244)

м.н. - пер. Ихебулнайский (1А, 2858) - пер. Самарский (1Б, 2897) - ГЗЛ в верховьях Ара-Ошея

13

15,3

988

876

27.02.2018

5

м.н. - р. Ара-Ошей - устье ручья под пер. Дабан-Жалга

м.н. - р. Ара-Ошей - устье ручья под пер. Дабан-Жалга

18

19,2

41

543

28.02.2018

6

м.н. - пер. ДабанЖалга (н/к, 1912) - пер. Новогодний (н/к, 1894) - р. Китой

м.н. - пер. Дабан-Жалга (н/к, 1912) - р. Китой. Подъем по р. Китой до заброски

14

12,2

365

362

-

10,5 (рад. до заброски)

93

93

01.03.2018

7

м.н. - р. Хунды-Гол - ГЗЛ под пер. Горлыкгольский

м.н. - р. Хунды-Гол - ГЗЛ под пер. Горлыкгольский

13

5,8

679

186

02.03.2018

8

м.н. - пер. Горлыкгольский (1А, 2547) - ГЗЛ на р. Горлык-Гол

м.н. - пер. Горлыкгольский (1А, 2547) - ГЗЛ на р. Горлык-Гол

12

10,8

534

617

03.03.2018

9

м.н. - д.р. ГорлыкГол

м.н. - д.р. Горлык-Гол

15

17,4

179

587

04.03.2018

10

м.н. - д.р. ГорлыкГол - р. Китой - ручей "№41" - ГЗЛ под пер. Нарин-Ул

м.н. - д.р. Горлык-Гол - р. Китой - устье ручья "№41"

12

9,5

79

312

05.03.2018

11

м.н. - пер. Нарин-Ул (н/к, 2450) - р. Нарин-Гол - р. Шумак - ТБ "Шумак"

м.н. - пер. Нарин-Ул (н/к, 2450) - устье р. Нарин-Гол

15

7,7

1031

460

06.03.2018

12

м.н. - радиальное восхождение пер. Трех Капитанов (1А, 2390) - в. Шумакский Зуб (1Б, 2550)

м.н. - р. Нарин-Гол - р. Шумак - ТБ "Шумак"

3,5

10,4

161

481

07.03.2018

13

м.н. - р. Шумак - ГЗЛ в верховьях р. Левый Шумак

м.н. - р. Шумак - ГЗЛ в верховьях р. Левый Шумак

10

9,8

418

38

08.03.2018

14

м.н. - пер. Шумакский (1Б, 2767) - ГЗЛ в верховьях р. Ехэ-гэр

м.н. - пер. Шумакский (1Б, 2767) - ГЗЛ в верховьях р. Ехэ-гэр

13

14,7

859

928

09.03.2018

15

м.н. - р. Ехэ-гэр - пос. Ниловка

м.н. - р. Ехэ-гэр - дорога Ниловка - Хойто-Гол

18

17

199

1045

Итого:

214,5

214,1

7010

7807

*Примечание к таблице:

o м.н. - место ночевки o ГЗЛ - граница зоны леса o высоты перевалов по классификатору Вестры:

http://westra.ru/passes/Passes/view_passes.php?place=399

Высотный график похода

Проверка соответствия заявленной категории трудности

Проверка проводится в соответствии с Методикой категорирования лыжных спортивных маршрутов, подготовленной М. Васильевым, В. Самборским, Н. Носковым от 19.04.18.

Характеристики пройденного похода: o Протяженность (по треку, радиальные выходы в одну сторону) П=214 км o Перепад высот В=12,4 км (с учетом перепадов более 100 м) o t =15 дней

o Число ЛП- (1А-1 1Б-3), ТС>0 o Препятствия: перевал 1А - 1, перевал 1Б - 3, каньон 1Б - 2, каньон 2А - 1 (см. Раздел 1.5)

Проверка:

  • Соответствие минимальной протяжённости: П = 214 км > Пmin=210 км
  • Соответствие минимальному перепаду высот В = 12,4 > Bmin=5 км
  • Соответствие минимальной продолжительности t = 15 > tmin=13 дней
  • Соответствие минимальному количеству ЛП: ЛП = 7 > ЛПmin=4
  • Совершенная работа: Т = 1x2 + 3x4 + 2x2 + 1x4 = 22 > Тmin = 12
  • Соответствие минимальной технической сумме: ТС = (В + Т) = 12,4 + 22 = 34,4 > ТСmin = 17 • Эквивалентная протяжённость маршрута:
  • ЭП = П + 5xТС = 214 + 5x34,4 = 386 км > ЭПmin = 340 км

Вывод: по всем параметрам пройденный поход соответствует 4 категории трудности.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

0 день (Заброска в район)

22.02.2018

-11°C снег

-27°C ясно

Трансфер: Иркутск (аэропорт) - Култук - Кырен - Монды - поворот на Орлик - поворот на Самарту - исток Китоя

390 км

-

-

В аэропорту встретились с участником, летевшим другим рейсом. Получили багаж, перепаковались, загрузились в заказанную еще из Москвы Истану и выехали. От аэропорта отъехали в 10:15. По дороге заехали в магазин «Фанспорт» за заказанным газом (ТЦ "Цветной парк", Байкальская ул., 250/1, 52°15'15.4"N 104°20'12.2"E). На обед остановились в поселке Култук около 13 часов. Обед в придорожном кафе выдался на троечку, но подкрепились нормально.

