Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Кирилл Спирин, СПб

Кавказ 2020, от Безенги до Караугома — часть 2, перевал Фытнаргин

  • Предисловие. Про маршрут и про команду
  • Часть 1. Перевал Дыхниауш
  • Фытнаргин — это отдельная жизнь. Больше, чем перевал. Правильней даже сказать — не перевал, а ледовое царство. Состоящее из двух больших ледников: Айлама и одноименный Фытнаргин. Обычно в те края заходят в походах от 4 к.с. и выше.

    Когда мы прошли первую ступень ледопада Айлама и готовились проходить вторую, то встретили группу московских туристов (под руководством М.Назарова), идущую в противоположном направлении. «Встретили» — это, конечно, громко сказано. Мы даже их лиц не разглядели. Ребята дюльферяли по скальным лбам минимум в трехстах метрах от нас. Общение сводилось к перекрикиванию. На вопрос «откуда» выяснилось, что они как раз спускаются с Фытнаргина. «Ну и как там, на Фытнаргине?!!», — прокричали мы им. «Там хорошо!!!» — донеслось в ответ. И рассыпалось эхом по ущелью.

    Мы поверили.

    На Фытнаргине действительно хорошо. Просто надо туда попасть. После спуска с Дыхниауша мы надеялись, что предстоит расслабленный день подхода под ледопад Айлама и вышли после 10 утра, но долина ледника Дыхсу довольно быстро показала свой норов: вместо расслабленной прогулки пришлось немножко покушать морен, конгломератов, ледовых разломов и бараньих лбов.

    К плановому месту ночевки пришли ближе к 18 часам. Нам еще повезло, что удалось обнаружить ледовый мост через реку Дыхсу, иначе бы не избежать серьезной переправы. Долго искали воду (нашли ее в еле живом мутном ручейке, который исчезал на глазах по мере понижения температуры). Вечером Серега изображал огненного факира, а Виталик устроил световое шоу.

    Ледопад Айлама я проходил на спуск в 2007 году вместе с М.Г.Ярмолюком. Сейчас, чтобы попасть под перевал Фытнаргин, нам предстояло пройти его на подъем.

    Ледопады, как известно, с годами меняются, и Айлама не исключение. За 13 лет левый ранклюфт полностью растаял, и первая ступень ледопада теперь спокойно обходится по осыпи и несложным скалам.

    Со второй ступенью чуть сложнее. В 2007 году мы без особых проблем прошли ее тоже по левому борту, но сейчас на том участке лед растаял и обнажились бараньи лбы. Навскидку, они тоже проходимы, как мне показалось, но мы изначально планировали обходить вторую ступень ледопада по варианту, рекомендованному Михаилом Голубевым, поэтому после предоления первой ступени пересекли ледник на правый борт. И там как раз увидели московскую группу (о которой я упоминал выше). Ребята дюльферяли чуть в стороне от линии, рекомендованной Михаилом (наверное, это правильно, т.к. его линия подходит больше для подъема, а на спуск проще дюльфернуть напрямую). Все это было здорово, но частично затрагивало наши планы. Дело в том, что мы не могли начать подъем, пока люди дюльферяют по скалам (в этом случае мы бы неизбежно оказались над ними и могли нечаянно спустить сверху камни). Можно было, конечно, подождать часок. Но ждать не хотелось, да и подъем по конгломерату и скально-осыпным полкам при ближайшем рассмотрении выглядел уже не так привлекательно. А правая часть ледопада наоборот в приближении казалась довольно доступной и не сулящей серьезных проблем. В общем, мы решили попробовать и пошли по льду.

    Основную часть действительно удалось пройти ногами, но потом пришлось потыкаться в разведках направо и налево, а в итоге провесить около 70 метров перил по ледовому лбу крутизной от 40 до 60 градусов.

    Выше была широкая ледовая полка, выводящая на правый осыпной борт долины, которую перебегали по одному (чтобы минимизировать риск обрушения нависающих сверху сераков), и потом еще 20 метров по перилам до выхода на сыпуху (объективно, наиболее опасный участок, из-за которого я бы не рекомендовал повторять наши подвиги, а советовал бы идти по варианту М.Голубева либо вообще обходить вторую ступень слева). На преодоление второй ступени ледопада у нас ушло 3 часа «грязного» времени, включая разведки.

    Дальше ледник становится ровным и спокойным.

    Пообедав у ручья, мы за 40 минут дошли до поворота, с которого открылся вид на наш перевал (ледовая седловина слева):

    В 16 часов встали лагерем, так как на повороте ледника обнаружился подходящий моренный гребешок, а поднимись мы выше, палатки пришлось бы ставить на льду. Остаток дня обустраивали площадки на камнях и рассматривали окружающие нас перевалы, среди которых преобладали 3А и 3Б (Крумкольский провал, Памяти, Карабин.ру, Айлама и прочие). На камень-ножницы разыграли, кому завтра идти первым. Выпало Сереге :)

    Утром поднялись раненько, в 4.00, и вышли около шести. Для подъема выбрали центральную из трех седловин, как наименее камнеопасную. Технические сложности, если их вообще можно так назвать, сводятся к преодолению двух бергшрундов и подъему по 40-градусному ледовому склону. У нас получилось шесть с половиной веревок (одна через первый берг, остальные от второго бергшрунда до седловины).

    Первый бергшрунд:

    Второй бергшрунд:

    А вот и выход на седловину :)

    На прохождение верхних пяти с половиной веревок ушло 3 часа 30 минут (неплохо для группы из 9 человек, хотя на таком рельефе можно гораздо быстрее).

    Сверху мы наблюдали, как вслед за нами под перевал подходила еще одна группа туристов. Они по какой-то причине надолго остановились внизу под бергшрундом. Как потом выяснилось, это была группа Александра Новоселова из турклуба МГУ, а остановились они на обед. Хороший стиль, я считаю. Надо перенимать. Мы потом встретились с ребятами на дневке в Уштулу. На Фытнаргине они заночевали прямо на перевальной седловине.

    Мы же, поскольку поднялись на перевал еще в полдень, на седловине ночевать не стали, а приступили к спуску.

    Спуск на ледник Фытнаргин — короткий и пологий, а сам ледник сверху кажется тоже совершенно безобидным:

    У нас даже возник соблазн сразу пересечь ледник на правый борт, однако не прошло и часа, как мы уперлись в непреодолимый разлом, который тянулся продольно по центру ледника, насколько хватало глаз:

    Помыкались, потыкались туда-сюда и вернулись обратно к левому борту. Потом еще раз делали попытку уйти направо и снова уперлись в зону трещин. В итоге так и спускались слева по широкой дуге.

    На заминку был еще один ранклюфт с едущими камнями, по которому приходилось спускаться предельно осторожно:

    И веревочка по льду при выходе из ранклюфта:

    Спустившись на открытый ледник, развязались и бодро попрыгали через трещины. Через одну, правда, пришлось прыгать без рюкзаков, а рюкзаки переправлять по веревке. Есть даже видео (возможно, нам когда-нибудь его покажут).

    В 7 часов вечера встали лагерем на левобережной морене по соседству с группой ростовских туристов под руководством Алексея Роньжина. Соседство оказалось весьма кстати, потому что за ужином я просыпал весь остаток соли, и мы выцыганили небольшой излишек у добрых ростовчан.

    Проснулись от женского пения. С Лешей Роньжиным ходят голосистые такие девчонки. Так они и ушли наверх, с песнями. Тоже, кстати, на перевал Фытнаргин. Вдумайтесь только: перевал 3А, и за три дня — четвертая группа! Вот что короновирус окаянный делает.

    У нас, кстати, тоже нашлись голосистые. Только не девчонки, а мальчишки. Особенно Михалыч в это утро был в ударе, соловьем заливался. Почуял, вероятно, приближение зеленой зоны. Жалко, ростовские девчонки не слышали, а так бы сразу с нами начали ходить.

    А мы неспешно обсушились на солнышке, пересекли ледник и, перейдя через перевал Курортный (1А), в этот же день оказались на турбазе «Уштулу».

    Курортный — милый такой перевальчик. Немножко конгломерата:

    Немножко травы и рододендронов:

    Не ходите Курортный в единичках.

    В «Уштулу» мы остановились на симпатичной турбазе у прижимистого хозяина с символичным именем Харон. Турбаза не менее символично расположена на другом берегу реки Карасу (противоположном от основной дороги). Из достопримечательностей — форелевое хозяйство и водяная мельница. Тут нас ждали дневка, нарзан, хычины, баня и арбуз.

    Мы старались вести себя прилично, но не у всех это получалось.

    «Уходит капитан в далекий путь и любит девушку из Нагасаки».
    Не подумайте ничего плохого, просто отголоски той дневки.

    А на Фытнаргине — да, действительно хорошо.

    Продолжение следует....

    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru