Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Василий Сапрыкин, г.Ульяновск

Отчет о прохождении горного спортивного туристского маршрута 4 к.с. по Ц.Кавказу, совершённого в период с 4 августа по 26 августа 2016 года. Часть 1.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Проводящая организация.

Ульяновская местная общественная организация «Спортивный туристский клуб «Горизонт». Сайт: www.horizont73.ru.

Район, подрайон маршрута.

Центральный Кавказ. Приэльбрусье.

Общая информация о маршруте.

Вид ту- ризма

Категория сложности

Протяженность активной части маршрута, км

Продолжительность

Сроки прове- дения

Общая

Ходовая

горный

IV

152

22

16+1*

4 – 26 августа

2016 г.

* - непогода.

Нитка пройденного маршрута.

Верховье р. Малка, мин. Источники Джыглысуу (КБР) – дол. р. Кызылкол – пер. Поволжье (1Б, 3383, первопрохождение)– р. Кислый – верховье дол. р. Тоха- на – траверс разделительного отрога - дол. р. Кунушкол – каньон – подъём на пер. Шахты (1Б, 3386, первопрохождение из каньона) – верховье 3-го правого притока р. Чемарткол – траверс западных, южных склонов в. 3638,9 - Кызылкая ч/з пер. Обходной (1А, 3562, первопрохождение) – пер. Бурунташ (н/к, 3086) – плато Ира- хиссырт – «Серебряный источник» - дол. р. от лед. Микелышран – лед. Джыкау- генкёз – пер. Балык (1Б, 3572) – дол. р. Субаши – пер. Мкяра-Субаши (1Б, 3644) – лед. Мкяра Зап. – пер. Мкярский Перемёт (2Б*, 3700) – лед. Мкяра Вост. – пер. Мукал-Мкяра Южн. (2Б*, 3844, первопрохождение с севера на юг) – лед. Мукал – пер. Российских офицеров (1Б*, 3819) – дол. р. Ирикчат – пер. Ирикчат( 1Б. 3667)

– «Рыжий бугор» – по Вост. и Сев. ледовым полям Эльбруса до Северного приюта (2А, 3950, рад.) – по Ачкарьякольскому лавовому потоку и далее траверс в. Эль- брус Вост. (5621) – седло - Эльбрус Зап. (5642) – спуск к «Утюгу» (2Б, 5642) – прохождение ледопада и всего лед. Битиктебе ( 4500 – 3556 м попеременная стра- ховка, перила, 2Б мин., первопрохождение) – дол. р.р. Битиктебе, Уллухурзук – аул Хурзук.

Обзорная карта.

Прилагается обзорная карта района с территорией, по которой проходил маршрут. Масштаб карты 1:100000. «Нитка» маршрута, его запасные варианты нанесены на карту.

Определяющие препятствия

№ п/ п

Вид пре- пятствия

Название

к. т.

Высо- та

Характери- стика

Путь прохождения

1

Перевал

Обходной

3562

Осыпной

Первопрохождение. С севера на юг

2

Перевал

Поволжье

3383

Скально- осыпной

Первопрохождение. С юга на север

3

Перевал

Шахты

3386

Скально- осыпной

Первопрохождение с каньона. С севера на запад

4

Перевал

Балык

3572

Скально- осыпной

С севера на юг

5

Перевал

Мкяра-Субаши

3644

Скально- осыпной

С севера на юг

6

Перевал

Ирикчат

3667

Ледово- осыпной

С юга на восток

7

Перевал

Российских офицеров

1Б*

3847

Ледово- осыпной

С востока на запад

8

Перевал

Восточные и се- верные ледовые поля Эльбруса

3950

ледовый

С востока на запад. От лавового потока до Северного приюта

9

Ледопад

Битиктебе

4500

- 3556

ледовый

Первопрохождение. Спуск

10

Вершина

Эльбрус Во- сточная + Эль- брус Западная

5621,

5642

ледовый

Траверс с ночёвкой выше седла (5450), спуск к «утюгу», да- лее на ледопад

11

Перевал

Мкярский Пе- ремёт

2Б*

3700

Ледово- скальный

С севера на юг

12

Перевал

Мукал-Мкяра Южный

2Б*

3844

Ледово- скальный

Первопрохождение с севера. С севера на юг

Характеристика маршрута.

Протяженность – 152 км

Количество ходовых дней – 16+1(непогода). Пройдено локальных препятствий – 14.

Максимальная высота подъёма – 5642 м. Количество ходовых часов –121-25.

Суммарный набор высоты – 8125 м. Суммарная потеря высоты – 9009 м. Средняя скорость - 9,5 км/день, 1,25 км/час.

Примечание:

Эти показатели могли бы использоваться для оценки горных маршрутов при определении рейтинга или места в соревнованиях

Напряжённость по локальным препятствиям – 0,82 препятствия в день.

Сведения об участниках.

№ п/п

Ф.И.О.

Туристс. опыт

Обязанности в группе

1

Сапрыкин Василий Павлович

6Г-У,

5Г-Р

Руководитель, фотограф

2

Белов

Максим Яковлевич

2,3Г-У

Участник

3

Васина

Ярослава Олеговна

2,3Г-У

Медик

4

Ереев

Даниил Александрович

2,3Г-У

Завхоз, фотограф

5

Мусалитин

Артём Анатольевич

2,3Г-У

Работа с нави гатором, фотограф

6

Яковлев

Дмитрий Владимирович

2,3Г-У

Зам. руководителя

7

Яковлев

Александр Дмитриевич

2,3Г-У,

1Г-Р

Участник

Адрес хранения отчётных материалов.

Отчет и фотоматериалы хранятся в библиотеке Ульяновской местной детской общественной организации «Спортивный туристский клуб «Горизонт».

Заявочные документы и отчет рассматривались.

Ульяновской областной туристско-спортивной маршрутно- квалификационной комиссией. Шифр МКК: 173-00-324220000.

Отчет составил В.П. Сапрыкин.

В составлении отчета принимал участие М.Я. Белов

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА

Общая идея маршрута.

Уважаемые друзья!

В содержании самого отчёта много всякой информации – технической. Здесь же Вы найдёте короткие ответы на вопросы: зачем, почему так, с какой целью, что нового, какой смысл.

Цели:

- прохождение горных спортивных маршрутов 2 и 4 категорий сложности

- реализация нашей маленькой мечты – траверс обеих вершин Эльбруса в маршевом варианте, т.е. с полной выкладкой (питанием, страховочным и бивачным снаряжением)

- продолжение изучения территории Приэльбрусья, как ближайшего для нас горного района, с целью определения местонахождений потенциально возможных перевалов разных категорий сложности, в том числе и для маршрутов 4 и 5 к. с.

- приобретение туристского опыта, и повышение мастерства для подготовки к прохождению туристских маршрутов более высоких категорий сложности.

- по возможности, принять участи е в Российских соревнованиях по спортивному туризму в группе дисциплин «маршрут».

В течение последних лет мы совершили уже достаточно много маршрутов в этом районе, в Приэльбрусье, особенно на восточных, северных и западных склонах самой вершины и по ближайшим хребтам. Мне иногда кажется, что я здесь каждый камень знаю, кажется, что свой город Ульяновск знаю меньше.

В отличие от других, этот район Кавказа пока имеет уникальную доступность и хорошие подъезды. На большую часть этого района не нужно оформлять пропуска. Достаточно легко можно подъехать и из Кисловодска, около 100 км, прямо к склонам Эльбруса, и из Невинномысска, 170 км, до аула Хурзук. И для нас, для ульяновцев, это, вообще, самый ближний спортивный горный район.

Природными достопримечательностями, да, и историческими тоже, район не обделён: скалы, ледники, озёра, водопады, минеральные источники, лечебные ванны, народные курорты, «боевые перевалы» - всё это имеется.

Ну а красавец Эльбрус просто завораживает красотой своих пока ещё чистых северных склонов.

Развита сеть поисково-спасательных формирований МЧС: имеются базы и в Кисловодске, и в Черкесске. Выше расположены поисково-спасательные отряды: в долине реки Битиктибе (КЧР) и в нижней части урочища Ирахиссырт и ещё выше, у Северного Приюта (бывший приют Н. Олейникова) (КБР).

Ну, а в спортивном отношении имеются перевалы от н/к до 3А. И высотность их хорошая: можно планировать маршрут на высотах выше 4000 м.

Одновременно запланировали прохождение маршрутов второй и четвёртой категорий сложности, увязали их нитки, чтобы взаимно контролировать друг друга.

И что получилось? А вот смотрите!

«2» и»4». Сложно. Нет хороших руководителей. Да, и ни каких нет. Не хотят руководить. В Интернете много предложений. Заплатил и иди, куда хочешь. Вот и тянем этот хвост новичков. Глядишь, кто – то останется. И как увязать нитки?

В этот раз вообще одни мороки. Искали руководителя «2», хотя бы на период расставания. Пока искали, их завхоз по питанию шею травмировала, катаясь на роликовых коньках. Родители, значит, в горы не пустили. И это перед самым отъездом. Пришлось питание объединить. Завхозу «4» скучать не пришлось.

Погода. В общем, повезло. 1-ый ходовой день с обеда дождь тормознул нас прилично. Да на 4700 сутки сидели: штормовой ветер и снег, метель видимость 5-10 м. Ну, а на 5450 большие камни спасли наши палатки: за них мы их установили – ветер был как в аэродинамической трубе. А так, как на Кавказе: до обеда солнце, к вечеру облака, дождь.

Рельеф. Очень меняется. Тают и текут ледники интенсивно. Разламываются на перегибах ложа. Вот и зияют лабиринты трещин. И решай ребус: «найди проход», как в детских головоломках. И породу за собой тянут. Значит, осыпи на взлётах не держат, скалы разрушаются. Перевалы 1Б на подъёмах тяжёлые становятся. Но самый сильный сюрприз преподнёс нам ледник Кюкюртлю: его подвижка закрыла нам пуск через «утюг».

По маршруту.

Перевал Поволжье. Так назвали: с Волги мы. Давно я его заметил. Красная полоса снизу не него идёт, если с северных склонов Эльбруса или с плато Ира- хиссырт смотреть. Он восточнее перевала Нарджал через хребет Ташлысырт (Чёрный хребет). Нормальный перевал. И вершина Ташлысырт рядом. К ручью правее Кислого ручья выводит, к подножью западного перевального взлёта пер. Артык. Так вот шахты там при подъёме на этот перевал с юга заброшенные. Непонятно, как туда оборудование попало: дорог мы не увидели: вручную, что – ли.

На перевал Шахты из каньона истока реки Конушкол. Ранее сверху с перевала Шахты я на него смотрел. Казался непроходимым. Сухой, мелко осыпной, с крутыми склонами. И действительно, всего 2 кулуара наверх ведут: один прямо на перевальное плато, но местами крутой и выходы скал, узкий (камни) и снежник в середине запирает другой левее по ходу и на северный отрог выводит, а далее по гребню отрога немного.

Перевал Обходной. Точно вершину 3638,9 обходит. Вышли сразу под перевал Бурунташ. Осыпной, не трудный. Если через замыкающий хребет правее этого перевала на Запад уходить, то ко 2-му правому притоку реки Чемарткол попадёте.

Ниже перевала Бурунташ через реку Кызылкол переправы вброд может не быть. Мы в этот день и в это время дня не нашли. 1-го на усах переправили и натянули навесную. Верёвку за большие камни закрепили.

Перевалы Балык и Мкяра-Субаши нудные. Осыпи на подъёме живые, выходы плоских скал небольшие. С Мкяра-Субаши на ледник Мкяра Западный ещё спуск найти надо: склон обрывается 50-и метровыми скалами.

Мкярский перемёт и Мукал-Мкяра Южный, как и положено 2Б* (кто-то, как 3А их считает). Проходили с перилами с ледобурами, сбросами снаряжения, с нижней страховкой. А вот ледник Мкяра Восточный, чтоб его глаза не видели. Представляете, вроде не сложный, иди себе в связках. Но ведь придумает же Природа. Эррозия образовала волны на поверхности, и ведь, в аккурат, идти по ним поперёк. А они до 1 метра высотой и такие же или более шириной, и лёд ещё ноздреватый и с водой. Короче весь свой запас некоторой лексики мы использовали. А «2-ка» эти перевалы обходила.

На спуске с Мукал-Мкяра Южный холодный снежно – ветровой заряд нас застал. С дождём. Да ещё один единственный раз скалосброс подвёл - шнур с ос новной верёвкой запутался: дважды поднимались. И это - то с сосульками на бороде и ресницах. Другие под плёнками отсиживались.

Траверс вершин Эльбруса через седло. Что хочу сказать. Я на Эльбрус со всех сторон ходил. Но по лавовому потоку подъём круче - 35 - 40 до 45°. Блин, и что имеет значение: выше 4700 приличный участок подъёма не имеет мест выполаживания. Идёшь, идёшь и на привале руби лоханку. А по скалам тоже местами глубокий снег, который у камней. Шли по фирну правее по ходу скал. На 5450 бивак поставили. Ниже на седле домик для аварийных ситуаций, и к нему с восточной вершины крупнокаменистая осыпь с большими камнями опускается. Мы 2 таких камня облюбовали, каждый с 2 автомобиля величиной, снег с подветренной стороны. Площадки расчистили. 5 шагов влево, вправо от камня, и ветер как в аэродинамической трубе, а за камнем ничего, гораздо меньше.

В ловушке. А «утюг» нас подвел. Спустились к нему, а там, значит, прошла подвижка ледника Кюкюртлю. И место, где на спуске вешали 30-40 м верёвки и спускались в узкий кулуар с камнями на дне между отвесными скальными стенами и ледником, и выходили под перевал Пастухова, исчезло и теперь представляет собою с одной стороны скальные отвесы до 100 и ниже 200 м, с другой - стена льда. И щель внизу - тот же лёд до 50°. А выше скальных отвесов живые камни, какая - то мягкая порода. Руководитель этой «четвёрки», отчёт о которой пред Вами, уважаемый читатель, однажды поднимался на в. Эльбрус Западная с пер. Пастухова через «утюг» и по северо-западному плечу. И тогда проблем не было. Теперь мы решили не испытывать судьбу и пошли по краю ледника дальше на север в поисках пути спуска. И теперь гребень, ведущий к перевалу Фрунзе, как крайний вариант спуска, был гораздо выше. И тоже башни бастионы на нём. И сыпется весь. Мы его, когда - то проходили: 4 человека - опытные ребята. А времени нет, весь резерв погода съела и так вниз хочется. Так и вышли к ледопаду ледника Битикитебе. Конечно, жутко: внизу его язык почти не виден, большой сброс, значит. Присмотрелись, что то вроде пути спуска угадывается. Вот и орга- низовали мы его первопрохождение. Когда кто его ещё пройдёт и зачем - не знаю, мы прошли. Проходили почти 1,5 дня.

