Текст: Федосеев Юрий, Москва Фотографии: Бычков Кирилл
Скалолазная поездка на Мальту
В последние годы скалы Мальты становятся все более популярными. Район раскручивается. Вот и нам захотелось побывать на этом острове. Наши впечатления во многом отличаются от того, что мы читали о Мальте до поездки. Может быть, наш опыт окажется кому то полезным.
1. Время посещения. Мы были на Мальте с 18 по 28 октября. Это самый конец пляжного сезона. Вода еще теплая (+24oС), но всю пляжную инфраструктуру уже сворачивают. Погода жаркая (лазать возможно только в теневых секторах). Если ориентироваться только на лазание – лучше ехать позже. Море большую часть времени было не спокойным – для DWS надо ловить момент, или искать тихие бухты. Отдыхающих много (в том числе русскоязычных), что здесь творится в сезон - страшно представить.
Схема расположения скалолазных секторов на Мальте и Гозо.
2. Гайдбук. Сейчас возможно купить гайд Sport Climbing in Malta and Gozo 2013 года (это второе издание, первое выходило в 2007). В нем описан 21 сектор (13 на Мальте и 8 на Гозо), более 500 трасс (фото 1). Стоит 25 евро. Купить гайд на месте почти невозможно. Нам повезло – продали местные скалолазы в одном из секторов. Почти все встреченные скалолазы также пытались у нас его перекупить. Единственное место, где мы увидели гайд в продаже – в книжном магазине в аэропорту. Там стояла последняя книга. Можно заказать гайд заранее на www. climbmalta.com, но за счет пересылки выйдет значительно дороже.
3. Транспорт. Сектора на мальте сильно разбросаны, поэтому пользоваться транспортом придется. Аренда машины здесь неудобна – левостороннее движение, узкие улочки, парковок крайне мало. Скутеров на острове почти нет. Велосипедов тоже (слишком сложный рельеф для него, и нет инфраструктуры). Все ездят на автобусах. В аэропорту можно взять бесплатную схему маршрутов, с ней спланировать поездку не сложно. Но сама поездка – это что-то! На остановках очереди, автобусы могут не останавливаться, или останавливаться и не сажать пассажиров. Или сажать, но не всех – все зависит от водителя, единых правил нет. Все это обычно сопровождается матом на всех языках мира. Если поездка с пересадкой – то она может растянуться на часы. Но других вариантов нет.
Разовый билет, который можно купить у водителя, действует два часа с момента покупки и стоит 1,5€. Есть проездные на неделю за 21€, но они далеко не везде продаются. Плюс покупка осложняется любовью мальтийцев к сиесте - привет от итальянских колонистов. Если вы не планируете больше двух поездок в день, то смысл в проездном пропадает.
Между Мальтой и соседним островом Гозо ходит круглосуточный паром. Отправляется каждые 45 минут, стоит 4,65€. Паром здоровый, с баром и магазином. В терминале на самой Мальте жуткие очереди. На Гозо очередей не видели.
4. Скалы.
Все скалы – известняк. Пробивка во всех секторах разная – где-то редкая, где-то частая. Большинство трасс не длинные – 20-22 м. Во всех секторах, где мы были, трассы не подписаны. На прибрежных секторах часто встречаются конгломератные участки с ненадежной породой (каски).
По секторам. Нам очень понравились Mgar ix-Xini на Гозо и Il-Latnija (Mellieha Cave) на Мальте.
Mgar ix-Xini – восторг! Место, куда хочется вернуться. Мы лазали на стене Champagne Walls – все классно и технично. Из-за редкой пробивки и неразлазанности ничего сложнее 6b мы здесь не лазали. Но то, что пролезли, очень понравилось! Пробитые стены находятся в живописном каньоне, по дну которого проходит хорошая тропа (фото 2). Внизу ущелья есть парковка, небольшой пляж и кафе. В секторе пробито более 50 трасс. Пробивка редкая. Иногда между шлямбурами пролеты по 5-6 метров.
