Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Андрей Клем, г. Подольск

Отчет о горном походе I кс по Центральному Кавказу (КБР, КЧР: район Северное Приэльбрусье) с 1 по 8 января 2020 г.

Нитка пройденного маршрута:

т/б Медовые вдп – г. Алебастровая – г. Бол. и Мал. Бермамыт – пл. Бечасын – дол. Тохана – [пер. Нартжол (3405) + пер. Зап. Нартжол (3460) + пер. Юж. Нартжол (3450) + пер. Бурунташ (3086)] {связка, 1А} – пер. Балкбаши (1А, 3691) – ур. Джилысу КЧР – дол. Уллухурзук – пос. Хурзук

Маршрутная книжка № 1/3-130, выпускающая МКК - ФСТ-ОТМ, в составе Деянов Р.З., Голубев М.В., Мартынов В.В., Кодыш В.Е., Никоноров А.Г.

Нитка пройденного маршрута

Список группы:

ФИО

Г.р.

Опыт

Должность в походе

1

Клем Андрей Иванович

1989

2ГР – Зап. Кавказ

2x1ГР – Приэльбрусье, Архыз межсезонье

2x2ЛР – Кольский п-ов

3ГУ – Ц.Кавказ

1(2)ГУ – Сев. Осетия зима

Руководитель, разведка, фотограф

2

Барышев Антон Николаевич

1988

1ПУ б/с,

1ВУ б/с,

зимние ПВД с ночевками

Завснар, реммастер

3

Давыдов Денис Викторович

1987

2ГУ - Киргизский хребет

1ГУ – Архыз межсезонье

Финансист-логист, возмутитель устоев

4

Холмова Мария Александровна

1991

2x2ЛУ – Ю.Урал, Колвицы

1ГУ – Ц. Кавказ

Медик

5

Чувашева Елена Сергеевна

1985

4ГУ – горный Памир

1ГУ – Архыз межсезонье

1ЛУ – Ю.Урал

Завхоз, штурман, держатель устоев

Группа у менгира ур. Ореховые Отвершки

График движения (по данным GPS):

Даты

Дни пути

Участки маршрута

Путь, км

Перепад высот, м

ГХВ,

час:мин

ЧХВ,

час:мин

2.01

1

т/б Медовые вдп – балка Медовая – ур. Ореховые Отвершки

15,9

+1064

-125

6:00

4:00

3.01

2

мн – г. Алебастровая – г. Утюг – г. Треугольник – г. Бол. Бермамыт

16,0

+814

-350

9:00

5:45

4.01

3

мн – г. Мал. Бермамыт – пл. Бечасын

21,3

+542

-585

8:06

5:35

5.01

4

мн – дол. Тохана – дол. Кислого

13,3

+927

-276

7:15

5:40

6.01

5

мн – [пер. Нартжол (3405) + пер. Зап. Нартжол (3460) + пер. Юж. Нартжол (3450) + пер. Бурунташ (3086)] {связка, 1А} – пер. Балкбаши (1А, 3691) – ур. Джилысу КЧР

16,3

+1200

-1665

13:00

10:00

7.01

6

мн – дол. Уллухурзук – пос. Хурзук

18,9

+165

-1242

5:25

4:30

Итого:

101,7

+4 712

-4 243

24:46

35:30

Определяющие локальные препятствия маршрута (по данным GPS):

Тип

к. т.

Характеристика

Путь прохождения

Координаты (WGS84)

траверс

[пер. Нартжол (3405) + пер. Зап. Нартжол (3460) + пер. Юж. Нартжол (3450) + пер. Бурунташ (3086)] {связка, 1А} Осыпной.

с Севера на Юг

N43°26.326» E42°26.142»

перевал

пер. Балкбаши (1А, 3691) Осыпной.

с Востока на Запад

N43° 23.524' E42° 24.199'

Пройдено ЛП кат. 1А:

Максимальная высота

2

3691 м (пер. Балкбаши)

График высот

Пройденный маршрут оценен 1 категории сложности и зачтен участникам Давыдову Денису и Холмовой Марии н/к руководителю и остальным участникам 1 категорией сложности.

Заявленная нитка маршрута:

т/б Медовые вдп – г. Алебастровая – г. Бол. и Мал. Бермамыт – пл. Бечасын – дол. Тохана – [пер. Нартжол (1А, 3405) + пер. Шахты (1Б, 3300) + пер. Бурунташ (н/к, 3086)] {связка, 1А} – пер. Балкбаши (1А, 3691) – ур. Джилысу КЧР – дол. Уллухурзук – пос. Хурзук

Изменения в маршруте: фактически изменений нет, формально вместо тура пер. Шахты (1Б, 3300), нашли туры пер. Зап. Нартжол (1Б, 3460) и пер. Юж. Нартжол (1А, 3450), находящиеся на том же водоразделе р. Малка и р. Голубой, что и пер. Шахты. Нартжолы находились на заявленном в МКК пути следования ТГ по вышеуказанному водоразделу, их траверс по хребту был логичным и безопасным.

Варианты обхода препятствий и аварийные выходы с маршрута: не воспользовались за ненадобностью.

Аварийные выходы и обходы препятствий возможны через пер. Артык (1А, 3074), далее по дол. Артыкчат и пер. Ажога (н/к, 2648) к автодороге на г. Кисловодск до пос. Кичи-Балык по дол. р. Хароис, Худес, Чучхур, в пос. Эльбрусский, пос. Учкулан, по дол. р. Малки, Шаукам – в пос. Былым.

МЧС

Лена заочно зарегистрировала группу в Карачаево-Черкесском поисково-спасательном отряде МЧС России – ПСО г. Черкесск (pso272@mail.ru, 8-8782-23-90-60, 8-928-381-89-23 или 8-963-286-09-93). Оперативный дежурный принимает по тел. 8-878-22-66-2-00. Несмотря на заочную регистрацию, из-за праздников наши данные в МЧС протеряли, поэтому автор по дороге на старт маршрута голосом докладывал оперативному дежурному данные о себе и участниках и нитку маршрута. По данному телефону автор сообщал и об окончании маршрута.

Оперативный дежурный из КБР (8-866-274-36-03) отказался принимать нашу заявку, т.к. маршрут проходит по зоне ответственности его коллег из КЧР.

Транспорт

Подъезд группы на маршрут осуществлялся поездом 003МА Москва – Кисловодск отправлением 01.01.20 в 8:22 и прибытием 02.01 в 08:13, купе без третьей полки на 2 этаже вагона, 3 990 руб (верхние), и далее на заказанном такси до т/б Медовые вдп., 25 мин осторожной из-за гололедицы на дороге и лысой резины езды от жд вокзала. Заказывали 2 легковых а/м на группу, по 500 р с машины.

К началу маршрута предполагалось добираться на такси, для чего в службе «Максим» (+7(87937) 2-55-55) с привокзальной площади были заказаны две машины. Расчётная стоимость поездки составляла в этом случае 840 рублей с команды, по 420 рублей за машину. Ожидание затянулось более чем на 20 минут, в течение которых нам так никто и не перезвонил, а автоинформатор извещал о том, что автомобили для исполнения заказа так и не назначены. Поскольку длительное ожидание такси вовсе не вписывалось в запланированную программу, заказ был отменён, и сделан новый в службе «Макси» (+7(87937) 7-77-77), водители которой прибыли в течение 5-10 минут.

Два участника по болезни завершили поход досрочно утром 03.01.20. Они доехали на такси с т/б Медовые вдп. до аэропорта г. Минеральные воды (1300 р) и улетели самолетом до Москвы (4185 р за билет).

Отбывали с маршрута из пос. Хурзук до жд вокзала г. Минеральные Воды, ~ 3 часа езды, 6 000 руб. Заранее договаривались о трансфере с Зазой на Hyundai Grand Starex, но Заза сказался занятым и направил нам своего брата Олега на Merсedes Vito. Братья нарабатывают клиентскую базу, ценник не загибают и стараются во всем идти навстречу клиенту (8-988-096-93-66, 8-928-377-83-32 Заза 8-928-258-08-26, 8-903-446-53-35 Олег).

Далее из Минвод отбыли в Москву поездом 003С Кисловодск-Москва, отправлением 07.01.20 в 22:15 и прибытием 08.01 в 20:25, верхнее купе на 2 этаже 4556 руб.

Связь

Мобильная связь в районе похода, читай, не ловит. Мобильная связь (Мегафон) была в районе первой ночевки на грунтовой дороге и в долине Уллухурзук за 3-4 км до пос. Хурзук. На других участках маршрута связь либо отсутствует, либо её наличие не проверялось.

Для повышения качества принятия управленческих решений, обеспечения устойчивой связи и повышения безопасности у группы имелся спутниковый телефон Thuraya XT. Телефон взят в аренду в фирме RENTSAT (www.rentsat.ru, телефон +7-916-739-29-73), SIM-карта также предоставлена арендодателем. Стоимость аренды за всё время использования составила 1400 р. (1000 р в неделю), залог 30 000 р. Телефон находился в жёстком герметичном кейсе, был укомплектован запасным аккумулятором, зарядным устройством и кабелями. Стоимость голосовой связи 60 р./мин, стоимость СМС-сообщений согласно тарифу 23 р., однако ни одно из двух отправленных сообщений до адресатов не дошло. Скорее всего, дело было в неправильном указании номера получателя в формате 8-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ вместо международного +7-ХХХ-ХХХ-ХХ-ХХ. Это предположение появилось ещё в походе, однако проверять его не стали, с третьего дня использовали только голосовую связь.

Всем участникам автор выдал перед походом памятки с телефонами МЧС, кураторов, нашего спутникового телефона (для SMS) и трансфера. Сошедшим на второй ходовой день участникам автор также выдал при разделении свой мобильный телефон для обратной связи о посадке на самолет и прибытии в Москву. Сошедшие связывались по памятке с куратором. Впоследствии мы созвонились с сошедшими со спутникового телефона и получали от них на спутниковый телефон ободряющие SMS. В отсутствие мобильного телефона у руководителя, пользовались мобильными телефонами Лены и Антона.

Газ

В качестве топлива для готовки использовали газ в резьбовых баллонах Kovea по норме 100 гр/чел/день из запасов автора, с учетом планового отсутствия части приемов пищи вышло 5,5, округлили до 6 баллонов. Во время отбытия группы в поход с Казанского вокзала, провозили газ через пл. Электрозаводская на электричке. Хотя есть мнение, что можно было спокойно пройти с ними через здание вокзала.

Газ не жалели и не дожигали: гоняли чаи из снега, оставляли недожжённые баллоны в кошах на радость местным чабанам и ни в чем себе не отказывали. Т.к. нас было трое, а нормы были на 5 человек. Воду всегда топили из снега, хотя иногда была возможность добыть воду в жидком виде.

Смета основных затрат по походу на человека:

Статья расходов

Стоимость, руб.

Кол-во

Сумма, руб.

a.

Поезд Москва – Кисловодск, купе

3 990

5

19 950

b.

Поезд Мин. Воды – Москва, купе

4 556

3

13 668

c.

Самолёт Мин. Воды - Москва

4 150

2

8 300

d.

Такси ж/д вкз. Кисловодск – т/б Медовые вдп.

204

5

1 020

e.

Такси т/б Медовые вдп. – а/п Минеральные Воды*

650

2

1 300

f.

Микроавтобус Хурзук г. – ж/д вкз. Минеральные Воды

2 000

3

6 000

g.

Питание в походе

1 751

5

8 752

h.

Газовые баллоны

468

5

2 340

i.

Спутниковый телефон аренда + разговоры

460

5

2 300

j.

Общественное снаряжение – ремонт палатки

320

5

1 600

k.

Продукты в поезд

334

3

1 000

l.

Термальные ванны (+ ожидание водителя)

583

3

1 750

Итого:

11 788 - 14 666

5 чел.

67 980

Характеристика района похода

Поход проходил в северной части района Приэльбрусье Центрального Кавказа по границе территории Кабардино-Балкарской Республики (КБР) и Карачаево-Черкесской Республики (КЧР). Подробная физико-географическая и туристическая характеристика Приэльбрусья приведена в путеводителе «Эльбрус и его отроги» А. Алексеева и в печатной версии отчета в библиотеке ФСТ-ОТМ.

Общая идея и организация похода

Автора и команду интересовала идея зимнего похода по Кавказу. Посмотреть горы в несезон, сопоставить тяготы и лишения несезона в горах с сезоном. В общем, стать чуточку более просвещенными и при этом остаться в добром здравии, трезвом уме и с твердой рукой в строю. Автор имел до этого опыт участия в зимнем горном походе по предгорьям С. Осетии в 2012 году [5]. Как и тогда, автор руководствовался при подготовке похода отчетами М.В. Голубева за 2009, 2011 и 2012 годы [6-8].

За основу был взят летний маршрут конных коммерческих походов. Маршрут линейный, со стартом под г. Кисловодск и движением по грунтовым дорогам через Скалистый Хребет (г. Бол. Бермамыт) и плато Бечасын на юг, к долине р. Малка через перевал 1А. Первоначально планировалось делать маршрут на 9 ходовых дней, чтобы реализовать красивую идею пройти траверсом ледовых полей Эльбруса и финишировать в Баксанской долине. Однако пазл не собрался: у автора осталось в распоряжении 8 праздничных новогодних дней на всё. Поэтому нитку маршрута от перевала Нартжол (1А, 3405) развернул через пер. Бурунташ (н/к, 3086) и пер. Балкбаши (1А, 3691) на запад – к пос. Хурзук, чтобы уложиться в 6 ходовых дней. Тоже достойная, амбициозная задача. Ввиду неизвестной снежной обстановки на склонах спуск с Нартжола на Бурунташ планировался по хребту водораздела р. Голубой и Малка и южному отрогу вышеуказанного водораздела. На случай лавинной опасности северного склона пер. Нартжол МКК утвердила вариант обхода через пер. Артык (1А, 3074) и ур. Джилысу (КБР).

Ключевыми факторами, при которых поход бы состоялся, являлись малое количество снега в районе проведения похода и хороший прогноз погоды на даты похода. Периодически уточняли по телефону у местных сотрудников МЧС снежную и погодную обстановку, мониторили прогнозы. Нам повезло: зима в этом году выдалась особенно малоснежная, а прогнозы обещали ясную и теплую погоду на новогодние праздники. В противном случае от проведения похода бы отказался: «Good tourist – is alive tourist».

В поход собиралось 7 участников, но в процессе подготовки двое по различным причинам отказались. Один участник – из 30: не имел ни горного, ни зимнего опыта (кроме незаявленных пеших и водных походов), остальные имели зимний и горный опыт. Задача еще более достойная и амбициозная.

В это время года в этом районе снега, как правило (судя по отчётам М. Голубева) очень мало. Лавинная опасность практически отсутствует, поэтому лавинные датчики (бипперы) не брали. В подозрительные места: кулуары и сильно заснеженные участки склонов не лезли. Обошлись и без снегоступов, на скорости движения отсутствие снегоступов не сказалось, хотя местами приходилось тропить. Снега редко было больше, чем по щиколотку.

Погода была отличная, подробнее см. Таблицу метеонаблюдений в ОБЕСПЕЧЕНИЕ_БЕЗОПАСНОСТИ_НА">п.2.8. В основном, ясно и без осадков. Температура ночью -10 ...-15°С, днём -5 ...-10°С. А днем на Солнце и вовсе было до +20°С: и вовсе как у нас в МО этим летом. Можно сказать, съездили на каникулы в лето на юг.

Для осуществления амбициозной задачи прохождения 1кс за 6 дней в несезон с неопытным участником в группе был проведен следующий комплекс мероприятий:

- прохождение ЛП было запланировано на утренние часы, дневной километраж и перепад высот закладывался насколько это возможно плавный.

- от дополнительных радиальных выходов решил отказаться в пользу сохранения ходового времени, в запасные варианты было заложено несколько вариантов схода с маршрута: на случай отставания от графика из-за непогоды или потери темпа

- общественное и личное специальное снаряжение было максимально облегчено. Из специального брали только каски, ледорубы и трек. палки. Подверглись облегчению аптечка, ремнабор, бивачное.

- продуктовая раскладка также неоднократно подвергалась облегчению, пересматривался рацион и нормы в пользу более легких и быстрых в приготовлении продуктов (например, сублимированный карпюр) и отказа от горячих обедов. Излишки поедались либо выбрасывались. Недожжённые газовые баллоны для облегчения веса рюкзаков оставлялись в кошах (всего оставили 4 баллона из 6)

- график движения был гибким по воле автора: на тягунах режим 20..30/5 мин, на спусках и выполаживаниях – 45/5 мин, чтобы не загонять участников

- для участников автором проводились ПВД с упором на выносливость, личную технику и экспедиционные навыки, в т.ч. с ночевками без печки в зимнем лесу, а также участие команды в маршруте RuTrail, в осеннем ММБ и БНО им. А.А. Зайцева.

Задумывалась добротная, спортивная и напряженная 1кс с минимумом ходовых дней и ЛП. Забегая вперед, благодаря отличной погоде и отсутствию снега, вышеуказанному комплексу мер и в немалой степени ответственному подходу и исполнительности участников, маршрут пройден полностью и без изменений.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Примечание

Список используемых сокращений:

пер. – перевал (высоты даны по каталогу М.В. Голубева)

г. – гора (высоты даны по 500-метровой карте генштаба)

в. – вершина (высоты даны по 500-метровой карте генштаба)

р. – река

т/б – турбаза

мн – место ночевки

вдп. – водопад

ледн. – ледник

дол. – долина

хр. – хребет

ур. – урочище

сев., С – северный

юж., Ю – южный

зап., З – западный

вост., В – восточный

пос. – поселок

тр. – травянистый

ск. – скальный

ос. – осыпной

сн. – снежный

ЧХВ – «чистое» ходовое время

ГХВ – «грязное» ходовое время (с учётом привалов, как правило если не указано иное, переход – 25-30 мин по первому, привал – 10 мин от последнего).

В описании, если не указано иное: понятия «левый» и «правый» даются орографически, все координаты GPS точек даны в системе WGS84, время московское, интервалы времени приводятся в ЧХВ по хронометражу.

Написание названий географических объектов – согласно по каталогу М.В. Голубева. В других источниках написание топонимов может незначительно отличаться. Некоторые названия могут совпадать у разных (иногда даже разнотипных) объектов в удалённых друг частях района или даже разных районах – будьте внимательны при поиске материалов!

Фотоматериалы приводятся в конце отчета.

День 1, 2 января

т/б Медовые вдп – балка Медовая – ур. Ореховые Отвершки

Маршрут 1 ходового дня

Путь, км

Перепад высот, м

ГХВ, ч:мин

ЧХВ, ч:мин

Метеоусловия

15,9

+1 064

-125

6:00

4:00

Утром, днем 0°C, днем и вечером изморось, туман, видимость 15-30 м

Выгрузились на разворотном пятачке у т/б Медовые водопады (высота 1094 м) в 10:07 {N 43°53.054» E 42°35.134»}.

Температура воздуха 0°С. Выдвинулись по грунтовой дороге короткими переходами (30/5 мин) в верховья долины балки Медовой [Ф.1.1">Ф.1.1]. По пути встретили пасущихся лошадей, свору пастушьих собак и обитаемый кош с вышедшим на лай собак чабаном в средней части балки Медовая.

Через переход спустился туман, видимость 30 м. В средней части долины видимость упала до 15 м. Движение по приборам GPS-навигации плотной группой. Выходим через 3 ч. ЧХВ от старта по грунтовке к разр. постройкам МТФ {N 43°48.292» E 42°32.632»} на сн. плато в ур. Ореховые Отвершки, отсюда азимутом 750 м на ЗЮЗ по заснеженному по щиколотку плато выходим ради разведки обстановки с жидкой водой на незамёрзший родник {N 43°48.094» E 42°32.135»}.

На плато встречаем двух чабанов на лошадях, они подтверждают наличие ближайших пригодных для ночевки кошей только на территории сырзавода в ~21 км от плановой ночевки. Это большой крюк для нас, автор принимает решение пройти 3,5 км на запад от места плановой ночевки в поисках другого коша, найденного штурманом на космоснимке. Коша на запланированной ночевке по словам чабанов нет.

Через 3 ч 25 мин ЧХВ от выхода на плато, к 15:00 выходим к менгирам {N 43°47.671» E 42°32.066»} и перекрёстку грунтовых дорог за ними (высота 1972 м), далее по накатанной грунтовке движемся на запад 2,2 км до коша, подмеченного еще в Москве на спутниковом снимке.

Коша нет – увезли. Спустя 4 часа ЧХВ от места старта ставимся на ночёвку {N 43°47.641» E 42°30.325»} под защиту от ветра у близрасположенной скальной гряды в 15:56 [Ф.1.2">Ф.1.2]. После наступления темноты небо проясняется, хорошо видна Луна и звёзды, на горизонте светится Кисловодск. Температура -4°C. Автор вызвался дежурить, попутно объясняя команде премудрости готовки ужина путем топления снега.

День 2, 3 января

мн – г. Алебастровая – г. Утюг – г. Треугольник – г. Бол. Бермамыт

Маршрут 2 ходового дня

Путь, км

Перепад высот, м

ГХВ, ч:мин

ЧХВ, ч:мин

Метеоусловия

16,0

+814

-350

9:00

5:45

Ясно, без осадков

Утро/День/Вечер: -13°C,

-4°C, -7°C

Подъём дежурных в 6:00. Погода прояснилась, зато Маша и Денис простудились и по указанию автора засобирались на слив к Медовым вдп.

Продолжаем идти по маршруту втроем. Идем по наезженной грунтовой дороге плато генеральным направлением на юг, к г. Бол. Бермамыт. Хороший ориентир – деревянные опоры ЛЭП, уходящие к данной горе [Ф.2.1">Ф.2.1, вкл 1]. Движемся в режиме 25/5, т.к. группа страдает из-за прибавившегося веса рюкзаков и набора высоты.

Через 1,5 ч ЧХВ от мн, в 10:26 дошли до Волчьих ворот {N 43°45.224» E 42°27.843»} (2294 м) у г. Алебастровая [Ф.2.1">Ф.2.1]. Прошли далее на юг по грунтовой дороге, набрав 200 метров, до её развилки: на гору Бол. Бермамыт и на объезд г. Мал. Бермамыт с севера к 12:06, через 1ч 45 мин ЧХВ.

Автору не понравился объезд Мал. Бермамыта с севера обилием снега. Поэтому оставил Антона с рюкзаками у дорожной развилки {N 43°42.949» E 42°26.948»} и вместе с Леной отправился в радиальный выход (80 м набора высоты, 1,7 км, 30 мин ЧХВ в один конец) на г. Бол. Бермамыт на разведку.

Южный склон Бермамытов в отличие от северного – бесснежный. Встретили на горе {N 43°42.290» E 42°26.473»} помимо множества джиперов троих чабанов на конях, посмотрели, откуда они поднялись, нашли тр.-ос. спуск крутизной до 25° к тропе, обходящей г. Мал. Бермамыт с юга вместе с ЛЭП. Вернулись к Антону и все вместе пошли на гору Бол. Бермамыт уже с рюкзаками.

По карте с южного склона Малого Бермамыта идёт целевая тропа. Спускаемся на данную тропу между Бермамытами 80 метров и далее идем по тропе траверсом осыпного склона крутизной 20° [Ф.2.2">Ф.2.2, вкл 1]. Тропа уходит на Мал. Бермамыт, автор ведет группу траверсом южного склона Мал. Бермамыта в поисках тропы с карты, тропа периодически обрывается – продолжаем траверс одной высотой с целью подсечь грунтовую дорогу с ЛЭП на плато Бечасын, обходящую г. Мал. Бечасын с севера.

Час ЧХВ по крупной осыпи куртизной до 25°, еще час ЧХВ по травянистому 25° склону [Ф.3.1">Ф.2.2]. Темнеет, встаем на ночевку {N 43°41.082» E 42°26.792»} на сн. полочке, безопасной с т.з. камнепадов и лавин, вблизи незамёрзшего ручья {N43° 41.128' E42° 26.901'} в 17:30, высота 2406 м [Ф.3.1">Ф.2.2, вкл 2].

День 3, 4 января

мн – г. Мал. Бермамыт – пл. Бечасын

Маршрут 3 ходового дня

Путь, км

Перепад высот, м

ГХВ, ч:мин

ЧХВ, ч:мин

Метеоусловия

21,3

+542

-585

8:06

5:35

Ясно, без осадков

Утро/День/Вечер: -10°C,

-3°C, -6°C

Подъём в 5:00, температура воздуха -10°C. Ночью был сильный ветер, утром безветренно. Выходим в 8:00, достаточно поздно, потому что пришлось выкидывать ставшие лишними продукты.

Через 20 мин ЧХВ траверса тр.-ос. 20° южного склона Малого Бермамыта [Ф.3.2">Ф.3.1, вкл 1] подсекли грунтовую дорогу на пл. Бечасын [Ф.3.2">Ф.3.1]. Ориентир – деревянные опоры ЛЭП.

Режим движения 30/5, срезаем петли грунтовой дороги [Ф.3.2">Ф.3.1, вкл 2] по сн. плато, чтобы лишний раз не набирать высоту и экономить километраж в пользу времени прохождения маршрута. Снега по щиколотку. Через 1,5 ч ЧХВ от мн увидели кош [Ф.3.3">Ф.3.2, вкл 1] западнее грунтовой дороги на пл. Бечасын, отклонились к нему от трека на 350 м.

Подошли к кошу в 10:45, высота 2289 м. Кош {N 43°37.602» E 42°26.540»} захламлён. Нашли соль, вскипятили чай, пообедали, вышли в 11:58. Солнце светит по-весеннему, температура в рюкзаке поднялась до +23°С, в тени рюкзака термометр показал +15°С.

От захламленного коша по сн. плато движемся на ЮЮВ для подсечения целевой грунтовой дороги к ур. Тохана. Через 35 мин ЧХВ от захламленного коша спустились 75 м по тр. 25° склону к р. Чечек-Тоханасу (2207 м), перешли её [Ф.3.3">Ф.3.2]. Далее плавный набор высоты левым бортом долины на ЮЮВ, снег по щиколотку. Подсекли целевую грунтовую дорогу на ур. Тохана через 1 ч ЧХВ. Еще через 40 мин ЧХВ, к 13:45 вышли на кош плановой ночевки {N 43°35.023» E 42°27.655»}, он занят и охраняется лающей кавказской овчаркой [Ф.3.4">Ф.3.3, вкл 1].

Идём дальше по грунтовой дороге к ур. Тохана [Ф.3.4">Ф.3.3], проходим его и ставимся на ночевку {N 43°32.135» E 42°28.260»} у грунтовой дороги в ложбинке над родником юго-восточнее ур. Тохана в 16:06, высота 2387 м [Ф.3.4">Ф.3.3, вкл 2].

День 4, 5 января

мн – дол. Тохана – дол. Кислого

Маршрут 4 ходового дня

Путь, км

Перепад высот, м

ГХВ, ч:мин

ЧХВ, ч:мин

Метеоусловия

13,3

+927

-276

7:15

5:40

Ясно, без осадков

Утро/День/Вечер: -8°C,

-3°C, -7°C

Подъём дежурных в 6:00, выход группы в 8:32. Продолжаем движение по грунтовой дороге к дол. Тохана, срезая петли, с плавным набором высоты. Ориентир – ведущий к шахтам долин Голубого и Кислого водовод диаметром 150 мм, вдоль него удобные для передвижения кочки травы, возвышающиеся над снежником. Режим движения 30/5.

Через 1 ч 20 мин ЧХВ, в 10:31 перешли р. Худес по льду (высота 2358 м) [Ф.4.1">Ф.4.1 Ф.4.1">Ф.4.1, вкл 1], река замёрзла. Поднимаемся левым тр.-сн. 20° берегом р. Худес с плавным набором высоты [Ф.4.1">Ф.4.1 Ф.4.1">Ф.4.1, вкл 2]

Через 45 мин ЧХВ от мн вышли к пригодному для ночлега обитаемому кошу в 11:18 (высота 2469 м) [Ф.4.2">Ф.4.2, вкл 1], далее движемся на юг тр. правым бортом дол. Тохана, пересекаем по камням два замёрзших ручья, подсекаем скотопрогонную тропу в месте перехода третьего ручья [Ф.4.2">Ф.4.2, вкл 2], затем движемся правым тр.-ос. 30° бортом дол. Тохана по скотопрогонной тропе, периодически теряющейся[Ф.4.2">Ф.4.2].

Через 20 мин ЧХВ от обитаемого коша подсекаем реку в средней части дол. Тохана, обходим по траве и снегу заледеневшие разливы реки и переходим на левый берег р. Тоханы, где сохранился фрагмент грунтовой дороги к шахтам, не затронутый разливами реки. Вода в р. Кислого согласно [9] имеет превышения ПДК сразу нескольких металлов и их оксидов до сотни раз, употребление данной воды может быть опасно для здоровья.

Поднимаемся через 1 ч 50 мин ЧХВ от обитаемого коша до стрелки ручьёв Кислого и Голубого [Ф.5.1">Ф.4.3], переходим р. Голубой по камням (высота 2641 м), поднимаемся 50 м по травянистому склону 40° (время 14:18, высота 2692 м) [Ф.4.3">Ф.4.3, вкл 1] до подсечения грунтовой дороги, обслуживавшей штольни, в долину р. Кислого [Ф.4.4">Ф.4.4, вкл 1].

Начинается резкий подъем в верховья дол. Кислого по грунтовой дороге, обслуживавшей штольни (346 м высота, длина по карте 1487 м) [Ф.5.2">Ф.4.4]. С началом подъема за водоразделом р. Кислого и Голубого пропадает Солнце – резко становится холодно, подъем дается группе тяжело [Ф.4.4">Ф.4.4, вкл 2], скорость падает. По пути у дороги {N43° 27.070' E42° 26.511'} обнаружен памятник Дмитриеву Дмитрию Анатольевичу.

Через 3 ч 25 мин ЧХВ от обитаемого коша, в 15:17 подошли под отвал штольни, попытались обойти отвал снизу, чтобы пройти выше по долине в перевальный цирк Нартжол (1А, 3405). Не удалось из-за живой мелкой несмерзшейся осыпи отвала. Обошли отвал сверху по грунтовой дороге, встали на ночёвку на выполаживании верхушки отвала у выхода из штольни {N 43°26.696» E 42°26.415»} через 10 мин ЧХВ, в 15:47, высота 3040 м [Ф.5.3">Ф.5.1, вкл 1 и 2].

День 5, 6 января

мн – [пер. Нартжол (3405) + пер. Зап. Нартжол (3460) + пер. Юж. Нартжол (3450) + пер. Бурунташ (3086)] {связка, 1А} – пер. Балкбаши (1А, 3691) – ур. Джилысу КЧР

Маршрут 5 ходового дня

Путь, км

Перепад высот, м

ГХВ, ч:мин

ЧХВ, ч:мин

Метеоусловия

16,3

+1200

-1665

13:00

10:00

Ясно, без осадков

Утро/День/Вечер:

-10°C, -2°C, -5°C

Наименование, к.т.

пер. Нартжол (1А)

пер. Балкбаши (1А)

пер. Бурунташ (н/к)

Соединяет

дол. р. Малка на юге и дол. руч. Кислый

дол. р. Битюктебе (Уллухурзук) на западе и Кызылсу (Малка)

дол. р.Чучхур (р. Худес) на западе и Кызылкол (р. Малка)

Высота

3405

3691

3086

Координаты тура

N 43°26.326» E 42°26.142»

N43° 23.524' E42° 24.199'

тур не найден

Экспозиция склонов

С-Ю

З-В

З-В

Прохождение

С-Ю в связке с пер. Бурунташ (н/к, 3086)

В-З

С-Ю в связке с пер. Нартжол (1А)

Характер маршрута

ск.-ос., 40°, живая осыпь с простейшим свободным лазанием на скальных выходах

ос., 20°, по тропе

тр., до 15°

Меры безопасности

самостраховка ледорубом, движение плотной группой

самостраховка трек. палками, движение плотной группой

самостраховка ледорубом/трек. палками

Сегодня ключевой, наиболее сложный и напряженный день похода. Целевой перевал Нартжол (1А, 3405) в километре на ЮЮЗ от мн и в ~h350 м набора высоты.

В повестке дня следующий фронт работ:

1) подъём с мн в перевальный цирк пер. Нартжол (1А, 3405)

Сбрасывать высоту, чтобы обойти отвал штольни по дну дол. Кислого желания нет, поэтому автор планирует обойти штольню справа по ходу (чтобы не пересекать замерзший дренажный ручей штольни, зачехленный снежником [Ф.5.3">Ф.5.1, вкл 1 и 2] – можно поскользнуться и улететь по льду сначала до р. Кислого, а потом по его льду до самой р. Тоханы) и далее траверсом сн.-ос. 40° смерзшегося склона ~h50 м до выполаживания перевального цирка [Ф.5.3">Ф.5.1]

2) подъем с перевального цирка. на ос. седловину пер. Нартжол (1А, 3405)

Подъем на ~h300 м по 25-40° склону. В лоб идти на седловину перевала зимой – такое себе: северный склон перевала зачехлен снежником и накрыт снежными карнизами. Мы – нормальные герои: обойдем снежник с карнизами по ос. 25-40° левому, освещаемому солнцем, борту вышеуказанного перевального цирка [<Ф.5.3">Ф.5.1 Ф.5.4">Ф.5.2]

3) траверс водораздела р. Голубой и р. Малка на запад (пер. Нартжол (1А, 3405) + пер. Зап. Нартжол (1Б, 3460) + пер. Юж. Нартжол (1А, 3450)) и спуск на пер. Бурунташ (н/к, 3086)

С попутным поиском имеющихся на данном водоразделе перевальных туров и спуск по 20° ос.-тр. юж. склону данного водораздела

4) подъем по тропе с пер. Бурунташ (н/к, 3086) на пер. Балкбаши (1А, 3691)

Основная тягота – набор высоты

5) спуск с пер. Балкбаши (1А, 3691) по тропе в дол. Битюктюбе

Сброс 1000 м высоты в темное время суток из-за короткого светового дня зимой.

Подъем с мн в перевальный цирк пер. Нартжол (1А, 3405)

Подъём в 5:00, выход в 7:34, температура воздуха -10°C.

Поднимаемся как запланировано по 40° осыпи над лагерем [Ф.5.3">Ф.5.1, вкл 1 и 2]. На осыпи имеются заледеневшие участки и скальные выходы. Скорость группы медленная – доолго ковыряемся на склоне. Через 1 ч 10 мин ЧХВ, в 8:48 поднялись до площадки с остатками шахтного оборудования (высота 3177 м). Подсекаем тропу на склоне, добираем по ней 10 м высоты.

Далее через 30 мин ЧХВ по сн.-ос. ребру поднимаемся с выполаживания в перевальный цирк Нартжол (1А, 3691) [Ф.5.3">Ф.5.1].

Подъем с перевального цирка. на ос. седловину пер. Нартжол (1А, 3405)

Набираем за 40 мин ЧХВ от выполаживания склона по мелкой живой осыпи 25° h100 м на левую (орографически) седловину, соединяющую дол. Кислого и Голубого [Ф.5.3">Ф.5.1 Ф.5.4">Ф.5.2], и с неё идем траверсом 30-40° склона на юг примерно одной высотой (3400 м) на пер. Нартжол по осыпи со скальными выходами, которые приходилось преодолевать простейшим свободным лазанием. На пер. Нартжол (3405 м) {N 43°26.326» E 42°26.142»} вышли в 10:55 [Ф.5.4">Ф.5.2, вкл 1], через 10 мин ЧХВ радиально над лавиноопасным склоном и карнизами. Сняли записку Паши Кольского от 17.05.2018 [ПЗ.1">ПЗ.1], оставили свою.

Траверс водораздела р. Голубой и р. Малка на запад (пер. Нартжол (3405) + пер. Зап. Нартжол (3460) + пер. Юж. Нартжол (3450)) и спуск на пер. Бурунташ (3086).

Далее пошли траверсом хребта водораздела р. Голубой и р. Малка на запад 500 м [Ф.5.2, вкл 2 П.1], простая мелкая и средняя осыпь до 20°.

Тур пер. Шахты (1Б, 3300) не обнаружен, высота перевала больше заявленной в месте координат тура на 160 м. Перевальная седловина Шахт не выражена, в окрестностях целевых координат тура скальные выходы. Вопросов больше, чем ответов.

В 500 м к западу от пер. Нартжол по хребту нашли тур [П.1">П.1] и сняли записку В.П. Сапрыкина от 10.08.2019 г. [ПЗ.2">ПЗ.2] с перевала Нартжол Западный (1Б, 3460 м) {N 43°26.246» E 42°25.778»} в 11:45, через 20 мин ЧХВ от пер. Нартжол (1А, 3405). Далее по гребню, в 200 м от Западного Нартжола нашли тур перевала Нартжол Южный (1А, 3450) {N 43°26.214» E 42°25.650»} в 12:04, через 30 мин ЧХВ от пер. Нартжол (1А, 3405). Сняли записку В.П. Сапрыкина от 22.08.12 [ПЗ.3">ПЗ.3]

Краткая характеристика перевалов семейства Нартжол

Описание пер. Нартжол (1А, 3405) в зимний период в [6]. Описание пер. Нартжол (1А, 3405) и пер. Шахты (1Б, 3300) в летний период в [3].

Перевальные седловины Нартжола, а также Южного и Западного Нартжолов широкие, осыпные, ярко выраженные. Определяющие стороны перевалов – северные: сн.-ск.-ос. до 40°. Мелкая живая осыпь склона соседствует со скальными выходами, скальная порода ломкая и легко разрушаемая, особенно если прогревается Солнцем. Зимой на седловинах снежные карнизы, северные склоны покрыты снежниками. На вид северные склоны Нартжолов зимой соответствуют категории 1А*.

Южный склон перевалов н/к: мелкая и средняя осыпь до 20°, переходящая при спуске в дол. Малки в травянистый склон.

Справочно приводим панорамы с Нартжолами, сделанные с водораздела р. Голубой и р. Малка, см. Приложение_В_">П.1-П.3

Спуск с пер. Нартжол Южный (1А, 3450) на пер. Бурунташ (н/к, 3086) [Ф.5.3_1">Ф.5.3 Ф.5.3_1">Ф.5.3, вкл 1] занял 40 мин ЧХВ, на пер. Бурунташ (н/к, 3086 м) были в 12:55. На перевал Бурунташ решили спуститься по линии падения воды, т.к. из-за отсутствия снега лавинной опасности не было, и нужно было спешить на пер. Балкбаши (1А, 3691).

Подъем по тропе с пер. Бурунташ (н/к, 3086) на пер. Балкбаши (1А, 3691)

С пер. Бурунташ с плавным набором h200 м высоты подсекаем через 1 ч 10 мин ЧХВ, в 14:17 тропу, поднимающейся левым тр. 25° бортом л. Уллучиран на пер. Балкбаши (1А, 3691). Подъем дается тяжело, идем короткими переходами в режиме 15/5. Погода ясная, ветер холодный. Тем не менее покуда светит Солнце, тепло. Тропа местами покрыта зафирнованным снегом, приходится бить ступени [Ф.5.3_1">Ф.5.3 Ф.5.3_1">Ф.5.3, вкл 2].

Через 1 ч ЧХВ, в 15:31 тропа выводит нас в правый карман левобережной морены л. Уллучиран. Здесь на высоте 3396 м, у тропы ровные площадки под палатки {N 43°23.751» E 42°24.763»}. Далее тропа отмечена турами, идёт траверсом мелкоосыпного до 20° левого борта кармана левобережной морены [Ф.5.4_1">Ф.5.4]. С этого момента солнце зашло за гору и стало холодно.

Через 3 ч ЧХВ от пер. Бурунташ, в 16:30 мы на перевале Балкбаши (3695 м) [Ф.5.4_1">Ф.5.4, вкл 1], сняли записку В.П. Сапрыкина от 4 октября 2019 г. [ПЗ.4">ПЗ.4] из тура {N 43°23.530» E 42°24.199»} и положили свою и, не теряя времени, начали спуск по размеченной турами и синей краской тропе в дол. Битюктюбе.

Краткая характеристика пер. Балкбаши (1А, 3691)

Паспорт перевала см. в 2.5.4__ПАСПОРТА">п. 2.5.4. Описание перевала летом в [4]. Сам перевал не представляет технической трудности, на подъем и спуск маркированная тропа, категория 1А дана ему по сути из-за большой высоты. Ввиду простоты, удобства расположения и красивым видам с седловины перевал пользуется большой популярностью, через него проходит путь восхождения на Эльбрус с запада.

Неприятной особенностью перевала является частый и сильный ветер на седловине. Балкбаши, образно выражаясь, является переливкой между областями формирования погоды над Черным и Каспийским морями, к. тому же в непосредственной близости погодная кухня Эльбруса.

Перевальная седловина широкая, осыпная, с многочисленными площадками под палатки и ветрозащитными стенками. По-видимому, здесь ночуют восходители Эльбруса для получения акклиматизации.

Спуск с пер. Балкбаши (1А, 3691) по тропе в дол. Битюктюбе

Первые 40 минут шли посветлу [Ф.5.4_1">Ф.5.4, вкл 2], затем пришлось использовать фонари. На участке выполаживаний в темноте тропу легко потерять на фоне пастбищ. Автор хорошо знает эту тропу, поэтому проблем с ориентированием в темноте не возникло. Местами попадаются заледеневшие участки и есть крутые участки, вытоптанные скотом, где легко поскользнуться на мелкой осыпи. В темноте и на фоне усталости участников прохождение данных участков может привести к неприятному падению, поэтому шли неспешно, плотной группой.

Тропа идёт траверсом водораздела сначала по осыпному, потом по травянистому склону, затем сворачивает в долину Битюктюбе по средней крутизны травянистому склону. В обход теснины р. Битюктюбе дорога спускается к ручью ее правого притока и далее плавно правым бортом одноименной долины выводит к травянистой полке близ дома частного собственника, ранее пользовавшейся популярностью у альпинистов для восхождения на Эльбрус с запада.

Перед ручьём тропа разбита скотом, спуск к ручью h15м крутизной 40°, нужно соблюдать осторожность. Переход ручья по камням, далее маркированная синей краской тропа выходит, как и планировалось, к частному дому.

Спустились к целевой травянистой полке правого берега Битюктюбе в 19:45, через 2 ч 20 мин ЧХВ от пер. Балкбаши (1А, 3691), сбросив h1000 м.

Далее пошли 1 км вниз по долине до Джылы-Суу (Джилысу КЧР) в надежде заночевать поближе к теплой минеральной ванне и искупаться в ней. Долина покрыта натечным льдом разлившихся ручьёв. Движение по травянистым участкам, свободным ото льда. Мост на источники Джылы-Суу через р. Битюктюбе ныне отсутствует.

Прошли ещё ~500 м вниз по долине, чтобы гарантированно выйти за пределы частной территории и встали на ровной наклонной травянистой площадке {N 43°24.555» E 42°20.780»} [Ф.5.4_1">Ф.5.4, вкл 3] с перевальными записками от скота через 1 ч ЧХВ от травянистой полки с частным домом, в 20:33, высота 2568 м. Отбой в 22:35.

День 6, 7 января

мн – дол. Уллухурзук – пос. Хурзук

Маршрут 6 ходового дня

Путь, км

Перепад высот, м

ГХВ, ч:мин

ЧХВ, ч:мин

Метеоусловия

18,9

+165

-1242

5:25

4:30

Перем. облачность, без осадков. Утро/День/Вечер: -3°C, -1°C, -1°C

Подъём в 5:30, выход в 8:00. Температура -3°C--4°C. Идём по дол. Битюктюбе (и далее по дол. Уллухурзук) правым берегом над грунтовой дорогой на восток вниз по долинам в пос. Хурзук, т.к. дорога покрыта натечным льдом разлившихся притоков р. Битюктюбе и Уллухурзук [Ф.6.1">Ф.6.1]. Основная проблема - замёрзшие ручьи. Где-то лёд обходим выше/ниже или по камням. Один раз обхода не было – пришлось искать узкое место притока с выполаживанием, посыпать лёд песком и проходить по нему, благо снега мало и песок в месте перехода притока был доступен [Ф.6.1">Ф.6.1, вкл 1].

Примерно в 1 км от места ночёвки вниз по долине Битюктюбе - обитаемый кош, до которого мы всё равно не дошли бы вечером из-за натечного льда, заполонившего дол. Битюктюбе и значительно снизившего скорость движения группы.

Периодически спускались к дороге и поднимались над ней, смотря где лучше идти и где нет льда. Над дорогой есть скотопрогонная тропа, шли по ней 10 минут, но тропа набирает высоту правым бортом дол. Уллухурзук. Поэтому спустились ~h70 м с данной тропы траверсом тр. 25° склона обратно на грунтовую дорогу к пос. Хурзук.

Первый (верхний) мост через р. Уллухурзук {N 43°25.163» E 42°16.414»} (2 ч 20 мин ЧХВ и 7,3 км от мн) полуразрушен, но проходимый [Ф.6.1">Ф.6.1, вкл 2], остальные мосты ниже по долине – целы.

Дорога после первого моста местами покрыта льдом [Ф.6.2">Ф.6.2 Ф.6.2">Ф.6.2, вкл 1], но обходится с краю или посыпана местными жителями песком. Периодически у дороги наблюдали завязанные мешки с песком для этих нужд.

В нижней части долины вдоль дороги встречаются кусты барбариса и облепихи, что временами приводит к снижению скорости группы до нуля [Ф.6.2">Ф.6.2, вкл 2].

Мобильная связь появилась за 3-4 км до конца маршрута. Финиш в Хурзуке (высота 1486 м) через 2 ч 10 мин ЧХВ от верхнего полуразрушенного моста через р. Уллухурзук, в 13:25.

В 14:45 прибыл заказанный микроавтобус. Около 19:35 были на вокзале г. Минеральные Воды.

Обеспечение безопасности на маршруте

Обеспечение безопасности на крутых склонах

Склоны крутизной до 40° (круче у нас не встречалось) проходились в касках, с самостраховкой ледорубом либо треккинговыми палками, по возможности на тр. участках и по тропам. На немногочисленных участках снежников автор бил ступени для участников на зафирнованных склонах [Ф.5.3_1">Ф.5.3 вкл. 2]. Участков снега на маршруте попалось мало, в основном глубиной по щиколотку и на пологих участках – проблем с ними не возникло.

На крутых участках поднимались/спускались траверсом склонов или по линии падения воды плотной группой, живые камни придерживали от падения ледорубами и трек. палками. Следили, чтобы участники не находились друг под другом во время движения по склонам.

При подъеме на пер. Нартжол (1А, 3405) кратковременно прибегали к простейшей технике свободного лазания. Проблем с лазанием не возникло.

Безопасность при переходах рек и ручьев

По возможности избегали широких переходов рек и ручьев в пользу обхода по тропе, мостам и камням [Ф.4.2">Ф.4.2 вкл 2].

Заледеневшие места разливов рек и ручьев переходили по участкам, свободным от льда либо по-одному по импровизированным переходам из насыпанного песка, при необходимости с гимнастической страховкой [Ф.6.1">Ф.6.1 вкл 1,Ф.6.2">Ф.6.2]. Проблем с бродами не возникло.

Травмы, отравления, горная болезнь и др. заболевания

Еще в поезде заболели два участника, включая медика. На второй день состояние участников стало ухудшаться, они благополучно сошли с маршрута. У остальных участников серьезных травм и заболеваний за время похода не было.

Мониторили состояние друг друга и своевременно оказывали превентивную и профилактическую медицинскую помощь. Проблем с акклиматизацией не возникло.

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута

У Антона, Елены и автора протяженность похода за 6 ходовых дней составила 102 км без коэффициента, суммарный набор 4,7 км, суммарный сброс 4,2 км, два ЛП категории 1А.

У Дениса и Марии протяженность похода составила 31,8 км без коэффициента.

Выводы:

1) Антоном Еленой и автором успешно пройден горный поход 1 к.с. зимой

2) Денис и Мария по состоянию здоровья не смогли продолжить поход и благополучно снялись с маршрута для последующего лечения в домашних условиях.

Дополнительные выводы:

  • Маршрут похода логичен и красив в зимний период. Летом впечатления от маршрута могут быть подпорчены прохождением от Медовых вдп. до дол. Кислого обширных действующих пастбищ, могут возникнуть проблемы с сырой питьевой водой. Участок маршрута от Медовых вдп. до дол. Тохана с посещением г. Бол. Бермамыт в летний период приятнее и удобнее посещать в рамках автоэкспедиции из-за относительно плоского рельефа, развитой сети грунтовых и дорог и близости г. Кисловодск.
  • Маршрут за шесть ходовых дней напряженный для зимнего периода, в особенности участок маршрута от дол. Тохана до дол. Битюктюбе. Имеет смысл для уменьшения напряженности разбивать вышеуказанный участок дополнительной ночевкой на перевале Бурунташ или закладывать петлю на живописную поляну Эммануеля. Целесообразно вовсе не связываться с перевалами водораздела р. Малка – р. Голубой, если только они не являются самоцелью. Например, первооткрыть в туристическом плане очередную седловину на вышеуказанном водоразделе.
  • Маршрут в зимний период можно улучшить, изменив нитку после прохождения перевала вышеуказанного водораздела на дальнейший траверс склона Эльбруса с выходом в Баксанскую долину. Для этого необходимо закладывать дополнительные ходовые дни и учитывать короткий световой день.
  • Прохождение маршрута в обратном направлении в туристическом плане не имеет смысла после сквозного прохождения пер. Нартжол в дол. Тохана.
  • Имеющие место в зимний малоснежный период заледеневшие реки, ручьи и их разливы, покрывающие натечным льдом большие площади, могут представлять неудобства для тургрупп без альп. кошек и являются источником повышенной травмоопасности. Наледи могут скрываться под тонким слоем снега, следует соблюдать осторожность при их преодолении.
  • В зимний период помимо стандартного снаряжения для межсезонья полезными могут быть чуни (достаточно одной пары на палатку), флисовые подбахильники с внешней бахилой из тезы, конденсатор (один на палатку).
  • Горные походы в зимний период, как и в межсезонье, отличаются повышенной опасностью из-за непредсказуемости погоды и повышенной лавинной опасности. Прохождение горных маршрутов в зимний период не рекомендуется группам без туропыта межсезонья, без опыта прохождения снежных ЛП и опыта зимних бивачных работ.

Записки, снятые с перевалов

ПЗ.1 Перевальная записка, снятая с пер. Нартжол (1А, 3405)

ПЗ.2 Перевальная записка, снятая с пер. Нартжол Зап. (1А,3448)

ПЗ.3 Перевальная записка, снятая с пер. пер. Нартжол Юж. (1А, 3500)

ПЗ.4 Перевальная записка, снятая с пер. Балкбаши (1А, 3691)

Список общественного снаряжения группы

Наименование

Кол-во

Вес, г

1

Палатка-5

1

4 425

2

Кухня (половник, шершавчик, доска, перчатки)

1

270

3

Горелка Jet Track

2

620

4

Лавлист

1

320

5

Стеклоткань

1

420

6

Экран

2

570

7

Котел-1 (7 л) с крышкой

1

835

8

Котел-2 (5 л) с крышкой

1

740

9

Аптечка основная

1

650

10

Навигатор спутниковый 1

1

195

11

Навигатор спутниковый 2

1

270

12

Комнабор (карта, маршрутная книжка, описание перевалов)

1

300

13

Ремнабор

1

450

14

Фотоаппарат Nikon S7000

1

170

15

Аккумуляторный блок 20000 мАч

1

530

16

Телефон спутниковый в кейсе

1

250

17

Конденсатор в компрессионном мешке

1

1 710

18

Газ всесезонный Kovea 450 г в баллоне

6

4 020

ИТОГО:

16 735

Использованные источники при подготовке похода

  1. CAUCATALOG: Каталог фотографий перевалов, вершин и других объектов Кавказских гор, схемы, отчеты, фотоальбомы http://caucatalog.narod.ru/
  2. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня:

http://mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/kavkaz.shtml4

  1. Отчет о горном походе 4 к.с. Сапрыкин В.П. Ц. Кавказ (август 2010 г): http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5017
  2. Отчет о горном походе 1 к.с. Клем А.И. Ц. Кавказ (июль 2015 г): http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7418
  3. Отчет о горном походе 1 с эл. 2 к.с. Коноваленко Ф. Д. Ц. Кавказ (январь 2012 г): http://tkmgtu.ru/otchety/52-gornye-pokhody/kavkaz/1742-otchjot-o-gornom-pokhode-1ks-s-el-2ks-po-severnoj-osetii-fjodor-konovalenko-yanvar-2012
  4. Отчет о горном походе н/к с эл. 2 к.с. Голубев М.В. Ц. Кавказ (май 2009 г): https://caucatalog.ru/may2009/may2009.html
  5. Отчет о горном походе 2 к.с. Голубев М.В. Ц. Кавказ (январь 2011 г): http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4928
  6. Отчет о горном походе 1 к.с. Голубев М.В. З. Кавказ (январь 2012 г): http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5495&sort=rate_article
  7. Форум Кавказа: http://www.forum.okavkaze.ru/viewtopic.php?f=58&t=1267
  8. Склейки карт ТК МГТУ им. Н.Э. Баумана: http://tkmgtu.ru/library/D0A1D0BAD0BBD0B5D0B9D0BAD0B8_D0BAD0B0D180D182
  9. Агрегатор картографических сервисов: https://nakarte.me/

С вопросами по походу и маршруту, а также за фото в полном разрешении и не вошедшими в отчёт – обращайтесь: Клем Андрей, e-mail: black.n.hot.ice{собака}gmail{точка}com

Фотографии

День 1, 2 января: т/б Медовые вдп – балка Медовая – ур. Ореховые Отвершки

Фото 1.1 – Путь группы по грунтовой дороге в верховья балки Медовой. Вид разворотного пятачка т/б Медовые вдп. на ЮЗ

Фото 1.2 – Место ночевки 2-3.01 под прикрытием скальной гряды в ур. Ореховые Отвершки. Вклейка 1 – вид на ночевку со скальной гряды, вид на юг

День 2, 3 января: мн – г. Алебастровая – г. Утюг – г. Треугольник – г. Бол. Бермамыт

Фото 2.1 – Путь к г. Бол. Бермамыт по грунтовой дороге. Вид с ур. Волчьи ворота на юг. Вклейка 1 – вид с вышеуказанной грунтовой дороги на север

Фото 2.2 – Траверс южного склона г. Мал. Бермамыт к мн 3-4.01. Вид с вышеуказанного склона на ЮВ. Вклейка 1 – Вид с вышеуказанного склона на СЗ. Вклейка 2 – мн 3-4.01 на полке данного склона, вид с полки на юг

День 3, 4 января: мн – г. Мал. Бермамыт – пл. Бечасын

Фото 3.1 – Путь группы с южного склона г. Мал. Бермамыт на грунтовую дорогу к пл. Бечасын. Вид со склона ЮВ. Вклейка 1 – вид с данного склона на СЗ. Вклейка 2 и 3 – вид с вышеуказанной грунтовой дороги на север

Фото 3.2 – Путь по дол. Чечек-Тоханасу к ур. Тохана. Вид с правого берега данной реки на юг. Вклейка 1 – Обед у захламленного коша к СЗ от дол. Чечек-Тоханасу

Фото 3.3 – Путь с пл. Бечасын к ур. Тохана мимо коша запланированной ночевки 4-5.01. Вид с пл. Бечасын на юг. Вклейка 1 – Общий вид данного коша. Вклейка 2 – фактическое мн 4-5.01 у замерзшего родника близ грунтовой дороги к дол. Тохана к ЮВ от ур. Тохана, вид с мн на юг

День 4, 5 января: мн – дол. Тохана – дол. Кислого

Фото 4.1 – Путь левым берегом в верховья р. Худес к дол. Тохана, вид с грунтовой дороги правого берега на юг. Вклейка 1 – вид с данной дороги на север. Вклейка 2 – вид левого берега Худеса на север

Фото 4.2 – Путь в верховья дол. Тохана по скотопрогонной тропе ее правого борта. Вид с тропы в средней части долины на юг. Вклейка 1 – общий вид обитаемого коша в низовьях дол. Тохана, вид на юг. Вклейка 2 – переход замерзшей реки по камням с выходом на вышеуказанную тропу

Фото 4.3 – Путь в дол. р. Кислого. Вид со стрелки слияния р. Голубой и Кислый на север. Вклейка 1 – Вид с вышеуказанной стрелки на юг

Фото 4.4 – Вид с грунтовой дороги в средней части дол. Кислого на север. Вклейка 1 – Вид с данной дороги на юг. Вклейка 2 – Нудный подъем по грунтовой дороге в средней части дол. Кислого, вид с дороги на север

День 5, 6 января: мн – [пер. Нартжол (3405) + пер. Зап. Нартжол (3460) + пер. Юж. Нартжол (3450) + пер. Бурунташ (3086)] {связка, 1А} – пер. Балкбаши (1А, 3691) – ур. Джилысу КЧР

Фото 5.1 – Путь подъема на водораздел р. Малка и Кислого, вид из перевального цирка Нартжол (1А, 3405) на ЮЗ. Вклейка 1 – начало подъема в данный перевальный цирк с мн 5-6.01 на отвале штольни, вид на юг. Вклейка 2 – вид со склона, предваряющего вышеуказанный перевальный цирк в среднюю часть дол. Кислого, на север

Фото 5.2 – Путь подъема на водораздел р. Малка и Кислого, вид с верховий перевального цирка Нартжол (1А, 3405) на СВ. Вклейка 1 – участники на перевальной седловине Нартжол. Вклейка 2 – Движение группы по водоразделу р. Малка и Голубого, вид с водораздела на восток

Фото 5.3 – Путь группы с водораздела р. Малка и Голубого на пер. Бурунташ (н/к, 3086) с дальнейшим подъемом левым бортом л. Уллучиран к пер. Балкбаши (1А, 3691), вид с водораздела на юг. Вклейка 1 – Путь спуска группы с вышеуказанного водораздела, вид на север с начала подъема левым бортом л. Уллучиран к пер. Балкбаши. Вклейка 2 – Преодоление снежных участков тропы левого борта л. Уллучиран к пер. Балкбаши, вид с тропы на север

Фото 5.4 – Путь группы на пер. Балкбаши (1А, 3691) по тропе в кармане левобережной морены л. Уллучиран, вид с тропы в кармане на запад. Вклейка 1 – участники на перевальной седловине Балкбаши. Вклейка 2 – спуск группы по тропе с пер. Балкбаши в дол. Битюктюбе, вид с тропы на восток

День 6, 7 января: мн – дол. Уллухурзук – пос. Хурзук

Фото 6.1 – Путь спуска с пер. Балкбаши в дол. Битюктюбе. Вид из средней части данной долины на восток. Вклейка 1 – Переход замерзшего притока р. Битюктюбе. Вклейка 2 – Полуразрушенный мост через Уллухурзук в верховьях данной долины

Фото 6.2 – Путь спуска группы по дол. Уллухурзук в пос. Хурзук. Вид из средней части данной долины на восток. Вклейка 1 – То же, в верхней части данной долины. Вклейка 2 – Труднопреодолимое ЛП «Oblepikha» в низовьях дол. Уллухурзук

Приложение В Панорамы

Панорама 1 – Вид с пер. Зап. Нартжол (1Б, 3460) на ЮВ

Панорама 2 – Вид с пер. Зап. Нартжол (1Б, 3460) на СЗ

Панорама 3 – Вид с пер. Юж. Нартжол (1А, 3450) на ССЗ

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru