Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном спортивном маршруте I к.с. по Архызу (З.Кавказ) совершённой группой турклуба МТУСИ в период с 9 по 22 июля 2017 года
Справочные сведения Сведения о проводящей организацииТурклуб Московского Технического Университета Связи и Информатики (ТК МТУСИ). Адрес: г.Москва, ул.Авиамоторная, д8а. Email: info@stmtuci.ru http://stmtuci.ru Район похода: Российская Федерация, Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский р- он, п. Архыз, район Архыз.Шифр карты Генштаба: 1см - 1км: k37-023, 1см - 500м: k37-023-А, k37-023-Б, k37-023-В, k37-023-Г. Общие справочные сведения о маршрутеТаблица 1 - Справочные сведения
Подробная нитка маршрутаФактическая нитка маршрута: Москва – Невинномысск – п. Архыз – Лунная поляна – р. Речепста – пер. Чилик (1А, 2890) – оз. Чилик – пер. Кынхара (1А, 2853) – р. Кызылчук – оз. Кяфар – пер. Мылгвал (1А, 2800) – пер. Агур(1А, 2850) - пер. Федосеева (1А,2880) – рад. вер. Динника (1А, 3170) – Лунная поляна – р. Дукка – р. Бол. Дукка – пер. Айюлю (1А, 2922) – р. Белая – р. Аманауз – р.Псыш – пер. Башджол (1А, 3222) – пер. Иркиз (1А, 2866) – Софийские озёра – р. София – поляна Таулу – п. Архыз – Невинномысск – Москва Обзорная карта района
Рисунок 1 - Обзорная карта Определяющие препятствия маршрутаТаблица 2. Определяющие препятствия
Состав группы
Рисунок 2 - Группа Адрес хранения отчётаЭлектронная версия отчёта и фотографии хранятся на сайте турклуба МТУСИ: stmtuci.ru. Рассмотревшая МККТуристско-спортивная Маршрутно-Квалификационная Комиссия Федерация Спортивного Туризма – Объединение Туристом Москвы (ТСМКК ФСТ-ОТМ). Шифр полномочий 177-00-56666252. Общая смысловая идея походаГлавной целью похода было получение участниками опыта горных походов, т.к. у большинства опыт других видов туризма у группы уже был. В качестве района похода был выбран Западный Кавказ, район Архыз ввиду нескольких причин: в районе расположено большое количество перевалов с категорией трудности н/к - 1А и высотой от 2000 до 3000 метров над уровнем моря близость расположения района от объектов транспортной инфраструктуры - достаточно удобная и не дорогая заброска руководитель уже был в Архызе в 2011 и 2012 годах Группа была набрана из числа студентов МТУСИ, поэтому в процессе проработки нитки маршрута можно было ориентироваться на уровень физической и технической подготовки участников, полученную в предыдущих походах, тренировках, а также участия в соревнованиях в группе дисциплин «дистанция». Оценив силы, маршрут был спланирован общей длительностью более двух недель, с активной частью порядка 11 дней, днёвкой, заброской и двумя кольцами. Первое кольцо было запланировано по хребту Абишира-Ахуба. С одной стороны, это давало приемлемую нагрузку для малоопытных участников, т.к. дневные переходы не были слишком протяжёнными. С другой стороны, в случае проблем с оформлением погранпропусков, группа смогла бы продолжить движение по первому кольцу, пока оформляются погранпропуска. Необходимость пограпропуска для прохождения по долинам и перевалам в южной части района Архыза (района второго кольца) требует уточнения в погранзаставе заранее. Иногда некоторые перевалы могут быть выведены из числа требующих пропуск, а может и наоборот. Имея информацию, что «возможно» перевалы не потребуют погранпропуска, мы всё же оформили коллективный пропуск, все встреченные пограничники на маршруте в первую очередь интересовались именно им, а только потом маршрутом следования. Рекомендуем заранее озаботиться пропуском. На втором кольце, когда группа уже полностью акклиматизировалась, отдохнула на днёвке, маршрут пролегал по долинам рек Дукка, Псыш, София и характеризовалось большим суточным набором и сбросом высоты. Кульминацией второго кольца и всего похода являлась посещение Софийских озёр, а так же полуднёвка на озере под перевалом Караджашь на высоте 2500 над уровнем моря. Варианты подъезда и отъезда, дислокация ПСОИмеется три основных варианта подъезда в регион Архыз:
Заезд по второму варианту выгоднее, чем по первому - на несколько часов короче дорога, дешевле билеты, удобное время выезда из Москвы. Однако не все участники были готовы провести более 20 часов в автобусе. Взвесив все «за» и «против», наша группа выбрала второй вариант, заброской скорым поездом [049А] САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – КИСЛОВОДСК - проходящий поезд, отправление с Курского вокзала г. Москвы в 21:50, и прибытием в Невинномысск в 5:50. Отъезд совершили так же поездом [033С] ВЛАДИКАВКАЗ - МОСКВА КАЗ, отправление из Невинномысска в 23:56, в Москву поезд прибывает в 6:28 утра. Для дальнейшей заброски из Невинномысска до п. Архыз (Лунная поляна) обратились в фирму «Барс», с которой контактировали при прошлом посещении региона. Цена трансфера Невинномысск-д.р. Архыз 6850 руб. После строительства горнолыжного комплекса в д.р. Архыз, асфальтированная дорога проложена достаточно глубоко в долину, что упрощает заброску. У фирмы также были заказаны газовые баллоны по цене 450рублей/шт, которые запрещено провозить в поездах и самолётах, и оформлен коллективный погранпропуск. Телефоны погранзаставы для справок по погранпропускам - +7(8782)- 26-55-56 Архыз. +7(8782)20-18-00 Черкесск ПСП Российская Федерация, 369000, Карачаево-Черкесская Респ, Черкесск г, Северная часть города (pso272@mail.ru). Оперативный дежурный 8-8782-23-90-60, 8-928-381-89-23 или 8-963-286-0993 Радио частоты контроля: 446.00625 МГц, 164.400 МГц(+под.тон 88,5 Гц), 4575кГц Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
Обеспечение безопасности группы Для обеспечения безопасности группы на маршруте предприняты следующие меры:
Ошибка! Источник ссылки не найден.)
На полученном опыте использования Delorme inReach SE хотелось остановиться более подробно. Устройство:
Коммуникатор использует спутниковый канал системы Iridium, поэтому связь повсеместная и уверенная. Прибор использовали следующим образом:
первое отправляли утром, когда заканчивали сборы в лагере, третье, когда принимали решение ставить лагерь, второе использовалось для отметки в важных местах на маршруте. Сообщения отправлялись координатору, а также в специально созданный аккаунт для трекера в Twitter.com. Ознакомиться с отправленными группой сообщениями (местами ночёвок) можно по адресу https://twitter.com/stmtuci_inReach трекинг группы представлен на рисунке4, а также по ссылке1 https://share.delorme.com/stmtuci
Рисунок 3 – Спутниковый коммуникатор Delorme inReach SE
Рисунок 4 – Отслеживание передвижения группы Изменения маршрута и их причиныЗаявленная нитка маршрута: Москва – Невинномыск – п. Архыз – Лунная поляна – р. Речепста – пер. Чилик (1А, 2890) – оз. Чилик – пер. Кынхара (1А, 2853) – р. Кызылчук – оз. Кяфар – пер. Кяфар (1А, 2800) – рад. пер. Мылгвал (1А, 2800) – пер. Агур (1А, 2850) – оз. Турье – пещеры – пер. Федосеева (1А,2880) – рад. вер. Динника (1А, 3170) – Лунная поляна – р. Дукка – р. Бол.Дукка – пер. Айюлю (1А, 2822) – р. Белая – р. Псыш – оз. Кратерное – пер. Башджол (1А, 3222) –пер. Иркиз (1А, 2866) – Софийские озёра – р. София – Софийские водопады – поляна Таулу – п. Архыз – Невинномысск – Москва Фактическая нитка маршрута: Москва – Невинномыск – п. Архыз – Лунная поляна – р. Речепста – пер. Чилик (1А, 2890) – оз. Чилик – пер. Кынхара (1А, 2853) – р. Кызылчук – оз. Кяфар – пер. Кяфар (1А, 2800) – рад. пер. Мылгвал (1А, 2800) – пер. Агур (1А, 2850) – оз. Турье – пещеры – пер. Федосеева (1А,2880) – рад. вер. Динника (1А, 3170) – Лунная поляна – р. Дукка – р. Бол.Дукка – пер. Айюлю (1А, 2822) – р. Белая – р. Псыш – оз. Кратерное – пер. Караджаш (1А, 2906) –пер. Крутой (1А, 2818) – рад. пер. Иркиз (1А, 2866) – Софийские озёра – р. София – поляна Таулу – п. Архыз – Невинномысск – Москва Изменение в нитке маршрута: По настоянию МЧС в связи со сложной снежной обстановкой в районе, приняли решение идти по запасной связке перевалов Караджаш – Крутой вместо Башджол – Иркиз. На перевал Иркиз сходили радиально от Софийских озёр. В связи с пасмурной погодой было решено отказаться от радиального захода к Софийским водопадам перед выходом к поляне Таулу. Фотографировали издалека График высот
Рисунок 5 - График высот Пройденное расстояние 95км, с учётом коэффициента 1.2 для горных районов расстояние составило 114км. График движения
ЧХВ не учитывает времени привалов, и является суммой длительностей переходов за день. Протяжённость дневных переходов указана с учётом коэффициента 1.2 для горных районов. Техническое описание прохождения группой маршрута1.9 июля
Рисунок 6 - Трек 1 дня Здесь и далее трек нанесён на топографическую карту масштабом 1:50’000 (1см-500м), т.е. в клетке 1км. Поезд «049А» (рис. Рисунок 7) прибыл в Невинномысск в 5:48, стоянка поезда 10 минут. Машина была заказана заранее, водитель уже ждал нас. Около 6:15 выехали на арендованной машине (на группу заказали газель, в которой с удобством разместились 6 человек с рюкзаками). Машина была заказана в фирме Барс. В д.р. Архыз после строительства горнолыжного комплекса, была проложена асфальтированная дорога до места слияния р. Дукка и Архыз. Поэтому водитель забросил нас прямо до слияния. Машина обошлась нам 6850 руб. Коллективный погранпропуск на 6 человек, оформленный через фирму, обошёлся в 1000 рублей. В 10:00 остановка на ПСО, встали на учёт, узнали снежную обстановку в районе. В 10:30 прибыли к слиянию р. Дукка и р. Архыз (рис. Рисунок 8). Прошли по дороге порядка 500 метров и сделали привал в небольшом лесном массиве, тут же оставили заброску продуктов и снаряжения на второе кольцо маршрута. В конце асфальтовой дороге находится шлагбаум и будка пограничников – проверяли документы и погранпропуск. При этом на наш маршрут не обязательно было оформление пропуска, но раз уже был, то проверили его. Перед походом не смогли получить точной информации об изменении условий погранконтроля, поэтому для спокойствия пропуск оформили. Заброску формировали в тройной упаковке – «мусорные» мешки по 20 литров у каждого, затем эти мешки объединяли по несколько в крупные «мусорные» мешки по 100 литров. И затем уже эти мешки упаковывали в «сахарные» плотные мешки, завязывали и заматывали скотчем. В итоге запах продуктов сквозь такую упаковку практически не просачивается. Прятали в кустах выше по склону. В 11:00 продолжили движение по дороге вдоль р.Архыз (рис. Рисунок 9). После выхода на развилке дорог движемся по правой дороге. Левая сразу же уходит вброд через реку. Продолжили движение по левому берегу р. Архыз. В 12:00 после моста через р. Архыз встаём на обед (слева от моста, поляна между рекой и ручьём, имеется стол, «пентагон», кострище). Здесь же решили остаться на ночёвку (рис. Рисунок 10). В 15:30 вышли на 2.5 часовую радиальную прогулку по тропе следующего дня в целях акклиматизации (м.н. 1900м, решили подняться на 300м, а затем спуститься обратно, 1км в одну сторону). Сначала движемся по дороге по правому берегу р. Архыз, подходим к отрогу хребта Дукка. Здесь на хребет уходит широкая дорога – проложенная горнолыжная трасса. По ней поднимаемся на обзорную точку и спускаемся к месту ночёвки (рис. Рисунок 11).
Рисунок 7 Отъезд группы с Курского вокзала
Рисунок 8 Заброска группы к концу асфальтовой дороги
Рисунок 9 Начало движения по грунтовой дороге по левому берегу р. Архыз
Рисунок 10 Место ночёвки и обеда в первый день
Рисунок 11 Радиальный выход на хребет Дукка по проложенной г/л трассе 10 июля
Рисунок 12 - Трек 2 дня В 8:10 выход с м.н. у моста через р. Речепста (р. Архыз). Движемся по правому берегу р. Речепста. Тропа разветвляется, река остаётся справа, мы начинаем набирать высоту по дороге на отрог хребта Дукка (рис. Рисунок 13), раньше тут была тропа, а сейчас закладывается ещё одна горнолыжная трасса (рис. Рисунок 14). Дорога закончилась «ничем», поэтому пошли траверсом по пологому травянистому склону в поисках тропы. Далее сбросили порядка 100 метров, когда склон упёрся в каньоны. Т.е. необходимо в дальнейшем следуя дороге искать пересекаемую тропу и не идти по трассе на самый верх (рис. Рисунок 15). По следам техники видно, что трасса прокладывалась летом 2017. Далее по тропе продолжили набор высоты и подошли к реке, которую перешли по снежному мосту. Поднимаемся ещё выше до высоты 2500м, перешли речку по камням и встали на место ночёвки в 15:30 (рис. Рисунок 16-Рисунок 17).
Рисунок 13 Начало подъёма на хребет Дукка из д.р. Архыз
Рисунок 14 Характер дороги (г/л трасса) при подъёме на хребет Дукка
Рисунок 15 Правый орографический склон д/р Архыз с хребта Дукка
Рисунок 16 Верховья д.р. Архыз
Рисунок 17 Подход к м.н. в верховьях д.р. Архыз 11 июля
Рисунок 18 - Трек 3 дня Подъём группы был в 6:00. Погода ясная, ночью температура опускалась до -1°С. Выход в 7:30, за 10 минут подходим под перевальный взлёт перевала Чилик (1А, 2890м) (рис. Рисунок 19). Подойдя к первому снежнику, проводим снежную тренировку, пробуем зарубаться на снежном склоне, имитируя срывы, рубим ступени (рис. Рисунок 20). Тренировка заняла примерно 40 минут, после которой устроили привал. Движение продолжили в 8:30. Подъём представляет собой травянисто- осыпной склон с широкой конной тропой (рис. Рисунок 21-Рисунок 23). В 10:00 устроили привал на 10 минут. Следующий переход длился 20 минут и в 10:30 вышли на седловину перевала Чилик. Высота перевала 2880м. На перевале есть мобильная связь, удалось поймать билайн и мегафон. Переменная облачность. На перевале провели 30 минут, в 11:00 выход на спуск в сторону озера Чилик по тропе справа, через снежник (рис. Рисунок 24). Спуск: осыпной склон, живые камни, тропа. Сначала крупная осыпь, затем траверс снежника, затем переменно мелкая и средняя осыпь, переходящая в альпийские луга (рис. Рисунок 25-Рисунок 26). Спуск с перевала до тропы (по снежнику и осыпи) занял 45 минут. Сразу после спуска до тропы есть возможность встать на ночёвку. Далее по тропе и альпийским лугам продолжили движение в сторону озера Чилик. Заключительный спуск к озеру Чилик – по заросшему рододендроном склону (рис. Рисунок 27). К озеру спустились в 13:30 и встали на ночёвку (рис. Рисунок 28). Вечером сильная облачность. Высота ночёвки 2325м.
Рисунок 19 Перевальный взлёт пер. Чилик (1А, 2880)
Рисунок 20 Снежная тренировка
Рисунок 21 Перевальный взлёт пер. Чилик
Рисунок 22 Тропа на подъёме на пер. Чилик, вид в сторону д.р. Речепста
Рисунок 23 Заключительная часть подъёма на пер. Чилик
Рисунок 24 Начало спуска с пер. Чилик
Рисунок 25 Вид на путь подъёма на пер. Чилик с северо-востока
Рисунок 26 Спуск с перевала Чилик, направление на ССВ
Рисунок 27 Спуск к озеру Чилик
Рисунок 28 Место ночёвки на Юго-Западном берегу озера Чилик 12 июля
Рисунок 29 - Трек 4 дня Подъём группы был в 6:00. Температура воздуха 2°С, ясно. В 8:00 выход. Обходим озеро от места ночёвки по южному берегу. Характер склона - крупная и средняя осыпь, местами выступают остатки снежника, местами встречаются травянистые участки (рис. Рисунок 30). За два перехода поднялись в цирк, и ещё один переход к перевальному взлёту (рис. Рисунок 31-Рисунок 32). Подъём по перевальному взлёту осуществляли по травянисто-осыпному склону, перешедшему в крупную осыпь. Справа по ходу движения, сразу под скалой, находится южная седловина перевала (предположительно 1Б). Нужно выходить на седловину севернее от скал (левая часть цирка, если смотреть со стороны оз. Чилик). Характер склона пер. Кынхара (1А) со стороны оз. Чилик средняя осыпь. Небольшой снежник есть на подъёме справа от скал (к седловине 1Б, определяющая сторона на спуск). Подъём на перевал: травянистый, средне и крупно-осыпной склон, живые камни. В 10:30 вышли на седловину перевала Кынхара (рис. Рисунок 33- Рисунок 35). Седловина травянистая. Высота 2853м, от места ночёвки (оз. Чилик, 2360м) набрали 493 метра за 2 часа 30 минут (с привалами). Температура воздуха 15°С, малая облачность. Мобильной связи найти не удалось. В 11:30 начали совершать спуск. Спуск сначала по травянистому склону, затем по крупной и средней осыпи, на уровне правого нижнего озера (рис. Рисунок 36-Рисунок 37). В 12:30 встали у левого (восточного) озера на короткий обед (высота 2710м, рис. Рисунок 38). Таким образом, спуск с перевала к верхним озёрам занял 1 час. В 13:30 группа продолжила спуск к р. Кызылчук. При спуске следует держаться орографически правого берега ручья, вытекающего из верхних озёр. Далее необходимо взять влево от холма вниз по травянистому склону. Спуск вдоль ручья лучше осуществлять с ледорубами, т.к. трава местами очень скользкая и трекинговые палки могу не выдержать нагрузки. В 14.35 спустились к реке (орографически левый берег). Высота – 2477м. небольшой привал и в 14.45 переходим р. Кызылчук в её верховьях на орографически правый берег, где идёт хорошо набитая тропа. В верховьях река представляет собой три отдельных ручья, что по сложности уступает броду в том месте, где ручьи текут уже вместе, далее движемся в сторону оз. Рыбное (рис. Рисунок 39). Не доходя до озера Рыбное и не переходя реку, сворачиваем вправо (в направлении оз. Кяфар), траверсируя травянистый склон, по которому проходит плохо читаемая тропа. Тропа к озеру Кяфар проходит по орографически левому берегу р. Кяфар, рядом с самой кромкой воды (рис. Рисунок 40-Рисунок 41). Местами есть тропы, поднимающиеся по склону выше от воды, но они теряются почти сразу. В 17:20 вышли к озеру Кяфар. Запланированное место ночёвки находится на противоположном берегу озера (южный берег), однако там уже стоит группа, поэтому остаёмся на ночёвку на левом орографически берегу реки (рис. Рисунок 42). Вечером 9°С, туман.
Рисунок 30 Подъём к пер. Кынхара от оз. Чилик, вид на путь подъёма
Рисунок 31 Подъём к пер. Кынхара
Рисунок 32 Перевальный взлёт пер. Кынхара
Рисунок 33 Вид с седловины пер. Кынхара в сторону оз.Чилик
Рисунок 34 Вид с седловины пер. Кынхара в д.р. Кызылчук
Рисунок 35 Группа на седловине пер. Кынхара
Рисунок 36 Спуск с перевала в д.р. Кызылчук
Рисунок 37 Вид на пер. Кынхара со стороны д.р. Кызылчук
Рисунок 38 Обед на озере в цирке пер. Кынхара
Рисунок 39 Спуск в направлении оз. Рыбное
Рисунок 40 Подъём к оз. Кяфар по левому берегу р. Кяфар
Рисунок 41 Верховья р. Кяфар
Рисунок 42 Озеро Кяфар и возможные места под ночёвки 13 июля
Рисунок 43 - Трек 5 дня Подъём группы в 6:00. Температура воздуха 7°С, ясно, высота 2365м. В 8:20 вышли, осуществляем брод ручья, вытекающего из озера (чуть ниже колена), начинаем подъём по травянистому склону левее осыпи и подрезаем тропу (рис. Рисунок 44-Рисунок 45). По тропе за два перехода поднимаемся на седловину пер. Кяфар. Перевальный взлёт – мелкая осыпь, крутизна до 50° (рис. Рисунок 46-Рисунок 49). На седловине и на пути подъёма источников воды нет. Спуск по тропе к небольшому озеру, после него есть возможное место для ночёвки, затем движемся на юг в направлении перевала Мылгвал (рис. Рисунок 50Рисунок 51). Встали на вынужденную стоянку-обед из-за начавшегося дождя 13-15:00 (рис. Рисунок 52). После обеда переходим ручей по снежнику на орографически правый берег и вышли на тропу (рис. Рисунок 53). По ней на северный край морены. Направо по ходу движения – перевал Мылгвал (1А, 2800м). Выходим к туру в 16:20 и уходим обратно на восток –юго-восток в направлении перевала Агур, через плато (рис. Рисунок 54). Плато пересекаем за 15 минут, В 16:50 начали преодоление перевального взлёта. Подъём на перевал: крутой взлёт по мелкой и средней осыпи, хорошо набитой тропе (рис. Рисунок 55). В 17:40 поднялись на седловину перевала Агур (1А, 2850 м). Узкая скальная седловина, ночевать нельзя (рис. Рисунок 56). С перевала чуть спускаемся по тропе к снежнику и отходим по тропе на северо-восток, встаём на ночёвку. Облачно, вечером 9°C.
Рисунок 44 Вид с м.н. на озеро Кяфар
Рисунок 45 Начало подъёма на пер. Кяфар
Рисунок 46 Подъём на пер. Кяфар
Рисунок 47 Вид на путь подъёма на пер. Кяфар со стороны озера Кяфар
Рисунок 48 Перевальный взлёт пер. Кяфар
Рисунок 49 Группа на пер. Кяфар
Рисунок 50 Движение от пер. Кяфар к пер. Мылгвал
Рисунок 51 Движение от пер. Кяфар к пер. Мылгвал
Рисунок 52 Обед и пережидание дождя
Рисунок 53 Путь движения к пер. Мылгвал
Рисунок 54 Плато между пер. Мылгвал и Агур
Рисунок 55 Подъём на пер. Агур
Рисунок 56 Группа на пер. Агур 14 июля
Рисунок 57 - Трек 6 дня Подъём в 6:00, в 8:00 выходим. Поднялись обратно на снежник под перевалом Агур, там встали на тропу к перевалу Федосеева и в 8:40 зашли на седловину (рис. Рисунок 58, Рисунок 60). Переменная облачность. С перевала ведёт хорошо натоптанная тропа на восток на вершину Динника по южному склону В 9:17 поднялись на вершину (рис. Рисунок 59, Рисунок 61). Переменная облачность, то полностью накрывало облаками, то прояснялось. В 9:55 начали спуск с седловины в сторону д.р. Архыз. За 10 минут спустились с перевального взлёта. Движение по тропе, мелкая и средняя осыпь (рис. Рисунок 62-Рисунок 63). Дальше продолжили спуск по широкой тропе в долину (рис. Рисунок 64-Рисунок 66). 12-13:30 – привал на обед рядом с пастбищами. Затем зашли в лес по тропе и продолжили спуск. К 14:30 вышли на дорогу, ведущую к турбазе Архыз (Лунная поляна) (рис. Рисунок 67-Рисунок 68). Сброс в 1200 метров закончился, тут можно переодеть тяжёлые горные ботинки на лёгкие кроссовки (но стоит учесть, что рюкзак потяжелеет) (рис. Рисунок 69). В 16:30 подошли к мосту у слияния р. Дукка и р. Архыз. Запланированное место ночёвки – в лесу, на небольшом возвышении, на правом берегу р. Архыз. Есть много полян, пригодных для днёвок.
Рисунок 58 Вид с м.н. на пер. Федосеева
Рисунок 59 Путь к вершине Динника
Рисунок 60 Группа на седловине пер. Федосеева
Рисунок 61 На вер. Динника
Рисунок 62 Начало спуска с пер. Федосеева
Рисунок 63 Вид на перевальный взлёт пер. Федосеева с юга
Рисунок 64 Спуск в д.р. Архыз
Рисунок 65 Вид с пути спуска с пер. Федосеева на д.р. Архыз
Рисунок 66 Участки спуска с пер. Федосеева
Рисунок 67 Дорога в конце спуска
Рисунок 68 Строения г/л центра
Рисунок 69 Асфальтовая дорога в д.р. Архыз 15 июля – днёвка
Днёвка была тёплая, светило солнце, 22°С. Провели тренировку переправы через реку вброд различными способами, на реке Дукка. Рядом с мостом через р. Архыз близ слияния р. Архыз и р. Дукка есть «пляж», тут приятно искупаться и постирать вещи.
Рисунок 70 Брод реки Дукка на днёвке
Рисунок 71 – Поляна на днёвке 16 июля
Рисунок 72 - Трек 8 дня Выход в 8:20. Переменная облачность, температура воздуха 9°С. Высота 1762м. Большую Дукку перешли по мосту и продолжили движение по орографически левой стороне реки Дукка, по дороге (рис. Рисунок 73). За 40 минут после старта подошли к развилке дорог, нужно выбирать правую дорогу, левая заводит в тупик к реке. По правой дороге подошли к мосту с трубами, по нему перешли реку Малая Дукка и продолжили движение по орографически левому берегу реки Б.Дукка. Примерно через 3 километра дорога перешла в тропу и начался постепенный набор высоты (рис. Рисунок 74). В 11:40 в зоне криволесья встали на обед, переменная облачность. С обеда вышли в 14:10. И за два перехода (к 15:10) поднялись к озеру Семицветное, т.е. на дорогу от места слияния р. Архыз и р. Дукка до озера Семицветное группа затратила около четырёх часов (рис. Рисунок 75- Рисунок 77). Озеро обходили по западному берегу и поднялись на плато траверсом травянистого склона. На плато подрезали основную тропу и продолжили движение по ней в направлении на восток. За два перехода (к 17:00) выходим на снежник, который иногда подтаивает и выступает средняя и крупная осыпь. Первый снежник идёт с ощутимым набором высоты - обязательны ледорубы. Впоследствии встречались небольшие снежники с небольшим уклоном (рис. Рисунок 78). За два перехода (к 18:10) поднялись к озёрам под перевалом Олений и Айюлю и встали на ночёвку. Высота 2770м.
Рисунок 73 Начало второго кольца
Рисунок 74 Тропа в д.р. Дукка
Рисунок 75 Подъём по снежнику к оз. Семицветное
Рисунок 76 Вид от оз. Семицветное на путь подъёма к нему
Рисунок 77 Озеро Семицветное в направлении подъёма к пер. Айюлю и Олений
Рисунок 78 - Подход под пер. Айюлю и Олений 17 июля
Рисунок 79 - Трек 9 дня Группа вышла в 8:50. От места ночёвки (рис. Рисунок 80) по средней осыпи в направлении северо-восток, местами выход на снежники. За один 20 минутный переход вышли на пер. Айюлю (1А, 2822)(рис. Рисунок 81- Рисунок 82). В 9:35 начали спуск с перевала на юго-восток в направлении озера Белореченское (рис. Рисунок 83-Рисунок 84). По снежнику забираем на правый борт долины. Далее по тропе вниз, с понижением переходит в грунтовую дорогу с мелкой осыпью (рис. Рисунок 85-Рисунок 86). 11:50-14:30 – обед. На высоте 2200м граница зоны леса. Чуть ниже на высоте 2000м разлив реки. Тропа забирает налево и чуть вверх по долине до ручья. После перехода начинается крутой сброс – за 500м сброс 300м высоты (рис. Рисунок 87-Рисунок 88). В 16:30 перешли по бревну р. Белая, продолжили движение по дороге, ведущей к погранзаставе в д.р. Псыш (рис. Рисунок 89). Пройдя около 200м после разрушенного моста через р. Псыш, встали на ночёвку на поляне.
Рисунок 80 – Место ночёвки и подъём на пер. Олений (1А)
Рисунок 81 Седловина пер. Айюлю широкая и пологая
Рисунок 82 Вид на восток с пер. Айюлю
Рисунок 83 Спуск с пер. Айюлю
Рисунок 84 Оз. Белореченское
Рисунок 85 Спуск в д.р. Белая
Рисунок 86 Спуск в д.р. Белая
Рисунок 87 Граница зоны леса в д.р. Белая
Рисунок 88 Движение в лесной зоне в д.р. Белая
Рисунок 89 Переход р. Белая 18 июля
Рисунок 90 - Трек 10 дня Выход группы в 8:30. Ищем брод через р. Псыш. Выбираем правое ответвление дороги, уходящей от реки, имея направление на юг, к р. Аманауз. В 9:00 подошли к р. Аманауз. Переправа по бревнам и камням через отдельные потоки (рис. Рисунок 91). Переправа через Аманауз находится в 1.2 км от разрушенного моста выше по течению р. Псыш. Перебравшись, устроили привал и разведку переправы Псыш. В 10:45-11:05 переправились через р. Псыш напротив домика лесников (рис. Рисунок 92). Нужная нам тропа наверх уходит почти напротив переправы. Широкая лесовозная дорога идёт круто вверх по лесной зоне. Привал на обед 12-13:30. В 15:20 привал на границе зоны леса и альпийских лугов. В 16:15 поднялись к безымянному озеру, тропа, альпийские луга (рис. Рисунок 94Рисунок 93-Рисунок 94). На озере удобная стоянка, встаём на ночёвку, высота 2500м (рис. Рисунок 95). Озеро Кратерное находится за холмом, разведка показала, что там нет удобных мест для ночёвок – крутые склоны и сильный ветер
Рисунок 91 Переправа через р. Аманауз
Рисунок 92 Переправа через р. Псыш
Рисунок 93 Переправа через безымянный ручей в лесной зоне
Рисунок 94 Подъём вдоль ручья
Рисунок 95 Ночь в горах 19 июля
Рисунок 96 - Трек 11 дня ясно. Подъём на перевал: идти в направлении видимой остроконечной пирамидальной вершины, затем забрать влево, на север. На перевал идёт тропа, местами промаркированная турами. Перевальный тур находится ближе к левой вершине хребта. В 11:15 взошли на перевал, высота 2906 метров. В 11:45 выход с перевала. Спуск от перевального тура по тропе, мелкая осыпь. Скользко, спускаемся чуть вниз, затем траверс вправо к снежнику и спуск по тропе вдоль снежника. Движение по снежнику в сторону перевала Крутой (траверс, без набора высоты). Первый снежник проходит под водопадом. Траверсировать лучше по верхней части снежника, ниже возможны провалы снега. Затем подъём по переменным участкам средней осыпи и пологим участкам снежников. В 12:40 подошли к туру перевала Крутой (так же известный как Кельауш). С перевала вниз – крутой спуск в долину. Нам – к Софийским озёрам – по тропе, идущей по правому склону. В 13:30 продолжили движение по хорошо натоптанной тропе, спустились к Софийским озёрам (рис. Рисунок 100). Остановились на обед. У озера много народу и грязно, поэтому после обеда сходили радиально на пер. Иркиз (рис. Рисунок 98-Рисунок 99) и дальше по тропе вдоль ручья Кашха- Эчни спустились к нижнему озеру Айматлы-Джагалы (рис. Рисунок 101- Рисунок 103), там тоже много групп. Встали на ночёвку на холме ниже по течению ручья, высота 2320м.
Рисунок 97
Рисунок 98 Перевал Иркиз
Рисунок 99 Вид с пер. Иркиз на Софийские озёра
Рисунок 100 Софийские озёра
Рисунок 101 Спуск к нижнему Софийскому озеру
Рисунок 102 Переправа через ручей на пути спуска к нижнему озеру
Рисунок 103 Нижнее Софийское озеро, м.н. чуть ниже по течению ручья из озера 20 июля
Рисунок 104 - Трек 12 дня В 8:20 выход с м.н. по тропе вдоль ручья. К 9:50 скинули 500м. высоты и вышли на дорогу у р. София. Переправа по бревну чуть выше по течению от места спуска тропы к реке На спуск от места ночёвки (чуть ниже Софийских озёр) до дороги, идущей по правому орографически берегу р. София потребовалось около полутора часов. В 10:10 продолжили движение по дороге. Погранзаставы на этом участке дороги нет и за час дошли к началу поляны Таулу. От поляны за 1000руб подъехали на машине в пос. Архыз, где арендовали домик – по 500 руб/человека за сутки.
Рисунок 105 Ручей у м.н.
Рисунок 106 Спуск в д.р. София
Рисунок 107 Переправа через р. София
Рисунок 108 Дорога в д.р. София 21-22 июля – запасные дни
На маршруте задержек не было, поэтому у нас оказалось полтора дня отдыха. В обсерваторию группа не захотела ехать, поэтому провели первый день в пос. Архыз, во второй день, 22.07 у нас был вечерний поезд из Невинномысска. Утром выехали из пос. Архыз, на арендованной машине (6000руб пос. Архыз – Невинномысск). В г. Невинномысск посетили историко-краеведческий музей.
Потенциально опасные участки на маршрутеЗмеи. На второй день при подходе под пер. Чилик и на 9й день при подъёме по альпийским лугам под перевалом Караджаш были замечены гадюки. Медведи. По информации от местных проводников в долине реки Аманауз есть вероятность встречи медведя. Перевал Кынхара имеет ложную седловину, со своим туром. При движении от оз. Чилик, поднявшись в цирк перевала, необходимо идти по левой стороне цирка, с правой стороны, наиболее вероятно, будет снежник, спуск с перевала в сторону р. Кызылчук с того места будет слишком крут, и его можно оценить как определяющий склон перевала 1Б. Стоимость походаТраты по походу приведены в таблице 5. В итоге Каждый участник заплатил за поход порядка 15 тысяч рублей. Таблица 5 - Смета похода
Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрутаВ результате пройденного маршрута цели, которые ставила перед собой группа, достигнуты, а задачи выполнены. А именно:
Трек и особые точки маршрута опубликованы на сайте GPSies.com, что позволит другим группам тщательно проработать свои маршруты. По пройденному маршруту считаем необходимым дать следующие рекомендации:
Приложение А. Снятые перевальные запискиПеревал Чилик
Перевал Кынхара
Перевал Кяфар
Вершина Динника
Перевал Мылгвал
Перевал Агур
Перевал Айюлю
Перевал Караджаш
Перевал Федосеева
Перевал Кельауш (Крутой)
Перевал Иркиз Список литературы
10.Отчет о сборах школы БТП в Архызе (Зап. Кавказ) летом 2009 г. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4442 11.Голубев М.В. ТК МГУ: Архыз 2010, июль, 3к.с. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4774 12.Отчёт об учебно-тренировочных сборах горной школы НТП на Западном Кавказе (Архыз) ТК МГУ, 2004, июль http://www.geolink-group.com/tourclub/trips/2004ntp/ 13.Новосёлов А. А. ТК МГУ: Архыз 2011, июль, 1 с эл. 2 к.с. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5400 14.Векторная карта под Garmin и растр с привязкой на её основе http://zelpanov.ucoz.ru/load/karta_arkhyza_dlja_gps/1-1-0-19 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||