Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет o горном походе 5 к.с., совершенном в районе Чуйских Белков с 23.07.2019 по 16.08.2019 года. Часть1
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ (ПАСПОРТ СПОРТИВНОГО ТУРИСТСКОГО МАРШРУТА) Сведения о проводящей организации Проводящая организация: Туристские клубы: т/к ЧГУ, т/к «Надежда» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. Адрес: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Президентский бул., д. 19А, 5-й корпус ЧГПУ, цокольный этаж. Конт акт ы:https://vk.com/turclub_chgu, https://vk.com/tk_nadezhda_chgpu Общие сведения о месте проведения маршрута
Общие справочные сведения о маршруте
Нитка маршрута (заявленная) Н/К-2Б-2А-3А-3А-2Б-1Б-3А-1Б-3А-3А-2Б (=12) пос. Чибит - пер. Орой (н.к. 2219) - оз. В. Шавлинское - пер. Мечта (2Б, 3300) - ущ. Камрю - пер. Весенний (2А, 3300) - траверс (3А) пер. Надежда (3430) - п. Маашей-Баши (4177) - пер. 60 лет Октября (3700) - п. Карагем-Баши (рад. 3А, 3963) - лед. Бол. Маашей - пер. Маашей (2Б, 3250) - лед. Актру - п. Актру (рад., 1Б, 4044) - пер. Актру Сев. (3А, 3994) - лед. Прав. Маашей - ущ. Маашей - пер. Шавлинский Нижний (1Б, 3300) - пер. Красавица (3А, 3474) - ущ. Карагем - ущ. Ошту-Айры - траверс (3А) Зап. гребень п. Иикту - п. Иикту(3936) - пер. Плечо Иикту (3936) - лед. Бол. Талдура - траверс (2А*) пер. Турист (3418) - п.Ольга Зап.(3723) - п. Ольга Вост. (3734) - пер. Сибстрин (3300) - лед. Бол. Талдура - ущ. Талдура - пос. Бельтир. Нитка маршрута фактически пройденная Н/К-2Б-2А-3А-2Б-2Б-1Б-3А-1Б-3А-1Б-3А-2Б (=13) пос. Чибит - пер. Орой (н.к.2229)-оз. В. Шавлинское- пер. Мечта (2Б, 3300) - ущ. Камрю - пер. Весенний (2А, 3300) - траверс (3А) пер. Надежда (3430) - п. Маашей-Баши (4177) - пер. 60 лет Октября (3700) - п. Карагем-Баши (рад. 2Б, 3963) - лед. Бол. Маашей - пер. Маашей (2Б, 3250)- лед. Актру - п. Актру (1Б, рад., 4044) - пер. Актру Сев.(3А, 3994) - лед. Прав. Маашей - ущ. Маашей - пер. Шавлинский Нижний (1Б, 3300) - пер. Красавица (3А, 3474) - ущ. Карагем - пер. Анитим (1Б, 3100) - ущ. Ошту-Айры - траверс (3А) Зап. гребень п. Иикту - п. Иикту(3936) - пер. Плечо Иикту (3936) - лед. Бол. Талдура - траверс (2Б) пер. Турист (3418) - п.Ольга Зап.(3723) - п. Ольга Вост. (3734) - пер. Сибстрин (3300) - лед. Бол. Талдура - ущ. Талдура - пос. Бельтир. Определяющие локальные препятствия маршрута
Состав группы
Адреса хранения отчета Отчёт вместе с приложениями, фотоматериалами и CD-диском хранится: Экземпляр 1: Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ ЧР (г. Чебоксары, Президентский бул., д. 14). Экземпляр 2: Туристский клуб «Надежда» ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (г. Чебоксары, Президентский бул., д. 19А, 5-й корпус ЧГПУ, цокольный этаж). Рассмотрение маршрута Маршрут рассмотрен Центральной Маршрутно-квалификационной комиссией. Шифр МКК - 100-00-666666664. Обзорная карта маршрута Красной линией отмечен запланированный маршрут. Зеленой - фактически пройденный. Треугольниками отмечены места ночевок. Масштаб 1:200000. Подробную схему см. Приложение.
Общая идея маршрута Идеей нашего маршрута было пройти автономно через самые интересные, по нашему мнению, части района Чуйских Белков и подняться на знаковые вершины: Маашей-Баши, Карагем-Баши, Актру, Иикту, перевалы: Мечта, Маашей, Красавица, Актру Северный. С прошлого похода, совершенного группой из Чебоксары в 2017 году по Чуйским Белкам остались нерешенными интересные задачи и цели. Интересен был участок обширного оледенения между вершинами Маашей-Баши и Карагем-Баши, привлекательно выглядел ледопад, ведущий с Маашейского плато на ледник Большой Маашей - ледопад перевала 60 лет октября. В 2017 году он смотрелся внушительно, а по отчетам группы из Казани того же года, был еще и сложен. Массив, состоящий из гор Сказка, Мечта и Красавица хотелось осмотреть со всех сторон и пройти одноименные перевалы Мечта (2Б) и Красавица (3А). У массива Актру интересовал перевал Актру Северный, который ходят достаточно редко. Перевал привлек длинными ледовыми склонами, уходящими на Запад и своей красотой - возможность сходить по плечу на пик Актру и уйти вниз, наблюдая весь район. Для логического завершения маршрута и сохранения его линейности и целостности, было принято решение идти на Южно-Чуйский хребет. Приоритетной целью на данном участке был пик Иикту, а также красивый обзорный траверс Ольг Западная и Ольга Восточная. Помимо идеи линейности и автономности, хотелось технически сложной работы на маршруте (в частности, поэтому и был запланирован спуск по ледопаду). В нашей небольшой группе из 4 человек, каждый может выполнять любые роли на технически сложных участках и делать это достаточно быстро. Техника передвижения по различным видам рельефа отработана, что позволило во многих случаях отказаться от наведения перил и пройти все с одновременной и попеременной страховкой, не снижая степень безопасности, а скорее наоборот - использовать утренние часы и находится в потенциально опасном месте меньше времени. Варианты подъезда и отъезда Ключевыми точками начала заброски на маршрут являются крупные города, такие как Новосибирск, Барнаул, Бийск, Горно-Алтайск. До Новосибирска легко добраться самолетом из Москвы, до Горно-Алтайска рейсов меньше, но это значительно приблизит вас к точке начала маршрута. В конце лета бывают хорошие скидки на авиабилеты до Горно-Алтайска как из Москвы, так и из Казани. По железнодорожному транспорту: московские поезда ходят ежедневно, но по нечетным датам идет поезд № 096Н до станции «Барнаул», а по четным - № 136М до станции «Бийск». Как из Бийска, так и из Барнаула возможно нанять автотранспорт, с помощью которого осуществить заброску на маршрут. Прибыв на железнодорожный вокзал города Барнаул, мы воспользовались услугами проверенного водителя Сергея (+7 906 970 55 85). У них существует негласная сеть - звонишь одному, договариваешься, а приезжает другой, но это не принципиально. Группа добралась до места старта следующим образом: от г. Чебоксары до г. Канаш на личном автотранспорте, далее на поезде № 096Н от станции «Канаш» до станции «Барнаул» (около 48 часов). От Барнаула на микроавтобусе до турбазы Кочевник, расположенной на окраине поселка Чибит на Чуйском тракте. На турбазе можно жить в отдельном домике, есть баня (весьма хорошая) 500 р. час. Оттуда до Чибитского моста около 5-7 километров через поселок. Мы проехали это расстояние на «буханке» за 1000 р и от моста начали активную часть. О машине можно договориться на месте у администратора базы. Выброска осуществлялась из поселка Бельтир (не путать с Новым Бельтиром!). Опять пользовались услугами Сергея. После землетрясения 2003 года поселок пришел в запустение, и выбраться оттуда не так просто, там и остались жители и один магазин. Следует договориться о транспорте заранее. Из Бельтира уезжали до Горно-Алтайска, сдавали тяжелые вещи в транспортную компанию, а сами полетели до Казани утренним рейсом на самолете. Страхование жизни, связь и регистрация в ПСО Страховка. Страховались через «Либерти», ассистентом в районе был «Class Assistance». Страховка включала в себя страховую сумму в 30 000 долларов, эвакуацию вертолетом, распространялась на нашу активность: горы/альпинизм и т.д.. Было оформлено два полиса: один без поисковых работ, второй с поисковыми работами. Первый действовал на период пока мы заходили в район, второй - остальную часть маршрута. Общая стоимость полисов составила около 4000 руб. Связь. У группы был спутниковый трекер Iridium RockStar Pro с пакетом в 1000 единиц, чего хватило с лихвой на 25 дней похода с учетом частоты передачи координат раз в 1,5 часа и переписки короткими сообщениями. Регистрация в ПСО. Группа отправила электронную заявку на сайт МЧС с указанием маршрута, дат и контактных данных https://forms.mchs.ru/service/registration_tourist_groups/region . Помимо этого, группа встала на учет по телефону 8 (38822) 5-11-06 (ПСО), 8(38822)2-31-24, 2-37-58 - ЦУКС. По договоренности совершен звонок в МЧС перед началом маршрута и по окончанию. Аварийные выходы с маршрута С маршрута возможны следующие аварийные выходы:
Перейти р. Карагем в районе впадения в нее р. Кара-Айры не удалось вследствие высокой воды и неблагоприятной погоды (дожди). Это был прямой путь через ущелье Ошту-Айры на одноименный ледник. Потратив целый день и много сил на попытки переправы, было решено идти другим вариантом: подняться вдоль р. Карагем и перейти Карагем на Карагемской поляне или раньше, насколько позволят условия. Удалось бродить реку на разливе у места впадения р. Калынгач, с последующим выходом через ущ. Калынгач и перевал Анитим (1Б) в ущелье Ошту- Айры. Таким образом, подходы к пику Иикту несколько осложнились. Однако имелись координаты перевала и карты, к тому же один из участников ходил перевал Анитим в 2017 году в качестве руководителя. Такой вариант обхода был логичен и безопасен, запаса времени хватало. МКК уведомлено посредством короткого сообщения с трекера (А. Э. Ярошевскому). Таким образом, в нитку маршрута добавлен дополнительный простой перевал и исключен небольшой участок пути по ущелью Ошту-Айры (см. схему в п. 1.10). График движения (все указания сторон - орографически, если не указано иное, все временные интервалы - ЧХВ, номера ледников - по «Каталогу ледников СССР» 1977г.) ПС - пункт страховки, ППС - пункт промежуточной страховки. Веревки использовались по 55 м. М/н - место ночевки. «Гр., °» - градусы, - угол склона.
Набор высоты (м): 13290 м Сброс высоты (м): 12810 м *ЧХВ - чистое ходовое время (в часах и минутах). Данные по пройденному расстоянию взяты из усреднённых показателей GPS- навигатора и подсчётов расстояния с использованием сервиса «Google Earth», учитывающего неровности рельефа, а также измерений по карте. Высотный график маршрута
Рис. 1. Высотный график ночевок и локальных препятствий Техническое описание прохождения маршрута (время местное +4МСК)
Выход группы на маршрут: 8:45 От моста ч/з р. Чуя до пер. Орой (н/к, 2219) От турбазы «Кочевник» на грузовой буханке проезжаем поселок и выходим рядом с мостом, расположенным выше поселка. Прибыв рано, мы не застали мздоимцев, по этой причине платить за проход по мосту (100-150 р с человека) не пришлось (см. фото 1-2). Движемся по тропе через лес. Временами идет дождь. Тропа петляет, набита людьми и лошадьми, проходит правым берегом ручья Орой. Есть хорошие стоянки (50°16'35.18"N 87°30'47.09"E). Далее тропа переходит на левый берег (в 12-12:30) и становится чуть положе. Встали на обед на одной из оборудованных стоянок (50°15'0.41"N 87°29'43.41"E) (13:40-15:20) в лесу под дождем. Через 20 минут хода в 15-40 выходим из леса (см. фото 3) и попадаем на грунтовую дорогу, ведущую к перевалу. В 16-50 вышли на перевал, представляющий собой широкое травянистое плато, местами заболоченное (см. фото 4). пер. Орой - р. Ештыкол С перевала по травянистым лугам выходим к реке Ештыкол и в 18:15 встаем на ночевку (50°13'13.27"N 87°26'43.45"E).
Фото 1. т/б «Кочевник»
Фото 2. Мост через р. Чуя выше поселка Чибит
Фото 3. Путь к пер. Орой н/к
Фото 4. Группа на пер. Орой н/к. Вид на долину р. Ештыкол
Выход группы в 6:50 р. Ештыкол - ущ. Шавла От места ночевки по грунтовой дороге движемся вдоль правого берега реки, через 30 минут ЧХВ перешли на левый берег по камням и далее вдоль него (см. фото 5), забирая выше, проходим левые притоки Ештыкола (см. фото 6) и заходим в Шавлу. Вдоль Ештыкола есть места для стоянок (50°11'51.54"N 87°24'32.86"E). Путь до входа в ущелье занял 3 часа ЧХВ. Тропа по Шавлинскому ущелью сильно разбита лошадьми, месим грязь с навозом по щиколотку под непрекращающимся дождем (см. фото 7). На ночевку встали у реки (50° 7'37.99"N 87°23'12.00"E) в 18:30 (см. фото 8).
Фото 5. Левым берегом р. Ештыкол и далее по р. Шавла
Фото 6. Мост через левый приток Ештыкола
Фото 7. Тропа сильно разбита
Фото 8. Лагерь №2
Выход группы в 7:00 ущ. Шавла - оз. Большое Шавлинское От м/н движемся по разбитой тропе через лес к озеру. Выходим к Большому Шавлинскому озеру в 9:20 и далее идем по тропе вдоль его восточного берега. Движемся до места впадения ручья - средняя часть озера (см. фото 9). Сюда ведет спуск с перевала Нижний Шавлинский. Переходим ручей по камням и поднимаемся к осыпям вдоль его левого берега, где оставляем заброску, потратив на это 50 минут (10:40 - 11:30). Вернувшись на тропу, обедаем (12:00 - 14:10) и продолжаем идти вдоль озера по тропе в верховья ущелья. Рюкзаки стали легче, что позволило нам идти бодрее и дольше: по 30 минут ходку. За 30 минут ЧХВ достигли южной оконечности озера и углубились в мокрые кусты. Тропа выводит к старому ригелю, удерживающему верхнее озеро (см. фото 10), которое начинается с небольшого круглого озерца. Между Большим Шавлинским и началом ригеля 1 ч ЧХВ.
Фото 9. Группа на берегу Большого Шавлинского озера, на месте будущей дневки
Фото 10. За ригелем малое озеро - начало озера Шавлинское Верхнее оз. Шавлинское Верхнее Озеро обходим по Восточному берегу, который начинается скальными останцами и крупной осыпью, поросшей мхом. Скользко и неприятно идти по таким камням (см. фото 11). Чтобы не делать этого, есть другой вариант - уходить от ригеля наверх, на правый борт широкой долины и двигаться по травянистым склонам, совершая длинный косой траверс по верхам. Мы приняли решение этого не делать, поскольку в верховья долины нам не успеть. Путь по скользким скалам составил 1 час ЧХВ (вышли на ровный берег в 17:05). Далее идем вдоль склона через заболоченные участки, захватывающие всю восточную часть берега озера (см. фото 12). В лесу, у основания склона, на ЮВ от оконечности озера есть места для стоянки. Проходим мимо них и начинаем подъем вдоль р. Шавла по морене. Чуть приподнявшись, понимаем, что мест под палатку здесь нет, поэтому решено вернутся на пройденные стоянки. Возвращаемся около 500 метров обратно и встаем на ночевку в 18-20 (50° 4'19.23"N 87°26'58.08"E).
Фото 11. Нагромождение скал (СВ часть малого озера перед оз. Шавлинское Верхнее)
Фото 12. Восточный берег оз. Шавлинское Верхнее
Выход группы в 7:15 ущ. Шавла - лед. Мечта От м/н выходим на морену, идущую вдоль правого борта ущелья. Далее, поднявшись на террасу, поросшую березовым стлаником, пытаемся выйти на тропу ведущую вдоль правого борта. Густой туман (видимость около 100 м), не позволяет сделать это быстро, приходится корректировать курс по навигатору и рельефу (см. фото 13). Наконец удается выйти на хорошую тропу, потратив на подъем от места ночевки до нее 1,5 часа ЧХВ. Общая рекомендация по движению на пройденном нами участке: придерживаться правого борта ущелья, не отклоняясь к его центру. По хорошей тропе идем еще 30 мин ЧХВ и оказываемся чуть ниже языка ледника. Продолжаем движение к его правобортной морене и далее по ней. После переходим на открытый пологий ледник в 11:20 (см. фото 14) (ЧХВ по моренам из- под языка ледника до выхода на его тело 30 минут).
Фото 13. Путь к леднику Мечта
Фото 14. Выходим к языку ледника Мечта. Дальше по моренам и на ледник лед. Мечта Выходим с морены на ледник в 11:30, продолжаем движение в кошках в цирк перевала. Видимость порядка 200-300 м. Через 30 минут хода ледник закрывается, связываемся. Седловину перевала не видно, видно начало склона, пересеченного бергшрундом (см. фото 15). В 12:50 ставим палатку. Погоды и видимости нет. Обедаем, ждем прояснения. В одно из окон удается рассмотреть путь подъема и седловину, однако на перевал не идем: состояние снега и погоды не позволяют это сделать безопасно. Остаемся на ночевку (50° 2'42.93"N 87°28'23.60"E).
Фото 15. Цирк перевала Мечта. Видно место будущей ночевки и начало подъема
Выход группы в 7:50 пер. Мечта (2Б, 3300) От места ночевки в цирке перевала идем в связке по закрытому леднику и далее по склону. ЧХВ в связках 30 минут. Далее склон становится ледовым с небольшим количеством снега, а угол его наклона увеличивается до 45°. Начинаем работать на перилах. Провешиваем 4*55 метров веревки по ледовому склону (ПС, ППС ледобуры), целясь на скальные выходы, ограничивающие широкую седловину перевала с Запада. В месте подъема снег сошел со льда еще вчера, и идти легче и безопаснее (см. фото 16,18,19). Склон некрутой, но потенциально лавиноопасный. В нашем случае основная масса снега с этой части сошла накануне. 45°, в зависимости от выбираемого пути, местами встречаются короткие участки с чуть более крутым льдом (не круче 50°). Бергшрунд неширокий, переходим его по одному из мостов (см. фото 17). В верхней части сохранилась снежная шапка. Вешаем по ней еще 20 метров, организуя станцию на ледорубах. ЧХВ работы на перилах до выхода последнего участника на перевал - 3 ч 10 минут (см. фото 20). Седловина перевала образована с Севера большим снежным надувом, на который можно поставить палатки, а с Юга скальной грядой, удерживающей большую лужу чистой воды (2*2,5 м).
Фото 16. Вид с м/н на пер. Мечта с Севера. Красным - работа на перилах 240 м 45°, с короткими участками до 50°
Фото 17. Первая веревка перил. Виден бергшрунд (синим пунктиром)
Фото 18. Со станции по направлению к перевалу Мечта. Стрелкой указана целевая точка. Седловина левее по ходу
Фото 19. Работа на подъем второго
Фото 20. Группа на пер. Мечта. Фото с С на Ю пер. Мечта - Западная камера ледника Камрю Левый Спуск с перевала проходит по скально-ледово-снежному кулуару, который не просматривается сверху донизу. Крепим перила на вмерзший на седловине валун и начинаем спуск. Первый проходит веревку по перилам, организуя станцию на левом борту кулуара, убедившись, что кулуар проходим в связках. Второй также уходит с седловины по перилам (см. фото 21), остальные двое сразу начинают движение отдельной связкой-двойкой со своей веревкой, пока первая двойка готовится продолжить движение также в связке. Кулуар заполнен снегом, и лишь верхняя его часть покрыта мелкой и средней подвижной осыпью.
Фото 21. Начало спуска с пер. Мечта Снег в кулуаре достаточно плотный и глубокий идем двумя связками (см. фото 22) преимущественно лицом к склону 40°-45°. Спуск до ледника занял 30 минут (см. фото 23).
Фото 22. Спуск в связках лицом к слону по кулуару пер. Мечта на Юг
Фото 23. Спуск с пер. Мечта. Выход на ледник второй связки. Показана общая траектория спуска Зап. приток р. Камрю Лев. - Вост. приток р. Камрю Лев. Ледник открытый, движемся по нему еще 20 минут (см. фото 24) и выходим на морены к озеру, обходим его справа. Есть места под палатки (50° 1'24.17"N 87°28'54.82"E) (см. фото 25).
Фото 24. Группа на леднике З. ветви Камрю левая.
Фото 25. Вид на ледник со стоянок Дальше идем левым берегом реки по травянистым и травянисто-осыпным склонам. Чтобы удачно попасть к восточному притоку Камрю Левой следует пересечь небольшой отрог, поросший зеленью - так мы срезаем путь и облегчаем его. Отрог имеет широкую седловину, к которой и стоит стремиться (см. фото 26-27). Путь из- под ледника до галечниковой отмели нужного притока, где мы встали на ночевку в 17 часов, составил 1 час ЧХВ (место ночевки 50° 1'0.37"N 87°29'37.06"E).
Фото 26. Вдоль З. притока Камрю Левая
Фото 27. Выход к Восточному притоку р. Камрю Левая через небольшой водораздельный отрог. Фото с м/н №5
Выход группы в 7:20 Вост. приток р. Камрю Лев - пер. Весенний (2А, 3300) Идем вдоль по руслу и отмелям в тумане, придерживаясь ближе к левому берегу реки. Подошли под ступень ущелья, с которой стекает красивый водопад (см. фото 28-29), обошли его справа, продолжая двигаться на ледник. ЧХВ до ледника составило 1ч 30 мин.
Фото 28. Путь подъема к пер. Весенний
Фото 29. Водопад на р. Камрю Вышли на ледник. Последние 100-200 метров перед скальным перевальным взлетом закрыты, пришлось связаться на этом участке (см. фото 30-31).
Фото 30. Выход на ледник
Фото 31. Общий вид на отрог из Восточной камеры ледника Левый Камрю (с Запада) Подъем на перевал проходит по скально-осыпному склону со средней и мелкой подвижной осыпью. Идем плотной группой 30°-40°. Выход на гребень проходит через небольшую скальную стенку в 2-3 метра высотой 70°. Проходим этот участок с динамической страховкой по очереди (см. фото 32-33). ЧХВ подъема от ледника 45 минут. Седловина перевала - понижение в узком скальном гребне, шириной 1-3 метра. Тур находится чуть южнее седловины (см. фото 34). С перевала просматривается ледник Абыл-Оюк Западный, перевал Абыл-Оюк (см. фото 35) и озеро Абыл-Оюк (см. фото 36).
Фото 32. Перевал Весенний из Восточной камеры ледника Левый Камрю (с Запада)
Фото 33. Путь по осыпи на перевал. Впереди небольшая стенка 2-3 м 70°, ведущая на перевал
Фото 34. Группа на перевале Весенний. На заднем плане оз. Абыл-Оюк
Фото 35. Вид с перевала Весенний на ледник Абыл-Оюк Западный пер. Весенний (2А, 3300) - лед. Абыл-Оюк Западный Спуск неявный и в верхней части определить нужную траекторию сложно. Спуск с перевала начинаем от седловины вниз, ориентируясь на снежники по которым идти проще, чем по живой крутой осыпи. Далее вниз и влево, вдоль конгломератных кулуаров по контрфорсам. Видны спусковые петли на скалах, однако спускаться по перилам здесь нет никакого желания, поскольку очень много живых камней, свободно лежащих на склоне. Задерживаться здесь или спускать их перильной веревкой не хочется. Идем плотной группой, время от времени пересекая конгломератные кулуары (2-4 м), переходя с контрфорса на контрфорс, смещаемся правее, поскольку левее склон обрывается на ледник сбросами. Обходим крутую часть склона и выходим на ледник (см. фото 36-37). ЧХВ спуска до ледника 55 минут.
Фото 36. Начало спуска с пер. Весенний на лед. Абыл-Оюк-Западный.
Фото 37. Вид на пер. Весенний с ледника Абыл-Оюк Западный лед. Абыл-Оюк Западный - лед. Университетский Придерживаясь правого борта ледника, спускаемся к его языку и обедаем в 13:25. Здесь есть хорошие площадки под палатки (50° 2'19.02"N 87°30'40.18"E). ЧХВ по леднику 10 минут (см. фото 38). Далее идем вдоль левого берега реки, забирая левее в сторону ледника Университетский (см. фото 39). Здесь также есть хорошие стоянки (50° 2'17.22"N 87°31'0.43"E). Стараясь не сбрасывать высоту, идем сначала вдоль левобортной морены ледника, а затем траверсируем склон у подножия, не выходя на широкие галечниковые отмели. Реку, стекающую с ледника Абыл-Оюк Восточный, переходим по камням (см. фото 40). Путь до ледника составил 1 час ЧХВ.
Фото 38. ледник Абыл-Оюк Западный
Фото 39.Переход м/у лед. Абыл-Оюк Западный и лед. Университетский
Фото 40. Путь к лед. Университетский Выход на ледник Университетский пологий - у ледника нет грота. Движемся по открытому леднику по центру и чуть ближе к правому борту (см. фото 41). Ледник ровный, спускается плавными волнами. Преодолев первую такую волну, смещаемся вправо к цирку перевала Надежда. Ледник закрывается, мы связываемся. В цирке много снега (около 1-1,5 м). Решаем не тратить силы и останавливаемся в его начале (см. фото 42) в 18-40 (50° 3'51.92"N 87°32'6.51"E).
Фото 41. На лед. Университетский
Фото 42. В цирке пер. Надежда
Выход группы в 7:20 лед. Университетский - пер. Надежда Погода наладилась и ночью подморозило. Идем по смерзшемуся снегу в связках к перевальному взлету (30 мин. ЧХВ). Подъем начинаем по средней осыпи 30°-40°, целясь на узкий снежно-ледовый галстук. Выходим на него и далее двигаемся к седловине, достаточно широкой и пологой с нашей стороны. Седловина покрыта плотным настом (см. фото 43-45). Есть место под две-три палатки. Вышли на перевал в 8:30 (30 минут ЧХВ от ледника).
Фото 43. пер. Надежда с лед. Университетский
Фото 44. пер. Надежда фото с С на Ю пер. Надежда - п. Маашей-Баши От перевала начинаем движение в 9:20. Идем по широкому снежно-ледовому гребню, с Юга обрамленному скальной грядой, которая тянется, прерываясь, до самого плеча пика. Весь путь можно условно разделить на три части: первый - это участок снежного комбинированного гребня от седловины пер. Надежда до перевала Маашей-Абыл-Оюк. На этом участке основной сложностью является спуск к перевалу Маашей-Абыл-Оюк - участок снежного склона в обход жандарма (см. фото 46-49) около 50 м. Проходим его в связке лицом к склону до 45°-50°. ЧХВ от пер. Надежда 1 час. На перевале снимаем собственную записку 2017 года (см. фото 50).
Фото 45. Вид на пер. Эйнштейна-Надежды (Надежда Зап.) Фото с В на З
Фото 46. Участок Северо-Чуйского хребта до п. Маашей-Баши. Указан путь группы
Фото 47. Путь группы к п. Маашей-Баши
Фото 48. Спуск на пер. Маашей-Абыл-Оюк
Фото 49. Спуск на пер. Маашей-Абыл-Оюк
Фото 50. На пер. Маашей-Абыл-Оюк От перевала начинается второй участок - подъем на плечо пика Маашей- Баши. Это участок основного набора высоты за весь траверс. Идем, ориентируясь на скальные выходы. Гребень широкий, имеются участки уплотненного снега, наста. Идем в связке, целясь на проход между скалами (см. фото 51). Весь путь 1 ч 20 мин. ЧХВ.
Фото 51. Выход на плечо пика Маашей- Баши Оказываемся на плече пика. Здесь можно поставить палатки, а мы перекусываем. Далее начинается третий, заключительный участок подъема - траверс узкого снежного гребня. Гребень резко сужается, а движение мы осуществляем по южному склону, поскольку на Север висят большие карнизы (см. фото 52). На участке главной сложностью является оптимальный выбор траектории: не выйти на карниз и не слишком спуститься на склон, где становится еще круче. При выходе с плеча, в условиях плохой видимости, легко потерять ориентиры: все вокруг бело. Далее движемся по гребню, преодолевая его небольшие понижения и возвышения до самой вершины. Крутизна склона на траверсе до 45° на протяженных участках. Движемся в связках, на сложных участках: плотном насте, уплотненном ветром, - лицом к склону. Вершину можно определить по контрфорсу, спускающемуся на Юг, в направлении нашего дальнейшего пути, и по последующему понижению основного гребня. ЧХВ до вершины 2 часа (см. фото 53). На вершине в 15:20.
Фото 52. Путь по гребню к вершине
Фото 53. п. Маашей Баши и путь дальнейшего движения п. Маашей-Баши - снежное плато Маашей С вершины начинаем спуск по широкому снежному склону Южного контрфорса, ограниченному с Запада выходами скал (см. фото 54). Спуск проходит по снежным склонам с уплотненной фирновой подложкой, имеет переменную крутизну, изменяющуюся плавными волнами до 40°-45°. На крутых участках в местах с неоднородным снегом (участки плотного наста перемежаются относительно мягкими подушками) движемся лицом к склону.
Фото 54. п. Маашей-Баши. Начало спуска Далее движемся по снежным полям (Маашейское плато). С Юга плато сужается и спуск с него осуществляется через перевал 60 лет октября, а с Севера оно ограничено основным гребнем, который отсекает Западную камеру ледника от основного тела Большого Маашейского ледника. Движемся в снегоступах до западного края ледопада, где и встаем на ночевку в 18:10 (50° 3'35.22"N 87°35'45.89"E) (ЧХВ по плато 40 минут).
Фото 55. Группа на Маашейском плато (пер. 60 лет Октября)
Выход группы в 7:30 снежное плато Маашей От места ночевки выходим в связке через ледник к его ЮВ краю. Верхняя часть ледника, в последующем уходящая к леднику Большой Маашей ледопадом, разорвана не сильно. От места ночевки просматривается почти весь путь до вершины (см. фото 56). Скрыт только участок пересекаемого ледника. Переходим ледник и попадаем на край плато, возвышающийся в виде снежно-ледового гребня (см. фото 57). Оттуда просматривается весь путь (см. фото 58). Проходим край плато по кромке, траверсируем склон большого жандарма (возвышение гребня) (см. фото 59). Снег очень плотный, идти легко и безопасно. Далее выходим на небольшую седловину, образованную склоном жандарма и узким гребнем вершины. На седловине есть небольшая мульда, в которой поместится палатка. Выход на седловину по снежному мосту через неширокий бергшрунд (1 ч ЧХВ).
Фото 56. Пик Карагем-Баши с места ночевки № 7-8
Фото 57. Выход группы на правый ЮВ борт плато. Симок на З, ЮЗ
Фото 58. Снимок с ЮВ борта плато. Симок на В, СВ
Фото 59. Траверс склона жандарма п. Карагем-Баши (2Б, 3963) Весь путь подъема можно условно разделить на три части: первая - движение из мульды по гребню до второго большого скального жандарма вторая - движение по жандарму третья - траверс снежного гребня от жандарма до вершины (см. фото 60, на котором отмечены жандармы). Первая часть проходит по снежному гребню, переходящему в нож. 40°- 45° (см. фото 61). Участок между жандармами проходим придерживаясь Южного склона (см. фото 62-63). ЧХВ до второго жандарма составило 40 минут от мульды. Далее проходим жандарм в связке. Самый сложный участок - это первая ступенька 1-1,5 м, после которой следует косая полка вправо по скалам. Проходим ступень с попеременной страховкой через скальный выступ (см. фото 64-65).
Фото 60. Выход на седловину между возвышением гребня и гребнем вершины Карагем. Путь дальнейшего траверса
Фото 61. Начало движения по гребню вершины. Виден путь от лагеря через ледник и вдоль борта плато
Фото 62. Участок гребня м/у жандармами
Фото 63. Выход к жандарму 2 (см. фото 60)
Фото 64. Снимок после ступени. Видна косая полка вправо обозначенная снегом. На одном из выступов есть двойная петля
Фото 65. Выход на жандарм 2 по скалам. Третий участник проходит ступень к полке Далее следует протяженный участок траверса Южного склона гребня. Ориентиром служат выходы скал в районе вершины, между которыми, как в ворота, мы и проходим (см. фото 66-69). Склон покрыт уплотненным снегом 40°-45°. Справа по ходу на выходе скал сверху расположен тур. ЧХВ участка от скального жандарма 30 мин. На вершине в 10:20 (см. фото 65). Истинная вершина - снежная шапка чуть поодаль от скал.
Фото 66. Вид на вершину с жандарма 2
Фото 67. Движение по гребню п. Карагем. Участок траверса Ю склона гребня
Фото 68. Заключительная часть подъема
Фото 69. Группа у тура на п. Карагем. Фото с В на З. Виден п. Маашей-Баши Спуск начинаем в 11:00. Снег постепенно теряет плотность, а под его толщей находится жесткий лед. За 25 минут проходим на спуск участок склона и жандарм (см. фото 70). Далее за 15 минут выходим в мульду и еще 45 минут тратим на преодоление ледника до лагеря. К палатке выходим в 14:00 (1 час потратили на перекус).
Фото 70. Спуск. Виден скальный выход с туром Пройденное локальное препятствие, заявленное как 3А, по факту прохождения можно оценить как 2Б.
Выход группы в 8:10 Ледопад пер. 60 лет Октября От места ночевки в связках выходим по закрытому леднику вниз. Придерживаемся центральной части, спускающейся как желоб (см. фото 71). Переменная облачность временами приносит клочья тумана. Чуть ниже, когда сброс высоты становиться резче, переходим к правому борту, поскольку поперек ледника проходят широкие трещины. Так под правым бортом лавируем между трещинами, переходя их по снежным мостам с одновременной и попеременной страховкой ч/з ледоруб (см. фото 72).
Фото 71. Спуск по леднику, начало ледопада
Фото 72. Спуск по леднику, начало ледопада Обойдя широкие трещины, выходим к центру ледника потому что правый борт обрывается крутыми сбросами (пунктиром на фото 73 указан примерный путь с борта ледника к его центру). Здесь ледопад делает правый поворот и разрывается сильнее. От места ночевки до поворота мы прошли за 1 ч ЧХВ, используя снегоступы почти на всем протяжении. Придерживаемся центральной части и чуть правее. С правого борта сходили лавины и конуса выносов засыпали часть трещин, что нам на руку. Под левым бортом делать нечего. Общая траектория спуска показана на фото 73. Сразу после поворота переходим под правым бортом трещину с попеременной страховкой через ледобуры (участок около 10-15 метров) (см. фото 74-75). Распутываем относительно несложные трещины еще в течении 1 часа ЧХВ от поворота, далее ледопад рвет на мощные сераки, обойти которые не получается: приходится спускаться на дно разлома и подниматься на следующий серак. У первой подобной трещины находим проход с небольшим дюльфером. Спускаться приходится с нависающего карниза, проводя пару метров в безопорном пространстве.
Фото 73. Общая схема движения по ледопаду
Фото 74. Обходим трещины под левым бортом. Верхняя часть ледопада пройдена
Фото 75. Проходим трещину с попеременной страховкой ч/з ледобуры В следующий разлом приходится спускаться, провесив 1 и 20 м 60°-70° на спуск и 1 и 20м 60° на подъем (см. фото 76), затем двигаться через нагромождения блоков и выходить на противоположный край. Ширину и характер можно оценить по фото 77. Натягивает туман, видимость сильно снижается. В следующую трещину спускаемся по тому же принципу 1* 15 м 80° на спуск и 1*10 м 60° на подъем (см. фото 78). Пока первый ищет проход, команда продолжает работать. Прохода нет, а докопаться до льда не получается, поскольку вся поверхность серака покрыта фирном, хотя дальнейший путь просматривается (см. фото 79). Решаем организовать станцию на дне трещины и пройти от нее к правому борту. Трещина сначала узкая, около 1,5 м с заклиненными блоками, по которым движемся как по ступеням, далее расширяется и выводит на открытое пространство, покрытое обломками сераков. По трещине провешено 50 м траверсных перил.
Фото 76. Спуск в первую трещину
Фото 77. Прохождение средней части ледопада
Фото 78. Фотограф вышел из второй трещины в поисках прохода
Фото 79. Выход из ледопада Далее связываемся и в связке продолжаем движение вниз вправо (см. фото 80). Переходим ранклюфт по широкому мосту и попадаем на относительно спокойный участок закрытого ледника, идем вниз. Весь путь от поворота до спуска на ровную безопасную часть ледника занял 4 часа. Спустились к 15:30.
Фото 80. Спускаемся по языку к левому борту ледопада. Скоро выход лед. Большой Маашей Без сброса высоты стремимся в левый карман морены ледника Маашей (см. фото 81). Склон покрыт средней слежавшейся осыпью. Далее выходим на открытый ледник (путь до него составил 30 минут ЧХВ от места спуска на ровный ледник с ледопада) и вдоль его левого борта идем к ступени, представляющей собой маленький ледопад с большим нунатаком в центре (ЧХВ по леднику до ступени 1 час). Обходим, основные трещины под левым бортом (40 мин. ЧХВ). Отсюда ледник закрывается, и мы в связках выходим на пологую часть (см. фото 82), где и встаем лагерем в 20:00 (40 мин. ЧХВ по закрытому леднику). Координаты ночевки: 50° 4'21.71"N 87°39'40.30"E.
Фото 81. Выход по карману левобортной морены лед. Большой Маашей. На фото виден пройденный ледопад 60 лет Октября
Фото 82. Вид на верховья ледника Большой Маашей
Выход группы в 7:30 лед. Большой Маашей - пер. Маашей От места ночевки вышли в связке по закрытому леднику. Много небольших трещин, снега не много, поэтому первый несколько раз проваливается в неширокие трещины (см. фото 83). Весь ледник исхожен вдоль и поперек снежным барсом. Под взлет подходим через 1 час ЧХВ.
Фото 83. Ночевка №10 под пер. Маашей 2Б Склон перевала в средней части рассчен большой трещиной, верхний край которой обвалился, а нижний превратился в ступень. Основная часть склона пересечена этой ступенью. Общая траектория прохождения перевала приведена на фото 84. Сначала движемся в связке по склону средней крутизны 35-40°, пересекаем небольшой бергшрунд (см. фото 85), далее выходим к ледовой ступени между участками открытого льда по левую руку и конусом небольшой лавины по правую.
Фото 84. Траектория подъема на перевал
Фото 85. Подъем группы вдоль лавинного прочеса Попав на полку, движемся по ней вдоль ледовой стенки влево (см. фото 86-87). Путь от начала взлета до левого края полки занял 40 минут.
Фото 86. Группа на полке, образовавшейся из большой трещины
Фото 87. Фото с полки в сторону дальнейшего движения Когда полка сходит на нет, начинаем работать с попеременной и одновременной страховкой через ледобуры. Преодолев неширокий бергшрунд, отделяющий полку от склона, выходим на лед, почти не прикрытый снегом, движемся по диагонали вправо (косым траверсом), стараясь использовать снежный покров и чуть более пологий рельеф (см. фото 88-89). Это наиболее крутой и сложный участок подъема 45°. На прохождение сложного участка в 80-100 м потребовалось 6 ледобуров.
Фото 88. Прохождение крутого участка выше полки с одновременной и попеременной страховкой ч/з ледобуры. Фото с верхней части
Фото 89. Прохождение крутого участка выше полки с одновременной и попеременной страховкой ч/з ледобуры. Фото в сторону перевала Далее склон становиться чуть положе40° и мы вновь уходим влево к скалам. Утренний снег еще не раскис, так что проваливаемся не более чем на 20 см, выходим к скалам. Участок пути от конца полки до выхода к скалам занял 1 час. Далее движемся вдоль скал вверх по снежному склону 30° по линии падения воды (см. фото 90) к широкой перевальной седловине и выходим на нее за 30 минут ЧХВ в 11:10 (см. фото 91-92).
Фото 90. Выход группы на перевал Маашей
Фото 91. Группа на пер. Маашей 2Б. Фото с СВ на ЮЗ
Фото 92. Широкая перевальная седловина. Фото от тура с С на Ю После обеда выходим в 13:30. Начинаем траверс отрога, разделяющего ледники Большой Маашей и Большой Актру, уходя на Северо-Запад, чтобы спуститься на ледник по более выгодному пути. Отсюда просматривается Западный гребень пика Актру, наш путь на него и участок гребня ведущего к перевалу Актру Северный (см. фото 93).
Фото 93. Траверс отрога от пер. Маашей на С. Вскоре начинаем спуск на ледник по широкому снежно-ледовому контрфорсу. Снега достаточно много, идем в снегоступах, обходим бергшрунд. Верхняя часть склона около40°. Движемся на три такта по линии падения воды. Весь путь от седловины до ледника занял 1 час ЧХВ (см. фото 94-95).
Фото 94. Путь спуска по снежно-ледовому контрфорсу на лед. Бол. Актру
Фото 95. Общий вид спуска по контрфорсу на лед. Бол. Актру лед. Бол. Актру Выходим на ледник и движемся к его левому борту, пересекая зону закрытых трещин. Трещин достаточно много и они широкие, прикрыты снегом ровно настолько, чтобы их было не видно и, вместе с тем, мосты очень ненадежны. Но тело ледника не широкое, так что вскоре выходим к его левому борту, где трещин практически нет. Навстречу попадается насколько коммерческих групп общей численностью около 30 человек - целые караваны, пробившие нам тропу через понижение гребня до самой вершины. Идем по раскисшему снегу в верховья ледника. Весь путь по леднику от конца спуска до стоянки в верховьях занял 2 часа ЧХВ. Лагерем встаем в 17:00 (50° 5'27.03"N 87°40'13.03"E).
Выход группы в 7:30 п. Актру (1Б, 4044) От места ночевки выходим по плотному снегу. Используем тропу, набитую в глубоком снегу вчерашними группами, и поднимаемся по снежному склону 30°. Выходим на гребень в самом низком его месте за 40 минут (см. фото 96) (50° 5'40.18"N 87°40'17.49"E).
Фото 96. Седловина Западного гребня п. Актру Делаем площадку и оставляем рюкзаки на страховке. Далее движемся в связке по широкому снежному гребню (см. фото 97). Ключевой участок траверса находится ближе к вершине (см. фото 98) и представляет собой резкое понижение снежного гребня. Проходим его в связке с одновременной страховкой 20 м 40°-45° сн.-лед. склон на три такта (см. фото 99), затем предвершинный жандарм с заснеженными скалами (см. фото 100) и саму вершину, выход на которую также по заснеженным скалам 10-15 м 40°-45°. Весь путь по гребню занял 30 минут. На вершине в 9:05.
Фото 97. Путь по гребню к вершине
Фото 98. Ключевой участок гребня
Фото 99. Участок гребня. Фото с В на З
Фото 100. Участок гребня. Фото с В на З На вершине расположен триангуляционный знак, который хорошо видно издалека в благоприятную погоду (см. фото 101). Обратный путь занял 20 минут.
Фото 101. Группа на п. Актру пер. Актру Северный (3А, 3994) От места подъема на седловину гребня начинаем движение на Запад в сторону перевала Актру Северный по широкому снежному гребню (см. фото 102).
Фото 102. Участок гребня, ведущий к пер. Актру С. Выходим на широкую куполообразную узловую вершину, с которой спускаемся на ЗЮЗ к выходам скал, где и расположен тур (см. фото 103). Путь от седловины 20 мин. На перевале в 10:25 (50° 5'41.06"N 87°40'0.79").
Фото 103. пер. Актру С. Сзади виден п. Маашей-Баши От тура начинаем движение вниз в связках по снежному склону. Спуск не просматривается, ориентируемся на скальный гребешок, расположенный слева по ходу. Вскоре склон становиться круче, начинаем движение лицом к слону (см. фото 104). Снежная шапка достаточно мощная - более метра, поэтому решаем пока снег плотный двигаться в связке.
Фото 104. Верхняя часть спуска с пер. Актру С. Удается пройти около 300 м по склону крутизной 40°-50° далее снежная шапка постепенно сходит на нет, а снег на солнце размягчается. Принимаем решение, что в такой ситуации лучше начать работать на перилах, хотя крутизна склона не меняется. Время движения в связке от тура 30 минут. Далее провешиваем 2*55 м перил по ледово-снежному склону крутизной в 45° (см. фото 105). Спуск по перилам занял 1 час.
Фото 105. Работа на перилах с пер. Актру С. Далее склон становится более пологим и более снежным. Продолжаем спуск в связке 30°-35°. Снега до 40 см. Склон переходит в снежную полку, пройдя по которой мы попадаем на нунатак (50° 5'59.86"N 87°39'18.81"E), укрытый сверху снежным пандусом. Отсюда просматривается почти весь путь нашего спуска (см. фото 106). Путь в связках от конца второй веревки перил составил 35 минут. На скалах нунатака мы оказываемся в 13:25. Обедаем, сушим вещи. От места обеда идем по скальному краю нунатака, сложенному из крупной и средней подвижно осыпи и скал. Через 15 минут в обход крутой части скал, нависающей над ледником, спускаемся по снежнику 35° чуть правее по ходу и вновь выходим на скалы. Здесь скальная часть нунатака расширяется. До расширения доходим за 20 минут. Тратим еще 20 минут на разведку и начинаем спуск косым траверсом вниз на полку в сторону ледника правый Маашей (см. фото 107).
Фото 106. Ключевой участок спуска с пер. Актру С. (красным - связка, зеленым - перила)
Фото 107. Спуск по огромному нунатаку. Видно место будущей ночевки Хорошо просматривается ледник Правый Маашей с ледопадом, который можно обойти под левым бортом (см. фото 108).
Фото 108. Верховья ледника Правый Маашей с ледопадом Путь по полке приводит к крутому спуску на ледник. Возможно, лучшим решением было бы спуститься на него, преодолев ранклюфт по вероятным мостам, но первоначально мы оценили это место неперспективным и прошли дальше. Плотной группой по скально-осыпному склону аккуратно спускаемся к леднику, преодолевая или обходя наиболее крутые монолитные скальные ступени по 1-2 метра - место малоприятное. Место выхода на морену: 50° 6'19.74"N 87°38'42.55"E. Этот участок от гребня нунатака занял 45 минут ЧХВ. Далее движемся по открытому пологому леднику и встаем на ночевку на морене под правым бортом, выровняв площадку (см. фото 109-110). Лагерем встаем в 17:50 (50° 6'22.12"N 87°38'10.70"E). По факту прохождения перевал оценен нами как 2Б.
Фото 109. Общий вид спуска с перевала Актру Северный, пройденный группой. Зеленым показан вариант спуска
Фото 110. Место ночевки №12
Выход группы в 7:10 лед. Правый Маашей - р. Маашей От места ночевки движемся по покровной морене, на которой ночевали. Затем, надев кошки, пересекаем ледник в направлении левого борта (см. фото 111). Спускаемся по крутому ледовому языку на осыпной склон 30° 50 м (см. фото 112- 113). Путь по леднику и спуск заняли 1 час. Далее идем по узкому ущелью вдоль левого берега реки. Местами встречается подобие тропы.
Фото 111. Спуск с ледника Правый Маашей
Фото 112. Спуск с ледника Правый Маашей
Фото 113. Спуск с ледника Правый Маашей В нижней части ущелье расширяется, а река уходит вправо, мы же в этом месте переходим большой карман, образованный слиянием ледников Большой и Правый Маашей срезая угол. Выходим на правобортную морену ледника Большой Маашей, откуда просматривается часть пути по ущелью Левого Маашея (см. фото 114).
Фото 114. Выход на правобортную морену лед. Большой Маашей. Спустившись к языку ледника, бродим реку Маашей, разбитую на несколько неглубоких рукавов (30 метров с рукавами глубиной до 30-40 см) (см. фото 115). Координаты брода: 50° 6'12.06"N 87°35'50.09"E. ЧХВ от выхода с ледника Правый Маашей до завершения брода 1 ч 30 минут.
Фото 115. Брод р. Маашей под ледником От брода по тропе спускаемся чуть вниз по долине и начинаем подъем на левобортную морену ледника Большой Маашей. На морену ведут несколько параллельных троп. Переходим гребешок морены и немного спускаемся, около 200 метров, до озера (ЧХВ участка 35 мин). Здесь есть места под палатки. Встаем на обед в 14:45 (50° 5'51.06"N 87°35'30.87"E). Пользуемся выглянувшим после заряда дождя солнцем: сушимся, варим грибы (см. фото 116).
Фото 116. Озеро в моренном кармане От озера выходим в 14:20. Обходим озеро по тропе слева и переходим к левому борту широкого ущелья (см. фото 117). Тропа идет между бортом ущелья и огромной срединной мореной, постепенно забирая на ее гребень. С гребня морены просматривается и перевал Актру С. и часть пути по ущелью Правый Маашей (см. фото 118).
Фото 117. Подъем в моренном кармане
Фото 118. Тропа по морене к пер. Шавлинский Нижний. Виден путь спуска из ущелья Правый Маашей и перевал Актру С. Морена постепенно начинает уходить влево по ходу, как раз куда нам и надо. Пройдя поворот, видим первые конгломератные площадки, но на них нет воды, поэтому поднимаемся еще около 10 минут и выходим к озеру, расположенному недалеко от языка ледника. Здесь есть и площадки и вода. Весь путь от озера до озера занял 2 ч 20 мин. ЧХВ. На ночевку встаем в 17:50 (50° 5'21.53"N 87°32'43.87"E).
Выход группы в 7:20 лед. Левый Маашей От места ночевки выходим к языку ледника, в верховьях которого просматривается однозначная седловина перевала (см. фото 119-120).
Фото 119. Подходы к пер. Шавлинский Нижний 1Б Ледник открытый, покрыт осыпным материалом. Идем по центру и чуть ближе к левому борту. Путь до закрытой части занял 25 минут. Далее связываемся и идем вдоль правого борта по закрытой части еще 20 минут. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||