Каньон Mgar ix-Xini
Если добираться общественным транспортом, то в бухту внизу ущелья удобнее всего попасть от остановок Heliport или Cilja.
Сектор Il-Latnija (Mellieha Cave)
Сектор Il-Latnija (Mellieha Cave)
Il-Latnija (Mellieha Cave) (фото 3, 4) - это карстовая воронка. Напоминает уменьшенную Sikati Cave на Калимносе. Сектор теневой – можно лазить в любое время дня. Пробивка частая. Внизу кострище, и лежал мешок с дровами. Часто заходят нелазающие туристы.
Orange Dream (7b)
Здесь понравились Crazy Monkey (7а, не техничная, хороша для онсайта), Magnetic Fields (6c+) и Orange Dream (7b) (фото 5). Последние 2 короткие, всего 12 м., фактически боулдеринг. А вот Autoenough (6a+) – самая простая трасса в секторе, не понравилась (фото 6). Всего 8 м., спускового кольца нет – финиш предполагает вылаз из пещеры наверх. В конце небольшой карниз, и вылаз по очень острому рельефу. Старались лазать аккуратно, но все равно все ободрались в кровь.
Autoenough (6a+)
Сектор Irdum Irxaw особых эмоций не вызвал. В секторе пробито 20 дорожек от 6а до 7в. Сам сектор довольно живописный - фактически громадный откол «яйлы». Трассы пробиты в этом отколе (фото 7). Пробивка частая. Простые трассы очень понравились – техничные. Запомнилась Vigilante (6а) – трасса, идущая полностью по камину, в распор. Необычно для скалолазной дорожки. Вылезли несколько 6с – так себе. Как правило пятерочный подлаз, 2 движения и топ - очень неравномерное лазание.
Сектор Irdum Irxaw. Трасса Beti Aurrera (6a+)
WD-маркер в точке спуска в сектор Il-Qammiegh (Bellavista)
Сектор Il-Qammiegh (Bellavista) не понравился. Спуск в сектор дюльфером от WD-маркера (рис 8) (снизу подхода нет – частная территория, заборы (Мальта вообще страна заборов)). Начало трасс проходит по очень ненадежной породе (фото 9) - каски нужны всем. Выход из сектора лазанием. В секторе всего 9 трасс (фото 10). В общем, оно того не стоит.
Старт по «сыпняку» на Kas por aqui no te colgaras (6a) в Il-Qammiegh (Bellavista)
Из этого сектора видели спускающихся к морю людей с крэшпадами. Возможно, внизу есть какой-то боулдеринг – разведать не успели.
Силовой старт на Let`s go to the Joker (6b) в Il-Qammiegh (Bellavista)
5. Deep Water Solo.
Из-за отсутствия информации, с DWS в этот раз почти ничего не вышло.
Первый раз мы попробовали лазать над водой недалеко от бухты San Blas на Гозо. Мы приехали туда поздно, времени не было, и пролезли то, что первое попалось на глаза. С пляжа San Blas на каяках мы пошли на восток (на западе ничего найти не удалось). Через 700 м нашли несколько возможных вариантов – от небольших боулдеров (фото 11), до 15-и метровых стен. Мы пролезли линию на одиноко стоящей скале (12 м), примерно 6b (фото 12). Варианты DWS, где возможен старт с земли искать времени не было. Сами стены находятся на мысу, нужно смотреть на спокойствие моря.
DWS-боулдеринг в бухте San Blas (Гозо)
Линия примерно 6b (12 м) восточнее бухты San Blas
Недалеко от пляжа находится одноименный сектор, но там мы полазить не успели.
Второе место для DWS нам указали местные скалолазы. Оно находится рядом с сектором Mgar ix-Xini (Гозо). От пляжа начинается длинный фьорд со стенами высотой до 8 м. (фото 13). Судя по всему, вода в заливе всегда спокойная. Когда мы здесь были, море штормило, но в заливе было очень тихо. Из минусов - очень много дайверов, при прыжках в воду надо быть осторожнее, чтобы не попасть в кого-нибудь. DWS в тот день лазали только мы, а вот прыгают с высоты многие. Здесь это популярно.
Бухта в устье каньона Mġar ix-Xini (Гозо)
Мы вылезли 3 линии. Одну на правом борте (примерно 5с) (фото 14) и 2 на левом (примерно 5с и 6b по очень острому и злому рельефу) (фото 15). Во всех случаях возможен подход траверсом и выход наверх. Все, что мы вылезли было кротким и «новичковым». В общем, не впечатлило.
Линия примерно 5с (около 7 м) на правом борте бухты Mġar ix-Xini (Гозо)
Линия примерно 6b (около 8 м) на левом борте бухты Mġar ix-Xini (Гозо)
Множество стен при выходе из фьорда, но в день, когда мы лазали, сильно штормило, и мы их не пробовали.
«Окно Марии» на Комино
Мы хотели полазить DWS на Комино, но отказались от этой затеи. При наличии лодок здесь безграничные возможности для DWS (фото 16). Но в наш приезд море было слишком неспокойным. Удалось найти стены в бухте с тихой водой и возможностью сухого старта с берега по дороге от Голубой лагуны к башне св. Марии (фото 17, 18, 19), но обилие зрителей и купающихся отбило у нас охоту лазать. Мы решили посвятить этот день каякингу – и были абсолютно правы! На Комино нужно ехать именно за каякингом.
Стена по дороге к Башне св. Марии
Стена по дороге к Башне св. Марии
Стена по дороге к Башне св. Марии
Везде, где мы искали линии для DWS, стены ниже уровня воды подмыты, заканчиваются сводами. Старт из воды сложен, «ног» нет. Обычно лазание начинается с «рукохода» по очень острому и недружелюбному рельефу.
6. Дни отдыха, кухня. Не смотря на богатую историю, действительно интересного на Мальте не много. Нам понравились центральный кафедральный собор святого Иоанна в Валетте (богато!) и авиационный музей Мальты рядом с Мдиной (небольшой и по-домашнему уютный, с интересной экспозицией (фото 20)). Все остальное не стоит упоминания.
Malta Aviation Museum
Пляжей на Мальте и Гозо мало, они не большие. Как правило песчаные. Жилье от пляжей обычно далеко. Точно не стоит рассматривать в качестве отдыха Голубую лагуну на Комино. Это даже не Анапа, это камчатский птичий базар. Здесь настолько тесно, что сидеть приходится – лечь негде (фото 21). Плюс сложности вернуться на Мальту (извозом занимается небольшая частная фирма, мест в катере может не хватить). Единственное, ради чего сюда стоит приехать – каякинг. Плавание по невероятным пещерам и гротам незабываемо!
Мальтийская Анапа
Из кухни рекомендуем попробовать кролика (в любом его виде) – пожалуй, единственное по-настоящему мальтийское блюдо, ибо больше здесь никто не обитает. Чай на Мальте традиционно подают с молоком – привет от английских колонистов. Вина здесь не очень (приличные красные начинаются от 10€, белые от 5). А вот местное пиво Cisk понравилось!
Выводы:1. Мальта, конечно, уступает таким мегарайонам как Калимнос или Гейкбаири, но побывать здесь интересно. К сожалению, у нас было мало времени и многие интересные вещи мы посмотреть не успели. Особенно жалко, что не успели побывать в западной части Гозо – там очень интересно.
2. Если ставить спортивные цели, то жить лучше на Гозо. Здесь сектора расположены компактнее и много возможностей для DWS. Правда далеко до Мальты и основных достопримечательностей. Но, по большому счету, активный отдых – это единственное, ради чего сюда стоит ехать.
Полезные ссылки: