Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном спортивном походе 4 к.с. по Памиро-Алаю (горный узел Такали) совершенном с 29 июля по 20 августа 2017 г. Часть 2.
Перевал РГО (Русского Географического общества), 2Б, 4560 м. Радиально, первовосхождение.
Подъем со стороны ледника Голируд (с запада):
Подъем на перевал начинаем с пологих полей компактного цирка в верховьях ледника Голируд (фото 1). Перешагиваем неширокие трещины на леднике – движемся без связок. Склон перевала представляет собой снежно-ледовую стену с плавно увеличивающейся крутизной от 40 до 60 (фото 2). В левой по ходу движения части склона из-под фирна проступает ледовая подложка, что упрощает организацию промежуточных точек на ледобурах. Правая по ходу движения часть ледника покрыта плотным снегом (фото 3). Слева и справа по границе со скалами редко, но сыпят камни, наиболее безопасно движение по середине ледника. Западный склон практически до обеда находится в тени, после обеда камнепадоопасность возрастает. Подъем на перевал начали в 6 утра по местному времени (фото 4). Западная сторона перевала просматривается полностью с ледника Голируд. Подъем начинаем в левой по ходу движения части ледника, здесь бергшрунд забит мелкими камнями и снегом. От бергшрунда (4200 м.), начинаем провешивать перила (фото 5). В качестве точек для организации станций и промежуточных точек страховки для первого участника используем ледобуры. Постепенно сдвигаемся ближе к центральной части ледника – подальше от линии падения камней. В верхней части подъема, начиная с пятой веревки ледник закрыт плотным снегом, работа замедляется, так как приходится откапывать 30-40 см. плотного снега для организации каждой ППС (фото 6). Финишный участок перил закрепляем на выступах скальных зубьев, окаймляющих седло перевала (фото 7). Всего, выше бергшрунда провешено 350 м. перил. Всего на подъеме:
Седловина перевала: Осыпная, достаточно широкая для установки палаток. Есть маленькое озерцо с водой. В северной части перемычки скальный жандарм на гребне. Тур собрали рядом со скальным жандармом с северной стороны от седла. Группа на перевале (фото 8, 9), (GPS: 39°15.492'С, 69°31.121'В, 4560 м.) Спуск на ледник Голируд (на запад): Спуск с седла перевала РГО на запад производим по пути подъема. Станции на ледобурах. Последний участник спускается на одном 30 см. ледобуре с организацией самовыверта. Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Дополнительная информация: Вид с перевала на восток: видны скальные сбросы (фото10). Перевал РГО на фоне ледопада Голируд (фото11). Для справки: приложена фотография восточного склона перевала, сделанная из долины реки Яманаз (р. Ягноб): ключевой участокмаршрута – крутые скалы, начинающиеся сверху с «бараньих лбов» (фото 12). Фотография позаимствована из отчета Сергея Шведова, (г. Москва).
Фото 1. Обзорная схема района перевала.
Фото 2. Западный склон перевала.
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Фото 10
Фото 11. Перевал РГО на фоне ледопада Голируд.
Фото 12. Восточный склон перевала РГО (фото из отчета С.Шведова, г. Москва) Долина реки Голируд
Река Голируд является правым притоком Ягноба, имеет протяженность около 4 километров. Спускаемся по долине Голируд от языка одноименного ледника (GPS: 39°15.464'С, 69°30.074'В, 3820м), ледопадом закрывающим верховья долины. Сначала идем придерживаясь гребня правобережной боковой морены, затем переваливаем к правому борту долины – ближе к скальным стенам. Двигаемся по наклонным полям плотного, слежавшегося снега (фото 1), лежащего в складках рельефа. Затем выходим на каменистые холмы, покрытые редкой травой (фото 2) – на одном из них делаем бивак. Хорошо видна нижняя часть долины, до самого устья (фото 7) – но, чтобы попасть туда, нужно преодолеть широкий пояс «бараньих лбов», отделяющий верховья долины от устьевой части (фото 5). +Находим путь обхода справа, по многочисленным тропам на склоне (фото 3) – идем, обходя скальные выходы, траверсируя правый борт, высоко над дном долины (фото 4). Спустя час ходу, спускаемся по одному из каменистых кулуаров к реке – кулуар имеет изменчивый рельеф, на нем встречаются каменистые и конгломератные участки (фото 6), в нижней части широкие травянистые поля. Переправляемся на левый берег реки Голируд по широкой снежной пробке– такие снежные мосты не успевают растаять за короткое лето и являются естественными мостами для пастухов с отарами овец (фото 8). Спускаемся к устью Голируда по тропе на зеленых склонах (фото 7), плавно выводящей на широкие террасы правого борта Ягноба – здесь устроены пастушьи коши, стоят летние палатки координаты устьевой части (GPS: 39°14.298'С, 69°29.158'В, 2880м).
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 6
Фото 7
Фото 5. Скальные сбросы в средней части долины.
Фото 8. Переправа через Голируд по снежному мосту. Долина реки Ягноб
Река Ягноб является одной из основных водных артерий горного района Такали – она берет начало с ледников южных склонов Зеравшанского хребта и имеет протяженность около 114 км. Начинаем движение вверх по течению Ягноба по хорошей тропе правого берега (фото 1). Русло реки на этом участке зажато крутыми теснинами скальных и конгломератных берегов, и поэтому тропа проложена довольно высоко над урезом воды. Снежные пробки, не успевающие растаять за лето издавна служат естественными мостами для местных жителей и являются колоритным украшением пейзажа (фото 2). Тропы многочисленны, пересекаются с узкими бараньими тропками, некоторые поднимаются еще выше по травянистым склонам (фото 3). Иногда встречаются небольшие вьючные караваны из двух ишаков – на них пастухи подвозят продукты в свои летовки, что находятся выше по течению реки. Местами, по берегам реки встречаются остатки снежных пробок в виде больших отвалов слежавшегося снега (фото 4). Спустя три километра от устья Голируда выходим к устью следующего правого притока Ягноба – реки Яманаз. Здесь, на широкой террасе левого берега Яманаза устроена большая летовка – пастухи приветливо машут руками гостям. Спустя еще полтора километра, долина расширяется – мы выходим на простор высокогорных сыртов. Три километра идем по широким просторам долины Ягноб почти без набора высоты – высота здесь примерно 3000 метров. Хорошо виден правый приток Ягноба – река Малый Барзанги, берущая начало в урочище Гульбас (фото 5). Переправляемся по камням через неширокие правые притоки Ягноба, и спустя полтора километра подходим к покатому носу водораздела рек Ягноб и Такали (фото 6) – здесь, возле устья Такали, находится очередная пастушья летовка, видны отары овец (GPS: 39°12.320'С, 69°34.617'В, 3010м).
Фото 1
Фото 2
Фото 3. По тропам правого берега Ягноба.
Фото 4
Фото 5
Фото 6. На стрелке рек Ягноб и Такали. Долина реки Такали и ее правый приток
Река Такали является правым притоком Ягноба и берет начало с ледников южных склонов Зеравшан- ского хребта. Долина Такали представлена растительностью альпийских лугов, поэтому она хорошо освоена пастухами – на ее террасах можно наблюдать пастушьи летовки, в окружении многочисленных отар овец (фото 1). По берегам реки проложены хорошие тропы, которые перемежаются мелкими бараньими тропками, сетью покрывающими все окрестные склоны. Периодически на тропе встречаются вьючные животные с погонщиками, перевозящие утварь и продукты с места на место. Поднимаемся по тропам правого берега реки, по пологим зеленым террасам. Спустя два километра пути от устья Такали, подходим к крутым конгломератным прижимам – здесь тропы проложены высоко над рекой. В некоторых местах этот участок может быть опасен: например, в дождливую погоду крутые склоны могут быть скользкими. Через час пути выходим на широкую террасу, пересеченную неглубоким оврагом с чистым ручьем – здесь удобно сделать бивак. На противоположном берегу реки находится традиционное место пастушьих стоянок. Продолжаем движение по широким полям (фото 3), здесь видны несколько скальных останцев на пологом дне долины – издалека их можно принять за развалины каменных башен, или других древних укреплений. Спустя два километра от места бивака, подходим к Т-образной развилке, образованной двумя крупными притоками Такали (фото 2). Мы продолжаем двигаться по тропам правого берега, и теперь идем вдоль притока – реки Правый Такали (фото 4). Долина заметно сужается, скальные теснины перемежаются откосами осыпных склонов и камнями на каменистых склонах. Спустя два с половиной километра от устья Правого Такали делаем бивак на пологих каменистых россыпях возле рукавов реки (GPS: 39°15.100'С, 69°35.824'В, 3290м), в восьмистах метрах ниже языка одноименноименного ледника (фото 5).
Фото 1. Вид на устьевую часть реки Такали.
Фото 2. Вид на слияние притоков, образующих реку Такали.
Фото 3
Фото 4
Фото 5. Верховья реки Правый Такали. Перевал Согдийский, 2Б, 4280 м. (радиально)
Подъем начинаем с места ночевки на пологих каменистых россыпях возле рукавов реки Правый Такали (GPS: 39°15.100'С, 69°35.824'В, 3290м) в сторону одноименного ледника, находящегося в основании перевала Согдийский. Подъем на ледник происходит по ледопаду. По бокам ледопад заперт крутыми сбросами и бараньими лбами. Наиболее безопасный, и с наименьшим количеством трещин, маршрут подъема по ледопаду пролегает по его центральной части. На подъеме, а затем и на спуске, необходимо провесить 80 метров перил по льду, крутизной до 35°. На самом теле ледника очень много трещин, ледник открытый, движемся без связок. Для нормального прохождения ледопада и лабиринта трещин ледника ведем GPS-трек и оставляем туры из камней, которые впоследствии сильно упростили нам спуск с перевала. Ледопад и пологую часть ледника прошли за 2 часа. Перевал Согдийский имеет несколько седловин. Крайняя левая (северная) седловина имеет в нижней части крутые скальные сбросы. Перемычки, расположенные южнее, проходятся проще. Движение по кулуарам камнепадоопасно. В кулуарах, под камнями часто находится лед. Поэтому, проще всего подниматься по разрушенным скальным ребрам между кулуарами. Крутизна здесь достигает 30°, в верхней части перевального взлета – пояс разрушенных скал, по которым повесили 40 метров перил. От пологого ледника до седла подъем занял 1,5 часа. Седловина перевала: Широкая, осыпная. На перевале вставать на ночевку не имеет смысла, т.к. в 15 минутах спуска на северо-восток (на пологий ледник) есть места для палаток и вода. С перевала хорошо виден пер. Пастернака, частично пер. Молодость Сибири, и пер. Олимп. Тур находится в центре, на скальном останце.
Фото 1. Схема расположения перевалов Согдийский и Такали Северный.
Фото 2. Подъем по простому участку ледопада Правый Такали. Всего на подъеме:
Спуск по пути подъема. На спуске перильная страховка применялась аналогично подъему: 40 метров на скалах, 80 метров на спуске с ледопада. Седловина перевала: Узкая, скальная, перемычка между скальными вершинами. По обоим сторонам крутые скалы. Тур в скалах с южной стороны. Группа на перевале (фото 11), седло (GPS: 39°16.114'С, 69°35.647'В, 4280м.) Итоговые характеристики:
Фото 3. Прохождение разломов в ледопаде.
Фото 4. Переход с осыпи на скальное ребро.
Фото 5. Работа на скалах.
Фото 6. Опасный участок.
Фото 8.
Фото 9. На фоне в. Такали-Ушба
Фото 7. Маршрут подъема по скальному гребню. Перевал Такали Северный, 2А, 4100 м.
Подъем начинаем с широких лугов стрелки крупных притоков реки Такали (GPS: 39°14.632'С, 69°36.812'В, 3150м.) – фото 1. По крутому травянистому склону, переходящему в каменные россыпи, входим в тесный каньон – среди скальных прижимов путь просматривается лишь до очередного поворота скальных ворот (фото 2, 3). Крутизна склонов возрастает до 40°, и мы обходим справа по ходу небольшую скальную ступень – с нее переход в узкий скальный кулуар(фото 4), с которого каскадами падает небольшой ручей. Подъем по кулуару лазанием (фото 5), соблюдая меры предосторожности и помогая товарищам.
Фото 1. Перевал Такали Северный (2А), вид с юга.
Фото 2
Фото 3 Выше кулуара выходим на выполаживающееся скальное русло, идем по нему еще около 100 метров. Затем, каньон заканчивается и скальные прижимы остаются внизу. Открывается вид на верховья перевала, запертые поясом разрушенных скал, которые мы обходим слева по ходу.
Фото 4
Фото 5
Фото 6. Маршрут обхода пояса разрушенных скал. Поднявшись на пологое плечо узловой вершины отдыхаем и просматриваем маршрут дальнейшего пути (фото 6). Протяженный траверс по слежавшейся осыпи выводит нас на седло перевала. Всего на подъеме:
Седловина перевала: Узкая, скальная, в протяженном гребне разрушенных скал. Туров сложено несколько, высотой более метра из крупных камней – их хорошо видно из долины Левого Волгонда. Записку оставляем в одном из них, ближе в востоку. Группа на перевале (фото 7), седло (GPS: 39°15.612'С, 69°37.043'В, 4100м.). Спуск в сторону ледника Волгонд Западный (на север): Спуск начинаем с восточной части перемычки (фото 9), крепим перила на скальном выступе. Первая веревка – по склону крутизной до 40°, состоящему из слежавшегося мокрого щебня (фото 10). Ниже по склону видны сбросы скального пояса – поэтому, начинаем спуск с перил (фото 11). Затем, траверсом по осыпи уходим вправо и вниз – здесь начинаются гребни разрушенной породы, спускаемся вдоль них (фото 12).
Фото 9. Навеска первой веревки с седла. Спустя 300 метров спуска выходим на участки бараньих лбов – отсюда вешаем перила из второй веревки (фото 13). Скальный пояс, которым заканчиваются бараньи лбы имеет незначительную крутизну – до 35°, однако, по скалам летят камни от участников – поэтому прячемся за большими камнями и координируем спуск.
Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13 Третья веревка со скал ложится в глубокий бергшрунд – нижний край трещины порядка трех метров, из него приходится вылезать со пологого дна бергшрунда. Спускаемся по перилам до конца веревки и отходим на безопасное расстояние (фото 14).
Фото 14
Фото 15 Здесь собираем всю группу и связываемся в две веревки – дальнейшее движение в связках, сначала по ледовому конусу перевального взлета (фото 15), затем по выполаживающемуся склону открытого ледника.
Фото 16. Движение по разломам ледника Волгонд Западный.
Фото 17. Северный склон перевала Такали Северный (2А). Ледник Волгонд Западный проходим, держась правого борта, обходя широкие трещины (фото 16). Спустя 1,5 километра выходим из зоны трещин и развязываемся на гребнях моренных чехлов – дальнейший путь по холмам морен не представляет опасности (фото 17). Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Долины рек Волгонд Западный и Волгонд Восточный
Движение вниз по долине Волгонд Западный начинаем по правому берегу, с места ночевки (фото 1) в кармане скальных теснин, на зеленой лужайке (GPS: 39°17.277'С, 69°37.625'В, 3300м.). Вскоре встаем на тропу, сначала не явную, но затем все более заметную среди камней. Иногда склон пересекают потоки каменных россыпей из распадков правого борта долины. Скальные борта образуют узкое ложе долины – расстояние между бортами не превышает 300-400 метров. Течение реки в целом имеет приемлемую крутизну: не более 100 метров на 1 километр пути, без водопадов и теснин. Тропа проложена недалеко от русла реки, и лишь спустя четыре километра от начала пути мы поднимаемся вверх по склону – здесь начинаются прижимы, образованные впадением крупного правого притока (фото 2). Короткая долина этого притока перекрыта широким поясом скально- ледовой стены, запирающей верховья – этот маршрут ведет на ледники известного перевала Плакарный, 3А. Расстояние от начала пути до впадения правого притока составляет пять километров.
Фото 1
Фото 2 Переправляемся через приток, перепрыгивая его по большим камням. Дальнейший путь пролегает сначала по зеленым полянам правобережных террас (фото 3), на которых стоят пастушьи летовки – затем по широкой тропе, набитой отарами овец. Спустя еще три километра переваливаем через каменистые россыпи и выходим на широкий простор пологой террасы, с домиками и загонами для скота.
Фото 3
Фото 4 отарами овец. Спустя еще три километра переваливаем через каменистые россыпи и выходим на широкий простор пологой террасы, с домиками и загонами для скота.
Фото 5. Кишлак Волгонд-Боло на фоне долины Волгонд Восточный. Отсюда еще два километра по хорошей тропе (фото 4) до слияния с рекой Волгонд Восточный: здесь широкое пространство пологих полей, и небольшой поселок из пяти-шести каменных хижин – здесь находится кишлак Волгонд-Боло (GPS: 39°21.820'С, 69°40.753'В, 2640м.), в котором летом живут пастушьи семьи (фото 5). Население кишлака гостеприимно встречает нас, немедленно устраивая обед и фотосессию с гостями.
От кишлака Волгонд-Боло начинаем движение вверх по долине Волгонд Восточный по широкой тропе к мосту через реку, и затем вверх по долине, по тропам правого берега реки. Хороший обзор открывается на всю долину – путь просматривается почти до самых верховий долины (фото 1). Заросли арчи сменяются редкими деревьями и кустарником (фото 2). Тропа широкая, служит основным путем для транзита овечьих отар в верховья долины и перехода через Зеравшанский хребет, на зеленые пастбища южных склонов основного хребта.
Фото 7. Вид на долину Волгонд Восточный. Спустя два часа пути встаем на бивак (GPS: 39°19.327'С, 69°41.093'В, 3260м.) – здесь удобное место для лагеря и недалеко от воды (фото 3). Над всей долиной возвышается заснеженный купол вершины Волгонд (4800м.), видны ледопады переметного ледника, ведущего через сложные перевалы в соседнюю долину Джиндон.
Фото 8
Фото 9
Перевал Ти-Шах, 1Б, 4220 м.
Подъем начинаем с каменистых россыпей моренного чехла в начале ледника Волгонд Восточный. Ледник пологий, глетчерного типа, открытый. Поднимаемся правым бортом, обходя неровности рельефа – здесь идем по наклонному каменистому плато. Хорошо виден перевальный взлет и сама седловина переела на фоне неба – она прижата к скальным бастионам вершины Волгонд (фото 1). Минуем небольшой участок снега и выходим на осыпь, по которой поднимаемся ближе к скалам. Вскоре встречаем хорошую тропу, по которой поднимаемся вдоль скальных стен (фото 2). Стена на достаточном расстоянии, чтобы не опасаться камнепадов – тем не менее, идем в касках. Вскоре выходим на участок выполаживания склона – здесь можно отдохнуть, недалеко есть вода с ручьев на скалах и остатки снежников на склоне.
Фото 1. Маршрут подъема на перевал Ти-Шах (1Б). Спустя три часа от начала ледника выходим на седло перевала.
Фото 2
Фото 3 Всего на подъеме:
Седловина перевала: Узкая, скально-осыпная, в протяженном гребне разрушенных скал. С северо-востока вплотную примыкает к скальным стенам вершины Волгонд. Группа на перевале (фото 3), седло (GPS: 39°16.951'С, 69°41.501'В, 4220м.). Еще с подъема на перевал открывается хороший обзор верховий ледника Волгонд Восточный (фото 4) – видны перевалы и вершины района, с юга и севера.
Фото 4. Верховья ледника Волгонд Восточный. Спуск в сторону р. Колыча (на юг): Спуск начинаем с седловины прямо вниз, спускаемся плотной группой. Осыпь слежавшаяся, быстро пересекаем осыпной склон и короткие снежники, что находятся ниже. Затем следуют несколько ступеней конгломератно- осыпных склонов, прямо по руслу распадка крутизна увеличивается, поэтому мы поворачиваем влево и траверсируем склоны, на которых среди редкой травы много крупных камней и остатков скальной породы.
Фото 5
Фото 6 Склоны на этом участке имеют крутизну до 40°, поэтому соблюдаем осторожность и дисциплину движения.
Фото 7
Фото 8 Спустя полтора часа от начала движения с перевала, спускаемся на пологие зеленые площадки возле русла реки Колыча (GPS: 39°15.909'С, 69°42.332'В, 3330м.) – местами здесь встречаются снежники на каменистых лугах. Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Долины рек Колыча и ДжиндонЮжный
Движение вниз по долине начинаем с отметки (GPS: 39°15.909'С, 69°42.332'В, 3330м.) – это место спуска с перевала Ти-Шах (1Б). Двигаемся левым берегом реки, по узкому ущелью долины. Несколько раз путь преграждают огромные снежные пробки над рекой – в некоторых местах они образуют естественные мосты, по которым можно переходить на другой берег (фото 1). Местами идем по руслу реки, забитому снежной массой, стараясь придерживаться левого борта. Внизу угадывается стрелка рек Колыча и Джиндон Южный – отсюда берет начало река Наукрум, давая название одноименному урочищу ниже по течению реки.
Фото 1. Снежные пробки на реке Колыча образуют естественные мосты. При слиянии двух притоков находится широкая поляна, с зелеными лугами, видны летовки пастухов (GPS: 39°16.704'С, 69°43.781'В, 3100м.). Подъем по реке Джиндон Южный начинаем от пастушьих летовок на слиянии, по тропе на правом берегу реки.
Фото 2. Со стрелки рек Колыча и Джиндон Южный, открывается вид на верховья долины. Двигаемся сначала вдоль русла реки, затем переходим по снежной пробке на левый берег и спустя два километра от поляны, подходим к началу крутого участка подъема к перевалу Джиндон (GPS: 39°17.605'С, 69°44.213'В, 3300м.).
Перевал Джиндон, 1Б, 4130 м.
Подъем начинаем с верховий долины Джиндон Южный – с основного русла долины забираем вправо на склон и поднимаемся по заметной тропе. Местами, тропа круто забирает вверх и мы поднимаемся в обход левобережного бокового моренного вала, который остается слева от нас. Характер породы постепенно меняется: все чаще встречаются участки конгломерата и заглаженной скальной породы – все это придает окружающей местности своеобразный колорит: скальные останцы напоминают волны в штормовом море. Иногда проходим по скальным плитам, наклонно лежащим на склоне и имеющим волнистую структуру поверхности.
Фото 1
Фото 2 Тропа плавно выводит на седловину перевала, на всем пути подъема помех пешему движению нет – с седла открывается красивый вид на окрестности. Спустя три часа от начала подъема выходим на седло перевала.
Фото 3
Фото 4 Всего на подъеме:
Седловина перевала: Узкая, скально-осыпная, в протяженном гребне разрушенных скал. Группа на перевале (фото 5), седло (GPS: 39°18.568'С, 69°44.514'В, 4130м.). Спуск в сторону ледника Джиндон (на север): Спуск начинаем с седловины траверсом вправо, в обход центральной части ледового цирка (фото 6) – там видна неширокая сеть трещин. Выходим в связках, уклон ледника невелик – не более 20°. По дуге обходим ледовый цирк справа – далее движемся также, по правому борту ледника. Спустя полчаса ледник кончается, сходим на осыпь и продолжаем спуск по нешироким гребням боковых морен. В основное русло долины ведут скальные сбросы (фото 7), поэтому обходим их справа – пологие осыпные склоны приводят нас к языку ледника Джиндон (GPS: 39°19.396'С, 69°43.688'В, 3550м.).
Фото 5
Фото 6 Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Фото 7. Панорама верховий ледника Джиндон. Долина реки Джиндон
Движение вниз по долине начинаем от языка ледника Джиндон. Двигаемся правым бортом долины по набитым тропам. Вскоре встречаем мост (GPS: 39°23.515'С, 69°45.151'В, 2910м.), по которому переходим на левый берег. Спустя километр пути по снежному мосту переходим опять на правый берег – хорошая тропа переходит с одного берега на другой в зависимости от рельефа берегов. В дальнейшем неоднократно пользуемся мостами, проходим мимо пастушьих летовок и ферм для скота. За два километра перед кишлаком Сабах, широкая тропа проложена по левому борту ущелья – она уходит высоко на склон, минуя таким образом, складки местности устьевой части реки Джиндон. Выходим на простор Зеравшанской долины, которая словно слоеный пирог изрезана глубокими ущельями впадающих в нее притоков (фото 1). Проходим еще полтора километра и спускаемся к мосту через реку Зеравшан (GPS: 39°27.427'С, 69°47.174'В, 2220м.), которая с шумом несет свои воды вниз по одноименной долине.
Фото 1. Зеравшанская долина в месте впадения притоков Джиндон и Сабах. Итоги, выводы, рекомендации Группой был успешно пройден горный поход 4-ой категории сложности по Памиро-Алаю (горный узел Такали). Основная концепция при планировании маршрута заключалась в том, чтобы пройти по наиболее интересным в туристском, и сложным в техническом планах уголкам Зеравшанского хребта. Известно, наиболее насыщены сложными и интересными перевалами основная линия и северные отроги Зеравшанского хребта. Поэтому маршрут был спланирован так, чтобы пересекать линию основного хребта и его отроги в местах их наибольшего оледенения, продвигаясь с запада на восток. Вместе с тем, лишь во время акклиматизационной части похода, группа посетила 3 долины и 2 ледника, совершив сквозное прохождение двух перевалов (1А-2Б) с повышающейся высотой с 3521 м. до 3930 м. Всего, во время движения по маршруту были посещены 12 горных долин: Заравшан, Тавастин, Ривут, Падаск, Голируд, Ягноб, Такали, Волгонд (Западный и Восточный), Колыча, Джиндон Южный и Северный в половине случаев с прохождением одноименных ледников. Пройдено 11 перевалов, из них: 3 радиально (2Б, 2Б, 2А) и 8 (2Б-2Б-2Б-2А-2А-1Б-1Б-1А) – в сквозном направлении. Два перевала, определяющие сложность маршрута (Спутник 2Б и РГО 2Б) пройдены впервые. Однако, соответствовать такой высокой планке оказалось непросто для многих из нас: в связи с недомоганием участников в разные периоды пути, мы обошли некоторые перевалы по более простым, запасным вариантам – разумно применяя эти и другие тактические решения, мы смогли соблюсти основную идею похода: пройти сложный и красивый маршрут по высокогорью Такали. При построении маршрута использовался принцип ступенчатой акклиматизации, при котором высотный график имеет вид восходящей пилы (см. 3.1. График перепада высот), что в сочетании с применением витаминных и солевых комплексов частично компенсировало издержки акклиматизационного периода. Еще одной из особенностей этого похода следует считать то, что из нитки маршрута были исключены сложные броды и навесные переправы через горные реки, представлявшие опасность для жизни. В результате предпринятых тактических действий, уровень безопасности туристской группы, обусловленный ее запасом прочности, сохранился на достаточно высоком уровне, несмотря на ряд внешних неблагоприятных факторов. Что в конечном итоге и позволило нам успешно закончить поход, не меняя основной стратегической линии. В походе применялись мультитопливные горелки марки MSR на обычном автомобильном бензине, и они нас не подвели. Широко использовались две радиостанции «KENWOOD» с двумя комплектами батарей и аккумуляторов - cвязь в пределах оперативной необходимости была всегда. В течении всего маршрута использовались два прибора GPS «Garmin» и спутниковый телефон «Thuraya» - почти каждый день мы использовали сервис СМС через спутник. За время похода мы не имели никаких конфликтов с местными жителями или милицией – напротив, гостеприимство в горном Таджикистане не знает себе равных. Помощь в оформлении регистрации в Республике Таджикистан, организации проживания в Худжанде и трансфер в горы оказали сотрудники турфирмы «Согдиана-Памир-Тур» +992929156699 Кахромон, зам.директора. Электронную версию отчета можно найти в Интернет на файлообменнике Яндекса, или обратившись к руководителю по сети ВК https://vk.com/ol_lukyanov Соблюдая классификационные подходы, принятые Федерацией спортивного туризма России для соревнований в группе дисциплин «Маршруты-горные», ниже привожу критерии, которые мы имели ввиду при подготовке и прохождении маршрута: На этапе предпоходной подготовки: Кроме того, в приложениях имеется письмо с поручением от Русского Географического общества – с просьбой помочь в сборе фактографических материалов о судьбе пилотов самолета-бомбардировщика времен Великой Отечественной войны, разбившемся в горах – до сих пор ледник Тавастин выносит обломки той трагедии. Поручение выполнено: уточнены координаты, собраны интервью старожилов – данные переданы в региональное отделение РГО. Рекомендации: Примечания: Расчет жидкого топлива(бензин)
Итоги по раскладке и жидкому топливу:
* прим. – расчет топлива за 1 день произведен усреднённо (по принципу средневзвешенного количества), с учетом дней, когда использовались дрова. Правильным значением количества топлива на 1 день, здесь следует считать: 0,24кг*3раза/6чел=0,12кг на чел/сут. Некоторые особенности формирования продуктовойраскладки… Рекомендации: Финансовые расходы
Примечания: Контрольные записки
Перевал Галича, 2012год.
Перевал Ресничка, 2012год.
Перевал Волга, 2012год.
Перевал Любимых, 2012 год.
Перевал Такали Северный, 2011год.
Карта-схема 1.
Карта-схема 2.
Карта-схема 3.
Карта-схема 4.
Карта-схема 5.
Карта-схема 6. Список используемой литературы</p>
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||