Автор: Андрей Тихоплав, альпклуб «Одесса»
Крым, в. Ай-Петри, альпинистский маршрут 3Б к.с.
Среди большинства крымских альпинистских маршрутов описанный ниже маршрут на Ай-петри отличается неоднородными по характеру участками. Здесь есть места, где можно идти пешком в связках на укороченной веревке (особо уверенным можно вообще без веревки), есть и сложный скальный участок, где необходимо обладать навыками передвижения по вертикальному скальному рельефу, организовывать станции и страховку при прохождении. К достоинствам маршрута я бы еще добавил его протяженность. В отличие от Форосского канта, Куш-каи и других известных крымских гор с проложенными альпинистскими маршрутами, Ай-Петри выше остальных почти в 2 раза. При восхождении в зимних условиях особо чувствуется перепад температур :) в начале маршрута и у вершины.
Подход От Ялты на маршрутке 26 или 42 до места, где канатная дорога проходит над автодорогой. От дороги через лес идти по ответвлению, ведущему на 2-ю станцию канатной дороги Мисхор - Ай-Петри. От станции по просеке, затем по тропинке через лес (в лесу много строений, напоминающих коттеджи, сам лес является заповедником), вверх и немного влево по склону, в направлении Ю. стены Ай-Петри, под хорошо видимый участок стены с «вмятиной-провалом» в верхней части в форме Африки, ограниченный контрфорсами с обеих сторон. Начало маршрута находится прямо под правым контрфорсом (влево должна уходить разрушенная наклонная полка - это первый участок маршрута).
R0 - R1
От начала маршрута по наклонной разрушенной полке шириной 20-30м в направлении бастиона западного контрфорса. Страховка через рельеф. 30м., 45 - 60град.
R1-R2
R1 - забиты два шлямбура, мимо них не пройти. Далее, по полке к R2. 30м., 45 - 60град.
R2-R3
R2 - такая же станция, как R1, забиты два шлямбура. Далее, по той же полке к R3. Здесь есть небольшой вертикальный участок 3-4м, необходима страховка закладными элементами.
25-30м., 45 - 80град.
R3-R4
После наклонной разрушенной полки R0-R3 начинается осыпная широкая (30-80м) полка под бастионом западного контрфорса (наклон 15-30град.). R3 - станция на дереве в начале полки под бастионом. Далее, идти по осыпной полке вдоль западной стены бастиона 120-150м до первого по ходу кулуара (ширина 5-15м) на вертикальной стене бастиона. Кулуар в нижней части выглядит пологим и широким, в верхней части выпрямляется и сужается. Внизу и в середине кулуара большие деревья (сосны).
R4-R5
По кулуару вверх (в начале участка кулуар пологий, можно идти, в середине необходимы скальные туфли). R4 на большом дереве внизу кулуара. Страховка в конце участка затруднена! (узкий камин). Забит старый крюк, но доверять ему особо не стоит. 35м., 60 - 80град.
Сложность III-IV+
R5-R6 Ключевой участок маршрута. По кулуару вверх, R5 на большом дереве (станция неудобная, полувисячая). В середине участка кулуар резко сужается и рельеф становится почти вертикальным. Страховка закладными элементами! 30м., 70 - 90град. Сложность V+
R6-R7
R6 Станция на ребре - верхней части западного контрфорса на большом дереве (прямо над кулуаром). Далее идти на укороченной веревке по простым скалам и осыпному, средней крутизны склону траверсом по левой стороне западного контрфорса в направлении вершинной башни Ай-петри, ко входу в узкий кулуар под Ю-В стеной вершинной башни - 250м, 20-30град. Далее, по узкому осыпному кулуару с небольшими простыми стенками (в т.ч. на входе небольшая 2м. стенка) выйти на перемычку под вершинной башней. Камнеопасно! 50-70м, 50-60град. С перемычки видна верхняя станция канатки.
R7-R8 Вверх-влево по юго-восточной стене вершинной башни (полки, живье!) к вершине (страховка затруднена, все же кое-где необходима) 40-50м. 70 - 80град. Сложность III-IV. Выход на смотровую площадку.
Спуск
Либо на канатке, либо по пути подъема (дюльферять на сдвоенной, использовать деревья). При 60-метровой веревке проблем со спусковыми станциями не будет. Если веревка короче, возможно понадобятся спусковые петли. |