Николай Борисович Морев.
Из цикла Книга Памяти ушедших друзей
Николай Борисович Морев, 1951 года рождения - ушел 16.02.2003 года.
Николай Борисович Морев был человек незаурядный, предприимчивый, авантюрный. Он учился в пединституте на физмате. Н. Мореву досталась бесплатная путевка в альплагерь, он на крышах вагонов поехал в Ала-Арчу. Долго рассказывал потом, как он бесплатно съездил в альплагерь, даже на дорогу не потратился. Много позже он таким же способом съездил в Париж. Кличка у него была - "Халява" вторую кличку "Директор" получил, когда по распределению по окончании института работал директором вечерней школы в Актау, школа была для заключенных.
Николай Морев под маршрутом. Фото Андрея Федорова
Надежда Владимировна Боброва: …А вот со смертями Пети Коваленко и Коли Морева смириться тяжело - такие вершины прошли! Мощные были альпинисты! Надежные - с ними чувствовал себя в горах, как за каменной стеной....
Помню последнее восхождение с Колей Моревым. Мы часто выезжали в Туюк-Су, Александр Тимофеев был старший тренер, Николай Морев - начальник спасотряда, а я руководила отделением альпинистов с высокими разрядами. Так сложилось, что у нас с Колей было много свободного времени. Тимофеев это заметил:
- Завтра идёте вдвоём на пик Амангельды, 1 категории трудности.
Мы на пик Амангельды ходили "миллион раз", и группы водили, и тренировались! С Наташей Коноваловой гулять на пик Амангельды ходили, когда на лыжах катались. А тут - иди выпускаться на восхождение! Утром пошли с Колей на "единичку", молодёжь спрашивает:
- Вы куда?
Мы:
- На "единичку"!
- О!
- "Схоженность" отрабатываем!
Сходили, вернулись, Тимофеев немного подобрел от того, что погонял нас. Он молодёжь гонял, а мы тут неохваченные оказались.
Николай Морев переносит грузы. Фото Андрея Федорова
Коля тогда уже болел, я Тимофееву говорила:
- Ну, куда ему! Он так кашляет!
- Ничего, наверху ему лучше будет!
Коля действительно тяжело идёт, тяжело дышит. Но говорит:
- Ничего! Повыше поднимемся, я отплююсь, и всё нормально будет.
И точно: потом пошёл, как танк... У Коли Морева это было последнее восхождение, а у меня последнее с ним восхождение. Это было, когда ещё Клуб альпинистов работал. Коля даже ещё бизнесом не занимался, но болезнь стала прогрессировать, откуда, что взялось...
Николай Морев - на связи. Фото Андрея Федорова
У Коли Морева прекрасно пошел бизнес, со временем бизнес расширился, он меня позвал бухгалтерию у него вести. Я в то время работала в большой фирме ... Параллельно работала у Коли Морева. У него был потрясающий предпринимательский нюх. Он первым привёз для продажи домашние кинотеатры, огромные по размерам и очень дорогие. Я когда их увидела говорю ему:
- Кто их у тебя купит такие дорогие!?
А он отвечает:
- Только сегодня поставил - уже три продал, завтра ни одного не останется, вот увидишь!
Захожу на завтра - точно, ни одного нет! Бизнес шёл хорошо! Но человек он был сложный, плюсов-минусов много в нём было. Он сам про себя говорил: Ко мне равнодушных нет, меня или любят, или ненавидят. Но мы с ним хорошо общались, дружили, ездили много. Он тоже в клубе работал и старшим тренером, и начальником учебной части, обеспечивал безопасность. В бизнесе у него была совладелица, потом он с ней разделился. Говорил:
- Только бы здоровье не подвело - я в три раза больше заработаю!
И еще одна знаменитая фраза у него была:
- Завтра жить будем! Сегодня - нет, а завтра жить будем!
Он мог, например, просто так в Прагу съездить, пиво попить. Такой был авантюрный.
Николай Морев - "Эх, прокачусь !!!". Фото Андрея Федорова
Но на восхождении был исключительно надёжный, я с ним ходила: спокойный, надёжный, уверенный, совершенно другой человек! Спешил жить, поэтому много успел в свои 52 года, ему только исполнилось в феврале 2003 года, он поехал в Эмираты и оттуда не вернулся, там умер.
Леонид Анатольевич Авдеев
Пан директор-канатоходец.Талгар,1977 г. Фото Валерия Андриенко
Подготовка к 5Б.Талгар,1977 г. Коля и гитара неразделимы Фото Валерия Андриенко