Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Западная Европа >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Юрий Глазырин, г. Красноярск

Как мы ходили на Маттерхорн

http://www.stolby.ru

Идея проекта «Северные стены Альп» была разработана и запущена в жизнь Николаем Захаровым. Основная цель состояла в том, чтобы пройти тремя малыми командами три самых известных и сложных стены в Альпах зимой. При этом по возможности, выбрать самые трудные и малохоженные маршруты или сделать варианты первопрохождений. Для реализации такой идеи в первую очередь было необходимо укомплектовать три работоспособные команды по четыре человека.

Стоит заметить, что часть ведущих молодых спортсменов одновременно выехала на восхождение на Кавказ, в Дагестан. Распределение по командам и вершинам провели в Красноярске в примерном соответствии уровня участников с предполагаемой трудностью объектов восхождений. Северная стена Маттерхорна досталась Денису Прокофьеву, Сергею Черезову, Юрию Глазырину, Борису Родикову. В качестве тренера-наблюдателя с этой командой поехал Валерий Балезин.

Маттерхорн


Маттерхорн. Нитка.
Наша часть экспедиции началась с прибытия в город Таш в Швейцарии, дальше которого въезд автотранспорта запрещен. Мы приехали практически ночью. Попытки найти дешевый ночлег особым успехом не увенчались, пришлось согласиться на трехзвездочный отель. Рано утром выдвинулись на такси в город Церматт. Погода стояла замечательная, светило практически летнее солнце, подчеркивая курортную расслабленную обстановку этого горнолыжного центра.

После небольшой прогулки по городу мы погрузили все наши вещи в вагончики подъемника и начали продвижение к базовому лагерю. «Маттерхорн-экспресс» доставил нас на высоту 2500 м. Остальные 700 м высоты до хижины Хорнли предстояло набрать самостоятельно. Чем мы и занялись, разложив по рюкзакам примерно треть всего нашего груза. Несмотря на оптимистичные прогнозы, путь до хижины занял у нас около шести часов. Сказались отсутствие акклиматизации и тяжелые рюкзаки. Хижина по своему расположению (на высоте 3200 м) и обстановке очень напоминала стоянку Рацека в Ала-Арче, приведенную в идеальное состояние по чистоте. Присутствовала вся мебель, матрасы, одеяла, был газ для приготовления пищи. Дров не было, печка была закрыта на замок. На завтра мы повторили нашу грузовую ходку вниз за вещами. К вечеру наша компания пополнилась двумя молодыми финнами, имевшими планы на Северную стену.

На следующий день мы сделали разведочный выход на плато под стену. Северная стена не видна ни с подходов, ни с хижины Хорнли. Более того, для выхода на плато надо пролезть одну веревку скалы и две веревки льда. Перила на этом месте нужны для подъема с грузами для стены. Разведка прошла успешно, начало маршрута было определено.

Следующее утро преподнесло сюрприз. Вместо выхода наверх на акклиматизацию нам пришлось срочно пойти вниз. Ночью Денису стало плохо, понадобилась немедленная эвакуация. Сопровождение его до больницы и возвращение заняло два дня. Тем временем, погода начала портиться. Горы вокруг были закрыты облаками, но на преобладающих высотах в районе Маттерхорна небо было чистое. Тем не менее, ураганный ветер с севера не позволял назвать такую погоду хорошей.

Времени ждать улучшения мы не имели, поэтому решили выходить на акклиматизацию в любую погоду. Оказалось, что большая часть пути по классическому гребню проходит по восточной стороне, которая частично закрыта от ветра. Подъем без груза не представлял особой сложности, на всем пути лишь трижды мы воспользовались нашей веревкой. В самых трудных местах гребня висели стационарные перила из толстого каната.

Переночевав в хижине Солвей на высоте 4006 м, мы выдвинулись в сторону вершины. Но примерно на высоте 4300 м путь выходил на северо-восточный гребень, открытый северному ветру. Как выяснилось позже, в этот день на высоте 4000 м скорость ветра превышала 140 км/час, что классифицируется как ураган. Пришлось повернуть назад. На спуск от хижины Солвей ушел почти весь следующий день.

По плану, после акклиматизационного выхода мы должны были спуститься в город на отдых. От такого плана было нелегко отказаться, и мы занялись его реализацией, несмотря на видимое улучшение погоды.

После двух дней отдыха мы снова в хижине Хорнли. Из-за сокращения состава команды первоначальный маршрут по правой части Северной стены был заменен на Польский путь с выходом в последней трети на Северо-восточный гребень. Еще один день понадобился нам для заброски нашего груза и платформы на плато под стену.

В день отрыва была замечательная погода, без ветра. Солнце светило ярко, но не у нас. На Северной стене его просто не бывает. К сожалению, как мы знали из прогнозов, это был последний день хорошей погоды. А вот насколько ветрено будет в последующие дни и как долго продлится ухудшение, мы не знали. Тем не менее, в первый день мы постарались забраться как можно выше. С нашим нелегким стартовым грузом нам удалось пройти за этот день восемь веревок и поставить лагерь на конце шестой из них.

Во второй день мы продолжили провешивать оставшиеся веревки уже под снегопадом и порывистым ветром. После закрепления еще четырех перил выше вчерашней точки мы с Борисом вернулись в платформу, услышав там рассказ Сереги, как его подбрасывало ветром вместе с платформой. Такая катавасия продолжалась всю ночь, ветер пытался порвать наш тряпочный домик. Вот здесь и обнаружился единственный плюс тяжеленной тряпки тента – она осталась целой. Наутро стало ясно, что переехать в такой ветер нереально (платформу просто разобьет о скалы), а свободных веревок для провешивания не осталось. Потянулись часы ожидания.

Утро четвертого дня не принесло принципиального улучшения погоды, но резкие порывы ветра сменились постоянным мощным снегопадом. Надо было решать, что делать дальше. После недолгих раздумий оказалось, что выбора у нас особого нет, если мы рассчитываем подняться на вершину по стене. Тем более, для спуска, в общем-то, пока не было особого повода. Мы занялись нелегким переездом на шесть веревок вверх. Нам это удалось успешно проделать, и мы даже успели провесить еще две веревки выше платформы.

Следующий день мы посвятили продолжению борьбы с засыпавшим все снегом. Боря шаг за шагом чистил скалу, находил место для крюка или закладки, а следом за ним скала снова покрывалась слоем белого порошка. При этом каждые три минуты со стены стекала белая река, на дававшая поднять голову. Как нам это было знакомо по рассказам о стене Аксу! Так было отвоевано еще две веревки. Под конец дня природа порадовала нас двухчасовым показом окрестных гор и предстоящих трудностей стены над головой.
Оказывается, такой милостью мы были обязаны нашим друзьям на Гранд-Жорассе, которые как раз в этот час вышли на вершину. В этот день наш вечерний отдых в платформе был заменен на трехчасовое зашивание дыры от камня, чудом не попавшего в Серегу. Камень пробил каремат и все три слоя платформы насквозь.

Очередной переезд в снегопад был неизбежен, и ему пришлось состояться с нашей помощью. Лагерь был перенесен еще на пять веревок вверх. Вышедший вперед Боря пролез в стиле «соло» еще одну веревку навстречу снежным рекам и организовал перила для подвешивания платформы. Процесс ее установки в тот вечер скрыла темнота. Затянувшаяся организация бивуака снова отняла у нас несколько часов сна.

Седьмой день нашей эпопеи принес надежду на прекращение непогоды. Снег перестал валить с неба, но все еще продолжал стекать лавинами со стены. Всего две веревки удалось провесить в тот день. Для этого потребовалось прорыть стометровую траншею в снегу на скальной плите небольшой крутизны, но без особого рельефа.

Следующий день стал решающим. Еще полторы веревки расчистки заснеженной скалы забрали у нашего лидера последние остатки сил. Вечерний совет в платформе и переговоры с начальством снизу выявили, что времени осталось в обрез. Завтра надо любой ценой выходить на гребень.

Быстрый марш-бросок в сторону гребня затянулся на весь день. Абсолютно тупые кошки и выпавший в дыру платформы напильник не дали нам проявить чудеса ледолазания, которое пришлось заменить на нудное ИТО с забиванием ледового инструмента молотком. Но в итоге к вечеру мы попали-таки на Северо-восточный гребень.

Завершающий аккорд нашего восхождения длился ни много, ни мало, 27 ходовых часов. Этот длинный погожий (наконец-то!) день начался в пять часов утра, в 9-20 мы уже стояли на вершине Маттерхорна, а темнота нас застала примерно в десяти веревках спуска от хижины Хорнли.

Эти десять веревок прекрасно помогли нам скоротать тихую зимнюю ночь на так полюбившемся Северо-восточном гребне Маттерхорна. Его косые перила надолго запомнятся всем, кто прошел по нему ночью с тридцатикилограммовым рюкзаком.

Рассвет встретил нас в глубоком снегу на подходах к хижине Хорнли, близость которой придала нам сил. И вот, спустя всего десять дней, мы снова залезли в окно ее зимнего входа.

Но расслабляться было рано, наш нон-стоп еще не закончился. Через три часа все началось снова, только в рюкзаки пришлось догрузить еще вещей. К вечеру нужно было обязательно успеть вниз к машине. Еще четыре часа по глубокому снегу, завалившему все ущелье, и мы, наконец, у цели. Дальше весь груз и мы сами поехали в вагончиках канатной дороги.

Экспедиция была организована Красноярской краевой федерацией альпинизма при поддержке Администрации города Красноярска и Администрации Красноярского края. Большую помощь экспедиции оказали фирмы «Красцветмет», «Рок Пилларс», «Fireball», «Пулковские авиалинии», «Альбатрос», «Спортивная форма», «AHP Merkle». Огромное спасибо нашим друзьям в Германии – Михаилу Терехину, Роберту Штайнеру, Альфреду Цопфу.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru