Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о прохождении горного туристского спортивного маршрута 4 к.с. по Ц.Тянь-Шаню (Терскей-Алатау) с 9 по 26 августа 2016 г.
Справочные сведения (паспорт спортивного маршрута) Проводящие организации: Турклуб Азимут (г.Пущино Московской обл.), Горный Турклуб МГУ (г.Москва) Место проведения:административно Кыргызская Республика, Иссык-Кульская область физико-географически Центральный Тянь-Шань, Терскей-Алатоо Общие справочные сведения о маршруте
Нитка маршрута: р. Чон-Джаргылчак лед. №162 траверс вершины 28 Панфиловцев (4562, 2А, сн.-лд., п/п) лед. №159 р. Чон-Джаргылчак лед. Королькова пер. Зайчонок (2Б, лд.-ос., 4250) р. Вост. Дунгуроме пер. Турклуба Азимут (2Б, лд.-сн., п/п, 4400) лед. Джуука р. Джуука лед. №201 [пер.№58 + траверс вершины 4677] (2А п/п, сн.-лд.) лед. Попова р. Котур-тор сырты р. Иттиши Ю. сырты озера на пер. Кашка-Суу лед. №379 траверс вершины 4585 (2Б, лд., п/п) лед. Джуукучак р. Джуукучак горячие источники Джуукучак. Заявочные материалы рассмотрены МКК Федерации спортивного туризма Московской области (150-00-455530020) в составе: Мартынов В.В. (председатель), Грецов Ю.В., Фефелов А.П., Мартынов А.В. Определяющие препятствия
Список группы Основная часть маршрута пройдена группой в полном составе. Разведку перевала №22 (1Б рад.) проводила одна связка (Никита Котляров и Сергей Киселев). В восхождении на вершину 4585 (элемент 1Б в траверсе 2Б) не участвовали Василий Овчинников и Полина Волкова. Общая идея маршрута Основной идеей похода было найти не слишком труднодоступный, но при этом малоисследованный район Тянь-Шаня и пройти маршрут 4 к/с с максимальным количеством первопрохождений. Мысли первоначально были о Внутреннем Тянь-Шане, но были большие сомнения, что молодые участники с небольшим высотным опытом нормально перенесут заезд на высоту 3500 м. Каково же было мое удивление, когда Григорий Варгафтик рассказал, что в Терскей-Алатоо, одном из самых легкодоступных хребтов Тянь-Шаня, есть практически неисследованный участок между долинами Барскоон и Джууку. Почти сразу же к планированию маршрута подключился Алексей Цветков, занимающийся в настоящее время систематизацией информации по нескольким районам Тянь-Шаня, в частности по Западному Терскею. Алексей подтвердил, что район выпал из внимания туристов, и поделился материалами Н.П.Деменева (г. Пермь). Наконец, немаловажным фактором, опре- делившим окончательный выбор данного района, стало наличие космических снимков высокого разрешения на сайтах decarta.com и bing.com. Именно наличие таких снимков позволило спланировать маршрут, в котором все определяющие препятствия первопрохождения. Маршрут планировался максимально разнообразным: перевалы и на подъем, и на спуск, траверсы вершин, осмотр сыртов внутреннего Тянь-Шаня. Для полного охвата всех встречающихся в горных походах 4 к/с элемен- тов не хватает скальных перевалов, но планирование их первопрохождения без фотографий с Земли только по спутниковым снимкам слишком рискованно, а пройденных перевалов в районе всего два, в нашу нитку маршрута они укладывались плохо, первопроходцы характеризовали их как камнеопасные, так что большого желания туда идти у нас не было. Обеспечение безопасности Участники были застрахованы в компании Тинькофф Страхование на сумму 50 000 евро. Сервисная компания Europ Assistance. О надежности данной страховки ничего сказать не можем, поскольку страховых случаев у нас не было. У нас возникла существенная проблема с оформлением страховки участников, который шли сразу в два по - хода по Кыргызстану: оказалось, что у всех страховых компаний в условиях страхования сказано, что полис по страхованию медицинских и медико-транспортных расходов выезжающих за рубеж должен быть оформлен до въезда в страну, в которой он действует. МЧС Кыргызстана спасательными работами туристов и альпинистов не занимается, при необходимости их организуют киргизские туроператоры, при этом спасработы с применением вертолета готовы организовывать только крупнейшие фирмы. Оплата спасработ страховой компанией это каждый раз предмет больших пе- реговоров, для из ведения крайне желательно наличие координатора дома. Список страховых компаний и асси- стансов, с которыми турфирмы иметь дело отказываются из-за имевших место в прошлом отказов оплаты, нужно уточнять в начале сезона. Сейчас в черном списке Global Voyager Assistance и Allianz. Для ускорения вылета вертолета турфирмы рекомендуют оставлять денежный залог наличными, но большинство групп (наша в том числе) такой вариант себе позволить не может. Для организации связи у группы был спутниковый телефон Thuraya, а также буферный аккумулятор и солнеч- ная батарея для его подзарядки. Использовалась SIM-карта Beeline в режиме международного роуминга (с этого года такой вариант сильно подорожал). Транспорт, формальности Из Москвы в Бишкек можно добираться самолетами нескольких авиакомпаний. В 2016 г. два рейса ежедневно выполнял Аэрофлот, кроме того регулярные рейсы выполнял турецкий лоукостер Pegasus. Стоимость авиабилетов составила от 11 до 17 тыс. руб. (в зависимости от даты покупки и условий изменений и возврата). Ехать в Кыргызстан поездом сейчас нет никакого смысла, поскольку цена ж/д билетов превосходит цену авиабилетов. С августа 2015 г. Кыргызстан входит в таможенный союз ЕАЭС, благодаря чему появилась возможность воспользо- ваться услугами транспортных компаний по доставке в Бишкек газовых баллонов, которые запрещены к провозу в самолете, а на месте неоправданно дороги (выражаем благодарность Юрию Траченко за организацию доставки топлива). Для заезда к месту начала маршрута мы воспользовались услугами фирмы Достук-треккинг (директор Нико- лай Щетников). Нам предоставили микроавтобус Mercedes Sprinter за 150 евро. Однако, Щетников переоценил его проходимость (или недооценил разбитость горных дорог), так что к предполагаемому началу маршрута мы подъехать не смогли и дополнительные 10 км пришлось идти пешком. Половину этого пути наш микроавтобус все-таки вез груз, но выше нижних домов лесничества отказался ехать окончательно. К счастью, мимо проезжал местный житель Талан на УАЗе, который отвез все наши рюкзаки еще на 5 км до границы леса. Телефон Талана +996-778-654-701, его услугами можно воспользоваться для организации забросок или заезда маленьких групп, он также водит экскурсионные туры. За заброску он попросил сколько дадите, расчетом по 100 сом за километр горной грунтовки все остались довольны. Выше дорога перегорожена упавшими деревьями (хотя если их распилить, то на полноприводном автомобиле можно проехать еще километров 5 до коша). Об обратном выезде мы договаривались на месте это получилось раза в полтора дешевле, чем у Достука. Две легковушки за 1200 сом от источников до поселка Саруу, 7000 сом за минивэн + легковушку от Саруу до Бишкека, 1500 сом за минивэн из Бишкека в аэропорт. Водитель минивэна в Саруу Аскар, тел. +996-709-237- 107. Для посещения района нашего похода ни погранпропуска, ни пропуска в заповедник не требуются. По состоя нию на 2016 г. гражданам России не требуется ни виза, ни загранпаспорт для въезда в Кыргызстан. Однако для непрерывного пребывания свыше 30 суток нужно оформить регистрацию. Изменения маршрута и их причины Маршрут был пройден в заявленном виде, с единственным сокращением первого кольца: мы отказались от прохождения перевала №17 с ледника №159 на ледник №158. Отказ от прохождения перевала №17 обусловлен тем, что: 1) мы отставали на день от графика, поскольку делали две полудневки для акклиматизации и для прохождения подъема на вершину 28 Панфиловцев в утренние часы 2) сложность перевала, насколько его удалось просмотреть, скорее 2Б (предполагалось 1Б-2А) и для его прохождения нужно планировать целый день 3) погода во время спуска по леднику №159 была неблагоприятная, а запасные дни мы предпочли сохранить на линейную часть маршрута. Были также незначительные изменения графика движения: Прохождение перевала Зайчонок растянулось на два дня из-за непогоды. Дневку на озере в долине Джууку мы заменили полудневкой, снизив напряженность предыдущего дня. Сделали полуднёвку на озере под ледником Попова. Красивое место, которое оказалось пятном хорошей погоды вокруг ходили тучи, а у нас было солнечно. Для восстановления группа такая полудневка оказалась лучше, чем была бы дневка под дождем. Путь по сыртам занял один день вместо двух запланированных, что позволило нагнать отставание от графика. Спуск с плеча 4585 на ледник Джукучак мы предпочли начать с утра, заночевав на нем. Группам, которые пойдут по нашим следам, рекомендую ориентироваться именно на наш фактический график. График движения Техническое описание маршрута
Высотный график
9 августа. Заезд. В 6:00 выезжаем из аэропорта Манас на микроавтобусе Мерседес Спринтер, заказанном в Достук-Треккин- ге. Дорога до хутора у моста на р. Чон-Джаргылчак ниже притока Чалай заняла 10 часов (с часовой остановкой для купания в Иссык-Куле). Вдоль р. Чон-Джаргылчак грунтовая дорога идет по правому берегу, водители моноприводных автомобилей опасаются ехать по грунтовке, даже если возможности машины это позволяют. Око- ло 3 км микроавтобус вез только рюкзаки, а пассажиры шли пешком. К нашей радости местный житель на УАЗ-469 согласился отвезти наш груз до конца до роги, немногим выше лесхоза Кек-Булак. Мы прошли 5 км и заночевали на поляне у нижнего края зоны леса. Долина активно используется для выпаса скота, эпизодически приходилось отгонять коров от лагеря. Мосты, обозначенные на карте, соответствуют имеющимся на местности. 10 августа. Заброска. В 8:30 выходим по грунтовой дороге. По нашей оценке на полноприводном автомобиле можно было бы проехать и до следующего коша, но в паре мест дорогу перегораживают упавшие деревья. Второй и третий коши находятся на правых притоках р.Чон-Джаргылчак: на верхнем краю поляны и в 50 м вверх по притоку, текущему с ледников №162-163. На левом берегу реки расположен еще один кош. В зоне леса встречаются созревшие жимолость и земляника. Чабаны ведут заготовки грибов, угощают айраном и каймаком (сметаной), эти же продукты можно купить. От первого коша необходимо идти по пастбищам с набором высоты, двигаться по лесу внизу вдоль реки не следует, поскольку дальше дорога идет высоко над рекой. На пастбищах дорога разбивается на многочисленные колеи и выбрать нужную бывает затруднительно. Но по лесу следует идти именно по дороге она есть, а вне дороги лес труднопроходим. Точка входа дороги в верхний лес: N 42град0539163939 E 77град4439003939, высота 2900. Выше зоны леса долина широкая, покрыта травой, местами град заболоченная. Есть набитые скотиной тропы вверх по долине. В русле реки встречается курумник. 14:05 Дошли до правого притока, текущего с ледников №159-160. Приток имеет несколько русел, все перехо- дим по камням. В курумнике выше устья притока прячем заброску с продуктами, посыпаем её острым перцем, маскируем камнями и дерном. 15:00 Спрятали заброску. Делаем обед на правом притоке. 16:00 Выход с обеда. Обратный путь занял 1 ч 30 мин. Весь день облачно, но без осадков. 11 августа. Вверх по Чон-Джаргылчаку и притоку. В 7:30 выход вверх по знакомой дороге. Идем в свободном темпе, договорившись собраться вместе у притока, по которому нам идти вверх. После второго коша ошибочно ушли вверх по коровьей тропе, возвращались по лесу на дорогу, сбросив около 80 м. В 11:10 вышли к точке сбора (деревянный забор через дорогу в броде через приток с ледника №162). К 12:00 собрались все участники, кроме одного. Ждем еще час, затем оставляем на заборе записку на ярко-розовой бумаге и поднимаемся по притоку немного выше коша, там есть места для палаток. В коше выясняем у приехавших сверху местных, не видели ли они потерявшегося участника они говорят, что не видели. Обедаем, затем втроем идем вниз по дороге, расспрашиваем местных жителей, но никто никого не видел. Возвращаемся к месту обеда и все оказываемся в сборе. Оказалось, что участник неправильно понял, где место встречи, дошел до заброски и ждал нас там некоторое время. Почему местные жители его не заметили не ясно. Впрочем, задержка пошла нам на пользу больше времени для акклиматизации. В 17:30 выходим по тропе мимо коша, затем переходим на правый берег притока. Хорошо набитая скотопрогонная тропа траверсирует склон сквозь низкорослый кустарник, лучше воспользоваться ею, т. к. русло притока сложено курумником. В 19:00 cтавим лагерь. Стоим на 3200 м на правом притоке Чон-Джаргылчака, ориентировочно в 200 м выше его впадения в основную реку. Мест под палатки достаточно много, пастбище с невысокой травой, но с самого ровного места пришлось прогнать коров пастись на склоне. Вечером у двух участников симптомы горной болезни (головная боль, отсутствие аппетита, тошнота). На ночь они принимают диакарб.
Фото 1. Идем по дороге в долине Чон-Джаргылчака, рюкзаки пока едут.
Фото 2. Начало леса в долине Чон-Джаргылчака, конец дороги, по которой проехал УАЗ
Фото 3. Вид вниз на Иссык-Куль с места обеда 11 августа.
Фото 4. Средняя часть долины (от слияния ручьев с ледников №162 и №163)
Фото 5. Путь по моренам ледника №162
Фото 6. Озеро под ледником №162 12 августа. Подход под ледник №162 Утром у одного участника симптомы горной болезни исчезли, у второй участницы состояние немного улучшилось, она продолжает принимать диакарб. Решаем все-таки подойти под ледник и там уже сделать как минимум полудневку для акклиматизации. Выiшли в 7:52, идем по правому берегу по траве с отдельными каменистыми участками. За полчаса поднялись на первую ступень долины За следующие 40 минут подходим к месту слияния ручьев с ледников №162 и №163. Участница с горняшкой идет тяжело, разгружаем ее, делаем часовой привал. Следующая получасовая ходка подходим к моренному валу возле левого борта долины и начинаем на него подниматься. Затем уходим по валу влево (по ходу), пересекаем наискось долину и выходим на следующий вал (40 минут). Открывается вид на озеро, за ним скальный бастион, выше ледник, справа изрезанный трещинами, частично виден цирк. За 20 минут спустились к озеру и встали на его верхнем краю, в районе дельты впадающего в озеро ручья. Вода в ручье и озере мутная. Из озера воду используем сразу, из ручья после отстаивания в бутылках. Целесообразно набирать чистую воду из ручейка, текущего с ледника и впадающего в основной ручей в 200 м выше озера. Ме- ста для палаток есть, но требуют небольшой подготовки площадок. Высота 3700. Полудневка. После обеда радиальный выход на ледник для лучшей акклиматизации и подгонки кошек, а также за чистой водой. Состояние участницы с горной болезнью резко улучшилось после двухчасового сна. Идем вдоль ручья, по осыпи (от мелкой до средней). За 20-25 минут набираем 70 м и выходим к леднику. Ледник открытый, пологий (можно идти без кошек) заход на ледник слева по ходу. Прямо под ледником есть место для палаток на берегу ручья, текущего с ледника, причем вода в ручье чистая. Устраиваем ледовые занятия. Поднялись до 3900 м. Возвращение в лагерь по пути подъема.
Фото 7. Путь подъема по леднику №162
Фото 8. Верховья ледника №162 13 августа. Подъем по леднику №162. Радиальный выход на перевал №22. Вышли в 7:20. Погода ясная. За 25 минут поднялись к леднику по осыпи (от мелкой до средней). Заход на лед - ник справа по ходу даже более удобен, чем слева. Надеваем кошки. Ледник открытый, идем, огибая с правой сто- роны центральную промоину и далее забирая влево (по наиболее пологому пути). Шли 30 мин, набрали 150 м. Планируем обход ледопада слева. В 9-00 выходим с привала. За 30-35 минут, обойдя ледопад слева п.х.д., выхо- дим на пологую часть ледника, в цирк. Ледник покрыт фирном. Хорошо видна вершина 28 Панфиловцев, скаль - ный жандарм перед ней и пер. № 22. Дальше идем в связках. Связка Никита-Сергей делает радиальный выход на перевал № 22 (п/в). Подъем по закрытому леднику с глубоким снегом (порой проваливались по пояс). Ощутимых трещин нет, по пути проходим мимо красивого лазурного ледникового озера (как окажется потом, уровень воды в этом озере непредсказуемо меняется). Перед седловиной небольшой кусочек средней осыпи. Связка поднимается на перевал в 10:20 и делает фотографии. Спуск с перевала представляет собой отвесные скалы с полочками, но, возможно, пройдя по гребню севернее можно найти более удобное место для спуска. Возвращаемся к группе по пути подъема в 11:00. Сложность радиального выхода 1Б, сквозное прохождение перевала №22, вероятно, окажется 2А из-за скал на восточной стороне.
Фото 9. Вид с перевала №22 на восток. 13 августа (продолжение). Подъем на седловину перевала №20 Продолжаем движение в связках с одновременной страховкой, подъем по снежному склону крутизной около 25град. Порой попадаются трещины, которые, впрочем, легко обходятся. В 12:05 привал на склоне перевала №20. Снег немного раскис, идем прямо вверх. В 12:45 еще один привал у ледового сброса, разведка его обхода. За 25 минут обходим трещину слева по ходу по снежному мосту (мост проходим с попеременной страховкой). Далее движемся вправо по ходу по пологому закрытому леднику в сторону седловины перевала №20. Подниматься на гребень 28 Панфиловцев по раскисшему снегу не хочется, да и для лучшей акклиматизации ночевка не помешает, так что принимаем решение встать на полудневку у широкой трещины, засыпанной снегом. Высота 4300 м. Погода переменная, облачно. Пройденный путь соответствует минимальной 2А: мы все прошли в связках, но при отсутствии снега, возможно, придется повесить 2-3 веревки.
Фото 12. Разломы на пути подъема к перевалу №20
Фото 10. Путь подъема на перевал №20 из-под перевала №22. Ледниковое озеро.
Фото 11. Снежный мост
Фото 13.Лагерь возле перевала №20
Фото 14. Путь подъема на западный гребень вершины 28 Панфиловцев с перевала №20. Кажущийся более простым путь прямо ввехх выводит под карниз.
Фото 16. Верхние 50 м одъема на гребень. Идем в связках на три такта.
Фото 17. Карниз на гребне
Фото 15. Выходим на вершину 28 Панфиловцев 14 августа. Вершина 28 Панфиловцев Поутру одной связкой сходили на осыпную седловину перевала №20, просмотрели возможный путь спуска на ледник №160: некрутой ледник, сложность 1Б*. С места ночевки выходим в 8:20. Идем вверх, забирая влево по ходу, в сторону скального выхода, направляясь к участку гребня, где нет карниза. Затем вдоль него поднимаемся на берег большой трещины, справа по ходу есть мост. За мостом крутой подъем к гребню. Переход длился 30 мин, шли с одновременной страховкой, мы прошли 300 м и набрали 100 м. Далее потребовалось движение на три такта (50 м, 35град). Выход на гребень в месте, где карниз минимальный снежная стеночка высотой 2 м, под ней узкая трещина. На гребне тоже трещина в 2 м от края, за ней лед под 20 см слоем снега. Первая связка преодолевает стеночку с попеременной страховкой через ледоруб, для облегчения подъема остальных вешаем перила на ледобурах. Погода ясная, солнечно, время 8:55. С западного гребня на вершину шли по снежному гребню в связках с одновременной страховкой. Метрах в 50 до вершины начинается выход средней устойчивой осыпи. В 11:15 вышли на вершину 28 Панфиловцев, с вершины открывается обзорная панорама. На вершине есть следы пребывания людей (доски с гвоздями), тура нет, есть пустая консервная банка. Оставляем свою записку в самостоятельно сложенном туре. Спускаемся по пути подъема. Панорамы с вершины 28 Панфиловцев
Фото 18. Панорама с вершина 28 Панфиловцев на юг-запад-север. Виден перевал №17, от прохождения которого мы отказались из-за отставания от графика. Наши следующие перевалы не видны закрыты ближними хребтами.
Фото 19. Панорама с вершины 28 Панфиловцев на север-восток-юг, группа на вершине.
Фото 20. Увеличенный участок панорамы на юго-восток, на массив Иттиш
Фото 21. Спуск по леднику №159
Фото 22. Перила на крутом участке спуска
Фото 23. Озеро под ледником №159
Фото 24. Средняя часть долины реки с лед. №159
Фото 25. Ледник №159 от озера В 12:00 начинаем спуск с западного гребня на юг в связках. Идем по леднику, забирая вправо по ходу, в сторону осыпи, которую мы видели с вершины. Не дойдя до осыпи попадаем на перегиб склона, который становится ледовым с крутизной до 40град. Вешаем 1 участок перил на ледобурах, сдергиванием с ледовой проушины (вероятно, его можно и обойти по осыпи, но мы решили, что быстрее будет повесить 3 параллельных веревки, чем обходить, снимать и надевать кошки). Ниже пологий открытый ледник, идем без связок. Погода портится видимость метров 200. Движемся по центру ледника, затем уходим вправо. В 14:30 выходим на морену, обедаем. В 16:30 выходим от места обеда. Спускаемся прямо вниз, к правому берегу большого озера по крупной и средней осыпи. Траверсируем правый берег озера на высоте около 15 метров над водой. Возле озера мест для стоянок нет. Идет мокрый снег. Далее поднимаемся на моренный вал за озером и движемся влево по ходу. Затем спускаемся с моренного вала по живой осыпи на траву живописной долины. Тут же из-под камней появляется ручей. Это удобное место для стоянки (N42град0239043939, E77град4539453939, 3643). Продолжаем спуск, забирая ближе к правому борту долину. На правом берегу находим тропу, по которой спускаемся в долину р.Чон-Джаргылчак. Речка, вдоль которой мы спускались, легко переходится в низовьях по камням. Встаем на правом берегу р.Чон- Джаргылчак, выкапываем заброску.
Фото 26. Верховья Чон-Джаргылчака, морены ледника Королькова 15 августа. Полудневка, подход в верховья Чон-Джаргылчака. Подъем в 9:00, распределяем продуктов на вторую часть похода. Вышли в 13:40. Идем по правому берегу Чон-Джаргылчака по траве, которая перемежается курумниками и заболоченностями с кочкарником. За 30 минут подошли к устью следующего правого притока, переходим его по камням. Погода пасмурная, высоко-слоистая облачность 100 и периодически по долине проходят облака, но осадков нет. За следующий 30-минутный переход переходим через Чон- Джаргылчак по камням на левый берег в месте разлива реки на несколько рукавов. На левом берегу обнаружили скотопрогонную тропу, идущую по травянистому дну долины. 17-02, высота 3490 м., по левому берегу вышли к разливам реки на пологом дне долины. Впереди еще один небольшой моренный вал. Открывается вид на центральную часть цирка и левый исток лед. Королькова. Погода ухудшилась, сплошная облачность и моросящий дождь. После разведки верховьев реки, показавшей отсутствие мест для палаток (на всех ровных местах течет вода), принимаем решение заночевать наверху последнего моренного вала, на стрелке истоков выше разливов. Места для двух палаток пришлось подготавливать. Дождь закончился, но погода пасмурная. В 18:00 встали на ночевку.
Фото 27. Панорама с морены ледника Королькова (в 150м выше реки) 16 августа. Подход под перевал Зайчонок. В 6:00 общий подъем (планировали в 4:00, но оценив погоду решили спать дальше). Выход в 7:40, облачно, без осадков. Переходим по камням на правый берег Чон-Джаргылчака немногим выше места ночевки, у места впадения левого притока. Начинаем набор высоты по морене, движемся косым траверсом. За две получасовые ходки прошли морену и вышли на ледник №155. Ледник открытый, пологий, много камней, так что кошки пока не надеваем. За 50 минут вдоль срединной морены поднялись выше перегиба, видно начало подъема на наш перевал, но его верхняя часть скрыта облаками. Еще за полчаса подошли под перевал и встали на покровной морене возле левого края ледника. Погода пасмурная, 100 облачность в 200 м над нами, но, осадков нет. По леднику чуть выше нас пробежал какой-то зверек. Разглядеть его не удалось, но следы сфотографировали, показали зоологам после возвращения. Вероятнее всего, это был детеныш зайца-толая. Что он забыл на леднике на высоте 4000 м непонятно.
Фото 28. Следы зайчонка на леднике
Фото 29. Панорама восточного цирка ледника Королькова с места ночевки 16.08 17 августа. Подъем на перевал Зайчонок. Дежурные проснулись в 4, видимости вокруг нет, спим дальше. В 6:10 погода улучшается, начинаем готовить завтрак. Вышли в 7:40. Погода хорошая, 30 облачности. Под перевальный взлет подходим в связках по пологому закрытому леднику, затем по снежному склону с постепенно увеличивающейся до 30град крутизной. Вскоре снега становится меньше, делаем первую станцию на ледобурах. По ледовому склону 30град (на льду 5 см свежего снега) повесили 2 веревки перил до трещины. Вторая и третья станция на ледобурах, затем еще 10 м до края трещины, где есть снежная площадка. Станция на ледорубах и снежной лопате. Далее идем в связках с одновременной страховкой, через 30 м подходим к следующей трещине, уходим на 15 м вправо, где она сужается до 1 м, и переходим трещину по снежному мосту. Выше склон 20-25град, закручиваем промежуточый ледобур и продолжаем движение в связках вверх-влево по направлению к перевальной седловине. Метров через 40 снега становится меньше, крутизна возрастает до 30град. Станция на ледобурах, четвертая веревка перил косой траверс вверх-влево по снежно-ледовому склону крутизной 35град с одной промежуточной точкой страховки на ледобуре . Погода испортилась: сплошная облачность, снег. На пятой веревке крутизна увеличивается до 40-45град градусов, в верхней ее части неширокий бергшрунд (перешагивается), прямо над бергшрундом следующая станция на ледобурах. Последние 20 м крутизна возрастает до 50град, первый идет без рюкзака с двумя ледорубами. Далее резкое выполаживание и до седловины перевала остается 50 м почти горизонтального ледника, посередине этого участка трещина, которую проходим по снежному мосту, вешаем через нее горизонтальные перила. На перевал вышли в 15:00. Перевал имеет широкую снежную седловину, в восточной и в южной части видны выходы осыпи, с запада выходы скал. Видимость по-прежнему плохая (500 м), временами идет снег. Решаем заночевать на перевале, в надежде, что утром будет хорошая видимость и можно будет сфотографировать панорамы. Площадки для палаток выравниваем на мелкой осыпи. Метров на 30 выше по гребню к востоку от седловины нашли тур с жестяной банкой из-под зеленого горошка, записка в нем оказалась мокрым комком бумаги, прочитать ничего не удалось, но видно, что она была на типографском бланке с эмблемой города Риги. Решаем назвать перевал Зайчонок.
Фото 31. Путь прохождения перевала Зайчонок на спутниковом снимке. Красным показан путь группы, желтым перильные веревки, зеленым возможный альтернативный путь спуска.
Фото 30. Первая и вторая веревки
Фото 32. Четвёртая веревка
Фото 33. Лагерь на перевале Зайчонок и панорама на юг
Фото 34. Кулуар путь спуска с пер. Зайчонок к лед.№185 18 августа. Спуск в долину Восточной Дунгуроме. Подход к леднику №187 Вышли в 8:50. Пересекли снежную седловину в направлении осыпей (на юг, вправо по ходу), с осыпи зашли в скально-осыпной кулуар. В верхней части кулуар имеет ширину порядка 25 метров, в самом узком месте 10 метров. В кулуаре осыпь под свежевыпавшим снегом, размером от мелкой до средней, местами живая. Движемся плотной группой галсами от одного борта кулуара до другого. За час по кулуару спустились в исток ручья, текущего с ледника №185. При обратном прохождении перевала рас- познать нужный кулуар может быть непросто. Погода переменная, в верхнем ярусе облачность 70, облаков нижнего яруса нет. Спускаемся по крупной и средней осыпи вдоль ручья. Через полчаса пересекаем моренный вал из крупной осыпи и спускаемся на траву. Далее спускаемся вниз к р. Вост. Дунгуроме. Вдоль реки идет конная тропа. Переходим по камням на правый берег реки и делаем обед на каменистой площадре с куртинками цветов. Погода улучшилась, сушим вещи. Мимо проезжают на лошадях английские туристы в сопровождении местных. После обеда набираем высоту по левому (орогравически) моренному валу ледника №187. Шли сначала по линии падения воды, затем по слабо выраженной лощине, которая облегчает выход на гребень. С гребня морен- ного вала осматриваем цирк. Решили ставить лагерь на морене под языком ледника №187. Спуск занял 20 минут. Морена сложена мелкой осыпью, вода из ледникового ручья. Стоим выше разливов ручья, который имеет два истока в левой и правой части языка ледника. Площадки для палаток выравниваем в мелкой осыпи, используя также плоские камни, которые здесь в изобилии.
Фото 35. Вид на перевал Зайчонок с морены ледника №187. Красным показан наш путь, зеленым возможный альтернативный путь.
Фото 36. Вид снизу на путь спуска с пер. Зайчонок
Фото 37. Спутниковый снимок ледников №187 и Джууку (№197) и путь прохождения перевала Турклуба Азимут
Фото 38. Перевал Турклуба Азимут с нижней части ледника №187
Фото 39. Перевальный взлёт выше зоны трещин
Фото 40. Вторая веревка
Фото 41. Панорама с перевала Турклуба Азимут 19 августа. Перевал Турклуба Азимут Вышли в 6:50. Ледник №187 открытый, в нижней части много вмерзших камней, идем в кошках. За 25 минут подхо- дим к зоне трещин, путь в которой находится без особых сложностей (45 минут). Выше ледник становится закрытым, связываемся. Погода хорошая. Еще за 25 минут подходим по снежному склону к месту первой станции (на ледорубах). Первая веревканачинается по конусу выноса, пересекающему нижний бергшрунд, затем по ледовому склону 30град35град, станция на ледобурах. Следующая веревка пересекает участок льда до 45град, над ним склон выполаживается и становится снежным, станция на трех ледорубах. Дальше идем в связках вверх-влево. Через 50 м снега становится меньше, а склон круче. Первые две связки (двойки) проходят одновременно еще 50 м, закрутив три промежуточных ледобура. Третья связка вешает перила на этом участке. Станция на ледобурах. Погода ухудшилась: сплошная облачность, отсутствие видимости вверх (вниз видимость хорошая), периодические заряды снега. Дальнейший путь по снежно-ледовому склону крутизной 40град параллельно скалам, 3 веревки перил, станции на ледобурах. От верхней станции уходим траверсом налево, в небольшой рантклюфт над скалами на гребне. От станции 20 м горизонтальных перила с креплением на ледоруб. Готовим перекус с горячим компотом пока все поднимаются. Вся группа собралась на перевале в 17:40. Просматриваем скалы в поисках тура, но не находим, делаем свой. В 18:30 начинаем спуск с перевала (в связках). Из рант- клюфта поднимаемся метров 20 на снежный гребень, по нему уходим влево к осыпной седловине. На осыпь не выходим, спускаемся по снежному склону: первые 30 м на три такта, затем идем пешком. Вскоре склон выполаживается до 20град и снег становится глубоким, проваливаемся по колено. Ниже еще положе, так что съезжаем на пятой точке так и быстрее, и меньше шансов травмировать ногу, глубоко прова- лившись в снег. Но ехать нужно в связках, сохраняя веревку без слабины под снегом есть трещины. Вскоре ледник становится совсем горизонтальным, много поперечных тре- щин. В 19:00 встаем на ночевку. Площадки для палаток утап- тываем в глубоком снегу. Протоптали также тропу к осыпно- му склону, но воды найти не удалось, топим мокрый снег.
Фото 42. Лагерь 19.08, панорама ледника Джууку
Фото 43. Панорама среднего течения ледника Джууку 20 августа. Спуск по долине Джууку, полудневка на озере. В 9:09 выходим в связках по закрытому леднику Джууку. Первые 200 м идем в снегоступах, убеждаемся в их работоспособности и эффективности. Дальше ледник становится открытым, снимаем снегоступы. Идем вдоль левого края ледника. На спутниковом снимке просматривалась зона трещин и было опасение, что для ее обхода придется выйти на морену левого борта, но они не оправдались, по льду за 50 минут дошли до конца ледника. Погода хорошая, солнечно. Снимаем кошки, по морене спускаемся к озеру (17 минут) и идем по его левому берегу по песку. Пройдя озеро, переходим по камням на правый берег реки. Далее движемся по центру широкой травянистой долины реки между ней и озерами и уходим в правую часть, пересекая заболоченный кочкарник. По правой стороне долины выходим к моренному валу, слева видна река, вытекающая из каньона с небольшим водопадом . Спускаемся с вала к реке и переходим по камням на левый берег. ЧХВ движения от озера составило 30 минут. Далее идем левым берегом реки по крупной осыпи. Долина реки в этом месте сужается, начинает просматриваться пер. Джуука (н/к) и ведущая на него грунтовая дорога. Река то течет по гранитным плитам, то полностью скрывается под камнями. Переходим на правый берег, обходим по травянисто-осыпному склону еще один небольшой каньон. За час ЧХВ на повороте долины выходим на грунтовую дорогу с пер. Джууку. По ней за 15 минут дошли до начала каменного завала у южного края озера. К этому времени погода испортилась, пасмурно, временами моросящий дождь. Ровных площадок у озера немного, приходится потратить 10 минут на поиски подходящего места для лагеря. Встали в 14:20. Вода только в озере, ее следует кипятить. Вокруг пасутся лошади.
Фото 44. Панорама с морены возле языка ледника Джууку
Фото 45. Долина Джууку выше водопада
Фото 46. Озеро в верховьях Джууку 21 августа. Подъем на ледник №201 Выходим в 7:55 и идем вниз по грунтовой дороге. За 20 минут прошли 1 км и поднялись на высшую точку моренного вала на се- верном конце озера. Далее направо в направлении осыпей пути подъема в висячую долину ледника №201. Идем по траве, пе- ремежающейся крупной осыпью. Под осыпь подошли за 7 минут. Далее начинаем подъем по средней слежавшейся осыпи крутизной 20-25град в правой по ходу части склона. Погода пасмурная, сплошная облачность, но осадков нет. После набора 150 м высоты осыпь становится мелкой и живой, крутизна возрастает до 30град. Пересекаем склон и подходим под выходы скал в средней его части тут осыпь крупнее. На скальном выступе удобно сделать привал. Затем продол- жаем подъем слева от него, в направлении водопада. Погода улучшилась, солнечно, облачность 60. Осыпь едет под ногами, тра- версируем склон вправо по ходу и обратно в поисках более пригодн ой для подъема осыпи, но снова возвращаемся к скальному выходу. Верхняя часть склона сложена из средней и крупной осыпи, местами живой, местами выходы глинистого конгломерата. На перегибе подъема в висячую долину в левой части долины виден ручей, на котором мы делаем обед. Время подъема по осыпям составило 1:45. После обеда продолжаем подъем по долине, выходим на моренный вал по средней осыпи с участками травы. С моренного вала видны два озера и ледник №201. Спускаемся к большому озеру по осыпи, далее обходим его справа по ходу и идем вдоль ручья. К леднику поднимаемся в обход моренного вала справа по ходу. К этому време- ни погода ухудшилась: пасмурно, облачность 90, редкие заряды снега. По долине шли 1: 05. Ледник открытый, движемся в кошках, без связок. При выходе на ледник поднимаемся на три такта по ле- довому склону крутизной 40 градусов и длиной 10 м. Далее ледник очень полого набирает высоту к перевалу №58. В 16:00 выходим на перевал №58 и ставим лагерь на снежных площадках в разрыве скального гребня слева по ходу. Время движения по леднику соста- вило 50 минут. Воду набираем в лунках из снега.
Фото 47. Начало подъема по осыпи в висячую долине ледника №201
Фото 48. Подъем по осыпи
Фото 49. Морены ледника №201
Фото 50. Путь по моренам ледника №201
Фото 51. Лагерь на перевале №58, путь подъема на вершину 4677 22 августа. Траверс вершины 4677 Вышли в 7:40. Поднимаемся в связках по фирну на вершину 4677. С перевала начинаем подъем прямо вверх по склону, затем делаем несколько зигзагов серпантином и уходим косым траверсом налево по ходу. Склон имеет крутизну около 35град, плотный фирн: ледоруб с некоторым трудом удается вбить полностью, кошки держат хорошо. Склон не освещен солнцем, мороз, идем почти без остановок, поскольку стоять холодно. После выхода на перегиб поворачиваем направо и в 10:00 выходим на вершину. Вершина огромное плоское снежное поле. Погода хорошая, 40 облачности верхнего яруса. Панорама с середины северо-западного склона вершины 4677 С вершины уходим в связках в направлении ледника Попова (на северо-восток). Гребень сначала широкий, постепенно становится узким, появляется карниз на юг. Начинаем спускаться в сторону пер. Чунтор, но там гребень скальный, поэтому решили на седловину не идти, а спуститься по снежно-ледовому склону. В начале склона участок длиной 5-10 м проходится на три такта, есть небольшая трещина шириной 0,5 м, дальше снеж - ный склон, по которому глубокая тропежка, поэтому удобно съехать глиссированием (но в связках, т. к. есть трещины).
Фото 52. Панорама с середины северо-западного склона вершины 4677
Фото 53. Группа на вершине 4677
Фото 54. Панорама с вершины 4677
Фото 55. Панорама с восточной стороны вершины 4677
Фото 56. Восточный гребень вершины 4677
Фото 57. Скальный участок на спуске с вершина 4677 на ледник Попова
Фото 58. Спуск с восточного гребня вершина 4677 на ледник Попова Далее идем вниз по центральной части ледника Попова. Через 700 м ледник становится открытым, развязываемся и делаем холод- ный обед. После обеда движемся вниз по левой части ледника Попо- ва, пересекаем несколько ручьев. Погода по-прежнему хорошая. За 1:30 спускаемся до конца ледника, выходим на морену ла левый бе- рег. Далее движемся по морене на левой стороне долины. Проходим мимо разливов реки Котур-Тер и в 14:40 становимся лагерем напро- тив северного края озера под ледником, на перешейке между ним и чистым озерцом слева по ходу. Есть места для палаток, вода в боль- шом озере мутная, поэтому воду берем в чистом озерце. Над горами собираются тучи, но над нами окно и светит солнце. Сушим все вещи, заряжаем аккумуляторы, загораем. 23 августа. По сыртам до озер в долине Кашка-Суу Выход в 9:00 (утром просушили палатки). Идем по левой стороне озера по мелкой и средней осыпи. Ниже озера пересекаем моренный вал, далее движемся по траве. Долина становится заболоченной. До первого поворота долины шли 35 минут, 1,8 км. Погода хорошая, облачность 40-50. Спускаемся по долине р. Котур-Тер до выхода реки на сырты, и начинаем забирать влево по ходу. Проходим мимо выходом скал и озером и после того, как проходим скалы, повора- чиваем налево и начинаем подъем по распадку на холм. Далее мы идем по азимуту 70град, пересекая притоки р. Котур-Тер с небольшим набором и сбросом. Сырты травянистые, встречаются камни и забо- лоченности. Выходим на склон долины р. Иттиши, иногда появляется сигнал сотовой связи (очевидно, с базовых станций золотодобыва- ющего комбината Кумтор), просматриваем наиболее удобное место для брода. Пройденный путь в отчете Деменева назван перевалом Иттиш Западный (1А), на наш взгляд он некатегорийный. В 15:00 перебродили р. Иттиши на разливе немногим ниже правого притока с развитой долиной. Глубина брода по колено, скорость течения 0,5 м/с, самостраховка палками. Брод технической сложности не представляет. На левом берегу реки обедаем и пережидаем дождь, сменившийся мокрым снегом, но прекратившийся минут через 20. После обеда продолжаем движение по сыртам. Идем по азимуту 53 градуса. Сырты заболочены сильнее. Временами идет снег, времанами проглядывает солнце. Над Ак- Шийраком тучи все время. Выходим к началу спуска в долину р. Кашка-Су, хорошо видны озера под перевалом. Спускаемся по осыпному склону крутизной до 20град, иногда осыпь перемежается травой. Выходим к южному озеру, ставим лагерь у истока выте- кающей из озера реки, на её левом берегу.
Фото 59. Панорама среднего течения ледника Попова
Фото 60. Язык ледника Попова, исток р. Котур-Тер
Фото 61. Идем по моренам левого берега р. Котур-Тер
Фото 62. Полудневка на озерах в верховьях р. Котур-Тер Утром просушили палатки, вышли в 9:00. Идем по левой стороне озера по мелкой и средней осыпи. Ниже озера пересекаем моренный вал, далее движемся по траве. Долина становится заболоченной. До первого поворота долины шли 35 минут, 1,8 км. Погода хорошая, облачность 40-50. Спускаемся под долине р. Котур-Тер до выхода реки на сырты, и начинаем забирать влево по ходу. Проходим мимо выходом скал и озером и после того, как проходим скалы, поворачиваем налево и начинаем подъем по распадку на холм. Далее мы идем по азимуту 70град, пересекая истоки р. Котур-Тер с небольшим набором и сбросом. Сырты травянистые, встречаются камни и заболоченности. Выходим на правый берег р. Иттиши, иногда появляется сигнал сотовой связи (очевидно, с базовых станций золотодобывающего комбината Кумтор). В 15:00 перебродили р. Иттиши на разливе немногим ниже правого притока с развитой долиной. Глубина брода до середины голени, скорость течения 0,5 м/с, самостраховка палками, брод технической сложности не представляет. На левом берегу реки делаем обед, пережидаем 20-минутный заряд мокрого снега. После обеда продолжаем движение по сыртам. Идем по азимуту 53град. Сырты заболочены сильнее, чем на предыдущем водоразделе. Выходим к началу спуска в долину р. Кашка- Су, хорошо видны озера под перевалом. Спускаемся по осыпному склону крутизной до 25град, иногда осыпь перемежается травой. Выходим к южному озеру, ставим лагерь у истока вытекающей из озера реки, на её левом берегу.
Фото 63. Верховья долины р. Котур-Тер, ледник Попова.
Фото 64. Долина р. Котур-Тер, вид вниз.
Фото 65. Черепа горных козлов на сыртах.
Фото 66. Панорама Арабельских сыртов, водораздел Котур-Тера и Ит-Тиши.
Фото 67. Долина реки Ит-Тиши.
Фото 68. Брод через реку Ит-Тиши
Фото 69. Панорама верховьев р.Кашка-Суу и Кумторских сыртов
Фото 70. Озера Кашка-Суу
Фото 71. Озера Кашка-Суу и ледник Кашка-Суу с морен ледника №378 24 августа. Подъем по леднику №378 Ночь быля ясная и морозная. Поскольку запланирован сегодня только подход под перевал, собираемся расслабленно, сушим все вещи. Никита поднялся по осыпному склону метров на 200 над озером и сфотографиро- вал панораму. Вышли в 9:15. Идем по широкой, по большей части заболоченной долине вдоль правого по ходу края группы озер. Дно долины покрыто травой, но при приближении к пер. Кашкасу начинают встречаться россыпи из средней и мелкой осыпи. Погода хорошая, без- облачно. От озера, в которое впадают ручьи с ледника №378 начинаем подъем на моренный вал левого борта цирка этого ледника. Идем по средней осыпи. С гребня моренного вала осмотрели цирк и спустились косым траверсом к левой части языка ледника, где он полого упирается в морену. Холодный обед. Далее подъем по пологому леднику. На леднике встречаются крупные камни. Погода хорошая, 10 облачности. В 14:13 подошли под взлет перевала №22. В 15:32 поднялись на пер. №22. Подъем по открытому леднику 20-25град, идем в кошках с самостраховкой ледорубом придерживаясь левой по ходу стороны, вдоль выхода осыпей. В конце подъема уходим вверх на гребень налево по ходу. Метров на 50 выше седловины выбираем место для лагеря на снегу с уклоном 10град, глубина снега достаточна, чтобы выровнять горизонтальные площадки. Есть вода под камнями и под снегом. Есть сотовая связь. Погода солнечная, облачность 40. Прямой спуск с седловины перевала №22 на восток идет по разрушенным скалам и весь не просматривается. Решаем не рисковать и спускаться по ледовому ребру на север.
Фото 72. Подъем по леднику №379 на гребень вершины 4585 Восхождение на вершину 4585 Делаем перекус, и, пользуясь хорошей погодой, идем на вершину. Вася и Полина остаются готовить ужин. Идем по широкому снежному гребню в связках, уклон 10-20град, перед самой вершиной 15-метровый участок 30град. Подъем занял 40 минут. Вершина снежная. Сходили на 100 м по северо- западному гребню до скал, сложили тур и просмотрели насколько возможно путь спуска. Спуск по пути подъема занял 15 минут. Ужинаем, выравниваем площадки для палаток в снежном склоне.
Фото 73. Путь восхождения на вершину 4585 по юго-восточному гребню и спуска на ледник Джуукучак по северо-восточному ребру
Фото 74. Подъем на вершину 4585 по юго-восточному гребню
Фото 75. Лагерь на плече вершины 4585.
Фото 76. Вид с вершины на север. Видна часть пути спуска.
Фото 77. Панорамы с вершины 4585
Фото 78. Начало спуска с плеча вершины 4585 (1-9 веревки)
Фото 79. Пересечение скального пояса (11 веревка) 25 августа. Спуск с плеча вершины 4585 на ледник Джуукучак Ночью погода испортилась сидим в облаке, решаем готовить завтрак в надежде на улучшение погоды. Вышли в 8:30. В связках по вчерашним следам подходим к началу спуска. Первую веревку закрепили в 20 м от края, ближе не удалось докопаться до льда. Карниз небольшой, снежная стенка 1,5 м, под ней ледовый склон крутизной 45град. Сверху казалось, что удобнее всего будет спуститься к скальному ребру, склон там станет положе и можно будет и идти вдоль скал по снегу. Однако впечатление оказалось обманчиво склон не выполаживается, в связках вдоль скал идти нельзя, а перила в снегу крепить неудобно. В итоге спускались наискось по открытому льду. На каждом участке вешаем две параллельных веревки перил, для спуска последнего двойную веревку закрепляем на ледовой проушине. Погода испортилась идет снег, видимость то уменьшается до 100 метров, то увеличивается метров до 500. Протяженность склона оказалась много больше, чем казалось сверху: по льду повесили 7 косых веревок. Восьмую повесили прямо вниз, вышли на скальное ребро. Перекус (в 13:30). Чтобы выйти обратно на лед траверсирум снежный склон влево метров на 30, на траверсе повесили гори- зонтальные перила с одним промежуточным ледобуром.. Следующая веревка снова по ледовому склону 45град выводит к скальному поясу. Проходим его по заснеженному скальному кулуару (50град, 30 м, станция на льду выше его начала). После кулуара выходим на снежный склон крутизной 30град, вешаем еще одну веревку, затем связываемся и идем одновременно метров 100 до ледовых сбросов. Сбросы обходятся правее по ледовому склону крутизной 30град, где мы провесили еще полторы веревки. Далее в связках прошли конус выноса ледовых обвалов, закрытый участок ледника, и по открытому леднику спустились к озерку на конце ледника у морены (первая связка в 17:40). Первая связка варит компот, пока последняя снимает веревки. Снимаем кошки, бухтуем веревки и в 18:50 выходим по морене правого борта вниз в поисках мест для палаток. Начинается сильный дождь, но, к счастью, быстро заканчивается.
Фото 80. Нижняя часть спуска с плеча вершины 4585 (9-13 веревки) Площадки нашли возле начала отмеченной туриками тропы (N42град02.74, E78град06.13), в 19:40 встали на ночлег.
Фото 81. Вид на вершину 4585 с морены ледника Джуукучак. Сложность непройденных седловин 3А, но при малом количестве снега в нижней части они могут быть камнеопасны. 26 августа. Вниз по долине Джуукучак до горячих источников. В 8:45 выходим по маркированной туриками тропе, которая идет то по осыпи, то по траве. Через 1,5 км забираем вправо, чтобы обойти по пологому склону водопад на р. Джуукучак. Далее тропа идет вдоль реки по правому берегу. Прижим, который нам встретился на правом берегу реки, обходим по левому берегу, после чего возвращаемся на правый берег. Реку переходим по камням или вброд. Непонятно, что проще пройти прижим по живой осыпи, или дважды переправиться через речку. Ниже прижима тропа набита скотом. Первые летники встречены нами в том месте, где на карте тропа переходит с правого на левый берег реки, выше по долине летников нет. Летники находятся на обоих берегах реки. У границы леса (N 42град0739483939, E 78град0139593939) переходим на левый берег р. Джуукучак. В месте переправы река разделяется на несколько узких, но бурных протоков, которые можно перепрыгнуть. На левом берегу делаем обед. После обеда поднимаемся по склону на 40 м и выходим на хорошо набитую конную тропу. Через полчаса тропа выходит на лесовозную дорогу. Еще через час выходим к кошу, где нас угощают лепешками, айраном и каймаком и рассказывают как нужно обходить разрушенный мост. от платы хозяева отказываются, дарим им карту долины Джуукучака. Далее идем по дороге. Возле памятника погибшим в автоаварии дорога круто спускается к реке когда-то там был мост, но его смыло. По совету жителей коша сворачиваем с дороги налево и идем по хорошо набитой тропе. Через 250 м после спуска тропы в пойму реки (тропа идет серпантином) выходим к железобетонному мосту через р. Джуукучак и по нему переходим на правый берег, на дорогу. За 20 минут выходим на горячие источники. На источниках две купальни, а на другом берегу несколько домиков для гостей, столовая, и поляна, на которой можно поставить палатки возле родника. В домиках 500 сом с человека за ночь, в палатках 200 сом, в эту стоимость входит купание в источниках купание без ночевки 100 сом. Ставим лагерь, договариваемся о времени купания в большой купальне, заказываем плов на ужин, и договариваемся с одним из отдыхающих, что он утром довезет нас до Саруу.
Фото 82. Угощение в коше
Фото 83. Поворот на тропу возле памятника погибшим в аварии
Фото 84. Древняя тюркская скульптура возле питьевого родника на горячих источниках Джуукучак Выводы и рекомендации Группой пройден маршрут четвертой категории сложности в малоисследованном участке хребта Терскей-Ала - тоо. Все препятствия проходились в режиме первопрохождения, исходя из информации на картах и спутниковых снимках, только на северную сторону перевала Турклуба Азимут и частично на северный склон вершины 4585 были фотоматериалы. На вершине 28 Панфиловцев были найдены остатки геодезического знака, на перевале Зайчонок нечитаемая записка с эмблемой города Риги. Остальные препятствия, по-видимому, ранее туристами и альпинистами не посещались. Сложность препятствий оказалась близкой к предполагавшейся. Траверс вершины 28 Панфиловцев в наших условиях соответствует 2А, при меньшем количестве снега может усложниться до 2Б. Перевалы Зайчонок и Турклуба Азимут соответствуют 2Б, как и предполагалось, пройдены на подъем с определяющей стороны, изменение их сложности маловероятно. Траверс вершины 4677 по нашему маршруту оказался технически несложен и до 2Б не дотягивает, всё пройдено одновременно в связках, но протяженность СЗ склона существенно превосходит характерную для препятствий 2А при меньшем количестве снега он может усложниться до 2Б и даже до 3А (если весь склон окажется ледовым, то придется вешать 15 веревок, хотя летом это маловероятно). Перевал Иттиш Западный скорее н/к, чем 1А, явно выраженной седловины там нет, это скорее протяженное препятствие, чем локальное. Подъем на вершину 4585 с ледника №378 соответствует 1Б. Спуск с вершины 4585 по СВ ребру по технической сложности соответствует 2Б, но по протяженности несколько превышает характерные для 2Б масштабы при прохождении в обратном направлении его следует оценить как 3А. Все пройденные перевалы логичны, безопасны и рекомендуются для повторных прохождений. В целом район очень интересен, красив и своеобразен, возможностей для первопрохождений всех категорий трудности еще очень много. Мы планируем продолжить его изучение и рекомендуем другим группам. К достоинствам района можно также отнести его легкодоступность, доброжелательность местных жителей и наличие горячих источников. Погода в этом году по всей Средней Азии была довольно суровой, однако мы именно на такую и рассчитыва - ли, что позволило пройти почти весь запланированный маршрут в запланированные сроки. Мы почти не пользо- вались снегоступами, однако советуем всем группам их брать снега может оказаться больше и в этом случае они сильно облегчат движение. О туристском освоении Джаргылчакского отрога и участка хребта Терскей-Алатоо к востоку от перевала Барскаун (раздел написан Алексеем Цветковым) Группа совершила поход по малопопулярному у туристов уголку хребта Терскей-Алатоо, расположенному к западу от перевала Джукучак. По непонятной причине московские туристы очень редко посещали этот район. Все группы предпочитали совершать походы по более высокой центральной части хребта, либо пересекали Терскей- Алатоо простыми перевалами, такими как перевалы Кашкасу, Иттиш, Джууку, Джуукучак, Барскаун и Дунгуроме. Они известны с незапамятных времен и использовались пастухами, охотниками, беженцами, торговыми караванами и контрабандистами. Самое раннее упоминание встречается в описании путешествия 1857 года Семенова-Тян-Шанского [1]. Он пересек хребет Терскей-Алатау перевалом Джуку. За ним последовали и другие путешественники: Северцев Н.А. [2], Пржевальский Н.М., Певцов М.В. [3]. Революция 1917 года прервала какие-либо исследования в районе. Последующие путешественники пришли в начале 1930-х годов. Это экспедиции Прокопенко Н.М.[4], Летавета А.А. [5], Эллы Мйяр [6] и Калесника С.В. [7]. Однако, эти экспедиции не ставили себе каких-либо спортивных целей и поэтому пересекали хребет теми же известными перевалам. В начале 1930-х годов на сыртах была сооружена гидрометеорологическия станция Тянь-Шань. Следующий известный период из истории района начинается только после Великой Отечественной войны и относится к 1949-1953 годам. В этот период Боревой Рудольфович Маречек и альпинисты из Прежвальска Ильин В., Пригода В. активно осваивают северные отроги хребта Терскей-Алатау. Ими совершено несколько восхождений в ущелье р. Кичи-Джаргылчак. Это вершины: 28 Панфиловцев (1952) Волга-Дон (1949) Всемирного Совета Мира (1952) Хребтовая (1953) Карабаши (1952) Игла (1953) Защитников Сталинграда (1949) Готвальда Клемента (1949) Запотоцкого Антонина (1949, 1952) Дюкло Жака (1952). Некоторые вершины получили названия, связанные с руководителями Чехословацкой компартии. К сожалению, полных сведений об их восхождениях не сохранилось. Несколько лет назад Вадим Ляпин (Москва) разыскал остатки рукописи путеводителя по Тянь-Шаню Б.Р. Маречека. Только благодаря этому материалу удалось приблизительно определить местоположение нескольких вершин. Из перечня маршрутов ФАР можно узнать, что в 1957 и 1958 годах Челябинские альпинисты А. Рябухин, Л. Рашкович и Владимир Самохвалов совершили восхождения на вершины ЧПИ (1957, Рябухин) Затопека Эмиля (1957, Рябухин) Куца Владимира (1957, Рябухин) Защитников Сталинграда (1957, Рябухин) Хребтовая (1957, Л. Рашкович) 40 лет ВЛКСМ (1958, Самохвалов) Жолио-Кюри Фредерика (1958, Самохвалов) Напрашивается вывод, что в это время в районе реки Кичи-Джаргылчак проводилась какая-то альпинистская экспедиция или сборы. В перечне ФАР выделяется восхождение на пик Дончак (или Новотного) 1962 года, составленное Верясовым Д. Здесь в дату могла вкрасться опечатка, и на самом деле восхождение совершено в 1952 году. Это единственное восхождение, описание которого сохранилось в архивах ФАР. В перечне перевалов в 1990 года числятся перевалы Хребтовый, Новотного и 40 лет ВЛКСМ. Когда и почему эти перевалы попали в перечень неизвестно. Можно предположить, что эти перевалы находятся в отрогах одноименных вершин и были пройдены альпинистами во время восхождений. Совершенно случайно в библиотеке городского турклуба Санкт-Петербурга нашелся отчет о походе Гудимова В.А. 1980 года. В его отчете описывается прохождение перевала Панфиловцев, соединяющего р. Дунгуроме Вост. и р. Кичи-Джаргылчак. Из записки, снятой с перевала Панфиловцев можно узнать, что в 1975 году в районе была группа из Саранска под руководством Котта Г.Т., а до них еще группа из Риги под руководством Стродса (или Спродиса). Из записки, снятой Деменевым Н.П. с перевала Иссык-Куль мы узнаем, что в районе побывала группа инструкторов тамгинской турбазы Иссык-Куль. Это единственные сведения о периоде с 1960 по 1980 годы. От Саранских туристов удалось узнать, что Григорий Котт руководил тургруппой саранского лампового завода. Они организовывали палаточный лагерь и совершали радиальные выходы. Никаких отчетов группа не писала. В 1989 году район посетила группа туристов из Риги под руководством Айи Швинки (Svinka Aija). Они совершили девять первопрохождений [8]. К сожалению, привязать к местности удалось только один перевал Ave Sol благодаря записке, снятой с перевала группой Ульянова О.М. Записка рижан (увы, нечитаемая) была снята и нашей группой с перевала Зайчонок. Небольшой интерес к району проснулся после строительства хорошей дороги на рудник Кумтор в 1997 году. В 2007 году группы Деменева Н.П. (Пермь) и Ульянова О.М. (Москва) пересекли описываемый район, совершив первопрохождение перевалов Пылесос (Кама), Взлетно-посадочный, Останцевый, Охотников, Чунтор, Котуртор, радиальные выходы на перевалы Котуртор-Иттиш I, II и III (с лед. Попова) Деменев Н.П. вернулся в район в 2009 и в 2014 годах. В 2009 году им были совершены первопрохождения перевалов Джамансу и Меридиан в узле оледенения между перевалами Кашасу и Иттиш. К сожалению, группа не стала писать отчет. В 2014 году Деменев посетил более западную часть основного хребта и захватил участок Джаргылчакского отрога. Им совершены первопрохождения перевалов Пермских туристов и Союзмультфильм. С перевала Иссык- Куль группа сняла записку 79-х годов туристов турбазы Иссык-Куль, расположенной в Тамге. [1] Семенов-Тян-Шанский. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 гг. М.,1948. [2] Северцев Н.А. Путешествия по туркестанскому краю и исследование горной страны Тянь-Шаня, совершенные по поручению императорского русского географического общества. С.-Пб., 1873. [3] Певцов М.В. Путешествие в Кашгарию и Кунь-Лунь. [4] Прокопенко Н. М. Пересечение Центрального Тянь-Шаня по маршруту Каракол Узенгегуш Нарын. В кн.: Материалы по геологии и геохимии Тянь-Шаня. Ч.3. [5] Летавет А.А., Центральный Тянь-Шань, журнал На суше и на море №7, ОГИЗ Физкультура и спорт. [6] Ella K. Maillart. Turkestan Solo. One Woman39s Expedition from the Tien-Shan to Kizil Kum. William Heinemann Ltd. London. Toronto. [7] Калесник С.В. Нарынско-Хантенгринская экспедиция 1932 г. Известия РГО т. 65, вып.1, 1933 г. [8] Список первопрохождений в книге No Olinkalna lidz Everestam. Atminas par nacionaliem varoniem Космоснимки
Карта-схема маршрутаскачать карту маршрута 1 скачать карту маршрута 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||