Прохождение ледопада Битиктебе. Почти 1 км перепада. Крутого, с отвесами. За день не успели спуститься. Всё работало: и верёвки, связанные вместе - 80 м., и ледорубы, и ледобуры, и скалосброс, и ледосброс, и сдёргивающий шнур. Всё равно есть плюсы при прохождении ледопадов: всегда находятся ровные или почти ровные куски ледяных глыб, где можно отдохнуть. Ну, и опоры всегда можно найти: фирн - ледорубы, лёд - ледобуры. Правда, мне нравятся больше скалы и если хорошие.

Прилично прошли. И километров, и перевалов. Это была не цель. Так сложилась «нитка». Так разбросаны были определяющие перевалы. И для этого заброски планировали и организовывали.

Ну, а главное, это участники. 7 человек. Из них одна девчонка. Молодцы. Прошли. И слёзы были, и предложение сойти с траверса было. Хорошо, что все техникой страховки владели: все в соревнованиях на дистанциях участвуют. Но все прекрасно понимают: страховка на дистанциях и страховка на маршрутах - мягко говоря, страховка страховке рознь.

Специальное снаряжение. Тоже существенно помогало. Уже упомянутые скалосброс и ледосброс. Кухня с применением автоклава и горелка мультитоп- ливная – симбиоз доработанной горелки от «Шмеля» и современных баллонов и головок к баллонам, шлангов.

Подъезды и отъезды.

4.1.1. Проезд из г. Ульяновска до г. Невинномысска и обратно по железной дороге в плацкартном вагоне, 1450 км, 33 часа 12 мин.

Билеты покупали через Интернет за 45 суток. Так вероятнее выбрать удобные места и вместе.

4.1.2. Проезд из г. Невинномысск до минеральных источников Джыглусуу (КБР) около 260 км на заказном транспорте – 2 микроавтобуса: в одном ехали люди, в другом рюкзаки и 3 чел.

Транспорт заказывали у Олега, который живёт в Невинномысске и обслуживает туристов, даже покупает продукты, газ и, др.

В этот раз получилось не всё гладко. Ещё по телефону из Ульяновска договаривались о цене. По его предложению он везёт до источников 7000 руб. и обратно из аула Хурзук тоже 7000 руб. Но вместо одной машины туда на ж/д вокзал подогнал две с другими водителями: сам не смог. Те запросили по прибытию уже 10000 руб. Мы согласились, вроде не большое увеличение на 12 человек. Но когда уже 3-й водитель привёз нас из аула Хурзук после прохождения маршрута и тоже запросил 10000 руб., мы не согласились. Попросили его связаться с Олегом. Он сделал вид, что не может связаться. И согласился с нашим предложением 7000 руб. В общем, непонятно, кто тут играл сценарий.

Тел. Олега +79280064349.

Был план заказать транспорт туда из г. Кисловодска. Но тогда мы не смогли бы оставить подъездные вещи. И, добираясь в Кисловодск поездом, мы бы проиграли во времени.

Дорога по плоскогорью водораздельного хребта рек Малка и Ингушли хорошая, шоссе. Но на 3-х крутых, длинных подъёмах на пути поднимались на 1 передаче.

4.2.2. Отъезд из аула Хурзук до г. Невинномысска на то же, заранее заказанном, микроавтобусе, как говорили выше. Из Хурзука отправились около 12 часов местного времени (Московское).

Можно и на рейсовом автобусе. Он 2 раза в день ходит. От аула Хурзук утром в 6 часов по местному времени отходит и в обед. И идёт до г. Карачаевска около 2-х часов. На автобусе дешевле.

Надо иметь в виду, что найти попутный транспорт или договориться с машиной в а. Хурзук достаточно сложно.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Аварийные выходы с маршрута.

Приэльбрусье - удобный район для прохождения горных спортивных маршрутов. Удобный, прежде всего в вопросах безопасности. Судите сами: весь район перекрыт поисково – спасательными отрядами. В верховьях реки Малка у Серебряного источника спасатели. Выше, на высоте 3750 м у Северного Приюта тоже вверховьях реки Уллухурзук (КЧР) тоже спасатели дежурят. В Баксанской долине тоже.

Даже когда группа находиться в верховьях долин рек Ирикчат, Кыртык, и тогда есть нетрудные в прохождении перевалы к Северному Приюту. Можно конечно и в Верхний Баксан или в посёлок Эльбрус по долинам спуститься. А с обеих вершин и с седловины Эльбруса, при необходимости, и на Приют 11 спустится легко. И на него, и на Северный Приют тропы по леднику промаркированы вешками и утоптаны.

Что ещё. На перевале Кояешик выше седловины там, где проходит автомобильная грунтовая дорога, которая от асфальтной из Кисловодска ответвляется к МЧС у Серебряного источника, поставили ретранслятор сотовой связи. Оператор Мегафон. Но только 3G и 4G. Значит и связь есть: вызвать спасателей или сообщить информацию можно.

Собственно, вот так мы и планировали в случае чего организовать действие группы при возникновении ЧС в группе нашей или другой.

Зарегистрировались в МЧС на Серебряном источнике. И ещё скажу: контролировали нас спасатели. Мы уже в поезде домой едем, а они мне по домашнему телефону звонят, дублируют информацию, что закончили маршрут.

Запасные варианты:

Участки маршрута

1. В случае отставания от графика или плохой погоды траверс только в. Эльбрус Вост. Спуск по скалам Ленца. Обход ч/з пер. Балкбаши и далее по маршруту. Или отказ от траверса обеих в.в. Эльбрус.

2. При невозможности спуститься на пер. Фрунзе спуск осуществить че- рез «утюг» под пер. Пастухова (1Б*, 3720).

3. При появления резерва дней пройти траверс западного отрога от пер. Пастухова до пер. Кольцевой – лед. Кюкюртлю – р. Уллухурзук – п. Хурзук.

4. При аварийном выходе для сокращения времени прохождения маршру- та использовать пер. Бурунташ.

Изменения маршрута и их причины.

4.1.3. Вместо пер. Балкбаши Северный прошли пер. Бурунташ (н/к), заяв- ленный в аварийных выходах. Причина первых ходовой день сильный дождь. Мы практически не отошли от мин. источников (КБР) и не набрали высоту. Блин, обидно: в первый же ходовой день вылетели из графика. А вдруг и далее такие дожди?

4.1.4. Решение идти на спуске с траверса в.в Эльбруса через «утюг» мы предусмотрели. А вот из ловушки, в которой мы оказались по причине подвижки ледника Кюкюртлю, выходили по лед. Битиктебе севернее «утюга».

4.5 График движения.

Содержится в приложенном высотном профиле - графике.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

Пояснения к тексту.

В описании «левый», «правый» понимать, как орографически. В иных случаях оговаривается – «по ходу».

Камни. Мы разделили камни по размерам: крупные, средне и мелкие. Мелкие

– величиной до размера кирпича средние величиной от размера кирпича до стула, чемодана крупные от стула до автомобиля и более.

Сокращения: р. - река, пер. – перевал, в. – вершина, зап. - западный, вост. - восточный, сев. - северный, южн. - южный.

Зелёнка - склон, покрытый травянистой растительностью.

Пойма – дно долины, образованное течением реки - результат воздействия воды на поверхность земли. Как правило, ровное, мелко каменистое или песчаное.

В отчёте мы старались разместить такие и столько фото, чтобы вся «нитка» пройденного маршрута на них просматривалась.

(2) номера фотографий по тексту.

Температура указана в ° Цельсия. Знак «С» опущен.

Высоты указаны в метрах. Буква «м» опущена.

6 августа – 0 день активной части маршрута.

Верховье долины реки Малка. Мин. источники Джыглысу (КБР).

Пройдено:

ходовых часов 0-30,

км 1,5.

Набор высоты 130 м, сброс высоты 0 м.

На машине подъехали до нижней площадки дороги. Время около 15 часов. Это в «долине замков». Минеральные источники Джыглысу в КБР, теперь это уже целый городок лечащихся, отдыхающих и любопытных, ну и конечно туристов всех мастей (1). Особенно после того, как сюда из Кисловодска построили шоссейную дорогу. У въезда на территорию городка оборудован пост. С нас оплату не спросили. А вот со следующей машины потребовали. Так они тогда не поехали дальше, а наш водитель съездил к ним и привёз с той машины людей и рюкзаки. Как - то так интересно получилось.

Фото 1. Минеральные источники Джыглысу в КБР. Целый городок.

И со всей поклажей, уже пешком прошли мимо источника с плотно торчащими в ванне, как килька в банке, головами на металлический мост, всё так же разрушенный ещё после схода озера несколько лет назад. Далее подъём по грунтовой дороге на небольшой отрог и в начале его спуска к реке Кызылсу, вблизи поляны Эммануэля, в 200 м выше нижнего коша с отарой овец ставим бивак на зелёной полянке. Время 16-10. Высота 2510. Ранее внизу через Кызылсу, там, где река входит в глубокий каньон, был подвесной пешеходный мостик на тонких тросах. Теперь его нет. В общем, всё хорошо. Здорово! Вечером была офигенная гроза, а всю ночь лил сильный дождь.

7 августа – 1 день активной части маршрута.

Долина р. Кызылкол.

Пройдено:

ходовых часов 3-50,

км 7, 2.

Набор высоты 271 м, сброс высоты 0 м.

Вышли с бивака на маршрут в 10-00. Хорошая погода: тепло, солнечно тихо. До этого сходили на базу МЧС, зарегистрировались. Нас записали в свой журнал. Отметили в нашей маршрутной книжке. Штампа или печати у них нет никаких. Только запись. И вообще у них какие - то прошли структурные изменения и в Кисловодске и в Черкесске. А поляна около базы МЧС платная. Командует там давно нам известный господин Аркашка (Аркадий). Он раньше ходил здесь вокруг и дань собирал. Теперь, значит, официально. Вроде 100 руб. с человека за 1 сутки. Так вот.

Мы – 2 группы: 2-ка и 4-ка – готовые на «подвиги» (2,3).

Фото 2. Доблестная 2-ка. Гиганты.

2-ка – 4 человека. Старший – Игорь, работает мастером на одном из заводов. Сергей – уже был в горном походе в Приэльбрусье. Соня и Саша имеют опыт пешеходных единичек. И все они участвуют в соревнованиях на дистанциях.

Фото 3. Ну и как-то 4-ка.

Путь по грунтовой дороге практически без подъёма левым берегом р. Кызылсу мимо коша (4), далее мимо 2-го коша, напротив которого через Кызылсу пешеходный мостик к базе МЧС (5).

Фото 4. Долина р. Кызылсу в нижнем течении.

Выше, за 2-ым кошем нам пришлось пробираться через большое стадо овец. Троп от домашних животных здесь много. Собственно, разводят здесь несколько видов домашнего скота: коров, лошадей, овец, коз. Больше всего овец.

По причине большого количества животных травянистые склоны здесь не покрыты большим количеством травы и высокотравьем. Или всё это поедается, или притаптывается.

Приезжих людей здесь много. Приезжают, в основном лечится. Но есть и просто побыть в горах, отдохнуть, попить нарзан. Кто-то совершает радиальные прогулки.

Конечно, чабаны здесь имеют какой-то приработок. Они продают и мясо, в основном баранину, и айран, и сыр, и молоко, иногда готовят местные лепёшки.

Фото 5. Мостик через р. Кызылсу напротив 2-го коша, ведущий к базе МЧС.

Ниже 2-го коша обычно теперь ставят лагеря отдыхающие. Хорошее место, белый нарзан (родник). Но нужно иметь свои туалеты.

Далее по овечьим тропам вышли на старую машинную дорогу, ведущую к минеральному источнику выше (6).

Фото 6. Средняя часть долины р. Кызылсу.

Путь по ней, по травянистому склону хребта Ташлысырт. Выше он скально- осыпной. По дороге, не спеша, выходим к ручью, в устье которого внизу этот ис- точник. Заброшенное оборудование для забора воды. Наверное, ранее здесь брали минеральную воду для продажи (7). Большой привал. Небо уже затянуто облаками.

Фото 7. Мин. источник и остатки оборудования у р. Кызылсу в средней части долины.

Крутой подъём от источника вверх по правому борту ручья и выход на тропу. Продолжение траверса зелёного склона крутизной до 40-45°с выходами скал. Вдоль следующего ручья мы должны подниматься к нашему перевалу.

Дождь, который сначала был мелким, и мы не обращали на него внимание, быстро перешёл в сильный и не прекращался. В ожидании его прекращения сидели под плёнками. Но, увы, время ушло. Вернулись назад, к ручью, где на тропе были небольшие наклонные площадки, места под палатки. Время 14-30. Высота 2781. Дождь шёл уже сильный. Становилось холодно. В общем, мы мокрые «до нитки».

Снова ночью гроза, дождь.

Так прошёл наш первый неудачный ходовой день.

8 августа – 2 день активной части маршрута. Первопрохождение пер. Поволжье (1Б, 3383).

Пройдено:

ходовых часов 7-35,

км 10,8.

Набор высоты 602 м, сброс высоты 624 м.

Выход в 8-00. пасмурно. +12°С. Одежда не высохла. Идём по тропе, которая местами проходит по скалам или высокой траве и становится всё менее заметной. Ручей с нашего перевала течёт в глубоком каньоне. Если его пересекать, то потребовалась бы гимнастическая страховка. Мы уходим вверх к верхнему выполаживанию каньона (8).

Фото 8. Долина с ручьём, ведущая к перевалу Поволжье от р. Кызылсу.

Скалы, осыпи, крутизна до 40°. Далее путь по ручью к жёлтой осыпи и стоящей металлической треноги из труб высотой до 5 м. (9)

Фото 9. Подъём на перевал Поволжье в средней части с юга.

Заброшенная шахта. Много отвальной породы. И снова путь вдоль ручья до разветвления кулуара. Нам влево (10).

Фото 10. Первая развилка к пер. Поволжье с юга. Нам влево.

Движение по простым скалам, и снова развилка (11). Свободное движение. Не трудно. Камни и зелёнка хорошо держат.

Фото 11. Уходим ещё влево. Подъём до перевального взлёта пер. Поволжье с юга.

Ещё раз уходим влево на длинный осыпной склон. Не слежавшаяся осыпь до 35°, и так до самой седловины: выбираем выходы плоских скал - легче идти (12).

Справа по ходу возвышается вершина Ташлысырт. Если бы было время, можно было бы радиально взойти на неё.

Погода сплошная облачность и туман, который то сгущается, то немного рассеивается.

Фото 12. Перевальный взлёт с юга пер. Поволжье (1Б, 3383).

Выход на седловину. Широкая, осыпная (13).

Фото 13. Седловина перевала Поволжье (1Б, 3384).

Высота 3383, время 11-30. Сложили турик. Оставили записку. Назвали перевал Поволжье. А как же! Мы все с Волги. Прекрасные виды: с юга Эльбрус, с севера вдаль зелёные предгорья, столовые горы.

Спуск почти весь перевальный взлёт по мелкой осыпи до 40°, лёгкий (14). Свободное движение.

Фото 14. Верхняя часть перевального взлета перевала Поволжье (1Б, 3384) с севера

Далее осыпь крупнее и выходы скал, ниже уже участки зелёнки. Выбираем маршрут с участками траверса и спускаемся к ручью из-под нашего перевала (15).

Фото 15. Спуск с пер. Поволжье на север.

Мы обходили небольшой каньон этого ручья справа по ходу. Обед. Время 13-30. Пасмурно и прохладно. Температура +12.5°С.

Ручей из-под нашего перевала ниже сливался с ручьём Кислый. Мы начали спускаться в 200 м выше ручья, чтобы обойти небольшой каньон. Далее долинка ручья расширялась, и мы шли вдоль ручья с красными камнями и вдоль Кислого ручья, переходя с одного берега на другой. Идти легко, пойма достаточно широкая, мелкие и средние камни. Путь до соединения с ручьём Голубой.

Принимаем решение идти на траверс хребта между ручьём Голубой и рекой Конушкол из-под перевала Шахты или горизонтально, или с небольшим подъёмом

- 10-15°. Идём по зелёнке, травы не много т. к. здесь пастбища овец (16).

Фото 16. Спуск с пер. Поволжье на север, внизу р. Кислый.

Но приходится пересекать несколько глубоких оврагов с ручьями по овечьим тропам. Хорошо виден наш первый перевал Поволжье с севера (17).

Фото 17. Пер. Поволжье с севера со склона выше слияния р. р. Кислый и Голубой.

Постепенно поворачиваем с севера на запад, потом на юг. Зелёные склоны до 30° где-то до 40°. обходили вершину 2920,7 справа, левее другой чётко выраженной продолговатой горы. И, судя по карте, мы оказались близко к спуску в подкову каньона. Время ставить бивак. Но площадки с уклоном. Есть вода, выше её нет. Время 18-00. Высота 3383 м. Погода: ясно, тихо. Температура +2°.

9 августа. 3-й день активной части маршрута.

Первопрохождение перевалов Шахты с севера (1Б, 3386) и Обходной (1А, 3533).

Пройдено:

ходовых часов 7-00,

км 9,0.

Набор высоты 977 м, сброс высоты 707 м.

Выход в 8-10. Погода теплая и солнечная (+12°С). Поднимаемся на гребень хребта от в. 2920,7. Что-то вроде перевала через отрог (18).

Фото 18. Выход на гребень северо-западного отрога от в. 2920,7.

Это в километре южнее от места бивака. Открывается вид дна каньона: мелкие и средние камни, отрог от в. 3420,5 и 2 кулуара - один ведёт на перевальное плато, другой левее по ходу, на хребет от перевального плато (19).

Фото 19. Замыкающий каньон р. Конушкол

Спуск в каньон нетрудный: косой траверс по мелко осыпному склону. Путь по дну каньона. Мелкие камни. Идти не трудно. Обходим слева отрог от в.3420,5.

Правый кулуар более крутой, узкий, вверху просматривается скальный участок, а главное в середине кулуар запирается снежником или фирном, 20-30 м, и его не обойти. Опасность камнепада.

Левый кулуар короче, выводит на гребень отрога, идущего от плато (от перевала), он более широкий, имеет меньшую крутизну и менее камнепадоопасный (20).

Фото 20. Правый кулуар, ведущий из замыкающего каньона р. Конушкол на юг, на гребень.

У подножья кулуаров, в самом верху каньона к нашему удивлению увидели 2 озерца - одно маленькое, другое больше. Можно было бы здесь организовать бивак, но мы не знали.

Подъём по кулуару по мелкой осыпи до скального выхода в середине. Свободное движение. Изредка со склонов падают камни. Организуем наблюдение. И далее движение вверх, перемещаясь то влево, то вправо по кулуару, выбирая, где крупнее камни, чтобы меньше скатываться назад (21).

Фото 21. Верх правого кулуара, ведущего из каньона р. Конушкол на юг, на гребень.

Вышли на гребень, увидели долины ручьёв - Голубого, Кислого, перевал Артык.

Путь по гребню вверх на плато просматривался. Местами простые скалы и 2-3 коротких кулуара со средними и крупным камнями. Свободное движение, местами гимнастическая страховка (22).

Фото 22. Подъём по гребню, выводящему с юга на плато с пер. Шахты.

Вышли на плато в 300 м севернее перевала (23).

Удивительное место. Плато почти ровное поле из мелкой осыпи. Можно играть в футбол.

Фото 23. Седловина пер. Шахты

Тур, записка. Время 12-55. Высота 3386. Спускаемся, максимально траверсируя левый по ходу склон, в верхний цирк, откуда вытекает 3-й правый приток р. Чемарткол (24). В долине этого притока тоже имеются заброшенные шахты и остатки шахтного оборудования.

Фото 24. Долина 3-его правого притока р. Чемарткол.

Спуск сначала пологий по мелкой слежавшейся осыпи, ниже проходим около 100 м крутого участка до 45° и останавливаемся на обед у небольшого озерца около снежника на дне долины. Здесь на осыпи много крупных камней.

После обеда выход в направлении вверх к ручью, где он вытекает из небольшого каньона, через участок крупных и средних камней на правый по ходу борт долины (25).

Фото 25. Каньон в верховье 3-го правого притока р. Чемаркол, выше замыкающий цирк.

Мы стараемся не отходить от воды, так как долина сухая, а время к вечеру. Каньон проходим по дну вдоль ручья. Крутизна 40 – 45°, до 50°. Простые скалы. Выход в замыкающую пологую часть цирка. Невысокий, осыпной, с участками скал гребень западного отрога от в. Кызылкая огибает цирк почти со всех сторон, кроме той, откуда мы поднялись (26).

Фото 26. Западный отрог от в. Кызылкая с юга и замыкающий цирк долины.

Наш ручей кончается снежниками (27).

Фото 27. Снежники и туман в замыкающем цирке 3-го правого притока р. Чемаркол.

Что дальше. Время уже много. Скоро ночь. Принимаем отчаянное решение: идти к ручью от перевала Бурунташ, который впадает в р. Чемарткол, т.е траверсировать склоны в. Кызылкая (3838,9). Попробуем успеть до темноты.

В направлении на юг поднимаемся на хребет по мелко каменистому осыпному склону, крутизной до 30-35°. Гребень скально-осыпной.

И перед подъёмом, и на подъёме, и уже на гребне нас окутал плотный туман. Видимость 20 -40 м. Гребень и хребты не видим. Высота 3562.

Время 17-40. Ждём на гребне прояснения (28).

Фото 28. Седловина пер. Обходной на западном отроге от в. Кызылкая (3838,9).

В прояснении определяем путь спуска (29).

Фото 29. Путь спуска с пер. Обходной на юг, в дол. р. от пер. Бурунташ.50 м спускаемся вниз по гребню и ставим турик. Время 17-40. Высота 3562 м. Определяем категорию – 1А. Называем перевал Обходной. Это так: перевал выводит из замыкающего цирка ручья - 3-го правого притока реки Чемарткол в долину к пер Бурунташ. А если пересечь хребет на юг, то можно выйти ко 2-му правому притоку р. Чемарткол.

Спуск по осыпному склону до 40° (30).

Фото 30. Начало спуска с пер. Обходной на юг, к пер. Бурунташ и плотный туман.

И далее траверсируя склон и в. Кызылкая слева по ходу пересекаем небольшой ручей из-под неё и, выбирая оптимальный путь и стараясь не сбрасывать высоту, выходим к ручью от перевала, в метрах 800 от седловины. Бивак. (31).

Фото 31. Средняя часть спуска (траверс) с пер. Обходной на юг, к пер. Бурунташ.

В прояснениях смотрим на отрог от в. Кызылкая, на котором расположен перевал Обходной (32).

Фото 32. Пер. Обходной с юга

Площадки опять наклонные. Высота 3029. Время 20-00. Погода: Облачно, тихо. Температура: +5.

10 августа. 4 день активной части маршрута.

Прохождение перевала Бурунташ (н/к, 3086) и плато Ирахиссырт.

Пройдено:

ходовых часов 5-00,

км 10,8.

Набор высоты 57 м, сброс высоты 526 м.

После трудного дня вчера позволили себя встать в 8-00. Сплошная облачность. Тихо. Температура + 9°. Выход в 10-00. Через 20 мин подъёма по набитой пологой тропе (33) вышли к камню на перевале Бурунташ (н/к, 3086).

Фото 33. Перевальный взлёт с запада пер. Бурунташ.

Тур с запиской на камне. Все участники тоже туда залезли для фото. Уместились. Принимаем решение не обедать, а идти до «серебряного источника» по плато Ирахиссырт.

Предвидя сложность переправы ч/з реку Кызылкол, спускаемся не по тропе, а правее по ходу, чтобы охватить больший участок реки для поиска переправы. И действительно вода в реке оказалась высокая, хорошего брода нет. Находим место для переправы, вернее, 2 места. Выше, где река образует несколько проток и в них находятся крупные камни, будем использовать для переправы первого на «усах» вброд для наведения навесной переправы. Ниже мы облюбовали с обеих сторон крупные камни, за которые будем закреплять верёвку и челнок. После переправы всех участников и снаряжения мы должны организовать сброс верёвок с целевой стороны, например, использовать карабинную удавку. Но в 2-ки появился участник, который изъявил желание тоже переправиться вброд. Это для приобретения навыков переправы. Что ж, пожалуйста, сударь (34)!

Фото 34. Переправа р. Кызылсу под пер. Бурунташ. Этот участник сам так захотел.

Итак, первый и последний переправлялись вброд, остальные и рюкзаки - по навесной (35). В общем, переправились без проблем. Всего затратили 1час 20мин.

Фото 35. Навесная переправа р. Кызылсу под пер. Бурунташ.

Ещё через 3 ходки по ровному слегка наклонному на северо–восток травянистому плато Ирахиссырт, на котором пасётся живность из ближайшего коша, по старой грунтовой дороге, доходим до мостика через реку с ледника Карачаул. По нему далее выходим к ограде царства господина Аркашки, базе МЧС и в 200 м ниже «серебряного источника» - мощного родника, содержащего вроде бы ионы серебра и действующего один раз в году, около 2-х недель, останавливаемся на бивак.

С верхней части плато виден наш перевал Поволжье (36).

Ещё раз ощущаю приятные минуты по поводу его прохождения. Сколько же раз я смотрел на него отсюда и мечтал!

Фото 36. Пер. Поволжье с плато Ирахиссырт.

На большой поляне у «серебряного источника» стоят около 20 палаток отдыхающих, туристов и альпинистов и несколько стационарных домиков и палаток базы МЧС г. Кисловодска.

Время 16-00, высота 2560. Обед, передышка, подготовка, к технической части маршрута. С 18-00 немного дождь. А весь день было пасмурно с прояснениями, лишь иногда между облаками появлялось солнце. Температура + 23.

11 августа. 5 день активной части маршрута.

Прохождение лед. Джикаугенкёз

Пройдено:

ходовых часов 6-40,

км 15,0.

Набор высоты 765 м, сброс высоты 0 м.

Выход в 8-10. Температура +8. Пасмурно. За несколько минут до выхода начался холодный дождь, не очень сильный и не долго. Решили идти. Сразу небольшой достаточно крутой подъём по скотогонным тропам между выходами скал (37).

Фото 37. Начало подъёма от «Серебряного источника» к льду. Джикаугенкёз.

Выше на зелёных террасах и склонах овечьи и коровьи пастбища (38).

Вдали – каньон р. Малка и дорога, ведущая на мост через Малку и в Кисловодск по плоскогорью двух рек – Малка и Ингушли.

Фото 38. Подножье урочища Ирахиктю и верхний каньон р. Малка.

Реку от ледника Микельчиран перешли по камням (39). Утро, и вода низкая. Но так бывает здесь не всегда. Часто приходится искать большие камни и перебрасывать верёвку для наведения навесной переправы.

Фото 39. Переход реки от ледника Микельчиран в её среднем течении.

Выше крутые зелёные подъёмы выводят нас на конечные морены ледников Кынчынсырт и Джикаугенкёз.

Идём по набитой тропе, которая местами теряется. Ниже, справа по ходу встречаются небольшие моренные озёра (40). Когда-то здесь было большое моренное озеро. Но постоянно увеличиваясь, оно прорвало моренную естественную дамбу и гигантским селем сошло вниз.

Фото 40. Конечные морены лед. Мкельчиран, Кынчырсырт, Джикуагенкёз.

Морен здесь много (41).

Фото 41. Конечные морены лед. Джикуагенкёз.

Наконец выходим на боковую морену ледника Джикаугенкёз - грязную и местами, где пробиваются ручьи, с участками трясины. По возможности обходим грязь и трясину и выходим на примыкающую часть боковой морены. Поиск пути выхода на ледник через крутой и глубокий жёлоб, образованный мощным ручьём. Находим снежно-фирновый мост. Проверка и организация страховки (42).

Фото 42. Выход на лед. Джикуагенкёз по снежно-фирновому мосту

Ледниковое плато Джикаугенкёз с небольшим уклоном на северо-восток, выпуклое посередине, без трещин. На поверхности много ручьёв. Мы перепрыгиваем в направление к перевалу Балык, к которому ледник подходит языком (43). Свободное движение.

Фото 43. Путь по лед. Джикаугенкёз к пер. Балык.

Поднялись на боковую морену, думая, что это склон хребта. Но под нами, под слоем камней ледник уходит ещё ближе к перевалу.

Нашли наиболее пологое место под бивак и чистую воду. Пришлось выкладывать площадки на мокрой морене. К нашему удивлению и сожалению утром оказалось, что в 100 метрах выше были обустроены ровные площадки под палатки рядом с чистым озерцом. Жаль, что не видели это хорошее место вечером: из- за усталости хорошо место для бивака не искали.

Весь день практически было пасмурно, временами шёл мелкий дождь, и только к вечеру на несколько минут появилось солнце. И уже, когда стали на бивак в 17 часов снова потянул туман, затем начался достаточно сильный дождь, который шёл весь вечер и почти всю ночь. Высота 3325. Температура +10°.

12 августа. 6 день активной части маршрута.

Прохождение пер. Балык (1Б, 3572) и Мкяра-Субаши (1Б, 3644)

Пройдено:

ходовых часов 7-50,

км 7,2.

Набор высоты 791 м, сброс высоты 664 м.

С бивака на перевал Балык (1Б, 3572) вышли в 8-00. Температура + 9°. Ещё снизу определили вариант подъема. Если подниматься «в лоб», то двигаться придётся по мелкой осыпи, это плохо, а, если левее, то на склоне видны были рыжеватые скальные выходы, выше крупные камни и ещё выше зигзагом вправо в сторону перевала. Так мы и решили.

Свободное движение. Быстро подниматься не получается. Под ногами всё время осыпь проскальзывает.

Фото 44. Пер. Балык с севера.

Подъём занял около 1,5 ходки. Время 9-30. Перевал широкая седловина, записка в туре. Высота 3572.

На юг пологий спуск, виден перевал Мкяра-Субпши и весь путь к нему (45). Ниже перевала Балык грунтовая наезженная дорога, какая- то маркировка вешками, много машинных следов. Скорее всего, из долины реки Кыртык, из п. Верхний Баксан приезжают сюда для тренировок или каких-то соревнований на квадроциклах.

Спускались с перевала Балык вниз постепенно поворачивая вправо, чтобы меньше сбрасывать высоту. Практически это был траверс нижней части отрога между перевалами Джикаугенкёз и Былык. Сначала спуск проходил по осыпи, потом по зелёнке и далее после переправы по камням через реку Субаши (46). Путь по концевой и поверхностным моренам к перевалу Мкяра-Субаши.

Обед на поверхностной морене почти под перевалом Мкяра-Субаши.

Фото 45. Спуск с пер. Балык на юг. Виден пер. Мкяра-Субаши.

Основное русло реки Субаши берёт начало из-под перевалов Субаши и Ирик-Субаши.

Фото 46. Переправа через р. Субаши.

Интересно, что склоны вершин и хребтов в этом районе в основном все осыпные. Зелёнка начинается гораздо ниже, снежников и ледников почти нет.

После обеда подходим к перевальному взлёту (47) по камням морены. Выбираем путь подъёма: внизу как можно дольше по снежнику, выше по крупным камням, траверсируя то влево, то вправо. Подъём местами до 40-45° трудный: камни и осыпь не держат. Ну, и смотрим за склонами: есть небольшая вероятность падения камней. Свободное движение.

Фото 47. Перевальный взлёт пер. Мкяра-Субаши с севера.

Выход на седловину. Широкая, скально-осыпная (48). Тур, записка. Высота 3644. Время 15-25. Тихо, переменная облачность.

Фото 48. Седловина перевала Мкяра-Субаши.

Спуск по осыпному не длинному перевальном взлёту до 40°. Мелкая и средняя осыпь. Взлёт выводит нас на небольшое ровное плато из мелкой осыпи и песка (49). Есть вода. Очень удобное место для бивака - всё есть, ровно и открыты хорошие виды на окружающие хребты.

Фото 49. Весь путь спуска с пер. Мкяра-Субаши на лед. Мкяра Зап.

Но нам нужно идти дальше. С плато спуск к левому борту ледника Мкяра Западный. Это довольно серьёзное препятствие. Во-первых, отвесные скалы, имеется 2-3 кулуара, где более полого. Во-вторых, эти кулуары очень камнепадоопасны. Один из кулуаров мы выбрали. Круто, до 50°, средние и крупные камни

(50). Нам повезло. Полчаса спустя по нему прошёл камнепад с большими камнями.

Фото 50. Последний участок спуска с пер. Мкяра-Субаши на лед. Мкяра Зап. Кулуар.

Вышли на боковую морену ледника. В поисках достаточно ровного и безопасного места немного поднялись вверх. Площадки выкладывали камнями. Уклон ледника и морены тоже достаточно крутой.

Время 17-35. Высота 3100. Температура + 12°. Сплошная облачность. Временами идёт мелкий дождь.

13 августа. 7 день активной части маршрута. Прохождение пер. Мкярский Перемёт (2Б*, 3700).

Пройдено:

ходовых часов 6-10,

км 4,6.

Набор высоты 376 м, сброс высоты 190 м.

Выход в 8-10. Температура + 10°. Сплошная облачность.

На леднике мощный боковой ручей. Зря Соня мыла миску. Красиво плыла она по этому ручью. Не нашли.

Расстались с 2-кой: им вниз по леднику для обхода отрога, через который наш перевал 2Б* (51). Для них в этом отроге перевалов нет.

Мы же переходим ледник в направлении нашего перевального взлёта. Открытый лёд, скользит, кто-то одел кошки. Действительно: без кошек местами не пройти. И тем, кто поленился это сделать, приходиться искать вмёрзшие камни и прыгать по ним.

Фото 51. Перевал Мкярский Перемёт с севера.

Перевальный взлёт - ледовый кулуар, подрезанный бергшрундом, зажатый между крутыми скальными бортами. Вверху крутизной местами до 50-55°. До бергшрунда и немного выше его лежит фирн, выше чистый открытый лёд (52). Скальный левый борт отвесный, уходит выше в вершину. Есть вероятность падения с него камней. Правый борт ниже – средние, местами сложные скалы. Внизу примыкает к ледовому жёлобу отвесной стеной. Выше стена менее высокая. В середине бергшрунда небольшой снежно-фирновый мостик через него. Ниже бергшрунда тоже достаточно круто и плотный фирн, без кошек не пройти.

Принимаем решение: идти по фирну до моста, выше максимально вверх, с траверсом к правому борту. Далее в начале открытого участка льда, чтобы не мучиться на чистом крутом участке с ледобурами и лоханками, выйти на скалы и вверх по ним.

Фото 52. Перевальный взлёт пер. Мкярский Перемёт с севера.

До бергшрунда идём в связках внизу с одновременной, выше с попеременной страховкой. Опоры организуем через ледорубы. Пока фирн глубокий. Бергшрунд переходим по мосту. Выше работаем с ледобурами. Первый участник проходит участок с нижней страховкой, остальные по наведённым перилам. Лёд плотный натёчный, но ледобуры вкручиваются и держат хорошо. Первый участник идёт сначала с одним ледорубом, выше, где фирн стал тонким с двумя на клювиках. На самом узком месте открытого льда, и где мы определили наиболее возможный выход на скалы, уходим на траверс почти без набора высоты (53).

Фото 53. Движение выше бергшрунда на взлёте пер. Мкярский Перемёт с севера.

И всё же лёгкого выхода на скалы не получилось. Пришлось первому подниматься лазанием без рюкзака (54). Потом за ним спускались по перилам. Промежуточные точки страховки организовывали, пропуская верёвку за скальные выступы.

Итог технической работы:

- До бергшрунда с одновременной страховкой прошли около 300 м, в самом вверху под бергшрундом 30 м до 40° с попеременной страховкой

- Далее с нижней страховкой 3 верёвки по 30 м. Крутили ледобуры через каждые 4-6 м крутизна до 45-50°. Перила для остальных.

- 20 м траверса влево по ходу с нижней страховкой к скалам в наиболее удобное место для выхода по скалам на их гребень. Перила для остальных.

- Выход на гребень, 10 м средние скалы до 90°, свободное лазание с нижней страховкой без рюкзака. Перила для остальных.

Движение по скалам до 200 м до 50°. 2 стенки по 2-3 м. Лёгкие и средние скалы. Свободное лазание с попеременной страховкой, на стенках перила. Первый поднимается с нижней страховкой.

Выход со скал на седловину траверсом вправо по ходу 30 м до 35°, фирн, в кошках с попеременной страховкой. Седловина скальная с крупными камнями (55). Высота 3700. Время 11-20. Слабый ветер. Переменная облачность. Хорошо виден перевал Мукал-Мкяра Южный и его северный перевальный взлёт.

Фото 54. Выход на скалы выше бергшрунда на взлёте пер. Мкярский Перемёт с севера.

Фото 55. Седловина пер. Мкярский Перемёт и часть спуска с него на юг.

Спуск 40 м по скалам до 45°. Попеременная страховка. Выход на ледник.

Ледник крутой от седловины до 30°, ниже до 45°, открытый. В середине ну- натак, его обходим выше. Спуск по правой стороне: там положе. Увидели 2-ку. Весь ледник проходим в связках и в кошках. Ниже нунатака крутизна увеличивается (56). Появляются участки открытого натёчного льда.

Фото 56. Спуск с пер. Мкярский Перемёт по лед. Мкяра Восточный ниже нунатака.

Имеются трещины, проходя которые немного петляем (57). Косые трещины используем для движения: по их краям легче идти. Используем углубления этих трещин или более ровные участки льда по их краям.

Фото 57. Трещины на лед. Мкяра Восточный.

Далее движение в направлении нашего следующего перевала вниз на волнистый ледник (58). Волны до 1 м высотой и 1 м и более шириной, их направление поперёк нашего движения. И вода, ручьи – ледник тает. В общем, мы вспомнили все слова из некоторого лексикона. Пытаемся найти более ровные участки, меняя направление движения. Видим: 2-ка остановилась на привал ниже перевала Мукал-Мкяра. Идём к ним.

Фото 58. Путь спуска спер. Мкярский Перемёт по лед. Мкяра Восточный.

Наконец, подходим к хребту с нашими перевалами, метрах в 300-х ниже пер. Мукол-Мкяра. Встреча с 2-кой (59). У них всё хорошо. На большом ровном камне поставили кухню и начали готовить обед. Начался дождь. Температура опустилась до + 4-6°. Усиливался ветер. И время уже шло к вечеру. Принимаем решение: искать место для бивака и прохождение наших перевалов начать с завтра утра. Ну, может быть, если погода позволит, начать сегодня наводить перила на пер. Мукал-Мкяра Южный.

Тогда нужно ставить бивак ближе к перевалам. Так и поступили. Поднялись к подножью перевала Мукл-Мкяра. Кухню не собирали - несли в руках.

Фото 59. Перевал Мукал-Мкяра Южный с севера.

На нижней части часть осыпного склона перевального взлёта подготовили площадки для палаток.

Время 14-20. Высота 3638. Сплошная облачность. Мелкий дождь, временами сильный. Слабый ветер.

14 августа. 8 день активной части маршрута.

Прохождение перевалов Мукал-Мкяра Южный (2Б*, 3844)и Российских офи- церов (1Б*, 3847)

Пройдено:

ходовых часов 9-50,

км 4,6.

Набор высоты 409 м, сброс высоты 434 м.

Выход 8-10. Температура +6°. Сплошная облачность. Слабый ветер. Снова расстаёмся с 2-кой. Мы им завидуем, по лентяйски: у них лёгкий перевал и мы у его подножья.

В кошках подходим под бергшрунд. Свободное движение.

Перевальный взлёт - крутой, достаточно длинный (60). В средней части с самой седловины скальный гребень. Ниже он заканчивается в 20-и м выше берг- шрунда. Крутизна льда до 40-45°. Участки до 50°. Скальный гребень тоже такой же крутизны, но несколько участков или круче и 2-3 метровые стенки.

Фото 60. Превалы Мукал-Мкяра и Мукал-Мкяра Южный с севера.

От бергшрунда движение первой связки с нижней страховкой. 20 м до 45°. Навешиваем перила для остальных участников. Выход на скалы (61). Страховка на льду на ледобурах.

Фото 61. Бергшрунд на перевальном взлёте с севера пер. Мукал-Мкяра Южный.

Движение по скалам в связках с попеременной страховкой. На крутых участках - 3 верёвки по 30 м навешиваем перила (62). И на 2-х 3-х метровых стенках тоже.

Фото 62. Движение по скальному гребню перевального взлёта с севера пер. Мукал-Мкяра Южный.

Но вверху ближе к седловине крутизна их увеличивается до 75-80°, поверхность становится гладкой и монолитной. Решаем: или лезть поэтому крутяку, или уходить влево по ходу на траверс с небольшим подъёмом по тонкому фирну. Принимаем второе (63). 30 м до 40°. Попеременная страховка. Перила для 2-й связки и мы на седловине (64).

Время 12-40. Высота 3844. Температура около 0°. Сплошная облачность, временами слабый дождь. Ветер: порывы до сильного.

Фото 63. Подъём со скальной гряды пер. Мукал-Мкяра Южный с севера на седловину.

Спуск.

Вначале крутой до 70° узкий кулуар, расширяющийся ниже и дугой повораивающий влево и зажатый отвесными высокими скалами камнепадоопасен. Но левый борт кулуара более низкий и пологий. Под ним имеется ледовый рант- клюфт, ниже он принимает форму достаточно широкого кармана. И по всему рантклюфту за счёт перегиба склона имеется прикрытие от камней.

Фото 64. Седловина пер. Мукал-Мкяра Южный.

Организуем первые перила 30 м, навешиваем локалку и скалосброс. Спускаемся, прижимаясь к левому склону (65).

Фото 65. Первые перила на спуске с пер. Мукал-Мкяра Южный на юг.

Вырубаем лоханки и снова навешиваем 2-е перил по 80 м, но уже на ледо- бурах, используем ледосброс. За 50 м до бергшрунда, где достаточный слой фирна, спускаемся в 3 такта на снежно-фирновый мостик и выходим на более пологую часть взлёта (66). Ниже кулуар выполаживается до 30-35° и ещё ниже после бергшрунда уже фирновый склон до 20-25°. Там тоже спуск в 3 такта.

Всё бы хорошо, но на очередных перилах из-за спешки запутались шнур и перильная верёвка. Пришлось ещё раз подниматься.

Но сложность была и в другом. Уже в начале спуска нас накрыл холодный дождь со снегом и сильный ветер. 2-ка внизу на камнях между нашими перевалами укрылась от дождя под плёнки. Спустившиеся участники 4-ки тоже. А 2-м последним спускающимся участникам 4-ки пришлось сполна испытать всю прелесть непогоды. И температура, судя по оледенению снаряжения и смерзанию снега опустилась до - 5-8°. Наконец, спустились, все дружно поставили тент от большой палатки группы 2-ки и все вместе, защищаясь от ветра в течении получаса согревались своими телами.

После холодной отсидки под тентом и короткого прояснения уходим на перевал Российских Офицеров, хотя уже время к вечеру (67). И мы мокрые. Хотим не отстать от графика и поставить бивак хотя бы на камнях.

Фото 67. Путь к пер. Российских Офицеров от подножия пер. Мукал-Мкяра Южный.

Мы успели подойти к перевальному взлёту и оказались в плотном тумане. Видимость 10-15 м, но характер подъёма и путь мы успели просмотреть (68). Перевальный взлёт ледовый до 30-35°, почти у седловины трещины. Немного попетляли. Так в тумане и поднялись на седловину. Сняли записку. Время 17-00. Высота 3847. Сплошной туман. Видимость до 30м.

Фото 68. На перевальном взлёте пер. Российских Офицеров с востока.

На седловине были не долго. Успели спуститься с перевального взлёта и немного ниже по моренам (69). Перевальный взлёт ледово–осыпной до 40°. Местами лёд с поверхностной мореной. Туман не рассеялся. Бивак поставили на морене в кармане. Площадки выложили. Спускаться ниже уже не было времени и сил. Холодно, одежда мокрая.

Время 18-00. Высота 2800. Температура около +5-7°. Сплошная облачность, временами мелкий дождь. Слабый ветер.

Фото 69. Характер спуска ниже перевального взлёта пер. Российских Офицеров с запада.

Продолжение. Часть 2 здесь
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru