Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Подготовил: Олег Маликов, Алма-Ата

Николай Валентинович Пагануцци.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей

Николай Валентинович Пагануцци, 1899 года рождения - ушел 02.06.1988 года.

Владимир Новиков «Душа моя в горах»:
К столетию со дня рождения Н.В.Пагануцци
Шахтерская неделя - 1999 - 25 июня

Неудержим бег времени, самой загадочной формы бытия. Вот уже и стукнуло сто лет со дня рождения нашего дорогого Николая Валентиновича Пагануцци, путешественника, действительного члена Географического общества СССР, мастера спорта СССР, основателя и первого председателя Карагандинского клуба туристов.

Кажется, еще недавно он был среди нас, ходил по улицам города, встречался со многими знакомыми и друзьями, был полон творческих замыслов и планов. Его неординарная фигура неизменно привлекала внимание прохожих. Высокого роста, тощий, слегка согбенный, с глубокой сеткой морщин на лице и непокорным вихром седых волос на голове. Одежда его была неизменно одинакова – старенькая гимнастерка или штормовка да темные видавшие виды брюки. Сущий Паганель или знаменитый идальго Дон-Кихот Ламанческий.

Люди останавливались и смотрели ему вслед. У одних вид его вызывал улыбку, у других недоумение, у третьих жалость. Кто-то его узнавал: «Да это же Пагануцци. Вот к чему приводит донкихотство. Остался человек неприкаянный. Без семьи и средств к жизни». …Все теперь уже в прошлом, стало страницами истории нашего города.


Построение перед выходом в поход.
Фото Бориса Халтурина

Известный немецкий ученый химик Геймгольц писал о своем учителе Мюллере: «Кто раз пришел в соприкосновение с человеком первоклассным, у того масштаб изменен навсегда, тот пережил самое интересное, что может дать жизнь». Я благодарен судьбе, что она свела меня с Пагануцци, что многократно встречался и общался с этим первоклассным человеком. И эти встречи оставили глубокий след в моей душе.

А все началось с того незабываемого зимнего вечера 1963 года.

Наш друг Юрий Гульнев, известный альпинист, впоследствии трагически погибший в горах Тянь-Шаня, пригласил нас начинающих туристов, к тогда совсем незнакомому нам человеку – Николаю Валентиновичу Пагануцци. Он в то время подбирал группу туристов для своего очередного, уже одиннадцатого, похода в горы Таджикистана. Перед нами предстал высокий пожилой человек, с сухим, загорелым лицом, с короткой стрижкой «под бокс», просто одетый. Он развернул карту, достал альбом, добрую сотню фотографий и начал неторопливо рассказывать о своих экспедициях – путешествиях в удивительный мир гор. А на фото отразились пленительные снежные вершины, суровые ледники, арчовые леса, цветы высотой в человеческий рост, различные моменты походной жизни туристов. В этот вечер мы впервые услышали о Фанских горах. Даже знатоки географии с трудом могут указать их точное местонахождение на карте. Этот небольшой горный массив площадью около полутора тысяч квадратных километров затерялся в путанице хребтов Памиро-Алая.

Горы состоят из ряда снежных отрогов с десятками вершин, которые венчает белоснежная красавица Чимтарга высотой в пять с половиной километров. Николай Валентинович вспоминал интересные эпизоды из своих путешествий, фотографии в его рассказе оживали, притягивали к себе.


Движение по тропе.
Фото Бориса Халтурина

Мы были очарованы всем услышанным и увиденным. А спустя несколько месяцев вместе с Николаем Валентиновичем совершили путешествие в Среднюю Азию, Фанские горы, Самарканд и Бухару. В походе мы узнали Николая Валентиновича гораздо ближе и лучше. Кто же был Пагануцци?

Почему у него такая странная фамилия? Не Петров, не Сидоров, а Пагануцци. И каким ветром задуло его в Караганду? Я не изучал его документов, трудовой книжки. По сведениям, что сохранила память, Николай Валентинович – коренной петербуржец, влюбленный в свой родной город на Неве, потомок дворянского рода. Один из его предков, по линии отца, имел итальянское происхождение, которое сохранилось в оригинальной звучной фамилии – Пагануцци. С малых лет Коленька был влюблен в природу и нередко убегал в парк или еще дальше – в лес, где любил побродить в одиночку, сильно запаздывая к обеду или ужину, тем самым принося немало неприятностей и хлопот своим родителям. В семнадцать лет он впервые побывал на Кавказе. Величественная красота гор потрясла его душу. Он полюбил горы на всю жизнь, увлекся альпинизмом, стал активным членом ленинградской секции альпинизма. В те годы это была одна из лучших секций в стране. Вместе с Николаем Пагануцци заядлыми альпинистами были:
- Борис Делоне, известный математик, член – корреспондент АН СССР
- Дмитрий Щербаков, известный геолог, в последующие годы академик АН СССР
- Евгений Белецкий, заслуженный мастер альпинизма
- и другие.
По окончании института Николай Пагануцци работал на Кировском, бывшем Путиловском, заводе. Номенклатура продукции завода была многообразной, вплоть до тракторов и агрегатов различного назначения. Производил завод и сейфы для особо секретных документов. И вот один из таких сейфов однажды оказался вскрытым и пустым. Инженер-технолог завода Н.В.Пагануцци был обвинен и оказался в лагерях Воркуты. Понятно, что честнейший человек Н.В.Пагануцци не имел никакого отношения к этому злополучному сейфу. Но он, как инженер, якобы владел секретом замкового устройства таких сейфов. К тому же и фамилия у него какая-то иностранная, да и сам он не отрицал своего дворянского происхождения. Жестокие ветры века, как пылинку, подхватили и понесли петербургского интеллигента в нескольких поколениях по лагерям и тюрьмам империи ГУЛАГ. Об этих самых тяжелых годах своей жизни Николай Валентинович Пагануцци не любил рассказывать.


Путешественник.
Фото Бориса Халтурина

В 1942 году Н.В.Пагануцци привезли в угольную Караганду на вечное поселение под негласным, всевидящим надзором КГБ. Здесь он некоторое время работал на заводе им. Пархоменко в Старом городе, а потом перешел на преподавательскую работу в горный техникум. Он читал курс технологии металлов, вел практические занятия. Предмет свой знал превосходно, читал лекции, не заглядывая в конспекты. Преподаватель горного техникума глухой провинциальной Караганды написал первоклассный учебник «Технология металлов», который был издан в Москве и рекомендован к использованию в средних учебных заведениях страны. По этому учебнику студенты многие годы постигали курс технологии металлов. Среди учащихся техникума Н.В.Пагануцци подобрал смелых пареньков и девушек и организовал первую в Караганде секцию альпинистов. Сюда же потянулись энтузиасты из других учебных заведений города.

Поначалу было много трудностей. Даже снаряжение в те годы приходилось изготавливать своими силами. Шили палатки, изготавливали ледорубы и др. Во дворе техникума на вышке отрабатывали элементы скалолазания. А потом совершили первые походы в сопки Сурана, в горы Бугулы, провели первые соревнования по скалолазанию. Душою всех этих мероприятий был Н.В.Пагануцци, который сумел создать дружный коллектив секции альпинизма. Костяком секции были Саша Левин, в последующем первый председатель облсовета по туризму, Алан Дашко, Михаил Бродский, Виктор Непомнящий, Олег Сербо, Клава Черепанова, Галя Щекина и другие.

В 1953 году была проведена первая альпиниада карагандинцев, в Заилийском Ала – Тау. Сорок два карагандинца поднялись на первую зачетную вершину, успешно «покорили» ее и получил в награду альпинистские значки. Сколько было радости в лицах этих покорителей! Казалось бы, эпизод, а сколько за ним было усилий, стараний Николая Валентиновича, чтобы выбить деньги на это спортивное мероприятие. Ему пришлось преодолевать равнодушие, и даже непонимание чиновников от спорта и профсоюзов различных уровней. Благодаря настойчивости Пагануцци, его умению отстаивать свои взгляды и убеждать оппонентов в степной Караганде, за сотни километров от горных вершин появился столь экзотический вид спорта, число поклонников которого с каждым годом росло.


У походного костра.
Фото Бориса Халтурина

В том же памятном 1953 году Николай Пагануцци с группой карагандинцев впервые посетил Фанские горы. Первозданная красота гор, прекрасный климат, множество вершин, слабая изученность горного края привлекли внимание Пагануцци. Сделать этот край заповедником туризма и альпинизма, чтобы редкая красота этих мест стала достоянием не одиночек, а широкого круга туристов, стало мечтой Пагануцци. Десятки лет он вместе с карагандинцами и туристами из других городов и республик совершал путешествия – экспедиции в Фанские горы. И каждый такой поход стирал «белые пятна», приносил новые сведения в «банк данных» Пагануцци. Он исходил вдоль и поперек районы Фанских гор и Ягноба, вел наблюдения, снимал азимуты местности, делал фотографии и зарисовки вершин, подступов к ним, перевалов, замерял альтиметром их отметки, десятки походных тетрадей, тысячи фотографий были систематизированы им и хранились в шкафу. Итогом многолетнего труда стала подробная туристическая карта и книга «Фанские горы и Ягноб», изданная в Москве в 1968 году. Книга с многочисленными маршрутами и схемами привлекла внимание туристов страны к этому малоизвестному региону Памиро-Алая. Сюда потянулись группы самодеятельных туристов из различных городов страны, был проложен плановый туристский маршрут из Самарканда в Душанбе через Фанские горы. Здесь побывали альпинисты из Болгарии и ГДР. Здесь проводились всесоюзные соревнования по альпинизму. За восхождение по полукилометровой скальной стене вершины Чапдара с высотой 5197 м. карагандинские альпинисты Ю.Гульнев и А.Шубин в 1965 году были удостоены Золотой медали чемпионов страны по альпинизму.

В 1966 году в Берлине была издана книга путешественника Фрица Рудольфовича и профессора Берлинского университета Перси Штульца «В горах Туркестана», где немало теплых слов сказано о Н.В.Пагануцци как-то естественно и прочно закрепилось имя «Хозяин Фанских гор». В действительности, многие десятилетия все туристические мероприятия в Фанских горах – походы, соревнования – проводились при прямом или косвенном участии Н.В.Пагануцци. И это имя «Хозяин Фанских гор» он заслужил в полной мере.

А спустя годы Н.В.Пагануцци «прирезал» к Фанским горам еще солидный, ранее мало исследованный кусок гор Памиро-Алая, написал книгу «В отрогах Гиссарского хребта».


"Хозяин Фанских гор".
Фото Бориса Халтурина

Страстная, непреходящая любовь к горам была главной чертой Н.В.Пагануцци. Горы были его святыней, его религией. Они оказывали на него огромное воздействие, волновали и притягивали к себе. «Я зимой живу в городе, а душа моя в горах круглый год, среди хребтов и вершин» - не раз говорил он. «Самое приятное наступает, когда от тебя уходит последний шофер и последний ишак, доставляющий груз, и ты остаешься один на один с природой» - это тоже из размышлений вслух Н.В.Пагануцци.

У него выработалось свое понимание природы. Он любил ходить один, оставаться наедине с природой. Были случаи, когда он, собрав рюкзак, в одиночку уходил в природу и по неделе, как отшельник, бродил по горам и долам.

В нем жила страсть первооткрывателя. Ему бы родиться во времена великих географических открытий или хотя бы на век или полвека раньше своего срока, и тогда он смог бы в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, как это сделали Гумбольд, Пржевальский, Козлов, Потанин. С его умом и душой, он был рожден для великих деяний, но не судьба. И он стоически переносил все ее удары. Ни ссылка, ни материальные лишения, ни распад семьи не сломили его дух. Это был человек идеи и ради идеи, которой служил, он жертвовал всем.

Его идеей были туризм и Фанские горы. Вильям Шекспир писал : «Счастье, когда твое ремесло – твоя страсть». По-своему был счастлив Николай Валентинович в своей неуемной любви к горам, к путешествиям. Это было счастье, но нелегкое, трудное. Он очень ценил время. День у него был расписан чуть ли не по минутам. Но когда к нему приходили гости, то щедро тратил это расписанное им время на гостей. Я бывал много раз в его холостяцкой однокомнатной квартире в доме на перекрестке улиц им.Ленина и Бухар-Жырау. И всегда он был радостно приветлив: «А, Володя! Давно тебя не было. Ну, что же ты стоишь! Проходи, садись. Сейчас я чайник поставлю». На одной из стен собраны многочисленные вымпелы, значки спортивных обществ, клубов альпинистов и туристов многих городов Союза. Были и зарубежные. Тут же – великолепная панорама снежных вершин Гиссарского хребта. В углу – туристический рюкзак с походными пожитками, шкаф с книгами и архивом хозяина квартиры. На столе стопки книг. Он любил читать и перечитывать книги Пржевальского, Козлова, Арсеньева, Обручева, Ферсмана. Книги на немецком, французском языках, словари. Он каждодневно читал иностранные книги в подлиннике.

Взгляды его были неконформистские, отличались обнаженной прямотой и смелостью. Задолго до перестройки он не раз в беседах утверждал, что в стране подавлены свобода и права человека и приводил немало на то убедительных примеров. Он советовал самостоятельно мыслить, анализировать, выдавливать из себя раба, чтобы избавиться от рабской психологии. В нем не было стремлений к личной или корпоративной выгоде, он стремился только к истине – везде и во всем. Себя он считал человеком независимым. Он не потрафлял и не льстил высоким чиновникам от туризма или от власти. Как член коллегии Всесоюзной федерации по альпинизму, заместитель председателя облсовета по туризму, он остро ставил вопросы, которые мешали развитию туризма.


Размышления.
Фото Бориса Халтурина

Это был человек порядка и дисциплины. Характерен такой пример, который любят вспоминать его ученики, студенты горного техникума. Однажды, когда Н.В.Пагануцци вел урок, внезапно открылась дверь аудитории и ему сообщили, что в его квартире пожар. Пагануцци ответил: «Тушить пожар – дело пожарных, а мое дело – учить учеников». Лишь только после звонка по окончании урока он поспешил домой. Таким был Пагануцци.

Он говорил, что туризм – это не столько умение быстро и правильно поставить палатку, сложить костер и зажечь его одной спичкой, это состояние души человека, это познание огромного и прекрасного мира природы, это и постижение себя самого, становление личности. Он призывал через туризм постигать природу, историю, культуру родного края. Был убежден в большом воспитательном значении туризма для молодежи.

Н.В.Пагануцци любил работать с молодежью. Его приглашали на вечера, встречи в школы, училища, институты. Как-то в одной из школ пришлось вместе с ним побывать и мне. Запомнилось яркое выступление, обращенное к молодежи, Н.В.Пагануцци: «На Земле еще много непознанного, неоткрытого, много Земля еще скрывает тайн и загадок. Так что не волнуйтесь, хватит их и на вас. Из горных вершин покорены лишь от силы пять процентов. Непокоренные вершины ждут вас. Мне посчастливилось бывать на таких вершинах. Непередаваемое ощущение. Бывал я и в таких ущельях, где не ступала нога человека. А это так прекрасно – чувствовать себя первооткрывателем!


Чайхана.
Фото Бориса Халтурина

Я хочу Вас видеть будущими известными первооткрывателями Земли, историками, исследователями нашей удивительной и прекрасной природы. Я желаю вам, чтобы вы сделали больше чем я».

Хочется верить, что в Караганде будут достойные последователи и продолжатели начинаний путешественника и исследователя Н.В.Пагануцци.

Он скончался 2 июня 1988 года. Похоронили его друзья, ученики, знакомые, туристы на Михайловском кладбище, а спустя год силами городского клуба и стараниями его председателя клуба и С.Кистанова установили скромный памятник. На плите памятника врезан альпинисткий ледоруб и под фамилией Пагануцци написано: «Путешественник».

Карагандинский клуб туристов сегодня носит имя Пагануцци.

Если душа человека бессмертна, то душа Пагануцци несомненно где-то витает среди дремлющих вершин Фанских гор. Не случайно он часто вспоминал любимого им лермонтовского «Демона»:
«Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой…»
Русский классик Антон Чехов остро переживал трагическую смерть Николая Пржевальского на берегу Иссык – Куля. В его статье, посвященной великому путешественнику, есть такие слова:

«…подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности – это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих споры об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации … есть люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели …».


Фото из архива Виктора Зимина

Николай Валентинович Пагануцци являлся истинным подвижником туризма. Своим примером оказал вдохновляющее влияние на молодую поросль Караганды, увлек ее за собой, всячески способствовал развитию туризма в области и республике. Если алмаатинцы по праву гордятся своим земляком Порфирием Ивановым, то мы, карагандинцы, должны знать и почитать жизнь и творчество нашего знаменитого земляка – Николая Валентиновича Пагануцци. Он, проживший в Караганде 46 лет, является частью культуры, истории нашего города. Лучшей памятью о нем в связи со столетним юбилеем было бы издание книги о нем. В эту книгу вошли бы как неизданные литературные произведения Пагануцци, которые читатель пока еще не знает, так и воспоминания о нем. Память об этом удивительном человеке необходимо сохранить для грядущих поколений.


Другие материалы цикла:

Анвар Хасанович Бекметов

Олег Дмитриевич Аристов

Григорий Иванович Белоглазов

Владимир Дмитриевич Чумаков

Николай Борисович Морев

Виктор Павлович Егоров

Сергей Германович Пряников

Геннадий Геннадиевич Бендицкий

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru