Автор: Семен Дворниченко, Бишкек
Зимняя экспедиция на Пики Корженевской и Коммунизма
Вот и завершилась третья зимняя экспедиция команды «RedFoxAsia» в рамках программы «Зимний Снежный Барс». Все три экспедиции сильно отличаются друг от друга во всем: по сложности маршрутов, логистике в районы восхождения, ощущениям и трудности. Но есть связующее звено: помимо самой идеи программы, это – холод. Вездесущий, постоянный и всепроникающий холод, с которым бесполезно бороться - к нему надо привыкать, научиться с ним жить и договариваться.
После долгой подготовки к экспедиции на Памир, мы, как и планировали, 2 января прибыли в столицу братской республики Таджикистан - Душанбе. 15 градусов положительной погоды очень обрадовали нас. Зеленые листья на деревьях удивили. Теплый и радушный прием придал нам уверенности в успехе нашего мероприятия. В организационных вопросах - закупе, проживании и оформлении документов - нам очень помогла Рано Умаровна. Спасибо ей огромное за это! Навстречу нам пошло и руководство базового лагеря на Москвина, посоветовав где жить, подсказав где есть полезные заначки, которыми можно пользоваться. В общем, в Душанбе нам было очень комфортно и приятно. Запланированный на 4 января вылет в связи с непогодой так и не состоялся. Протянув еще два утомительных дня, 6 января нам все-таки удалось. Этот день и следует считать началом экспедиции.
Прилетев на ледник, мы поняли, что зря закупали мешки с угольной пылью, для посадки вертолета. Снег отсутствовал. Отсутствовал совсем! У этого факта во время восхождения потом оказались и плюсы и минусы.
Поселились в блочном теплом домике. Чтобы выдержать месяц минусовых температур, отдыхать надо в комфортных условиях. Поэтому мы с собой взяли газовые печки. Первую неделю было довольно некомфортно спать при включенном газе. Пока не прошли акклиматизацию, кислорода при включенной печке катастрофически не хватало, поэтому на ночь отключали отопление и утром просыпались при температуре -10-15С°. Что, в принципе, было не смертельно. Температура в базовом лагере вообще приятно удивила и не опускалась по ночам ниже -25 С°. Был момент, когда я позвонил домой, и там пожаловались, что ударили морозы до -30С°. В момент разговора градусник у нас показывал -18С°, поэтому я предложил прилететь к нам и погреться.
Первой горой для «разогрева» (как мы тогда думали) была «Корженева». После анализа погоды и снежной ситуации, решили для начала разведать район в области маршрута Романова. На третий день распутали ледник под маршрут, заночевали для акклиматизации примерно на высоте 5300м. Предполагаемый маршрут немного обеспокоил: отсутствие снега, указывало, что «пробежать» маршрут никак не удастся. После долгих споров и обсуждений, было принято решение сходить и посмотреть на классический маршрут, который по результатам разведки, нас тоже ничем не обрадовал. Выдуто было все. Там где летом ходят пешком, тропя с легким и не очень матом, был чистый лед. В придачу постоянно присутствовал ветер. Сильный, холодный, не вызывающий желания вообще смотреть в эту сторону.
Ветер. Основополагающий фактор в зимних восхождениях. Основной фактор успеха экспедиции. В этот раз ветер был всегда. Иногда сильный, иногда не очень. По прогнозам ветер иногда стихал до 50 км/м. Но главное тут слово «иногда». Спустившись в лагерь на отдых и после долгих раздумий и дискуссий было принято решение идти первопроход. Идти там, куда летом никто в здравом уме и не подумает сунуться. Но зимой это совсем другой фуникулер. Минимум снега исключают лавины (это мы так решили для успокоения), постоянные минусовые температуры исключают таяние и обрушение сераков. Объективно маршрут не опаснее всех остальных вариантов. Огромный плюс, относительная защищенность от ветра, что на проверку оказался очень жирным и многозначительным плюсом.
11 дней наблюдения за погодой и прогнозы будущей погоды не давали оптимизма о прекращении ветра. Прогнозы выдавали окошко на 20-22 января, когда ветер стихал до 40 км/ч. Под него и вышли 17го января. Трудность заключается в том, что окошки тихого ветра очень короткие, и их надо ловить уже на вершине, а на подходах приходиться выживать. И окошко может спокойно подвинуться в любую сторону или даже захлопнуться. Поэтому прогнозирование погоды это как своеобразная игра в рулетку, где крупье может мухлевать, как ему вздумается по настроению.
Недостаточная акклиматизация сказывалась на темпе восхождения очень сильно. В первый день дошли до подножия горы, под начало маршрута на 5000м.
18 января. На второй день уже выскочили на ледник. Абсолютно не крутое начало склона, но абсолютно чистый лед и порывы ветра, сбивающий с ног придавали адреналина в крови и дискомфорта в душе. Но в целом погода была ясная и теплая, что не могло не радовать. В этот же день подошли под первую ступень сераков. Снизу хаотичное нагромождение льда выглядело довольно эпично. Но никто не выигрывает, если не пробует. Вечер застал нас примерно в первой трети ступени, и найдя комфортную площадку на высоте 5400 м, мы благополучно заночевали.
19 января. Непогода. Пасмурно, все затянуто. Ветерок (ну куда без него то). Распутали всю ступень, прошли немного по леднику и провесили еще 4 веревки не очень крутого ледяного склона. Но его «некрутость» дополнялось тем, что лед был в состоянии еще не совсем льда, а полульда полуфирна, плюс плохая видимость не придавали скорости нашему продвижению к вершине. В этот день удалось набрать по высоте только 300 м. В итоге заночевали на 5700.
20 января. В этот день помимо льда было провешено две веревки скал. В этот день нам повезло. Не дуло. Светило солнце. И только вес рюкзаков отягощал наше настроение. Но этот факт мы давно уже задвинули в уровень подсознания, и нам это совсем не мешало наслаждаться солнцем и тихим спокойствием. Перевалив через скалы, мы угнездились уже на другом леднике на высоте 5900. Да-да. В этот день мы набрали только 200 метров по высоте. Но по прогнозам самая трудная в техническом плане часть осталась позади, поэтому прогнозы нашего будущего были довольно оптимистические.
21 января. О чудо - ветра нет! У нас, по крайней мере. Вершина и гребни вокруг нас гудят от ветра. А у нас штиль, солнце и красота. Еще раз порадовавшись, что идем не по скальному гребню, мы мужественно ломанулись в сторону нашей цели. В этот день распутали еще одну ступень сераков и попали в предвершинную чашу ледника. Лагерь установили на 6500 м. На следующий день планируем штурмовой выход.
22 января. Прогнозы радуют. Но холодно. Вышли в семь утра. Двигаться хочется быстро. Но это уже шестой день восхождения. Сил мало. Потихоньку двигаемся по снежному склону. В этот день все просто. Надо просто протропить до вершины. На этой высоте уже есть снег. Не много. Иногда фирн, иногда проваливаемся по колено, но не более. Когда до вершины остается около 150-200 метров по высоте, мы уже открыты всем ветрам мира. Пожалел, что не одел еще одну термуху на прозапас. Шли двумя двойками. Я с Романом чуть оторвались вперед. В полдвенадцатого выскочили наверх, дует нещадно. До вершины 5 метров. Спрятались от ветра по другую сторону горы. Отогрелись. Еще 10 минут. И мы все дружно и торжественно зашли на вершину пика Корженевской. Пофотографировали себя, горы, себя с горами. Подоставали и пофотографировались с 100500 флагов наших 100500 спонсоров. Не легкое дело при сильном ветре и низких температурах на такой высоте, скажу честно. Один флаг от нашего спонсора (страховой компании Наско) вырвался на свободу и улетел в сторону пика Ленина. Нас просили обязательно вернуть флаг, т.к. он побывал в космосе. Но не судьба…
23 января. Седьмой день пахоты. Пораньше с утреца, радостно повизгивая от счастья мы ломанулись вниз. Товарищи по команде частенько поправляли меня в направлении, все время меня тянуло куда-то не туда, видимо не нагулялся еще. В тот день успели спуститься только до 5300. Чуть ниже нашего второго лагеря при восхождении. Уже в потемках на леднике, абсолютно чистом от снега, мы нашли хорошую мульду. Очень кстати комфортно оказывается спать не на снегу, а на льду, ровном как замершее озеро. Ровно, в палатке ноль снега, красота.
24 января. Восьмой день. К обеду дошли до базового лагеря. Немного уставшие, но довольные из-за чувства выполненной поставленной нами задачи.
Беговой и разминочной горой Корженева не пожелала стать. Для сравнения зимнюю Победу мы сходили за 10 дней. Но то Победа, она выше и сложнее, и подходы там намного длиннее. В этот раз на восхождение потратили больше сил и времени, чем рассчитывали. При планировании экспедиции, возращение домой у нас было назначено не позднее 25 января. У всех работа, планы. А тут, как говорится, хотите рассмешить Бога, расскажите ему о своих планах.
Три дня законного отдыха. Потом еще три дня в ожидании окошка. В силу того, что я посеял свой телефон на Корженеве и в одночасье остался без фильмов, книг и музыки, для меня это стало большим испытанием. За это время прочитал Оливера Твиста, Революцию Муравьев и Рей Бредбери, научился рисовать и медитировать. Крыша плавно стала покидать мою голову. Но все в конце концов кончается. Появилось окошко на 3 февраля. И мы в припрыжку понеслись, как в старые времена при социализме, в сторону Коммунизма. Маршрут выбрали один из возможных: по классике.
31 января. Из базы вышли пораньше. Посвежевшие и отдохнувшие. Погода пасмурная. Но без ветра на нашей высоте. Быстро достигли ледника под маршрутом. Первый раз видел ледник в таком состоянии. Метров 500 от склона ледник полностью засыпан битым льдом. Сверху со стены сыпет постоянно. Траверс по косой полке под стеной пробежали быстро, скорей из-за страха, а не потому что здоровые такие. Вылезли на скалы и тут бомбануло. Сначала одна лавина проехала там, где мы прошли полчаса назад, а за ней еще одна в нагрузочку. Такую красоту вблизи я наблюдаю не часто. Поразмыслив над смыслом жизни, мы продолжили подъем. В тот день на свежих силах мы дошли до 5300.
Тут хорошо видно косую полку, стену над ней и скалы куда мы успели вылезти
32 января, т.е. 1 февраля. Продолжаем подъем, погода ухудшилась до состояния неудовлетворительно. Все затянуто. Ветер дует постоянно. Был момент, на участке где пришлось кидать перила льду, на верхней станции стою я и Роман, внизу Сергей и Алексей. И тут задуло, задуло по настоящему. Чтобы слышать друг друга приходится кричать в ухо. До нижних докричаться даже и не пытались. Метель, пурга, как еще можно назвать эту вакханалию не знаю. Видно только рядом стоящего напарника. И ничего не сделать. Чтобы работать с железом и веревками надо снимать верхние пуховые рукавицы, чтобы была возможность поработать во внутренних пуховых рукавицах. А тут нет возможности снять верхние рукавицы, ибо есть большая вероятность потерять руки. Рома пытается утеплиться. Я стою и философствую. Ни вверх ни вниз двигаться нет никакой возможности. Минут через десять понимаю, что тепло стало потихоньку уходить из моего тела, поэтому философствовать стал с еще большим рвением. Пришли мысли, что если ветер все таки чуть стихнет, надо начинать спуск от греха подальше. Не знаю сколько мы так простояли, может 15 минут, может 30, но по ощущениям очень долго. И тут ветер стих. Стих до состояния легкого бриза. Подумав «чур-чур меня» мы ломанулись в сторону вершины. В этот день, найдя удобную площадку-мульду на 5900, мы поставили второй лагерь.
2 февраля. Погода остается в состоянии неудовлетворительно. Окошко захлопывается, и по прогнозам нас ничего хорошего не ждет на вершине. Но в ожидании чуда мы продолжаем восхождение. На Груди (6200) пришлось хорошенько потропить, провесить несколько неприятных участков. Вниз на Большое Памирское Плато спускались как в классическом ежике в тумане. Спускались по приборам и вторичным признакам. К вечеру поставили лагерь на 5900.
Из-за долгого пересиживания и не понятных для меня сейчас эротических фантазий, еще в базе мне захотелось далее на восхождении жить в палатке одному. Никакие доводы и уговоры на меня не подействовали. Парням пришлось жить втроем.
В ночь со второго на третье февраля подул по настоящему сильный ветер. Тут палатки от RedFox в очередной раз показали себя на высоте. На моей палатке порвало оттяжки, проснулся от того, что палатка легла на меня. Подождал, когда особо сильный порыв ветра утихнет, потом ударом двух ног выпрямил палатку, но через несколько минут она легла на меня снова. Ветер дул с такой силой, что палатка давила мне на грудь с такой силой, что вызывала болевые ощущения. Но сеансы медитации не пропали для меня даром. Совершенно не расстраиваясь сиим фактом, спокойно повернулся на бок, подставив плечо. Так стало комфортно и я проспал до утра.
3 февраля. По прогнозам на следующую ночь ветер только усиливается. (Куда уж сильнее). С утра дульник не утехает. Вылезли. Укрепили палатки. И к вечеру ветер стих до состояния штиля. Лежим, переговариваемся. После долгих раздумий, решаем штурмовать вершину с 5900, выход назначаем на 4 утра.
4 февраля. Вышли в районе 5 утра. Холодно, но ветра нет и это радует. Плато проходил тяжело, не шлось, но когда разогрелся дело пошло веселее. Догнал Сергея, договорились, что жду всех на Душанбе. Если в 10 утра мы не успеваем подняться до Душанбе, то возвращаемся в палатки. И тут я почувствовал подъем, мне поперло. Шлось легко и не принужденно, я увеличил темп, без всяких для себя последствий. В этот момент я действительно чувствовал себя свободным, в этот момент я был счастлив. Счастлив от процесса достижения цели, счастлив, от того, что делаю любимое дело. Опасное чувство эйфории в горах. Его надо контролировать. В темноте я проскочил левый скальный гребень и стал подниматься по правому. Когда достал GPS и понял это, было поздно спускаться и возвращаться на левый гребень. Одно радовало, что эти гребни сходятся на Душанбе, где мы и решили собраться.
В 10 утра я уже понял, что не успеваю во время достигнуть контрольной точки. Но и спускаться для меня было проблематично, т.к. гребень оказался несколько сложнее, чем это виделось снизу. Мне уже «дешевле» было подняться до Душанбе и спуститься по левому гребню. До контрольной точки я добрался в 11.30. Умудрился потерять перчатку. Благо не дуло и я не отморозил себе руку. Не найдя следов членов команды и печально посмотрев в сторону Коммунизма я начал спуск.
В 14.00 я в лагере. И к вечеру мы успели перевалить Груди спуститься до второго лагеря.
Большое Памирское Плато
5 февраля. Спуск вниз. Погоды так и нет. Не весело. Полку траверсировали быстро. Очень быстро. Гора несколько дней назад хорошо промотивировала нас на пробежку.
К вечеру, но еще засветло добрались до базового лагеря.
6 февраля. После нескольких часов нервотрепки, вылетит вертолет или не вылетит из-за погодных условий, мы все таки сели на борт вертолета, чем и ознаменовали эту дату окончанием экспедиции.
Что интересно, прошлая экспедиция прошла день в день в такие же сроки. Один месяц и один день. Горы в этот раз дали хороший щелчок по носу. «Легкая» гора оказалась сложной, сложная гора оказалась недосягаемой. Но экспедицией все довольны. Одна гора пустила. Обе горы подарили нам неоценимый опыт и отпустили. Поэтому все идет по плану. Все хорошо.
Обязательная концовка. Хочу упомянуть тех, без кого эта экспедиция бы не состоялась:
- 1. Страховая компания «НАСКО»
- 2. Директор турагентства «Edelweiss Travel Company» (г. Бишкек) Александров Вячеслав Васильевич.
- 3. Директор турагентства «Ак-Сай Трэвел» (г. Бишкек) Калашникова Елена Анатольевна.
- 4. Директор турагентства «ITC Asia Mountains» (г. Бишкек) Дудашвили Елена
И еще очень много друзей, знакомых, людей, неравнодушных к нашей мечте.
Информационная поддержка:
- 1. Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество»
- 2. «MOUNTAIN.RU»
- 3. «Известия»
Экипировку и снаряжение предоставили:
- 1. Генеральный экипировочный спонсор - компания Red Fox
- 2. Экипировочный центр «ЛАВИНА», г. Красноярск
Читайте на Mountain.RU:
|