Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчёт о горном маршруте 2 к.с. по Ц.Алтаю (Южно-Чуйский, Северо-Чуйский хребты), совершённом группой Горного турклуба МГУ (г. Москва) с 14 по 26 июля 2019 года.
Справочные сведения
пос. Бельтир - д.р. Талдура - пер. Переметный (1Б, 3219) - пер. Стройгаз (1Б, 3250) - пер. АНИТИМ (1Б, 3148) - д.р. Калын-Агач - Карагемская поляна - д.р. Карагем и р. Правый Карагем - пер. Абыл-Оюк (1Б, 3188) - оз. Верхнее Шавлинское - оз. Нижнее Шавлинское - д.р. Шавла - д.р. Ештыкол - пер. Орой (н/к, 2219) - д.р. Чуя - пос.Чибит
К отчёту прилагаются: - альбом фотографий и карт, ссылки на них в квадратных скобках: [1.1] - файлы треков и точек - файл со списком отчетов, использованных для подготовки Выпускающая МКК: Маршрут утверждён МКК ФСТ ОТМ 177 - 00 - 56666552 в составе Рязанский М.Н., Кодыш В.Э., Иванова И. А. 3 июля 2019 года Схема маршрута [0.1]
Высотный график [0.2]
Состав участников
План - график заявленный и выполненный
Отличия выполненного план - графика от заявленного и их причины Перевалы Стройгаз и АНИТИМ изменились по сравнению с описаниями предыдущих групп в сторону усложнения прохождения. Спуск с ледопада на пер. Стройгаз стал более трудным, т.к. увеличилась крутизна склона, на прохождение потратили больше времени, чем планировали. Спуститься с перевала АНИТИМ в день подъема не смогли ввиду лавиноопасности (суммарно на Стройгаз и АНИТИМ потратили день запаса). Переправа через реку Йолдоайры оказалась непростой и заняла значительное количество времени. В связи с этим было принято решение отказаться от прохождения перевала Терешковой и связки перевалов Москвич+Орбита в пользу запасного варианта - перевала Абыл-Оюк. Спустившись с перевала Абыл-Оюк под дождем и пройдя под дождем следующий день, мы приняли решение отказаться от прохождения перевала Шавлинский Нижний и пойти по запасному варианту через некатегорийный перевал Орой. В условиях стабильно плохой погоды этот вариант помог нам вовремя (и даже отыграв день запаса) закончить маршрут. Общегеографическая и туристическая характеристика района Район Чуйских Белков популярен среди туристов. Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты достаточно хорошо изучены, давно освоены туристами. При этом сохраняется большое количество малохоженых перевалов, которые могут представлять интерес. В июле на Чуйских хребтах еще много снега, из-за чего многие перевалы могут быть лавиноопасными. Значительную опасность представляют камнепады и переправы через реки, которых на Алтае великое множество. По нашему мнению, природа Чуйских хребтов более сурова, нежели природа Катунского, температура воздуха на той же высоте ниже (во всяком случае, субъективно). При этом в отличие от Катунского, на Чуйских хребтах (во всяком случае, на пройденном маршруте) нет таких грандиозных курумников и настолько живых осыпей, поэтому для походов 1-2 к.с. мы рекомендуем именно этот район. Общая идея и организация похода. Поход изначально планировался как учебно-тренировочный в школе базового уровня горного турклуба МГУ. Район был выбран относительно доступный и недорогой, три будущих руководителя «двоек» в сентябре 2018 узнали, что, не сговариваясь, решили вести походы на Алтай. Нитка нашего маршрута строилась по следующим соображениям. Весь поход должен был уложиться в 2 недели с заездом и выездом в «цивилизацию». При планировании маршрута возникали различные идеи: показать участникам «большие» ледники Чуйских хребтов: Софийский и Талдуринский, пройти совершенно новое препятствие - спуск с практически отвесной ступени ледопада на перевале Стройгаз. Однако расчеты показывали, что переход от Софийского ледника на Талдуринский займет слишком много времени, и выходить придется к а/л «Актру», чего делать не хотелось. Попытка пройти Талдуринский ледник приводила к тому, что в самом начале похода группа была бы вынуждена идти перевал слишком большой сложности (из-за отступления ледников перевал Талдуринский из 1Б превратился в «уверенную» 2А), а перевал Стройгаз не «ложился» в нитку. В итоге был сделан выбор в пользу спуска по отвесной стене. На основании описанных причин был построен линейный маршрут, состоящий из двух частей. Первая, весьма напряженная часть, включала три близко расположенных перевала, которые нужно было пройти за четыре дня, на пятый день выйти к заброске. Вторая - два перевала 1Б и одну связку 1Б и девять дней, включая дневку и день запаса. На весь маршрут был заложен один запасной день, что оказалось недостаточным, несмотря на хорошую погоду в первой части похода. Планируемый маршрут почти полностью повторял маршрут Галины Политовой (т/к «Вестра», г.Москва) 2014 г. Должный уровень подготовки группы достигался за счёт большого числа тренировок, начавшихся в феврале. Участники регулярно занимались общей физической подготовкой (бег 5-15 км), слушали лекции, участвовали в семинарах и практических занятиях на местности и в помещении (с 26 января по 2 июня было проведено 10 тренировок на местности), почти вся группа прошла курсы первой медицинской помощи (теория+полтора дня практики). Группа принимала участие в клубной «Звездочке», тактико-технических играх по спасработам, несколько участников успешно финишировали на ММБ-Весна 2019, также были проведены проверка снаряжения и практический зачет по технике горного туризма. Проверка технических навыков на местности проводилась в рамках Московского городского кросс-похода по классу «Б+». Логистика, документы МЧС Так как «Российская Федерация - социальное государство» (Конституция РФ, ст. 7, п. 1), то на территории России МЧС бесплатно и достаточно квалифицированно спасает пострадавших. Регистрироваться в МЧС следует, сейчас это можно сделать через форму https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups Минус - в форму нельзя вставлять скопированный из другого документа текст - это очень неудобно, т.к. приходится все данные вносить вручную (и, конечно, поэтому добавлять ссылку на GPS-трекер мы не стали). На указанную при регистрации почту придет номер заявки (а иногда и сразу номер группы!), который нужно сообщить при выходе на маршрут оперативному дежурному. Он присвоит номер вашей группе (его нужно не забыть/не потерять!). После окончания маршрута - сообщить оперативному дежурному, что у вас все в порядке! Страховка Страховку оформляли по желанию (не-граждане РФ - обязательно). Мы не нашли нигде достоверного перечня бесплатных медицинских услуг для не-граждан РФ, поэтому решили обезопасить себя страховкой. Транспорт Из Москвы заезжали несколькими группами: большая часть ехала на поезде Москва-Барнаул, несколько человек прилетали в аэропорт Барнаула, один летел через Новосибирск, затем ехал на поезде до Бийска и там встречал нас. Один из вариантов удешевить заброску (но потратить больше времени) - доехать на электричке от Барнаула до Бийска. Мы не хотели тратить время, поэтому поехали на машине сразу от Барнаула. Заезд в район Чуйских белков удобен: большая часть пути проходит по Чуйскому тракту - трассе с хорошим покрытием, и к тому же проходящей по красивым местам. Ехать можно до с. Курай, до с. Чибит, до пос. Беляши (Джазатор) или до пос. Бельтир. Однако во многих отчетах пишут, что население Бельтира недружелюбно по отношению к туристам. Мы проверять не стали и остановились неподалеку от Курая. О заезде и заброске договаривались с Иваном Замчаловым (фирма "БиАлТур", (http://www.bialtur.biysk.ru, https://vk.com/id13807684 ). Впечатления остались самые положительные - все договоренности были соблюдены, водители нам понравились. Машина по пути «туда» попыталась сломаться, но это не помешало нам доехать. К моменту нашего приезда в Барнаул машина уже стояла у вокзала, далее мы забрали участников из аэропорта Барнаула, из Бийска и поехали в Курай. «Туда» (Барнаул - Курай) ехали на микроавтобусе с прицепом, стоимость составила 42,5 тыс.руб на 16 человек, обратно (Чибит - Горно-Алтайск) на небольшом автобусе (Тойота, а не ПАЗ=), стоимость - 29 тыс.р. Часть участников от Горно-Алтайска до Барнаула ехала на рейсовом автобусе, стоимость билета - 670 р. Заброска непосредственно к началу маршрута осложняется множеством рекомендаций «не иметь дело» с местными. При изучении изрядного количества источников, мы получали весьма отличающиеся данные о возможности и времени заброски. Наибольший «диапазон» мнений был по Карагемской поляне, но чаще всего мы слышали, что «проехать невозможно». При поиске контактов водителей на Чуйских очень советуем изучить свежие отчеты туристов-водников, т.к. они хорошо знают район, и у них наверняка есть проверенные варианты. Нам они посоветовали обратиться к Илье Бланту («Алтай-Актру»), который сразу нам сказал, что и нас, и заброску привезут туда, куда нужно и когда нужно. Нас крайне смутила просьба полной предварительной оплаты, несмотря на то, что Илья прислал копию расписки и паспорта. Мы отдали за заезд от Курая в долину Талдуры 32 тыс. руб., за завоз заброски еще 10 тыс. руб. Все договоренности были соблюдены, мы очень благодарны Илье за хорошую работу! При подготовке маршрута нам советовали обратится к следующим людям (кого-то находили самостоятельно): Илья Блант (Горный центр «Алтай-Актру») - 8-996-412-01-19 (ватсапп, телеграм) https://vk.com/ilya_blunt Александр Суховерхов (ГАЗ-66, Курай-Актру) - 8-913-691-96-76 Олег Болотков (УАЗ «буханка») - 8-903-919-95-28, 8-903-919-74-30 Макар (ЗИЛ-131 вахтовка, Акташ) - 8-960-968-10-35 Евгений Петрович Кордоев (единственный, кого зовут по имени-отчеству! ЗИЛ) - 8-913-992-86-90 Виктор (Бельтир, какая машина - не знаем) 8-913-691-35-96 Эмил (Бельтир) 8-913-696-38-75 Джип-Тур Алтай - 8-983-602-63-62 т/б «Чуйские Альпы» - 8-913-994-16-90 Проживание На въезде в район ночевали на турбазе «Кочкор» рядом с Кураем, 200 руб. с палатки, вода из родника, туалет деревянный. http://www.turistka.ru/altai/info.php?ob=2186 На выезде - на полянке у Оройского моста, заплатили 100 руб. с палатки. Вода из шланга (шланг брошен в речку, впадающую в Чую), туалет деревянный, баня есть, но не работала при нас. Обращаем внимание, что проход по мосту через Чую платный - 100 руб. с человека. Осенью 2018 года мост был разрушен ледоставом, его частично восстановили (перил нет=). Сторож моста рассказывал, как прошлой зимой через Чую гоняли коров прямо по льду. Ситуация с разрушением мостов нередкая, уточняйте у местных при планировании маршрута Закупка еды, газ Все продукты мы закупали и паковали в Москве, а везли на поезде, поэтому проблем с перевесом не было. Газ закупали через Ивана Замчалова. Цена составила 433 руб. за большой (450г) баллон, газ Иван передал во время встречи в Бийске. На поход нами было взято 24 больших баллона. Газ брали из расчета 52 г/чел/день, осталось около 1,5 баллонов (снег топили 4 раза). Связь Мобильный сигнал в большей части района отсутствует. Связь (Билайн) была кратковременно в районе д.р. Шавла ниже Нижнего Шавлинского озера. Рассчитывать на нее не стоит. Для связи брали спутниковый телефон системы Iridium. Аппарат брали у товарищей по клубу, а sim - карту арендовали в https://www.satellite-rent.ru. Связь была везде, иногда ненадолго терялась. Звонили раз в день-два. На спутниковый телефон системы Iridium можно писать бесплатные смс с сайта https://messaging.iridium.com (только латиницей! 160 символов). Список используемых сокращений м. н. - место ночёвки ЧХВ - «чистое» ходовое время, вычисляется по первому участнику ЧХВ последнего, ЧХВП - «чистое» ходовое время последнего участника ГХВ - «грязное» ходовое время (с учётом привалов, как правило, переход - 15 - 25 мин по первому, привал - 10 мин от последнего), время обеденного привала не учитывается Лпв - линия падения воды ор. - орографически ПХД - по ходу движения Написание топонимов может незначительно отличаться в различных источниках. Техническое описание маршрута Глава 0. Заезд: Барнаул - долина реки Талдуры Суббота, 13 июля. Приехали на поезде в Барнаул в 5:30, погрузились в машину. Зехали в аэропорт, забрали нескольких участников, прилетевших самолётом, в 7:45 выехали от аэропорта Барнаула. В Бийске в 10:30, забрали ещё одного участника, встретились с Иваном Замчаловым, забрали газ, отдали городскую заброску. Едем к началу маршрута. Около 12 часов пути от аэропорта Барнаула (втч. часовая остановка на обед), и в 20:00 мы оказываемся на турбазе «Кочкор» возле с.Курай. В 23 ч отбой. [1.1] Подъем 5:45. Сегодня первый день похода. Очень волнительно. Стоим в степи, на горизонте из облаков выглядывают заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта - все, как обещали картинки в интернете. [1.2] Ровно в 8:00, как и было условлено, за нами приезжают две «буханки» и еще одна машина за заброской, с водителем которой мы обсуждаем все подробности. Решаем, что заброску привезут в день нашего прихода на Карагемскую поляну. Садимся в машины и в 8:10 выезжаем. Дорога до Бельтира идет по Чуйскому тракту, который все так же гладок и красив. Через 15 минут теряем вторую машину из виду и останавливаемся возле большой груды камней - обо. Кладем по несколько камней «на удачу». Дожидаемся вторую половину группы, едем дальше. [1.3] Дорога поворачивает в степь и становится грунтовой. Проезжаем по мосту над широким разливом реки, с тревогой думая, что слова про высокую воду в Талдуре - правда, и что «не далеко мы так уедем». Дорога то ныряет под горку, то лезет на очередной холм. Вскоре показываются постройки Старого Бельтира, проезжаем его насквозь, переезжаем реку Чаган по мосту и в 9:45 (полтора часа от Кочкора) останавливаемся на «привал» - дальше предстоит трудный путь. Через пятнадцать минут продолжаем движение. Дорога взбирается на правый берег Талдуры. Внизу, в долине, пасутся верблюды. Дорога несколько раз переходит с берега на берег, на машинах «бродим» реку Талдуру, затем ее левый приток - Джело. Водителям, кажется, тоже интересно - снимают «прохождение этапа» друг другом на камеру телефона. Броды непростые: камни скребут дно, вода бьет в борта и чуть-чуть попадает в салон. Еще раз переезжаем Талдуру уже по мосту и едем по террасе левого берега. Начинают попадаться топкие места. В 11:45 (3,5 часа от выезда из Кочкора и 2 часа от моста через Чаган) в одном таком месте «сажаем» машину. Вскоре удается вытолкнуть и поехать дальше. [1.4] Однако у зимовки Куйташ нам встречается большой разлив (старица) Талдуры, возможно, пересыхающая к августу. Проехать через нее на «буханке» скорее всего нельзя, поэтому, как и группа Политовой, от этой точки продолжаем движение уже пешком. [1.5] Время - 12:00. От Кочкора почти 4 часа пути. Мы у начала маршрута. Принимаем решение встать на обед. Источников воды кроме озерца найти не получается, поэтому воду берем из него. Глава 1. Долина реки Талдура расчёт ходового времени
маршрутные точки
cхема прохождения [1.0]
необходимое снаряжение: личное: каски, желательно трекинговые палки выводы и рекомендации Долина реки Талдура от зимовок Куйташ почти до языка ледника Талдуринский проста и вполне удобна для движения пешком. Проезд на автомобилях повышенной проходимости возможен от моста через реку Чаган до зимовок Куйташ (при низкой воде дальше). При желании можно пройти этот путь пешком (для более плавной акклиматизации и большего километража похода). день 1, воскресенье, 14 июля.
Погода: переменная облачность В 14:00 выходим на маршрут! [1.5] Стартуем от разлива Талдуры у «зимовки Куйташ» - последнего места, куда доезжает машина. Обойдя озерцо, движемся сначала по дороге, которая вскоре кончается, затем по тропам, которые то появляются, то исчезают. [1.6] [1.7] Переходим по камням несколько левых притоков Талдуры. Часто встречаются топкие места (особенно возле притоков). Вдали виден Талдуринский ледник. Очень красиво! [1.8] [1.9] Вскоре начинают появляться моренные гребни, приходится то подниматься на них, то спускаться вниз. [1.10] [1.11] Гребни уводят высоко от реки, но мы возвращаемся ниже. Идём по поросшим ёлочками старым моренам. [1.12] [1.13] Вскоре выходим на плоское травянисто-осыпное поле под Талдуринским ледником. В 18:20 встаем на ночевку на готовых площадках на левом берегу ручья (левого приток Талдуры), стекающего из-под перевала Переметный. [1.14] [1.15] Глава 2. Перевал Переметный от р.Талдура до морен ледника №148
расчёт ходового времени
маршрутные точки
cхема прохождения [2.0]
необходимое снаряжение: Личное: каска, ледоруб, обвязка, карабины, репшнур. Общественное: веревки для организации связок, ледобуры. выводы и рекомендации Перевал Перемётный соответствует категории 1Б. Участки, где необходимо навешивание перильных верёвок, в наших условиях отсутствовали. И на спуск, и на подъём - закрытый переметный ледник. Перевал очень красивый - позволяет увидеть по-настоящему высокогорный пейзаж на высоте 3220. Рекомендуется в качестве первого перевала 1Б. день 2, понедельник, 15 июля.
Погода: ночью был дождь, но весь день погода хорошая, переменная облачность, тепло. Сегодня наша цель пройти перевал Переметный. Для большей части группы это первая 1Б. Подъём в 5:00, в 7:00 выходим. Начинаем подъём по долине ручья - левого притока Талдуры, на берегу которого мы ночевали. [2.1] Переходим ручей и идем по его правому берегу. Движению мешает берёзовый стланик, поэтому иногда идём прямо по руслу ручья. Вскоре перед нами оказывается каньон, мы обходим его слева ПХД. [2.2] Выходим на моренный вал, лежащий поперек склона (древняя боковая морена Талдуринского ледника). [2.3] В 8:20 (через 1:20 после выхода из лагеря) начинаем подъем на ступень долины. На ступени лежит следующий моренный вал, направленный вдоль линии нашего движения (старая концевая морена ледника Талдура Малый). [2.4] Обходим его справа ПХД по карману. [2.5] Начинают появляться небольшие снежники. В 9:00 (через 2 часа после выхода из лагеря) начинаем подъем на следующий моренный вал. С него открывается вид на переметный ледник, к которому мы идем. [2.6] [2.7] [2.8] Вскоре идти по гребню становится неудобно - в 10:25 (через 1,5 часа от начала движения по моренным валам) спускаемся в карман. [2.9] Проходим еще немного и в 11:05 встаем на обед в 15 минутах ходьбы от ледника. [2.10] В 12:40 продолжаем движение, через 15 минут по языку осыпи поднимаемся к снегу. Надеваем обвязки и кошки, вяжем связки, первый раз за поход, поэтому долго их регулируем. В 13:40 первая связка начала тропить. Глубокий снег (первый проваливается глубже, чем по колено), склон до 30°. Получаются очень хорошие ступени. Сделали один привал посередине подъёма. [2.11] [2.12] [2.13] В 14:45 (через час от начала подъема в связках) первая связка выходит на перевал. Очень красивый снежный цирк слева по ходу движения, очень красивый ледопад в сторону спуска. Сам перевал - просторный горизонтальный участок ледника, всё такой же глубокий снег. Трещин не видны, но есть=) [2.14] [2.15] [2.16] Тур - тренога на осыпи справа по ходу. Записку не нашли, но оставили свою. [2.17] В 16:00 начинаем спуск в связках, держась правого борта. [2.18] [2.19] Крутизна склона градусов 20-30, местами снег глубокий, но местами близко лёд. [2.20] [2.21] Обходим забитый снегом бергшрунд слева. Ниже взлета ледник закрытый и полгоий, под снегом местами вода. Местами видны трещины, аккуратно их обходим. Держимся правой стороны, обходим ригель справа по широкому карману под самым бортом. Затем ещё участок относительного крутого спуска (но по глубокому снегу) и в 17:00 первая связка дошла до открытой части ледника, в 17:30 - тут собралась вся группа. [2.22] [2.23] Развязываем связки и в 17:50 выдвигаемся в сторону ночёвки. Ледник открытый, сначала пологий, на спуске с языка - до 25 градусов. Тут группа сильно растянулась - не все чувствуют себя уверенно. Через 20 минут первый участник спустился с ледника. Ищем места ночёвки около многочисленных озёр под ледником. Левее левого озера находим большую плоскую полку, встаём на ней. В 18:50 вся группа на месте ночевки, ставим лагерь недалеко по озера на ровных песчаных площадках. С места ночевки открывается вид на пройденный перевал Переметный и перевал Стройгаз, который нам предстоит идти завтра. [2.24] [2.25] Глава 3.Перевал Стройгаз от места ночёвки на леднике №148 до ледника №170
расчёт ходового времени (ЧХВ min, ЧХВп и ГХВ max)
маршрутные точки
схема прохождения [3.0]
необходимое снаряжение: личное: каска, страховочная система, карабины, ледоруб, кошки, репшнур, солнцезащитные очки. общественное: веревки (одна на 3-4 человека, не менее 2-3 всего), ледобуры, петли станционные, расходный репшнур, крючок для проушин. выводы и рекомендации Перевал Стройгаз на спуск через ледопад - сложная 1Б. Красивый, технически интересный перевал. Ступень ледопада оказалась круче, чем мы предполагали (в отчете Политовой за 2014 г указана крутизна порядка 70°, в нашем случае лед имел отрицательный уклон). Второй вариант спуска на ледник - в обход ледопада, скорее всего, проще и быстрее. По описанному пути перевал рекомендуется для прохождения не слишком большими группами в походах от 2 к.с. не в качестве первой 1Б. день 3, вторник, 16 июля.
Погода: утром солнечно и тепло, на перевале и леднике за перевалом сильный ветер. Сегодня нам предстоит пройти перевал Стройгаз (1Б) и встать на ночевку на леднике неподалеку от взлета перевала АНИТИМ. Подъем дежурных 4:45, общий 5:00, выход от места стоянки у озера в 7:20. Поднимаемся на моренный вал над озером по живой средней осыпи крутизной около 30°. [3.1], [3.2], [3.3], [3.4] Далее склон выполаживается, продолжаем движение по направлению к перевальному взлету по бесчисленным моренным гребням. [3.5], [3.6] Тут по направлению к перевалу идёт неочевидная при виде снизу полка, сложенная пологой малоподвижной осыпью, идём по ней. Возможный путь подъёма «в лоб» остаётся слева далеко внизу там видится непривлекательное чередование снега, осыпи, конгломерата и скал. В 9:50 (2,5 часа от лагеря) сделали привал у начала взлета. Перевальный взлет сложен средней осыпью, перемежающейся с участками разрушенных скал. [3.7], [3.8] Двигаясь наверх косым траверсом, несколько раз пересекаем ленты снежников. [3.9] На седловину выходим в 12:25 (через 5 ч от лагеря, 2,5 ч от начала подъема, последний в 12:40) по глубокому снегу. [3.10], [3.11] Седловина перевала скально-осыпная, узкая. На перевале дует сильный ветер. На север открывается вид на ледник №170, справа вдали виден следующий перевал- АНИТИМ. [3.12] У перевала две седловины, и соответственно, два тура. Мы поднялись ближе на южную, в соответствии с имевшимися описаниями. Встаем на обед, одновременно отправив разведку пути спуска: прямо вниз спуск крутой, длинный и выглядит камнеопасным. Разведка обнаруживает, что спуск с северной седловины проще и безопаснее при нашей траектории подъёма было бы лучше сразу выходить на неё. В 14:00 по гребню идем к северной седловине, от которой планируем спускаться на ледник. [3.13] Рядом с туром на скалах висят старые расходные петли. Спуск простой, по средней осыпи крутизной около 35-40°, около 30м.[3.14] Спускаемся по одному, чтобы не сыпать камни друг на друга, поэтому спуск занимает 45 минут. На леднике связываемся, идем вдоль правого борта цирка к ступени ледопада. [3.15], [3.16] На краю ледопада делаем несколько станций на бурах и в 15.30 (через 1ч 30 мин после выхода с седловины) лидер начинает спуск, который занимает 20 минут (первая веревка). [3.17] В 16:30 делаем рядом вторую станцию и пробуем организовать второй коридор для ускорения спуска и отправляем по нему второго участника. Начало спуска - пологий открытый лед (15-20 градусов) около 10 метров, переходящий в отвесную ледовую стену протяженностью 15-20 метров и крутизной до 100-110°. [3.18] В нескольких метрах справа от спуска с ледника стекает ручей. В самом низу стены траектория спуска и траектория падения воды из ручья совпадают и приходится, уклоняясь от льющейся сверху воды, перепрыгивать русло ручья под ногами. Участникам это удается с разной степенью удачности. Ниже ледовый склон переходит в ледово-осыпной кулуар и становится более пологим (крутизна около 30°). На середине склона делаем еще одну станцию на бурах, здесь все участники перестегиваются на вторую веревку. Чуть ниже этой станции две небольшие трещины, которые легко перепрыгиваются. Спускаемся строго по одному на две веревки, так как при спуске по кулуару летят камни. Возможности спуска по двум коридорам одновременно нет, но возможность встегиваться заранее немного ускоряет работу. Вторая веревка выводит на закрытый ледник. [3.19], [3.21], [3.22] В 18.30 (через 4 ч 30 мин от седловины перевала), первая связка выходит от места спуска дальше по леднику в поисках места для стоянки. Ледник пологий, почти плоский, однако, покрыт крупными рытвинами. Подходящее место было найдено приблизительно в 300 м от конечной точки спуска. Место стоянки тщательно зондируется на предмет трещин, обозначается по периметру, около 19:00 начинается установка лагеря. [3.20] Связка из двух человек ходит от лагеря к месту спуска и обратно, забирая каждый раз по 2-3 человека. К наступлению темноты (21:00) большая часть группы собралась в лагере, на ледопаде осталось три участника (в т.ч. инструктор). Верхнюю веревку (с нависающей ступени ледопада) сдёрнули с двух сблокированных проушин. Нижнюю - сняли с нижней страховкой. Закончили техническую работу в 22:00. После ужина запускаем бумажный фонарик и едим конфеты «Муркины забавы») Отбой в 00.00. Глава 4. Перевал АНИТИМ от ледника № 170 под пер.Сройгаз до реки Карагем
расчёт ходового времени (ЧХВ min, ЧХВп и ГХВ max)
маршрутные точки
cхема прохождения [4.0] необходимое снаряжение: личное: каска, ледоруб, кошки, ИСС, карабины, спусковое устройство, репшнур. общественное: веревки (1 на 3-4 человек), ледобуры, станционные петли, желательно экстрактор для проушин, расходный репшнур выводы и рекомендации Перевал АНИТИМ - сложная 1Б ближе к простой 2А (1Б+). Мы рекомендуем спускаться по северному склону с восточной седловины, т.к. классический путь спуска по кулуару с западной седловины представляется потенциально опасным, возможно непроходимым. Спуск рекомендуется начинать как можно раньше утром, чтобы избежать камне- и лавиноопасности. Перевал нам понравился! Рекомендуем к прохождению в походах от 2-3 к.с. не в качестве первой 1Б (в качестве первой 2А - отлично!). день 4, среда, 17 июля.
Погода: солнечно, тепло. Сегодня наша цель - пройти перевал АНИТИМ (1Б). Подъем 9:00, выход 11:30. После вчерашнего затянувшегося спуска и позднего отбоя, подъем был назначен на 9.00, чтобы дать всем отдохнуть. Собираемся неспешно, сушим вещи. От места ночевки под перевалом Стройгаз движемся в связках по леднику в направлении к перевалу АНИТИМ. Ледник пологий, закрытый, глубокая тропёжка (по колено). В 12:35 (через час), выходим с ледника на правый борт примерно под восточной седловиной. Устраиваем привал, развязываемся, убираем веревки, снимаем обвязки и кошки. [4.1] В 13.10 (1ч 40 мин после выхода с места ночевки) начинаем подъем на перевал АНИТИМ. [4.2] Движемся косым траверсом, растянувшись группой на весь склон, целимся на более низкую, западную седловину. [4.3] Поднимаемся по средней умеренно подвижной осыпи крутизной около 30°. В верхней части взлета - участки разрушенных скал, за которые удобно придерживаться. В 14.10 (через 2 ч 40 мин после выхода с места ночевки) вышли на западную седловину перевала (14.30 последний). [4.4] Справа по ходу движения - тур с несколькими записками, в одной из них указано, что снять ее должна какая-то другая группа, а нам трогать нельзя, положили ее обратно. Написали свою записку, в которой указали, что спускаться будем сегодня, а потом забыли исправить. [4.5] Западная седловина перевала пологая, скально-осыпная. На север вниз от нее уходит снежный кулуар - «классический» путь спуска (по описаниям, это путь потенциально опасен не рекомендуется к прохождению). Устраиваем обед и одновременно отправляем разведку на восточную седловину. [4.6] Путь до неё по простому осыпному гребню через вершинку занимает минут 15. Принимаем решение спускаться с восточной седловины перевала по снежно-ледовому склону, т.к. этот вариант кажется нам более безопасным и простым. [4.7] Склон просматривается на 2-3 веревки вниз с левого ПХД отрожка. Внизу среди морен красиво голубеет озерцо, надеемся ночевать возле него. В 16:30 (через 2,5 часа после подъема на перевал) выходим на восточную седловину и в 17:00 начинаем делать верхние станцию на снегу. Станции на ледорубных крестах для удобства снятия веревок (лед глубоко, скал для организации станций нет). По готовности первой станции сбрасываем вниз перильную веревку и наблюдаем, как она вызывает сход небольшой лавины. Принимаем решение сегодня по этому маршруту не спускаться. Уходим искать подходящее место для стоянки и параллельно на разведку второго маршрута на спуск, через кулуар с западной седловины перевала. Определяем, что данный путь для спуска непригоден (камнеопасный кулуар со снежником, обрывающимся в водопад без возможности организации адекватной страховки). Зато по пути от западной седловины вниз к кулуару обнаруживаем выход пятнышко травы с выходом ручейка, чуть выше на склоне полочку, на которой просто построить площадки. Окончательно принимаем решение остаться на перевале на ночевку и рано утром спускаться с восточной седловины, пока склон подморожен. В 18.30 (через 4ч 20 мин после подъема на перевал) ставим лагерь, ужинаем и отдыхаем. Отбой в 22.00. [4.8] день 5, четверг, 18 июля.
Погода: утром солнечно, морозно днем солнечно, тепло, Сегодня наша цель - спуститься с перевала АНИТИМ и дойти до реки Карагем. Подъем 4:30, выход 5:10. Собрались очень бодро, без завтрака: чтобы не тратить время, приняли решение завтракать внизу после спуска. Выходим в 5.10. Вчерашние станции не разбирали, поэтому утром не тратили снова время на их установку и в 5.30 (через 20 мин после выхода из лагеря) начали спуск на север с восточной седловины перевала АНТИТИМ. Спускаемся прямо вниз по лпв. Снег за ночь смерзся, и склон лавинной опасности уже не представляет (досок нет). Начало спуска &mdash снежный склон крутизной порядка 35-40°, можно пройти на три такта, но непонятно в какой момент под снегом начинается лед, а наверху удобнее сделать станцию и контролировать ее, нежели ниже по склону. Спускаться начинаем одновременно по двум коридорам, это заметно ускоряет работу). [4.9], [4.10] После первой верёвки под слоем снега можно докопаться до льда, делаем станции на бурах. На второй верёвке ледовый склон уже едва прикрыт снегом, ниже полностью открывается внизу опять станции на бурах. [4.11], [4.12] Дальше вешаем в один коридор, потому что верёвок не хватает. Третья веревка полностью ледовая, крутизна 30-35°. [4.13] В нижней части приходится уходить правее орографически, т.к. в левой части склона подо льдом близко камни однако правее лед также неглубокий: буры входят только наполовину. От четвертой станции вниз вешаем еще одну веревку по снегу через мульду, т.к. опасаемся трещин (для опоры перила не нужны: здесь снова снег и склон выполаживается). Она выводит на широкую полку-перемычку на леднике (нижнюю границу мульды). [4.14] В 8:20 первый участник выходит на перемычку, на которой постепенно собираются остальные, и организуется легкий холодный завтрак с чаем, растянутый во времени по мере прихода участников. Приблизительно в 8:00 снимаем верхнюю веревку - сдёргиваем ледорубный крест. Вторую и третью сдёргиваем с проушин. Четвёртую «с нижней страховкой». Вся группа собирается на краю мульды в 10:40 (через 5ч 30 мин после выхода с места ночевки). С полки вниз идет ледовый склон крутизной около 20-25°, протяженностью около 120. [4.15] На этом склоне для менее опытных участников провесили еще одну веревку, остальные спустились «на три такта» и «прусским шагом» с ледорубами. Внизу вяжем связки, пересекаем небольшой участок закрытого ледника и в 12.35 (через 7ч 20 мин после выхода с места ночевки) собираемся на моренах. Устраиваем долгожданный обед. [4.16], [4.17] В 14:15 выходим с места обеда. [4.18], [4.19] Движемся по осыпям, позже по руслу ручья (правый исток ручья Калын-Агач), пересекаем несколько снежников, идем то по самому руслу, прыгая по камушкам, то выходим на травянистые берега. [4.20], [4.21] Вскоре ручей прячется под камни, а перед нами открывается долина, до самого горизонта усеянная камнями разных размеров. В 15:15 (через час после выхода с обеда под перевалом) начинаем путь по бесконечным моренам. [4.22] Несмотря на бесконечность осыпей, уже через час (в 16:20, два часа от выхода с места обеда) мы выходим на старый моренный гребень, идти по которому гораздо проще. Вдали виднеется лес, под ногами появляется трава, то и дело встречаются ароматные кусты смородины. Слева шумит ручей. В 17:17 мы подходим к концу моренного вала, который внезапно обрывается 20-метровым склоном. [4.23] Спустившись с вала, проходим немного по долине, поросшей березовым стлаником и в 18:13 встаем на обед на берегу ручья Калын-Агач. Сегодня хочется подойти как можно ближе к Карагему, чтобы завтра переходить Йолдоайры по низкой воде, потому на ночевку пока не встаем. [4.24] В 19:30 продолжаем движение по долине. Под ногами березовый стланик. Растет он необычно, образуя узоры - кажется, что между кустами тропа, хотя, конечно, никакой тропы нет и в помине. Ниже начинается лес. Идти по нему просто, постоянно находим и теряем тропу. Начинает темнеть, мы спускаемся к ручью, неожиданно находим тропу и в 22:00 встаем на ночевку на довольно-таки ровных площадках на берегу. день 6, пятница, 19 июля.
Погода: переменная облачность, тепло. Сегодня наша цель - перейти реку Йолдоайры, забрать заброску и как следует отдохнуть на полудневке. Подъем дежурный 6:45, общий 7:00. В 9:15 выходим по хорошей тропе по правому берегу р.Калынагач. Вскоре тропа забирает вверх на террасу в обход каньона. Тропа поворачивает направо и идет вдоль р.Карагем по высокому берегу, а мы же принимаем решение спуститься к Карагему без тропы. Попадаются участки бурелома и березового стланика. В 10:40 (1,5 ч от выхода из лагеря) мы случайно выходим на грунтовую дорогу, по ней за 20 минут доходим до р.Йолдоайры. [4.25], [4.26] В 11:20 вся группа на берегу Йолдоайры возле автомобильного брода. Впереди видны постройки Карагемской поляны. Река неширокая, но весьма бурная - брод представляется сложным, возможно опасным: глубина явно сильно выше колена, вероятно местами по пояс (точно оценить это «на глаз» конечно нельзя, а полоскаться, даже на страховке, зазря не хочется). [4.27] Разведываем варианты брода, в т.ч. «стандартный», известный нам по отчетам. В 12:40 выходим на «обычное» место брода всей группой, идем до него около 10 минут. Брод выше по течению, в месте, где река разливается на два рукава. Первый бродится легко даже после обеда, во втором «струя» у дальнего берега и кажется, что весьма глубоко. [4.28] Инструктор не дает добро на брод стенкой и переход лидера со страховкой. Принимаем решение класть бревно. Это не так просто сделать, т.к. мы не взяли в поход ни топора, ни пилы, а подходящих деревьев очень мало. Строим каменный упор для комля. Готовим верёвки. Первое бревно - «пристрелочное» (без веревок) - сразу уплывает, но мы понимаем ширину реки (бревно предварительно измерили) и свои возможности по укладке. Второе удается положить, но перейти по нему нельзя - дальний край ушёл с высокого берега в русло и бревно полностью захлестывается водой. При этом привязанная к нему для укладки верёвка оказывается исключена из работы - снять её с дальнего конца невозможно. Кладем третье бревно. По нему около 15:30 переправляется лидер со страховкой, затем инструктор. [4.29] Бревно довольно тонкое - переправиться можно только ползком без рюкзака. Рюкзаки надо тоже как-то переправить. Сначала хотели натянуть перила над бревном и перейти по бревну. Потом нашли на обоих берегах отличные места для станций на огромных камнях - но не совсем на линии бревна - и решили тянуть навесную. [4.30] В 18:08 отправляем первый рюкзак по переправе, в 18:21 - первого участника. [4.31] Тем временем отправляем разведку на Карагемскую поляну искать заброску, но она возвращается ни с чем (к счастью потому, что разведка у нас слишком «интеллигентная»). В 19:07 предпоследний участник на целевом берегу. [4.32] Тем временем половину группы отправляем ставить лагерь на поляне и на повторную разведку (они не постеснялись залезть водин из домиков и заброску нашли:). Последний разбирает станции, передает все лишнее снаряжение на целевой берег, из перил делаем две страховочные веревки, последний переправляется по бревну со страховкой. [4.33] В 19:50 все на целевом берегу. В 20:05 вторая половина группы выходит от места брода к лагерю на Карагемской поляне, в 20:20 вся группа в лагере. Завтра настоящая полудневка. Глава 5. Перевал Абыл-Оюк От Карагемской поляны до Нижнего Шавлинского озера.
расчёт ходового времени (ЧХВ1, ЧХВп и ГХВ)
маршрутные точки
схема прохождения [5.0]
Необходимое снаряжение: Личное: каска, ледоруб, кошки, ИСС, прусики и кордалеты. Общественное: ледобуры 2-3 на связку, основные веревки: одна на 3-4 человек. Выводы и рекомендации: Перевал Абыл-Оюк соответствует категории 1Б. Следует соблюдать осторожность при непосредственном выходе на перевал по осыпи с южного взлёта, так как присутствуют участки открытого наклонного льда. Рекомендуется движение в плотной группе как на подъём, так и на спуск, так как есть опасность сброса камней, особенно на северном взлёте, сложенном крайне подвижной осыпью. На спуске на север перед выходом на ледник Мечта при плохой погоде наблюдался камнепад с прилегающих склонов, поэтому участок спуска рекомендуется проходить, не задерживаясь на нём. день 7, суббота, 20 июля.
Погода: переменная облачность, тепло. Сегодня прекрасный день - долгожданная настоящая полудневка, мы очень рады, даже несмотря на то, что ввиду задержек нам придется пойти по запасному пути и заменить три перевала одним. Подъем не такой ранний, как обычно, купание в Карагеме (где нам даже удалось найти теплые заводи), стирка, гитара, плетение косичек, вкусняшки из заброски, прекрасный пейзаж Карагемской поляны... [5.1] В 15:00 выходим из лагеря вверх по долине реки Карагем. Тропа идет по восточному краю поляны, иногда теряется в зарослях березового стланика, пересекает небольшие болотца. [5.2] В 17:00 подходим к реке Левый Карагем, пересекаем узкий рукав по бревну и оказываемся на каменистом острове среди разливов. [5.3] Переодеваемся в бродовую обувь, разведываем удобное место и переходим реку, глубина не выше колена. [5.4] В 17:12 собираемся на правом берегу. [5.5], [5.6] Через несколько минут замечаем человека, который моет посуду, осознаем, что он не имеет отношения к нашей группе... Еще через несколько минут с «гиканьем и свистом» и криком «АЛТАААААЙ!» врываемся в лагерь Валеры Прудкогляда. [5.7] В 17:30 ставим лагерь. Неспешно ужинаем, поем песни. Погода и настроение прекрасные. день 8, воскресенье 21 июля.
Погода: переменная облачность, тепло. Вечером гроза и град. Сегодня наша задача подойти как можно ближе под перевал Абыл-Оюк. Подъем дежурных в 5:00, группы в 5:30, выход в 7:20. Тропа по Правому Карагему начинается от поляны с памятником (табличка на камне), идет по лесу вдоль левого берега реки, то приближаясь к берегу, то удаляясь от него. [5.8] В 9:10 (2 часа от слияния Карагемов) подошли к бурному и достаточно широкому притоку. Через него лежит несколько поваленных деревьев, потому переправа не представляет особой трудности. [5.9] Продолжаем движение по тропе. [5.10] Лес постепенно сменяется зарослями кустов и альпийскими лугами. Встречаются осыпные реки. В 12:10 (5 часов от слияния Карагемов) подходим к озеру: поднимаемся к нему по завалу, образующему плотину. [5.11] Обходим озеро по северному берегу [5.12] и в 13:00 (6 часов от слияния Карагемов) встаем на обед у северной оконечности озера в месте впадения Правого Карагема. На обеде купаемся в теплой заводи, стараясь уговорить солнышко светить и греть, а не прятаться в тучах. В 15:05 выходим с обеда по тропе по левому берегу Правого Карагема. [5.13] Травянистые площадки перемежаются плоскими плитами, тропа то теряется, то вновь находится. Через час после выхода с обеда пересекаем левый приток. Основной поток течет по очень красивому каньону с небольшими водопадами, останавливаемся на привал, чтобы полюбоваться им. [5.14] Вся долина усыпана водосборами и жарками! Продолжаем подниматься по долине, перепрыгиваем еще один приток, затем основное русло, поднимаемся на моренный вал и в 17:40 встаем на ночевку на берегу реки на отличных площадках с травой. [5.15] [5.16] [5.17] Погода портится: начинается дождь, град, гроза. За двадцать минут вся поляна покрывается белым ковром из градин. день 9, понедельник, 22 июля.
Погода: Утром дождь, в первой половине дня облачно, временами дождь. После обеда сплошная облачность, дождь с градом, гром. Вечером небольшой дождь. Подъём в 5:00, собираемся небыстро, так как продолжается дождь, который шёл всю ночь (кажется, ночью была и гроза). Погода налаживается примерно к семи, даже показывается немного солнца. Ещё немного времени тратим на фотосессию к Дню Рождения Кати, выходим в 8:05. Поднимаемся по осыпи, дальше проходим небольшой снежник (перед ним решили надеть кошки и обвязки) и к 8:50 выходим на ледник Абыл-Оюк. [5.18] В нижней части это открытый лёд. [5.19] Погода резко ухудшается, видимость падает. Когда набегают тучи, становится плохо видно перевал и ближайшие скалы. Моросит дождь, слышны раскаты грома, но далеко. Ледник постепенно становится закрытым, сначала некоторое время зондируем трещины. [5.20] Потом слой снега становится толще, связываемся, дальше до перевального взлёта идём в связках. Вначале тропим сами, потом выходим на следы группы Валеры Прудкогляда. Дождь к этому времени перестаёт. Те, кто потяжелее, проваливаются местами почти по пояс. Движемся под к перевальному взлету. [5.21], [5.22] К 11:30 выходим под перевальный взлёт. Развязываем связки, делимся на две группы. В 11:40 первые восемь человек начинают подъём плотной группой по ступеням, которые сделали участники Валеры Прудкогляда. [5.23] Вначале это приятный подъём по глубоким ступеням на три такта, но под самым перевалом снег переходит в участки льда, а дальше начинается участок подъёма по осыпи из плоских камней, скользких после дождя. [5.24] Висит оставленная кем-то верёвка, избегаем за неё держаться, стараемся удерживаться за скальные выступы. Они слоистые, похожи на халву и крошатся. В 12:10 на перевал поднялся первый участник, в 12:45 обе группы были наверху. [5.25] Едим перевальный шоколад, стараемся сильно не задерживаться, так как понятно, чего ожидать от погоды: с перевала стало видно тучи, наползающие на перевал нам навстречу. [5.26] В 13:10 первая группа начала спуск по кулуару направо от седловины, в 13:30 - начала спуск вторая. [5.27] Раскисший конгломерат немного едет под ногами. Стараемся пользоваться лифтами. Местами есть возможность придержаться за те же крошащиеся скальные выступы. В 13:50 первая группа уходит из-под кулуара на менее крутой и подвижный осыпной склон, останавливается, чтобы подождать вторую группу. Примерно в это время погода портится: дождь с чем-то вроде града или снега, видимость теряется (тучи набегают одна за одной от ледника Мечта), вторую группу не видно. К тому же, какие-то проблемы с рацией. Из соседних кулуаров вылетают смытые дождем камни. К 14:55 они добрались до места, где первая группа их ждала. Все вместе продолжаем спускаться к леднику Мечта по средней осыпи, время от времени сбрасываем камни, поэтому стараемся пошире рассредоточиться по склону и следить, чтобы не ходить друг над другом. [5.28] По боковым склонам, слева и справа, летят камни независимо от нас, видимо, из-за погоды. У некоторых участников проявляются проблемы с коленями, поэтому спускаемся медленно. [5.29], [5.30] К 16:10 все спустились на безопасное место на леднике, поставили тент, обедаем. Дождь перестаёт, видимость улучшилась. Греем чай, потому что многие промокли и замёрзли. В 17:20 выходим дальше, вниз по границе ледника и осыпи. [5.31], [5.32], [5.33] В 19:25 решаем ставить лагерь на небольшом озерце с мутной водой охристого цвета и глинистыми берегами. Хорошо с местом для палаток. Воду берём из ручья, стекающего с ледника. Погода снова не радует, сидим под тентом, ещё раз поздравляем Катю, едим торт, играем на гитаре. Отбой в 23:00. день 10, вторник, 23 июля.
Погода: утром облачно, днем моросящий дождь. Сегодня наша задача спуститься к Шавлинским озерам и принять решение о дальнейшем пути: идем ли мы перевал Шавлинский Нижний или выходим из района через некатегорийный перевал Орой. Подъем 5:35, выход 8:00. Дождь с утра не идет, это не может не радовать. Из лагеря у озера на моренах ледника Мечта выходим по тропе: то гладкой и хорошо утоптанной, то пересекающей участки осыпи. [5.34] В 9:40 (1 ч 40 мин от лагеря у озера под ледником Мечта) выходим на обзорную площадку нал Верхним Шавлинским озером. Смотрим на спуски с перевалов, от которых мы отказались, и на удивительного цвета озеро. [5.35], [5.36] В 9:50 начинаем спуск по тропе, круто сбегающей с уступа долины к Шавле. Через 20 минут оказываемся на берегу реки (10:10, 2 ч 10 мин от лагеря под ледником Мечта). Тут много стоянок, костровищ. У одного из них явно ночевала группа Валеры Прудкогляда. Из описаний известно, что тропа вокруг Верхнего Шавлинского озера идет по его левому (орографически) берегу, но мы, повинуясь тому, что тропа есть и на нашем берегу, начинаем идти не там и совсем скоро упираемся в грандиозный завал, сложенный огромными глыбами. [5.37] В 11:15 начинаем преодолевать завал. Лезть по нему очень здорово, хоть с рюкзаками и непросто. [5.38] Камни сухие, ботинки хорошо держат. Очень интересно! [5.39] Таких больших глыб в походе еще не было, мы еще не успели устать от завалов и очень рады возможности полазать. [5.40] В 12:35 (через 1 ч 20 мин после начала перехода через завал) группа собирается на северной оконечности озера. [5.41] Тут начинается хорошо натоптанная тропа. [5.42] В 12:45 выходим в сторону Нижнего Шавлинского озера. Начинается дождь. Входим в лес. Слева шумит бурная Шавла. Выходим к Нижнему Шавлинскому озеру. [5.43] А вдоль озера тропа идет по самой кромке берега, у воды, потом взбирается на вал и вновь спускается с него. [5.44] В 14:45 (2 ч от Верхнего Шавлинского озера) встаем на обед. [5.45] Здесь уже «цивилизация» - стоят палатки, валяется мусор. Только пищухи, весело бегающие вокруг нас, скрашивают грусть возвращения к людям. [5.46] На обеде размышляем о том, какой перевал нам идти, к всеобщей радости решаем выходить через некатегорийный Орой (осыпные 1Б мы уже посмотрели и есть риск опоздать на самолет). После обеда выходим в 17:25. Идем мимо множества палаток, встречаем группу Валеры - они собираются на Шавлинский Нижний. Через 55 минут от выхода с обеда приходим к домику почти у самой оконечности озера, который обозначен у нас в навигаторе как «лепешки» и встаем возле него на ночевку, конечно же, заказав целую гору лепешек. Там, где мы ночуем, очень много людей, палаток, ходят лошади. Озеро очень красиво. Вечером долго сидим при свете свечей и по очереди читаем стихи. Глава 6. Перевал Орой От Нижнего Шавлинского озера до р. Чуя
Расчёт ходового времени
маршрутные точки
схема прохождения [6.0]
день 11, среда, 24 июля.
Погода: весь день дождь. Подъем 6:30. Выход 9:05. Возвращаемся на тропу вдоль Шавлинского озера, которое вскоре заканчивается. Тропа довольно скользкая: много камней, корней, мокрая земля. [6.1] Обгоняют и идут навстречу пешие и конные туристы. Месим грязь. В 12:40 (через 3 ч 35 мин от лагеря) встаем на обед на стоянке на берегу Шавлы. Начинается дождь. В 15:15 выходим с обеда. Дождь не прекращается. Тропа часто идет через заросли стланика - наслаждаемся грязевыми ваннами - обойти их по «берегу» нет никакой возможности. [6.2] В 16:15 (1ч от обеда) поворачиваем в долину ручья Ештыкол. Тропа раздваивается - сначала несколько сот метров идем не туда (тропа пытается, по всей видимости, прийти к слиянию Шавлы и Ештыкола), но вскоре обнаруживаем это и начинаем подниматься по левому берегу. Дождь моросит. Обгоняем коммерческие группы, а на привалах они обгоняют нас. В 18:35 (3 ч 20 мин от обеда) находим хорошую стоянку на берегу Ештыкола и встаем на ночевку. Сушимся и греемся у костра день 12, четверг, 25 июля.
Погода: утром облачно, временами дождь. После обеда переменная облачность, вечером солнечно. Сегодня наша задача пройти перевал Орой и спуститься к Оройскому мосту через Чую. Подъем в 6:15, выход 8:30. Переходим по мостику довольно крупный левый приток Ештыкола. Моросит дождь. Дорога по лесу неприятная - мокрая и растоптанная. В 9:50 (1 ч 20 мин от лагеря) тропа начинает идти по степи. В 10:30 переходим на правый берег Ештыкола и идем по приятной каменистой террасе. [6.3] В 11:20 переходим вновь на левый берег. После этого тропа, ставшая почти грунтовой дорогой, уходит от ручья. По дороге идти приятно - она каменистая и не слишком грязная. В 12:30 выходим на перевал Орой, заметив это лишь по навигатору. Тур с запиской не нашли. С перевала красивый вид в обе стороны, но видимость сейчас не слишком хорошая. Дождь заканчивается, но фотоаппараты у всех намокли, потому фотографий нет совсем. [6.4] В 12:35 начинаем спуск по грунтовой дороге к кошу. Заказываем очередную порцию лепешек и в 12:55 встаем на обед на поляне под деревьями чуть ниже коша. Выходит солнышко. Очень хорошо! Мимо коша идет хорошая грунтовая дорога, выводящая к Мажойскому мосту через Чую. Мы же в 15:00 выходим по тропе по направлению к Оройскому мосту. Тропа снова грязная и местами скользкая. Идем вдоль ручья Орой, по его левому берегу. Через 1,5 ч после выхода с обеда переходим на правый берег. Тропа сильно забирает вправо, обходя грандиозные скальные сбросы, и начинает круто спускаться к Чуе. [6.5] В 18:20 встаем на ночевку на поляне кордона у Оройского моста. Светит солнышко, растет земляника, гуляют кони. ост снесло льдом осенью 2018, построили новый, пока без перил, дрова по нему провезти нельзя, потому баня на кордоне не работает. Но нам и так хорошо - моемся водой из шланга (который одним концом опущен прямо в Орой). Беседуем с дедом, живущим на кордоне про мост, природу вокруг и то, как осенью перегоняли коров прямо по льду Чуи. Вновь начинает накрапывать дождь. Договариваемся с Иваном Замчаловым, что водитель заберет нас завтра из Чибита. день 13, пятница, 26 июля.
Погода: утром переменная облачность, тепло, без осадков. Сегодня нам предстоит дойти до поселка Чибит и уехать в Горно-Алтайск. Подъем 6:00, выход 8:25. Простившись со сторожем, выходим по дороге к поселку Чибит. Переходим по мосту, долго любуемся бушующей внизу Чуей. Поднимаемся по дороге на высокий правый берег и не спеша идем, любуясь пейзажем. [6.6] В 9:25 (через час от кордона) приходим к развилке дорог над излучиной Чуи. [6.7], [6.8] Звоним в МЧС, куратору, пишем сообщения об успешном завершении маршрута. За 20 минут спускаемся в поселок и на главной площади дожидаемся наш ретро-автобус с песнями 70-х =) [6.9] Поход окончен. Использованные материалы Карты: http://nakarte.me , http://westra.ru/passes/ Отчёты: См. отдельный файл Над отчётом работали Муранова А.В., Новосёлов А.А., Мошарева М.А., Терёшин В.С., Фидельский К.Р. Фотографии Буланов В., Муранова А., Рыбак Е., Фидельский К. P.S.С вопросами по походу и маршруту, а также за фото в полном разрешении и не вошедшими в отчёт - обращайтесь: Александра Муранова aleksandra_muranova@inbox.ru ФОТОАЛЬБОМ Заезд: Барнаул - долина реки Талдуры
Долина реки Талдура
Перевал Переметный
Перевал Стройгаз
Перевал АНИТИМ
Перевал Абыл-Оюк
Перевал Орой
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||