Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном спортивном маршруте 4 к.с. в районе хр.Заилийский Алатау совершенном группой с 24.07.2016 по 12.08.2016. Часть 1
Справочные сведения о походе Проводящая организация, выпускающая МКК Поход организован туристским клубом «Берендеи» Томского государственного университета (ТГУ). Адрес: Россия, 634050, г. Томск, пр. Ленина 36, http://berendei.tsu.ru. Выпускающая МКК: МКК Томской федерации спортивного туризма. Маршрутная книжка: № 0-58-16. Место проведения: Республика Казахстан, хребет Заилийский Алатау (Северный Тянь-Шань). Общие справочные сведения о маршруте
Подробная нитка пройденного маршрута Г. Алма-Ата – ущ. Тургень – р. Терискенсу – ур. Картабулак – пер. Близнецов (1Б, 3839, западная седловина) – ур. Карабастау – пер. Kapaм (1Б*, 3850 на правах первопрохождения) – пер. Каменистый (1A, 3850) – ледн. Юж. Связной – Связка преп. 1 (2А – совокупно, первопрохождение) из пер. Бархатного (1Б*, 3997), траверса на пер. Карнизный (4230, 2А, одностороннее прохождение сложности 1Б), пер. «Бозкольского» (1Б, серия 4-х седловин, высота тура 4150, первопрохождение) – дамба бывшего озера Бозколь – р. Иссык – р. и лед. Кокбулак – пер. Кокбулак (1Б, 4036) – лед. Корженевского у лед. Горина (выс. 4200) – п. Талгар Гл. (ЮВ гр., 2Б тур., 4979, рад.) – пер. Суровый (2А, 4467) – лед. Шокальского – пер. ОПТЭ (2А, 4213) – лед. Богатырь – пер. МЮД (4390) – траверс вершины п. Богатырь Сев. (2А тур., 4580) – лед. Пионер – центральная ветвь лед. Калесника – пер. Пушкина (2Б, 4150) – лед. Тогызак Лев – п. Музтау (2Б – тур., 4491) – Связка преп. 2 (2А – совокупно) из пер. «Сквозного» (1Б, 4158, на правах первопрохождения), подъёма на пер. Конституции (2А, 4250) по неопределяющей стороне, траверса п. Мирошкина (4499) до пер. Мирошкина (4410) – Связка преп. 3 (2Б) из спуска с пер. Мирошкина (2Б, 4410) по неопределяющей стороне, траверса до пер. Жангырык (2Б, 4270) и спуска по его определяющей стороне – лед. Дмитриева – пер. Четырёх (2А, 4149) – ледн. Тимофеева – пер. Советских строителей (1Б, 3919) – р. Кумбельсу – н/к перевал – р. Чукур – ГЭС–1 (р. Бол. Алма-Атинка) – г. Алма-Ата. Итого препятствий: 2Б – 4 шт., 2А – 6 шт., 1Б – 4 шт., 1А – 1 шт., н/к – 1 шт Обзорная карта региона проведения туристского маршрута На картах 1 и 2 использованы обозначения: – места ночёвок, начала и окончания маршрута. Путь группы отмечен красной линией, указаны места, номера (и высоты) ночёвок. Увеличенные подробные фрагменты карт и спутниковых снимков приведены в разделах «Подробные карты и космические снимки маршрута», «Техническое описание препятствий маршрута» с их паспортами. На них значками дополнительно отмечены перевалы и вершины, перевалы с обедами, места привалов (границы ходок), места обеда. Рядом с этими обозначениями указано время прибытия в соответствующий пункт, длительность пребывания в нём и его высота.
Определяющие препятствия маршрута. GPS-координаты препятствий и сравнение их высот взятых из разных источников. Координаты и высоты ночёвок Сделаем ряд предварительных замечаний. а Ниже приводятся данные полученные в результате прохождения препятствия группой (координаты GPS и высота взяты из GPS-ГЛОНАС-навигатора группы). Характеристика дана вдоль пути преодоления препятствия группой, если спуск, подъём происходил по «траверсирующей дуге», то приведённые величины уклона / протяжённости окажутся меньше / больше, чем при взятии препятствия «в лоб». Протяженность – расстояние вдоль поверхности Земли. б Нами пройден перевал Карам соответствующий отметке его положения в [1]. Описания этого перевала найти не удалось, равно как и положения рек Кишинбай и Кши-карагай (р.Тургень), бассейны которых перевал должен соединять (согласно [2]). Насколько можно судить, либо в [1] неверно указано положение и высота настоящего перевала Карам (тогда мы прошли пер. «Карам ложный») либо в [1] и [2] неверно указана категория трудности, а в [2] неверна ещё и высота. в Нами пройден перевал (пер. ОПТЭ) соответствующий: его зарисовкам и описанию в изданиях [3], [4], [5] отметке положения в [1] фотографиям, но не GPS-координатам с сайта [6]. Этот перевал ведёт со средней ветви ледн. Шокальского на ледн. Богатырь. Его в [7] называют «ОПТЭ Вост.». Заметим, что согласно каталогу [7], карте, прилагаемой к [5], пер. ОПТЭ находится западнее нашего и ведёт на ледн. Богатырь с левой (западной) ветви ледн. Шокальского. На картах генштаба такой пер. ОПТЭ обозначен как пер. Талгар, 4208,4 м. г Нами пройдена вершина Мирошкина соответствующая описанию в [4]. Она стоит в основном хребте Заилийского-Алатау. На картах генштаба же г. Мирошкина (4412 м) отмечена южнее на отроге, отстоит от хребта на 400 м (скальная гряда с жандармами). Таблица 1.6.1 (начало). Определяющие препятствия маршрута. GPS-координаты препятствий и сравнение их высот взятых из разных источников
Напомним, что нами пройден перевал (пер. ОПТЭ) соответствующий: его зарисовкам и описанию в изданиях [3], [4], [5] отметке положения в [1] фотографиям, но не GPSкоординатам с сайта [6]. Этот перевал ведёт со средней ветви ледн. Шокальского на ледн. Богатырь. Его в [7] называют «ОПТЭ Вост.». Заметим, что согласно каталогу [7], карте, прилагаемой к [5], пер. ОПТЭ находится западнее нашего и ведёт на ледн. Богатырь с левой (западной) ветви ледн. Шокальского. На картах генштаба такой пер. ОПТЭ обозначен как пер. Талгар, 4208,4 м. Определяющие препятствия маршрута. GPS-координаты препятствий и сравнение их высот взятых из разных источников
Нами пройдена вершина Мирошкина соответствующая описанию в [4]. Она стоит в основном хребте Заилийского-Алатау. На картах генштаба же г. Мирошкина (4412 м) отмечена южнее на отроге, отстоит от хребта на 400 м (скальная гряда с жандармами). Таблица 1.6.1 (продолжение). Определяющие препятствия маршрута. GPS-координаты препятствий и сравнение их высот взятых из разных источников
Координаты и высоты ночёвок.
Состав группы
Адрес хранения отчета Отчет находится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма. Электронная версия отчета на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ. Поход рассмотрен МКК Томской федерации спортивного туризма Общая идея похода Выбор района проведения похода обусловлен его высокими рекреационными свойствами и хорошей транспортной доступностью, умеренностью транспортных расходов, наличием точек схода с маршрута в аварийных ситуациях. Это излюбленное место активного отдыха многих горных туристов. Все участники желали попасть в горы, пройти насыщенный перевалами, бродами и другими препятствиями маршрут, получить эстетическое наслаждение от общения с природой. Ограничения для планирования маршрута: продолжительность не более 22 дней, по возможности не повторять путей и перевалов, пройденных участниками похода ранее. Здесь следует особо подчеркнуть желание попасть: в заповедное ущ. Ср. Талгар в верховья ущ. Жарсай со сложным перевалом 2Б к.т. – пер. Траверсным на главную высоту района – п. Талгар на красивейшие обзорные точки – п. Богатырь, п. Музтау, п. Мирошкина. На случай невозможности попасть в ущ. Ср. Талгар из-за режима работы заповедника был спланирован запасной вариант начала маршрута, позволяющий посетить: ур. Синегорье (оз. Жасылколь на руч. Микушин в басс. р. Тургень) ур. Карабастау с красивым озером панорамную точку в верховьях р. Шентургень с видом на верховья долины р. Иссык, р. Жарсай, на г. Металург и д.р. Поход четвёртой категории сложности в данном районе позволяет широко руководствоваться принципом: лучше подняться и потом спуститься, чем наоборот... То есть широко включать в маршрут красивые траверсы (вместо спусков с перевалов в долины с последующим подъёмом на новый перевал). Исходя из наших желаний и ограничений родилась раскладка: 17 дней ходовых плюс 4-5 запасных. Заявленный план похода составлялся в предположении хорошей физической, технической готовности группы. Для облегчения акклиматизации достаточно плавный набор высоты вначале похода. При планировании похода использовались литературные источники [1–12]. Варианты подъезда и отъезда Пешая часть маршрута ведет из г. Алма-Ата в г. Алма-Ату. До г. Алма-Ата из Томска проще всего и экономичней добираться через Новосибирск: до Новосибирска автобусом, электричкой или на попутной машине (для ее поиска можно воспользоваться сервисом BlaBlaCar.ru), затем поездом Новосибирск–Алма-Ата. Обратно в Томск поездом Алма-Ата– Новосибирск, автобусом, электричкой или попутной машиной Новосибирск–Томск. Аварийные выходы с маршрута, сведения о страховании При возникновении непредвиденных критических ситуаций и несчастных случаев возможны следующие аварийные выходы с маршрута.
Сведения о страховании: участники похода были застрахованы на время мероприятия (23 дня) САО «ВСК», групповой полис №1677+RE067826 на сумму достаточную для экстренной транспортировки вертолетом (круглосуточный сервис-центр СНГ/РФ +74959560907). Изменения маршрута и их причины Приведём прежде нитку заявленного маршрута: Г. Алма-Ата – слияние р. Прав. и Лев. Талгар – слияние р. Прав. и Ср. Талгар – турбаза Талгар – лед. Малютка – пер. Тыстау (1A, 3680) – лед. Металлург – пер. Жарсай С. (1Б*, 3800) – лед. Жарсай (лев. и прав.) – лед. Жарсай – пер. Траверсный (2Б, 4430) – г. Кокбулак (4555) – лед. Корженевского у лед. Горина – п. Талгар Гл. (ЮВ гр. 2Б (3А альп.), 4973, рад.) – пер. Суровый (2А, 4455) – лед. Шокальского – пер. ОПТЭ (2А, 4208) – лед. Богатырь – пер. МЮД (4390) – траверс вершин п. Богатырь (2Б тур., 4580) – перемычка м-ду п. Богатырь и п. Калесника – правая и центральная ветвь лед. Калесника – пер. Пушкина (2Б, 4290) – лед. Тогызак Лев – пер. Зимина (2Б, 4370, через п. Музтау (2А альп., 4491)) – Связка преп. 1: траверс пер. Конституции, выс. 4496 м, пер. Мирошкина, лед. Жангырык, пер. Жангырык (2Б, 4250, 4496, 4410, 4270) – лед. Дмитриева – Связка преп. 2: пер. Четырёх, траверс ч-з в. Советских альпинистов З, пер. Туристов (2А, 4140, 4379, 3930) – пер. Туюксу (1Б, 4130) – лед. Туюксу – ур. Медео – г. Алма-Ата. Предъявим также запасные варианты заявленного маршрута:
– в. Советских альпинистов З – лед. Каровый – связка преп. 4: пер. Советских строителей, п. Советов, лед. Советов (1Б, 3930, 4317) – р. Чукур – ГЭС–1 – р. Бол. Алма-Атинка – ГЭС–2– лед. Каровый – радиальный кольцевой выход: пер. Советских строителей (1Б, 3930) – п. Локоматив (2А, 4182, С. гребень). Нитка пройденного маршрута приведена в разделе 1.4. Перечислим изменения маршрута и их причины.
Все указанные изменения не повлияли негативно на безопасность прохождения маршрута. Наоборот, изменения 3–5 призваны были её повысить либо удержать на должном уровне. Планируемое первопрохождение перевала «Карнизный Ю.» (4110, 1Б-2А) совершено, но было решено деть ему более логичное имя: пер. «Бозкольский». Последнее и используется в отчёте. Тем не менее, ниже можно встретить имя Карнизный «Ю.». Это призвано подчеркнуть ошибочность проведения в [1] хребтов в окрестности перевала и то, что в этом районе есть непройденная, насколько можно судить, седловина «Карнизный Сев.». Планируемый график движения
Итого активными способами передвижения: 124,28 км.
И того активными способами передвижения: 127,81 График движения реальный (краткий) Приведём график движения группы, но предварим его замечаниями: При расчёте расстояний использован лишь «равнинный» коэффициент: 1,1, так-так исходные данные получены по исправленному GPS-треку (выкинуты лишние точки шума и пр.) нашей группы с помощью программы Google Earth, дающей «трёхмерное» расстояние, уже учитывающее перепад высот. **Перепад высот замерялся с помощью программы Google Earth вдоль GPS-трека группы, он учитывает и относительно мелкомасштабные особенности рельефа.
Итого активными способами передвижения за 20 дней:
Распределение нагрузки по дням похода наглядно демонстрирует рис. 1 и 2. На графике зависимости высоты от пройденного расстояния отчётливо видны пики, соответствующие пройденным препятствиям: пер. Близнецов (3839), пер. Kapaм (3850), пер. Каменистый (3850), пер. Бархатный (3997), пер. Карнизный (4230), пер. «Бозкольский» (4150), пер. Кокбулак (4036), п. Талгар Гл. (4979), пер. Суровый (4467), пер. ОПТЭ (4213), п. Богатырь Сев. (4580), пер. Пушкина (4150), п. Музтау (4491), пер. «Сквозной» (4158), п. Мирошкина (4499), пер. Жангырык (4270), пер. Четырёх (4149), пер. Сов. строителей (3919)
Рис. 1. График зависимости высоты от пройденного 2d-расстояния. Курсивом и вертикальными линиями показаны номера и границы ходовых дней
Рис. 2. График уклона местности от пройденного 2d-расстояния. Курсивом и вертикальными линиями показаны номера и границы ходовых дней. Для уменьшения влияния погрешности отсчётов навигатора одно значение уклона усредняется по 20-ти соседним точкам трека, что несколько уменьшает значения уклона по сравнению с реальным Техническое описание прохождения группой маршрута Вводные замечания В последние годы (а может быть – десятилетие) происходят изменения во времяисчислении. Разница же в один час очень существенна в горных походах, где за пару десятков минут спокойный тихий склон может разразиться длительным камнепадом – превратиться в «установку залпового огня», «пересохшее русло» стать бурной речкой, через которую не перейти, ноги не замочив. С осени 2014 г. нам обещано, что Россия и Казахстан будут постоянно жить по «зимнему советскому» времени, т.е. не будут переводить часы на час весной и осенью, спать летом дольше на час, чем в старые времена. Поэтому в отчёте мы указываем именно это местное время, равное «зимнему советскому» местному времени. Оно теперь больше московского на 3 часа. Следуя стандартной для летних горных походов тактике из соображений обеспечения безопасности в «перевальные» дни подъём дежурного (а часто и общий подъём) происходил в три-четыре часа утра, в расчёте на выход группы на маршрут не позднее пяти часов. Реальный же выход из-за долгих сборов порой происходил несколько позже, примерно в 5:30 и позже... Воду днём на леднике обычно легко найти в чистых ручьях, ручейках (черпать кружкой), мульдах. Но на утро её следует запасать с вечера: к утру ручьи перемерзают. Там где есть только снег и лёд её лучше натопить с вечера. На перевалы, вершины мы выходили с верховых, боковых, фронтальных морен (5 раз ночевали на перевалах, хребтах либо в непосредственной близости от них), т.е. накануне прохождения препятствий старались подойти к ним как можно ближе. Температура ночью составляла: +3...-2 градуса на улице. Часто (примерно в первой трети похода) не было привычных утренних заморозков, снег не закрытых ледниках не держал, что затрудняло передвижение. Первая половина текущего лета (т.е. 2016-го года) выдалась аномально дождливой. Поэтому снежный покров выше линии его таяния оказался больше привычного, обычно «лифтовые» осыпные безснешные кулуары оказались лавиноопасными, трещины закрылись, но мосты через них порой не отличались надёжностью. В скрытых от ветра участках рельефа толщина снега была выше на 1-1,5 м по сравнению с прошлым 2015-м годом с, напротив, аномально жарким и сухим летом. Результаты наших наблюдений (измерений) объективных характеристик перевалов, траверсов и вершин подробно изложены в разделе «1.6. Определяющие препятствия маршрута. GPS-координаты препятствий и сравнение их высот взятых из разных источников. Координаты и высоты ночёвок». Сводные характеристики пути можно найти в разделах «2.5.3. График движения реальный (краткий)», «2.5.4. Высотный график движения (реальный) и уклон местности». Содержание разделов «3.2. Копии записок снятых с препятствий», «3.3. Фотографии группы на препятствиях» служат подтверждению прохождения препятствий группой. Увеличенные подробные фрагменты спутниковых снимков из [9, 10] и карт приведены в разделе «3.1. Подробные карты и космические снимки маршрута». На них отмечено время и положение всех ходок и, естественно, перевалов, мест ночёвок. Аналогичные снимки и карты вкупе с фотографиями и подробным описанием прохождения основных препятствий содержатся в виде паспортов в разделе «2.6.2. Техническое описание препятствий маршрута». Классическое описание многих препятствий можно найти в источниках [3, 4, 5, 7, 8]. Спутниковые снимки порой имеют наглядность сравнимую с фотографиями группы, позволяя рассмотреть путь (в том числе на дальних и ближних подходах к препятствиям) на фоне лугов, лесов, морен, осыпей, трещин, бергшрундов. Актуальность (соответствие местности) этих снимков вдоль пройденного маршрута высока. Несоответствие карт местности связано с вытаиванием ледников: нижняя граница пройденных ледников поднялась до 200 м (1,6 км для лед. Дмитриева), толщина их существенно уменьшилась. Поэтому там, где по карте должен быть плавный переход с боковой морены на ледник порой оказывается пусть несложный, но крутой осыпной спуск в 50-100 м. Это наблюдалось, например, у лед. Юж. Связного, лед. Корженевского, ледн. Южнее пер. Конституции (у спуска с пер. Сквозного на запад). Всё это, в свою очередь, позволяет несколько уменьшить количество фотографий и сократить техническое описание прохождения маршрута. Следуя, изложенной в «Правилах вида спорта «спортивный туризм»», рекомендации по составлению «Технического описания прохождения группой маршрута»: «При описании определяющих препятствий рекомендуется оформление паспортов препятствий... Описания препятствий рекомендуется вести по схемам, имеющимся в паспортах препятствий с обязательным добавлением сведений о действиях группы в конкретных условиях», – ниже основное внимание уделим описанию прохождения маршрута в формате таких паспортов, составленных по результатам нашего прохождения препятствий. Техническое описание прохождения препятствий маршрута Классическое описание многих препятствий можно найти в источниках [3, 4, 5, 7, 8]. Исключение составляют, в первую очередь, пер. Близнецов (1Б, 3839, западная седловина), пер. Kapaм (1Б, 3850), пер. Каменистый (1A, 3850), пер. Бархатный (1Б*, 3997), пер. Карнизный (4230, 2А), пер. «Бозкольский» (1Б, 4150), пер. «Сквозной» (1Б, 4158). Описания некоторых других препятствий в источниках [3, 4, 5, 7, 8] есть, но скудно либо содержит дискуссионные моменты. Результаты наших наблюдений (измерений) объективных характеристик всех пройденных перевалов, траверсов и вершин подробно изложены в разделе «1.6. Определяющие препятствия маршрута. GPS-координаты препятствий и сравнение их высот взятых из разных источников. Координаты и высоты ночёвок». Увеличенные подробные фрагменты спутниковых снимков из [9, 10] и карт приведены в разделе «3.1. Подробные карты и космические снимки маршрута». На них отмечено время и положение всех ходок, перевалов, мест ночёвок. Исходя из сказанного, и для экономии места и времени ниже могут быть описаны не все пройденные препятствия. Для удобства использования нумерация рисунков и литературных источников в паспортах и кратких описаниях препятствий сделана независимой от остальных частей отчёта. При чтении описаний, вероятно, следует делать поправку на еже упомянутое выше следующее обстоятельство. Первая половина текущего лета (т.е. 2016-го года) выдалась аномально дождливой. Поэтому снежный покров выше линии его таяния оказался больше привычного, обычно «лифтовые» осыпные безснешные кулуары оказались лавиноопасными, трещины закрылись, но мосты через них порой не отличались надёжностью. В скрытых от ветра участках рельефа толщина снега была выше на 1-1,5 м по сравнению с прошлым 2015-м годом с, напротив, аномально жарким и сухим летом.
[0]. Измайлов И.В., Голейнова Н.В. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвёртой категории сложности в районе хребта «Заилийский Алатау» (Северный Тянь-Шань, респ. Казахстан), совершенном группой из г. Томска, турклуба ТГУ «Берендеи» с 24.07.2016 по 12.08.2016 – Томск, 2016 г. – с. (отчет хранится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма, а электронная версия отчета – на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ.). [1]. Высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня. Карта. Под ред. Н.В. Пащенко – Алма-Ата: Казахское аэрогеодезическое предприятие, 1992. – 1 с. [2]. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня // Электронный ресурс: http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/zaili.shtml. Количественные характеристики:
Техническая сложность с северной стороны может возрасти в зимний период либо жаркий летний с увеличением протяженности участков открытого льда, но категория трудности перевала (1Б) скорее всего не изменится. 8–11. Описание прохождения. Рельеф по участкам пути. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Требования к организации движения и страховки. Подход под перевал с севера от места ночевки занимает 3 часа ходового времени. Вначале – по моренным валам и гребню, затем – по закрытому леднику (движение в связках). Седловина перевала широкая, хорошо просматривается левее по ходу движения в сторону пика Карабастау (рис. 1–4). Характер перевала: снежно-ледовый, преимущественно ледовый. Определяющая сторона: северная (рис. 5, 6). Сложность определяется протяженностью открытых участков льда и необходимостью организации страховки (одновременное движение в связках со страховкой через ледобуры). Подъем с севера на перевал представляет собой снежно-ледовый склон: 220 м, +100 м, 24° ср., 39° макс. Проходится одновременно в кошках и связках со страховкой через промежуточные буры (рис. 5, 6). Спуск на юг (в сторону моренного озера Кызылсор, которое обходится слева по ходу движения): мелкая и средняя осыпь (400 м, –180 м, 23 ср., 34 макс.). Прохождение технической сложности не представляет, занимает 40 мин ходового времени (рис. 7, 8).
С севера: одно отмечено на рис. 1, второе возможно на 100 м западнее отметки 7:37, у озерца. Однако, вероятно, в более жаркие периоды озеро может пересыхать. С юга: озеро Кызылсор, на пологом берегу легко разровнять площадки под несколько палаток.
Рис. 1. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией обозначен маршрут через пер. Близнецов (зап. седловина), обозначены места ночевок , обедов , остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха.
Рис. 2. Фрагмент 3D спутникового снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут через пер. Близнецов (зап. седловина), обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 3. Движение к пер. Близнецов (1Б, зап. седловина) с сев. по древним моренным валам
Рис. 4. Движение к пер. Близнецов (1Б, зап. седловина) с сев. по осыпному гребню. Съёмка с точки 8:02
Рис. 5. Движение к пер. Близнецов (1Б, зап. седловина) с сев. в связках по закрытому леднику
Рис. 6. Подъем на перевал пер. Близнецов (1Б, зап. седловина) с севера
Рис. 7. Спуск с пер. Близнецов (1Б, зап. седловина) на юг
Рис. 8. Вид на пер. Близнецов (1Б, зап. седловина) с юга (с пер. Карам). Зелёный треугольник – возможное место ночёвки, красный – ночёвка перед пер. Карам День 4. Паспорт перевала Карам (либо «Карам ложный») Категория сложности фактическая 1Б*, 3853, на правах первопрохождения, но в литературе приводятся иные данные: н/к, 3850 [1], н/к, 3260 [2].
Местонахождение. Даётся описание перевала Карам соответствующего отметке его положения в [1] по результатам его прохождения [0]. Описания этого перевала найти не удалось, равно как и положения рек Кишинбай и Кши-карагай (р.Тургень), бассейны которых перевал должен соединять (согласно [2]). Насколько можно судить, либо в [1] неверно указано положение и высота 3850 настоящего перевала Карам н/к (тогда мы прошли пер. «Карам ложный») либо в [1] и [2] неверно указана категория трудности (н/к), а в [2] неверна ещё и высота (3260). Находится перевал в небольшом отроге в бассейне р. Шентургень (восточнее ЧиликоКеминской перемычки). Ориентация перевала С-Ю. Координаты перевальной точки по GPS N43°11'36,97" E77°33'20,64" высота 3853, тур находится в восточной части седловины.
[0]. Измайлов И.В., Голейнова Н.В. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвёртой категории сложности в районе хребта «Заилийский Алатау» (Северный Тянь-Шань, респ. Казахстан), совершенном группой из г. Томска, турклуба ТГУ «Берендеи» с 24.07.2016 по 12.08.2016 – Томск, 2016 г. – с. (отчет хранится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма, а электронная версия отчета – на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ.). [1]. Высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня. Карта. Под ред. Н.В. Пащенко – Алма-Ата: Казахское аэрогеодезическое предприятие, 1992. – 1 с. [2]. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня // Электронный ресурс: http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/zaili.shtml. Количественные характеристики:
Техническая сложность с северной стороны может возрасти в зимний период с увеличением участков открытого льда в малоснежные годы. При этом категория трудности подъёма по кратчайшему пути вероятно может возрасти до 2А.
Рис. 1. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией обозначен маршрут через пер. Карам (1Б*) и Каменистый (1А) , обозначены места ночевок , обедов, остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха. Описание прохождения. Рельеф по участкам пути. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Требования к организации движения и страховки. Подход под перевал с севера Подход под перевал от места ночевки занимает 30 мин ходового времени по открытому леднику без трещин до 11. Характер перевала: взлёт снежно-ледовый, по пути подъёма группы [0] преимущественно снежный, по кратчайшему (альтернативному) пути преимущественно ледовый. Определяющая сторона: северная. Сложность определяется крутизной склона и необходимостью организации страховки (группой перевал проходился в связках, в менее снежные годы может потребоваться страховка через промежуточные буры, ещё более жаркие путь подъёма группы [0] может стать осыпным). Характеристики альтернативного варианта подъема: 290 м, +140 м, 30° ср. Подъем с севера на перевал осуществлялся западнее основной седловины вначале по осыпному склону (мелкая и средняя подвижная осыпь) и далее по снежно-ледовому кулуару, преимущественно снежному (500м, +200 м, 24 ср., 44 макс.). В ранние утренние часы обилие снега позволили подниматься в связках, по снежным ступеням. В более малоснежные годы осыпной склон будет достаточно трудоемким для подъема, подниматься следует по скально-осыпной гряде слева по ходу кулуара (которая достаточно подвижна и местами камнеопасна), либо выбрать другой путь подъема (который в описании назван «альтернативным»). По времени подъем на перевальный взлет занимает 1ч 30 мин. Подъем по кратчайшему пути выбран не был по причине большой крутизны склона (взлёт снежно-ледовый (290м, +140 м, 30 ср.) с видимыми участками открытого льда, т.е. пришлось бы организовывать промежуточные точки страховки, или делать перильную страховку. Спуск на юг, в сторону перевала Каменистого 1А: мелкая и средняя осыпь, технической сложности не представляет, занимает 30 мин ходового времени: 670 м, –100 м, 10 ср., 31 макс.
С севера: одно отмечено на рис. 1 (на левой боковой морене). С юга: группа спускалась траверсом в сторону пер. Каменистого. На этом участке места есть между отметками 9:52 и 11:21 (т.е. под пер. Каменистым). Присматривалось обилие пригодных мест на моренах и южнее самого пер. Карам.
Рис.3: Фрагмент 3D спутникового снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут через пер. Карам обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 4 и 5. Вид со стороны пер. Близнецов на подъем на перевал Карам (с севера): общий и его увеличенный фрагмент. Зелёный треугольник – возможное место ночёвки, красный – ночёвка перед пер. Карам
Рис. 6. Подъем (с севера) на перевал Карам перед поворотом к гребню (см. рис 5)
Рис. 7. Подъем (с севера) на перевал Карам выход на гребень (см. рис 5)
Рис. 8. Спуск с пер.Карам на юг
Рис. 9. Вид на пер. Карам с пер. Каменистого (с юго-запада) на юг День 4. Краткое описание перевала Каменистого Нами проходилась пара перевалов Карам и – пер. Каменистый 1А, которые находятся на расстоянии около 2 км друг от друга и без проблем преодолеваются за один ходовой день. Поэтому далее продолжаем движение в сторону пер. Каменистого 1А, 3850 (N43°11'07,35" E77°32'27,21"): за 1ч:30 минут заходим на перевал, ориентаций перевала С-Ю. Седловина перевала широкая, хорошо просматривается. Перевальный взлет снежный: 270м, +57 м, 12 ср., 36 макс. (рис. 1-3.). Спуск на юг (с траверсом склона в сторону пер. Бархатного): средняя и мелкая осыпь: 400м, –100 м, 14 ср., 27 макс.. После пер. Каменистый на морене у ледника достаточно мест под палатки.
Рис. 1. Подъем на пер. Каменистый (1 А) с севера
Рис. 2. Спуск с пер.Каменистый (1 А) на юг
Рис. 3. Путь прохождения перевала Каменистый на 3D спутниковом снимке (Google) День 5 и 6. Паспорт связки препятствий: пер. Бархатный (подъём с севера) – траверс на пер. «Карнизный» и на пер. «Бозкольский» – пер. «Бозкольский» (спуск на запад) Категория трудности этой связки оценивается нами как 2А за счёт протяженности (включает в себя три препятствия категории 1Б). Ниже опишем эти три препятствия по отдельности. Отметим, что на перевале Бархатном из-за плохой видимости и обильных осадков при планируемом первопрохождении дальнейших препятствий группой было принято решение об организации промежуточной ночевки на этом перевале. Места под палатки имеются и достаточно удобные. День 5. Паспорт перевала Бархатный
[0]. Измайлов И.В., Голейнова Н.В. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвёртой категории сложности в районе хребта «Заилийский Алатау» (Северный Тянь-Шань, респ. Казахстан), совершенном группой из г. Томска, турклуба ТГУ «Берендеи» с 24.07.2016 по 12.08.2016 – Томск, 2016 г. – с. (отчет хранится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма, а электронная версия отчета – на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ.). [1]. Высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня. Карта. Под ред. Н.В. Пащенко – Алма-Ата: Казахское аэрогеодезическое предприятие, 1992. – 1 с. [2]. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня // Электронный ресурс: http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/zaili.shtml. Количественные характеристики:
Техническая сложность с северной стороны может возрасти до 2А в зимний период или малоснежные годы в связи с увеличением участков открытого льда.
Рис. 1. Фрагмент схемы (исходный масштаб: 2 км/см) [1]: красной линией обозначен маршрут через перевал Бархатный в с дальнейшим траверсом на пер. Карнизный и пер. Бозкольский. Обозначено места ночевки, остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха. На пер. Бархатный группа ночевала из-за испортившейся погоды
Рис. 2. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией обозначен маршрут на пер. Бархатный, обозначены места ночевок , остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 3. Фрагмент 3D спутникового снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут через пер. Бархатный, обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха 8–11. Описание прохождения. Рельеф по участкам пути. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Требования к организации движения и страховки. Подход под перевал с севера (рис. 4) от места ночевки занимает 1:20 ходового времени по закрытому леднику с трещинами: 1300 м, +180 м, 10° ср., 24° макс. (движение в связках). Седловина перевала широкая, в виде характерного понижения хорошо просматривается с ледника. Характер перевала: снежно-ледовый, преимущественно ледовый (рис. 5–7). Определяющая сторона: северная. Сложность определяется крутизной склона, протяженностью открытых участков льда, наличием бергшрунда и необходимостью организации страховки (движение в связках со страховкой через промежуточные ледобуры). Подъем на перевал с севера (перевальный взлёт) представляет собой снежно-ледовый склон: 200 м, +90 м, 22ср., 38 макс (проходилась седловина правее основной из-за её меньшей камнеопасности). Проходится одновременно в кошках и связках со страховкой через промежуточные буры за час. Спуск на юг не производился. Однако он просматривался как пологий снежно-осыпной склон.
С севера: множество мест на фронтальных моренах ниже ледника Юж. Связной. Левая боковая морена ледника достаточно крута, но место выбрать можно: оно отмечено на рис. 1. На самом перевале удобные места под несколько палаток. На юг группа не спускалась, но ввиду пологости этого спуска сложностей с выбором места стоянки, вероятно, быть не должно.
Рис. 4. Подход к пер. Бархатный – на границе закрытого ледника
Рис. 5. Подъем на пер. Бархатный – у перевального взлёта
Рис. 6. Подъем на пер. Бархатный – на перевальном взлёте
Рис. 7. Подъем на пер. Бархатный – бергшрунд на перевальном взлёте День 6. Паспорт траверса: пер. Бархатный – пер. Карнизный – пер. «Бозкольский» Траверс совершался с обходом разделяющих перевалы вершин с юго-востока (с пологой стороны). Высшая точка подъёма была близ пер. «Карнизный» (4230, 2А). Поэтому в некоторых пунктах опишем траверс как одностороннее прохождение (по разным путям) этого перевала сложности 1 Б.
Находится в северном отроге основного хребта, разделяющем бассейны р. Шентургень и р. Иссык (восточнее Чилико-Кеминской перемычки) – рис. 1, 2. Перевал Бархатный (1Б): ориентация перевала С-Ю, координаты перевальной точки: N43°10'23,32", E77°31'21,79" высота 3997. Перевал Карнизный (2А): ориентация перевала С-Ю, координаты перевальной точки N43°10'13,72", E77°30'20,86" [0] высота 4245 [1] (4230 [0], 4200 [2]), тур находится в западной части седловины. Соединяет лед. С. Чонтургень (р.Уль-кентургень) р.Иссык. Перевал Бозкульский (1Б): ориентация перевала В-З, координаты и высота тура: N43°10'01,63", E77°30'20,99" 4150 м.
[0]. Измайлов И.В., Голейнова Н.В. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвёртой категории сложности в районе хребта «Заилийский Алатау» (Северный Тянь-Шань, респ. Казахстан), совершенном группой из г. Томска, турклуба ТГУ «Берендеи» с 24.07.2016 по 12.08.2016 – Томск, 2016 г. – с. (отчет хранится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма, а электронная версия отчета – на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ.). [1]. Высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня. Карта. Под ред. Н.В. Пащенко – Алма-Ата: Казахское аэрогеодезическое предприятие, 1992. – 1 с. [2]. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня // Электронный ресурс: http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/zaili.shtml. Количественные характеристики:
При наблюдаемом преимущественно снежном характере склона его техническая сложность может возрасти в зимний период только образованием различных наддувов, карнизов, но категория трудности перевала (1Б) скорее всего не изменится. 8–11. Описание прохождения. Рельеф по участкам пути. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Требования к организации движения и страховки. Заход под перевал Карнизный от места ночевки на пер. Бархатном (с обходом разделяющих перевалы вершин с юго-востока) занимает 1 час 30 минут ходового времени по засыпанному снегом склону: 1500 м, –250 м, 10° ср., 18° макс. Движение группы в связках, возможно наличие трещин. Седловина перевала широкая, ориентиром служит характерный скальный гребень (рис. 3). Характер перевала Карнизный: снежно-ледовый. Определяющая сторона северная (2А). С перевала на её ледовом склоне просматривается ряд бергшрундов (рис. 3–6). Спуск (для обхода разделяющих перевалы вершин с юго-востока) с пер. «Карнизный» на Ю-В снежный (120 м, –44 м, 19° ср., 28° макс.). Снежный карниз обходится справа по ходу (движение в связках) – рис. 6. Далее заход на перевал «Бозкольский» от перевала Карнизный осуществляется траверсом снежного склона: 400 м, –50 м, 9° ср., 31° макс. Направление движения – на ЮЗ. Движение в связках, местами короткие участки проходятся на три такта лицом к склону (рис. 7). До перевала Бозкольского спуск по времени занял 40 мин.
Рис. 1. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.), спутникового снимка (Google) и карты-схемы [1] исходного масштаба 2км/см: красной линией обозначен маршрут траверса: пер. Бархатный– пер. Карнизный – пер. «Бозкольский» (с обходом разделяющих перевалы вершин с юго-востока). Обозначены места ночевки, обеда, остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха. Хребты на последней схеме проведены с ошибкой: перевалы 2.34 и 2.36 ведут из разных долин в разные долины (см. рис. 4)
Рис. 2. Фрагмент спутникового 3D-снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут траверса на пер. Карнизный, обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 3. Путь на перевал Карнизный. Перевал находится правее характерного скального пика (по ходу движения)
Рис. 4. Вид с пер. Карнизный на север (на определяющую сторону). Обозначены перевалы в соответствии со схемой 2 км/см на рис. 1 из [1]. Красная стрелка – путь группы [0], белые – пути сквозного прохождения соответствующих перевалов. Перевал обозначенный как «Карнизный Сев.», вероятно, ещё не пройден
Рис. 5. Вид на спусковой кулуар пер. Карнизного (северную, определяющую сторону), имеются бергшрунды. Группой [0] спуск не производился
Рис. 6. Спуск с пер. Карнизный (2А) на восток. Слева видны карнизы перевала
Рис. 7. Снежный наддув на траверсе с пер. Карнизный в сторону пер. «Бозкольский» День 6. Паспорт перевала Бозкольский (первопрохождение)
[0]. Измайлов И.В., Голейнова Н.В. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвёртой категории сложности в районе хребта «Заилийский Алатау» (Северный Тянь-Шань, респ. Казахстан), совершенном группой из г. Томска, турклуба ТГУ «Берендеи» с 24.07.2016 по 12.08.2016 – Томск, 2016 г. – с. (отчет хранится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма, а электронная версия отчета – на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ.). Количественные характеристики:
Характер склонов не предполагает изменения категории сложности в межсезонье и зимой. На востоке это высокогорное плато (перевального взлёта нет – рис. 4, 6). На западе (на спуске) – мелкая и средняя осыпь (рис. 7-10). 8–11. Описание прохождения. Рельеф по участкам пути. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Требования к организации движения и страховки. Характер перевала: снежно-осыпной, преимущественно осыпной (в жаркие годы – осыпной). Седловина перевала широкая (1 км), представляет собой серию из четырех седловин. Спусковой кулуар хорошо определяется, направление спуска – на запад. Заход с востока на перевал «Бозкольский» от перевала Карнизный в [0] осуществляется траверсом и описан выше. Подъём же из самой долины Шентургень сложности не представляет, т.к. пе Спуск с перевала на запад: 3700 м, –1500 м, 22° ср., 35° макс., занимает более 3 часов ходового времени, средняя и мелкая осыпь с элементами крупной осыпи. Осыпной кулуар хорошо просматривается с перевала, спуск на запад и далее на ЮЗ. Первая половина спуска мелкая и средняя подвижная осыпь, вторая половина спуска с элементами крупной осыпи, в долине р. Иссык выходим на хорошо набитую тропу.
Рис. 1. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией нанесён маршрут траверса пер. Карнизный–пер. Бозкольский, обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 2: Фрагмент 3D спутникового снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут траверса на пер. Бозкольский с пер. Карнизный «Южный», спуск с пер.Бозкольский в долину р.Иссык, обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 3. Спуск с перевала Бозкольский: фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией нанесён маршрут спуска, обозначены места остановок и мето ночевки у бывшего оз. Бозколь, с указанием времени дня, а в скобках время отдыха
Возможна ночевка на плато восточнее перевала Бозкольский и на нём, однако вблизи перевала воду придётся топить из снега. Западнее перевала ночёвка возможна только в долине р. Иссык.
Рис. 4. Подход к «пер. Бозкольский» с северо-востока траверсом с пер. Карнизный (с обходом разделяющих вершин) Итоги, выводы, рекомендации: данный перевал рекомендуется использовать в связке перевалов Бархатный 1Б*пер. Карнизный пер. Бозкольский, т.к. позволяет подготовленным группам попасть из долины р.Улькентургень в долину р.Иссык для дальнейшего подхода к п.Талгар. Обратное его прохождение с состока на запад не рекомендуется ввиду большой трудоемкости подъема по осыпному склону.
Рис. 5. Группа у перевального тура на пер.Бозкольский»
Рис. 6. Перевальные седловины «пер. Бозкольский» с востока (точнее, с северо-востока). Стрелкой обозначена четвёртая (северо-восточная) седловина
Рис. 7. Вид с пер. Бозкольский на запад
Рис. 8. Начало спуска с перевала Бозкольский (виден характерный спусковой кулуар)
Рис. 9. Группа на спуске с пер. Бозкольский
Рис. 10. Участки крупной осыпи в спусковом кулуаре пер. Бозкольский День 10. Паспорт маршрута на пик Талгар Гл. (по ЮВ гребню с ледн. Корженевского (с его притока – ледн. Горина))
[0]. Измайлов И.В., Голейнова Н.В. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвёртой категории сложности в районе хребта «Заилийский Алатау» (Северный Тянь-Шань, респ. Казахстан), совершенном группой из г. Томска, турклуба ТГУ «Берендеи» с 24.07.2016 по 12.08.2016 – Томск, 2016 г. – с. (отчет хранится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма, а электронная версия отчета – на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ.). [1]. Высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня. Карта. Под ред. Н.В. Пащенко – Алма-Ата: Казахское аэрогеодезическое предприятие, 1992. – 1 с. [2]. Классификация маршрутов на горные вершины. – М.: Издатель И.В. Балабанов, 2001. – 208 с. Количественные характеристики.
Техническая сложность в малоснежные годы может возрасти, т.к. на ледовых склонах возрастет количество точек страховки (промежуточных ледобуров) и протяженность участков с перильной страховкой. Может усложниться прохождение бергшрундов и трещин. Однако категория трудности, скорее всего, не изменится. 8–11. Описание прохождения. Рельеф по участкам пути. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Требования к организации движения и страховки. Характер маршрута: снежно-ледовый, в снежные годы – преимущественно снежный. Сложность определяется крутизной склона, наличием бергшрундов. На маршруте в малоснежные годы на крутых участках или при неудачном выходе на бергшрунды (часть из них не просматривается снизу) требуется организация перильной страховки (до 4-х станций) – см. рис. 19. Подъем на Талгар Гл. занимает около 6 ч 46 мин чистого ходового времени (рис. 3–9). Проходится группой в связках и кошках. Его можно разделить на три участка. R0-R1. Начало подъема от места ночевки по закрытому леднику с трещинами в кошках и связках: 1200 м, +300м, 15° ср., 33° макс., 1:05 (рис. 6, 7). R1-R2. Далее определяющий участок (рис. 3-5, 8, 9). Поворотом направо по контрфорсу (снежно-ледовый склон с бергшрундами и трещинами) движение на гребень: 1100, +440 м, 20° ср., 41° макс. Склон в снежные годы лавиноопасен, движение по линии падения воды выведет на пояс больших бергшрундов. Ранний утренний выход или малое оснежение склона позволяет подниматься по более пологой траектории (взять правее, по ходу) и обойти бергшрунды. У нас[0] реализовался промежуточный вариант (рис. 4, 8, 9): прошли один бергшрунд в его понижении и упёрлись в следующий (разлом шириной порядка 10 метров). Обошли справа. У бергшрундов повесили 3 перил (вертикальные и 2 – наклонных со спуском). Этим объясняется длительность попеременной страховки: 2:10. В целом, этот выход на гребень потребовал 5:16 ч.х.в. R1-R2. Дальнейшее движение по Ю-В гребню и предвершинному снежному плато не представляет больших трудностей, но требует осторожности (карнизы справа, возможны трещины): 820м, +150 м, 12° ср., 33° макс., 0:45. Гребень выводит на вершину Главного Талгара(рис. 9). Спуск по пути подъема, но с оптимальным обходом бергшрундов занимает 1:40 ч.х.в. Проходится группой в связках и кошках. В нижней, более крутой, части определяющего участка с трещинами организуется страховка через промежуточные ледобуры.
На ледн. Корженевского у устья ледн. Горина (в верхней части устья у скал): N43°06'05,31", E77°20'22,44", 4228 м. Есть удобные места на пер. Суровом, но удалённая от начала восхождения ночёвка сделает маршрут более трудоёмким.
Рис. 1. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией обозначен маршрут подъема на пик Талгар Гл. и с него. Обозначено место ночевок и остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха. Отметка 7:49 и П1–П3 – точки закрепления станций при преодолении бергшрундов в верхней части определяющего участка (R1-R2)
Рис. 2. Фрагмент спутникового 3D снимка (Google), обозначен маршрут на пик Талгар Гл. и с него (R1-R2 – определяющий участок)
Рис. 3. Вид на определяющий участок маршрута на пик Талгар Гл. и с него (R1-R2) в аномально жаркий 2015-й год
Рис. 4. Вид на определяющий участок маршрута на пик Талгар Гл. и с него (R1-R2) в аномально влажный текущий 2016-й год. Красным отмечен путь группы
Рис. 5. Вид с соседнего гребня на определяющий участок маршрута на пик Талгар Гл. (R1-R2). Кадр сделан в аномально жаркий 2015-й год
Рис. 6. Варианты подхода к контрфорсу
Рис. 7. Традиционный лавинный вынос у поножия контрфорса
Рис. 8. Преодоление первого бергшрунда в его понижении
Рис. 9. Перила для обхода бергшрундов, движение по ЮВ гребню к п. Талгар Гл., виды на пике День 11. Краткое описание перевала Суровый (2А, 4467 4455 [1] 4300 [2]) Перевал расположен в основном хребте Заилийского Алатау южнее вершины Ак-тау и ведет с лед. Шокальского (р. Ср. Талгар) на лед. Корженевского (р. Ю. Иссык), GPS-координаты: N43°05'18,84" E77°18'48,86" (рис. 1-2). Ориентаций перевала В-З, характер перевала: снежноледовый-скальный. Подход под перевал с СВ: закрытый ледник с трещинами : 2660м, +270 м, 6° ср., 27° макс., перевальный взлет как таковой отсутствует, ледник плавно перетекает в перевальную седловину. Подход от места стоянки у пика Талгар до перевала занимает 2 ч 10 мин ходового времени (рис. 2). Спуск на З (по определяющей стороне): снежно ледовый, скальный: 1300м, –500 м, 20° ср., 39° макс., группа затратила 3 часа ходового времени (рис. 2-6) – до пологой части закрытого ледника. От седловины вниз провесили перильную веревку 50 м (локальная петля, крепление за камень, см. рис. 4). Вторая веревка 50 м – крепление за уже имеющиеся забитые крючья (рис. 5). Остальная часть спуска до пологой части (рис. 6): в кошках и связках, местами на три такта, по закрытому леднику движение продолжаем в связках (есть трещины).
Рис. 1. Фрагмент из книги Вуколова [2]: 50 — пер. Суровый 51 — пер. Бивачный 52 — пер. Акгюль 53 — пер. Уральцев. Зарисовка в восточном направлении с-перевала ТЭУ Ю. с расстояния 6 км от седловины пер. Суровый.
Рис. 2. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией отмечен маршрут прохождения перевала, обозначены места ночевок, остановок , места обеда с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 3. Фрагмент спутникового 3D-снимка (Google): красной линией обозначен маршрут прохождения перевала
Рис. 4. Вид на путь спуска с пер. Суровый (2А) , первая веревка
Рис. 5. Вид на путь спуска с пер. Суровый (2А) , вторая веревка
Рис. 6. Вид на путь спуска с пер. Суровый (2А) День 12. Паспорт перевала ОПТЭ
Нами в [0] пройден и описывается перевал (пер. ОПТЭ) соответствующий: его зарисовкам и описанию в изданиях [3], [4], [5] (рис. 2) отметке положения в [1] (рис. 1) фотографиям, но не GPS-координатам с сайта [6]. Этот перевал ведёт со средней ветви ледн. Шокальского на ледн. Богатырь (рис. 1, 3). Его в [7] называют «ОПТЭ Вост.». Заметим, что согласно каталогу [7], карте, прилагаемой к [5], пер. ОПТЭ находится западнее нашего и ведёт на ледн. Богатырь с левой (западной) ветви ледн. Шокальского. На картах генштаба такой пер. ОПТЭ обозначен как пер. Талгар, 4208,4 м. Итак, перевал находится в основном хребте Заилийского Алатау восточнее ЧиликоКеминской перемычки. Ориентация перевала С-Ю. Координаты перевальной точки по GPS N43°04'22,54", E77°16'10,41, тур находится в восточной части седловины [0].
[0]. Измайлов И.В., Голейнова Н.В. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвёртой категории сложности в районе хребта «Заилийский Алатау» (Северный Тянь-Шань, респ. Казахстан), совершенном группой из г. Томска, турклуба ТГУ «Берендеи» с 24.07.2016 по 12.08.2016 – Томск, 2016 г. – с. (отчет хранится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма, а электронная версия отчета – на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ.). [1]. Высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня. Карта. Под ред. Н.В. Пащенко – Алма-Ата: Казахское аэрогеодезическое предприятие, 1992. – 1 с. [2]. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня // Электронный ресурс: http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/zaili.shtml. [3]. Вуколов В.Н. По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау. «Библиотечка самодеятельного туриста». – М.: Профиздат, 1991. [4]. Степанова В.И. По Заилийскому Алатау. Алма-Ата, Казахстан, 1976. (перепечатка с фото Ляпунов К., Игнатенко А., Игнатенко С., Маршруты Заилийского Алатау в районе Алматы. Электронный ресурс: http://www.mountain.ru/world_mounts/tien- shan/2003/zailiysky/index2.shtml). [5]. Вуколов В.Н. По Северному Тянь-Шаню. Горные туристские маршруты по Заилийскому Алатау и Кунгей-Алатау. Уч. пособие. – Алматы: Ф-т туризма Каз. академии спорта и туризма, 2006. – 344 с. [6]. Перевалы ущелья реки Средний Талгар / Перевал ОПТЭ (Н-4208). Электронный ресурс: http://almatyregion-tour.kz/ru/location/opte-pass.html (сайт ТОО «Этноцентр «NOMAD», Казахстан). [7]. Турклуб «Вестра», Каталог перевалов. Новый вариант. Электронный ресурс: http://westra.ru/passes/classificator.php?place=232&type=new.
Рис. 1: Фрагмент схемы исходного масштаба 2 км/см [1]. Красной линией обозначен маршрут через перевал ОПТЭ. Количественные характеристики:
Техническая сложность с северной стороны в малоснежные годы может возрасти, т.к. усложнится прохождение бергшрундов, но категория трудности перевала, скорее всего, не изменится. 8–11. Описание прохождения. Рельеф по участкам пути. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Требования к организации движения и страховки. Подход под перевал с севера от места ночевки занимает 2 часа ходового времени по закрытому леднику с трещинами: 2450, +520 м, 17° ср., 40° макс (рис. 6, 7). Движение в связках, а на крутых участках организовывалась страховка через промежуточные буры. Язык ледника сильно изрезан трещинами, протяженный и имеет несколько ступеней подъема (см. рис. 3, 4, 7), так же виден оптимальный путь подъема на правый контрфорс, отходящий от вершины ОПТЭ (рис. 6, 7): в обход ледопада и далее по центру ледника (придерживаясь левой (по ходу) половины контрфорса). Седловина перевала широкая, хорошо просматривается с ледника в виде характерного понижения. Сложность подхода под перевал соизмерима со сложностью преодоления перевального взлёта. Характер перевала: снежно-ледовый склон, преимущественно снежный, с бергшрундами (рис. 7–9). Поправка: мы проходили его в дождливо-снежный год [0], в более сухой и жаркий год характер может стать преимущественно ледовым. Определяющая сторона: северная. Сложность определяется крутизной склона, протяженностью подхода по закрытому леднику с обилием широких трещин, наличием бергшрундов и необходимостью организации страховки на крутых участках подхода и при пересечении во второй части перевального взлета пояса бергшрундов (движение в связках со страховкой через промежуточные буры). Подъем на перевал с севера. Для снижения лавинной опасности и для избежания возможного прохождения «председловинного» бергшрунда подъём осуществлялся левее седловины по линии падения воды с завышением около 10 м (рис. 9). Этот подъём представляет собой снежно-ледовый склон: 350 м, +170 м, 24° ср., 41° макс. Проходится одновременно в кошках и связках, а при преодолении пояса бергшрундов – со страховкой через промежуточные ледобуры. Следует отметить высокую для 2А к.т. трудоёмкость перевала: набор высоты вместе с подходами составляет 683 м (870 м – если учесть «мелкомасштабные» детали рельефа). Спуск с пер. ОПТЭ на юг: снежно-осыпной, прохождение сложности не представляет, ориентировочные характеристики: 200 м, –80 м, 24° макс. Группе [0] с пер. ОПТЭ необходимо было идти к пер. МЮД. Поэтому оптимальным было спускаться не прямо вниз от седловины, а максимально траверсировать скально-осыпной склон на запад от седловины, чтобы обойти пояс мульд в понижении ледн. Богатырь и попасть в верхнюю часть последнего. Эту тактику не дали осуществить в полной мере обильные осадки начала и середины лета: обычно осыпной южный склон хребта стал снежным со следами сошедших лавин (рис. 10, 11). Поэтому мы траверсируем склон лишь около 200 м на запад от седловины, и далее вниз по снежно осыпному склону до закрытого ледника. Характеристика этого пути спуска: 440 м, –80 м, 12° ср., 24° макс. По леднику Богатырь движение в связках.
С севера: На моренах средней ветви ледн. Шокальского. Из-за таяния ледника на контрфорсе появились площадки под пару палаток сверху осыпи (рис. 6). С юга: на леднике Богатырь, после спуска с перевала либо на его моренах.
Рис. 2. Вид перевала ОПТЭ с лед. Шокальского. Зарисовки его в юго-западном направлении с расстояния 2 км от седловины [3, 4] и фотография [0]
Рис. 3. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией обозначен маршрут через пер. ОПТЭ, обозначены места ночевок , обедов, остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис.4. Фрагмент спутникового 3D-снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут подъёма на пер. ОПТЭ с севера, обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 5. Фрагмент спутникового 3D-снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут спуска с пер. ОПТЭ на юг, обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 6. Начало подъема на пер. ОПТЭ, подъем на язык ледника в обход ледопада. Сверху осыпи (на контрфорсе) есть места под пару палаток
Рис. 7. Подъем на пер. ОПТЭ (2А): Подход к перевальному взлёту и он сам
Рис. 8. Подъем на пер. ОПТЭ: первая часть перевального взлета
Рис. 9. Подъем на пер. ОПТЭ (2А): вторая часть перевального взлета (подъём левее седловины по линии падения воды с завышением) и бергшрунд у седловины перевала
Рис. 10. Вид на спуск с пер. ОПТЭ, 2А
Рис. 11. Обычно осыпной южный склон хребта стал снежным со следами сошедших лавин День 13. Паспорт маршрута на пик Богатырь Сев. (подъём с пер. МЮД по северо-восточному гребню, спуск на ледн. Пионер)
[0]. Измайлов И.В., Голейнова Н.В. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвёртой категории сложности в районе хребта «Заилийский Алатау» (Северный Тянь-Шань, респ. Казахстан), совершенном группой из г. Томска, турклуба ТГУ «Берендеи» с 24.07.2016 по 12.08.2016 – Томск, 2016 г. – с. (отчет хранится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма, а электронная версия отчета – на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ.). [1]. Высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня. Карта. Под ред. Н.В. Пащенко – Алма-Ата: Казахское аэрогеодезическое предприятие, 1992. – 1 с. [2].Степанова В.И. По Заилийскому Алатау. Алма-Ата, Казахстан, 1976. (перепечатка с фото Ляпунов К., Игнатенко А., Игнатенко С., Маршруты Заилийского Алатау в районе Алматы. Электронный ресурс: http://www.mountain.ru/world_mounts/tien- shan/2003/zailiysky/index2.shtml). [3]. Классификация маршрутов на горные вершины. – М.: Издатель И.В. Балабанов, 2001. – 208 с. Количественные характеристики:
Техническая сложность с северной стороны в малоснежные годы может возрасти, т.к. усложнится прохождение бергшрундов, на ледовых склонах возрастет протяженность участков с перильной страховкой. Описание прохождения. Рельеф по участкам пути. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Требования к организации движения и страховки. Характер маршрута (траверс на п. Богатырь Сев.): снежно-ледовый, преимущественно ледовый. Сложность определяется крутизной склона, наличием бергшрундов на подъёме, а также участка разрушенных скал и закрытого ледника с широкими множественными трещинами на спуске. На маршруте требуется организация перильной страховки. Траверс на пик Богатырь с пер. МЮД занимает около 2 ч чистого ходового времени. Подход под вершину снежно-ледовый (1900 м, +263 м, -71 м, 10° ср., 30° макс.), движение одновременно в связках, кошках – см. рис 4, 5. Подъем на вершину: снежно-ледовый склон (500 м, +150 м, 20°ср., 40° макс.) – см. рис. 5, 6. Движение одновременно (иногда попеременно) в связках, кошках. Страховка через промежуточные ледобуры (4-5 шт. ). Ледово-снежная обстановка позволяла пройти как показано на рис. 6. При большем оснежении, вероятно, потребуется более вертикальный подъём (зелёная стрелка на рис. 6). Спуск с п. Богатырь Сев. на ледн. Пионер (с перемычки между Сев. и Гл. вершинами (вероятно, первопрохождение)) – см. рис. 7–12. Спуск по главному кулуару перемычки в снежные годы лавиноопасен и не рекомендуется. Поэтому мы спускались правее по малому кулуару вдоль скал, прижимаясь к последним для уменьшения потенциальной камнеопасности. Устье этого кулуара простреливается с широкой правой лощины (камни летят, примерно, раз в 5-10 минут). Поэтому решили спуститься на ледник с уступа скальной гряды слева [0]. Итак, характер спуска: снежно-осыпной склон см. рис. 8 (1500 м, –400 м, 20° ср., 40° макс. занимает порядка 6 часов ходового времени, проходится одновременным движением в связках, скальный уступ 7 м (организация перильной страховки, крепление за скальный выступ, расходная петля с продергиванием веревки). Прохождение ледн. Пионер (рис. 8, 13, 14). Закрытый ледник с трещинами (более 10): 950 м, –250 м, 15° ср., 33° макс. (рис. 9). Открытый ледник с ледопадом (широкие трещины (более 10)). В верхней части обходится левее широких трещин с последующим выходом на центр ледника и движением по центру: 900 м, –225 м, 14° ср., 30° макс. Движение одновременное в связках, во время преодоления широких трещин по снежным мостам страховка через промежуточные ледобуры, После начала движения с места ночевки вторая (нижняя) часть ледопада обходится спуском на левую боковую морену. Здесь потребовалась организация перильной страховки (30 м, станция на ледобурах, «самовыкрут»).
На ледн. Богатырь у пер. МЮД (есть две мульды) и во многих седловинах траверса до п. Богатырь Сев. На леднике Пионер координаты ночевки (рис. 8, 14):
Под ледником Пионер на моренах.
Рис. 1. Фрагмент схемы исходного масштаба 2км/см [1]: красной линией обозначен маршрут подъема с пер. МЮД на пик Богатырь Сев. и дальнейший спуск на ледник Пионер. Обозначены места ночевок, обедов, остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха.
Рис. 2. Фрагмент спутникового 3D-снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут траверса на п. Богатырь Сев. с пер. МЮД, обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 3. Фрагмент спутникового 3D-снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут спуска с п. Богатырь Сев. на ледн. Пионер, обозначены места остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 4. Вид на п. Богатырь Сев. и маршрут траверса со стороны в. Связист
Рис. 5. Схема траверса на п. Богатырь Сев. [2], красным цветом выделен маршрут, пройденный группой [0]
Рис. 6. Подъём на п. Богатырь Сев. Вид с траверса. Маршрут движения, для наглядности сравните с треком на 3D-снимке рис. 2
Рис. 7. Вид с п. Богатырь Сев. на скально-ледовый гребень – в сторону п. Богатырь Главный, стрелкой обозначено начало спускового кулуара
Рис. 8. Спуск с п. Богатырь Сев. на ледник Пионер – общий вид
Рис. 9. Вид с гребня в сторону ледника Пионер, красным обозначено начало и движение по правому спусковому кулуару
Рис.10. Направление спуска к кулуару (пересечение главного кулуара в узкой верхней пологой части с открытыми осыпными участками, придерживаясь линии падения воды)
Рис. 11. Спуск по боковому кулуару, придерживаясь правой, по ходу, стороны и линии падения воды
Рис. 12. Перильная веревка со скального уступа
Рис.13. Ледовые разломы на спуске по леднику Пионер (верхний малый ледопад)
Рис. 14. Фрагмент спутникового 3D-снимка (Google), пунктирной линией обозначен маршрут спуска с п. Богатырь Сев., обозначено место ночевки на леднике Пионер День 15. Краткое описание перевала Пушкина (2Б, 4150 4290 [1] 4220 [2]) Перевал соединяет лед. Калесника (р.Л.Талгар) лед.С.Тогузак прав. (р.Л.Талгар), расположен в боковом отроге основного хребта Заилийского Алатау, координаты по GPS: N43°01'26,06" E77°13'17,16", ориентаций перевала С-Ю, характер перевала: снежно-ледовый (рис.1). Подход под перевал: Открытый ледник почти без трещин: 1500м, +340 м, 13° ср., 36° макс., закрытый ледник: 1000м, +200 м, 11° ср., 30° макс., движение в связках. От места ночевки (на границе закрытого ледника) под перевал подошли за 40 минут. Седловина перевала широкая, хорошо просматривается (рис. 2). Подъем на перевал: при подходе под перевал были видны следы лавин (рис.5), и над бергшрундами нависали снежные массы, которые представляли лавиноопасность: подниматься по кратчайшему пути было нельзя, поэтому подъем осуществляли не прямо вверх, а забирая вправо (рис. 2-4) В этот год снега было предостаточно, и группа поднималась в кошках и связках. При преодолении бергшрундов организовывали страховку через промежуточные ледобуры. За 55 минут заходим на перевал, на 150 метров западнее седловины, +60м по высоте. Перевальный взлет по пути нашего подъёма – снежно-ледовый склон: 400 м, +200 м, 24° ср., 37° макс. (рис. 2-6, 8). Тур находится западнее седловины. Спуск на юг (40 мин.): снежно осыпной склон 500 м, –220 м, 24° ср., 29° макс. (рис. 7, 8) Кулуаров на спуск несколько, спускаемся в кошках и связках, на некоторых участках на три такта. По леднику Тогызак продолжаем движение в связках, ледник закрытый: 1,8 км, 8°ср., 22° макс.
Рис. 1. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией отмечен маршрут прохождения перевала Пушкина, обозначены места ночевок , остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 2. Путь подъема на пер. Пушкина (2Б)
Рис. 3. Путь прохождения перевала Пушкина на спутниковом 3D-снимке (Google) с севера
Рис. 4. Путь пройденный группой на подъем и спуск с пер. Пушкина (поднялись на 150 м западнее седловины, на +60 м выше) на спутниковом 3D-снимке (Google)
Рис. 5. Склон на подъеме на пер. Пушкина (2Б) с севера
Рис. 6. Путь подъема на пер.Пушкина (2Б) с севера
Рис. 7. Путь спуска с пер. Пушкина (2Б) на юг
Рис. 8. Вид на путь спуска с пер. Пушкина (2Б) на юг День 16. Паспорт маршрута на пик Музтау (по северному гребню с ледн. Тогузак Лев.)
[0]. Измайлов И.В., Голейнова Н.В. Отчёт о прохождении горного туристского спортивного маршрута четвёртой категории сложности в районе хребта «Заилийский Алатау» (Северный Тянь-Шань, респ. Казахстан), совершенном группой из г. Томска, турклуба ТГУ «Берендеи» с 24.07.2016 по 12.08.2016 – Томск, 2016 г. – с. (отчет хранится в библиотеке Томской федерации спортивного туризма, а электронная версия отчета – на сайте http://berendei.tsu.ru в разделе ОТЧЕТЫ.). [1]. Высокогорные перевалы Северного Тянь-Шаня. Карта. Под ред. Н.В. Пащенко – Алма-Ата: Казахское аэрогеодезическое предприятие, 1992. – 1 с. [2].Степанова В.И. По Заилийскому Алатау. Алма-Ата, Казахстан, 1976. (перепечатка с фото Ляпунов К., Игнатенко А., Игнатенко С., Маршруты Заилийского Алатау в районе Алматы. Электронный ресурс: http://www.mountain.ru/world_mounts/tien- shan/2003/zailiysky/index2.shtml). [3]. Классификация маршрутов на горные вершины. – М.: Издатель И.В. Балабанов, 2001. – 208 с. Количественные характеристики.
*Спуск осуществлялся сначала на север к месту ночёвки (перемычка предвершины), затем
8–11. Описание прохождения. Рельеф по участкам пути. Протяженность, крутизна, время прохождения участков. Требования к организации движения и страховки. Характер маршрута (подъем на п. Музтау): снежно-ледовый, преимущественно ледовый. Сложность определяется крутизной склона, наличием бергшрундов, участка разрушенных скал. На маршруте требуется организация перильной страховки около 400 м, крутизной до 44 . Подъем на пик Музтау с лед.Тогызак занимает около 5ч 00 мин чистого ходового времени (рис. 3–9). Начало подъема от места ночевки по закрытому леднику в кошках и связках: 570м, +100 м, 11° ср., 27° макс., далее снежно-ледовый склон с бергшрундами крутизной до 44°, подъем прямо вверх до скального уступа: требуется организация перильной страховки (R1-R2 на рис. 5), станции на ледобурах и на скале (4-5 станций). От скал траверс на вершину в кошках и связках (R2-R3 на рис. 5) – одновременная страховка: 1400 м, +450 м, 22° ср., 44° макс, требуется до пяти промежуточных точек страховки на ледобурах. Спуск с п. Музтау на юг: по закрытому леднику 500м, -450 м, 12° ср., 29° макс. проходится группой в связках и кошках (см. рис 11-12)
С севера (в низу): правая боковая морена ледника Тогызак Лев. в 400 м от начала подъёма на ребро. Вверху у гребня: севернее п. Музтау (перемычка предвершины), GPS-координаты: N42°59'49,02", E77°12'43,73", 4463 м (рис. 10).
Рис. 1. Фрагмент схемы исходного масштаба 2км/см [1]: красной линией обозначен маршрут подъема на пик Музтау. Обозначены места ночевок и вершина с указанием времени дня, в скобках время отдыха. Группа ночевала на гребне севернее п. Музтау в перемычке предвершины
Рис. 2. Фрагменты схемы (клетка соответствует квадрату местности 1 км1 км.) и спутникового снимка (Google): красной линией обозначен маршрут подъема на пик Музтау. Обозначены места ночевок и остановок с указанием времени дня, в скобках время отдыха
Рис. 3. Вид на путь движения группы на пик. Музтау с места ночёвки у лед. Тогызак
Рис. 4. Вид на путь движения группы на пик. Музтау с лед.Тогызак, перильная страховка
Рис. 5. Фрагмент 3D снимка, обозначен маршрут траверса на п.Музтау (R2-R3 – одновременная страховка)
Рис. 6-7. Третья часть подъема на пик Музтау (см. рис. 5: R2-R3) –движение на предвершину пика Музтау
Рис. 8-9. Вид с предвершины вниз (на пройденный путь) и вверх на финал подъема на пик Музтау
Рис. 10. Ночёвка севернее п. Музтау
Рис. 11-12. Спуск с п. Музтау на юг через пер. Зимина |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||