Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум

Экспедиции
2004: "Крубера-Воронья"
2003: "Скалярьево Брезно"
2002: "Скалярьево Брезно"
2001: "Воронья"

Новости

Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Михаил Нумач, Красноярск

Синяя Гусеница и Белый Слон (1992 г)

Олег часто рассказывал о своих подвигах в пещере Ящик Пандоры, а сейчас предлагает мне составить ему компанию – прогуляться по Ящику.

- Девчонок наберём, - говорит, - весело будет.
- Так с удовольствием бы, - отвечаю, - но плохо знаю Ящик. Всего два раза был, да и то лишь до Белого Слона дошел. Не рискну взять на себя руководство в незнакомой пещере!
- Миша, чего ты боишься? Бывал я за Белым Слоном четыре раза, все хорошо запомнил. Главное – озера преодолеть. А я умею! Там все просто.
- Просто было потому, что тебя водили. Участниками мы бы пошли. Нам бы руководителя опытного, вроде Вырупаева.
- Да? В таком случае давай распределим роли: ты осуществляешь общее руководство и ведешь группу до Белого Слона, а дальше я. Годится?
- Ладно, уговорил…
Через день общее собрание. Приглашаю Олю – Быструю Ложку, а Кобытев – некую Соню.

Сталактиты в пещере

Соня чайник, но с виду спортивная, подтянутая, крепкая. Главное, оптимизма хоть отбавляй. Едем. Всю дорогу мы слушали словообильного Олега. Там такие красоты! Такие лабиринты! А уж камин Синей Гусеницы – вообще чудо! Олег его легко проходит, а вот другие почему-то мучаются. Особенно красочно Олег обрисовал Прилепского, как тот стоял в триконях у него на плечах, но все равно не мог выбраться. Потом уж Олег показал ему высокий класс прохождения камина. Мы смотрим на Олега с восхищением…

Поезд, автобус, далее пешком. Небо ясное, солнышко ласковое, девушки красавицы, птички песнями заливаются, Олег соловьем. Лезем в гору. Далеко внизу сверкает серебристой лентой речка Июс.

Летучая мышка

Несколько лет не был я в Ящике Пандоры. С грустью отмечаю, как поредела в округе растительность. Этот карстовый район, богатый пещерами, пользуется большой популярностью у спелеологов. К сожалению, не все они относятся к природе достаточно бережно. За хворостом пришлось идти далеко. Но вот костер горит, суп варится, народу тепло и хорошо, и мы планируем наши действия. Впереди целый день, а вообще мы рассчитываем на трое-четверо суток.

Палатку установили под сводом пещеры. Правда, сыровато, зато отлично защищает от ветра и возможного дождя. Сейчас пойдем в пещеру, но только до озер – посмотреть, сохранился ли трос для переправы. А уж на следующий день, после ночного отдыха, отправимся за озера. Суп сварился. Пока мы дули на горячую жижу и обжигались, Быстрая Ложка оправдала свою кличку. Натягиваем на сытые организмы комбинезоны, собираем транспортник. Два репшнура, аптечка, немного еды, запасные лампочки и блоки питания. Вперед!

Вход. Словно со старым приятелем встречаюсь. Места знакомые, даже в груди щемит. Соня пытается скрыть беспокойство, а Олег ликует. Он идет пятый раз, и за последние полчаса успел объявить об этом раз десять. В конце концов, мы очень хорошо запомнили, что он идет сюда именно пятый раз, а никак не четвертый, или, смешно сказать – третий, как Миша. Про девчат он уж снисходительно помалкивает.

Разноцветные сталактиты

Включаем фонари. Несколько метров пологих меандров, дальше крутой спуск в грот Синдибобель. Бросаю в темноту реп, и Олег мужественно торит путь.
- Свободна!
Девушки довольно ловко съезжают по веревке вниз. Грот большой, с высоким потолком, относительно интересный. Олег рвется дальше, но я полагаю, что девушкам нужно пока освоиться. К тому же, оказывается, Олег не был еще в гроте дока Лены. Полезли туда. Ящик Пандоры – пещера в основном разломного характера, натечных форм здесь мало.

Думаю, именно натечки и являют собой истинно подземную красоту. Остальное можно и на поверхности найти. Здесь же сталактиты, сталагмиты… В гроте дока Лены сохранился даже мондмильх чистого белого цвета. Вижу, что кальцитовые образования девушкам понравились, чувствуют они себя нормально, теперь можно и углубляться. Правда, не утерпел, по дороге завернул еще в Тормозак и Планер. Всюду грязь, а там красиво.

Сталактиты

- Надо же, - удивляется Олег, - пятый раз сюда хожу, а в этих гротах не был. Действительно, тут есть что посмотреть.
Без особых проблем миновали Кэмп-Дэвидский тупик, Маракет, Сатурн, Пляж. На минуту, правда, замешкались в сложной Катаклизме, но я вдруг вспомнил верный путь. Мы шли хорошо, дружно, до самого колодца Белого Слона. В стене шлямбурный крюк. Навешиваю реп, и мы по очереди спускаемся «коромыслом». Стена, в которую можно упираться ногами, глинистая, крутая, но кое-какие ступеньки есть. А вот последних метра три-четыре! Вдруг оказываешься в воздухе. Чистый отвес. Слегка ошеломленный этим, приземляюсь на плоское дно гротика и сразу испуганно оглядываюсь: как же мы назад полезем? Похоже, слева есть ход, но Олег не позволяет тратить время на ерунду.
- Вперед! Стенку потом рассмотришь, когда возвращаться будем. А пока – вперед! Видишь вот этот подъем?
- Вижу.
- Ну, и давай…
Перед нами ход Бешеный. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, за что его так назвали. Из нашего грота довольно круто вверх идет широкая труба. Ее поверхность совершенно гладкая, словно отполированная. Олег великодушно уступает мне почетную роль восходителя. Присмотревшись, в нижней части все же нахожу небольшие зацепы. Но дальше… Скользко! Правду говорю, тяжко лезть. Что это за ступенька в полсантиметра высотой? А эта царапина – разве зацепка?! Одно успокаивает: падать пока невысоко. Чуть что, Быстрая Ложка поймает. Еще метр по ужасной трубе, другой… Виден перегиб. С пыхтеньем, сопеньем и причитаниями кое-как выбираюсь на край. Подъем совершенно бешеный! Ой, меткое название… Укрепляю второй реп:
- Можно лезть!
Мы сидим вчетвером на небольшой площадке. В одну сторону ведет гладкий подъем Бешеного, в другую – спуск. Вид его ужасен: первые три метра, что хорошо освещены фонарем – совсем гладкая, почти вертикальная стена. Ниже видны ступеньки, но верхние три метра меня обескуражили. По таким стенкам я не лазок! Чуть выше в стену вбит шлямбурный крюк, который вконец меня расстроил. Спелеологи просто так шлямбуры бить не будут. Соня только глянула вниз, и сразу отпрянула:
- Нет, мы сюда не пойдем!
- Миша, поддерживай дисциплину! Бунт на корабле? Сейчас все полезете, как миленькие!
- Не-ет!
- Миша, воздействуй на теток!
- Ты знаешь, Олег, меня этот ход тоже смущает. Мне кажется, шлямбур тут неспроста! Как мы тут назад будем подниматься?
- Да запросто! Я же тут четыре раза ходил!
- Ладно, давай сделаем так: ты спускаешься и поднимаешься обратно. Если я увижу, что это действительно просто, тогда и девушек уговорю, и мы пойдем дальше.
- Договорились. Давай веревку, я поехал.
Мы с любопытством наблюдаем, как Олег спускается в глубокую тьму. Только свет его фонаря можно различить.
- Я пошел! – радостно сообщает наш опытный товарищ. Нам пока ничего не видно, зато хорошо слышно. Мы специально не разговариваем, а прислушиваемся к звукам. Лезет. Тяжелое дыхание. Шуршание комбинезона. Дыхание с присвистом. Пожалуй, метра на три он поднялся. Остановился. Дышит совсем тяжело, наверное, упирается…
- Ва! – вдруг сообщает Олег и сильно шуршит комбинезоном по скале. Через секунду слышим глухой удар…
- Олег!! Ты живой?!
- Черт! Ушибся немного. Пожалуй, я со страховкой полезу.
- Обвязывайся. А кто же нас будет страховать при возвращении?
Олег не отвечает. Не до того. Принимаю удобную позу, готовясь к нагрузке. Девушки посторонились и переживают. Соня, кажется, испугалась. Мне уже стало ясно, что сегодня мы дальше не пойдем. Последние три метра Бешеного, ей-богу, непроходимы…
- Страховка готова!
Первые метры Олег преодолевает довольно шустро. Выбираю слабину, но реп пока не напрягаю, чтобы не мешал. Неожиданно натянутый реп обычно бьет по носу, а то и вовсе со скалы сбросить может.
- Миша, жестче.
Вот теперь слегка подтягиваю. Олег делает два шага. Соня напряженно дышит в самое ухо. Быстрая Ложка придерживает реп на случай, если я его вдруг упущу. Олег сопит, кряхтит, но натяжение репа не ослабевает.
- Жестче.
Натягиваю струной. Это страховкой уже не назвать: у меня в руках по меньшей мере половина веса Олега.
- Жестче!
Осталось метров шесть… пять… четыре… Меня интересуют только последние три, но разглядеть, как их будет преодолевать руководитель, мне не удается.
- Жестче, Миша! Еще жестче! Еще жестче!!! И-и-и!
Голос его срывается. Словно мешок с картошкой тяну. Хорошо, что Быстрая Ложка взялась помогать. Мы сами запыхались, пока вытаскивали первопроходца на площадку. Но вот все вместе. Олег уже не рвется дальше в глубину пещеры, не требует дисциплины от девушек.
- Ты сильно ударился? – жалобным тоном спрашивает Соня.
- Боком, – невпопад отвечает Олег.

Сталактитовый взрыв

Разногласиям конец, возвращаемся. Спускаемся к подножию Белого Слона. Как же тут подниматься?! Метра четыре от земли веревочка свободно висит в воздухе… Только в кино мускулистый герой может подняться по такому шнурку, перебирая руками и улыбаясь в камеру. На самом деле за репик рукой не взяться – будет проскальзывать. Тщательно осматриваю стену слева. Некоторые ступеньки есть. Метра на два поднимаюсь, а дальше совершенно непонятно. Чтобы выше лезть без страховки, нужно или самоубийцей быть или мастером спорта по скалолазанию. А я, как назло, ни тот, ни другой. Вернулся на дно. Под стеной имеется узкий ход. Нельзя ли обойти этот колодец?
- Теоретически можно, - объясняет Олег, - но получится еще труднее. Я там ходил, поверь, это ужасно.

Капля на сталактите

Делать нечего, обследую правую стену. Внизу есть несколько выемок и зацепок, но чем выше, тем хуже. Метра на два вылез и все, дальше не получается. Промучившись полчаса, задаю, наконец, закономерный вопрос:
- Олег, ты же здесь четыре раза был, как ты выбирался?
- А тут всегда лестница висела…
Воцарилась каменная тишина. Знал ведь Олег, что мы без лестницы, без самохватов, и молчал! Позволил нам спуститься! А теперь что делать?! Ругаться не имело смысла. Надо как-то выбираться.
- Олег, по этому узкому ходу мы точно не сможем выбраться наружу?
- Ну, мы-то с тобой, возможно, и пролезем, но уж тетки – никак не смогут. Говорю тебе, нечего и пытаться, только время потеряем.
Холодно. В пещере согреваются движением. Только остановился – и уже через несколько минут бьет озноб. Мне-то хорошо, я по этой дурацкой стене взад-вперед ползаю, а вот как там девушки? Живы ли? Пока не жалуются…
- Ты уже час лезешь, - замечает Быстрая Ложка.
Мне удается подняться на целых три метра, используя все мыслимые и немыслимые зацепы, дотянуться уже до карниза, что нависает над головой… Еще раз осматриваю стену слева. Увы, новые зацепки за это время не наросли. Кстати, сколько времени уже прошло?
- Два часа…
Как ребята выдерживают такой холод? Предлагаю им размяться, побродить по гроту. Народ принимается приседать, но быстро устает. Да, хорошую задачку задал нам Олег! Спасибо, хоть девушки не паникуют. Лезу. Предпринимаю одну попытку за другой. Всю стену уже досконально изучил, а вот карниз преодолеть – ну никак! Все равно выберусь…
- Три часа.
Вдруг понимаю, что по стене не вылезти. Неужели мы отрезаны от выхода?! Отчаянно шевелю мозговой извилиной и, кажется, нахожу способ спасения. Наш транспортник завязан капроновым шнурком. Правда, он короткий и тонкий, но стремена из него изготовить можно! Разрезаю ножом шнурок на две равные части едва хватает, чтобы накрутить схватывающие узлы. Свободные концы шнурков привязываю к репику с петлями для ног. Осторожно испытываю приспособление: пока шнурки выдерживают мой вес. Полез. Метра три все получалось отлично. А потом шнурки перетерлись. Один совсем лопнул, другой растрепался. До нависающего карниза метр остался! Сложив свисающий конец репа вдвое, наступаю ногой в петлю. Если двойной реп хорошенько сжимать рукой, то некоторое время так стоять можно. Пока держусь, надо успеть свободной рукой расслабить схватывающий узел и поднять его как можно выше. Шнурочек, не рвись! Ну и ситуация: жизнь четырех человек висит на каких-то нитках! Но вот карниз уже на уровне живота. Изловчившись, задираю ногу… неужели стою?! Нитки с треском рвутся, но мы спасены. Правда, глинистая стенка оказалась тоже сложной, но это уже ерунда. Через минуту я возле шлямбура, и креплю второй репик. К счастью, тут хорошая слышимость. Бросаю свободный конец репа вниз и говорю Олегу, где какие узлы он должен вязать. Олег молодец: не спорит, все понимает и узлы знает. Вскоре на Соне вполне добротная грудная обвязка. Техника подъёма простая: на концах двух репов завязаны двойные проводники. Девушка стоит в одном. Выбираю на метр свободный реп и креплю его. Соня по команде встаёт в верхнюю петлю, разгружая нижнюю. Мы таким образом в горах людей из бергшрундов вытаскивали. Потом и Быстрая Ложка вырвалась из плена. С Олегом вышла небольшая неувязка: самому себе делать грудник трудно! Зато вытаскивали мы его втроем, и получилось очень быстро!
- Знаешь, сколько времени мы потратили на этот колодец? – смеется Быстрая Ложка, - Пять часов!..
- Как же вы не замерзли?!
- Почему ты думаешь, что не замерзли? Просто мы тебе не говорили, чтобы не отвлекать по пустякам. Тебе на стене сосредоточиться надо было…

Причудливые кальциты

Мы ломанулись. Соня хоть и неопытный спелеолог, но ей только путь укажи! Скачет козочкой. Вот и камин Синей Гусеницы. Быстрая Ложка сама вылезла, а Соне я плечо подставил. Мы втроем выглядываем сверху, интересно же посмотреть, как ловкий Олег вылезет в реальности. Каждому из нас он раз по семь успел рассказать о своем красивом способе прохождения этого камина. Пошел! Пошел… Или не пошел? Вроде пыхтит, шуршит, а дело с места не двигается. Тело тоже. Судя по звукам, Олег упирается со страшной силой, наверное, сейчас стены раздвинет.
- Миша, дай руку! Не дотягиваюсь!
Пришлось спускаться за Олегом. Он сразу перестал описывать свои предыдущие прохождения. Мы вздохнули с облегчением.

На поверхности уже поздний вечер. Мы сварили ужин и сразу завалились спать. Зато утром собирались уже основательно: взяли все мои три самохвата, еще один реп, завязали транспортник новым шнурком…

Знакомым путем быстро прошли до Бешеного, здесь опять пришлось чуток помучиться на подъеме, потом спустились по другую его сторону и осмотрелись. Стена, по которой вчера пытался вылезти Олег, была действительно не из простых. Как он тут решился идти без страховки? Отчаянный… Самое ужасное впечатление оставлял остроугольный камень в основании стены. Упади на него – и уже не встанешь…
- Я рядом с ним вчера упал, - с довольной улыбкой вспоминает Олег.
Он ведет нас дальше, но увы, память его подводит. Из грота Черепаха мы не можем найти выход. Ползаем по всем щелям, а продолжения хода не видно. Впрочем, мне повезло в другом. Обнаружив узкий лаз, я протиснулся туда и очутился в небольшом гроте, размером с комнату, полностью затопленном водой. Я стоял у самого края, согнувшись и упираясь головой в потолок. Дальше потолок был выше, но, сделай шаг, начерпал бы в сапоги холодной водицы. Так и стою в неудобной позе, пораженный увиденным. Своды куполообразного потолка были украшены прозрачными кальцитовыми флагами. По поверхности воды бежали волны, вызванные моими движениями лучи фонаря, отражаясь от воды, пятнами плясали среди флагов, создавая удивительную игру света и теней. Это был на редкость уединенный мир. Возможно, здесь даже не ступала нога человека. Во всяком случае, следов не было. Всеобъятная тишина нарушалась только робким плеском мелкой волны. Прозрачная вода ласково облизывала драпировки на стенах. Мой голос звучал гулко и совершенно незнакомо. От вибрации воздуха по воде побежали совсем тонкие линии. И еще что-то неуловимо сказочное было в том гроте. Такое ощущение, будто пещера пустила меня в самое сокровенное место, в святая святых, будто доверила мне самую интимную тайну. Боюсь пошевелиться… Вероятно, такие красоты не предназначены для глаз грубого человека. А тут грязными сапогами. Даже стыдно стало. Но пора возвращаться: замерзаю, да и Быстрая Ложка волноваться станет. С трудом протиснулся через узкий, извилистый калибр. Дальнейшего хода мы так и не нашли. Через озера тоже переправляться не рискнули. Стальной трос был обрублен. Вернулись к Бешеному. С помощью самохватов легко преодолели все сложные стенки.

Наверху уж утро. Мы лазили как раз сутки. Прилегли было поспать, так появился какой-то мужик, пришел посмотреть, есть ли тут кто. В ходе беседы Олег ударился в воспоминания и заявил, что в прошлый раз он видел тут хорошего человека, по фамилии Скультецкий.
- Я Скультецкий, - улыбнулся парень.
- О! То-то, думаю, что-то знакомое…
- Вы тут мерзнуть собираетесь? Пошли к нам в избу. Уезжать ведь все равно из поселка будете.
Когда зовут в теплую избу, долго уговаривать не надо. Правда, ноги заплетаются, спать хочется. Проплелись несколько километров до поселка. В натопленной избе отогрелись. Нам даже телевизор показали. Но пора и к автобусу. Сидим в дощатом домике остановки. Оля устроилась на скамейке и заснула в неудобном положении. День сегодня выходной, желающих уехать много думаю, что шофер будет брать в первую очередь местных. Так и вышло. Мало того, автобус остановился вообще далеко от нашей будки. Бегом! Подхватываем рюкзаки, бежим. Чувствую, нас только трое… С утра вроде четверо было… Ольги почему-то нет. Возвращаюсь к будке, а бедная девушка сидит на полу и плачет так горько, как умеют только дети…
- Кто тебя обидел?
- Нога.
- Чья?!
- Моя. Вы все вскочили, побежали, я тоже побежала, а нога не слушается. Я ее отлежала во сне. Спросонок встать не могу, нога словно чужая… обидно мне стало до слез. Лежу, всеми брошенная.
- Ладно, автобус все равно переполнен.
Тут возвращаются Олег с Соней. Уехать мы сможем только завтра.

Так и сделали.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru