По долблёнкам на Шаан-Каю или третье прохождение мультипитча Атлант-М
Шаан-Кая. Фото: Александр Черных
Идея:
В Крым я езжу с юных лет и об Атланте услышал, когда ещё и 7б не лазал. Отметил про себя и больше не вспоминал. Ещё бы! Ведь после первого пролаза люди говорили, что первая веревка оценивается как 8б, а в верхней части ещё и две 8а есть. Неслабо…
В 2016 году я пролез первые 8б и, "сбрасывая" людей с веревкой с Шаан-Каи, начал поглядывать на блестящие на солнце шлямбура Атланта. Спустя год мы с Сашей Гержой стояли под маршрутом и разминали пальцы, и всё бы ничего, да только стояли мы по щиколотку в снегу. Апрель в 2017 году не задался. Просидев два дня в гроте, мы собрали рюкзаки и уехали лазать в Бахчисарай. Попытка закончилась, не успев начаться.
Шаан-Кая, Апрель 2017:
Желание залезть маршрут никуда не делось, вот только напарника было не найти. Пока весной 2019 Боря случайно не подслушал мой разговор, в котором звучали кодовые слова «Крым, Шаан-Кая, Атлант-М». Оказалось, что пролезть этот маршрут, было его давней мечтой. Я тут же вспомнил о Глебе, который хотел снять фильм о скалолазах, и вот мы уже в Крыму.
Действующие лица:
Собралось нас под Шаан-Каей пятеро: Борис Провоторов, Глеб Неупокоев, Смирнов Андрей, Гембицкий Виктор и я, Нефёдов Андрей. С Борей мы лазали, Глеб и Андрей снимали об этом фильм, а Витёк в это время пролетал мимо, крутя сальтушки и громко хлопая открывающимся парашютом. В общем, каждый был занят своим делом.
До этой поездки я хорошо знал только Витю, от этого общение с парнями было особенно интересным: новые истории, новые темы для разговора, взгляды на жизнь. Несмотря на усталость рано спать мы не ложились и ещё долго беседовали у костра, смотрели через подзорную трубу на луну или ходили на мой любимый камень любоваться Шаан-Каёй на фоне звёзд.
Шаан-Кая
Маршрут:
Атлант-М – 250 метровый мультипитч на Шаан-Каю (Крым). Состоит из 9 участков сложностью 8а+, 7а+, 7б+, 7б, 7б, 7с, 7с, 7б+, 7б+. Пробит Андреем Веденмеером в 2004 году. Впервые пройден чисто Евгением Кривошейцевым в 2006 году. Второе прохождение совершила связка Юрий Такжанов и Сергей Корженевский – оба чисто и без срывов во время прохождения!
Наши с Борей впечатления о маршруте неоднозначные. По началу жутко раздражало количество долблёнок, к которым со временем ты привыкаешь и перестаешь обращать на них внимание. Ещё позже ты понимаешь, что долбленки набиты с умом, и подводят тебя к естественному рельефу через интересные и небанальные движения. Андрей Веденмеер явно старался. Привыкнув к изъянам маршрута, ты концентрируешься на главное цели – пролезть его чисто, и на такие «мелочи» как долблёнки уже не отвлекаешься. В итоге получается, что сам маршрут не очень, а вот лазать его интересно.
Подготовка:
Если быть честным, то целенаправленно к Атланту я не готовился. Зимой я лазал много боулдеринга на скалодроме, а в марте съездил на 3 недели в Турцию, которые пролетели быстро, но эффективно. В ту поездку я вылез 12 восьмёрок и впервые заонсайтил 8а!
Local tourist- 8a (4go) * Turkish Airlines - 8a+ (2go)
True Hurts - 8a+ (2go)
Neptunalia - 8a+ (5go)
Losing my religion - 8b (7go)
Supernova - 8a+ (3go)
Family affair - 8a+ (3go)
Sarkit souls - 8a (onsight!)
Come as you are - 8a (2go)
Luс Skywalker - 8b (4go)
Chain reaction - 8a (onsight!)
Dog wars - 8a (onsight!)
Примерно также «готовился» и Боря. Только в Турцию он ездил вместе со своими учениками, что не позволило ему уйти в лазание с головой.
29 апреля я поднялся под Шаан-Каю, где мы с командой устраивали прыжки с верёвкой.
Прыжки с верёвкой. Высота экзита — 235 метров. Свободное падение — 160 метров
Позже ко мне присоединился Борис и вечером 7 мая началась работа над маршрутом.
Под стену мы подошли в приподнятом настроении. Ключ первой верёвки разложили быстро, отдельно всё делалось без особых проблем. Решили лезть дальше и тут началось… Простые по категориям верёвки давались с трудом. Дело в том, что на маршруте скудный рельеф и много долблёнок, которые не так-то просто найти. Из-за этого расклад не читается и лезть на онсайт становится тяжко. Бывает сорвешься, делая движение на жуткий мизер, а потом сразу видишь долбленую полку в стороне. В общем, приятного мало. Так, срываясь и размечая зацепки, мы пролезли 3 веревки. Ночью приехали Глеб и Андрей.
На следующий день мы хотели залезть всё до верха, чтобы в голове сложилось целостное представление о маршруте. И не вдвоём, а вместе с Глебом, который сразу хотел приступить к съемке и заодно вспомнить как жюмарить, дюльферять и вообще, вести себя на стене. Всё-таки мы приехали не просто полазать, а ещё и фильм об этом снять. Но, как говорится, за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Втроём лезть оказалось слишком медленно и в этот день мы разобрали всего 5 верёвок. Вечером решили, что раз уж мы снимаем кино, то завтра пойдём провешивать стену перилами. Тогда Глеб сможет свободно передвигаться вверх-вниз по маршруту выбирая себе удобные ракурсы для съемки. И ему хорошо, и нас от лазания отвлекать не будет.
Вешаем СРТ и размечаем маршрут
Следующие два дня прошли как в тумане… Вначале мы провешивали перила и «рисовали» зацепки на стене. Потом по этим зацепкам лазали. А происходило всё это под завывания ледяного ветра и порой в облаках. За бортом было +8, что не добавляло нам радости. Проведешь часок на висячей станции и лезть уже никуда не хочется, а перед тобой два участка 7с/7с+ подряд и включаться надо с первых движений – мерзость! Согреться получалось только к концу питча. Лазание в таких условиях быстро выматывало и из-за этого верхние участки показались адски сложными. Да что уж говорить, весь маршрут казался куда сложнее, чем я думал вначале, глядя на список верёвок с проставленными категориями. Если обычно на 7б/7б+ я разминаюсь, лазая их на онсайт, то тут приходилось зависать и ломать голову над ключами.
Готовимся работать над верхними верёвками
В облаках, у дерева, прячется Андрей. Он снимал нас с земли
Позже мы стали использовать баул как сидушку. Это помогало нашим ногам, но не спасало от холода
Одно из неприятных мест на седьмой верёвке.С моим ростом накатывать приходилось через бок, что не добавляло приятных ощущений в колене
Обсуждаем как пролезть карниз в начале восьмой верёвки (7б+)
Разобрав верх, решили сделать день отдыха и потом устроить тестовый пролаз: пройти весь маршрут с минимальным количеством срывов и попутно разобрать места, которые покажутся трудными. Сказано – сделано!
Пока отдыхали погода наладилась, а после пролаза всего маршрута, наладилось и наше отношение к нему. Пригретые солнышком мы пролезали одну веревку за другой. Иногда спускались и заново повторяли ключевые места. Все уже казалось не таким трудным, а Шаан-Кая в наших глазах чуточку уменьшилась. На этой радостной ноте решили, что отдохнем 2 дня и 15 мая устроим финальную попытку. Другого шанса в этот выезд не будет, так как 16 мы разъезжаемся – у всех дела, работа, семьи.
Тестовый пролаз. Начало второй верёвки (7а+)
Третья верёвка (7б+)
Седьмая верёвка (7с)
День «Х»:
Ранний подъём, кофе, разминка, фингерборд и вот мы стоим у начала маршрута. Оба немного нервничаем, так как время давит на голову, но в собственных силах не сомневаемся. Продолжаю разминку, отдельно пролезая ключ первой верёвки и меняя в его верхней части расклад. Нашел вариант, как вылезти на полку более экономично. Вслед за мной тоже самое проделывает Боря. Всё, пора лезть!
Под ключ подлезаю хорошо отдохнувшим. Быстро делаю несколько перехватов до щипка на левую руку – тут либо удержишь его и пролезешь верёвку, либо отвалишься. Зависнув в блоке на правой руке, даю пару секунд отдыха левой и жму что есть мощи. Сделал! Вщёлкиваю оттяжку и начинаю вылезать на полку. Остается один перехват, и я, считай, у топа, но никак не получается задавить ногу в помеченный мною мизер. С места это делалось без проблем, а с ходу – никак. Падаю, кричу, злюсь. Ведь мог поставить ногу на 8 сантиметров ниже на хороший откол. Корю себя за глупость и то, что придется тратить силы на вторую попытку. Следующим падает Боря…
Дальнейшие события были преисполнены драматизма. Мы падали один за другим. Вторая попытка у меня не пошла с самого начала. На третьей стало так жарко, что резина на скальниках не выдерживала и скользила там, где я обычно отдыхал. Сорвался даже не добравшись до ключа. Боря к этому времени разодрал мизинец так, что пришлось его спускать, чтобы не запачкал кровью зацепки. Настроение наше тоже падало. После очередного срыва начались разговоры о прогулке по зоопарку с бутылочкой светлого...
Позже, на пути домой, мы смеялись над собой и думали: «Ну дураки! Надо же было так облажаться и не насосать нормально первую верёвку. Наступили на типичные грабли, когда кажется, что всё легко и вот сейчас залезешь, а потом, незаметно для себя, готовишься к чёрт знает какой попытке.»
Шаан-Кая
Ближе к полудню я понял, что пролаза сегодня не будет. Уже собирался перестать тратить силы и хотел звонить брату с просьбой, чтобы он страховал меня на следующий день. Я был единственным, кто имел возможность задержаться. Но тут пришла здравая мысль, что первый питч всё-таки надо пролезть, иначе в следующий раз он будет давить на голову. Ввязался в верёвку, одел туфли и… Топ! Впереди ещё 8 верёвок, а сил уже нет. Но что поделать, не сдаваться же даже не попробовав? Борька лезет следом, но снова падает на ключе. Ругается, но вниз уже не спускается. Принял решение лезть со мной до верха, а чистый пролаз оставить на потом.
Боря страхует меня на четвёртой верёвке (7б)
Следующие три верёвки были достаточно простыми, но, несмотря на это, лезлись тяжело. Руки ещё не восстановились, а солнце жарило так, что голова с трудом соображала. Отойдя метров на 5 от второй станции, я снова слетел. Сразу же спустился вниз и полез заново. Настроение было упадническим, но чем выше мы продвигались, тем сильнее в голове звучала мысль: «шанс есть». Пугала только седьмая веревка, на которой было много трудных мест, самое неприятное из которых - наверху. Я понимал, что если там сорваться, то сил заново лезть весь участок может уже не хватить. Видимо тоже самое думал и Боря, так как несмотря на мою очередь лидировать вызвался лезть первым, сказав что-то вроде: «Один фиг я буду летать, а с верхней, может, тебе попроще будет». Отказываться я не стал и уже совсем скоро мы ели сникерс на следующей станции. До вершины оставалось две верёвки! В этот момент я почувствовал облегчение, ведь даже если усталость возьмёт своё и я где-нибудь сорвусь, то можно будет хорошо отдохнуть на полке и пробовать снова. Висячие станции остались позади. А фонарь со свежими батарейками давал практически неограниченный запас по времени. Сказав всё это вслух, я полез дальше.
Седьмая верёвка (7с)
Две последние верёвки представляют собой серию нависающих стеночек с отдыхом между ними. Пролез болдеринг 6с, передохнул, лезь следующий. И так до самого верха. Руки сводило на каждом движении. В какой-то момент даже ребро свело, когда я со всей дури выдавливал себя на пятке к заветному подхвату, который нужно было зажать большим и указательным пальцами. Если бы не было этих отдыхов, то по сложности движений я бы оценил эти участки куда жёстче. Один вылаз на вершину чего стоит: вот уже перед глазами станция, а тебе из-под нависания нужно взять дырочку на два пальца, поставить высоко ногу и динамично выдавить себя на пассивный край, с которого уже через пятку выкатить к станции. Как будто бы на болдеринговый камень вылезаешь, только это камень высотой в 250 метров. Эмоций куча! Радостно кричу и готовлюсь принимать Борю. Собравшись вместе на вершине, радуемся тому, что всё закончилось, хоть и не так как хотелось.
Конец восьмой верёвки (7б+)
В этот день я испытал и горечь поражения, и радость победы. Конечно, хотелось бы пролезть вдвоём и без срывов, но, честно говоря, я рад тому, как всё произошло. Ведь это было так эмоционально, что вспоминать этот день я буду ещё долгое время. И самое главное, я в очередной раз понял, что никогда не нужно сдаваться!
ЛЛазаю при поддержке:
La Sportive отдельное спасибо, так как в этот раз они поддержали не только меня, но и съёмки фильма!
P.S.
Всё вышеописанное — это лишь спортивная составляющая поездки, которая собрала нас в замечательном лесу под красивой скалой и дала общее дело. Этот выезд получился таким живым, интересным и эмоциональным только за счёт хорошей компании. Боря, Андрей, Витя, Глеб — спасибо вам огромное за всё!