В Кырене зарегистрировались у местных спасателей (контакты приведены в Разделе 6), попутно узнав о том, что сейчас на маршруте группа из Москвы, которая планирует выход через Шумакский перевал. Фамилия руководителя группы оказалось незнакомой никому из нас.

К шлагбауму у програнзаставы Монды приехали в 17 часов. Там же заехали на заправку. Полюбовались бесснежными пейзажами и в 17:40 выдвинулись дальше.

После поселка дорога поворачивает направо на Орлик, теряя остатки асфальтового покрытия. В 19:15 выгрузились неподалеку от истока Китоя. Отошли 50 метров от дороги и встали на ночевку. Ясно, холодно.

Участок

Расстояние, км

Иркутск - Култук

110

Култук (поворот на Кырен) - Кырен

120

Кырен - Монды

87

Монды (поворот на Орлик) - поворот на Самарту

42

поворот на Самарту - начало маршрута (недалеко от истока Китоя)

31

Всего:

390

1 день

23.02.2018

-16°C переменная облачность

-8°C ясно

-17°C ясно

Исток р. Китой - устье р.Ара-Хонголдой. Заброска продуктов ниже по течению.

29,2 км

141м

348м

Дежурный поднялся в семь утра. Быстро позавтракав собравшись вышли в 9:30. За переход дошли до Китоя, дальше двигались по руслу. На реке местами снег, местами открытый лед, попадаются мокрые наледи. Открытый лед позволяет двигаться достаточно быстро, но требует внимательности - часто сухой лед сменяется мокрым, в котором проваливаются лыжи.

За пять переходов к16:30 дошли до Ара-Хонголдоя. Здесь устроили обед и обозначили место для бивака. Пока готовился обед сформировали заброску и в 17:30 впятером выдвинулись вниз по руслу Китоя. Двигались на лыжах. Вскоре преодолели достаточно глубокую мокрую наледь. В 19 часов дошли до места, где на берегу закопали мешки с заброской.

Обратно сначала шли в кошках по руслу, потом выбрались на правый по ходу берег реки, чтобы не идти через мокрую наледь. Обнаружив дорогу вдоль реки, продолжили движение по ней. Прошли километр выше русла Ара-Хонголдоя, так как непосредственно напротив русла дорога забирает вверх и спуск по азимуту затруднителен и небезопасен. Был вариант спуститься на реку до устья, но решили, что пройти немного больше вниз по течению проще, чем немного меньше, но вверх. Спустились на лед реки, прошли назад в кошках.

Уставшие, но довольные сделанным, вернулись в лагерь, где нас ждал праздничный ужин. Ясно, звездное небо.

2 день

24.02.2018

-20°C дымка

-8°C ясно

-14°C дымка

Устье р.Ара-Хонголдой - р.Зун-Гол

16,8 км

431м

54м

Вышли в 9:40. Начали движение на лыжах, но через 500 метров попали на широкую наледь, по которой прошли переход в кошках. Дальше река заснежена - снова шли на лыжах. Местами открытая вода. Через четыре перехода отобедали. Затем переход в кошках. Встречаются наледи местами мокрые, местами сухие.

После поворота на Зун-Гол вновь надели лыжи, прошли полчаса и встали на ночевку в приятном месте. Дров много.

3 день

25.02.2018

-15°C пасмурно

-5°C снег, ветер

-15°C снег

Р. Зун-Гол - пер. Ихебулнайский (1А, 2858) - ГЗЛ на левом притоке р. Ихэ-Булнай

13,8 км

812м

877м

Встав пораньше, вышли в 8:30. Через переход встретили несколько ледовых ступенек. Для уверенности желающих повесили веревку. Остальные без проблем прошли на личной технике. Дальше река местами заснежена, местами голый лед. Часто меняем лыжи на кошки и наоборот.

За переход до перевала устроили обед в снежной мульде, растопив снег на горелках. С места обеда открывается вид на перевалы Ихебулнайский и Самарский. Погода не радует - снег и ветер в лицо. Не сверившись с компасом, начинаем подъем на Ихебулнайский перевал.

Поднимались вначале в лыжах, дальше пешком по камням. На перевале сильный ветер, тур есть, но записки в нем не нашли. На седловине карниз в сторону спуска. Прошли левее, где начали спуск вдоль осыпи,потом по линии падения воды до выполаживания, где и собрались, дожидаясь всех.

После продолжили спускаться кто на лыжах, кто в кошках в силу желания и особенностей личной техники. Местами голый лед, местами снег, местами плотный наст.

К заходу солнца спустились в зону леса. Встали слева по ходу на террасе. Дрова есть, но преобладают пихты, пришлось поискать. Пасмурно, легкий снег.

>

4 день

26.02.2018

-20°C ясно

-20°C дымка, снег

-16°C снег

ГЗЛ на левом притоке р. Ихэ-Булнай - пер. Ихебулнайский (1А, 2858) - пер. Самарский (1Б, 2897) - ГЗЛ в верховьях р. Ара-Ошей

15,3 км

988м

876м

Наконец применив компас по прямому назначению, пришли к неутешительному выводу - прошли не тот перевал - Ихебулнайский вместо Самарского, свалившись к Тункинской долине. Делать нечего - пошли обратно по своим следам. Теперь уже в хорошую ясную погоду. Хорошим подспорьем стало, что наледи присыпало снегом - можно идти на лыжах, не меняя их на кошки.

Вышли в 9:30. Под перевалом попили чайку и в 14:10 двинулись на перевал. На перевал поднялись в 15:20 и траверсом вышли на Самарский. Идти просто, по крупным камням.

Со стороны спуска много снега. Уходим немного правее и спускаемся в кошках по линии падения воды. У выполаживания надеваем лыжи и дальше катим вниз. На ночевку в лесу встали в 20:00. Пасмурно, снег.

5 день

27.02.2018

-18°C пасмурно

-27°C пасмурно

-27°C пасмурно

ГЗЛ в верховьях р. Ара-Ошей - р. Ара-Ошей - устье ручья из-под пер. Дабан-Жалга

19,2 км

41м

543м

Утром пасмурно, видимость ограничена. Решили не идти на восхождение на Ара-Ошей.

Продолжаем спуск по реке. Через переход выходим в узкий каньон с открытой водой. Вылезаем на правый борт, по которому за переход обходим все водопады. Дальше двигаемся по руслу. Местами наледи, порой мокрые, но неглубокие. Долина очень красива, горы поражают своим величием. За пятьсот метров до слияния Ара-Ошея с Дабан-Жалгой в реку впадают теплые ключи, из-за чего образовался участок с открытой водой и пришлось перейти с правого на левый берег по камням.

В 18 часов встали на ночевку на левом берегу, немного не доходя до Дабан-Жалги. Луна в дымке, легкий снег.

6 день

28.02.2018

-21°C ясно

-14°C переменная облачность

-27°C ясно

Устье ручья из-под пер. Дабан-Жалга - пер. Дабан-Жалга (н/к, 1912) - р. Китой. Подъем по р. Китой до заброски

33,2 км

458м

455м

Вышли в 8:10. За два перехода поднялись на перевал Дабан-Жалга. Красивый простой перевал. Сняли прошлогоднюю записку от 27.02.17. Весь подъем, кроме небольшого участка сухой наледи, проходится на лыжах. Спуск также на лыжах. Местами снег, местами наледи.

К обеду спустились к Китою, где, выбрав место для лагеря, пообедали и отправились за заброской вверх по течению. В основном двигались по руслу, местами снимая лыжи, чтобы пробраться через камни. Несколько участков с открытой водой обошли по берегу.

На пути встретили хижину, явно нежилую и несколько изб, судя по виду вполне обитаемых. Путь до заброски составил 10,5 километров. Управились за 6 часов. На обратном пути с ясного неба путь освещала яркая луна.

7 день

01.03.2018

-27C ясно

-6°C ясно

-9°C снег

Р. Китой - р. Хунды-Гол - ГЗЛ под пер. Горлыкгольский

5,8 км

679м

186м

Спустились по Китою до впадения Хунды-Гола, откуда начали подъем. Русло сухое с обилием камней. Идти по камням неудобно. По берегу немногим лучше - пробирались сквозь кустарник и также по камням. Через полтора перехода вылезли на правый по ходу крутой берег. Дальше пошли в лоб по склону без лыж. Снега не много, но подъем неприятный. За пару переходов вышли на горизонтальные площадки, где разбили лагерь, количество снега увеличилось. Пока готовится обед тропили путь на завтра, местами по колено. За час тропящие дошли до границы леса, дальше снег плотный, вернулись в лагерь. Пасмурно, снег.

8 день

02.03.2018

-12°C пасмурно, легкий снег

-9°C пасмурно, легкий снег

-17°C пасмурно

ГЗЛ под пер. Горлыкгольский - пер. Горлыкгольский (1А, 2547) -р. Горлык-Гол

10,8 км

534м

617м

Вышли по подготовленной накануне лыжне. Путь до границы леса занял вдвое меньше времени. После леса прошли переход. Еще за переход поднялись на первую ступень. Идет снег, видимость около 500 метров.

За полтора часа поднялись на перевал. Сначала на лыжах, потом участок пешком, потом снова на лыжах.

Спускались сначала пешком, потом на лыжах. Снега много, местами по пояс. По долине Серпентин-Горхон спустились до Горлык-Гола, попали в красивый каньон. Вскоре на пути возникает 8-метровый водопад, на котором повесили перила в левой по ходу части, закрепили на буре-самосбросе. Пока группа спускалась, первые приготовили чай, затем под водопадом все вместе пообедали. Спуск занял полтора часа Сразу за поворотом еще один водопад поменьше - 6-метровый. Перила повесили на дереве слева по ходу. Преодоление второго водопада заняло около часа. Вышли из каньона Горлык-Гола и встали на ночевку слева по ходу.

9 день

03.03.2018

-17°C пасмурно

-10°C пасмурно

-22°C пасмурно

Д.р. Горлык-Гол

17,4 км

179м

587м

Продолжили спуск по Горлык-Голу. Через 3 перехода - водопад. Три ступени по 4 метра. Для преодоления использовали метод спортивного бокового соскальзывания. После водопада пообедали горячим супом.

Заглянули в долину Борто-Гола. Очень красивое ущелье с отвесными скалами. Пофотографировались и вернулись обратно.

После Борто-Гола начинается неприятная тропежка по руслу с камнями. Вдоль реки по левому берегу идет дорога, вылезли на нее. Через некоторое время дорога пересекает реку и уходит на правый берег, круто забирая наверх и уходя далеко от русла.

Устроились на ночевку, отправив разведчиков вперед. Результат неутешителен: камни, открытая вода, глубокий снег.

10 день

04.03.2018

-30°C пасмурно

-12°C пасмурно

-18°C пасмурно

Д.р. Горлык-Гол - р. Китой - устье ручья "№41"

9,5 км

79м

312м

Продолжили спуск по руслу Горлык-Гола. Глубокая тропежка, местами открытая вода и обилие камней. По левому берегу идет не наезженная дорога. Выбрались на нее, но через некоторое время вернулись в русло, поскольку дорога уходит далеко в сторону, а глубокий снег не добавляет скорости.

Перед каньоном встретили непреодолимый участок открытой воды - полынья зажата между двух скал. В этом месте вылезли на правый борт долины. Там идет промаркированная зарубками на деревьях тропа. Тропа довольно крутая и движение по ней местами вызывает трудности. В конце тропы повесили горизонтальные 5-метровые перила на участке с узкой скальной полкой, затем спустились в русло.

Спустились до Китоя, подошли к 41 ручью и встали на ночевку.

11 день

05.03.2018

-27°C ясно

-24°C ясно

-19°C ясно

Устье ручья "№41" - пер. Нарин-Ул (н/к, 2450) - устье р. Нарин-Гол

7,7 км

1031м

460м

Вышли в 8:00. Практически сразу попали на наледь. Чуть позже показался и водопад. Высота около 10 метров, крутизна около 80 градусов. Первый участник пролез с парой ледовых инструментов под нижнюю страховку, для остальных повесили перила. Рюкзаки вытянули отдельной веревкой.

Ручей очень красивый. Представляет собой ледовые ступени разной высоты и крутизны. Помимо первого водопада трижды вешали перила для поддержки на ступенях до 10 метров и до 60 градусов.

На преодоление всего каньона затратили 2 часа 40 минут.

Сразу за каньоном началась тропежка. Снега много, тропили по очереди. Долго взбирались на первый ригель - много снега и крутой склон. По пути повесили веревку на подозрительно нестабильном склоне, выпустив первого участника через точку, закрепленную на дереве.

На ригель поднялись около 16 часов. Пообедали - погрызли колбасу с чаем и пошли дальше на перевал Нарин-Ул.

Дальнейший путь был проще. На перевал поднялись за полтора часа.

С перевала путь идет по руслу левого притока Нарин-Гола. Спускаемся по руслу на лыжах. Преодолеваем водопад высотой 8 метров и крутизной 80 градусов, закрепив веревку на камне. Дальше опять движемся на лыжах.

К 19 часам спустились к ровным площадкам на террасе левого берега неподалеку от выхода из каньона, немного не доходя до впадения притока в Нарин-Гол. Снега много, в лесу на лыжах проваливались по колено.

12 день

06.03.2018

-17°C ясно

-12°C ясно

-20°C ясно

Р. Нарин-Гол - р. Шумак - ТБ "Шумак"

10,4 км

161м

481м

Вышли в 9:10. Продолжили спуск по Нарин-Голу, тяжело тропя по очереди местами и по колено. Встретили много участков с открытой водой, и даже когда воды нет, под ногами постоянно ухают доски.

К 13 часам спустились к реке Шумак. По руслу реки идет накатанная буранка и лыжня. След плотный, часть команды сняла лыжи. При этом их скорость практически не изменилась.

За полтора часа дошли до избушек турбазы «Шумак». Выбрав домик, заселились в №22. Туристов нет. Нашли только сторожа, который немного расстроил, сказав, что баню он топить не станет и еды не продаст. Ну и ладно, купили 4 вязанки дров по 300 рублей и пошли отдыхать и набираться сил в избушку. Желающие восстанавливали силы в радоновой ванне.

Устроили полудневку. Чтобы подойти под перевал Шумакский выход запланировали на следующий день после обеда .

13 день

07.03.2018

-18°C ясно

-6°C ясно

-8°C ясно

ТБ "Шумак" - р. Шумак - ГЗЛ в верховьях р. Левый Шумак

9,8 км

418м

38м

Позавтракав, осмотрели достопримечательности курорта, попили минеральной воды из различных источников с манящими названиями.

Отобедав в избе, вышли 13:40. За три перехода дошли до ночевки по хорошей лыжне. На солнце жарко, можно идти в футболке, а то и без.

Встали лагерем на левом по ходу берегу, изрядно помучавшись с поиском дров. Ясно и безветренно.

14 день

08.03.2018

-10°C снег

-2°C снег

-6°C снег

ГЗЛ в верховьях р. Левый Шумак - пер. Шумакский (1Б, 2767) - ГЗЛ в верховьях р. Ехэ-гэр

14,7 км

859м

928м

Продолжили движение дальше по лыжне, обойдя левым по ходу берегом красивый тридцатиметровый водопад. Выше водопада лыжня становится еле заметной, а вскоре и вовсе теряется, под ногами постоянно ухают и ломаются снежные доски. Погода испортилась, потеплело и пошел снег.

От озер поднялись в лоб на правый по ходу отрог, затем прошли левее на террасу перед перевальным взлетом. Перед подъемом на террасу прошли по краю лавинного выноса из нагромождения обломков снежных досок, потом по ступеням, оставленным предыдущими группами по центру седловины поднялись на перевал. Седловина широкая, есть несколько туров. До записки добраться не удалось, тур забит плотным снегом.

Со стороны спуска снега заметно меньше, поэтому начали спуск пешком в кошках, а потом надели лыжи. Оказались в широкой долине, которая входит в каньон реки покрытой местами мокрой наледью. Когда река входит в лес, русло становится труднопроходимым. В этом месте вылезли на правый берег, где оказалась маркированная, отмеченная тремя синими полосами на деревьях, хорошо проходимая тропа.

Вскоре разбили лагерь. Всё усиливающийся снегопад закончился к ночи.

15 день

09.03.2018

-10°C снег

-5°C ясно

-8°C ясно

Р. Ехэ-гэр - дорога Ниловка - Хойто-Гол

17 км

199м

1045м

Утром снова пошел снег. Продолжили спуск на лыжах, но на крутых участках приходилось идти пешком, к тому же спуск на лыжах усложняли торчащие из-под снега камни и коряги.

В итоге попеременно то на лыжах, то пешком сквозь глубокий снег за шесть переходов спустились к дороге, где пообедали в ожидании заранее заказанной машины.

Доехали до поселка Аршан, где разместились в отличных домиках ТБ «Аршан». Все оставшееся время посвятили поглощению пищи духовной и обычной: объедались в различных кафе с местным колоритом, готовили еду на турбазе и гуляли по Аршану и окрестностям.

Ночью выехали в Иркутск, добрались до аэропорта за 3,5 часа.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

В первую очередь стоит отметить особенность передвижения по льду рек. На пути могут встретиться наледи как сухие, так и мокрые, тонкий лед и открытая вода. Следует быть особенно внимательным при прохождении заснеженных участков, особенно после недавних снегопадов. В целом для снижения травмоопасности на подобных участках нужно иметь ввиду особенности скольжения по льду, быть готовым к резкому изменению скорости при прохождении ледовых и снежных пятен разной влажности, и сохранять постоянную концентрацию внимания на рельефе.

Затем нужно обратить внимание на прохождение снежных склонов, которые могут быть потенциально лавиноопасными, контролировать лавинную ситуацию (климатические условия, крутизна проходимого склона и т.д.) и заранее оценивать возможность схождения лавины. Таким образом состав личного и общественного снаряжения формировать следует с учетом необходимости прохождения лавиноопасных участков. В данном походе лавинной безопасности было уделено особое внимание. Лавинное снаряжение в составе датчика «биппера», щупа и лопаты было у каждого участника. Во время подготовки к походу были проведены практические выходы для отработки навыков работы с лавинным снаряжением.

Также некоторую сложность и травмоопасность может представлять спуск на лыжах в лесной и «окололесной» зонах, так как неглубокий снежный покров скрывает камни, различные коряги и неожиданные нечитаемые на расстоянии неровности. Для минимизации опасности на данных участках заранее следует озаботиться повышением уровня лыжной техники каждого из участников, возможно следует использовать каски.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.

Восточный Саян является прекрасным местом для проведения спортивных походов различной категории сложности как в летний, так и в зимний сезон. Но если отвлечься от технических особенностей, то становится очевидно, что район притягателен не только за счет разнообразного рельефа, высокой автономности и мягкого климата, но и благодаря природным природным красотам и необычным местам, щедро разбросанным по живописным долинам, каньонам и величественным горным хребтам.

В первую очередь стоит упомянуть про возможно самое необычное и даже экзотическое место, о настоящей жемчужине Восточного Саяна и одной из главных достопримечательностей Восточной Сибири в целом. Речь идет о Шумакских минеральных источниках. Это целый природный парк различных ключей, ванн и озер с минеральной водой, который расположен в долине реки Шумак. Место это отделено от ближайших населенных пунктов: поселков Нилова Пустынь и Аршан, перевалами Шумакский (летом: 1А , зимой: 1Б, 2767 м.) и Аршанский (1А, 1954 м.) соответственно. Но это не помешало энтузиастам от туризма и просто любителям отдыха на природе построить там целый комплекс жилых и инфраструктурных сооружений, таких как жилые избы, навесы, организованные места для приготовления пищи на костре, питьевые бюветы и домики вокруг природных ванн, и даже спортивные площадки для командных игр, и места отправления религиозных культов, распространенных в Бурятии таких, как буддизм и шаманизм. Судя по надписям, вырезанным благодарными посетителями на стенах построек, можно заключить, что любительское строительство было начато энтузиастами еще в 60-е годы двадцатого века, но конечно, это не значит, что до этого Шумакские источники были неизвестны. По различным сведениям, их история уходит вглубь веков. Те избы, что встретили нашу команду, представляют из себя однокомнатные срубы с крышей, окнами и дверями, а иногда и с металлическими печами для обогрева. Внутри каждой избы есть нары для сна и стол для приема пищи... а что еще нужно на курорте, коим и считаются Шумакские источники у жителей близлежащих регионов. Более того в 2006 году была открыта значительно более современная турбаза «Шумак», имеющая уже и магазин, и вертолетную площадку, и вполне комфортные жилые постройки с электричеством, туалетом и тем же самым печным отоплением.

Несложно догадаться, что наибольшей популярностью источники пользуются в теплый и бесснежный период. Некоторые участники нашей команды бывали там как раз летом, и с увлечением рассказывали остальным, как разительно отличается пустынный и тихий зимний «Шумак» от летнего с переполненными избами и группами туристов, снующими от одного источника к другому.

Об источниках следует сказать отдельно, ведь именно они являются «курортообразующим» явлением. Первое что бросается в глаза, это огромное разнообразие «сортов» минеральной воды, которую может предложить «Шумак» отдыхающим: это может быть негазированная минеральная вода, а может быть вода природной газации, это может быть холодная или теплая вода, это может быть вода для внешнего, или внутреннего применения, а уж разнообразие химического состава Шумакских источников сможет удивить даже самого взыскательного пациента.

Являясь крупнейшей точкой интереса в Восточном Саяне, Шумакские источники всего лишь небольшая часть долины реки Шумак и совсем крошечная часть Восточного Саяна, пейзажи которой настолько живописны и притягательны, что выделить отдельные достопримечательности сложно, настолько плотно и гармонично они наполняют вид, открывающийся туристу на каждом шагу. И банальная фраза «это сложно передать, это надо увидеть» здесь подходит как нельзя лучше, ведь чего стоит описание шедевра изобразительного искусства по сравнению с непосредственным созерцанием, да хотя бы его копии? Каким описанием можно передать, что хотел сказать гениальный художник или скульптор, которому не понадобилось ни одного слова, чтобы его услышал каждый?

Удивительным свойством обладают пейзажи, окружающие туристов в Восточном Саяне. Смотришь ли на эффектный Шумакский водопад, идешь ли, постоянно оглядываясь по сторонам, через перевал Нарин-Ул, с ригеля и седловины которого открываются бесподобные альпийские виды, любуешься ли отвесными стенами ущелья в долине Борто-Гола, всегда испытываешь некое окрыляющее чувство, не просто восторг или удивление, а именно что-то духоподъемное. И сейчас, спустя время, когда впечатления несколько притупились, когда опыт отчасти осмыслен, приходит понимание, что удивительное свойство саянских красот это то, как они вдохновляют, вдохновляют идти вперед, преодолевать трудности и напор стихий, жить. Наверное поэтому, побывав там, увидев мистические пейзажи залитых лунным светом горных хребтов на фоне звездного неба, и пройдя по водопадам из голубого льда на ручье №41, чувствуешь отчетливое желание новых свершений. И, наверное, поэтому, вернувшись домой, через некоторое время чувствуешь отчетливое желание вновь вдохновиться увиденным однажды.

Общественное снаряжение, аптечка и раскладка.

Список общественного снаряжения.

Наименование

Количество

Вес ед.

г

Общий вес, г

Бивак

Шатёр

1

6 300

6 300

Тент для шатра

1

1 500

1 500

Стропа для ЦК

1

50

50

Печка с трубой + стеклоткань + рукавицы

1

3 560

3 560

Спальник 3ка

1

3 700

3 700

Спальник 3ка

1

4 500

4 500

Спальник 3ка

1

3 800

3 800

Спальник 1ка (Баск)

1

1 600

1 600

Конденсатор

1

3 700

3 700

Топор Fiskars X11

1

1 200

1 200

Пила двуручная

1

800

800

Пила-цепочка

1

220

220

Щетка-сметка

1

200

200

Газовая лампа

1

130

130

Кухня

Кан с крышкой 7 л (титан)

1

700

700

Кан с крышкой 9,5 л (титан)

1

900

900

Половник + щетка

1

100

100

Костровой тросик

1

250

250

Газовая горелка

2

250

500

Специальное

Веревка d=9 мм, l=50 м

2

2 500

5 000

Ледовый инструмент BD Fusion

2

1 430

2 860

Ледобур

7

150

1 050

Ледобур самосброс

1

290

290

Жумар Petzl

4

200

800

Петли расходные

1

280

280

Прочее

Аптечка

1

2 000

2 000

Ремнабор

1

2 250

2 250

Спутниковый телефон Iridium 9505A

1

400

400

Навигатор Garmimn 72

1

250

250

Батарейки для навигатора (8*2)

1

400

400

Фотоаппарат

1

1 000

1 000

Фотоаппарат

1

600

600

Видеокамера + аккумуляторы

1

550

550

Карты, описания, документы, термометр

1

200

200

Плеер + колонки + батарейки

1

600

600

Флаг "ТК МГТУ"

1

100

100

Гитара Hora Travel

1

1 800

1 800

Общий вес

54 140

При распределении веса использовался коэффициент 0,5 для женщин. С учетом этого на одного участника приходился вес общественного снаряжения: 6,4 кг - на мужчину • 3,2 кг - на женщину.

Из особенностей общественного снаряжения можно отметить следующие факты:

  • Спальники брались однослойные. Три трехместных самошитых и один «эгоист» промышленного производства
  • Палатка - стандартная «Зима» советского производства. Из доработок только полог для конденсации
  • Жумара брали 4 на команду. Такое количество вполне оправдано для данного маршрута
  • В остальном состав снаряжения стандартен.

Особенности личного снаряжения:

  • В первый день большая часть группы использовала саночки (самошитые из тезы или покупные гермомешки). Это облегчило вес рюкзака при движении по Китою. Также в мешки удобно паковать продукты для заброски. После выполнения своей функции мешки были сожжены
  • Обязательное лавинное снаряжение у каждого участника: датчик, щуп, лопата • Камуса у каждого участника.

Ремнабор.

К ремнабору был очень критичный подход. Старались подобрать такие инструменты и расходные материалы, которые не ограничивали бы нас в функциональности, и при этом максимально сократили бы вес всего ремнабора. Однако, уложиться в 2 кг так и не удалось. Итоговый вес: 2,24 кг.

Отдельные выводы и рекомендации по ремнабору:

  • хороший мультитул вполне заменяет полноценные плоскогубцы, но имеет нож, отвертки, напильник.
  • «трещётка» Г-образной формы весом 80 г и с возможностью крепить биты как с короткого конца, так и с длинного отлично заменяет отвёртки. Надо только заранее проверить, что биты проходят в отверстия, где имеются утопленные шурупы.
  • кусок стального тросика для замены ручки кана целесообразно заменить в ремнаборе куском стальной проволоки 2,5 - 3 мм.
  • свёрла стоит брать или покупать только хороших фирм (никаких ОБИ и Леруа). В этот раз не проверили перед походом, в итоге одно лопнуло, ещё пара вообще не сверлили.
  • шурупы стоит брать с толстым сердечником, желательно от лыжных креплений
  • в очередной раз пригодились самодельные струбцины из алюминиевых пластин 4 - 5 мм толщиной и винтов с барашками.
  • маленькая ножовка показала себя отлично. Раньше брали большие ножовочные полотна и было неудобно что-то отпиливать.
  • у некоторых участников на классических Новосибирских креплениях перетёрлась стропа в месте крепления с щёчкой. Чтобы избежать этого, стоит перед походом обмотать дужки щёчек медной проволокой по всей длине, тогда стропа перетераться не будет.
  • также в очередной раз брали дрель, которая представляет из себя коловорот, согнутый из лыжной палки с закрепленным на ней маленьким цанговым патроном от дрели. Это был новый коловорот, т.к. предыдущий был потерян. Но в этом походе он сломался, также были проблемы с соосностью верхней и нижней части коловорота. Вес коловорота с патроном был чуть более 0,2 кг. Вес же любой механической дрели более 1 кг. Поэтому в следующий раз опять сделаем коловорот, но только из алюминиевой трубы с более толстыми стенками.
  • осознанно не брали пластины, которые часто берут в лыжные походы для починки лыжи. Изначально решили, что если лыжа сломается, то будем ремонтировать её путём накладывания двух половинок внахлёст и крепления винтами с шайбами (именно поэтому винты были выбраны 40 мм в длину).

В целом ремнабор получился очень удачным: всего хватало, но в то же самое время не было практически ничего лишнего.

Аптечка.

Состав и количество медикаментов рассчитывались на 10 человек на 17 ходовых автономных дней.

Инъекции рассчитывались на 1 человека на 2 дня (2 дня необходимо, чтобы из самой дальней точки маршрута эвакуировать пострадавшего до возможной точки помощи).

Вес общественной аптечки составил около 2 кг.

В аптечку необходимо вложить распечатку с описанием входящих медикаментов, где будет указано назначение, показания, дозировка, противопоказания, прочая необходимая информация.

Раскладка.

Раскладка была очень разнообразной в этом подходе.

Крупы, соль, сахар, сухое молоко, т.е. то, что входит в утреннюю кашу упаковывали сразу в одну емкость, чтоб в походе не отмерять по чайной ложке. Клали всё в пакетик, завязывали, и обматывали пищевой пленкой. Аналогично поступали для обеденных супов. Ингредиенты для супов смешивали заранее в Москве из сублимированных продуктов, что позволило готовить действительно вкусные не химические супы. Также в этот поход не брали сушёное мясо, а варили пеммикан. Упаковывали его заранее в пакеты Тетра Пак разной ёмкости (в зависимости на обед была порция или на ужин).

Также заранее договорились, что каждый возьмет пару сюрпризов на вечер (один сладкий и один солёный). Это добавило изюминку в каждый ужин похода.

В походе применили подход индивидуально-коллективного питания. Все перекусы, сухари и сладкое на все приёмы пищи были в личной раскладке у каждого. В очередной раз этот подход оказался всем по душе, т.к. позволяет взять именно то, что хочет каждый участник и способствует обмену продуктами между участниками, а также увеличивает в разы разнообразие питания.

Общественная раскладка была составлена таким образом, что на первую часть похода (до заброски) была стандартная норма (420 г/чел в день), а на вторую часть норма была увеличена до 460 г/чел в день.

Суммарный вес общественной раскладки получился около 76 кг. При распределении веса для женщин был введен коэффициент 0,7. Соответственно, вес общественных продуктов на поход:

  • 8,4 кг - на мужчину
  • 5,8 кг - на женщину.

Состав общественной раскладки:

Примерный состав индивидуальной раскладки:

Общий вес груза.

На основании информации представленной выше в разделах 3.1, 3.2, 3.5, рассчитан вес переносимого груза:

Стоимость проживания, питания, снаряжения, средств передвижения (на одного участника).

Наименование затрат

Сумма на группу, руб.

Сумма на одного участника, руб.

Самолёт Москва - Иркутск

143 500

14 350

Трансфер Иркутск - Китой

16 000

1 600

Трансфер Аршан - Иркутск

7 000

700

Проживание в Аршане

14 400

1 440

Аптечка (частично)

4 850

485

Раскладка

40 150

4 015

Страховка от н/с

18 640

1 864

Сим-карта в спутниковый телефон

5 300

530

Итого

249 840

24 984

Вполне реально попасть на распродажу авиабилетов или акции, когда можно сэкономить значительную сумму на перелет. Так мы и сделали. Сайты по продаже авиабилетов предлагают удобные сервисы для мониторинга изменения цен.

Страховку оформляли в компании Ренессанс. Программа страхования: Горнолыжный спорт, Альпинизм с покрытием 30 тыс. евро, стоимость 1864 рубля.

Жилье в Аршане можно найти без проблем. На любой вкус и кошелек. Мы поселиись в гостевом доме «Аршан»: огороженная территория. Удобства в домиках. В отдельном здании большая кухня и столы, что удобноно для большой компании. Также на территории есть баня, в ней можно попариться за отдельную плату. Внимательные хозяева, помогали и с тем, чтобы куда-то доехать и баню быстро нам организовали. https://www.booking.com/hotel/ru/guesthouse-arshan.ru.html

Спутниковый телефон брали системы Иридиум. Сам аппарат был свой, а сим-уарту брали напрокат здеь: https://www.satellite-rent.ru/iridium_sim_details.php К качеству связи нареканий нет, звонили прямо из палатки

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.

Идея с входом в район через верховье Китоя полностью себя оправдала. Это позволяет в первый день, двигаясь без набора высоты, попасть в сердце района и войти в походный ритм.

Маршрут в целом оказался, как и планировалось, насыщенным завораживающими пейзажами и разнообразными препятствиями, преодоление которых было увлекательным и вполне безопасным, поскольку участники в большинстве случаев действовали слаженно и эффективно.

В целом при подготовке к прохождению маршрута следует уделить внимание индивидуальной физической подготовке, лыжной и альпинистской технике участников и подбору подходящего личного снаряжения.

Хорошая физическая форма будет залогом быстрого и безаварийного передвижения на условно-равнинных участках, на которых все же встречается изрядное количество локальных подъемов.

Лыжная техника очень сильно повлияет на эффективность движения во время спусков и движения по льду.

Умение работать с альпинистским снаряжением и уровень владения такими техническими приемами, как спуск способом Дюльфера (как при помощи специальных средств, так и спортивный вариант), использование жумара при подъеме по веревке, организация точек страховки на льду и в снегу, движение в кошках, а также спуск методом бокового соскальзывания очень сильно повлияют на эффективность прохождения технических участков, например замерзших водопадов.

В плане погодных условий следует рассчитывать на сильный мороз утром, относительное потепление в течение дня и в среднем невысокую атмосферную влажность, но в отдельных случаях, а именно при прохождении узких и глубоких каньонов замерзших рек с большой интенсивностью подледного течения, т.е. с большим уклоном, следует готовиться к тому, что атмосферная влажность будет выше, чем на открытых участках.

Одним из определяющих факторов для скорости движения группы является снежная обстановка на маршруте. Было выявлено, что наибольшей глубины снежный покров достигает на не обдуваемых сильными ветрами перевалах, а в долинах и на реках может практически полностью отсутствовать. Снег очень сухой, по консистенции напоминает песок. Такая структура снега затрудняет движение вверх по крутым склонам. В подобных ситуациях лучше отказаться от движения на лыжах и продолжить подъем пешком или в кошках.

Генеральной особенностью движения на маршруте можно считать учащенную до десятков раз/день смену способов передвижения: на лыжах по снегу, на лыжах по льду, в кошках по льду, пешком по снегу, пешком по камням. Соответственно личное снаряжение должно быть подобрано таким образом, чтобы ускорить и облегчить процесс смены лыж на кошки и обратно.

Трек похода на Gpsies:

https://www.gpsies.com/map.do?fileId=vqnsorideotjshgu

Трек и маршрутные точки похода:

https://drive.google.com/open?id=1CESc5Rl8zYr_gzw5Qqznn2PlgiLTfIrm

Фотографии Артема Плинатуса:

https://photos.app.goo.gl/9wqeJ6GDKKRgPsku2

Фотографии Дениса Галиньша:

https://photos.app.goo.gl/vGBNHUVNVZmlNwMn2

Страничка о походе на сайте ТК МГТУ:

http://tkmgtu.ru/library/D09FD0BBD0B8D0BDD0B0D182D183D181_ D090D180D182D191D0BC,_4D0BAD181,_D092D0BED181D1

82D0BED187D0BDD18BD0B9_D0A1D0B0D18FD0BD_2018

Обширная информация о районе. Также работающий форум, где можно получить полезную информацию, заказать трансфер и т.п.:

http://nature.baikal.ru/

Контакты спасателей:

Бурятская поисково-спасательная служба. Поисково-спасательный отряд №2.

П. Кырен

Телефоны: (301-47) 41-153, (924) 352-7502, (950) 102-7810

E-mail: burspas02@mail.ru

Контакты перевозчика:

Доржа Хумаев

Телефоны: (914) 837-0988, (914) 986-5121

E-mail: dorzha73@mail.ru

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru