Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Петр Крачков, г.Новосибирск

Отчет о горном походе 3 к.с. совершенном по Южно-Чуйскому хребту в период с 24.04.18-12.05.18г

Справочные сведения Проводящая организация

Cекция горного туризма НГУ, Новосибирск, ул. Пирогова, д.2., http://mountain.nsu.ru

Место проведения

Республика Алтай, Алтай, Южно-Чуйский хребет.

Количественная характеристика пройденного маршрута

Вид туризма

горный

Категория сложности

третья

Протяжённость (без коэффициентов)

82.5 км

Продолжительность

14 ходовых дней

Сроки проведения

27.04.18-11.05.18

Количество участников

семь

Маршрутная книжка

№ 08-03-18

Нитка заявленного маршрута

р.Талдура - пер. Ленинградский(1Б, 3300) - пер. Туро-Оюк(2А,3350) - лед. Софийский - тра- верс г. Узловая (2А, 3745) - лед. Б. Талдуринский - траверс п. Ольга В. - Ольга З. (2А, 3750) - дол. р. Талдура - пер. Южное плечо Металлурга (1Б, 3460) - рад. п. Металлург (2А, 3933) - р. Атбажи - р. л. Карагем - траверс п. Тамма (2А, 3250) - долина р. Актру

Нитка пройденного маршрута

р.Талдура - пер. Ленинградский(1Б, 3300) - пер. Туро-Оюк(2А,3350) - лед. Софийский - траверс г. Узловая (2А, 3745) - лед. Б. Талдуринский - дол. р. Талдура - пер. Южное плечо Металлурга (1Б, 3460) - рад. п. Металлург (2А, 3933) - р. Атбажи - р. Йолдайры - пер. Карагем (1А, 2837) - долина р. Джело - р. Талдура

Аварийные выходы с маршрута

Аварийные выходы с маршрута осуществляются по долинам рек Талту, Аккол, либо через пер. Карагем (1А).

Определяющие препятствия маршрута

Название

Категория сложности

Характер

Путь прохождения

пер. Ленинградский

снег

С-Ю

пер. Туро-Оюк

снег, скалы

С-Ю

траверс г. Узловая

снег, лёд

ЮВ-СЗ

пер. Южное плечо Металлурга

снег, курум

ЮВ-СЗ

рад. г. Металлург

скалы осыпь, снег

ЮЗ-СВ

Рис. 1: Схема маршрута. Жёлтые и зелёные точки - перевалы 1Б и 2А к.с, соответственно. Звёздочками отмечены места ночёвок

Ф.И.О

Г.р.

Горный опыт

Должность

1

Крачков Петя

1992

6У (л),2Р (з)

руководитель

2

Кориневский Александр

1976

6У (л), 4Р (л)

усилитель

3

Самусов Илья

1996

1У+1Б (л)

горынщик

4

Иванов Михаил

1991

2У (л)

реммастер

5

Яценко Виктор

1986

1У(о)+2А

завснар

6

Петухова Галина

1986

2У (о)

завхоз

7

Сысоева Анна

1981

2У (в)

медик

Состав группы

Сокращения: У — участник, Р — руководитель, л — лето, з — зима, в — весна, о — ноябрь.

График пройденного маршрута

График движения группы.

№ дня

Дата

Участок пути

Ход. вр., ч.

Характер пути

расстояние, км.

0

27.04

р. Талдура

6.5

дорога, тропа

11.5

1

28.04

р. Талдура -пер.Ленинградский (1Б) -дол. р.Тура-Оюк

9.

курум, снег

6

2

29.04

дол. р.Туро-Оюк -пер. Тура-Оюк (2А)

7.

курум, снег

6

3

30.04

пер. Тура-Оюк (2А) -л. Софийский

8.

курум, снег

4.5

4

1.05

л. Софийский

4

снег

5

5-6

2-3.05

л. Софийский

0

пурговка

0

7

4.05

л. Софийский -в. Узловая л. Б. Талдуринский

8

снег, курум лёд

5

8

05.05

л. Б. Талдуринский -р. Талдура

6

снег, курум

5

9

06.05

р. Талдура -цирк пер. Ю. П. Металлурга

6

снег, курум

4

9

07.05

цирк пер. Ю. П. Металлурга

0

пурговка

0

10

08.05

пер. Ю. П. Металлурга -в. Металлург -р. Атбажи

9

снег, курум

5

11

09.05

р. Атбажи р. Йолдайры

8

снег, курум,тропа, лёд

10

12

10.05

р. Йолдайры -пер. Карагем (1А) -дол. р. Джело

10

снег, курум, тропа,дорога

12.5

13

11.05

дол. р. Джело -р. Талдура

4

снег, курум,тропа,дорога

8

Все расстояния указанны без коэффициентов.

Подробная карта маршрута

Изменения маршрута и их причины

Группа отказалась от прохождения траверса п. Ольга В. - Ольга З. (2А, 3750) в связи с плохой погодой. На этот момент была явная нехватка бензина, поэтому ждать у вершины погоды мы не могли и побежали к заброске.

Также мы отказались от прохождения траверса п. Тамма и вышли по запасному варианту. Дело в том, что траверс п. Тамма - самый простой вариант попасть с ледника лев. Карагем на л. Б. Актру. Все остальные пути имеют большую категорию сложности. Ввиду плохой погоды на протяжении большей части маршрута было решено не идти в дол. р. левый Карагем, так как была большая вероятность запурговать на леднике и выйти с маршрута позже запланированного.

Краткий отчёт

Техническое описание определяющих препятствий

День 4-5(2-3 мая) Проснулись ночью (часов в 12) от того, что сильно гнёт палатку. Слышно, что тент порвало. Вышли наружу, присыпали тент снегом, заложили рюкзаками. Час держали спинами палатку, затем ветер стал утихать. С утра видимость плохая, ничего не видать. Сделали стенку. Играли в карты, читали книжку. Для экономии бензина еду готовили прямо в палатке. На следующий день погода не улучшилась, ждём.

День 4(1 мая) С утра, пока остальная группа собирает лагерь трое сходили на разведку. Нашли проход. Сначала была хорошая погода, но часов в 10 утра на небе появилась гриб-туча — явно предвестник чего- то нехорошего. И примерно через час видимость сильно ухудшилась. В этот день примерно километр не дошли до в. Узловой и стали лагерем, так как в месте остановки должно быть поменьше ветра.

День 3(30 апреля) На перевале была жидкая вода, покрытая хорошей коркой льда, на ней мы и по- ставили палатку. С утра обнаружили, что продавили лёд под собой. Замочили палатку и часть своих вещей. На спуск повеси ли 2 верёвки. Первая верёвка была с промежуточной станцией. Первая станция на ледорубе по довольно крутому скально-осыпному склону (последний шел с нижней страховкой без рюкзака). Между первой и второй (промежуточной) станцией расстояние - 10 метров. Здесь есть возможность скинуть камни на участника, стоящего на промежуточной станции. Затем две станции на скальных крючьях. Эти веревки шли под углом налево, чтоб предотвратить сбрасывание камней на следующих участников. Далее спуск по крутому снежнику, покрытому довольно плотным фирном. Спуск с перевала занял у нас 2.5 часа. После перевала спускались по заснеженным моренам, прижимаясь сначала к левому борту долины. Затем вышли на центр долины и пообедали на бараньих лбах, посушили вещи. Затем спустились в рантклюфт, поднялись на ледник и встали лагерем около сераков фото9.

День 2(29 апреля) Подъём в 5 утра. В этот день мы шли вверх по долине Тура-Оюк. Подъём на перевал Тура-Оюк - заход по пологому леднику. На перевале были в 3 часа. Решили не идти в этот день, так как есть камнеопасность. Заночевали на седловине.

День 1(28 апреля) Два человека встали в 3 утра и отнесли заброску примерно на 4 км вверх по долине. Заброску закопали у поворота в лог, ведущий в цирк перевала южное плечо Металлурга. Занос заброски занял 3.5-4 часа. Выдвинулись всей группой примерно в 8 утра. За одну ходку перешли реку по наледи, дошли до нужного ручья фото2. Далее вверх по ручью (снег, курум) фото3, затем по моренам налево (по ходу движения) в обход отрога к перевальному взлёту фото4. Перевальный взлёт особой сложности не представляет, в мае он почти полностью покрыт снегом и только в самом верху есть участки вмороженной сыпухи и камней. Хотя от р. Талдура до пер. Ленинградский по прямой всего 5 км, мы шли это расстояния весь день, так как тут довольно приличный набор высоты (около одного километра). На перевали были примерно в шесть часов вечера. Записки в туре не нашли. Спуск - наст (не очень твёрдый, идём без кошек), также особых сложностей не представляет. Встали на ночь сразу после перевалафото6.День 0(27 апреля) В 11:30 доехали до впадения р. Джело в р. Талдура. Наледь Джело не позволила нам проехать дальше. Весь день шли по дороге, прошли около 11ти километров. Примерно одну ходку не дошли до нужного поворота в цирк пер. Ленинградский, остановились в небольшом леску на левом берегу реки.

День 12(10 мая) Так как погода до сих пор стояла плохая, было решено не идти на Северо-Чуйский хребет. Дело в том, что запланированный траверс п. Тамма (2А) - самый простой (единственная 2А) путь с дол. лев. Карагем в дол. Актру. Поэтому в случае непогоды нам бы пришлось идти обратно и выходить через пер. Карагем либо ждать хорошей погоды. В общем была довольно большая вероятность там застрять и не выйти в срок. Поэтому было решено сразу идти вверх по р. Йолдайры через перевал Карагем.День 11(9 мая) В этот день мы шли по дол. р. Атбажи. Сначала по снегу в снегоступах, потом вдоль реки пешком или по наледи. Недалеко от впадения в р. Йолдайры река течёт в каньоне. В каньоне была довольно хорошая наледь и снег, поэтому мы проходили каньон понизу, в снегоступах. На ночлег встали на впадении р. Атбажи в р. Йолдайры. Сходили на разведку до дороги.День 10(8 мая) Погода стала лучше. Идём на перевал. За одну ходку подошли к крутому уступу. По открытому снегу идти побоялись, поэтому шли ближе к скалам, там где участки снега пересекаются с выходами скал и камнями. За одну ходку прошли уступ и ещё за ходку забрались на перевал. Переваль- ный взлёт особых сложностей не представляет, шли по снегу близко от границе с камнями. Примерно на середине пути был участок с очень жестким фирном, рубили ступени. На данном участке необходима самостраховка ледорубом. Оставили рюкзаки на перевале и пошли на вершину. Сначала скальный гребень пологий, но после соединения с юго-восточным гребнем, становится более интересным. Местами встречаются участки, которые нужно пролезть, но лазанье довольно простое. В верхней части есть небольшие карнизы. В самом верху одели кошки, так как нужно было идти по жёсткому насту. Подъём на вершину занял у нас 3.5 часа, спуск - 3 часа. Спускались в связках. Спуск с самого перевала довольно пологий. В верхней части склона находится замёрзшая сыпуха, мы ушли немного направо, чтоб как можно быстрей выйти на снег. По снегу сбежали вниз. Склон протяжённый, сброс высоты примерно 400 метров. Встали на ночлег недалеко от спуска с перевала в безопасном месте.

День 9(7 мая) Погода плохая. Со стороны главного хребта и п. Металлург всё в низких облаках. Погода такая, что на перевал зайти можно, а вот на вершину нет. Ждём погоды.

День 8(6 мая) В стали попозже, в 7 утра, так как идти было до перевала не сильно далеко, а на перевал вечером смысла особого лезть не было. Полезли сразу вверх на левый борт долины по направлению к цирку пер. Южное плечо Металлурга. Видимость переменная, временами совсем всё затягивает. Подошли под перевал, стали лагерем.

День 7(5 мая) По плану у нас запланирован траверс двух в. Ольг. Этот траверс требует хорошей видимости и 2 полных дня. Еду мы экономили, поэтому некоторый запас еды у нас был. А вот с бензином у нас была проблема. Бензина осталась на полтора — два дня. Поэтому вечером было принято следующее решение: если в 6 утра видимость будет плохая, идём вниз. Вставали в 3,4,6 утра — видимость нулевая. Собрались и пошли вниз по Талдуринскому леднику. Когда подошли под пер. Некрасова, стали выходить из тучи, поэтому видимость постепенно улучшалась. Ледник прошли без особых проблем, так и не увидели ни одной трещины. Пообедали на языке ледника. Прошли ещё полторы ходки и стали лагерем. Трое человек сбегали за заброской вниз (примерно 4 км в одну сторону), вернулись уже в полной темноте. Остальные четверо ставили палатку при сильном ветре фото16. Палатку гнуло очень сильно, тент решили не ставить для меньшей парусности и вечером не готовить. Попили чая, разогретого на маленькой газовой горелке, поели сала и легли спать.

День 6(4 мая) Встали в три утра, погода плохая. Вылезли в пять - погода улучшается. Собираем лагерь и идём на гору. Снег выпал, но не сильно много. Подъём на вершину проходит по довольно пологому склону, прижимаясь к основному хребту (но не вплотную). Выбранный путь был достаточно полог и не имел больших участков с наклоном (выходит на полки). В верхней части подъёма, была повешена одна веревка фото10,11для подстраховки по крутому снегу, выводящая на вершину. На спуск было провешено четыре веревки. Первая - по крутому снегу фото13. Вторая - по льду фото 14. Третья веревка - крутой снег. Четвертая веревка — по льду, прикрытому малым слоем снега. Остальная часть проходилась пешком в кошках фото15. Время подъёма на вершину — полтора часа, время спуска — три с половиной часа. После спуска с вершины устроили поздний обед. Далее дошли до пер. Сибстрин и стали лагерем. При подходе от г. Узловой к пер. Сибстрим пришлось снизу обходить большой надув, который образовался около скал пер. Троих. Погода к вечеру опять ухудшилась, плохая видимость.

Первые километров пять прошли по дороге. Сначала ногами - затем в сенгоступах. Потом пошел мокрый снег, заволокло небо, видимость стала ухудшаться. Потеряли дорогу, идём по ГПС. Здесь довольно много снежных надувов, пару раз тропящий сваливался с надувов. Когда осталась примерно ходка до перевального взлёта, видимость стала улучшаться. На спуске с перевала ушли влево для обхода карниза фото24 Встали лагерем на снежном плато. Позвонили водителю договорились на два часа на впадении р. Джело в р. Талдуру.

День 13(11 мая) Встали в 5 часов. Спуск с места стоянки до р. Талдура сложностей не представляет. В десять часов были на уговоренном месте, на слиянии.

Выводы и рекомендации

Нами пройден маршрут 3-й категории сложности в районе Южно-Чуйского хребта. Маршрут включает в себя сквозное прохождение трёх категорийных перевалов: 2А — один, 1Б — два, траверс вершины: 2А — один, а также радиальное восхождение на пик Металлург, соответствующее категории 2А.

Отклонения от заявленного маршрута — отказ от траверса п. Ольга В. - Ольга З. и от траверса п. Тамма— были связаны с непогодой.

Маршрут получился насыщен различными сложностями, связанными как с непогодой на протяжении почти всего маршрута, так и с применением различной техники прохождения перевалов: провешивание перил по скалам, снегу и льду, движение в связках с одновременной и попеременной страховкой по снежно-ледовым склонам и скально-осыпным гребням, рубка ступеней в жестком фирне и т.д.

Материальное обеспечение группы

Общественное и личное снаряжение, ремнабор и аптечка комплектовались согласно обычным требованиям к походам такого уровня и сезона.

Техническое снаряжение группы.

Групповое снаряжение

Личное снаряжение

Наименование

Количество

Наименование

Количество

верёвка 10 мм., 45 м.

3

каска

1

реп. шнур 6 мм., 50 м.

1

страховочная система

1

крючья скальные

10

спусковое устр.

1

ледобур+карабин

12

кошки

1

спутниковый телефон

1

карабины

4

GPS навигатор

1

ледоруб/айсбайль

1

жюмар

1

Спали в 8-местной палатке “Канченджанга” с тентом. У нас было два 4х местных спальник на всю группу Раскладка - 550 г/человека в день. Еду готовили в автоклаве на бензине, брали 120 мл./человека в день. На обед готовили чай на горелке и ели еду не требующую готовки. В связи с плохой погодой довольно часто обедов не было вообще.

Фотографии

Рис. 2: Поворот в цирк пер. Ленинградский. Фото с заноса заброски.

Рис. 3: Ручей, по которому мы поднимались.

Рис. 4: Пер. Ленинградский. Фото с перевала Ю.П. Металлурга.

Рис. 5: Перевальный взлёт (подъём) пер. Ленинградский.

Рис. 6: Вид на спуск с пер. Ленинградский.

Рис. 7: Лагерь на седловине пер. Тура-Оюк.

Рис. 8: Вид на спуск с пер. Тура-Оюк. Фото не из похода (Николая Симонова).

Рис. 9: Лед. Софийский. Жирная точка - место ночёвки. Линией показана дальнейшая линия движения.

Рис. 10: Предвершина г. Узловая. Стрелкой показана место провески веревки на подъём.

Рис. 11: Верёвка на подъём.

Рис. 12: Групповое фото на вершине.

Рис. 13: Первая веревка на спуск.

Рис. 14: Вторая веревка на спуск, лёд.

Рис. 15: Путь спуска с г. Узловая. Красным показана вторая, третья и четвертая веревка.

Рис. 16: Растянутая палатка в штормовой ветер. Утреннее фото.

Рис. 17: Путь подъёма на пер. южное плечо Металлурга.

Рис. 18: гребень п Металлург.

Рис. 19: гребень п Металлург вид с вершины

Рис. 20: Путь спуска с пер. южное плечо Металлурга

Рис. 21: Слияние р. Атбажи и р. Йолдайры. Каньон р. Атбажи.

Рис. 22: Вид на спуск с пер. Карагем

Перевальные записки

Рис. 23: Записка с в. 3745.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru