Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Михаил Бобыкин г. Новосибирск

Отчет о горном спортивном маршруте 1 к.с. по Алтаю (Южно-Чуйский хребет) совершенном группой в период с 30 апреля по 11 мая 2015 года.

Проводящая организация: Туристический клуб "Кедр", г. Новосибирск, ул. Ватутина, д. 12.

Место проведения: Республика Алтай, Центральный Алтай, Южно-Чуйский хребет. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма: горный Категория сложности: первая

Протяженность активной части похода: 80 км Продолжительность: 10 дней (8 ходовых)

Сроки проведения: 30.04 - 10.05, 2015 г.

Подробная нитка маршрута.

пос. Чаган-Узун — р. Караоюк — р. Прав. Караоюк — пер. Рублевского 1А, 3380 — оз. Каракёль — пер. Елангаш Зап. 1А, 3130 — р. Акбул — приток р. Акбул — пер. Акбул 1А, 3000, одностороннее прохождение с запада — приток р. Акбул — дневка — р. Акбул — трасса "Кош-Агач - Джазатор" — пос. Чаган-Узун

Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Перевал

Рублевского

Снежно-осыпной

Перевал

Елангаш Зап.

Снежно-осыпной

Перевал

1А, односторонне

Акбул

Снежно-осыпной

Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

ФИО

г.р.

Опыт

Обязанность в

группе

1

Бобыкин Михаил Владимирович

1979

III-ГУ,

Алтай

руководитель

2

Чмыхов Юрий Викторович

1977

ПВД, НСО

участник

3

Яковлева Инна Юрьевна

1975

ПВД, НСО

медик

4

Голюдов Павел Юрьевич

1989

ПВД, НСО

реммастер

5

Перова Анна Дмитриевна

1985

н/к, Алтай

участник

6

Мамышева Тамара Валерьевна

1989

ПВД, НСО

участник

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

Нитка маршрута. Крестиками показаны перевалы: 1 - Рублевского,

2 - Елангаш Западный, 3 - Акбул.

1 - 3 мая (р. Караоюк - пер. Рублевского)

4-7 мая (оз. Каракёль - пер. Елангаш Зап. - р. Акбул - пер. Акбул - р. Акбул)

8 мая (выход по р. Акбул и по трассе "Кош-Агач – Джазатор" до места "поимки" транспорта)

График движения. Высотный график.

День пути

Дата

Участок пути

Прот. км.

Чистое ходовое время

Перепад высот

Метео условия

30.04

г.Новосибирск - пос.Чаган-Узун -

р.Караоюк

870

30

авто

Ясно

1 после обеда

1.05

вдоль р.Караоюк

9

2 ч

+100

Ясно

2

2.05

р.Караоюк - приток. р. Прав. Караоюк

18

4ч 10мин

+250

Облачно

3

3.05

приток. р.Прав. Караоюк – под пер.Рублевского 1А

6

3ч 30мин

+600

Облачно

4

4.05

пер.Рублевского 1А -оз.Каракёль - под пер.Елангаш Зап. 1А

12

6ч 05мин

+280

-580

+200

Ясно

5

5.05

пер.Елангаш Зап. 1А - р.Акбул

9

5ч 20мин

+130

-630

Ясно

6

6.05

р.Акбул - пер.Акбул 1А с запада -

приток р.Акбул

11

5ч 15мин

+500

-500

Ясно, ветренно

7

7.05

приток р.Акбул, дневка

0

0

0

Облачно, ветренно

8

8.05

приток р.Акбул - р.Акбул - трасса "Кош-Агач – Джазатор" + 10 км. по трассе в сторону пос.Кош-Агач

16

-420

Ясно

9.05

трасса - пос.Кош-Агач -пос.Чаган-Узан

80

40

авто

Ясно

10.05

пос.Чаган-Узан - г.Новосибирск

870

авто

Облачно

8 ходовых

дней

81 км* пешком

30ч 20мин

+2060

-2130

Осадков не было

*весь километраж уже с коэффициентом 1.2 (кроме трассы)

Изменения маршрута.

Маршрут пройден частично. Не пройден перевал Акбул 1А, точнее пройден односторонне с западной стороны. Причиной явились большие снежные карнизы и крутой снежный лавиноопасный склон под ними на восточной стороне перевала. Поскольку на тот момент определяющие препятствия похода были уже пройдены (два перевала 1А), никакой необходимости в продолжении маршрута по опасному пути не было. Было принято решение выхода с маршрута по одному из запасных вариантов указанных в маршрутной книжке, а именно по долине реки Акбул к трассе "Кош-Агач – Джазатор", что и было сделано.

Маршрут до перевала Акбул пройден полностью и по графику.

Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.

Несмотря на прохождение только части запланированных препятствий, основные цели похода достигнуты. Группа прошла интересный в спортивном и учебном плане маршрут в доступном для нас районе. Новички получили опыт автономного пребывания в горах в течение длительного срока (превышающего обычный поход выходного дня), навыки передвижения по различным формам рельефа (перевалы, гребни, кулуары, реки, долины), а так же по различным поверхностям (трава, снег, камни, осыпи, наст).

Так же группа получила представление о погоде и особенностях климата в межсезонье на Алтае, получила возможность сравнить горы и долины рек на севере и на юге хребта. Так, например, в долинах рек Акбул и Тара лежит ещё очень много снега, который раскисает до обеда и сильно замедляет передвижение. Передвигаться с южной стороны хребта в мае нужно или в ранние (ночные) часы до восхода солнца или днем с использованием снегоступов. В северной части хребта снега меньше и тает позже. Местами наст держит вплоть до вечера. Снежные склоны перевалов сильно смерзаются за ночь. Нужно проходить их или утром в кошках или после обеда по ступеням.

Одной из задач похода было уточнение данных по перевалам 1А категории трудности. Информации по перевалам Акбул и Елангаш Западный катастрофически мало и преимущественно из летних походов, что недостаточно для прохождения перевалов весной. По перевалу Рублевского наоборот, информации было много, но противоречивой. Как будто группы проходили разные перевалы. Попробовал разобраться. Вот что получилось.

Перевал Рублевского.

Часть туристов смогла спутать перевал Рублевского с перевалом "Эпосы Алтая" (4 на фото ниже), поднявшись по скальным полкам с юга и спустившись на ледник с севера, в связи с чем и ссылались на "неоправданно низкую категорию перевала". Для всех путешествующих через этот перевал: перевал Рублевского не выходит на ледник! На гребне перевала есть несколько понижений, которые можно считать седловинами. Основными можно выделить Западную седловину (2 на фото ниже) и Восточную седловину перевала (3 на фото ниже).

Перевал Рублевского с севера:

Летнее фото со склона г. Джаниикту

В мае из-под перевала

Переходить перевал в разных направлениях удобнее через разные седловины.

Так, например, в мае подниматься со стороны реки Караоюк (со стороны ледника) лучше через восточную седловину (3). Нужно немного пройти вверх по долине от стоянки (1) и начать подъем вертикально вверх по снежнику до самой седловины не приближаясь к камням. Подъем осуществляется по пробитым в снегу ступеням. Глубина снега 10-30 см. Лавинной опасности не представляет. Возможен выход на ледовые участки, обходятся сбоку по более глубокому снегу или по камням. Спуск по южному склону осуществляется или с этой же седловины по осыпи до самой морены или с западной седловины (часть пути осыпь, часть снег). Гребень широкий, осыпной, в мае частично под снегом. Переход между седловинами не сложен. Так же имеется более пологий вариант подъема на перевал: от стоянок (1) по каменному гребню, который даже в мае стоит без снега (к седловине 2).

Подъем на перевал от озера Каракёль (с юга) через восточную седловину (3) сложен и нецелесообразен из-за очень длинного участка с подвижной "сыпухой". Лучше пройти выше по морене, вдоль её левого (орогр.) края и начать подъем на западную седловину. Путь подъема сперва не вполне очевиден, сверху нужно будет обойти участки скал, но должен быть легче за счет сокращения осыпного участка почти вдвое. В мае вообще половина подъема на западную седловину (2) находится под снегом, осыпной участок остается всего около 150 м, вместо примерно 400 м под восточной седловиной (3). Спуск с западной седловины (2) в сторону р.Караоюк может выводить на участки льда, присыпанные снегом. Следует проявлять осторожность и придерживаться выходов камней, обходя по ним опасные участки.

Со стороны р. Караоюк есть удобные стоянки прямо под перевалом (1) или немного ниже на озере. Под перевалом в мае можно найти воду, если трава уже появилась из-под снега. Со стороны озера Каракёль стоянки в любом месте морены, но вода только в самом низу, на подходах к озеру.

Перевал Рублевского с юга:

Западная седловина (2) - вид с восточной

Восточная седловина (3) - вид с западной

Тур найден на западной седловине. Внутри две пустые баночки для записок и пустая! обертка от шоколада альпен-гольд. Оставили свою записку и две конфетки. В записке указывается что это западная седловина перевала. На восточной седловине сложен второй тур и так же оставлена записка с указанием что это восточная седловина.

Перевал Елангаш Западный.

Иногда в отчетах просто Елангаш. Пожалуй больше всех оправдал ожидания, несмотря, а может и благодаря, единственному скудному описанию. Перевал соединяет долины рек Левый Елангаш и Акбул, т.е. является переходом с северной части ЮЧХ на южную.

С северной стороны подъем на перевал можно осуществлять как по снежному склону вплоть до самой седловины так и по каменной осыпи рядом до гребня. Утром и днем снежный склон смерзается, нужно идти в кошках. Вечером становится более рыхлым -- есть возможность бить ступени. В снежные годы может представлять некоторую лавинную опасность. Обход по осыпи сложнее но, кроме риска сбрасывания камней на идущих внизу, опасностей не несет. Прохождение в касках, плотными группами.

Подходы к перевалу от озера Каракёль осуществляются "напрямую" по камням и между ними. Седловина видна практически все время движения от озера. Заблудиться невозможно. Под перевальным взлетом должно находиться озеро, но в нашем случае оно было пересохшим. На его наличие указывали только старые (прошлогодние?) водоросли на камнях. Стоянка на дне озера ровная. Между камней с водорослями можно найти воду, но она с затхлым привкусом -- лучше натопить свежей. Вообще, если нет спешки, лучше ночевать внизу на берегу Каракёля, подъем от озера Каракёль под перевал максимум 1 час. Ещё столько же на сам перевал. Итого 2 часа от озера Каракёль. При хорошей физической подготовке будет быстрее.

Подъем на перевал Елангаш Зап. от озера под ним (со стороны озера Каракёль).

С южной стороны перевал выходит на скальные "сбросы", представляющие собой круто обрывающиеся гладкие бараньи лбы (1 на фото ниже). Лучше на них не выходить, делать там нечего. Занесенные снегом могут представлять опасность. Лбы обходятся справа (орографически) по узкому желобу почти вплотную к скалам. В нашем случае желоб между камней был местами забит раскисшим снегом по пояс, но двигаться это не мешало. Снег лежит в промежутках между камней и лавинной опасности в верхней части желоба не представляет. Перевальный взлет невысокий, всего около 150-200 м. В нижней части перевального взлета снежный "выкат" метров 50-70, снег проваливается по пояс и более. "Выкат" днем сильно раскисает, может сползти. Можно обойти через снежную мульду справа (орогр.) непосредственно под скалой, тем самым сократив опасный участок. Утром проблем быть не должно. В рассветные и заказные часы есть вероятность падения камней по всей протяженности "желоба". Прохождение в касках, в лавиноопасной части поочередно по линии падения воды.

Спуск с перевала Елангаш Западный в долину р. Акбул (1 - скальные "лбы")

Тур по центру седловины. Снята записка группы Панова Леонида, т/к "Кедр" Новосибирск от 02.05.2015, горный маршрут 2 к.с.

Подходы с реки Акбул по долине по снегу в обход массивной центральной морены. При невозможности движения по снегу (наст не держит) целесообразнее двигаться по травянистым "полкам" и по склону вдоль левого (орогр.) борта долины. Левый (орогр.) склон в значительной степени протаявший благодаря своей юго-западной экспозиции.

Верховья долины р. Акбул

Перевал Акбул.

В отчетах описывался как "В верхней части встречаются мелкие осыпи. Перевальная точка, явно выраженная, и полностью открыта от снега. Подъем не представляет особого труда и опасности. Спуск с перевала по плотному снежному водостоку, который при желании можно обойти по осыпи с любой стороны."

В действительности же, в мае, с восточной стороны перевал представляет собой крутой (до 40 градусов), полностью снежный склон высотой до 400 м, над которым по всей протяженности от одной вершины до другой нависают снежные карнизы выдающиеся на 10 и более метров. Склон утром, после смерзания, по всей видимости, требует использования передвижения в кошках с параллельной страховкой. После обеда восточный склон представляет большую лавинную опасность и есть вероятность обрушения карнизов. Восточный склон в мае можно классифицировать как 1Б категории трудности (см. фото ниже).

Предположительно есть вариант обхода лавиноопасного участка через соседнюю вершину (с севера от седловины) по скальному гребню с использованием попеременной страховки на естественном рельефе, что может соответствовать траверсу вершины 2А категории трудности.

В нашем случае группа не обладала необходимыми для безопасного спуска навыками, поэтому мы повернули назад и спустились по пути подъема, чтобы избежать неоправданного риска.

Снежные карнизы на перевале Акбул, май 2015

С западной стороны выход на перевал осуществляется по осыпи в верхней части долины и по травянистому склону вдоль реки в средней и нижней её частях. Небольшие участки снега легко обходятся или "тропятся" в узких местах. С запада перевальный взлет как таковой отсутствует. Седловина открытая и очень широкая, плавно поднимающаяся к вершине Акбул. Выход на перевал и вершину с западной стороны интуитивно понятен и несложен. На седловине снега нет, мест под палатки -- как на стадионе, но воды нет. Сильный ветер.

Найден разобранный тур. Записки не обнаружено. Почему-то оставил все как есть. Теперь думаю что зря, надо было собрать тур и оставить свою записку. Видимо сказалась необходимость думать о более насущных на тот момент вещах, а именно о выборе дальнейшего маршрута.

Для всех трех перевалов на маршруте, предпочтительнее (проще и безопаснее) их прохождение с севера на юг и с запада на восток, что можно учитывать при планировании маршрута.

Трасса "Кош-Агач – Джазатор".

Планируя маршруты по южной стороне хребта, можно использовать варианты заброски или выхода с маршрута через региональную трассу. Это быстрее и дешевле чем через долины рек северной части. Единственное что нужно это наличие пропуска в погранзону. Т.е. нужно заранее озаботиться и подать заявление в Кош-Агачский погранотряд, чтобы потом на посту к группе не было вопросов у пограничников. Хотя в случае аварийного выхода с маршрута конечно можно и без разрешения выходить, но могут штраф выписать за нарушение пограничного режима. Так же проблемы могут возникнуть если в группе есть граждане других государств, не только российские. Планируя маршрут на южную сторону хребта необходимо это учесть.

Трасса достаточно оживленная для столь отдаленного и прямо скажем, тупикового направления. Конечно не надо надеяться что группу подберут в первый же час или два, если заранее не договорились о встрече. Но за день мне кажется вполне можно рассчитывать уехать попутным транспортом. Нам повезло, прошли всего около 10 км в сторону Кош-Агача когда нас забрали ехавшие из Джазатора сотрудники местного ДРСУ на уазе. Стоимость проезда составила 400р с человека, что в два-три раза дешевле стоимости заброски на ЮЧХ через Бельтир.

Сотовой связи на трассе нет по всей протяженности, кроме непосредственной близости от населенных пунктов. Встречается правда место где стоит столб с надписью "МТС", примерно за 35-40 км до Кош-Агача. Но даже возле столба поймать сигнал весьма проблематично.

Пейзажи вдоль трассы разнообразны и при хорошей погоде очень красивы. При движении виды постоянно меняются. В ожидании попутного транспорта, по возможности, рекомендую не сидеть на месте а идти пешком.

Воды непосредственно возле трассы нет, но примерно через каждые 5-10 км. встречаются чистые ручьи текущие с гор возле которых можно делать привалы. Так же на некотором отдалении течет р.Джазатор, но в мае может быть скрыта льдом.

Река Караоюк.

При движении вверх по реке, на подходах к месту слияния Левого и Правого Караоюка, имеет смысл перейти на правый берег (орогр.) и подняться на травянистую полку расположенную над Правым Караоюком. Тем самым избегается необходимость делать приличный крюк обходя разливы реки в месте слияния, а так же перехода множества ручьев и проток. Травянистая полка находится примерно на 150 метров выше основной долины, практически ровная, без снега и выводит к нужному кулуару без потери высоты. Под кулуаром подразумевается приток Правого Караоюка по которому происходит дальнейший подъем под перевалы Рублевского и Рубцовский. На полке множество ручьев с водой, много места под стоянки на траве и заметно теплее чем в долине реки. Главное, не перейти реку слишком рано, иначе нужно будет проходить несколько прижимов, что заметно замедляет продвижение.

Схема движения через "полку".

Вид с "полки" на слияние левого и правого Караоюка.

Место входа в кулуар притока правого Караоюка с травянистой "полки".

ФОТО подтверждающие прохождение маршрута.

Движение по долине реки Караоюк. Места ночевки 1 и 2 мая.

Приток Правого Караоюка, по дороге под перевал Рублевского.

Под перевалом Рублевского.

Вид на пик Джаникту 3716 (слева) и на гору Джаниикту 3922 (справа) с перевала Рублевского.

Стоянка под перевалом Рублевского (ночевка 3 мая).

Группа на перевале Рублевского (вид на озеро Каракёль).

На морене под перевалом Рублевского. Спуск с морены к озеру Каракёль.

Вид на перевал Елангаш Зап. от озера Каракёль. Берег озера Каракёль.

Начало подъема к перевалу Елангаш Зап. от озера Каракёль.

Вид на пересохшее озеро под перевальным взлетом Елангаш Зап (место ночевки 4 мая).

Записка, снятая на перевале Елангаш Западный.

Группа на перевале Елангаш Западный на фоне двух "Джанов".(руководитель фотографировал)

Спуск по долине реки Акбул, обход центральной морены.

Обед в долине реки Акбул.

Движение по травянистым склонам долины реки Акбул после обеда.

Место ночевки в долине реки Акбул, вблизи слияния с притоком по которому предстоит идти к перевалу. 5 мая.

Река Акбул в мае.

Подход под перевал Акбул по притоку реки Акбул.

Группа на перевале Акбул, вид на снежные карнизы на седловине. 6 мая.

Группа на перевале Акбул, вид на вершину Акбул. Общий вид перевала есть в описании вначале п.2.4.

7 мая была дневка. Фото под рукой не оказалось.

Спуск по реке Акбул к трассе "Кош-Агач – Джазатор". 8 мая.

Движение по трассе в направлении поселка Кош-Агач. 8 мая.

Юрточный кемпинг "Тыдтуярык", вблизи поселка Чаган-Узун — место нашей заброски в горы. 9 мая.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru