Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Сергей Остапенко. г. Воронеж

Отчёт о горном туристском походе 2 к.с. по Зап. Кавказу Абхазия совершённом в период с 26 апреля по 12 мая 2019 года

Справочные сведения о походе

Проводящая организация: Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.

Место проведения похода: Западный Кавказ, Абхазия, район Гагрского хребта.

Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Степень (категория) сложности похода

Протяжённость активной части

похода, (км)

Продолжительность

Сроки проведения

общая

ходовых дней

горный

2 (вторая) категория

136

17 дней

11 дней

26.04-12.05 2019 г.

Пройдено препятствий:

Перевалы: Шу (1Б), Арабика (1А), 2177 м. (Чамашха) (1Б)

Хребты: ур. Каиици (вершины 1902,3 м. и 1872 м.) (1А), подход к г. Арабика (1Б), ур. Орша-Балаган (1Б), Каменный Клад (1Б), Ачмарда (1Б), (г. 1568 м. - г. 1724 м. - г. 1582 м.) (1Б)

Вершины: 1958,8 м. (1А), Зонт (1Б), 2383 м. (1А)

Каньоны: на р. Куту-Шара (1Б), на р. Куту-Шара (1Б)

Переправы: на р. Гега (1А)

Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 15444 метров. Подробная нитка маршрута

Заявленный маршрут: Гагра - хр. Мамдзышха - ур. Шабашха - ур. Каиици - ур. Бамбонаш - г. Зонт (1Б) - пер. Шу(1Б) - пер. Арабика (1А) - г. Арабика - ур. Орто-балаган - истоки р. Богорупшта - хр. Ачмарда (1Б) - хр. Аибжа - г. Чолгон(1Б?) - г. Ах-Аг(1Б?) - ур. Аибжа - ур. Гибжа - р. Гега - оз. Мал. Рица - оз. Рица - хр. Багри-Яшта(1Б-2А?) - г. Анчхо(1Б-2А?) - ур. Пшица - р. Пшица - р. Бзыбь - стрелка рек Бзыбь и Гега.

Пройденный маршрут: Гагра - хр. Мамдзышха - ур. Шабашха - ур. Каиици - ур. Бамбонаш - г. Зонт (1Б) - пер. Шу (1Б) - хр. г. Арабика (1Б) - пер. Арабика (1А) - ур. Орто-балаган - истоки р. Богорупшта - хр. Ачмарда (1Б) - пер. 2177 м. (Чамашха) 1Б - истоки р. Куту-Шара - р. Гега - оз. Мал. Рица - оз. Рица.

*Жирным выделены изменения в маршруте.

Изменения в маршруте были внесены исходя из запасных вариантов прохождения маршрута.

Высотный график похода

Состав туристской группы

ФИО

Опыт участия

Обязанность в группе

1

Остапенко Сергей Юрьевич

4 кс ГУ, Тянь-Шань, ТерскейАлатау

3 кс ГР, Зап. Кавказ, Архыз

4 кс с эл. 5 ГУ, Вост. Кавказ, Суган

3А пер., 2Б вершина

руководитель фотограф

2

Кольцов Евгений Евгеньевич

3 кс ГУ, Зап. Кавказ, Архыз

3 кс ГУ, Зап. Кавказ, Архыз

2А пер., 2Б вершина

реммастер

3

Шапотайло Александр Дмитриевич

5 кс ГУ ЦК, Домбай

6 кс ГУ Алтай, Чуйские хр.

3 кс ГУ, Зап. Кавказ, Архыз

3Б пер., 2Б вершина

медик

4

Литвинко Нина Геннадьевна

1 кс ГУ, Зап. Кавказ

1 кс ПР, Камчатка

2 кс ГУ, Тянь-Шань, ТерскейАлатау 1Б пер.

летописец

5

Подрезова Ирина Юрьевна

2 кс ГУ, Вост. Кавказ, Алания

1 кс ГУ, Зап. Кавказ, Сванетия

1Б пер., 2А вершина

6

Песков Евгений Николаевич

1 кс ПУ Зап. Кавказ, Абхазия

1 кс ГУ, Зап. Кавказ, Сванетия

2 кс ПУ, Зап. Кавказ, Адыгея

1Б пер., 2А вершина

Адрес хранения отчёта: г. Воронеж, _______________________________________________________

(копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).

Какой организацией, МКК рассмотрен поход: поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.

Характеристика района похода

Абхазия - спорная территория и частично признанное государство в северозападной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Фактически контролируется правительством Республики Абхазия, легитимность которого признаётся 4 государствами - членами ООН (Россией, Венесуэлой, Никарагуа, Науру), частично признанной Южной Осетией и непризнанными НКР, ПМР и ДНР. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН признаётся частью Грузии, согласно административно-территориальному делению которой она является Автономной Республикой Абхазия. Состоит из 7 исторических областей (об этом напоминают 7 звёзд на государственном флаге) - Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга. По состоянию на октябрь 2012 года в Абхазии 8 городов и 105 сёл.

Географическое положение. Абхазия расположена в северо-западной части Закавказья между реками Псоу и Ингур, на юго-западе омывается Чёрным морем. Побережье, длиной более 210 км, мало изрезанное, часто встречаются широкие галечные пляжи. Морские просторы, субтропическая растительность, бурные реки и вершины Большого Кавказа придают Абхазии исключительную живописность. На севере и северо-востоке граничит с Россией (Краснодарским краем и Республикой Карачаево-Черкесия) на юго-востоке и юге с Грузией.

Природные ресурсы. На низменностях и в предгорьях сочетаются болотные, субтропические подзолистые, краснозёмные и желтозёмные почвы. В горах до высоты 1700 м - перегнойно-карбонатные и бурые лесные почвы, выше - дерновые и дерново-травянистые горно-луговые.

Флора Абхазии включает более 3500 видов растений, из которых 180 видов представлены древесными и кустарниковыми формами, остальные травянистыми. Около 400 видов - эндемики Кавказа, а свыше 100 видов встречаются на планете только в Абхазии. Лесами покрыто свыше 52 площади республики. В причерноморской полосе, наиболее освоенной под культурную растительность (субтропические, технические, плодовые и декоративные культуры, посевы зерновых и др.) и в ущельях встречаются отдельные массивы широколиственных лесов (граб, грабинник, дуб, каштан и др.) и ольшаников. На мысе Пицунда сохранилась роща реликтовой пицундской сосны. В горах преобладают буковые (местами с самшитом во втором ярусе), на верхней части склонов пихтовые и еловые леса. С 2000 м начинаются субальпийское криволесье, альпийские луга и скально-щебенистая растительность.

В лесах встречаются медведь, кабан, рысь, благородный олень, косуля в высокогорьях серна, кавказский тетерев на низменностях шакал в реках и озёрах форель, лосось, сазан, судак и другие виды рыб. На территории Абхазии расположены Рицинский, Гумистский, Пицундский заповедники.

Водные артерии. Реки принадлежат бассейну Чёрного моря. Наиболее значительные из них - Кодор (Кудры), Бзыбь, Кяласур, Гумиста - многоводны, потенциальные гидроэнергетические ресурсы свыше 3,5 млн квт. Питание рек преимущественно дождевое и снеговое, имеет место весенне-летнее половодье. На территории Гагрского района Абхазии протекает самая короткая в мире река Репруа, её длина всего 18 метров. В горах расположены живописные озёра Рица и Амткел. Гегский водопад пользуется большой популярностью у туристов.

Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями Абхазии, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.

Пополнять продуктовый запас возможно только на озере Рица: в местных кафе и киосках. Остальная часть маршрута является полностью дикой и не имеет никаких населенных пунктов с провизией.

Некоторые проблемы с водой были, т.к. на высотах более 1300 метров лежал снег, и почти все реки были скрыты под ним. Мы часто топили снег, а во время движения для утоления жажды понемногу его кушали. В низовьях воды было полно заменила бы на достаточно, она была чистая и вкусная.

Что касается мобильной связи, то в Абхазии связь есть только через роуминг, все операторы подключались. В районе ур. Орша-Балаган поймали Российских операторов мобильной связи, т.к. в прямой видимости были г. Адлер и Олимпийский парк. На хребте выше оз. Малая Рица получилось поймать Абхазских операторов, на остальных горных участках связи нет. На оз. Рица есть устойчивая мобильная связь и даже интернет.

Со спортивно-туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить горные походы до 4 категории сложности. Наш маршрут проходил в районе вершин Арабика, Чолгон и горных озер Малая Рица и Рица. Мы запланировали и прошли сложный и очень интересный маршрут, который испытывал нас на прочность крутыми снежными склонами, скользкими каменистыми участками и густыми заросшими лесами. Не все запланированные участки маршрута удалось пройти из-за опасных снежных склонов и вероятности схода лавин.

Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:

  • узкие туристические тропы с каменистым и корневым покрытием
  • каменно-осыпные участки, по которым приходилось идти очень осторожно изза скользких и «живых» камней
  • снежники: скользкие и с большой крутизной - глубокий снег на высотах более 1300 метров
  • снежные трещины и карнизы - густой и заросший лес
  • разбитые лесовозные дороги.

С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, поскольку по пути следования встречается нетронутый живой лес, громаднейшие деревья, множество животных и, конечно же, замечательные виды на горы и долины.

Из природных достопримечательностей на маршруте больше всего поражает мощный живой лес, разнообразие растений и животных, чистейшая вода и красота пейзажей.

Из неприятного для туристов соседства было замечено множество следов медведей, которые весной голодные и опасные. В районе р. Куту-шара видели средних размеров медведя.

Транспортная инфраструктура Абхазии в районе озера Рица представляет собой одну асфальтовую дорогу через пос. Бзыбь до озера. Далее дорога идет вокруг озера до дачи Сталина и поднимается к перевалу Анчхо (летом там возможно проехать на внедорожнике).

В качестве вариантов аварийного схода с маршрута можно рассматривать выход по лесовозной дороге, находясь около пер. Шу и г. Арабика, к реке Гега. Находясь в районе ур. Черкесская поляна, мы предполагали аварийный выход вдоль реки Гега, через Гегский водопад к асфальтированной дороге. Однако мост по координатам (N43°27'58,56" E40°26'36,26") был разрушен, и перебраться через бурный майский речной поток без перильной веревки было оч. опасно.

Определяющие препятствия похода

Наименование

Тип

К.С.

Время прохождения

1

Шу

N43°24'20,93" E40°22'02,63" 2405 м.

перевал

Межсезонье

2

Арабика

перевал

3

2177 м. (Чамашха)

N43°28'31,68" E40°19'36,87" 2175 м.

перевал

4

ур. Каиици (вершины 1902,3 м. и 1872 м.)

траверс хребта

5

подход под г. Арабика

траверс хребта

6

ур. Орша-Балаган

N43°26'29,22" E40°18'18,88"

N43°26'44,81" E40°18'09,31"

N43°27'07,66" E40°17'56,12"

траверс хребта

7

Каменный Клад

N43°27'33,82" E40°18'42,13"

траверс ущелья

8

Ачмарда

траверс хребта

9

г. 1568 м. - г. 1724 м. - г. 1582м.

траверс хребта

10

1958,8 м.

вершина

11

Зонт

вершина

12

2383 м.

вершина

13

на р. Куту-Шара

каньон

14

на р. Куту-Шара

N43°29'15,36" E40°24'25,46"

каньон

15

на р. Гега

переправа

Финансовые расходы

Дорога туда:

  • Поезд г. Воронеж - г. Адлер 2000 руб.
  • Заброска г. Адлер - г. Гагра - дорога на г. Мамдзышха 500 руб.

Дорога обратно:

  • Выброска оз. Рица - г. Пицунда 500 руб.
  • Выброска г. Пицунда - пос. Псоу 200 руб. 3) Поезд г. Адлер - г. Воронеж 2000 руб.

Расходы на еду:

Мы собирали по 3000 рублей.

Доп. расходы:

Около 1000 руб.

Общие расходы на одного участника похода составили около 9000 рублей.

Общественное снаряжение группы

Вид снаряжения

Вес

Описание

горелка msr

0,6

мультитопливная запасная

горелка covea

0,6

мультитопливная основная

палатка Vaude Arco XT 3P

3,7

3-4 местная, внешний каркас, большой тамбур

палатка Naturehike Mongar 2

2,2

обычная двухслойная палатка

рем набор

0,8

всё необходимое

аптечка

0,7

минимальный набор

фотик

0,8

цифровой компактный с зап. аккумуляторами и чехлом

навигатор - смартфон

0,3

смартфон в гермо чехле

комплект для розжига

0,2

орг стекло, зажигалки, спички

Котел 3,5 л

0,46

стальной, круглый с крышкой

Котел 2,5 л

0,41

стальной, круглый с крышкой

лав лист

0,35

алюминиевый, можно копать и сделать кубики

лопата

0,56

лавинная разборная лопата

половник

0,2

обычный

Веревка 9 мм 42 м

2,2

статика

Веревка 9 мм 50 м

2,7

статика

Ледобуры 3 шт.

0,4

брали на всякий случай

Снеговая закладка

0,85

стальной уголок с самосбросом

стан. веревки

0,74

петли и куски веревки для станций

расходная веревка

0,6

для станций, которые оставляем

топливо для горелки (6 литров)

3,7

бензин Галоша

скальные закладки комплект

0,3

4 закладки

Ролик + роликовый карабин

0,2

для наведения переправы

Разделочная доска пластик

0,1

компактная

Запасной фонарик с комп. батареек

0,2

на всякий случай

Запасные солнцезащитные очки

0,1

на всякий случай

Карты в герме

0,3

прозрачная гермоупаковка для листов А3

Подстилка под коврики

0,3

утеплитель для пола, 3-4 мм толщиной, под спину

карабины сталь

0,6

на всякий случай, для наведения переправы

френды

0,7

4 шт

экшен камера

0,3

заснять ключевые моменты

солнечная батарея

0,3

заряжать все устройства

Общий вес общественного снаряжения - 26,56 кг.

Общий вес общественных продуктов - 35 кг.

Вес общественных продуктов на человека в день составил 500 гр. Также брали личные продукты по 100 гр. в день.

Общая нагрузка по общественной еде и снаряжению на человека составила 10,26 кг.

Изменения маршрута и их причины

  1. Во второй день мы должны были пройти г. Зонт и далее двигаться на север по хребту к пер. Шу, но пришлось обходить хребет с запада, т.к. снежные карнизы, высокая крутизна склонов 60-80 градусов и ширина хребта около 1 метра оказались слишком опасными для прохождения.
  2. На третий день было решено подниматься на гору Арабика, путь подъема выбрали в лоб на гребень и далее траверс гребня к вершине. Движение в лоб вдоль скал позволило сильно сократить время и силы на восхождение, но выбравшись на хребет оказалось, что двигаться крайне опасно. Снежные склоны крутизной 50-70 градусов и карнизы заставили нас отказаться от восхождения, т.к. мы могли нагрузить склон и вызвать лавину. Станции для подстраховки делать было негде.
  3. На четвертый день мы должны пройти ур. Орша-Балаган, траверсировав склон по лесовозной дороге. Оказалось, что весной эта дорога находится почти везде под снегом, и крутизна склонов составляет 40-70 градусов. Приходилось двигаться в кошках и страховаться ледорубами.
  4. В этот же день при прохождении хр. Каменный Клад старая лесовозная дорога круто уходила под нависающую скалу и образовывала полку над обрывом. На полке лежал снег крутизной 50-70 градусов, пришлось двигаться в кошках с ледорубами и в связках.
  5. На 5 день при осмотре хр. Ачмарда было решено, что подрезать склон слишком опасно даже утром и подниматься стали в лоб по лавинному выносу. Выбравшись до конца выноса уперлись в скальный участок высотой 20 м и крутизной 50-70 градусов. Преодолев его с веревкой искали точку для провешивания перил, но выше скального участка был нависающий снежник, который трогать не решились и вернусь к подножью хребта.
  6. На 6 день погода испортилась. Штурмовать хребет и выходить к г. Чолгон было бы слишком опасно, поэтому решили воспользоваться запасным вариантом и пошли к перевалу 2177 м. (Чамашха). На подходе к перевалу попали в облачность и сильный ветер, шли на ощупь в условиях сильно ограниченной видимости. Добравшись до перевала, спускались в молоко на веревке. Далее, идя в связках, долго и изнурительно искали безопасный путь вниз.
  7. На 7 день хотели взобраться на хребет и выйти к ур. Грушевая поляна, но дорога или тропа, указанная на ГШ уходила по оч. крутому склону в лоб. Мы пытались его преодолеть в кошках и с ледорубами, но, упершись в скалы, вернусь к реке. Далее решили, что двигаться будем по каньону р. Куту-Шара.
  8. 7 и 8 дни оказались адовыми, т.к. каньон реки Куту-Шара оказался опасным: непредсказуемым и оч. крутым. Нам приходилось двигаться в кошках и с ледорубами, вешать перила и всячески лавировать между сбросами.
  9. Т.к. от общего плана похода мы отклонились полностью, мы решили на 9 день немного отдохнуть и сходить радиально к Гегскому водопаду. Но и тут оказался подвох: мост, по которому мы должны были переправиться на др. берег отсутствовал, нам пришлось вернуться ни с чем.
  10. На 10 день совершили сложный и изнурительный переход от р. Гега к оз. Мал. Рица и решили на этом поход закончить. Двигаться на хр. Багри-Яшта было бессмысленно в условиях большого кол-ва снега и опасными карнизами.

Фактический график движения

Дата

Данные

Дни

Ходовые дни

Км

Погодные условия

Чистое ходовое время

26.04

27.04

Поезд г. Воронеж - г. Адлер.

Заброска г. Адлер - г. Гагра - подъем к горе Мамзышха.

1

2

-

-

-

-

28.04

Г. 1301 м. - дорога к г. Мамзышха - хр.

Мамзышха - ур. Шабашха - ур. Каиици (вершины 1902,3 м. и 1872 м.) 1А.

3

1

20

Ясно +10+15

9

29.04

Ур. Каиици - г. 1958,8 м. 1А - ур. Бамбонаш - г. 2073 м. - г. Зонт 1Б - г. 2383 м. 1А - пер. Шу 1Б - цирк под перевалом Шу.

4

2

10

Облачно, пурга

0 +10 + 5

10

30.04

Цирк под перевалом Шу - подход под г. Арабика 1Б.

5

3

4

ПО +5+20+10

3,5

Радиальный выход на хр. г. Арабика 1Б.

1

1

1.05

Подход под г. Арабика - пер. Арабика 1А - ур. Хорхи - домики Гелгелук - ур. Орша-Балаган (траверс хребта 1Б) - хр. Каменный Клад (траверс хребта 1Б) - истоки р. Богорупшта.

6

4

16

ПО +5+20+15

10

2.05

Истоки р. Богорупшта - ур. Ачмарда 2-я - хр. Ачмарда 1Б - подножье хребта Ачмарда.

7

5

6

ПО +10+20+10

5

3.05

Подножье хребта Ачмарда - пер. 2177 м. (Чамашха) 1Б - истоки р. Куту-Шара.

8

6

11

Облачно, пурга, дождь

+10+5+10

5,5

4.05

Истоки р. Куту-Шара - траверс каньон на р. Куту-Шара 1Б - лесовозная дорога.

9

7

20

Ясно +10+20+15

12

5.05

Лесовозная дорога - траверс каньон на р. Куту-

Шара 1Б - мост через р. Гега - ур. Черкесская поляна.

10

8

12

Ясно +15+25+20

8

6.05

Радиальный выход вдоль г. Гега.

11

9

13

ПО +15+25+20

4

7.05

Ур. Черкесская поляна - лесовозная дорога - траверс хребта (г. 1568 м. - г. 1724 м. - г. 1582 м.) 1Б - оз. Мал. Рица.

12

10

18

Ясно +15+15+20

8

8.05

Оз. Мал. Рица - оз. Рица

13

11

5

ПО, дождь +15+15+10

2

Выброска оз. Рица - г. Пицунда.

-

-

-

-

9.05

Отдых на море.

14

-

-

-

-

10.05

15

11.05

12.05

Выброска г. Пицунда - г. Адлер. Поезд г. Адлер - г. Воронеж.

16

17

-

-

-

-

Всего 136 км.

Всего 78 часов чистого ходового времени.

Техническое описание маршрута

Нулевой день (27.04.2019)

На поезде № 116 прибыли в г. Адлер к 19:21. Встретили Нину, которая добиралась сама, и загрузились в заказанный микроавтобус на 8 мест. Трансфер нашли через сайт avito. Стоимость заброски составила 3000 руб.

На Российской границе была небольшая пробка. Провели на ней около часа, Абхазская граница была пройдена за 5 минут, нам даже не пришлось высаживаться из микроавтобуса.

По темной Абхазской трассе двигались до г. Гагра, далее по узким улочкам нашли нужный поворот на горный серпантин к г. Мамзышха. Дорога наверх асфальтовая, немного убитая, проехать можно на легковом транспорте без особых сложностей. В районе г. 1301 м. (ГШ) начинался снежный покров, до этого места от Абхазской границы добрались за 2 часа.

Поставили лагерь на полянке около начала снежника и легли спать.

Фото 1. Путь заброски от г. Адлер до подъема на г. Мамзышха (60 км).

Первый день (28.04.2019)

Г. 1301 м. - дорога к г. Мамзышха - хр. Мамзышха - ур. Шабашха - ур. Каиици (вершины 1902,3 м. и 1872 м.) 1А.

Ночлег (N43°22'00,26" E40°21'07,47") на высоте 1850 метров на опушке леса. Пройдено за день 20 км. Подъем - 996 м. Спуск - 880 м.

В том числе: по снежному покрову 18 км, по асфальтовой дороге 2 км.

Грязное ходовое время - 10 часов.

Чистое ходовое время - 9 часов.

Фото 2. Карта первого ходового дня. (ГШ 500 м.)

Встали в 5, вышли в 7 утра.

Отличная солнечная погода, температура +10 +15.

Мы отправились в автономный маршрут на 12 ходовых дней + 1 запасной, шли без забросок еды, т.к. не знали, как сложится поход и, если где-нибудь застрянем, то придется спешить и растягивать рацион. Вес рюкзаков на старте получился около 25 кг.

Наличие обильного снежного покрова на высотах от 1200 метров нас испугало. Видимо, в этом году снега в горах оч. много, и маршрут получится непростым.

Двигаемся по заснеженной асфальтовой дороге, проваливаемся в снег на 5 см. Вокруг множество снегоходных следов, в очередной колее находим новую рацию baofeng uv-5r, включаем поиск радиостанций и наслаждаемся Кавказской музыкой.

Дорога движется траверсом вдоль склона, постепенно набирая высоту (крутизна подъема 5-10 градусов). Пройдя 4,5 км, выходим к «шашлычной поляне» (N43°19'18,01" E40°18'08,25") с несколькими кошами, в одном из которых находим вкуснейшие мандарины.

Далее асфальт заканчивается и начинается обычная грунтовая дорога, которая находится под двухметровым слоем снега. Дорогу хорошо видно на рельефе, двигаться по ней удобно, т.к. недавно проезжал снегоход. Выше снегоходный след уходит к горе Мамзышха, а мы начинаем тропить путь, проваливаясь на 5-10 см.

Добравшись до начала открытого хребта (N43°19'38,55"E40°21'24,72"), траектория грунтовой дороги теряется под снежным покровом, и мы начинаем придерживаться низин. Вокруг просматриваются крыши балаганов, толщина снежного покрова 2-3 метра, первый этаж домиков полностью завален.

Двигаемся по хребту, собирая микрорельеф. Стараемся не подрезать склоны: спускаемся в низины и забираемся на вершины прямолинейно. Проходим ур. Шабашха, с которого открывается отличный вид на море и горы вокруг.

Подходим к ур. Каиици, слева и справа крутые склоны. Решаем подниматься на хребет, собирая вершины (крутизна подъема 20-40 градусов, встречаются открытые скалы).

После вершины 1872 м. начинаем искать место для ночевки. Хотели остановиться в коше, но раскопать 2-3 метра снега было бы слишком сложной затеей. Находим ровную площадку на опушке леса и ставимся к 17 часам.

Старт маршрута (заснеженная дорога к г. Мамзышха).

Фото 4. Движемся по снежным полям в районе ур. Шабашха.

Второй день (29.04.2019)

Ур. Каиици - г. 1958,8 м. 1А - ур. Бамбонаш - г. 2073 м. - г. Зонт 1Б - г. 2383 м. 1А - пер. Шу 1Б - цирк под перевалом Шу.

Ночлег (N43°24'31,92" E40°22'22,87") на высоте 2180 метров в цирке под перевалом Шу.

Пройдено за день 10 км. Подъем - 969 м. Спуск - 898 м.

В том числе: по снежному покрову 10 км.

Грязное ходовое время - 11 часов.

Чистое ходовое время - 10 часов.

Фото 5. Карта второго ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 3, вышли в 5 утра.

Ясно, холодно. Температура 0+10+5.

Выходим из лесной зоны и направляемся к г. 1958,8 м. Надеваем кошки и с ледорубами поднимаемся на гребень. Склоны гребня крутизной 50-70 градусов, движемся около карнизов, распутываем скальные участки (ширина гребня 1-2 метра). Крутизна подъема на гребень 30-40 градусов, спуска 20-50 градусов.

Далее в районе ур. Бамбонаш начинается пологий подъем крутизной 20-30 градусов к г. 2073 м., проходим его небольшим серпантином по насту.

Дальнейший путь движения мы планировали совершать через г. Зонт и хребет севернее, выходя с него на пер. Шу. Движемся северо-восточнее, вдоль хребта с карнизами поднимаемся к г. Зонт, крутизна подъема 20-40 градусов по снегу, проваливаемся на 5-15 см. На подходе к вершине проваливаемся на 15-20 см.

Поднялись на вершину к 9 утра, обнаружили страшный гребень севернее. Крутизна сбросов 70-90 градусов, ширина гребня 0,5-1 метр, карнизы. Делать станции не на чем, двигаться в связках оч. опасно, решаем обходить г. Зонт с запада.

Спускаемся вдоль юго-западного гребня, находим наиболее пологий участок сброса в цирк (крутизна 70-40 градусов) и вешаем веревку на снеговой закладке. 50 м веревки достаточно, чтобы выйти на пологий участок и прямолинейно идти в цирк.

В цирке проваливаемся на 15-25 см, движемся оч. тяжело, постепенно поднимаемся из цирка к г. 2383 м., крутизна склонов 20-30 градусов.

Налетает пурга, видимость 5-10 метров. В таких условиях поднимаемся на хребет к седловине перевала Шу, крутизна подъема 30-40 градусов, проваливаемся на 15-25 см.

Явной седловины перевала Шу на хребте не находим, сидим в пурге, видимость 5-10 метров и ждем просветов, чтобы понять где лучше спускаться. На перевале были к 13 часам.

Наконец просвет, открылась долина на спуск, и мы видим наиболее пологий участок сброса, выходим к нему в связках, т.к. на седловине перевала есть большой разлом (как будто мы на закрытом леднике). Вешаем перильную веревку и спускаемся в пустоту, крутизна сброса 90-60 градусов, высота отвесного участка 10 метров, далее постепенное выполаживание. Сбрасываем веревку и прямолинейно спускаемся ниже, ищем место для лагеря.

Выходим в цирк под перевалом на ровную площадку и ставимся. Были там к 16 часам.

Фото 6. Траектория движения между г. 1958,8 1А и г. Зонт 1Б.

Фото 7. Поднимаемся на пер. Шу.

Фото 8. Прохождение пер. Шу.

Фото 9. Траектории движения с пер. Шу в цирк.

Третий день (30.04.2019)

Цирк под перевалом Шу - подход под г. Арабика 1Б.

Ночлег (N43°25'15,81" E40°21'23,13") на высоте 2320 метров под хребтом г. Арабика. Пройдено за день 4 км. Подъем - 326 м. Спуск - 391 м.

В том числе: по снегу 4 км.

Грязное ходовое время - 4 часа.

Чистое ходовое время - 3 часа 30 минут.

Радиальный выход на хребет горы Арабика 1Б.

Пройдено за день 1 км. Подъем - 176 м. Спуск - 183 м.

В том числе: по снегу 1 км.

Грязное ходовое время - 1 час. Чистое ходовое время - 1 час.

Фото 10. Карта третьего ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 3, вышли в 5 утра.

Переменная облачность, температура +5+20+10.

С утра, к сожалению, не подморозило, явного наста нет. В кошках и с ледорубами спускаемся в долину, просматривается вариант спуска в северном направлении. Крутизна спуска 30-40 градусов. Периодически проваливаясь на 5-10 см, выходим на выполаживание, были там к 6 утра.

Далее нам необходимо выходить на перевал Арабика и штурмовать одноименную вершину. Снег все меньше держит, мы стабильно проваливаемся на 510 см. Держимся юго-западного склона, чтобы не отдаляться от вершины. Проходим взлет крутизной 30-40 градусов, прямолинейно набивая ступени, и выбираемся на плато с множеством холмов.

Оказывается, что если выходить на пер. Арабика и оттуда пробовать штурмовать вершину, то придется делать длительный и опасный переход по хребту с карнизами. Решаем, что выгоднее и быстрее забраться на вершину, поднявшись прямолинейно на хребет, исключив низовую часть хребта.

Ставим лагерь под хребтом и готовимся к радиальному выходу. Были там к 9 часам.

В 9:30 выходим на штурм хребта и вершины. Поднимаемся прямолинейно, набивая ступени. В снег проваливаемся на 20-30 см, крутизна подъема 30-60 градусов, движемся в связках с железом.

К 10 часам выбираемся на хребет и обнаруживаем громадные карнизы на восточную сторону. Крутизна склонов хребта 40-70 градусов. Аккуратно набиваем ступени и поднимаемся к предвершине. Тут кончается карниз, и двигаться необходимо по снежному склону с крутизной склонов 60-70 градусов. Если тронуть этот склон, то вероятность схода лавины крайне высока, поэтому решаем возвращаться к лагерю и делать полуднёвку.

К 11 часам спустились к палатке, загорали и отдыхали. В мае этого года горы оказались слишком опасны. Огромное количество снега, карнизы и отсутствие утреннего наста практически полностью исключают возможность далее активно и безопасно двигаться по маршруту.

Пока будет получаться, продолжим маршрут, но если станет слишком опасно, то будем выбираться кратчайшим путем.

Фото 11. Спуск с пер. Шу в долину.

Фото 12. Подход к хребту горы Арабика.

Фото 13. Подъем по хребту горы Арабика.

Фото 14. Траектория движения по хребту горы Арабика.

Четвертый день (1.05.2019)

Подход под г. Арабика - пер. Арабика 1А - ур. Хорхи - домики Гелгелук - ур. ОршаБалаган (траверс хребта 1Б) - хр. Каменный Клад (траверс ущелья 1Б) - истоки р.

Богорупшта.

Ночлег (N43°27'57,60" E40°18'45,28") на высоте 1732 метра около истоков р.

Богорупшта.

Пройдено за день 16 км. Подъем - 595 м. Спуск - 1491 м.

В том числе: по снегу 16 км.

Грязное ходовое время - 11 часов. Чистое ходовое время - 10 часов.

Фото 15. Карта четвертого ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 3, вышли в 5 утра.

Переменная облачность, температура +5+20+15.

От хребта горы Арабика траверсируем цирк по более-менее жесткому снегу и выходим к седловине перевала Арабика. Седловина пологая и широкая, толщина снежного покрова 2-3 метра.

Далее начинается пологий спуск вдоль хребта Каменный Клад, придерживаемся северного склона, проходим ур. Хорхи. Крутизна спуска 10-30 градусов, двигаемся в кошках с трек. палками, солнце пока не осветило снежный покров, проваливаемся на 5-10 см.

Заходим в ущелье с множеством сошедших лавин, сотни квадратных метров снега зажаты тут, скомканы и утрамбованы. Двигаясь по скоплению лавин, понимаешь какая у них сила и размер, как легко они могут затянуть и поглотить.

По склонам вокруг множество свежих следов медведя. Солнце наконец догоняет нас и озаряет долину, мы проходим опасные склоны с нависающим снегом и выходим к балаганам «Гелгелук». Тут появляется заснеженный рельеф грунтовой дороги, по которой летом сюда можно добраться на вездеходной технике.

Обходим балаганы верхом - траверсируя склон в кошках и с ледорубами (крутизна склона 30-40 градусов), и выходим на старую лесовозную дорогу, идущую вдоль ур. Орша-Балаган и хребта Каменный Клад.

Дорога давно превратилась в летнюю тропу, никакая техника, даже в августе, тут не проедет. Путь по этой тропинке почти везде покрыт жестким снежником с крутизной склонов 30-60 градусов. Мы аккуратно в железе траверсируем склон и набиваем ступени. Двигаться сложно и опасно. Как тут можно пройти без кошек и ледоруба даже не представляю, видимо никак.

На участке перехода траверса с северного склона на южный (N43°27'07,66" E40°17'56,12") самый сложный и рискованный участок. Тут лежит снежник крутизной 60-70 градусов, его проходили в связках, в начале траверсируя до выполаживания, и далее прямолинейно спускались в лесную зону. Лесная зона вся завалена небольшими лавинами. Спускаться в основную зону леса не стоит, т.к. потом придется набирать высоту. Мы двигались по подлеску траверсом и добрались до отвесной скальной стенки на противоположном склоне ущелья.

По карте тут проходит дорога (N43°27'33,82" E40°18'42,13"), а по факту имеется крутая полка, сверху скала высотой около ста метров, а снизу склон крутизной 50-80 градусов. Вначале мы решили вылезти на эту полку радиально и проверить реальность ее прохождения. Оказалось, что полка имеет ширину 3-4 метра, но она закрыта снежником с крутизной 40-70 градусов.

Разведав путь, поднялись на полку с рюкзаками и в связках оч. аккуратно, прижимаясь к скале, преодолели опасный участок. Сверху периодически сыпали камни и падали ветки. Пройти эту полку летом я думаю просто, т.к. снежник отступает, и открывается удобная тропинка.

Смысл прохождения этой полки в том, что далее по отрогу хребта идет старая лесовозная дорога, которая выводит к истокам реки Богорупшта. Если обходить полку низом, то придется делать большой сброс, двигаться по крутому траверсу и далее набирать высоту.

У заснеженного истока ручья поставили лагерь, были там к 16 часам.

Фото 16. Спуск с пер. Арабика к ур. Хорхи.

Фото 17. Траверс хребта в районе ур. Орша-Балаган.

Фото 18. Траектория движения от ур. Орша-балаган к ущелью хребта Каменный Клад.

Фото 19. Траектория движения по снежной полке хребта Каменный Клад.

Пятый день (2.05.2019)

Истоки р. Богорупшта - ур. Ачмарда 2-я - хр. Ачмарда 1Б - подножье хребта Ачмарда.

Ночлег (N43°28'43,98" E40°18'24,70") на высоте 2152 метра около подножье хребта Ачмарда.

Пройдено за день 6 км. Подъем - 731 м. Спуск - 265 м.

В том числе: по снегу 6 км.

Грязное ходовое время - 6 часов. Чистое ходовое время - 5 часов.

Фото 20. Карта пятого ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 3, вышли в 5 утра.

Переменная облачность, температура +10+20+10.

От места ночевки перевалили небольшой лесной гребень и спустились на заснеженное русло ручья Богорупшта. Далее начали подъем по жесткому снежнику, крутизна подъема 20-40 градусов. Лавируя между деревьями, двигаемся серпантином и выбираемся к ур. Ачмарда 2-я.

Продолжаем подъем по открытому склону, в снег проваливаемся на 5 см, крутизна склона 20-40 градусов. Выходим к скальному гребню и между камнями вылезаем до выполаживания.

За выполаживанием спускаемся с небольшого склона и подходим к основному подъему на хр. Ачмарда. На склоне хребта множественные лавинные выносы, подниматься стоит именно по ним, чтобы не грузить склон. Решаем подойти ближе к горе Чолгон и попробовать подниматься к ней из цирка, минуя хр. Ачмарда.

Пройдя траверсом вдоль хребта Ачмарда 1,5 км, уперлись в крутой сброс и решили пробовать забираться на хребет по ближайшему лавинному выносу. Двигаться по кулуару с которого сошла лавина достаточно безопасно и удобно, крутизна 30-50 градусов. Но, добравшись до конца кулуара, обнаружили множественные разломы снежных склонов с обеих сторон кулуара. Получается мы не можем выходить траверсом, т.к. склон сразу поедет.

Пробуем лезть выше кулуара на скальный склон крутизной 40-60 градусов. Поднявшись в лоб по скальному склону, выходим на очередной висящий снежник без каких-либо вариантов безопасного прохождения. Решаем спускаться по пути подъема.

Во время спуска с верхнего снежника срываются глыбы и проносятся между нами. Как хорошо, что мы отказались от этого восхождения!

Выходим на выполаживание подальше от опасных склонов и ставить лагерь. Окапываем палатки и делаем снежные стенки. К вечеру погода портится, вокруг летают грозовые облака. Были на месте к 11 часам.

В этот поход мы взяли с собой две палатки: 3-4 местную Vaude Arco XT 3P с внешний каркасом и большим тамбуром и 2-х местную Naturehike Mongar 2 обычной компоновки дуг по форме буквы Ж с внутренним каркасом. Идея брать палатку с большим тамбуром и внешним каркасом заключается в том, что во время непогоды можно быстро поставить тент и переждать всей группой внутри, можно собираться под тентом, можно готовить в тамбуре открыв вход. При этом палатка весит всего 3,7 кг и вмещает 4 худеньких человека, она достаточно устойчивая и имеет множество оттяжек.

Все участники брали с собой трек. палки, которые оч. помогали на простом рельефе: на подъеме вытягивают вверх, а на спусках берегут колени и спину от нагрузок.

При готовке использовали только одну горелку для экономии топлива, укутывая её в фольгу и стеклоткань. Объем топлива брали 85 мл на чел. в день. При готовке на снегу 90 всех приемов еды и приготовлении завтраков (3,5 л + 2,5 л) каждый день, обедов (3,5 л) каждые 3 дня, ужинов (3,5 л + 2,5 л + 3,5 л) каждый день, топлива хватало на все заложенные дни.

Фото 21. Траектория движения на хр. Ачмарда.

Фото 22. Попытка подъема по кулуару на хр. Ачмарда.

Шестой день (3.05.2019)

Подножье хребта Ачмарда - пер. 2177 м. (Чамашха) 1Б - истоки р. Куту-Шара.

Ночлег (N43°29'30,99" E40°20'38,72") на высоте 1600 метров на поляне у истоков р.

Куту-Шара.

Пройдено за день 11 км. Подъем - 674 м. Спуск - 1088 м.

В том числе: по снегу 11 км.

Грязное ходовое время - 6 часов.

Чистое ходовое время - 5 часов 30 минут.

Фото 23. Карта шестого ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 3, вышли в 9 утра.

Облачно, пурга, дождь. Температура +10+5+10.

Всю ночь шел снег и дождь, палатки завалило, часто приходилось сбивать с них мокрый снег. Мы ждали окошка по погоде, около 8 утра дождь прекратился и мы, быстро собравшись без завтрака, пошли по запасному варианту маршрута - через пер. пер. 2177 м. (Чамашха) к реке Куту-Шара.

В снег проваливались на 20-30 см, прошли по нашим вчерашним следам вдоль хр. Ачмарда в облаке (видимость 3-5 метров) и начали спуск по кулуару к началу подъема на пер. 2177 м. (Чамашха). Крутизна спуска 20-30 градусов.

Добрались до ведущего на нужный перевал кулуара и начали бить следы. Около наших следов виднелись свежие следы медведя. Крутизна подъема 20-40 градусов, видимость 5-10 метров, в снег проваливались на 30-40 см. Тяжело и упорно ползли наверх, понимая, что горы нас в этот раз не пускают, и надо выбираться самым простым вариантом в лесную зону.

Кулуар разветвлялся, и мы затруднялись выбрать верный путь, т.к. летняя тропа, обозначенная на карте, шла в др. месте. В итоге уперлись в крутой (40 градусов) снежный подъем, проваливаясь на 40-60 см, пробили его и выше уперлись в кусты на предвершинном взлете. В пургу и видимость 5-10 м пролезли по кустам и вышли на перевальный гребень, сам перевал оказался немного севернее. На перевале были к 10:30.

Видимость нет, дует сильный ветер и метёт. Пережидаем непогоду и вглядываемся в пустоту долины реки Куту-Шара. Наконец появляется слабая видимость, и мы понимаем, что перед нами снежный сброс высотой около 5 м и далее выполаживание. Вешаем веревку на снеговой закладке и спускаемся с открытого подветренного участка.

Крутизна выполаживания 30-50 градусов, видимости опять нет, идем вниз в связках на ощупь, проваливаемся в снег на 20-40 см. Появляется видимость, и оказывается, что под нами отроги с крутыми кулуарами. Пробуем лезть по отрогу, заросшему кустами, но он оказывается оч. крутым 40-70 градусов. Возвращаемся и пробуем двигаться на север, но, начиная подрезать склон, опять возвращаемся. Остается единственный вариант спуска - это крутой снежный кулуар. К счастью по нему уже сошла лавина, и мы в относительной безопасности в связках двигаемся вниз. Выходим на заснеженное русло реки Куту-Шара и по нему спускаемся в долину. В районе поворота русла с севера на восток увидели пробегающего медведя на расстоянии 150 метров. Крутизна спуска по руслу 10-20 градусов. Движемся ниже и упираемся в ущелье с водопадом, приходится его обходись по северному склону, находим на склоне ровную площадку и ставил лагерь, были там к 15 часам.

Фото 24. Выход на хребет южнее перевала 2177 м. (Чамашха)

Фото 25. Спуск с перевала 2177 м. (Чамашха).

Седьмой день (4.05.2019)

Истоки р. Куту-Шара - каньон на р. Куту-Шара 1Б - лесовозная дорога. Ночлег (N43°29'14,61" E40°24'14,40") на высоте 1080 метров на заброшенной лесовозной дороге.

Пройдено за день 20 км. Подъем - 771 м. Спуск - 1099 м.

В том числе: по снежно-скальному рельефу 10 км., по бурелому 10 км.

Грязное ходовое время - 13 часов. Чистое ходовое время - 12 часов.

Фото 26. Карта седьмого ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 3, вышли в 5 утра.

Ясно, температура +10+20+15.

От ровной полянки около заснеженного русла реки Куту-Шара начали искать путь обхода каньона. В кошках и с ледорубами спускались по снежному склону крутизной 30-50 градусов, обошли каньон и вышли к руслу реки.

На русле начались промоины. Придерживаясь северного берега, траверсировали снежные и травянистые склоны и спускались ниже (тут крутизна спуска составляла 10-30 градусов).

По карте ГШ 500 м вдоль русла идет лесовозная дорога, в районе отметки высоты 1415 м. она круто забирает наверх и переваливает хребет. Мы очень надеялись, выйдя из зоны снегов, увидеть хотя бы намек на лесовозную дорогу, но увы - только крутой травянистый склон с камнями. Решили лезть по нему в лоб и искать пути подъема на хребет, но склон оказался оч. крутым 30-60 градусов, мы с трудом поднимались в кошках и с ледорубами. Взобравшись на 150 метров, начался скальный участок склона и выход в лес. Радиально исследовав лес, не обнаружили никакой лесовозной дороги и решили двигаться ближе к руслу реки траверсом.

Это решение было вынужденным, т.к. лезть на крутой и опасный склон без видимых троп и дорог не хотелось: чего мы там найдем? Сможем ли выйти на гребень хребта и по нему спускаться к реке Гега? Мы думали, что, двигавшись вдоль хребта траверсом, мы в конечном итоге его перевалим и выйдем к реке Гега без лишнего набора высоты и сброса.

Вышли к руслу реки и поняли, что прижиматься близко к воде оч. опасно, т.к. встречаются частые каньоны и водопады. Решили идти выше русла на 100-200 метров и пытаться постепенно набирать высоту и выходить на хребет.

Склон хребта оказался оч. заросшим, крутым и разнообразным. Вначале нам пришлось идти в лесу в кошках и с ледорубами, т.к. частые снежники были оч. жесткими. Крутизна склонов 30-60 градусов.

Спустившись чуть ниже, снег наконец то кончился, и мы сняли кошки. Двигаться чисто траверсом было невозможно: упирались в осыпные кулуары, которые обходили вдоль русла реки, а потом забирались на 100-200 метров, обходя зажим реки в скальном ущелье. В итоге уперлись в жесткий кулуар, по которому пришлось вешать веревку на спуск и на подъем. Крутизна склонов 50-70 градусов.

Преодолев кулуар, видим два спиленных толстенных ствола и очертания лесовозной дороги. Идем на разведку ниже и выше по склону, ниже лесовозка упирается в русло, а выше идет куда-то. Пробуем двигаться выше, но теряем следы в буреломе и продолжаем траверсировать склон.

День подходит к концу, а мы всё упорно работаем на крутом склоне. Ставить лагерь негде, решаем спускаться прямолинейно к руслу в связках (крутизна спуска 3060 градусов). Добравшись до русла, обнаруживаем еле заметную звериную тропу и из последних сил идем по ней. Неожиданно тропа пропадает, появляются лесовозные следы и более-менее ровная площадка.

Мы воспрянули духом и решили дойти до хорошей полянки с водой, по карте до слияния рек Гега и Куту-Шара оставалось всего 900 м. Прошли 300 м и уперлись в тупик лесовозной дороги, но тут была хорошая поляна неподалеку от русла реки. Были там к 18 часам.

Фото 27. Траверсируем снежник вдоль р. Куту-Шара.

Фото 28. Траверсируем склон вдоль р. Куту-Шара.

Восьмой день (5.05.2019)

Лесовозная дорога - каньон на р. Куту-Шара 1Б - мост через р. Гега - ур. Черкесская поляна.

Ночлег (N43°29'18,66" E40°26'21,65") на высоте 910 метров около ур. Черкесская поляна.

Пройдено за день 12 км. Подъем - 332 м. Спуск - 557 м.

В том числе: по каменно-луговому склону 4 км., по лесовозной дороге 8 км.

Грязное ходовое время - 8 часов 30 минут. Чистое ходовое время - 8 часов.

Фото 29. Карта восьмого ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 5, вышли в 7 утра.

Ясно, температура +15+25+20.

Без сил, но с надеждой выбраться из каньона продолжили траверсировать склон, крутизна 30-60 градусов. Практически сразу застряли, упершись в обрыв высотой около 100 метров. Около него проходил осыпной кулуар, вдоль которого пришлось лезть наверх. Поднявшись выше, кулуар расширяется и немного выполаживается.

По каменно-травянистому склону кулуара крутизной 50-60 градусов двигаться даже с ледорубом оч. опасно, поэтому решили вешать веревки наверх. Провесив 100 м перил, выбрались на заросший гребень и по нему поднялись в лоб на хребет. Тут крутизна 30-50 градусов, придерживаясь ледорубом и опираясь на деревья, лезть можно. Девушек пустили без рюкзаков, подняли их отдельно во вторую ходку. Добравшись до выполаживания хребта, мы увидели свежие срубы деревьев, очертания лесовозной дороги и общее направление движения по верхам. Наконец-то выбрались!!! Наконец-то дорога без жуткого траверса. Вышли на дорогу к 12 часам. Убрали ледорубы с и трек. палками продолжили путь к слиянию рек Гега и Куту-Шара. Около стрелки рек располагается база лесовозов, стоит два домика. Через реку Гега есть пешеходный мост и брод для автомобилей. Мы изначально планировали наводить тут переправу, но обошлось без неё, река шириной 5-7 метров с оч. мощным потоком представляет серьёзную опасность.

Пройдя мост, продолжаем движение по лесовозной дороге, но не по той, которая обозначена на карте ГШ 500 м, а по новой - идущей выше. Новая дорога на картах ГШ и ОСМ отсутствует.

Добираемся до ур. Черкесская поляна и около балагана в лесу ставим лагерь, были там к 15:30.

Фото 29. Двигаемся по перилам в каньоне р. Куту-Шара.

Фото 30. Мост через р. Гега.

Фото 31. Спускаемся по лесовозной дороге к ур. Черкесская поляна.

Девятый день (6.05.2018)

Радиальный выход вдоль р. Гега.

Пройдено за день 12 км. Подъем - 300 м. Спуск - 300 м.

В том числе: по лесовозной дороге 13 км.

Грязное ходовое время - 4 часа. Чистое ходовое время - 4 часа.

Фото 29. Карта девятого ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 6, вышли в 8 утра.

Переменная облачность, температура +15+25+20.

Решили сделать передышку в хождениях под рюкзаком и прогуляться радиально на Гегский водопад. Спускались по лесовозной дороге вдоль реки Гега по красивейшему каньону. Но вскоре уперлись в брод реки, мост остался только через половину русла, а через другую половину повалено дерево, но без веревки перебираться слишком опасно.

Продолжили движение по восточному берегу по тропе, которая уперлась в крутой скальный хребет и потерялась на нём. Искали пути обхода скальника, но безуспешно.

Пришлось вернуться к лагерю ни с чем. Даже на водопад полюбоваться не получилось. В очередной раз убедились, что в этом году Абхазские горы оч. суровы. Вернулись к 12 часам.

Во время жуткого траверса каньона р. Куту-Шара мы все сильно набили ноги, проявились мозоли и натоптыши. Основная нагрузка все время шла на одну сторону стопы, и нога, выламываясь, ёрзала в ботинке.

Общий план похода полностью провалился, и мы решили финишировать на оз. Рица. До него два дня пути через хребет, и мы должны дойти.

Фото 32. Переходим приток р. Гега.

Фото 33. Ущелье р. Гега.

Фото 34. Место для переправы через р. Гега по бревну.

Десятый день (7.05.2019)

Ур. Черкесская поляна - лесовозная дорога - траверс хребта (г. 1568 м. - г. 1724 м. - г. 1582 м.) 1Б - оз. Мал. Рица.

Ночлег (N43°28'27,68" E40°30'20,02") на высоте 1235 метров около оз. Малая Рица. Пройдено за день 18 км. Подъем - 1096 м. Спуск - 791 м. В том числе: по снегу 8 км., по тур. тропе и лесовозной дороге 12 км.

Грязное ходовое время - 9 часов. Чистое ходовое время - 8 часов.

Фото 35. Карта десятого ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 3, вышли в 5 утра.

Ясно, температура +15+15+20.

От ур. Черкесская поляна начинаем плавный подъем по лесовозной дороге, она забирается серпантином на склон и уходит на север к истокам реки Агепста. Крутизна подъема 5-15 градусов.

На участке (N43°29'31,85" E40°26'51,29") лесовозная дорога поворачивает на север, а мы направляемся по еле заметной тропе на юг. Проходим небольшое русло реки - притока Геги, перепрыгивая по камням и бревнам. Постепенно набираем высоту, траверсируя склон по оч. старой лесовозной дороге, которая угадывается только местами.

Обходим лесной гребень, по верхам которого обозначена тропа, но никакой тропы там не видно, двигаемся дальше по старинной лесовозке. Она набирает высоту и выводит к очередному притоку реки Гега, где и теряется окончательно.

Решаем траверсировать склон и выходить на гребень, крутизна подъема 30-60 градусов, вначале идем серпантином, далее достаем ледорубы и лезем в лоб наверх. Выбрались на выполаживание склона к 8:30.

Далее по заснеженному гребню поднимаемся к вершине 1724 м. (ГШ), крутизна подъема 20-40 градусов, снег жесткий, бьем ступени. На вершине появляется Абхазская мобильная связь, и нам удается позвонить в МКК и родным.

Спускаться по гребню необходимо строго придерживаясь синих меток на деревьях и далее желто-оранжевых ленточек, они выводят к прямому спуску на оз. Малая Рица. Крутизна спуска 20-40 градусов. Двигаться можно с трек. палками, но местами требуется применение ледоруба.

Обозначенная тропа резко уходит с гребня на юг и, траверсируя склон, спускается к оз. Малая Рица. На озеро вышли к 14 часам.

На берегу озера обнаружили открытый домик и заняли его. Первый этаж использовали как кухню, а второй как место для сна. Только, чтобы забраться на второй этаж необходима скалолазная техника. В домике была в изобилии еда и мы после 10 ходовых дней немного её подъели.

Пока светило солнышко сушились, купались и загорали. Впервые за поход встретили других людей: вначале туристов, гуляющих по окрестностям, а потом и отдыхающих, бегающих с круглыми глазами по снегу.

Фото 36. Двигаемся по заброшенной лесовозной дороге.

Фото 37. Лезем на г. 1724 м. по насту.

Фото 38. На хребте над оз. Малая Рица.

Одиннадцатый день (8.05.2019)

Оз. Мал. Рица - оз. Рица.

Пройдено за день 11 км. Подъем - 119 м. Спуск - 416 м.

В том числе: по тур тропе 11 км.

Грязное ходовое время - 2 часа. Чистое ходовое время - 2 часа.

Фото 39. Карта одиннадцатого ходового дня (ГШ 500 м.)

Встали в 5, вышли в 7 утра.

Переменная облачность, дождь, температура +15+15+10.

С утра шел небольшой дождик, Абхазия отпускала нас и плакала. По туристической набитой тропе спускались в цивилизацию, крутизна спуска 10-30 градусов. До высоты 1100 метров на тропе лежал снег. К 9 утра вышли на оз. Рица. Наконец-то мы окончательно выбрались, переоделись, почистились, покушали и вызвали машину. Стоимость выброски оз. Рица - г. Пицунда составила 3000 руб.

Пока ждали машину, на озеро заехали сотни отдыхающих. Начался ливень, мы укрылись под навесом киоска и, дождавшись машину, за 2 часа добрались до морского побережья.

В г. Пицунда поселились в хостеле за 300 руб. сутки, море в 5 минутной доступности через живописную Самшитовую рощу.

Фото 40. Спускаемся по тур. тропе к оз. Рица.

Фото 41. На оз. Рица.

Карта пройденного маршрута.

Выводы и рекомендации

Майская горная Абхазия оказалась очень сложным и опасным регионом. Громадное количество снега, отсутствие наста и карнизы не позволили пройти основные препятствия похода, но появились непредвиденные препятствия, которые мы преодолели и получили необходимую сложность похода.

Поход вышел оч. разнообразным, необычным и напряженным. То мы бьем ступени в раскисшем снегу и экономим воду, то лезем по бурелому в кошках, с ледорубами и стараемся не свалиться в бурлящий поток.

Общественное снаряжение не подвело, если не считать сломанного половника. Палатки выдержали ветер, снег и дождь, горелки активно топили снег, веревки держали на опасных склонах. А вот с личным снаряжением были небольшие проблемы: антиподлип на паре кошек пришлось крепить проволокой, т.к. стандартные крепления не выдержали, рюкзаки требовали настройки подвесной системы, гамаши зашивались и заклеивались, трек. палки ремонтировались.

Погодные условия также были очень разнообразными. Часто мы изнывали от жары и топили снег, укрывались от пурги, мокли под дождем, шли как «ёжики в тумане» в условиях ограниченной видимости, а ночью слышали раскаты грома и видели молнии.

Дикая природа Абхазии в очередной раз поразила своей красотой и суровостью. Я никогда еще не видел таких живописных лесов, каньонов и ущелий. Живая природа вокруг, чистейший воздух, дикие животные - это неотъемлемые составляющие Абхазских путешествий.

Множество гор и перевалов тут не исследованы, дорог почти нет, а те, которые отмечены на картах ГШ, заброшены уже 30 лет. Район оч. интересен в плане первопроходов и изучения местности.

Мы изолированно и автономно прошли сложный и опасный маршрут, каждый день искали возможные пути движения, старались не застрять в снегах. Планам на поход не суждено было сбыться, но пройденное не по плану оказалось настолько интересным и разнообразным, что я считаю, мы получили даже больше впечатлений, пройдя так.

Группа отлично справилась со всеми препятствиями и трудностями.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru