1976 год. К началу июня спортивная жизнь скалолазов в Красноярске замирала. Народ уезжал в горы, наиболее им полюбившиеся. Забрав у Уклеина (инструктор ДСО "Спартак") значковую путевку в альплагерь "Шхельда", я отбыл на Кавказ.
Не буду повествовать о тонкостях жизни "Значкиста" в академической системе подготовки альпинистов. Мой рассказ о другом. Жизнь предоставила мне возможность познакомиться с удивительной семьей Аграновских. Чета Аграновских – это известные альпинисты с Камчатки, мастера спорта, чемпионы и призеры многих первенств СССР. Людмила Семеновна Аграновская – первая женщина, взошедшая на пик Победы (1970), первая женщина с титулом "Снежный барс".
Так вот, Герман Леонидович Аграновский был назначен командиром отряда второго этапа подготовки на третий спортивный разряд. В состав первого отделения, куда я попал, была включена и дочь Аграновского Ольга. Надо сказать, что в то время Ольга не была новичком в горах. В свои семнадцать лет она – известная горнолыжница, победительница юниорского чемпионата СССР, юношеских первенств СССР, член сборной СССР по горным лыжам. Узнав, что я из Красноярска, Ольга безапелляционно заявила: "В связке будем ходить вместе". К счастью Оля оказалась не только хорошим спортсменом, но и отличным товарищем.
По плану подготовки нам предстояло взойти на 4 вершины. Первой была 1Б (единичка) пик Вуллея, представляющая собой крутой снежный купол. Рано утром, перед выходом на восхождение, Аграновский обратился к нам с просьбой взять с собой дополнительный груз. Этим грузом оказалась экипировка горнолыжника. Вышли рано. Подошли под стену пика Щуровского и почти из-под стены начинался наш маршрут. К вершине поднимались не только альпинисты. Солнце тоже медленно делало восхождение к зениту, на какое-то время окрасив вершины гор золотом, щедро даря нам возможность запечатлеть на память эти красоты (слайды, отснятые в то утро, украсили мою коллекцию). Видимо такие моменты и прививают нам вирус болезни, которая называется любовью к горам. К 9 утра мы были уже на вершине. Стояла отличная солнечная погода. Написали и заложили в тур записку, съели свой шоколад и начали спуск. А Ольга осталась на вершине.
Пройдя одну треть склона, мы остановились, чтобы посмотреть на вершину, с которой быстро спускалась лыжница. Зрелище захватывающее! По чистому сверкающему белому снегу скользила лыжница в ярком желтом комбинезоне, делая плавные повороты. Из-под лыж выбивались снежные облака, тысячами алмазов сверкающих на солнце. Вихрем промчалась лыжница мимо нас, вызывая общую зависть и восхищение. И вот уже далеко в ущелье на леднике видна маленькая точка.
На ночевки мы пришли спустя два с половиной часа, где нас компотом встречала Ольга. На следующий день все повторилось, только уже на склонах Малой Шхельды. Потом были склоны других гор: Безымянной и Виа-Тау.
Дома, недели через две, в одной из газет я прочитал: "Мастер спорта, член сборной команды страны по горным лыжам совершила мужественный поступок. Впервые спустилась на горных лыжах с величайшей вершины Кавказа Эльбрус. До нее это не удавалось никому".
На следующий год я снова ехал в горы. На этот раз путевка была в "Дугобу". И вот встреча: командиром отряда разрядников назначается Г.Л. Аграновский. В моем отделении 8 человек, среди них моя старая добрая знакомая Ольга. Она подробно рассказала о своем спуске с Эльбруса. Как легко ей далось восхождение и как трудно было на спуске.
Три вершины из четырех были ее, а вниз она по привычке спускалась на лыжах. Только скалы 3Б к. сл. не прельстили ее. Закончилась смена. Став хорошими друзьями, надеялись на новую встречу в горах.
А через месяц, читая газету, узнал, что Ольге покорилась еще одна вершина. На сей раз это был пик Ленина. С вершины этой громадины вихрем пронеслась хрупкая, небольшого роста девчонка. Она опять была первой, кто сделал это.
Много еще вершин в горах, с которых не спускались на лыжах. Одной из интересных в этом плане, на мой взгляд, является Мунхулик в Туве.