Первая зимняя фотоэкспедиция в Гранитные города Улахан-Сис
Две летние экспедиции в это удивительное место на краю света, которые провёл в 2016-м и 2017-м годах, окончательно утвердили меня в намерении побывать здесь зимой. Нет сомнений, что с точки зрения пейзажной фотографии, это гораздо более интересное время. Даже одного обстоятельства достаточно, возможность увидеть и снять всю эту потрясающую архитектуру в сочетании с северным сиянием. Да и много других аспектов явно на стороне зимы. Однако зима время суровое, особенно в Якутии, а условия здесь экспедиционные, жить и работать придётся прямо среди снегов, ночевать в палатке почти на самой макушке горы, открытой всем ветрам, других вариантов нет. Поэтому идея была пройти по краешку, то есть приехать в самом конце зимы, чтобы не попасть совсем уж в жуткие морозы. Но и в тоже время успеть в период до наступления полярного дня, когда есть ночь, чтобы поймать северное сияние. Получалось, что этот период выпадает на первую половину апреля, по расчётам дальше уже должен начинаться полярный день.
Ну и как обычно, идея есть, но как всё это реализовать, большой вопрос. Во-первых, надо найти кого-то, кто поможет с заброской. Во-вторых, найти тех, кто подпишется на такую авантюру и своими средствами обеспечит финансирование затеи.
Гранитные города на карте:
По заброске я решил положиться на самый очевидный вариант, а конкретно на всё население заброшенного геологического посёлка Похвальный, который расположен в тридцати километрах от массива останцов. А всё население – это Алевтина и Алексей, уже немолодые и единственные здесь обитатели. Правда, у Алевтины ещё сын есть в Оленегорске, это в 60 километрах от Похвального. Его тоже можно было задействовать. А снегоходы у них есть. Честно говоря, этот вариант с самого начала не казался мне надёжным, но всё же, договорённость с этими людьми я получил. Да и выбора особо не было.
Что уж тут говорить, это не какой-то много раз отработанный тур в популярных местах, где всё более-менее понятно, это настоящая экспедиция в экстремальных условиях, с абсолютно неуверенной и сложной логистикой. Но если не браться за такие дела, то далеко не уйдёшь. Только выходя за какой-то предел, можно увидеть новые горизонты. Но это понимание никогда не избавляет от психологического напряга, при подготовке и реализации подобных проектов. В общем, примерно полгода я спал откровенно плохо. Но что удивительно, когда объявил набор участников, обнаружился неожиданный интерес к проекту, несмотря на высокую стоимость и явно экстремальные условия. Понятное дело, они всё время тасовались, то появлялись, то исчезали, потом появлялись новые, но в итоге со мной поехало четыре человека.
Но ведь всё ещё нужно было подготовить в течение осени и зимы. Что подготовить конкретно? Ну, это непросто. Самое главное, надо было доставить снаряжение и продукты на место, то есть в заброшенный посёлок Похвальный, к Алевтине и Алексею. При этом гарантированно я мог только лишь потратить деньги на всю эту подготовку, но никаких гарантий в возможности реализовать проект, никто мне дать не мог. Но кто не рискует, тот… В общем, я рискнул. Обычно всегда так делаю.
Итак, купил специальную палатку для зимних лыжных походов, печку к ней, керосиновый обогреватель, прочую мелочь и набил две пластиковые бочки продуктами. Всё это нужно было как-то доставить на место. Вот как вы думаете, какая транспортная компания может доставить груз, например, в такие якутские посёлки как Белая Гора или Чокурдах? Называю ближайшие от Похвального, который нежилой и в который уж точно никто и ничего не доставит. Ответ простой – никакая. Да, груз можно отправить только до Якутска. А дальше? А дальше надо искать дальнобойщиков, которые только в зимнее время доставляют грузы в эти посёлки по зимникам. С этими ребятами мне часто приходится взаимодействовать, да и сам пару раз сопровождал грузы. Таковой нашёлся, хотя и лично мне не знакомый. В итоге груз отправил в Якутск на его имя, он его там получил и благополучно доставил в Чокурдах, где есть квартира у Алевтины с Алексеем. На всё это ушло примерно месяца два.
А дальше надо было только дождаться конца марта, не растерять команду, и чтобы не подвели люди на месте. Но вот это последнее и было самым тонким местом, которое в итоге порвалось. Ближе к делу, Алевтина поняла, что не потянет эту работу, а времени оставалось совсем мало. Мои попытки найти замену, не увенчались успехом. Но надо отдать должное Алевтине, она не совсем меня бросила, нашла таки замену, очень предприимчивого товарища Диму из Оленегорска, который имеет достаточно серьёзные возможности и авторитет в этих местах. Но цена выросла ровно вдвое! Предприимчивый человек Дима явно понимал, что, скорее всего, деваться мне будет некуда, и я соглашусь. А мне и, правда, деваться было некуда, и я согласился. Ну не мог же я подвести четырёх человек, которые мне доверились, а билеты уже давно куплены. Но это была не единственная причина, почему уже нельзя было пойти на попятный, даже если это совсем невыгодно.
К этому моменту, на этой экспедиции завязалось так много всего, что её в любом случае надо было проводить. Как минимум, ещё двух зайцев я здесь убивал. Про то, что это давало шанс получить уникальные фотоматериалы даже и молчу. Но дело в том, что эти материалы ждали в российском издании National Geographic. Уже принято было решение сделать публикацию об этом удивительном ландшафте, который стал известен миру только лишь после моей первой экспедиции в 2016-м году. А зимние фотографии могли бы значительно усилить эту публикацию. Но, кроме этого, было ещё одно очень важное обстоятельство. Попутно я делал заброску продуктов для летней экспедиции, вот потому отправил сюда провианта с большим запасом. А летняя экспедиция планировалась весьма непростая и очень ответственная. В июне сюда готовилась приехать международная команда скалолазов, спонсируемая Red Bull, чтобы стать первыми людьми, кто поднимется на эти скалы.
Ах да! Вот сейчас уже как-то всё забылось, но ведь был же ещё один очень важный нюанс, который остановил бы любого более-менее нормального человека. Прямо перед стартом экспедиции моё здоровье поломалось в одном месте довольно серьёзно. Да в общем, требовался ремонт с оперативным вмешательством. Но и это обстоятельство уже не могло остановить. Хотя риск был откровенный, можно было и не вернуться, к тому же испытывал серьёзные неудобства в связи с этой проблемой. Но в таких случаях обычно я как пуля выпущенная из ружья, обратно в ствол вернуться невозможно. Наверное, кто-то оценит это как безрассудство. Но мой жизненный опыт говорит, когда делаешь что-то без оглядки на свои страхи, и не думаешь - а вдруг, то всё получается. Жизнь уважает смелость.
Итак, в самом конце марта 2018-го года, мы дружной командой из пяти мужиков, вылетели в Якутск и далее в Белую Гору, где могли опереться на поддержку местного жителя Ивана Михайловича, с которым взаимодействовал ещё в предыдущей экспедиции. Тогда он обеспечил нам заброску в Похвальный на моторной лодке. Переночевав у него, следующим днём мы отправились на «Буханке» в сторону Похвального, который расположен примерно в 200 километрах ниже по Индигирке. По реке в это время проложен зимник, дорога нормальная. В Похвальном зимой никто не живёт совсем, но к нашему приезду местный Дима со своей командой должен был уже доставить из Чокурдаха наше снаряжение и провиант, а также пробить снегоходами дорогу к останцам, хотя бы частично. Он ведь не знал точное место, в котором я планировал поставить нашу базу. Плюс, надо было заготовить дрова и тоже доставить их куда-то ближе к месту. Здесь предприимчивый Дима проявил себя с полной ответственностью и всё сделал как надо.
Ночевали мы в Похвальном, но следующим днём уже благополучно были доставлены на место, поставили базу, разместились, и были готовы жить и работать здесь, среди скал в одном из Гранитных городов. Погода в тот день была замечательная, солнечная и безветренная, днём так даже откровенно тепло. Так что сроки действительно были выбраны правильные, всё оказалось не так ужасно, как издалека и заранее казалось. Но всё же, это далеко не курорт. Дима со своими двумя ребятами уехал домой, оставив нас наедине с заснеженными камнями.
Восемь ночей мы провели в палатке, и хотя у нас была печка и достаточно дров, но от внешней среды нас отделяла только тонкая оранжевая материя. Дров действительно нам натащили очень даже много, хотя это были, в основном, длинные стволы, которые ещё надо было напилить. Но Иван Михайлович из Белой Горы дал нам двуручную пилу и большой топор. Так что, у нас была возможность ежедневно разминаться хозяйственными делами. И этих дров вполне хватало и на летнюю экспедицию. Плюс Иван Михайлович дал нам дополнительную брезентовую палатку с каркасом, в которой мы организовали хозблок и кухню. А также генератор, который позволил нам не иметь проблем с зарядкой аккумуляторов. Администрация Белой Горы поспособствовала двадцатью литрами авиационного керосина, который мы заливали в керону, она у нас стояла в кухне, и на ней было удобно готовить пищу, ну и немного греться заодно.
В целом расчёт действительно оказался верным, хотя градусника у нас не было, по ощущениям температура вряд ли опускалась сильно ниже двадцати градусов. Правда, были и неприятные моменты. Однажды на рассвете пришлось срочно выползать из спальников и укреплять растяжки палатки, настолько сильный поднялся ветер и реально был риск, что палатку сорвёт. Но всё обошлось. Хотя пурга длилась ещё сутки.
Рабочий график у нас был привязан, конечно, к режимному времени. Нас интересовали закаты и рассветы, а также северное сияние. Поэтому сутки как-то дробились на две части. Вечерние фотосессии плавно перетекали в ночные, а иногда и с заходом на утро, но чаще всё же, немного спали по ночам. Зато в дневное время можно было смело поваляться. База стояла всё в том же месте, которое присмотрел ещё в предыдущей экспедиции, то есть закрытая стенами с севера, востока и юга, открытая лишь с западной стороны. И обычно во второй половине дня солнце приходило к нам в палатку и довольно ощутимо пригревало, даже печку можно не топить.
Тем не менее, стало очевидно, что первая половина апреля хотя и комфортное время, но для съёмки северных сияний не очень подходящее. И если первую неделю ночь была хоть и короткая, но небо темнело, как ему полагается, то во вторую неделю небо уже значительно посветлело, скоро должен был начаться полярный день. Широта здесь почти семидесятая. Поэтому назрел справедливый вывод в следующий раз делать экспедицию где-то в марте.
Однако, несмотря на многочисленные издержки, следует признать, что экспедиция в итоге прошла абсолютно удачно. И фотоматериалы получились просто потрясающие. В условленный день нас забрали из Гранитных городов и доставили на снегоходах в Похвальный. Затем всё на той же «Буханке» в Белую Гору. Ну и дальше самолётами в Якутск и Москву, а кого-то в Магадан. Дело было сделано. И это была настоящая победа!
Мои ребята в Похвальном. Готовимся к заброске на место