Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Михаил Нумач, Красноярск

Пять баллов (1994 г)

Мы сконцентрировали жизнь. Чтобы успеть много, надо действовать быстро! Летом, понятное, дело, собираемся в Ергаки, а в течение весны активно тренируемся на Столбах, чтобы набрать форму. Всю весну погода шалит. В будни - тепло и солнечно, а на выходные - ветер, снегопад и подобные безобразия. Тьфу. Надеюсь, что это закалило группу. Нас четверо. Быстрая Ложка - уже опытная и суровая, Таня и Артур - молодые и забавные. Но по скалам наловчились лазить здорово!

Ломанулись. В Абакане тормознули попутный грузовик, девушек в кабину, сами в кузов. Едем под противолавинной галереей, вдруг Артур как закричит… Схватился руками за лицо, на дно упал. Кто же его нокаутировал?..

- Капля воды прямо в глаз ударила! – поясняет Артур, трогая слезящийся глаз. – Что ты смеёшься, знаешь, какая капля была? Размером с кулак…

Пошли через болото. Ботинки промочили. Артур заявлял, что проваливался по колено. Остановились на берегу Радужного. Вода тёплая, Артур с Таней пошли купаться, затеяли возню на мелководье и свалились оба. Наткнулись на подводный камень.
- Я так ушибся, так ушибся! – причитал Артур, зализывая царапины.
- Я тоже ушиблась. Зачем же кричать об этом? – усмехнулась Таня.
- Ну, уж наверное, я сильнее ударился!
- А как ты это определил?..
- Что за детский сад? – нахмурилась Оля, - что же дальше-то будет?

А так оно и было. Каждый синяк Артура становился достоянием группы. Все дежурства Артура с Таней превращались в приключения. Костёр сначала слабый, Таня жалуется, что вода не закипит. Артур, зверея, кидает в огонь огромные охапки хвороста. Пламя в человеческий рост, к котелку вообще не подойти…
- Костёр ей слабый… на, получай! – злобно бормочет под нос Артур. Он принёс выражение «пять баллов», что означало – высшая оценка, отлично, здорово. Выражение прилипло.
- Вода тёплая?
- Пять баллов!
- Вот это виды…
- Пять баллов!
Над Артуром вьётся одинокий комар.
- Уйди. По-хорошему предлагаю: уйди. А то в глаз получишь, – увещевает он кровососа. - А-а! Что, получил? Я тебя предупреждал…
- Ты вправду ему в глаз попал? – поражается наивно Таня, - ну, пять баллов…
Всё свободное время мы предавались скалолазанию. Поднимались на все пики, с разных сторон, искали, где труднее, соревновались и выпендривались. Погода благоприятствовала. Решив показать молодёжи водопад Грация, мы перешли перевалы Голова и Туманный и встали в долине ручья Тайгишонок, среди моря цветов.

Артур, оценив перевал Межозёрный, решил отдохнуть. Я отправил девушек вдвоём, сам занялся ремонтом снаряжения. Девчата вернулись через несколько часов: Таня чрезвычайно довольная, а Оля хмурая.
- Как водопад?
- Пять баллов! – Таня в полном восторге.
- А ты чего мрачная? Что случилось?
- Руку сломала… - вздыхает Оля.
- Как?!
- Я её случайно толкнула, - призналась Таня, - вот она и упала. Наверное, надо было назад возвращаться, а Оля заявила, что это пустяки, и повела меня дальше…

Пик Звёздный

Мы продолжали поход, как ни в чём не бывало. Погода всё более благоприятствовала. Солнце припекало по-африкански. Мы загорали нудистким образом. Артур по неопытности получил ожоги. Оля сказала ему:
- Эй, у тебя зад уже красный.
Артур усмехнулся и легкомысленно продолжал загорать. Ночью стонал. Утром обнаружил, что не может сидеть… Днём мы сбегали на Зуб Дракона. Оле неудобно хвататься одной рукой, она ладони поцарапала. Вечером делает салат из черемши. Нарезала её мелко, посолила, разминает.
- Ой, что же я делаю! Руки в ссадинах, а черемша солёная. Ой, руки щиплет!
- Что руки! – отзывается Артур. – Вы попу сожгите!
…Бежим по снежнику. Потом по курумнику. Смотрим, Артура не хватает. Недавно вроде был… Прислушались, вроде крики доносятся:
- …иша! …оги!
Возвращаюсь на снежник. Артур лежит на склоне вниз головой. Он пробил ногой пласт снега, провалился и упал. Ногу вытащить не может, поскольку её там заклинило. Подтянуть тело к этой ноге не может, потому что рюкзак вниз тянет. Лежит, сморит в небо и кричит так задушевно.
- Долго ты отдыхать собираешься?
- А что делать? Рюкзак вниз тянет, а нога где-то наверху.…
Покоряя все пики подряд, мы добрались и до Тонкого Брата. Давно я собирался побывать на самой его маковке. Вильям Соколенко ещё подзадорил: рассказал, что не дошёл до макушки десятка метров. Собрались мы, полезли на Тонкого Брата. Пик напоминает опрокинутую воронку. Чем выше, тем стены круче. Поднялись на плечо, дальше совсем тяжко. Высота приличная, сотня метров будет. Я сбегал на разведку, оценил путь и решил, что со страховкой смогу пройти. Там, действительно, только последний десяток метров и опасен. Щель в вертикальной стене, которая наверху становится нависающей. Жутковато, но проходимо. Кто со мной? У Оли рука сломана. Артур, великолепный скалолаз, вдруг слишком заинтересовался открывшимися видами. Таня согласилась страховать меня.
- Только расскажи, - говорит, - где мы пойдём.
Рассказал, показал. А Таня вдруг отказывается.
- Как так? Ты ведь уже собралась идти… И почему ты боишься, ты ведь этой стены даже не видела!
- А зачем стену видеть? Пока ты говорил, я смотрела не на стену, а на твоё лицо. И решила, что лучше я туда не пойду…
Так Тонкий Брат оказался первой непокорённой вершиной. Впрочем, мы не особенно огорчились, поскольку главной нашей целью был пик Звёздный. Самый высокий в этом районе. Он упирался в самое небо, точно перст указующий. На этот раз мы решили пойти ходом Сигма. Один участок этой Сигмы казался непроходимым, но мы уже узнали, что там вбит шлямбурный крюк. Переночевали под пиком, утром собираемся. Должно быть, Таня опять что-то прочитала на моём лице. Она решила остаться у палатки, покараулить вещи. Зато Оля почему-то экипируется.
- А ты куда?! Со сломанной рукой?
На Звёздный не каждый альпинист залезет. Даже со здоровыми руками. Участие Оли в трудном восхождении показалось мне абсурдным. Но она извлекла аргументы из моих же лекций:
- Ты чему нас учил? Вперёд, невзирая… И потом, в прошлый раз вы там едва не погибли. Хватит! Сама проконтролирую, чтобы вы, мужики бестолковые, в живых остались.
Вперёд! До пика почти бегом бежали, той же дорогой, что когда-то с Кокаревым и Муратовым. Тогда нам не хватило сил. Сейчас скачем козликами. Тёплый шершавый курумник пахнет лишайниками и мхами. Огромная коричневая стена всё выше, выше, вот уже полнеба загородила. Полезли. Сигма оказалась проще контрфорса. Первую полку мы прошли вообще в вибрах. На второй началось скальное, и мы переобулись в галоши. Оля шла, пользуясь одной рукой. В сложных местах мы бросали ей верёвку. Перед ключевым участком мы передохнули и перекусили. Вдруг пошёл дождь. Впрочем, мелкий и редкий.
- Ребята, - говорю, - я не могу заставлять вас идти под дождём. Но сам хочу сбегать! Вы как?
- Вместе пойдём. Разве это дождь? Ерунда.
Ключевой участок произвёл на Артура такое сильное впечатление, что он даже попятился.
- Ничего себе! Вот это стена! Пять баллов…
В прошлый раз для меня самым трудным оказался 40-й метр этого участка. Но я специально тренировался, тянул связки. А сейчас неожиданно завис на 39-м метре. Там единственная опора для левой руки, всё остальное на трении. А какое трение, когда стена почти вертикальна? Завис и ору страхующей Оле:
- Срыв!! Сейчас сорвусь! Выбрала слабину?
- Выбрала. Срывайся…
А я поорал, да и выбрался. Чего орал? Последний, 40-й метр, ещё недавно такой страшный, дался легко. Ребята вышли с верхней страховкой. До вершины недалеко. Стенку со сломанным шлямбуром мы обошли снизу, как нам посоветовали альпинисты. Вот и макушка. Я обещал ребятам красивые виды, но… нас окружил плотный туман. Мы словно в молоке! Сели на край, ноги свесили в пропасть, а не страшно. Покричали Тане, да и так ясно, что она нас не услышит. Звуки вязнут тут же. Спасибо, хоть дождик утих. Сменив записку в туре, возвращаемся.

Таня вела себя, как заправский таёжник: прибрала в палатку все вещи, а заготовленные дрова прикрыла полиэтиленом. Ничего даже и не промокло. А мы, оказывается, установили своеобразный рекорд. Считается, что двое альпинистов нормально проходят через Сигму до макушки и назад за 8 часов. Это хорошее время. А мы прошли за 9 часов, так ведь это втроём, под дождём и со сломанной рукой. Таня так и сказала:
- Пять баллов!
Последняя ночёвка на озере Светлом. Дежурная Таня, вместо приготовления каши, купается. Что-то кричит. Должно быть, нас зовёт. Она большая любительница поплескаться в тёплой воде. Но в такую рань? Бр-р. Мы так и не вышли из палатки, а после завтрака Таня рассказала нам, что означали её крики...
- Мы с Артуром, как всегда, поругались. Чувствую, что сейчас выдам что-нибудь оскорбительное. Ты чему нас учил? Негативные эмоции выбрасывать не на человека, а в природу. Вот я и бросилась в озеро. Гребу, злая такая, сил много. Постепенно успокоилась, остыла. Отрицательных эмоций больше нет. Ну, думаю, хороший совет нам Мишка дал. Артуру настроения не испортила, самой легко стало. Только замечаю я тут, что нахожусь посреди озера. До берега далеко. А я же плаваю плохо! Ну, думаю, сейчас и потону, чёрт бы побрал Мишку с его учением. Зову на помощь, кричу, а вы не слышите.
- Мы думали, ты приглашаешь нас купаться…
- Какой там купаться! Перепугалась насмерть. Тону ведь. Давай дальше вспоминать, чему ты нас учил. Как раз, думаю, пора применять твоё учение. Ага, ты говорил, не поддаваться панике. Начала не поддаваться. Оказалось, что вода меня держит, я даже могу на спине лежать. Проплыву немного, устану, на спине полежу. Потом ещё проплыву… Короче, выжила!
Всё, пора возвращаться. Ведь билеты до Тянь-Шаня уже куплены. Прощальный ужин Оля сделала праздничным. Когда мы вооружились ложками, Артур зачем-то глянул на часы. После ужина Артур снова посмотрел на часы.
- Вы знаете, сколько времени нам понадобилось, чтобы всё это съесть?! 45 секунд!!!
- Пять баллов… - ошеломлённо пробормотала Таня.
Бежим по тропинке. До Тянь-Шаня три дня. Жизнь одна, и она должна быть полнокровной, на эти самые пять баллов.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru