Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о пешем походе 5 к.с. по Центральному Алтаю совершенном с 30.08– 23.09.2019.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ (ПАСПОРТ СПОРТИВНОГО ПОХОДА) Проводящая организация Федерация спортивного туризма Республики Карелия. г. Петрозаводск, ул.Софьи Ковалевской д.10 кв.10. Район путешествия: Россия, Центральный Алтай (Южно-Чуйский хребет, плоскогорье Укок, хребты Южный Алтай и Сайлюгем). Общие сведения о маршруте
Схема маршрута
Подробная нитка маршрута пос. Кош-Агач - р. Калгуты- р. Аргамджи - пер. Снежный 2А - г. Табын-Богдо-Ола 2А - р. Аргамджи - - р. Калгуты - пер. Карсулу н/к - р. Акколь - р. Бугымуиз - пер. Бугымуиз н/к - р. Ильдегем - р. Джасатер -- р. Тюнь - пер. Тронова 2А - лед. Талдуринский - г. Икту 2Б - лед. Талдуринский - пер. Девяти 2Б - лед. Софийский - пер. Солнечный 2А - лед.Удачный - р. Караоюк - р.Чаган - п. Ортолык Определяющие препятствия маршрута
Состав группы
Место хранения отчета Турклуб «Сампо» Петрозаводского государственного университета, ул. Ленина, д.33. 2.Республиканский центр Детско-юношеского туризма г. Петрозаводск. Ул. Льва Толстого д.4, библиотека маршрутно-квалификационной комиссии Федерации спортивного туризма Карелии. Фотоматериалы - у руководителя и участников похода. МКК рассмотревшее маршрут Маршрут рассмотрен МКК Федерации туризма Карелии (шифр 110-00-54242000) в августе 2019 года. Отчет рассмотрен МКК Федерации туризма Карелии (шифр 110-00-54242000) в ноябре 2019 года. Сведения о постановке группы на учет в поисково-спасательных службах
Следует отметить следующее - заявку с сайта государственных услуг долго искали и возможно до Алтайского ПСО заявка дошла. Сведения о страховании группы Группа застрахована в ООО «Абсолют Страхование» Номер страхового полиса 009-169- 103215/19 Договор от 23 августа 2019 года. Страховая сумма 500 тысяч рублей (страховой полис см. в Приложении 9.2.1). Организация путешествия Идея похода, стратегия, тактика, особенности Идея похода Главной идеей путешествия было проведение похода пятой категории сложности, участие в Чемпионате России по спортивному туризму. Для осуществления этой цели были выбраны Южно-Чуйский, Южный Алтай хребты и хребет Сайлюгем. Цели и задачи Прохождение похода пятой категории сложности Восхождение на вершины Табын-Богдо-Ола, Иикту, Ирбитсу Совершенствование у участников техники пешеходного туризма, элементов техники горного туризма Ознакомление с местными достопримечательностями(плоскогорье Укок) Поддержание хорошей физической формы участников, психологический отдых Получение спортивных званий и разрядов Участие в чемпионатах России, МФСТ. Стратегия похода Основная стратегическая мысль - прохождение сильного похода, плотно насыщенного локальными препятствиями разных категорий сложности и типа (снежные, ледовые, скальные, осыпные), посещение малопопулярных районов, прохождение редко посещаемых локальных препятствий. Посещение зон обширного оледенения. Тактика похода Исходя из стратегических целей поход можно разделить на 3 логических этапа: На первом этапе планировалось проведение акклиматизационного кольца. Восхождение на вершину Табын-Богдо-Ола и траверс хребта от перевала Снежный 2А - г. Русский шатер 2А - г. 3901,3 до перевала Потанина - Аргамджи 1Б. На втором этапе планировалось пересечение плоскогорье Укок и насыщение похода локальными препятствиями (перевалы Тронова, Девяти, Солнечный и восхождение на вершину Иикту), прохождение относительно посещаемых локальных препятствий с целью гарантированного прохождения похода высшей категории сложности. Третий этап предполагал восхождение на вершину Ирбитсу и выход в поселок Ортолык. Особенности похода Стоит отметить, что маршрут нами прорабатывался в начале 2019 года, когда в составе группы было 9 участников, а на маршрут вышло 5 человек, из них 2 девушки. Варианты подъезда и отъезда Самые удобные подъезды к району - по Чуйскому тракту. В поселке Кош-Агач планируется возобновление работы аэродрома и регулярного воздушного сообщения. Из г.Петрозаводска на поезде мы доехали до г.Москвы, затем на самолете до г.Барнаула. Часть группы прилетело на день раньше в г.Горно-Алтайск, чтобы забрать снаряжение и продукты отправленные транспортной компанией. Затем на заказанной машине до поселка Кош-Агач, где мы переночевали в гостинице и далее на машине доехал до начала маршрута в долину реки Калгуты/Аргамджи. Отъезд с п.Кош-Агач на заказанной машине до г.Барнаул, потом самолетом до г.Санкт-Петербурга и поездом до г.Петрозаводска. Стоимость трансфера г.Барнаул - п.Кош-Агач - г.Барнаул 28000р. Стоимость трансфера п.Кош-Агач - долина р.Калгуты/Аргамджи 22000р. Порядок доступа в особые зоны В настоящее время пропусков пограничную зону оформляется только в том случае, если планируется приближение к государственной границе РФ ближе, чем на 5 километров. В «старую» погранзону (действовавшую до 2013 года) допуск граждан РФ осуществляется по предъявлению паспорта. Актуальная информацию о границах установленных зон и порядке оформления пропусков содержится на сайте ФСБ России. Оформление пропусков производили через портал государственных услуг. Обратите внимание, если планируете забирать пропуск в п.Кош-Агач, то это необходимо отразить в заявлении. В заявке на пропуск рекомендую отразить все долины рек возможные для вашего передвижения.» Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты При составлении нитки маршрута учитывалась возможность его изменения при неблагоприятных случаях: длительной непогоды, высокой лавинной опасности, травм или болезни участников, а также отставания от графика. В запасных вариантах маршрута предусматривалось отказаться:
Возможны следующие аварийные варианты завершения маршрута:
Маршрут пришлось несколько корректировать вследствие погодных условий, дефицита времени, самочувствия участников. Традиционно причиной изменения маршрута и использования запасных вариантов на Алтае являются погодные условия. Не стал исключением и данный поход.
График движения.
Итого активными способами передвижения с учетом коэффициента 1,2 - 260 км (в зачет 233 км) Общее ходовое время - 93 часа. Суммарный перепад высот (включая подъемы и спуски) не менее 16043м. Техническое описание прохождения группой маршрута. В заголовках ходового дня приводятся данные:
При составлении технического описания выдержаны следующие принципы:
Дети пошли в школу, а мы поехали в поход. Получили в комендатуре пропуска в пограничную зону, заказанные через портал гос.услуг. Возможность получить пропуска за один час считаю мифом, при нас группе туристов выдача пропусков была обещана вечером, после 17.00. В поселке Акташ пограничное управление закрыто и перенесено в Горно- Алтайск. На арендованной машине(УАЗ) едем в долину р. Калгуты- р.Аргамджи. Дорога тяжелая как для транспорта, так для людей. При спуске с перевала Сер-Гун-Чик пробили колесо. Пограничники проверили пропуска, на заставе при вьезде в погранзону и на посту в истоках реки Калгуты. Лишь к вечеру мы доехали к отметки 2279(на картах отмечено как Калгутинский скотоимпорт). Машина уезжает обратно, а мы встаем на ночевку. Дров нет, Вода из ручья.
Идем по дороге по плату Укок. Дорога периодически пересекает заболоченные участки и ручьи. Проходим кош(стоянку пастухов). Перед бродом через западный приток реки Аргамджи дорога раздваивается, основная дорога идет в сторону озера Гусиное, а мы выбираем дорогу идущую в сторону западного приток реки Аргамджи. Дорога плавно набирает высоту и петляя между холмов, пересекая заболоченные участки выходит к реке. Аргамджи. Проходим еще один кош(дом и хозяйственные постройки, дом пригоден для ночлега), дров нет, питьевой воды не нашли. В 300 м выше слияния двух рек оставляем заброску, обедаем, бродим(брод простой, по камням) и продолжаем подъем вдоль реки по левому берегу по камням, периодически пересекая травянистые участки с мелким кустарником. Далее река раздваивается на два рукава, выбираем правый и движемся в направлении отметки 3263м. Задача подняться как можно выше к перевалу и не ночевать на леднике. Не дойдя примерно 500 м отметки 3263м встаем на ночевку. Вода из ручья, дров нет.
Утром идем вверх в южном направлении, придерживаясь русла ручья. Спускаемся с морены к леднику, связываемся и в связках продолжаем движение по леднику к левому борту долины. Ледник в нижней части открытый. Погода портиться, сильный ветер со снегом. Видимость падает. Останавливаемся и ждем погоды. Начинается метель, возвращаемся назад по пути подъема.
Утром, прямо от места стоянки поднимаемся на морене и спускаемся к идем вверх в южном направлении, придерживаясь русла ручья. Спускаемся с морены к леднику, связываемся, надеваем кошки и продолжаем движение к левому борту долины. Далее вдоль левого борта долины по леднику движемся на юго-восток. Участки чистого льда чередуются тропежкой глубиной 30-40 см. В верхней части ледник закрытый. На перевал Снежный 2А, поднимаемся по снежно-ледовому склону(крутизной 30-45°). Экспозиция склонов: северо- запад - юго-восток характер склонов: снежно-ледовый соединяет: долину р. Аргамджи Ц. и ледник Потанина - Мусэн-Гол расположен в 0,5 км западнее г. 4117. Гребень перевала пологий, ровный, без явных седловин на протяжении почти 1 км. Ширина гребня доходит до 100 метров. Тура и записки не нашли. Гребень покрыт ледником и снегом. Лишь кое-где, местами выступают камни. Солнечная погода сменяется на пасмурную со снежными зарядами. Подъем на г. Табын-Богдо-Ола(Тавын-Богдо-Ула) по снежно-ледовому склону(крутизной 30-45°). Глубина снежного покрова до 40 см, подъем в кошках. Вершина - снежно-ледовый купол, в центре купола шест. Тур и записки не нашли. Погода испортилась, видимость падает, быстро спускаемся по пути подьема, пока следы не замело. Спустившись с перевала, перекусываем и отдыхаем. Далее по пути следам возвращаемя к стоянке.
От места ночевки двигаемся правым берегом реки. Спускаться к реке не стали идем верхами, по травянистым террасам. За 40 минут спускаемся к месту заброски, распределяем продукты и снаряжение. Бродим правый приток реки Аргамджи(ширина 10 м, глубина 0,3 метра) и продолжаем движение вдоль правого берега реки. Через 30 минут выходим к стояке пастухов, есть дом и хозяйственные постройки, дом пригоден для ночлега дров нет. От дома(30 минут) спускаемся к реке Аргамджи, переходим на левый берег(ширина 10 м, глубина 0,4-0,5 метра) и встаем на обед. Видны остатки линии заграждения(КСП), столбов почти нет, только колючая проволока лежит на земле. После обеда начинаем движение поперек котловины, в 2-3 км восточнее озера Гусиное. Низменность сухая, идти легко. По мере приближения начинается болотистая часть котловины. В сезон дождей(летом) возможно здесь стоит вода, но нам везет - сухо. Пересекаем котловину, ориентируясь на кош, стоящий на восточной стороне холма и выходы скал. Несколько раз проходим вездеходный след. Все болота заканчиваются на левом берегу реки Калгуты. Река течет вдоль северного края котловины, изгибаясь широкими миандрами. Ищем брод. Хороший брод напротив выходов скал. Глубина 0.1 метра(фото № 76). После брода выходим на дорогу ведущию к кошу. Дом 2 комнаты(одна закрыта на замок), две печки. Есть баня в рабочем состоянии, загоны для скота, туалет. Начался дождь, решаем встать на ночлег в коше. Готовим на горелках. Воду берем в реке, в 150метров от дома. В озере расположенном около дома вода не пригодна для питья.
От места ночевки двигаемся по грунтовой дороге правым берегом Калгуты. Проходим 2 коша. Один виден на левом берегу, третий на правом берегу ручья из-под горы 2894. От горы отходит узкий невысокий отрожек. Огибаем его, за отрожком дорога раздваивается. Левая идёт правым берегом реки Калгуты в сторону слияния ее с р. Ак-Алахой. Далее двигаемся по правой дороге, плавно набирая высоту. Направление дороги северо-восток. Здесь дорога поворачивает на северо-северо-запад. От коша поднимаемся на перевал. От ночевки до перевала дошли за 2 часа 40 минут. Перевал Карсулу некатегорийный, 2240 м, экспозиция склонов: юг - север характер склонов: травянистый соединяет: долины р. Калгуты и Акколь. Перевал - широкое, пологое понижение гребня между двумя неявными вершинами. Тура нет. Спуск по дороге. Делаем обед. В 400 м от р. Акколь дорога уходит вправо в верховья реки. Идем по кочкарниковой степи на север до р. Акколь. Брод через р. Акколь с левого берега на правый. Ширина реки 6- 10 м глубина 0,3-0,4 м, скорость течения 1,5-1,7 м\с, дно каменистое, берега низкие травянистые. Далее 200-250 м в северном направлении по слегка заболоченному лугу до отрога, перед, которым, идет дорога. По дороге на запад до коша. Кош жилой, встретили пастухов. Дорога раздваивается, левая идёт правым берегом реки Акколь, а правая круто поднимается на отрог и идет по склону вдоль левого берега реки Быгумуиз. Двигаемся 30мин до остатков коша у реки и встаем на стоянку. От перевала до стоянки дошли за 2 часа 20 минут.
От места стоянки идем по дороге к перевалу. Дорога идет с плавным набором высоты, пересекая заболоченные участки и за 2 часа 30 минут выходим на перевал. Перевал Бугымуиз, некатегорийный, 2850 м (сквозное прохождение) экспозиция склонов: юго-восток - северо-запад характер склонов: травянистый соединяет: долину правого притока р. Акколь и правого притока р. Ильдегем расположен в северном хребте плоскогорья Укок, в 7-ми км восточнее г. Майтобе. Перевал - обширная седловина, тур в центре справа от дороги. Записки нет. С перевала спуск по дороге, вьющейся среди зеленых холмов старых морен. Делаем обед, сушимся. Проходим 3 коша, первый на правом берегу, с новой железной крышей, закрыт на замок, второй на левом - жилой, третий разрушен, но в нем можно укрыться от дождя. Дорога от последнего коша не уходит на левый берег, как показано на карте, а идет правым, траверсируя склон. Начинается дождь, встаем на ночевку.
Продолжаем движение по дороге, через 25 минут от места ночевки входим в хвойный лес - лиственница, кедр. Дорога переходит на левый берег реки Ильдегем(брод простой - ширина 30 метров, глубина 0,4 метров, скорость течения 1,2 м/с.). Недалеко от слияния рек Ильдегем и Жасатер дорога начинает круто сбрасывать высоту и выводит к туристической базе. База закрыта - сентябрь не сезон. Через реку Жасатер сделан деревянный мост. Переходим на правый берег и выходим на хорошую грунтовую дорогу, ведущую из Кош- Агача в Джазатор. Около моста через реку Узургу обедаем. Продолжаем движение по дороге в сторону поселка Джозатор. Около моста через реку Тюнь встаем на ночевку.
От моста через реку Тюнь поднялись к маральей ферме по крутому, но короткому участку дороги. Вход в маральник закрыт воротами и забором. Предварительно мы договорились с хозяевами маральника на проход по их территории, а так же получили несколько советов по пути до вершины Иикту. Дорога петляет среди леса и выводи к реке Узунгур(брод простой, по камням). Далее дорога движется по долине реки Узунгур. Идем по дороге в направлении восточного склона, где видны участки загона(забор)(как потом оказалось, от изгороди остались только столбы). Перед подъемом на склон пришлось перелезть через забор. От дороги по склону осталась только тропа и столбы. Траверсируем склон по тропе в направлении г. 2513.5., около отметки 2405,6 столбы заканчиваются, а тропа переходит в звериную и теряется. Спуск от г.2513,5 в долину р.Тюнь осложнен преодолением зарослей карликовой березки. Спустились к реке Тюнь в районе впадения ручья с перевала Обманутых надежд. Тропы нет, поднимаемся вверх по реке, вдоль реки заросли карликовой березки, несколько раз бродим р. Тюнь, брод от простого(по камням), до преодоления стенкой. Встаем на стоянку на левом берегу под большим камнем, там есть ровная площадка на 1 палатку.
Продолжаем движение вверх по левому берегу р. Тюнь. Переходим на правый берег после впадения ручья выше отметки 2290,4. и начинаем подъем сначала по травянистым площадкам и затем по моренным валам в направлении перевала Тронова. В нижней части ледника находим ровную площадку и встаем на стоянку. Вода из ручья. Начинается метель.
Начали подъём на ледник Тронова. Движение в кошках и связках За 2 часа подошли под перевальный взлёт перевала Тронова. Нижняя часть подъёма представляет из себя некрутую осыпь, местами закрытую снегом. Дальше склон становится круче, а под седловиной начинаются скалы, на которых повесили 2 верёвки. Крутизна склона в верхней части увеличилась до 40. В туре нашли записку группы из Челябинска от 25.02.2019, а туре расположенном восточнее нашли записку группы из Чебоксар от 27.08.2017. С перевала спустились и встали на ночевку.
Препятствия 2Б к.т. имеем проходить полным составом группы. Решение об участии в восхождении возложено на участников. Наши девушки оценивают свои силы и решают отдохнуть. Алексей Калачев остается в лагере для координации восхождения и страховки. На восхождение ходили Лях Роман и Хренников Павел. У подножия Иикту следы схода лавин. В связке тропим к подножию вершины по пологому леднику. Выбираем место, где бергшрунд почти перекрыт снежным мостом, переходим его с попеременной страховкой. Выше бергшрунда поднимаемся с попеременной страховкой влево-вверх, крутизна снежного склона составляет 30-35 градусов. Продолжаем подъём вдоль скал почти прямо вверх: слой снега на льду совсем тонкий, лидер идёт с нижней страховкой (промежуточные точки и станции - на ледобурах), второй - с верхней. Перед выходом на гребень промежуточные точки - петли на скальных выступах Поднимаемся на северный гребень вершины Иикту, перекусываем. Подъём сюда занял 6 часов. Далее около 20 метров пологого гребня, затем очередной взлёт. Перед взлётом небольшое снежное седло. Погода портиться - сильный ветер со снегом валит с ног. Принимаем решение отказаться от восхождения. Начинаем спуск. По с гребня спускаемся по пути подъема, с попеременной страховкой. Восхождение со спуском заняло 10 часов.
Утром ждем погоды, видимости нет, в 11.00 погода улучшилась. В с связках начали спуск по леднику, ледник закрытый, все заметено снегом. Видны только большие трещины. Чтобы обойти основные трещины, мы пошли сначала по верхнему плато на северо-восток, в направлении отрога, идущего от Седла Иикту на восток и отделяющего плато от северной камеры ледника. Немного не доходя отрога, начали спускаться на восток по ледниковому лбу, а затем держали направление на осыпной гребешок. Далее продолжили спуск по леднику до конца большого отрога, разделяющего ледник на левую и правую части. За 30 минут пересекли центральный язык ледника и подошли под язык ледника стекающий из восточной камеры. На песчаных площадках встали на стоянку.
За 30 минут пересекли язык ледника и подошли под ледопад, стекающий из восточной камеры. Ледопад легко обходится косыми траверсами возле левого борта. После подъёма в верхнюю камеру ледника продолжаем движение под перевал Девяти распутываем трещины. Много снега, трещины закрыты, скорость движения очень маленькая. В 15.30 были под перевалом. От бергшрунда начинаем вешать перила(на ледобурах). Бергшрунд преодолели по снежному мосту. Провесили вверх 4 вертикальные веревки, 5-я к скальному выступу. Далее склон становиться пологим, поднимаемся в связках с попеременной страховкой. Ночуем на перевале, предварительно проверив местность на наличие трещин. В туре нашли записку турклуба «Вестра» от 27.07.2019 г. Дров нет, воду топим из снега.
Утром хорошая видимость, через облака ниже перевала. Начинаем спуск на Софийский ледник. Заснеженный восточный склон перевала Девяти небольшой крутизны. По леднику идем в связках, тропление снега глубиной 40-50 см., Все трещины закрыты, летнее состояние отличается от сентябрьского, движемся в направлении северной оконечности мощного отрога от осевого хребта (т.н. отрог «Сестра»), разделяющего основную и восточную ветви ледника. Справа по ходу видим седловину перевала Туманный. От основания отрога, разделяющего камеры ледника с перевалами Сапожникова и Туманный, веером расходятся крупные трещины, которые обходим левее по ходу. В нижней части язык ледника открывается, уклон же его и количество разнообразных трещин значительно увеличивается - продолжаем двигаться также в связках. Пересекли Софийский ледник и подошли к ледопаду. Хотя снега на леднике становится меньше, всё равно попадаются закрытые трещины. Обходить ледопад удобнее вдоль правого борта, поэтому аккуратно подходим к отрогу, разделяющему Софийский ледник на две части. Крутизна склона здесь увеличивается. Спуск на правую ветвь Софийского ледника по крупным камням. На стоянку встали на морене правой ветви Софийского ледника. Вода из ручья, дров нет.
Выходим к перевалу в 08:30. С места ночевки пересекаем открытый ледник в направлении скально-осыпного кулуара, выводящего на седловину. Далее начинаем подъем по обширному осыпному конусу в направлении левого по ходу скального обрамления перевального кулуара. Осыпь сложена, в основном, крупными об-ломками, достаточно подвижная - идем плотной группой, стараясь наступать на одни и те же камни. Поднимаемся до входа в кулуар и, далее, движемся вдоль его левого по ходу борта. Крутизна подъема возрастает, появляются заснеженные участки. Несколько раз пытаемся выйти на скальные плиты слева по ходу, но они покрыты тонким слоем льда и двигаться по ним опасно. Количество снега в кулуаре увеличивается, также увеличивается и крутизна подъема - решаем организовать связки и выходить на перевал по участкам снега, тщательно выбивая друг для друга ступени. Тем более что уже следует поторопиться, т.к. видим, что восходящее солнце осветило верхушки скал над нами. По пути к седловине обходим слева по ходу характерные треугольные скальные выходы, что лежат по центру кулуара. Выходим в 14:00 на перевал. В туре сняли записку клуба туристов «Кедр» от 03.08.2019 г. Новоуральск. Метель. Спускаемся с узкой седловины на небольшую снежно-ледовую полку, вешаем веревку. Последний на спускается на нижней страховкой, без рюкзака. Спуск по веревке к большому камню по центру склона и от него уже спускаемся, постепенно забирая направо по ходу под защиту скал. Далее спуск идет по заснеженной осыпи вдоль скал, по которой мы и выходим на ледник Удачный. После продолжаем движение в связках по закрытой части ледника Удачный в направлении одноименного перевала. Вскоре выходим к восточному языку ледника и спускаемся к западной оконечности озера с отм. 2817,6м для стоянки. Вода из озера. Дров нет.
По левому берегу, обходим озеро и начинаем спуск по валам крупнообломочных морен в долину р.Караоюк. Участки бараньих лбов стараемся обходить по травянистым склонам и среднеобломочным осыпям. Постепенно спускаемся на травянистые, с редким кустарником, террасы. Тропы нет, движение сильно затруднено зарослями кустарника, частыми заболоченными участками и россыпями камней. У р.Караоюк обедаем, сушимся, первый раз за весь похож жгем костер. Далее по еле заметной тропе продолжаем спуск по левому берегу р.Караоюк. На дрова можно найти - кустики ивы.
Продолжаем спуск по тропе по левому берегу р.Караоюк. Постепенно тропа превращается в дорогу, проходим несколько кошей, в некоторых есть пастухи, можно купить мясо и хлеб. На слиянии р.Аккол и Чаган обедаем. Дорога уходит влево на отрог, а мы по конной тропе идем вниз по реке Чаган. Ниже отметки 2109,6 и коша слевой стороны река уходит в каньон, движение по нему возможно. В первой части тропа идет вдоль левого берега реки, затем необходимо перейти на правый берег(брод стенкой, глубина 0,6, ширина больше 10 метров) далее прижим обходиться скалам правого берега, а потом снова вернуться на левый берег и вдоль скал левого берега выходим к дому с хозяйственными постройками. Дом жилой. В километре от дома на травянистой полянке встаем на стоянку. Дров нет.
Идем по дороге. Проходим п.Бельтир, попутного транспорта нет. Продолжаем движение по асфальтированной дороге к п.Ортолык. Ближе к вечеру созваниваемся с хозяином гостиницы и он нас забирает в Кош-Агач. Поход окончен. Оценка категории сложности похода Оценка категории сложности похода по Методике категорирования пешеходного маршрута от 30.11.2016 г. Вводные условия:
Ориентировочная оценка соответствия маршрута заявленной категории Определение протяженности (L) и продолжительности (t) маршрута: L=233 км соответствует 5 к.сл (210 км). T=18 дней соответствует 5 к.сл (16 дней). Оценка категорируемого маршрута за счет локальных препятствий
Оценка категорируемого маршрута по протяженным препятствиям Оценка маршрута по ПП зависит от коэффициента труднопроходимости района и длины категорируемого маршрута. Результат в баллах определяется вычислением по формуле: ППб=КтxППор x (Lмар/L) = 0,6х100х(233/210) = 66,57 баллов. где ППб - количество баллов за протяженные препятствия маршрута, Кт - коэффициент труднопроходимости района, определяемый по Таблице 3 Методики для района, в котором проложен категорируемый маршрут, (район определен как Алтай коэффициент 0,6) ППор - количество баллов за протяженные препятствия маршрута из Таблицы 1 для категории сложности маршрута, определенной в п.1 Методики, - 100 баллов. Lмар - длина категорируемого маршрута - 233 км. L - протяженность маршрута из Таблицы 1 для категории сложности маршрута, определенной в п.1 Методики - 210 км. В зачет за протяженные препятствия 66,57 баллов. Оценка сложности категорируемого маршрута по Географическому показателю района, автономности маршрута и суммарному перепаду высот на маршруте. Определяется по формуле: Рб=Г х К х А = 8*2,34*1 = 18,72 балла где Рб - интегральная оценка категорируемого маршрута за район в баллах, Г - географический показатель района в баллах - 8 (Центральный Алтай). А - коэффициент автономности маршрута - 1 (Маршрут пройден группой при полной автономии). К - коэффициент перепада высот определяется по формуле: К=1+Н/В=1+16,043/12=2,34. где К - коэффициент перепада высот H - суммарный перепад высот на активной части маршрута, включая подъемы и спуски, выраженный в километрах - 16,043 В=12 км - величина нормирования для перехода к безразмерным единицам. Общее количество баллов, набранных категорируемым маршрутом по всем показателям Определяется по формуле КСб=ЛПб+ППб+Рб - суммированием баллов, рассчитанных в соответствии с пунктами 2, 3 и 4. КСб=ЛПб+ППб+Рб = 51+66,57+18,72=136 баллов. По Таблице 1 Методики на 5 категорию сложности требуется 135-184 балла. Вывод: Маршрут соответствует пятой категории сложности. В «Перечне классифицированных пешеходных маршрутов» содержатся два эталонных маршрута 5 категории сложности по Чуйским хребтам: Пос. Курай - р. Актру - пер. Значкистов (1Б) - пер.Купол (1Б) - р. Джело - р. Талдура (переправа) - пер.Восьмое Марта (1Б) - р. Тура-Оюк - р. Аккол - ледн. Софийский - пер. Сапожникова (2А) - р. Зап. Ак-Карасу - р. Тюнь - пер. Тюнь Вост. (2А) - р. Оштуайры (переправа) - р. Карагем - р. Камрю - пер. Туманный Сев. (2А) - р. Юнгур - р. Ак-Арык - пер. Ежик (1Б) - р. Сайлюгем - р. Шавла (переправа) - р. Ачик - пос. Бел. Бом. Вершина Садыкбай (3296 м) (1Б) - р. Жумалы - р. Джазатор - р. Кук-Карагай - пер. Семинаристов (2А) - ледник Зап. Кара-Оюк - пер. Удачный (1А) - ледник Удачный - пер. Солнечный (2А) - ледник Софийский - пер. Гребешок (2А) - ледник Талдуринский - пер. Талдуринский (1Б) - р. Ошту-Айры - р. Кара-Айры - р. Карагем - Карагемская поляна - пер. Абыл-Оюк (1Б) - Шавлинское озеро - р. Ештыкол - пер. Орой (н/к) - пос. Чибит. Наш маршрут несколько уступает эталонным в протяженности, но сопоставим по технической сложности. Общий вывод: маршрут группы соответствует пятой категории сложности. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте Опасные участки представляют обширный стандартный перечень, свойственный только определенному месту и времени: лавиноопасные склоны, плотный фирн и обледенелые участки на склонах, карнизы, штормовой ветер. Лавины. Здесь большинство склонов, ведущих на перевалы, имеют большую протяженность, их крутизна около 30 градусов, т.е. самая благоприятная для формирования лавин. Кроме того, после продолжительного снегопада некоторые склоны могут сильно нагружаться снегом и свежим настом, что увеличивает вероятность схода лавины при подрезке склона. Внезапное быстрое ухудшение погоды, видимости, резкое понижение температуры, небольшая травма и связанное с ней уменьшение скорости передвижения в условиях автономного восхождения могут привести к экстремальной ситуации. Необходимо соблюдать элементарные правила поведения в горах. Потенциально опасными на маршруте являются камнепадоопасные перевалы. Однако камни на этих перевалах обычно не падают сами по себе, а только могут быть сброшены находящимся выше участником или веревкой. Поэтому, при соблюдении необходимых мер ТБ, маршрут является вполне безопасным для прохождения. Кроме того, потенциально опасными на данном маршруте являются ледовые разломы и трещины на закрытых ледниках(в сентябре, все ледники были закрытыми). Обеспечение безопасности на маршруте. Безопасность на маршруте складывается из многих факторов:
Поскольку первый пункт из этого списка комментариев не требует, остановимся вкратце на остальных. Основой психологической, технической и физической подготовки является участие в предыдущих походах. Во время прежних совместных лыжных, пеших и водных походов мы хорошо изучили психологические особенности друг друга. Все участники в достаточной степени владели техникой преодоления препятствий с применением горной техники. Строго соблюдались меры безопасности при прохождении лавиноопасных участков и движении по ледникам. В отношении тактики мы придерживались общепринятых положений. День планировался так, чтобы на сон отводилось не менее 8-9 часов, дневной обед занимал около часа, а ходовое время 6-8 часов. Всё это зависело от походных условий и, при необходимости, варьировалось. Большое внимание уделялось равномерности движения. При плохой видимости группа всегда двигалась очень компактно, а при хорошей видимости интервал между участниками не превышал 100 метров. При плохой погоде (сильный ветер, отсутствие видимости) мы не выходили на технически сложные участки, а предпочитали выжидать или использовали запасные варианты. Для успешного прохождения маршрута необходимо умение хорошо ориентироваться в условиях ограниченной видимости. Хорошее общественное и личное снаряжение, обеспечивающее защиту участников от дождя, ветра и низких температур на маршруте и во время отдыха, является одним из определяющих условий для успеха всего похода. Работоспособность участников на протяжении всего похода определяется правильным восполнением энергетических затрат, соблюдением режима питания. Раскладка была достаточно хорошо продумана, были взяты питательные, высококачественные продукты. Выводы. Практически все потенциально опасные явления и участки можно пройти при правильной тактической и технической подготовке и обеспечить противостояние холоду и ветру. Тщательная подготовка к походу, пристальное внимание к вопросам обеспечения безопасности, строгое выполнение правил, подбор снаряжения и высокий уровень психологической совместимости группы - всё это способствовало безаварийному прохождению маршрута. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршруте На крайнем юге Алтайского края внимание туристов привлекает - горный узел Табын- Бгдо-ла самый мощный центр оледенения Алтая. Громады ледовых куполов его главных пяти вершин (Бгдо-ла, переводится с монгольского как «пять священных гор») поднимаются на высоту выше 3900 метров, четыре из них - четырёхтысячники. Высшая точка этого горного узла, вершина Найрамдал («дружба», монг.) достигает высоты 4374 метра и уступает высочайшей вершине Алтая и Сибири Белухе (4506) всего 132 метра. Кстати, в начале XX века она, находясь всего в 2 километрах от российской границы, была названа Кийтын («холодная» - монг.) и вообще считалась высшей точкой Алтая, по крайней мере до 1950 года. Не случайно учёные-гляциологи и лучшие альпинисты Алтая начала века, братья Борис и Михаил Троновы, совершили удачные восхождения на Белуху и Кийтын с интервалом лишь в один год, в 1914 и 1915 году. Кроме того, здесь проходит линия великого азиатского водораздела между бассейнами Северного Ледовитого океана, до которого 4000 километров, и бессточными областями центральной Азии. Удивительно сочетание в этом районе глубокой древности и абсолютной первозданности. Археологические находки неопровержимо свидетельствуют, что, например, на плато Укок люди появились, по крайней мере, три с половиной тысячи лет назад(!), используя эту местность не столько в хозяйственном, сколько в культовом аспекте. Вечная мерзлота этих южных краёв благоприятствует сохранению свидетельств и свидетелей прошлого в покое. Для охраняемой территории плато Укок понятие «зона покоя» использовано совершенно официально. Этому способствует как уединенность «подножия священной горы» (ещё один перевод названия узла), так и действующий здесь режим пограничного контроля. В Южно-Чуйском хребте очень красивы ледники Талдуринский и Софийский. Очень красиво смотрятся вершины Западная и Восточная Ольги, г. Иикту, возвышающиеся над Талдуринским ледником. Материальное обеспечение группы Перечень общественного снаряжения Перечень личного снаряжения
* Указан примерный перечень личного снаряжения. Состав ремонтного набора Общий вес ремонтного набора - 1 кг. Питание группы на маршруте В походе использовалось меню, которое повторялось через каждые 3 дня. Но в тоже время завтраки, обеды и ужины упаковывались отдельно, что позволяло комбинировать меню по желанию участников. Брали с собой сушеное мясо (свинину/говядина). Технология приготовления: мясо - говядина/свинина(не жирная) нарезается на тонкие пластинки 4-5мм (резали на «слайсере»), потом сутки маринуем(соль, специи, соевый соус), сушим в электрической сушилке. День 1 Число повторов: 6 раз. Общее количество продуктов на поход (20 дней) Весовые характеристики
Приведен примерный вес личного снаряжения. На практике часть участников не смогли уложиться в заданные рамки и как итог на выходе рюкзаки весили больше. Выводы и рекомендации по снаряжению и оборудованию. В походе использовалась 5-местная палатка с двумя тамбурами. Остальное снаряжение также было обычных традиционных конструкций, применяемых в горных и таежных походах. Использовали GPS-навигатор, но не расcчитали с количеством батареек и от записи ежедневного трека маршрута пришлось отказаться. Аптечка и ремнабор на маршруте мало использовались из аптечки - пластырь, тейпы и мази-кремы, обезболивающие. Основная проблема растяжения, мозоли, боли в мышцах вследствие высокой нагрузки. В целом набор снаряжения полностью нас удовлетворил, недостатка в чем-либо мы не испытывали. Обеспечение безопасности на маршруте Обеспечение связи на маршруте Для обеспечения безопасности на маршруте нами были взяты следующие средства связи:
Мобильной связи на всем маршруте не было, за исключением района поселка Бельтир и п.Ортолык. Страхование группы на маршруте Группа застрахована в ООО «Абсолют Страхование» Номер страхового полиса 009-169- 103215/19 Договор от 23 августа 2019 года. Страховая сумма 500 тысяч рублей. Справочная информация Географическая и туристическая характеристика района путешествия Горная страна Алтай лежит на юге Сибири. Границей, разделяющей Алтай и Западный Саян, считают водораздел бассейнов Бии, Абакана и Шапшальский хребет. На юге и юго-востоке Горный Алтай соединяется с Монгольским Алтаем через пограничный массив Табын-Богдо-Ола и отходящие от него хребты Южно-Алтайский, Сайлюгем и Чихачёва. Юго-западные окраины Алтая протягиваются до котловины озера Зайсан. К северу Алтай резко, уступами, низвергается к Западно-Сибирской равнине, в западные степи проникает веером невысоких хребтов. Сложную систему хребтов с множеством отрогов разной высоты и протяженности упрощенно можно представить следующим образом. От мощного горного узла Табын-Богдо- Ола отходит, постепенно снижаясь, южная ветвь хребтов: Южный Алтай, Сарымсакты и Нарымский - к западу, и Сайлюгем и Чихачёва - к востоку. К северу от этой горной дуги, отделенной высоким Укокским плато и Чуйской котловиной, развернут веер хребтов, составляющих каркас этой горной страны. Одна ветвь составлена Южно-Чуйским, Катунским и Холзунским хребтами. Последний в северо-западной части ветвится в широтном направлении в хребты Ивановский, Ульбинский и Убинский. Здесь поднимается высочайшая вершина Сибири - Белуха (4506 м). Вторая линия хребтов - Северо-Чуйский, Теректинский, Бащелакский - проходит севернее. От стыка Теректинского и Семинского хребтов на север, постепенно снижаясь, отходят Чергинский и Ануйский хребты. Третья ветвь, образованная из Курайского, Айгулакского и Сумультинского хребтов, вытянута почти меридионально. Основной веерообразный рисунок Алтая усложнен примкнутыми с востока Чулышманским нагорьем и Шапшальским хребтом. Общие тенденции - увеличение высот с северо-запада на юго-восток и выраженная асимметрия склонов: северо-западные склоны крутые, юго-западные и южные - пологие. На Алтае множество озер - более 6 тысяч, многие из них каровые или моренно- подпрудные. Наиболее крупные - Телецкое, Маркаколь - находятся в котловинах тектонического происхождения. Особой известностью пользуется живописнейшее Телецкое озеро (длина его - 78 км, средняя ширина - 3,2 км, глубина - до 325 м) с крутыми лесистыми, а местами и скалистыми берегами. Самое большое в Горном Алтае озеро Маркаколь (около 460 км2) также славится очень красивыми берегами и богатым животным и растительным миром. Климат Горного Алтая значительно прохладнее и влажнее, чем на соседних равнинах юга Западной Сибири, а в высокогорье он становится холодным и влажным. При планировании летних маршрутов следует иметь в виду, что самый теплый и самый дождливый месяц лета - июль. В этом месяце число благоприятных дней менее половины. В долинах самое благоприятное время для путешествий - август и сентябрь, но на вершинах и перевалах в это время среднестатистическая погода хуже, чем в июле. В наиболее влажных, западных районах высокогорья снеговая линия находится на высоте около 2300 м, повышаясь в Центральном Алтае до 2500-3000 м на северных и 2600-3300 м на южных склонах хребтов. На крайнем востоке района она поднимается до 3100-3500 м (хребет Чихачёва). В высокогорье Алтая известно около 1500 ледников. Площадь оледенения превышает 900 км2. Наиболее крупные ледники - долинные, их длина - до 8-11 км. Языки ледников спускаются до 2000-2200 м. Разнообразие природно-климатических условий Алтая создает богатейшие возможности для путешественников. Это единственный в России туристский регион, где можно проводить туристские походы любой категории сложности по всем видам туризма. Наибольший интерес для любителей горного туризма представляет центральная часть Горного Алтая, где расположены Катунский, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты (или, по-местному, "белки"). Катунский хребет, самый высокий из хребтов Алтая. Восточной границей хребта служит приток Катуни - Аргут. Хребет протянулся с запада на восток более чем на 150 км при ширине до 60 км. В Катунском хребте выражено три узла оледенения: Западно-Катунский, массив Белухи и Восточно-Катунский. И, сообразно этому, хребет принято делить на три части: западную, центральную и восточную, с границами по Верхнему и Нижнему Курагану и Кулагашу-Орочагану. Великолепие Мультинских, Осиновских, Хазинихских и Тальменьего озер, несложные подъезды и умеренно сложные подходы выделяют западную часть Катунского хребта в самостоятельный туристский район для летних походов I-III категорий, а зимой и до IV категории сложности. Начиная от верховьев Верхнего и Нижнего Курагана хребет повышается и примерно через 25 км достигает в массиве Белухи своего максимума-4506 м. Здесь почти на 15- километровом участке высоты не опускаются ниже 4000 м, здесь же главный узел оледенения Катунского хребта и его самые мощные ледники - Сапожникова, Радзевича, братьев Троновых, Берельские. Долины рек центрального участка хребта почти все имеют неплохие тропы, что облегчает подходы к перевалам. Северные склоны более залесенные. Без примусов или газовых горелок не обойтись в районе массива Белухи, где ночевки в снежно-ледовой зоне неминуемы. На последнем 20-километровом отрезке главного хребта разместился третий узел оледенения - Кулагашский. Максимальная высота хребта здесь - 3883 м. Наиболее удобны подъезды к Катунскому хребту с севера. Традиционные пункты начала и конца маршрутов - селения Тюнгур, Катанда, Мульта, связанные сообщением через Усть- Коксу с Горно-Алтайском. Использование дороги, соединяющей Усть-Коксу с Лениногорском, в последние годы стало проблематичным. Возможны подъезды специально заказанным транспортом со стороны Усть-Каменогорска (селения Урыль, Рахмановские ключи, Язевое озеро) и со стороны верховьев Аргута. Восточнее Катунского хребта за долиной р. Аргут расположен Северо-Чуйский хребет. Он простирается с северо-запада на юго-восток на 140 км, при ширине в западной части 50 км и постепенно сужаясь к востоку до 20-25 км. Южной и юго-восточной границей района служат долины рек Карагем и Чаган-Узун. Орография хребта сложна и представляет собой несколько примерно параллельных хребтов с общим направлением: запад - восток. У туристов они получили свои названия: Чуйский, Шавлинский, Карагемский. Самые удобные подъезды к району - по Чуйскому тракту из Горно-Алтайска. Начало похода может быть в селениях Белый Бом, Чибит, Мены, Курай, Кызыл-Маны. Южную цепь Центрального Алтая с востока ограничивает Южно-Чуйский хребет. Он отделен от восточной части Катунского хребта теснинами Аргута, от Северо-Чуйского хребта - долиной Карагема, с юга - долиной реки Джазатор, с востока - рекой Чуей и ее притоками. Основной водораздельный хребет вытянулся с запада на восток на 120 км, от него отходят на север восемь больших отрогов. Главное оледенение несет центральная часть хребта от реки Кара-Айры до Елангаша. Она отличается резко расчлененным рельефом с высотами до 3700 м. На флангах центральной части хребта возвышаются вершины Иикту (3936 м) и Тымому (3960 м). Главные ледники - Кара-Айры, Талдуринский, Софийский, Ядринцева. Всего на Южно- Чуйском хребте более 220 ледников, большая часть их расположена на северных склонах. Ближе к восточной части хребта рельеф становится более спокойным, седловины более выражены и сглажены. Для всего хребта характерны следующие особенности. Во-первых, южные склоны круче северных и имеют более короткие отроги. Во-вторых, оледенение южного склона значительно меньше северного. В-третьих, хребет очень беден древесной растительностью, сосредоточенной лишь по долинам реки Джазатор и притоков Карагема, Талдуры и Чаган- Узуна. В-четвертых, климат района значительно суше и контрастнее, чем в Катунском и Северо-Чуйском хребтах. Снеговая линия повышается с запада на восток с 2900 до 3100 м, на южных склонах она на 100-150 м выше. Наиболее удобный подъезд к этому району - с севера по Чуйскому тракту. Пунктами начала и окончания похода могут быть Кош-Агач, Мухор-Тархата, Чаган-Узун, Кызыл-Маны. Наиболее популярные маршруты здесь обычно проходят по Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам или (реже) по Южно-Чуйскому и Катунскому хребтам. Климат Алтая На формирование климата Алтая огромное влияние оказывает его географическое положением и сложный рельеф - колебание высот от 350 до 4500 м. В целом для Алтая характерен умеренный резко континентальный тип климата с отчетливо выраженным контрастом между коротким теплым и более продолжительным холодным сезонами года. Климат существенно различен на равнинной территории Алтайского края и в его предгорной и низкогорной частях. В Республике Алтай подобная дифференциация, обусловленная различиями в абсолютной высоте, экспозиции склонов, и особенностях местной циркуляцией атмосферы выражена еще более существенно. Климат Алтая зависит от трех основных факторов - количества солнечной радиации, циркуляции воздушных масс и характера подстилающей поверхности. Алтай находится в средней полосе северного умеренного климатического пояса. В течение года тепло и свет поступают неравномерно. Алтай характеризуется значительной высотой солнца над горизонтом летом (60-66 градусов) и длинным, до 17 часов, днем. В зимнее время солнце едва достигает 20-ти градусной высоты, а день становится более чем в два раза короче. В соответствии с этим изменяются и суммы солнечного тепла. Северные районы края имеют 90 ккал на 1 кв. ли суммарной солнечной радиации, южные - 120 ккал. Такое же количество солнечной радиации имеют южные районы европейской части России. Если сравнить число часов солнечного сияния в Алтайском крае с числом часов солнечного сияния на юге европейской части страны, то оказывается, что их на Алтае намного больше. В этом отношении Алтайский край приравнивается к Крыму и Северному Кавказу. Значительно меньше светит солнце в глубоких долинах и на северных склонах. Поэтому при выборе мест стоянок и биваков нужно помнить, что восточные склоны освещаются на час-полтора раньше, нежели западные. Это тем более важно учитывать, так как в первую половину дня обычно меньше и облачность. Следует помнить и о том, что при высокой интенсивности солнечной радиации возможны солнечные ожоги, особенно во время пребывания на снегу, снежниках и ледниках. Наибольшее влияние на климат оказывают воздушные массы: Процессы циркуляции атмосферы - важный фактор формирования климата. На Алтай приходят различные по свойствам воздушные массы сталкиваясь и взаимодействуя, они создают неустойчивую, резко изменяющуюся погоду. На территории Алтайского края встречаются следующие потоки воздушных масс: континентально-умеренный воздух является основным, имеет резко выраженные свойства летом сухой и жаркий, зимой - холодный, морской умеренный воздух проходит тысячи километров от Атлантического океана до Алтая в противоположном направлении, с севера на юг, устремляется континентально-арктический воздух. Иногда из Средней Азии на Алтай свободно проникают континентально-тропические воздушные массы, а с ними приходит ранняя теплая весна и засушливое жаркое лето. Существенное влияние на климат Горного Алтая оказывает рельеф, который образует вертикальную климатическую зональность - зону низкогорного климата (до 500-600 м) зону среднегорного климата (от 500 до 1500 м и более), зону высокогорного климата (свыше 2000-2500м). На юге и юго-востоке Алтайского края расположены высокие горы, от них амфитеатром местность понижается на север и северо-запад, открывая путь арктическому воздуху, который проходит через всю территорию края далеко на юг, в долины между хребтами. Рельеф оказывает влияние на характер увлажнения. Влажному морскому воздуху, идущему с запада, преграждают путь горы, и на западных склонах остается основная масса осадков. На восточные склоны и во внутренние районы Горного Алтая влажный воздух почти не проникает, поэтому там формируется засушливый климат. Эти же воздушные массы приносят циклоническую погоду на равнины, поэтому на Приобском плато и Бие- Чумышской возвышенности выпадает осадков больше, чем в Кулундннской низменности. Алтай характеризуется крайне неравномерным распределением осадков. Общей закономерностью является то, что их количество убывает с запада на восток. Наиболее увлажнены бассейны Западного Алтая (до 2000 мм в год), существенно меньше осадки в северо-восточном Алтае, а минимум суммарного увлажнения приходится на внутригорные котловины Центрального и Восточного Алтая: годовые суммы осадков здесь не превышают 200 мм. Самое "сухое" место на территории Алтая - Чуйская степь (100-150 мм). Распределение осадков по сезонам года также неодинаково: в западных районах зимой выпадает до 40 , в связи с чем мощность снегового покрова достигает местами 2-3 м, в центральных районах местами до 5 м. Снежный покров легко перевеивается и перераспределяется ветром выше верхней границы леса, поэтому на подветренных склонах вершин часто формируются снежные надувы и карнизы, очень опасные для прохождения альпинистами. Многочисленны на Алтае лавиноопасные каньоны и ущелья, в которых частота схода лавин особенно возрастает в марте. В восточных районах, где наблюдается летний максимум выпадения осадков, снежный покров незначителен, отмечается глубокое промерзание почвы. Горный Алтай находится почти в центре Евроазиатского материка, на тысячи километров удалены от нас океаны, поэтому в теплое время года суша сильно нагревается, температуры высокие, лето жаркое. Зимой, наоборот, происходит быстрое охлаждение всего материка на северо-востоке Сибири образуется область высокого давления - Сибирский антициклон. От него идет на запад, через территорию края полоса высокого давления, в связи с чем зимой обычно устанавливается ясная морозная погода с низкими температурами. В крае - холодная зима и жаркое лето, что обуславливает значительное колебание температур, характерные для резко континентального климата. Элементы климата в горах и на равнине имеют специфические особенности. Давление и температура с высотой понижаются, облачность и количество осадков увеличиваются. Сложное расположение хребтов, сильно расчлененный рельеф, значительные колебания высот создают условия для формирования нескольких типов климата и многообразных микроклиматических условий. Над горами формируются местные воздушные массы, отличающиеся от воздушных масс равнин. Летом в горах прохладнее, чем на равнинах, зимой - теплее. В течение всего года воздух равнин и гор сталкивается в предгорной зоне, где возникает циклональная область с весьма неустойчивой погодой, с обильными осадками. Средние годовые температуры воздуха: от +4°, на северных и западных окраинах, до - 7° в высокогорной зоне. Самое теплое лето наблюдается в районах с фенами (горно- долинными теплыми сухими ветрами), в межгорных котловинах и на побережье Телецкого озера. На склонах же высоких хребтов вообще не выделяется период с устойчивой температурой воздуха выше 10°С и неоднократны летние снегопады. Средняя температура июля в низкогорьях и ряде котловин составляет +16-18°С, на высоте 1000-1200 м +14-16°С, в высокогорье (около 3000 м) около +6 +8°С, несмотря на то, что продолжительность солнечного сияния здесь превышает таковую в Ялте или Сочи. Однако в отдельные летние дни даже на высоте 1500-2000 м. воздух может прогреваться до +25 +30°С. В низкогорье, среднегорье и долинах рек зима продолжается 3-5 месяцев. Особенно суровые зимы бывают в межгорных котловинах, где происходит застой холодного воздуха. Так, средняя температура января в Чуйской степи составляет -31,7°С, тогда как в районе южной оконечности Телецкого озера только -8,1°С. В условиях высокого атмосферного давления в межгорных котловинах имеет место температурная инверсия. На высоте около 450 м, где застаивается холодный воздух, средняя температура февраля - 22,3°С, а на высоте около 1000 м -12,5°С. Это вызвано тем, что холодный, более тяжелый воздух скатывается вниз по склонам и заполняет нижнюю часть долины, образуя "озеро холода". В разных долинах ночное выхолаживание различается в широких пределах, в зависимости от местных условий. Во влажных закрытых долинах на склонах бывает на 10-15*С теплее, чем внизу. Утром с восходом солнца воздух прогревается, начинает подниматься вверх и температурные инверсии разрушаются. Любопытной особенностью Алтая являются своеобразные теплые климатические "оазисы". В них не бывает сильных морозов, устойчивого снежного покрова, постоянно дует ветер. Такие явления наиболее выражены в долинах рек Чулышман и Катунь, у берегов Телецкого озера. Одновременно в соседних долинах температура может быть ниже на 10- 15°С и господствовать полное безветрие. Причиной всему является "фен" - сухой и теплый ветер. Причиной возникновения "фенов" является большая разность давлений, которая в течение всей зимы поддерживается над территорией Горного Алтая. Метеостанции в долине р. Катуни и в долине Телецкого озера фиксируют более 100 дней с фенами за холодный период года. На земном шаре нет другой такой горной страны, где бы "фены" играли столь существенную роль в формировании климата. В зимнее время стоит, как правило, ясная морозная погода, изредка сменяющаяся пасмурной, с метелью. Наличие глубоких долин и котловин способствует образованию инверсионных условий: на склонах и высоких вершинах в январе (самый холодный месяц года) может быть до 15-20°С мороза, в то время как внизу, в котловинах, неподвижный воздух выстывает до минус 40-50°С. Самое холодное место Алтая - Чуйская степь, где средняя температура - минус 32°С, а абсолютный минимум - минус 62°С. Почти такие же температуры характерны для Курайской котловины и плато Укок. Хотя необходимо заметить, что подобные морозы при отсутствии ветра в сухом воздухе переносятся все-таки легче, чем, например, пронизывающие ветра на склонах Катунского хребта, где температура воздуха может быть и выше. Теплые зимы наблюдаются также в тех районах, где высока повторяемость фенов - теплых и сухих ветров: Чемал и Кызыл-Озек, Яйлю и Беле. Последние два пункта характеризуются самой теплой зимой со средней температурой января -9,4°С не только вследствие частых фенов, но и благодаря отепляющему воздействию Телецкого озера, на побережье которого они расположены. Используемые источники информации Справочная информация. Географическая характеристика района: http://galt-auto.ru/publ/97-1-0-39
Карты
Организация трансфера, покупка ж.д. билетов, авиабилетов
Копии снятых записок
Перевал Тронова 2А
Перевал Девяти 2Б
Перевал Солнечный 2А
Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута Пройден маршрут пятой категории сложности. Преодолены: 2 некатегорийных (Карсулу, Бугымуиз) и 4 категорийных перевала: 3 перевала 2А(Снежный, Тронова, Солнечный) и 1 перевала - 2Б (Девяти). Кроме того, совершено восхождения на вершину - Табын-Богдо-Ола 2А и поднялись на северный гребень г. Иикту 2Б, не дойдя до вершины 100 м по причине резкого ухудшения погоды. Пройдено 260 км. Пройденный маршрут безусловно интересен как со спортивной, так и с познавательной точки зрения, поскольку позволяет увидеть значительные, самые интересные части центрального Алтая, что мы и ставили целью своего путешествия. Участники похода повысили свою спортивную квалификацию, получили возможность участвовать (и руководить) в походах высшей категории сложности. Участники похода приобрели тактический опыт, необходимый для организации сложных путешествий в горно-таежных районах. Одной из целей похода было посещение плоскогорья Укок и восхождение на вершины Иикту, Табын-Богдо-Ола и Ирбитсу. Не все получилось, значит есть цель вернуться. При разработке пешего или горного маршрута на Алтае необходимо учитывать наличие троп при движении ниже границы леса или по болотной местности. Долины сильно отличаются друг от друга по наличию троп. При прохождении маршрута группа в любой момент времени должна иметь необходимый, требуемый запас как физических, так и психологических сил. Нужно быть всегда готовым к изменению погоды, длительным дождям, снегопаду, резкому похолоданию. Также необходимо настраиваться на длительное отсутствие костра. Глубина снежного покрова на перевалах и ледниках меняется каждый год. На некоторых ледниках снега было больше обычного, что вызвало трудности при прохождении бергшрундов и трещин и замедляло движение.. Наличие хорошей карты и навигатора позволило точно ориентироваться даже в условиях недостаточной видимости. За весь маршрут мы не встретили на маршруте ни одной спортивной группы, совершающей поход. Фотографии
Фото 0.0. п.Кош-Агач
Фото 0.2. Дорога в долину р.Калгуты
Фото 0.4 Дорога в долину р.Калгуты
Фото 0.5. Пост в истоках р.Калгуты
Фото 1.0.Стеллы Укока вдолине р.Калгуты
Фото 1.2.р. Аргамджи
Фото 1.4. р. Аргамджи, подъем к леднику
Фото 2.0. верховья р. Аргамджи, утро.
Фото 2.2.подъем к леднику по морене
Фото 2.4.Возвращение в лагерь
Фото 3.1.Путь движения по леднику
Фото 3.3.Путь движения по леднику
Фото 3.5.На леднике
Фото 3.6.Путь подъема на г. Табын-Богдо-Ола(красная стрелка). Перевал Снежный(синяя звездочк)
Фото 3.7.Вид на плато Укок с ледника
Фото 3.9.. г. Табын-Богдо-Ола(красная стрелка), фото с перевала Снежный.
Фото 3.11.Возвращение в лагерь(красная стрелка - расположение места стоянки за мореной)
Фото 4.0.Спуск к плату Укок
Фото 4.1. В верховьях реки Аргамджи, на заднем плане вершина Русский шатер
Фото 4.2. Верховья реки Аргамджи
Фото 4.3. В верховьях реки Аргамджи, на заднем плане вершина Русский шатер
Фото 4.4. Плато Укок, стрелкой обозначены развалины заставы Аргамджа
Фото 4.5. . Плато Укок, стрелкой обозначен домик.
Фото 4.6. . Плато Укок, брод реки Калгуты
Фото 4.7. Стрелкой обозначено место брода через реку Калгуты
Фото 4.8. Вершина Русский Шатери и Табын-Богда- Ола
Фото 4.9. Кош, место ночевки
Фото 5.0.Дорога вдоль реки Калгуты к перевалу Карсулу
Фото 5.1.Дорога к перевалу Карсулу. Стрелкой обозначен перевал Карсулу
Фото 5.2.На перевале Карсулу
Фото 5.3.Перевал Карсулу(стрелка) вид со стороны реки Акколь
Фото 5.4.Долина реки Акколь, путь движения с перевала Карсулу
Фото 5.5.Брод через реку Акколь
Фото 5.6.Ночевка на р. Бугымуиз, стрелкой обозначен перевал Карсулу
Фото 6.0.г. Найрамдал
Фото 6.1.Перевал Быгумуиз
Фото 6.2.Спуск в долину притока реки Ильгедем с перевал Быгумуиз
Фото 6.3. Долина притока реки Ильгедем, вид с перевала Быгумуиз
Фото 7.0.Спус по долине реки Ильгедем к реке Джазатор
Фото 8.1.Вид с отрога на долину реки Узургу
Фото 8.3.Подъем по отрогу. Река Тюнь справа.
Фото 8.5.Спуск с отрога в долину реки Тюнь, Стрелкой обозначено место ночевки.
Фото 8.7.Ночевк в долине реки Тюнь
Фото 9.1.Подъем по морене к леднику Тронова
Фото 9.2.Подъем по морене к леднику Тронова
Фото 9.3.Подъем по морене к леднику Тронова
Фото 9.5.Подъем по морене по леднику Тронова
Фото 9.7.Перевал Тронова и место ночевки.
Фото 10.0. Вид на перевал Тронова со стороны ледника Тронова
Фото10.2. Путь подъема на перевал Тронова со стороны ледника Тронова
Фото 10.5. Подъем на перевал Тронова, выход на седловину.
Фото 10.6. На седловине перевала Тронова
Фото 10.8. Ночевка на Талдуринском леднике под вершиной Иикту
Фото 11.1. Вершина Найрамдал и Табын-Богдо-Ола
Фото 11.3. Путь подъема на вершину Иикту
Фото 11.4. Подъем на вершину Иикту, Красной звездой отмечен бергшрунд
Фото 11.5. Подъем на вершину Иикту, фото сделано с перевала Тронова
Фото 11.6. Перевал Тронова, вид с склонов г. Иикту
Фото 11.7. На северном гребне г. Иикту.
Фото 11.8. Вид на юго- восток с г. Иикту.
Фото 11.9. Вид на юго- восток с г. Иикту.
Фото 11.10.Путь спуска с г. Иикту
Фото 11.11. Ночевка на перевале
Фото 12.1. Спуск по Талдуринскому леднику
Фото 12.3. Спуск по Талдуринскому леднику
Фото 12.5. Спуск по Талдуринскому леднику
Фото 12.7.
Фото 12.9. Талдуринский ледник. Место ночевки.
Фото 13.0. Подъем на правую ветвь ледника Талдуринский
Фото 13.2. Подъем по правой ветви ледника Талдуринский
Фото 13.4. Подъем к перевалу Девяти
Фото 13.6. Путь подъема на перевал Девяти
Фото 13.8.Подъем на перевал Девяти
Фото 13.10.Подъем на перевал Девяти
Фото 14.0.Рассвет на перевале Девяти
Фото 14.2.Группа на перевале Девяти
Фото 14.4.Спуск по Софийскому леднику
Фото 14.6.Софийский ледник
Фото 14.8. Софийский ледник
Фото 15.0. перевал Солнечный 2А
Фото 15.2. На седловине перевала Солнечный 2А
Фото 15.4. Начало спуск а с перевала Солнечный 2А
Фото 15.6. Линия спуска с перевала Солнечный 2А, синие точки - место начала/конца
Фото 15.7. Вид на перевал Солнечный 2А с ледника Удачный
Фото 16.1. Верховья реки Караоюк, стрелкой указана долина ледника Удачный
Фото 16.3. В долине реки Караоюк.
Фото 17.0. В долине реки Караоюк.
Фото 17.2. Путь движения по реке Караоюк
Фото 17.4. выход реки Аккол из ущелья
Фото 17.6. Река Чаган |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||