Автор: Валерий Хвостенко, Красноярск
Фото: А. Купцова
13 вопросов о столбизме
1. Что такое Столбы как природный объект и чем они уникальны?
Столбы – это скалы, погружённые в лесной ландшафт. Как природный объект они отнюдь не уникальны. Таких мест на земном шаре, в том числе и в России, огромное количество. Уникальность им придают люди.
2. Чем отличается столбизм от скалолазания и альпинизма?
Столбизм – это удивительное явление. Небольшое количество людей с определёнными психофизическими данными освоили скалы вблизи города Красноярска, практически поселились там и избрали в качестве основного занятия бесстраховочное лазание по отвесам. Их сообщество со своими традициями, ритуалами, культурными ценностями существует уже полтора века. Столбизм это не спорт в обычном понимании, а образ жизни.
Альпинизм и скалолазание в Красноярске произошли от столбизма. Это виды спорта с разрядами, соревнованиями и чемпионатами. Скалолазание, к слову, вот уже несколько десятилетий как покинуло скалы и ушло в залы. Арена действия альпинизма – большие горы. В альпинизме бесстраховочное лазание запрещено, и даже столбисты в горах его не практикуют.
3. Почему такое движение, как столбизм, стало возможным у нас и больше нигде не встречается?
Столбизм породило сочетание редких факторов: прекрасные скалы в лесу вблизи большого города и сибирский характер. Сибиряки отчаянные люди, авантюристы, потомки первопроходцев и разбойников. Им присуще презрение к смерти, привычка и умение существовать в дикой тайге. Гены предков сыграли немаловажную роль при возникновении столбизма.
Тяга к риску и экстремальное поведение встречаются у многих народов. Нам показывают по телевизору причудливые обычаи. Там жители прибрежной деревеньки сигают с высоких скал в море, там залезают на высоченные деревья и прыгают с них на лианах, там босиком ходят по углям. А у нас – скалы. Есть в мире и бесстраховочное лазание, называется freesolo – свободное-одиночное. Вот именно, что одиночное. Занимаются им отчаянные одиночки. А русским людям присуща соборность. Наше развлечение – freemass.
4. Что общего в десятке поколений столбистов, начиная с 19 века, а что разного?
Всего-то 6–7 поколений насчитывает столбизм. Общее у них – страсть к свободному лазанию и наслаждение этим процессом, чувство единения с природой, чувство единения с друзьями. Столбисты прошлого были ближе к природе, столбисты современные более спортивны.
5. Существовал ритуал посвящения в столбисты? А вот кому могли отказать в посвящении?
Калошевание на первом покорённом Столбе иногда называют «посвящением в столбисты». Но это шутливый ритуал. На шутку не может быть отказа. А ритуала посвящения всерьёз никогда не было и нет. Столбист не подаёт заявление, его не принимают в столбизм и не исключают. Каждый сам решает, столбист он или нет. Другое дело, признают ли тебя в компании друзей. Я много лет ходил на Столбы и прилично лазил, но столбистом себя не считал. Есть поговорка: тот столбист, кто на Митру в одиночку ходит. И однажды этот норматив я сам для себя выполнил.
6. Столбисты, известные всей России, кто они?
В своей статье «Люди – легенды Столбов» я перечисляю столбовских знаменитостей. Но, положа руку на сердце, никого из столбистов не могу назвать известным всей России. Речь может идти о большей или меньшей популярности в тех или иных кругах. В мире спорта, к примеру, очень известен Валерий Балезин, столбист из компании «Эдельвейс». Он единственный Мастер спорта международного класса в двух видах: в альпинизме и скалолазании, – победитель огромного числа соревнований в стране и за рубежом. Но не все знают, что он столбист.
В кругу тех, кто интересуется Столбами, самый известный столбист – Владимир Теплых.
7. Как можно охарактеризовать современного столбиста?
Однажды я дал такое определение: «Столбист тот, кто знает историю, чтит традиции, лазает без страховки и для кого Столбы – доминанта существования». Это идеал столбиста в моём представлении. Но в жизни мало идеального.
Современный столбист – молодой парень или девушка с авантюрной жилкой, смелые, общительные, склонные к занятию спортом, часто экстремальным.
8. Что означает Ваша формула – "Любование, лазание, общение"?
Моя формула немножко иная: «Лазание, любование, общение». Лазание я ставлю выше, как наиболее характерный признак столбизма. У других может быть иное мнение.
ЛЛО – это три кита, на которых стоит столбизм. Три древних, могучих инстинкта. Желание и умение лазать, стремление наслаждаться красотой природы и потребность делить эти занятия с близкими по духу людьми.
9. На сайте stolby.ru целый список статей под рубрикой "Столбы и их философия". Чья философия Вам ближе и почему там нет Вашей статьи?
Жизнелюбие, риск, открытость миру и людям – вот моя философия, как столбиста.
Достаточно того, что я собираю эти статьи. Кое-что публикую из своего. Моя философия отражена в моих рассказах и байках.
10. Есть ли у Вас своя любимая история о Столбах, свой герой?
Мне нравятся истории Толи Поляковского про прыжки с Коммунара и про полёт с Митры.
Мой герой – Александр Яворский, столбист, поэт и Великий Интегратор.
С теплотой и благодарностью вспоминаю своего первого столбовского учителя Коваленко Евгения Ивановича.
Николай Молтянский привёл меня в компанию «Грифы» и открыл мир большого столбизма, за что я ему благодарен.
11. Столбы стали массово доступнее, это плюс или минус? Может быть, есть определенная группа людей, которые имеют большее "право" на Столбы – старожилы, костяк столбистского движения? Кто они и есть ли у них смена?
Столбы как были доступны полвека назад, так доступны и сейчас. Поток увеличился во много раз, это да. Хорошо это или плохо – с какой стороны посмотреть. Со стороны людей – хорошо, со стороны природы – плохо, ей тяжелей.
Поток посещающих Столбы неоднороден. Основную массу составляют разовые посетители. Они получают то, что хотят: впечатление, отдых на природе, с пользой проведённый день. Гораздо меньше тех, кто любит Столбы и посещает их постоянно, зимой и летом. Столбы позволяют им наслаждаться красотой, дают радость душе, возможность общаться на природе с друзьями и близкими. И совсем немного ходит столбистов. Тех, кто не мыслит себя без Столбов и получает наслаждение от бесстраховочного лазания на грани. Без них Столбы просто скалы в лесу, природный аттракцион, каких тысячи. Столбизм даёт смысл и славу Столбам. Это бесценный исторический феномен, который нужно сохранять, как и природу Столбов.
Фактическое неравноправие существует. По договору с заповедником сохранены 10 исторических столбистских изб. Некоторые из них существуют 50 лет и более. В самых старых подрастает второе или даже третье поколение столбистов. Кроме того, существуют «стихийные» столбисты, которые возникают, образуют компании, но не имеют своей избы или стоянки. Вот здесь я вижу болезненное неравноправие. Не между столбистами и простыми посетителями, а между избачами и «стихийными» столбистами. Как эта коллизия разрешится – покажет время.
12. Откуда сегодня появилась тревога за Столбы, стоит ли бояться за сами скалы или, скорее, за феномен столбизма?
Тревога за Столбы появилась не сегодня, я наблюдаю её с тех пор, как пришёл на Столбы, т. е. более полувека. Она связана с опасениями, что антропогенное влияние разрушит природный ландшафт. Сегодня, когда государство своими указами само разрушает природоохранную систему страны (разрешает строительство и хозяйственную деятельность в заповедниках, переводит заповедники в национальные парки и т. п.), эта тревога только усиливается. Ядовитые выбросы от допотопных производств губят среду вернее, чем посетители туристско-экскурсионного района.
За скалы бояться не нужно, это очень крепкие образования, они переживут человечество. Природа быстро залечит повреждения, как только нагрузка снизится. Мы видим, как быстро зарастают заброшенные тропы, восстанавливается на скалах мох и лишайник.
Не нужно бояться и за столбизм. В одной из статей у меня сказано: «Пока стоят скалы и неподалёку обитают люди, столбизм не исчезнет, а будет жить, меняясь вместе с быстротекущим временем».
13. Не исчерпает ли себя движение из-за того, что появились новые маршруты на карте, помимо Столбов, а мир, плюс ко всему, все глубже уходит в виртуальную реальность?
Столбизм стоит на очень прочных основаниях и за полтора века доказал свою жизнеспособность. С другой стороны, нет ничего вечного. Уйдут люди, а роботы на скалы не полезут, им незачем.
2006г. В редакции сайта "Столбы" А.А. Бабий и В.И. Хвостенко |