Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Игорь Болотин г. Люберцы

Отчёт о горном походе 3 к. с. по Тянь-Шаню (Терскей, Ак-Шийрак) совершённом в с 15 по 27 июля 2017 года.

Проводящая организация: Региональная общественная организация «Федерация спортивного туризма Московской области».

Место проведения: Киргизия, Тянь-Шань, Терскей и Ак-Шийрак.

Паспорт маршрута

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Протяженность, дней

Сроки проведения

Горный

Третья

155

13 (12)

15.07.17 – 27.07.17

Нитка маршрута

д. р. Джуукучак – [пер. Запасной (2А, 4220)+пер. Ашутор(1Б, 4160)] – д .р. Кызыл-Суу (ур. Бата-Майнан) – ур. Джуукучак – рад. выход к проходной рудника Кумтор – д. р. Са- ры-Тёр (отм. 3730) – пер. Сарытор Ц. (2А, 4573) – л. Петрова – пер. Джаман-Су Ц (2А, 4480) – л. Джаман-Суу – пер. Шукшина Василия (2А, 4620) – л. Петрова – пер. Клешня (2А, 4630) – пер. Кара-Сай С. (2А, 4560) – л. Сев. Кара-Сай – пер. Лагерный (2А, 4620) – л. Коёнду – [пер. Каинды (1Б, 4320) – в. Турклуба МГУ (2А, 4971)(кольцо – траверс)] – л. Южный Кара-Сай – д. р. Карасай – пос. Кара-Сай.

Препятствия

Вид препятствия

Название

К. т. заявленная

К. т. фактич

Высота фактич

Характеристика препятствия

связка перевалов

пер. Запасной + пер.Ашутор

4220

ск-сн

перевал

Сарытор Ц.

4573

сн-лд

перевал

Джаман-Су

4480

ск

перевал

Шукшина Василия

4620

ск

перевал

Клешня

1Б*

4630

сн-лд

перевал

Кара-Сай С.

2А*

4560

сн-лд

перевал

Лагерный

4620

сн-лд

связка: перевал + траверс

пер. Каинды + траверса пика Турклуба МГУ

4971

ск-сн-лд

Фактическая трудность пер. Запасной и пер. Клешня оказалась выше 1Б.

Состав команды

ФИО, г. р.

Опыт

должность

фото

Болотин Игорь

6ГУх3, 3ЛУ,

3ГРх3, 2ЛР

руководитель

Завалин Кирилл Юрьевич,

2ГУ,

нк(эл3)ГУ

завхоз

Алифанов Никита

2ГУ,

2(эл3)ГУ

финансист

Кладиев Антон

2ГУ

реммастер

Кодыш Наталья

3ГУ, 5ЛУ

медик, летопи- сец

Вводная часть Изменения нитки маршрута

Изменений нет. От первоначальной нитки отличается только фактическая трудность препятствий.

Нитка по дням

дата

день

днёв

маршрут

15.июл

1

д. р. Джукучак (отм 2300) (ночёвка в точке старта)

16.июл

2

0,5

д. р. Джукучак (отм 2800)

17.июл

3

д. р. Джукучак (отм 3500), скальные занятия

18.июл

4

1

[пер. Запасной (2А, 4220)+пер Ашутор (1Б, 4160)] – д .р. Кызыл-Суу (ур.Бата-Майнан)

19.июл

5

0,5

рад. выход к проходной рудника Кумтор (заброска)

20.июл

6

0,5

д. р. Сары-Тёр (отм. 3730)

21.июл

7

1

пер. Сарытор Ц. (2А, 4573) – л. Петрова

22.июл

8

1

пер. Джаман-Су Ц (2А, 4480) – л. Джаман-Суу

23.июл

9

2

пер. Шукшина Василия (2А, 4620) – л. Петрова – пер. Клешня (2А, 4630)

24.июл

10

1

пер. Кара-Сай С. (2А*, 4560) – л. Сев. Кара-Сай

25.июл

11

1

пер. Лагерный (2А, 4620) – л. Коёнду - пер. Каинды (1Б, 4320) (ночёвка на перевале)

26.июл

12

1

в. Турклуба МГУ (2А, 4971)(кольцо - траверс)

27.июл

13

л. Южный Кара-Сай – д. р. Карасай – пос. Кара-Сай

28.июл

14

неиспользованный запас

29.июл

15

неиспользованный запас

ИТОГО

0

0

8

1,0

Указана фактическая трудность препятствий.

Подробные характеристики препятствий

Вид препятствия

Название

К. т. заявленная

К. т. фактич

высота

Характеристика препятствия

связка перевалов

пер. Запасной + пер Ашутор

4220

Подъём: ос 500 м х 30°

Спуск с пер. Запасной: 1 вер (ск 20м х 60° + сн 30м х 45°), далее закр. ледник.пер. Ашутор: закр. ледник, тропёжка.

перевал

Сарытор Ц.

4573

Подъём: обход ледопада, лёд 12..40°, 100 м ледобурной дорожки

Спуск: 1 вер сн-лд 40..50°, сн. склон 70 м х 40°.

перевал

Джаман-Су

4480

Подъём: лабиринт мульд, сн 350м х 10..15°.

Спуск: ск перила 10м х 70°, ос 350м х 30°.

перевал

Шукшина Василия

4620

Подъём: закр ледник.

Спуск: ск 3 вер 50..60°, ос 150м х 30°

перевал

Клешня

1Б*

4630

Подъём: закр ледник, трещины, тропёжка.

Спуск: лд: 2 вер х 40°, скользкая осыпь 100 м х 30..35°. Закр ледник со множеством скры- тых трещин.

перевал

Кара-Сай С.

2А*

4560

Подъём: лд 3 вер (1 вер 30°, 1 вер 30..45°, 1 вер 45..60°)Спуск: закр ледник

перевал

Лагерный

4620

Подъём: сн 50м х 45°, лд 2,5 вер: (1 вер 45°,1,5 вер 20..30°)спуск: ос 250м х 25..35°

связка: пере- вал + траверс пика

пер. Каинды+ траверс пи- ка ТК МГУ

4971

Пер Каинды: закр ледник.

Подъём на пик ТК МГУ: ос: 350мх35° уча- стки скал с несложным лазанием, в т.ч. обле- денелых 1 вер 10м ск-ос 200м х 20..30° 150 м ледобурной.дорожки по сн-лд гребню 1000 м пологого сн-лд гребня.

Траверс на пер. Чонсай С.: пологие сн греб- ни, закр ледник.

Спуск с пер. Чонсай С.: сн 450м х 35..40°, несколько бергшрундов закрытый ледник с множеством скрытых трещин.

Высотный график

Рисунок 1. Высотный график.

Схемы маршрута

Ниже приведён общий вид маршрута в масштабе 1см : 2,5 км, а также отдельными листами в формате 1 см: 1 км. Карты созданы с помощью сайта nakarte.tk.

скачать карту маршрута 1

скачать карту маршрута 2

скачать карту маршрута 3

скачать карту маршрута 4

скачать карту маршрута 5

Раскладка

Еды было 600 г/чел-день.

Газа было 42 г/чел-день.

Две трети дней – с горячими обедами. При этом зачастую горячий обед съедали уже в точке бивака.

Снаряжение Особенности неспециального снаряжения
  • Групповой спальник на 4 человек, –12 комфорт из климашилд апекса. Сшит руководителем в 2015-м году, доработан в 2016, замена утеплителя в 2017-м. Вес – 1770 г с чехлом. Один пуховый эгоистический спальник RedFox Fantom D2 на 0 комфорта (790 г) + конденсатор-кокон из тинсулейта-74 (240 г).
  • Палатка на 4 человек шириной 165 см. Это полноценная ветроустойчивая двухслойная палатка Беркут Шторм-3 (2920 г). Один человек спал в палатке Снаряже- ние Вега-2 sci-si с силиконизированным тентом (1820 г).
  • Укороченная гитара в специально сшитом противоударном чехле из кордуры-600 и 5-мм коврика.
  • Кухня включала и фольговые экраны, и стеклоткань. Две горелки на ножках, едущих у разных участников в разных связках. Аналогично две кастрюли 2,7 и 3,7 л.
  • Спутниковый навигатор Garmin eTrex 20. Один комплект батарей на весь поход + запасной комплект.
  • Спутниковый телефон Thuraya XT.
  • Солнечная зарядка 3,6 Вт + маленький повербанк на одной батарейке типа 18650, В сумме 240 г. Заряжали фотоаппараты, спутниковый телефон. Получалось около 600 мА*ч в сутки на конечном устройстве с литиевым аккумулятором.
  • Две рации стандарта PMR, батарейки.
Особенности специального снаряжения
  • 2 верёвки beal antipodes 8 мм х 50 м. Выдерживают 2 рывка с фактором 1, прочность 1835 кгс.
  • Айсбаль. Использовался и как ледовый инструмент, и как молоток.
  • 6 скальных крючьев и 4 закладки-стоппера средних размеров.
  • Расходный шнур.
  • Сдёргивающий шнур: нейлон 4 мм х 55 м.
  • Две лавинных лопаты (по одной на связку).
  • Два лавинных щупа (по одному на связку).
Личное снаряжение
  • Ледобуры: раздаточные по два на человека: один титановый типа «Ирбис» и один типа Petzl Laser Speed Light 170..210 мм. Титановые ледобуры были предварительно заточены под правильным углом. Всего 10 буров на команду, половина – Petzl.
  • ИСС: полная, верх+низ+блокировка из динамической основной верёвки.
  • Карабины: по 6 на человека. У каждого на системе был дополнительный ус из 6 мм шнура на 1000 кгс для пристраховки ледоруба без использования карабина.
  • Спусковое устройство типа «стакан».
  • Жумар, крепящийся к ИСС на отдельном шнурке 1000 кгс.
  • 2 прусика и кордалет, используемый также в качестве педали – из нового шнура на 1000 кгс.
  • Петля станционная (раздаточная).
  • Кошки, ледоруб, каска.
  • Бипер (лавинный датчик) со свежими батарейками. Большинство брали в прокате на mount.ru.
  • Снегоступы подкошечные. Шили их из дюралевых трубок 10..12 мм и кордуры- 1200. Получилось около 330 г/пара.
  • Подкошечные подгамашные бахилы из кордуры-600.

Расчётный вес группового снаряжения получился 4,82 кг/чел. Максимально несли еды на 9 суток – это 6,35 кг/чел брутто с газом. Ограничение веса заплечного личного снаряжения – 9,1 кг (считая без ботинок, треккинговых палок и того, что надето на себя в жаркой долине).

Для женщины использовались коэффициенты носимого веса: 0,15 по групповому снаряжению и 0,65 по суммарной раскладке (0,57 по общественной части раскладки) относительно мужчин. Расчётный вес рюкзаков получился:

Мужчины: максимум 21,7 кг, минимум 14,9 кг. Женщина: максимум 14,4 кг, минимум 10,0 кг.

В целом участники уложились в ограничение по весу, быть может незначительно за него выходя.

Логистика

Страховку покупали на сайте saveprolife.ru. Страховые полисы послали в Аксай-тревел. Они заверили, что по такому страховому полису готовы выслать вертолёт.

Обмен валюты можно произвести прямо в аэропорту, хотя курс там не очень выгодный: на 4..5 хуже, чем нормальный. С другой стороны по дороге (в Бишкек и Каракол мы не заезжали) мы не обнаружили обменников, поэтому вплоть до окончания маршрута довольствовались тем, что наменяли в аэропорту.

Логистику от Бишкека, а также получение газа нам организовал Юрий Траченко: 7504332@gmail.com. В аэропорту Бишкека нас встретила машина, где уже был газ в нужном количестве. Машина довезла нас до села Сару, где осуществлялась пересадка на машину Вадима Зангиева.

Логистику в районе Каракола и Терскея нам организовывал Вадим Зангиев: 80zangiev@gmail.com. Берёт он недёшево, зато организует всё весьма надёжно. У Вадима машина с хорошей проходимостью. Он заранее оформил нам пропуска в погранзону (тре- буется для посещения южной стороны Ак-Шийрака и села Кара-Сай). Документы следует высылать за месяц.

Вадим забрал нас от села Сару и довёз до места старта в долине Джуукучака, отм. 2300, взяв за это 4000 сом. Также он привёз нам заброску к проходной рудника Кумтор и отдал её из рук в руки, взяв за это 10000 сом.

Для выезда из села Кара-Сай нужно было отдельно звонить Вадиму, чтобы он нас забрал за 12000 сом, но мы решили сэкономить и добраться на попутном транспорте. Получилось, что мы почти ничего не сэкономили, а в удобстве и комфорте потеряли.

Вадим также помог нам с логистикой уже в Караколе после похода, подсказал с размещением, свозил на дикий пляж на оз. Иссык-Куль.

Техническое описание

Рисунок 2. Команда в месте первой ночёвки.

День 1, 15 июля. Д. р. Джуукучак

Выгрузились из машины в 15:15 у перехода через реку Джуукучак, отм. 2310, пере- шли на правый берег, прошли около 200 м и встали на ночёвку. В сумме шли 7 минут.

День 2, 16 июля. Д. р. Джуукучак

Погода хорошая, после обеда дождь.

подъем

6:30

выход

привал

ЧХВ

8:45

9:20

0:35

9:45

10:45

1:00

11:10

12:05

0:55

12:30

13:00

0:30

всего

3:00

Выше места ночёвки есть бывший автомобильный брод на левый берег, пешком его не перейти. Нам пришлось вернуться немного назад, где есть неплохой переход реки, и уже оказавшись на правом берегу и ещё пройдясь назад 100..200 м, набирать по тропе по склону: сверху там идёт хорошая тропа вплоть до отм. 3200.

Рисунок 3. Выход на тропу не левом берегу.

Рисунок 4. Место старта и переход одного из рукавов Джуукучака.

В 13 часов ставим бивак на отм. 2900.

День 3, 17 июля. Д. р. Джуукучак, скальныезанятия

С утра пасмурно, в первой половине дня дождь. После обеда солнечно, переменная облачность.

подъем

4:30

выход

привал

ЧХВ

5:50

6:35

0:45

6:45

7:40

0:55

Переход Джуукучака на правый берег

8:05

9:05

1:00

9:20

10:10

0:50

всего

3:30

Подъём дежурного в 4:30, выход в 5:50. За два перехода доходим до места, где нужно переходить Джуукучак на правый берег, отм. 3170. Переходим по одному. Кто бежал быстро, смог сохранить ноги сухими. Точка перехода Джуукучака: 3172.778076переход Джуукучака

Далее за 2 перехода доходим до места, где можно организовать скальные занятия и ставим бивак в 10:10 на отм. 3570.

После обеда на скальных занятиях позабивали крючья, позакладывали стопперы, поделали станции, в т. ч. на расходном шнуре с расходными крючьями.

Мимо проехал местный охотник на лошади, пытался стрельнуть сигарет.

Рисунок 5. Переход р. Джуукучак.

Рисунок 6. Панорама от места ночёвки.

Рисунок 7. Скальные занятия.

День 4, 18 июля. Пер. Запасной (2А) и Ашутор (1Б)

Утром ясно, днем переменная облачность.

подъём

4:25

выход

привал

ЧХВ

6:05

6:50

0:45

Трава, моренные отложения.

7:05

7:25

0:20

Надели кошки. Открытый ледник.

7:35

8:40

1:05

Осыпь ~30°

9:10

10:20

1:10

Осыпь ~30° пришли на седловину пер. Запасной

11:20

13:00

1:40

спуск по перилам по скалам и снегу

13:15

13:25

0:10

спуск по снегу в связках

13:40

14:40

1:00

подъём до седловины пер. Ашутор холодный обед, надели снегоступы

15:05

16:05

1:00

пологий спуск по закрытому леднику, затем по открытому

16:25

17:05

0:40

крупная осыпь, обход моренного озера

17:40

18:30

0:50

трава, болото (саз)

18:40

19:50

1:10

трава

всего

9:50

Подъём дежурного в 4:25, выход в 6:05. За полтора перехода дошли до перевального взлёта пер. Запасной. Плотной группой широким траверсом за 2 перехода вышли на перевал. Такой путь несколько труднее, чем подъём в лоб по центральному кулуару, но безопаснее. Тур не обнаружили, собрали свой.

О прохождении перевала Запасной есть сведения только 1978 года. Там утверждалось, что перевал имеет трудность как минимум 1Б*.

На седловине обнаруживается, что снег со спусковой стороны перевала Запасной растаял, и нужно дюльферять по 60-градусной скальной стенке.

Верёвку закрепили на расходной петле. Кошки надевали заранее. Первые 20 м дюльфера – рассыпающиеся скалы 60° (в кошках), далее снег 45°. Сдюльфернувшие участники прятались от летящих камней за скальным уступом на левой стороне кулуара. Замыкающий дюльферял по сдвоенной верёвке (использовались обе верёвки по 50 м).

Далее движение в связках с одновременной страховкой в сторону пер. Ашутор (1Б).

Склон вначале около 40°, затем выполаживается.

Считаем, что перевал Запасной имеет фактическую трудность 2А.

Пер. Ашутор (1Б) проходится пешком. Есть лабиринт трещин с северной, но мы его обошли через пер. Запасной. Однако в это время дня (после 14 часов) нужно тропить. Ноги проваливаются под наст даже в снегоступах. Решили проблему, отправив тропить относительно лёгкого участника (Никита Алифанов весит около 70 кг).

Сход с л. Ашутор на юг – на правую сторону долины. Далее по крупной осыпи обхо- дим ледниковое озеро. Дальше идём по правому берегу по траве. Попадаются болота.

Обойдя небольшой холм, ставим бивак в 19:50 на высоте 3830. Воду берём в озерце.

Рисунок 8. Западный цирк пер. Запасной (2А).

Рисунок 9. Спусковая сторона пер. Запасной (2А).

Рисунок 10. Спуск лидера.

Рисунок 11. Съёмка из-за укрытия.

Рисунок 12. Спусковая сторона пер. Запасной (2А).

Рисунок 13. Панорама от точки начала подъёма на пер. Ашутор (1Б).

Точки перевалов:

4215.352539ПЕР ЗАПАСНОЙ 2А

4161.323242ПЕР АШУТОР 1Б

День 5, 19 июля. Выход за заброской

Утром ясно, днем переменная облачность.

подъём

5:50

выход

привал

ЧХВ

7:30

9:10

1:40

всего

1:40

Выход за заброской не учтён в ходовом времени.

За один длинный переход доходим до места, откуда нужно совершать радиальный выход за заброской. Красивое место. Здесь из озера вытекает ручей. Это точка «РАЗДЕЛЕНИЕ» на общей схеме маршрута.

Три человека выходят за заброской к проходной рудника Кумтор. Чтобы не попадать в болота решили идти в основном по верхам. Значительная часть пути проходит водль водоотводного канала, который является границей рудника. Мы стараемся держаться подальше от Рудника: если нас арестуют, то мы долго будем объяснять, что там нет забора и предупреждающих знаков. При подходе к проходной бродим через ручей, образованный окончанием водоотводного канала. На месте нас ждёт Вадим Зангиев, вручает нам заброску в руки.

На обратном пути у одного участника началась горная болезнь. Последний переход он шёл разгруженным. Вернулись в точку разделения около 16:30 часов. Получилось, что затратили на выход за заброской около 7 ч ГХВ (грязного ходового времени).

По первоначальному плану мы должны были в этот день подойти к л. Сарытор. Однако уже стало ясно, что успеть можно только если сильно поспешить. Было решено потратить один запасной день и хорошенько отдохнуть на сыртах, заодно получше акклиматизироваться к высоте 3800. Остаёмся ночевать тут.

Рисунок 14. Выход за заброской. Точки 152, 154 - родники.

Точка проходной рудника Кумтор почти совпадает с ГМС «Тяньшань» на старых картах. Точки родников, которыми мы воспользовались, а также точка заброски:

3727.333496родник

3761.362793родник

3637.711426заброска

День 6, 20 июля. Полуднёвка, подход к л. Сарытор

Утром ясно, после обеда пасмурно.

подъём

5:50

выход

привал

ЧХВ

13:30

14:20

0:50

сырты

14:30

15:25

0:55

сырты

15:55

16:55

1:00

сырты спуск по конгломерату около 40° к ручью

17:05

17:25

0:20

переход ручья конгломерат и моренные отложения

всего

3:05

Подъем в 5.50. Решили выходить после обеда, чтобы заболевший вчера участник окончательно оправился от горной болезни.

Выход в 13.30. Идем по сыртам на северо-восток вдоль края Ак-Шийрака. Сырты поросли травой и эдельвейсами, местами заболочены, местами встречаются россыпи камней. За два с половиной перехода подходим к долине ручья – ледника, стекающего с в. 4764. Это левый приток р. Сарытор. По крутому конгломерату ~40° спускаемся к руслу ручья, переходим его в 17:00.

Поднимаемся на правый борт долины ручья и спускаемся в долину Сарытор, немно- го траверсируя в сторону нашего перевала. Через 20 минут после перехода ручья встаём на ночевку на большой удобной площадке среди морен на высоте 3830. Тут стояли и до нас. Вода тут мутновата. Последняя ночёвка на траве.

Рисунок 15. Ледник и долина Сарытор.

День 7, 21 июля. Пер. Сарытор Ц. (2А)

Ясно, солнечно.

подъём

4:00

выход

привал

ЧХВ

5:40

6:30

0:50

открытый лёд надеваем кошки, обвязки

7:10

8:05

0:55

открытый лёд в конце нашли лужу с водой

8:40

9:20

0:40

закр ледник, затем фирн и лёд крутизна льда не превы- шает 12°

9:50

10:55

1:05

Небольшой участок ледобурной дорожки в одном месте фирн до 40°.

11:10

12:20

1:10

Закр. ледник. Вышли на перевал.

13:10

15:00

1:50

1 вер сн-лд 40..50°, сн. склон 70 м х 40°, закр. ледник, откр. ледник

всего

6:30

Выход в 5.40. Спускаемся на дно долины, перепрыгиваем текущий из-под ледника поток, разделенный на несколько рукавов, заходим на ледник у правого борта. В нижней части ледник открытый, слабо разорванный, довольно пологий. На первом привале надеваем обвязки и кошки.

Подъем по самой крутой и разорванной части ледника осуществляется по пологой полке, идущей от правого (по ходу) нижнего края взлета до левого верхнего. За второй переход подходим почти к началу подъёма. Тут начинается закрытый ледник. Из-за северной экспозиции только в этот момент удалось найти на леднике жидкую воду.

Разворачиваем связочные верёвки на всю длину 50 м, 8 из 10 ледобуров отдаём лидеру: это с прицелом на ледобурную дорожку.

Рисунок 16. Обход ледопада по ледовой полке. Лёд пока открытый.

Рисунок 17. Движение по ледовой полке.

Рисунок 18. Движение по ледовой полке.

Рисунок 19. Ключевой участок подъёма.

Рисунок 20. Закрытый ледник.

Рисунок 21. Панорама с пер. Сарытор Ц. (2А) в сторону л. Петрова.

Обойдя несколько крупных трещин, выходим на ледовую полку. Дальше движемся без промежуточных точек: крутизна льда не превышает 12°. Один раз делаем поворот направо, и снова налево. Только на самом верхнем участке подъёма надо пролезть участок фирна до 40°. Тут ставим 3 точки ледобурной дорожки.

Выше идёт пологий закрытый ледник. Укорачиваем связочные верёвки до нормы. На седловине в 12:20. Снимаем записку группы из Одессы. Точка перевала: 4573.270508ПЕР САРЫТОР Ц 2А

В сторону спуска седловина обрывается крутым снежным склоном, во многих местах в спусковую (южную) сторону нависают карнизы. В самом низком месте седловины раскапываем снег и организуем станцию на ледобурах. Последний делает самовыверт. Спустившись на 50 м по снежно-ледовому склону 40..50°, делаем станцию на снегу (на ледорубах). Далее идем в связках по снегу 70 м х 40° и потом по ровному леднику. В 15:00 встаем на ночевку почти в центре северного цирка восточной ветви ледника Петрова на открытом льду на высоте 4260.

Существует альтернативный путь спуска: 2 верёвки по скалам в левой (орографиче- ски) части седловины. В частности, так ходил Аренкин в 2014 году. У Аренкина было значительно меньше снега, чем у нас.

При прохождении в противоположную сторону (с юга на север) возможны проблемы с поиском пути спуска в районе ледопада. В случае неверного выбора пути можно провесить 5-8 верёвок на спуск.

Рисунок 22. Команда на пер. Сарытор Ц. (2А),

Рисунок 23. Начало спуска с пер. Сарытор Ц. (2А).

Рисунок 24. Спуск с пер. Сарытор Ц. (2А).

Рисунок 25. Спуск с пер. Сарытор Ц. (2А).

День 8, 22 июля. Пер. Джаман-Суу Ц.(2А)

Погода ясная.

подъём

4:00

выход

привал

ЧХВ

10:05

10:45

0:40

открытый ледник, лабиринт мульд

11:00

12:00

1:00

лабиринт мульд, подъём сн 350м х 10..15°

12:50

14:10

1:20

1 веревка на спуск (10 м), далее пешком ос 350м х 30°

14:40

15:15

0:35

обход ледосброса: крупная и средняя осыпь

15:25

16:20

0:55

пологий открытый ледник

всего

4:30

Подъёме в 4:00. После подъёма у одного участника начались проблемы с пищеварением: последствия горной болезни. Лечим участника, греемся на солнце. Выход в 10:05. Участник выздоровел, даже выполнял в этот день техническую работу.

Подходим к перевальному взлету по пологому, открытому леднику с лабиринтом мульд. Поднимаемся по снежному склону крутизной 10..15°. На седловине в 12:00. Снимаем записку группы из Одессы. Точка перевала:

4484.954590ПЕР ДЖАМАНСУ Ц 2А

В сторону нашего спуска склон скально-осыпной. Вешаем на спуск одну веревку по разрушенным скалам (дюльфер длиной около 10 м, крепление на расходной петле). Далее длинным траверсом уходим влево. Таким образом стараемся избежать нахождения под снежными карнизами. Один участок под снежным карнизом пробегаем по одному бегом. В остальных случаях идём плотной группой. Средняя осыпь около 30° х 350 м. Далее – широий и пологий снежно-осыпной кулуар. Выходим на пологий участок ледника – левого притока л. Джамансу и устраиваем перекус.

Чтобы перейти на основное течение л. Джамансу необходимо обойти ледосброс по левому борту ледника-притока. Далее по ровному открытому леднику Джаман-Су подходим под пер. Петрова (1Б) и в 16:20 ставим бивак на высоте 4230.

Рисунок 26. Пер. Джаман-Суу Ц. со стороны л. Петрова.

Рисунок 27. Подъём на пер. Джаман-Суу Ц.

Рисунок 28. Команда на пер. Джаман-Суу Ц.

Рисунок 29. Спуск с пер. Джаман-Суу Ц. (2А).

Рисунок 30. Спуск с пер. Джаман-Суу Ц. (2А).

Рисунок 31. Спуск с пер. Джаман-Суу Ц. (2А). Избегаем снежных карнизов.

Рисунок 32. Обход ледосброса.

День 9, 23 июля. Пер. Шукшина (2А), пер. Клешня (2А)

Утром ясно. После обеда пасмурно.

подъём

4:00

выход

привал

ЧХВ

6:45

7:35

0:50

Подъем - пологий снег 10-15°.

7:45

8:35

0:50

Пер. Шукшина. Скалы 45-60°, 2,5 вер перил.

9:30

12:55

3:25

Первый спустился в 12:12, последний - в 12:55. Горячий обед.

14:05

14:35

0:30

Закрытый ледник. Остановка, чтобы надеть снегоступы.

14:45

15:55

1:10

16:00

16:15

0:15

Вышли на пер. Клешня.

16:45

19:00

2:15

Спук: лд: 2 вер х 40°, скользкая осыпь 100 м х 30..35°. Закр ледник со множеством скрытых трещин 300 м.

всего

9:15

Подъём дежурного в 4:00, выход в 6:45. Сразу заранее связались в связки. За 2 перехода зашли на перевал Шукшина Василия (2А, 4620). Подъём – фирн и снег до 10..15°. На перевале в 8:35. Точка перевала: 4619.830078пер. Шукшина 2А

Спусковая сторона в сторону л. Петрова – скалы 45..60°. Лидер начал спуск в 9:30. Верхняя станция – расходная петля. Вторую станцию лидер сделал на скальных крючьях, но потом рядом сделали ещё одну станцию на скальном выступе. Третья станция – также на скальном выступе. Четвёртую не ставили. Таким образом на спуске израсходовали только расходный шнур, а скальные крючья остались при себе.

В сумме провесили 2 полных верёвки и одну сложенную пополам. Так как замыкающий спускался по сдвоенной верёвке на 50 м, на это уходили обе две имеющиеся основные верёвки команды. Верёвки связывали между собой дубовым узлом. Таким обра- зом всей команде приходилось целиком собираться на каждой станции. В итоге на спуск ушло 3:25 чистого времени (считая окончание работы по последнему).

Ниже последней верёвки идёт скально-осыпной склон около 100..150 м х 25..40°. Проходим его по одному. Ниже есть пологая площадка на берегу мульды. Горячий обед. Первый спустился на место обеда в 12:12, последний – в 12:55.

Рисунок 33. Подъём на пер. Шукшина Василия (2А) со стороны л. Джаман-Суу.

Рисунок 34. Команда на пер. Шукшина Василия (2А). Лидер уже ушёл на полверёвки вниз.

Рисунок 35. Первая (верхняя) верёвка при спуске с пер. Шукшина. Спуск замыкающего.

Рисунок 36. Вторая (сверху) станция на спусковой стороне пер. Шукшина (2А).

Рисунок 37. Лидер идёт вторую верёвку.

Рисунок 38. Пер. Шукшина Василия (2А) со стороны л. Петрова (правого).

Рисунок 39. Спусковая сторона пер. Шукшина Василия (2А).

Пер. Клешня

Выходим с обеда в 14:05, вначале без снегоступов. Довольно скоро пришлось остановиться, надеть снегоступы. По пологому закрытому леднику набираем к перевалу Клешня и в 16:15 выходим на перевал. Точка перевала: 4633.782715пер. Клешня 2А

Спуск в сторону л. Петрова (левого). На спуск провесили 2 верёвки по льду ~40°, сброс на ледобурах-самовыкрутах. Первая (верхняя) верёвка в самом верху проходит через скальный пояс, на котором лежит множество камней. Лидер долго и тщательно счи- щает камни с этого скального пояса.

После 2-й верёвки (с 3-й станции) уходим на осыпь с правого борта и доходим до пологого места уже без страховки. Осыпь эта весьма скользкая, под ней лёд. По- видимому безопасней было бы провесить ещё одну, третью, а возможно ещё и четвёртую верёвку по льду и дальше уже идти в связках. Это позволило бы не терять страховку на всём пути спуска. Мы так не сделали по двум причинам: (а) инерционность мышления – на 1Б обычно столько не вешают, (б) руководитель шёл замыкающим и плохо оценивал обстановку впереди.

Дальше нужно пройти около 300 м по закрытому леднику, на котором есть множество скрытых трещин. Снег раскис, поэтому тропящий проваливается в одну из них с головой, повиснув на связочной верёвке.

В 19:00 ставим бивак на плоском месте закрытого ледника, высота 4440.

Мы рассчитывали, что Клешня окажется перевалом 1Б, возможно сложным 1Б. Так, крупа Котлярова в 2016 году на подъём провесила лишь 20 м перил, которыми воспользовались лишь последние 3 участника. У нас перевал по факту оказался неплохим 2А. Это стало ясно лишь после провески первой верёвки на спуск, когда пришлось вешать вторую верёвку.

Рисунок 40. Пер. Клешня со стороны л. Петрова (правого).

Рисунок 41. Группа на пер. Клешня.

Рисунок 42. Спуск с пер. Клешня в сторону л. Петрова (левого).

Рисунок 43. Пер. Клешня, спусковая сторона.

День 10, 24 июля. Пер. Кара-Сай С. (2А)

Весь день пасмурно.

подъём

5:50

выход

привал

ЧХВ

8:10

9:10

1:00

Закр. ледник

9:40

12:40

3:00

Подход 400 м, подъём: лёд 3 вер (1 вер 30°, 1 вер 30..45°, 1

вер 45..60°).

13:30

15:00

1:30

Спуск: пологий закр. ледник.

всего

5:30

Подъём 5:50, выход в 8:10 После вчерашнего тяжёлого дня решили поспать побольше

Первый переход по закрытому леднику (от пер. Клешня) характеризуется большим количество скрытых трещин. Тропящий (в снегоступах!) регулярно проваливается по ко- лено и по пояс, в итоге погнул снегоступы. При подходе поближе к пер. Кара-Сай С. снег становится потвёрже.

За 400 м до начала перевального взлёта устраиваем первый привал. Перетасовываем связки, разворачиваем верёвку лидирующей связки на полную длину, снимаем снегосту- пы, отдаём лидеру айсбаль и большую часть ледобуров: чтобы прямо со связки вешать первую верёвку (лидера связки партнёр страхует на массу).

Первая верёвка подъёма – лёд около 30°. Станция ниже бергшрунда – на снегу, на ледорубах. Дальше смена лидера, лидирует участник с жёсткими двухрантовыми кошками с вертикальными передними зубьями. Вторая верёвка – лёд кртизной 30..45°. Третья ве- рёвка 45..60°. На ней лидер ставит промежутки каждые 10..15 м. Верёвки ровно хватает, чтобы залезть за перегиб. Верхняя станция на ледобурах.

Несмотря на большую крутизну (Аренкин в 2014 году оценил максимальную кру- тизну в 70°), лидер (Кирилл Завалин) всё пролез с рюкзаком. В этот момент у нас было еды на 5 дней, вес рюкзака лидера в этот момент составлял около 13,7 кг, не считая железа в руках, на ногах и на системе.

Вся команда собралась на верхней станции (выше перегиба) к 12:40. Кругом видны трещины, поэтому дальше 10 м ходить следует только со страховкой. Точка верхней станции: 4561.461426Пер Кара-Сай С. 2А*

Тур находится на скальной полке с юго-восточной стороны от седловины. Спуск – пологий закрытый ледник.

Через длинный полуторачасовой переход в 15:00 ставим бивак на л Северный Кара- Сай у поворота к пер. Лагерный.

Перевал по сложности технических участков ближе к 2Б, но по их длине не дотяги- вает до 2Б. Поэтому мы считаем, что фактическая трудность – сложная 2А.

Рисунок 44. Пер. Кара-Сай С. со стороны л. Петрова.

Рисунок 45. Подъём на пер. Кара-Сай С. со стороны л. Петрова.

Рисунок 46. Подъём на пер. Кара-Сай С. со стороны л. Петрова.

Рисунок 47. Станция на склоне 45°.

Рисунок 48. Лидер отдыхает на промежуточной точке на самом крутом участке. Перед проходом над станцией лидер вкрутил промежуток.

Рисунок 49. Вылаз через перегиб.

Рисунок 50. Поиск тура.

Рисунок 51. Команда на пер. Кара-Сай С. (2А*, 4560).

Рисунок 52. Спусковая сторона пер. Кара-Сай С. (2А*).

Рисунок 53. Бивак на л. Северный Кара-Сай. Слева - основное течение ледника.

День 11, 25 июля. Пер. Лагерный (2А)

Весь день пасмурно.

подъём

4:30

выход

привал

ЧХВ

6:40

7:25

0:45

7:40

9:40

2:00

Подъём: сн 50м х 45° (пешком), 1 вер лд. 45°, 1,5 вер 20..30° на седловине Лагерного

10:25

11:40

1:15

Спуск: ос 250м х 25..35° холодный перекус.

12:20

13:25

1:05

Спуск до слияния ледников: пологий закрытый и открытый ледник

13:35

15:00

1:25

Подъём на пер. Каинды: пологий пткрытый и закрытый ледник.

всего

6:30

Подъём дежурного в 4:30, выход в 6:40. За один переход подошли под перевал Лагерный со стороны л. Северный Кара-Сай. Решили идти по пути на правую часть седловины: этот путь показался положе. Вначале поднимаемся снегу, 50 м х 45°, тропим по колено. После того, как подошли к бергшрунду, начинаем вешать перила. 1-я верёвка – фирн под слоем снега, затем просто фирн 35..40°, на отдельных участках до 50°. 2-я верёвка – фирн 25..30°, потом ещё полверёвки 20..25°. В 10:25 мы на седловине. Затратили на подъ- ём 2 часа.

Нашли тур на пупыре посреди перевала. Туда пришлось слазить 2 раза: чтобы снять записку и чтобы положить свою. Сняли записку 1983 года. По-видимому после 1983-го этот перевал ходили в основном через северную седловину, в частности Соколовский в 2014 году. Точка нашего прохождения перевала: 4624.292480ПЕР. ЛАГЕРНЫЙ 2А

В 11:40 начинаем спуск по разрушенным скалам плотной группой, которые перехо- дят в осыпь. Внизу осыпи быстро связались в связки– дальше закрытый ледник.

В 12:20 сделали холодный перекус и за 2 перехода дошли до пер. Каинды (1Б). На впадении левого притока в л. Коёнды нужно перейти ручей. Несмотря на то, что большая часть пути проходила по открытому леднику, всё время шли в связках: чтобы не тратить время на связывание/развязывание.

В 15:00 ставим бивак на широкой седловине пер. Каинды, в 70 м от лужицы с водой.

За водой приходится ходить в связках: на этих 70 м есть две трещины. Высота 4306: 4305.681641ночь на 26е и 27е

Рисунок 54. Подход под пер. Лагерный (2А). На заднем плане л. Северный Кара-Сай.

Рисунок 55. Пер. Лагерный (2А) со стороны л. Северный Кара-Сай.

Рисунок 56. Пер. Лагерный (2А) со стороны л. Северный Кара-Сай.

Рисунок 57. Команда на Пер. Лагерный (2А).

Рисунок 58. Начало спуска с пер. Лагерный (2А) в сторону л. Коёнды.

Рисунок 59. Спуск с пер. Лагерный (2А) в сторону л. Коёнды.

Рисунок 60. Бивак на пер. Каинды.

День 12, 26 июля. Траверс пика Турклуба МГУ (2А)

Почти весь день ясно или переменная облачность, с 10 до 12 видимость снижена.

подъём

4:30

выход

привал

ЧХВ

6:40

9:35

2:55

Подъём на пик ТК МГУ: ос: 350мх35° участки скал с не- сложным лазанием, в т.ч. обледенелых 1 вер 10м ск-ос 200м х 20..30°

9:50

11:45

1:55

150 м ледобурной.дорожки по сн-лд гребню 1000 м поло- гого сн-лд гребня. На вершине.

12:15

13:20

1:05

Траверс на пер. Чонсай С.: пологие сн гребни, закр ледник.

13:30

14:35

1:05

Спуск с пер. Чонсай С.: сн 450м х 35..40°, несколько бергшрундов закрытый ледник с множеством скрытых трещин.

14:50

15:15

0:25

Подъём на пер. Каинды.

всего

7:25

Подъём в 4:30. выход в 6:40. Задача – повторить путь первовосходителей – группы Соколовского 2014 года и таким образом совершить второвосхождение.

С собой взяли всё специальное снаряжение, включая лавинное, пуховки, а также два коврика, эгоистический спальник и спутниковый телефон на случай спасработ. С чехлами для кошек получилось три почти целиком набитых рюкзака на пятерых. Перед уходом погасили купола палаток, оставив их растянутыми на треккинговых палках.

Подходим под скально-осыпной СЗ-гребень, снимаем кошки и начинаем подъём. Поднимаемся по слежавшейся осыпи ~30..35°. Изредка встречается несложное лазание. Примерно на высоте 4600 встречается скальный жандарм. Группа Соколовского в 2014 году облазила его справа по льду. Мы решили пролезть по скалам. Походив вправо-влево по скальным полкам, пролезаем короткий (около 5 м) участок обледенелых скал и вешаем верёвку ~15 м. Таким образом мы прошли этот участок проще, чем группа Соколовского.

Выше идёт продолжение скально-осыпного гребня: пологая слежавшаяся осыпь, 200 м х 20..30°.

Выше гребень поворачивает на юг (направо) и становится снежно-ледовым. В 9:50 выходим в кошках и связках. Ставим около 150 м ледобурной дорожки по снежно- ледовому гребню. Далее гребень становится более простым и пологим, идём просто с одновременной страховкой. Видимость несколько снизилась, но довольно скоро снова растянуло.

В 11:45 команда мы на вершине. Высота по WGS-84 равна 4971 (по карте 4983). С вершины свисают снежно-ледовые карнизы, поэтому отходить от неё следует только на страховке. Вершина полностью снежная, искать записку группы Соколовского, закопанную в снег, а также оставлять свою записку не стали. Точка вершины: 4971.178711пик ТК МГУ (2А)

Дальше – траверс на юго-восток с последующим поворотом на восток. Пришлось немного набрать высоту на вершинку с юга от пер. Чонсай Северный. Поворачиваем на северо-восток и по гребню к 13:20 дошли до пер. Чонсай Северный.

Перевал Чонсай Северный не каталогизировн. Здесь так условно называется перевал между ледником Коёнды и ручьём Чонсай, стекающем на юго-восток. – левым притоком Акташа. Трудность перевала приблизительно 2Б..3А из-за скальной стены с юго- восточной стороны. Тур составлять не стали. Точка перевала: 4716.563965пер Чонсай С. (3А?)

Мы спускаемся на северо-запад в связках без провески перил: снег 450 м х 35..40°. По пути переползаем несколько бергшрундов в большинстве с попеременной страховкой. Дальше более пологий ледник с множеством трещин: тропящий часто проваливается по пояс.

К 14:35 спустились до основного течения л. Коёнды. К 15:15 поднялись на пер. Ка- инды – к месту ночёвки.

Рисунок 61. Путь траверса на космоснимке.

Рисунок 62. Траверс пика ТК МГУ (2А).

Рисунок 63. Первый участок скально-осыпного гребня.

Рисунок 64. Перелаз Жандарма.

Рисунок 65. Верёвка перил.

Рисунок 66. Окончание ледобурной дорожки на сн-лд гребне.

Рисунок 67. Группа на вершине Турклуба МГУ (2А, 4971).

Рисунок 68. Начало спуска с вершины на юго-восток.

Рисунок 69. Начало спуск с пика ТК МГУ на юго-восток и восток.

Рисунок 70. Группа на пер. Чонсай Северный (2Б-3А).

Рисунок 71. Юго-восточная сторона пер. Чонсай Северный (съёмка в режиме панорамы).

День 13, 27 июля. Д. р. Кара-Сай.

Весь день ясно, к вечеру переменная облачность.

подъём

4:40

выход

привал

ЧХВ

6:55

8:40

1:45

Закрытый и открытый ледник

8:50

9:10

0:20

Сход с ледника у левого борта

9:45

10:45

1:00

Трава, пересечение конгломератных кулуаров.

10:50

11:50

1:00

12:00

12:40

0:40

Дошли до озера. Горячий обед.

14:30

15:20

0:50

Пастбища, саз

15:30

16:20

0:50

16:30

17:20

0:50

17:30

18:00

0:30

Дошли до хорошей дороги, моста через р. Кара-Сай.

18:20

22:30

4:10

Дорога до села Кара-Сай.

всего

11:55

Подъём дежурного в 4:40, выход в 6:55. Выходим в связках в сторону долины Кара- Сай. Ледник скоро становится открытым. Слияния с правым притоком – ледником. сте- кающим с пер. Москва и с левым притоком – ледником Южный Кара-Сай , стекающим с пер. Чонсай, проходим по центру, дальше движемся слева от центральной морены. Сходить с ледника Южный Кара-Сай на морену следует ближе к правому борту долины. Мы это сообразили не сразу и нам пришлось пересекать направо и надевать уже снятые кош- ки. После схода с ледника перешли на левый борт долины. Перебродив ручей, стекающий из-под ледника.

В 9:45 полностью снимаем специальное снаряжение и тёплые вещи (каски остаются на головах).

Далее движение по левому берегу долины Кара-Сай. Иногда приходится пересекать конгломератные кулуары. Чтобы их избежать, ненадолго выходим на каменистую пойму долины. Перепрыгнув несколько ручьёв, на очередном прижиме снова выходим на травянистый левый берег.

В 12:40 дошли до озера 3684. Горячий обед. Подсушили снаряжение, разгрузили отстающего участника. Дальше до самого финиша мы не нашли сносных источников питьевой воды.

По кое-где заболоченным пастбищам к 18:00 дошли до хорошей дороги и моста через Кара-Сай. Так как у нас оставались запасные дни, решили заранее не вызывать Вадима Зангиева с машиной. Решили попытаться добраться на попутках, либо найти кого-то из местных с машиной. По дороге правда никто не ездил. Только пастухи на лошадях, у которых не было связи со своим селом.

Решили прогуляться 16 км по дороге до села Кара-Сай и спросить машину там. По- сле 1,5 переходов решили разделиться: руководитель и финансист пошли вперёд со скоростью 6..6,5 км/ч, а остальные пошли вместе с медленно идущим участником. Последние 2 часа прошли по темноте.

Лидирующая группа в 21:45 разбудила человека на трансформаторной станции у села Кара-Сай. Выяснилось, что в селе почти никого нет (все мужчины в полях пасут скот), есть только пограничники на противоположной стороне реки. На трансформаторной станции есть бригада, проводящая некие работы, сейчас все спят, машины ни у кого нет. Зато эти люди поделились с нами хорошей водой.

К 22:30 подошла отстающая часть группы. Как раз с другого берега реки по дамбе подъехали пограничники и проверили документы. Мы договорились с ними, что они довезут нас завтра на попутном транспорте (полноприводном Камазе) до Каракола за 8000 сом. Легли спать без готовки ужина, только чаю попили.

Утром 27-го успели позавтракать и погрузились в машину пограничников. Ехать в тентованном кузове было некомфортно из-за летящей пыли. В конце пути были совсем запылённые.

Рисунок 72. Сход с л. Южный Кара-Сай.

Рисунок 73. Озеро 3684 – место обеда.

Рисунок 74. Дорога до села Кара-Сай.

Заключение Основные результаты и выводы

В сумме за поход прошли около 73,0 ч ЧХВ, не считая выхода за заброской. Прошли около 155 км в плане, считая с коэф. 1,2 суммарный набор 5,1 км, суммарный сброс 4,1 км, 8 препятствий 2А, включая 6 отдельных перевалов, 1 связку перевалов и 1 траверс вершины. Совершено одно второвосхождение. Перевал Запасной пройден впервые с 1978 года (за 39 лет). Перевал Лагерный пройден через седловину, через которую не ходили с 1983 года (34 года). Перевал Кара-Сай Северный – сложный 2А (участок льда 60°).

Если не считать первый день, когда встали практически на месте старта, за остальные 12 дней мы в среднем работали 6,1 ч ЧХВ в день, не считая выхода за заброской.

Вывод: Успешно пройден горный поход 3 к. с..

Дополнительные выводы

Район Ак-Шийрака имеет особенности:

  • Можно не напрягаясь проходить по перевалу в день с набором 200..400 м, ночуя при этом на леднике на 4200..4400. Это позволяет пройти технически насыщенный поход. Например, на Кавказе между перевалами как правило нужно сбросить и набрать по ~1500 м.
  • Погода, несмотря на обилие пасмурных дней, ни разу не подвела.
  • Можно доставить заброску, заехать и выехать со стороны рудника Кумтор, села Кара-Сай, дороги Кара-Сай – Учкошкон.
  • Высоты перевалов примерно на 800..1000 м выше, чем на Кавказе.
  • В случае аварии по крупным ледникам можно без особых трудностей выйти к цивилизации.
  • Снег на Терскее и Ак-Шийраке такой, что часто приходится тропить. Для летнего похода в районе настоятельно рекомендуется брать снегоступы.
  • Лавинное снаряжение, по-видимому, было лишним: лавинная опасность была только под снежными карнизами, под которыми мы и не ходили, и чуть-чуть при тра- версе пика ТК МГУ.
Основные свойства похода

Сложность похода заключается в прохождении 8 препятствий 2А, включая 1 траверс вершины. Перевал Кара-Сай Северный – сложный 2А (участок льда 10 м х 60° на подъём).

Новизна похода заключается в прохождении перевала Запасной, который не ходили с 1978 года, второвосхождении на пик ТК МГУ, прохождении пер. Лагерный через седловину, через которую поидимому не ходили с 1983 года.

Безопасность (стратегия). Мы заранее застраховали жизнь и здоровье, послали страховые полисы в фирму Аксай-тревел, которая может организовать вертолёт. Организовали наблюдателя в городе, который публиковал наши смс-ки со спутникового телефона. Было организовано несколько тренировок, в т. ч. по поиску в лавине. Айсбаль входил в общественное снаряжение помимо личных ледорубов. Аптека разделена на 2 части, едущих у разных участников + личные аптеки. Сшили участникам подкошечные снегоступы и бахилы. Для эгоистического спальника сшит конденсатор-кокон.

Так как год ожидался многоснежным, было принято решение взять комплект лавинного снаряжения: биперы (лавинные датчики) каждому, по лавинной лопате и по лавинному щупу на связку. Большая часть лавинного снаряжения бралась в прокат на mount.ru. Однако оказалось, что лавинная опасность на маршруте почти отсутствовала.

Была рассчитана относительно мягкая акклиматизация: выход на 4000 после трёх ночёвок. График был относительно ровным, и почти не предполагал подвигов в отдельные дни. Самый напряжённый (по плану) день – день 4 (18 июля), прохождение первых перевалов. Реально работали 9:50 ЧХВ, начали ставить бивак в 19:50. Заложено 3 запасных дня.

Безопасность (тактика). Все перевалы, за исключением пер. Клешня, проходились в утренние часы. Видимость была хорошей.

Своевременно принято решение истратить запасной день на дополнительную акклиматизацию (в районе рудника Кумтор).

Действовало правило: всегда в движении носим каску на голове. Снять можно только на биваке и, быть может, на привале.

Аналогично бипер: если в течение дня предполагался снег, включали бипер до утреннего выхода и выключали только после прихода на бивак, даже если часть пути проходила по траве. Аналогично связки на закрытом леднике: зачастую связывались сильно заранее, когда ещё находились на закрытом леднике.

Всегда удавалось пройти между снежными карнизами. Ни разу не было видно самопроизвольно падающих камней, а тех, что спускали сами, избегали грамотным выбором траектории движения.

Допущена ошибка, заключающаяся в недооценке трудности пер. Клешня (1Б*) и, как следствие, прохождении его вечером: начало провески на спуск около 16:35, начали ставить бивак в 19:00. Снег на спусковой стороне растаял, и перевал реально оказался хорошим 2А. Это стало понятно только после провески первой верёвки на спуск. Руководитель взял на себя работу по замыканию и сдёргиванию верёвок, в результате плохо контролировал движение лидирующих участников, которые пошли неоптимальным путём и даже прошли 50 м по закрытому леднику без страховки.

Безопасность (техника). Недостатков в технике замечено не было. Участники страховку не теряли (за исключением короткого эпизода на пер. Клешня – короткий участок закрытого ледника), каски были всегда на голове, ошибок в организации страховки не замечено.

Напряжённость заключается в прохождении 155 км в плане (не считая выхода за заброской), 5,1 км набора и 8 препятствий 2А за 12 фактических походных дней, не считая 1-й день, когда поставили бивак практически в месте старта. Этапы между забросками: фактически 4 и 8 дней (не считая запасных). Максимально несли еды на 9 дней. Значительная часть похода проходила на высотах больше 4000, было 6 ночёвок на ледниках выше 4200 м.

Полезность: все пройденные препятствия сфотографированы с двух сторон (кроме очевидных перевалов Ашутор и Каинды, которые ходят по карте). Сфотографирована юго-восточная сторона перевала Чонсай Северный. Записаны координаты всех пройденных препятствий.

Приложение: перевальные записки

Рисунок 75. Записка с пер. Сарытор Ц., Аренкин.

Рисунок 76. Записка с пер. Джамансу Ц., Шкилёв.

Рисунок 77. Записка с пер. Шукшина Василия (лицевая сторона), Котляров.

Рисунок 78. Записка с пер. Клешня, Котляров.

Рисунок 79. Записка с Кара-Сай Сев., Аренкин.

Рисунок 80. Записка с пер. Лагерный 1983 года, Левинсон.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru