Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном туристском спортивном походе 4 к.с. по Алтаю, совершенном с 7 августа по 4 сентября 2012 г. Часть 1
1 Справочные данные о спортивном туристском походе.
1.1 Параметры похода
1.2 Характеристика района проведения похода Горный Алтай изобилует разнообразием флоры, фауны, всех видов горного/лесного/степного и даже пустынного рельефа. Все эти красоты описаны в столь большом количестве источников, что утомлять читателя данного отчета еще одним «ремейком» данного раздела мы не будем. Если у читателей возникнут трудности с поиском данной информации, руководитель будет рад предоставить эти данные в любой удобной для них форме – контактная информация руководителя (номера телефонов и адреса электронной почты) указана в данном отчете. 1.3 Подробная нитка маршрута Запланированный маршрут: Пос. Чибит – р. Чуя – р. Орой – пер. Орой (н\к) – дол. р. Ештикол – р. Шавла – оз. Н. Шавлинское – оз. В. Шавлинское– пер. Мечта (2Б) – рад. в. Мечта – р. Камрю – оз. Камрю – р. Карагем – Карагемская поляна – р. Калынагач – пер. Анитим (1Б) – р. Оштуайры – лед. Оштуайры – пер. Тюнь В. (2А) – р. Тюнь В. – пер. Узургу З. (1Б) – пер. Сибстрин (2А) – лед. Талдуринский – пер. Девяти (2Б) – лед. Софийский – р. Аккол – р. Тура-Оюк – пер. Ленинградский (1Б) – р. Талдура – р. Джелло – пер. Купол (1Б) – а\л Актру – лед. Б. Актру – пер. Машей (2Б) – вер. Тамма – пер. Тамма (2Б)– лед. Л. Карагем – р. Л. Карагем – дол. р. П. Карагем – оз. Абыл-Оюк – пер. Надежда (2Б) – лед. Л. Маашей – р. Маашей – оз. Маашей – р. Мажой – р. Чуя – пос. Чибит. Пройденный маршрут: Пос. Чибит – р. Чуя – р. Орой – пер. Орой (н\к) – дол. р. Ештыкол – р. Шавла – оз. Шавлинское – оз. В. Шавлинское – пер. Мечта (2Б) – р. Камрю – оз. Камрю – р. Карагем – Карагемская поляна – р. Калынагач – пер. Анитим (1Б) – р. Оштуайры – лед. Оштуайры – пер. Тюнь В. (2А) – р. Тюнь В. – пер. Узургу З. (1Б) – связка (1Б) (пер. Сибстрин Ложный (1Б) – пер. Сибстрин (2А)) – лед. Б. Талдура – пер. Девяти (2Б) – лед. Софийский – р. Аккол – р. Тура-Оюк – пер. Ленинградский (1Б) – р. Талдура – р. Джелло – пер. Купол через вершину (1Б) – а\л Актру – лед. Б. Актру – а\л Актру – р. Б. Актру – р. Корумду – р. Куркурек – оз. Караколь – р. Мажой – р. Карасу – пер. Орой – р. Орой – р. Чуя – пос. Чибит. Данные об участниках
Организация спортивного туристского похода Общая идея похода Алтай для всей группы, исключая руководителя, являлся новым районом путешествия, поэтому хотелось посетить как можно больше достопримечательностей. Маршрут планировался таким образом, чтобы охватить максимальное количество ключевых точек района путешествия, при этом объединить в едином походе подрайоны: Северо- и Южно- Чуйские белки. В качестве ключевых точек, при планировании похода, были выбраны: Шавлинские озера, река Карагем и Карагемская поляна, пик Икту, ледники Большой Талдуринский и Софийский, долины рек Аккол и Талдура, долина Актру, озеро Маашей. Подбор препятствий и километраж делался с некоторым запасом, ориентируясь на то, что состав группы достаточно сильный физически и технически хорошо подготовлен. Варианты подъезда и отъезда. Обоснование выбора точек начала и конца похода. Добраться до крупных населенных пунктов, в которые пребывает большинство групп идущих в походы на Алтай (Новосибирск, Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск) можно двумя видами транспорта: поездом и самолетом (имеется в виду добирание из Украины, поэтому вариант подъезда автотранспортом нами не рассматривался). Поезд был исключен нами из-за продолжительного времени в пути при незначительной разнице в стоимости (учитывая проедание средств по пути следования поезда). Поиск варианта авиа-перелета вывел нас в конечном итоге на авиакомпанию «Turkish Airlines». Достаточно низкая стоимость перелета и «бонус» в виде возможности посетить Стамбул (разница между прилетом в Стамбул и вылетом в Новосибирск была 1 сутки и 1.5 суток по пути обратно, гостиница, трансфер от аэропорта и одноразовое питание входили в стоимость перелета) сыграли решающую роль! Т.о. мы летели по маршруту Симферополь – Стамбул – Новосибирск – Стамбул – Симферополь. В качестве начальных точек маршрута подходили 2 варианта: поселок Бельтир и трасса в окрестностях Мажойского моста через реку Чуя (пост МЧС). В связи с большими затратами финансов и времени для заброски в поселок Бельтир (от поселка Курай транспорт ходит не всякий, стоимость резко возрастает из-за данного участка пути от Курая до Бельтира), от данного варианта, мы отказались. Был выбран вариант через Мажойский мост. При этом варианте мы получили немаловажные для нас преимущества: найти транспорт до поселка Чибит достаточно просто (весь путь от Новосибирска в нашем случае, либо от иного другого крупного населенного пункта в который группа приедет на поезде или прилетит на самолете, пролегает по Чуйскому тракту), цены на этот транспорт значительно меньше, чем до поселка Бельтир (например: участок пути от поселка Курай до поселка Бельтир по стоимости выходил примерно в ту же цену что дорога от Новосибирска до Чибита). Но за 2 недели до начала похода озеро Маашей было прорвано и селевым потоком уничтожены все мосты по реке Мажой и сам Мажойский мост через реку Чуя. В связи с этим начальная точка маршрута была перенесена в поселок Чибит, где мосты не пострадали по предварительно полученным сведениям. Трансфер из Новосибирска до Чибита и обратно обеспечивался турфирмой «Биалтур» (http://www.bialtur.biysk.ru/) – вполне надежный и адекватный оператор, все о чем договорились было нам предоставлено за договоренные суммы. Аварийные выходы с маршрута и его запасные вариантыЗапасные варианты: Обход перевала Тюнь В.: лед. Оштуайры – пер. Мрачный (2А) – р. Тюнь В. Обход перевалов Сибстрин - Девяти: пер. Безымянный (1А) – пер. Туманный (2А) – лед. Софийский – р. Аккол. Обход связки пер. Машей – вер. Тамма – пер. Тамма (вариант №1): пер. Физкультурник (2Б) – лед. Л. Карагем – р. Л. Карагем. Обход связки пер. Машей – вер. Тамма – пер. Тамма (вариант №2): пер. Машей (2Б) – лед. Машей – оз. Маашей. Обход пер.Надежды: оз. Абыл-Оюк – пер. Абыл-Оюк (1Б*) – Шавлинские озера – р. Шавла – р. Ештыкол – пер. Орой (н/к) – р. Орой – пос. Чибит. Аварийные выходы с маршрута: В случае необходимости аварийного схода с маршрута предполагалось движение по следующим вариантам:
Изменения маршрута и его причиныВ связи с ограничениями по времени, связанными с наличием дешевых авиабилетов для перелета из Симферополя в Новосибирск и обратно на определенные даты, не удалось заложить достаточное количество запасных дней необходимых для прохождения маршрута по запланированному графику. Кроме того, за месяц до начала похода на Алтае произошло землетрясение, сход озера Маашей в результате чего перестал существовать Мажойский мост через реку Чуя, который являлся наиболее удобным местом входа и выхода с маршрута – это вынудило несколько удлинить планируемый километраж активной части похода, который и без этого был достаточно напряженным. Т.о. изначально план похода подразумевал прохождение «от корки до корки» всего запланированного только в случае хорошей погоды и состояния участников группы. В связи с вышеозначенными причинами, на маршруте руководителем был принят ряд решений по изменению маршрута:
Маршрут с указанными выше сокращениями (по факту) пройден всеми участниками полностью. 2 График движения и технический отчет2.1 График движения
* - Горный коэффициент – 1.2 (в скобках указаны километры, которые идут в зачет – учитывая повторно пройденное расстояние) Итого: Пройдено километров: 272 км – в зачет, 289 км – с учетом повторно пройденного пути. Набор высоты: 11165 м. Чистое ходовое время (ЧХВ): 130 часов 40 минут. 2.2 Высотный профиль похода
2.3 Техническое описание прохождения маршрутаДень 0Маршрут: Новосибирск – поселок Чибит.
При получении багажа в аэропорту Новосибирска были обнаружены первые потери: при перелете были деформированы до неузнаваемости банки с упакованными в них продуктами (топленое масло, мясо в сале и сало с чесноком). Пришлось устраивать «спасработы» и спешно спасать последствия «стихийных разрушений» причиненных турецкими авиалиниями. Погрузились в заказанный микроавтобус «Биалтура» на котором доехали до Бийска (Фото 1), где пообедали, докупили недостающие продукты, перегрузились в другую машину на которой ехали до начальной точки маршрута – поселка Чибит. По пути в Горно-Алтайске зарегистрировались в МЧС (Поисково-спасательный отряд МЧС Республики Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Улагашева, 13, номер 270 в журнале регистрации) и купили сим-карту местного МТС (при регистрации в МЧС просят указать номер телефона, не российские номера просят не давать). По пути попытались оптимизировать время – распаковать докупленные продукты (Фото 2). В связи с задержками по дороге, выгрузились у моста через реку Чуя (ниже поселка Чибит) только в 12 ночи. В темноте, при свете фонариков, перешли по мосту на левый (орографически) берег реки Чуя и в леске напротив моста остановились на ночевку. Утомленные дорожной суетой – спали все хорошо! Фотографии дня:
День 1Маршрут: Мост через реку Чуя (ниже по течению поселка Чибит) – долина реки Орой.
Рисунок 1. Орографическая схема 1-го дня пути Техническое описание дня: Как и следовало ожидать, здоровый сон, после дорожных волнений, подействовал расслабляюще. Для того чтобы войти в «тонус» - пришлось заметно напрячься! Раннего подъема не получилось. При дневном свете обозрели мост и окрестности (фото 5) в которых выгрузились ночью. Встали в 9:00 и занялись доупаковкой продуктов (Фото 3) и их окончательным распределением, сбором лагеря. Неспешно позавтракали и вышли в 12:15 (фото 4). Дальнейшее движение - по тропе левого (орографически) берега р. Чуя. Вначале идет дорога до кошей расположенных напротив пос. Чибит – местами она идет по песчано-галечным пляжам русла старицы, поэтому пришлось немного полазить по прибрежным кустам и уступам. Перед кошами она выходит на луга (фото 6). После кошей дорога постепенно вырождается в тропу. За переход дошли до поворота реки напротив пос. Чибит, тут имеется разрушенный мост (от него остались только бетонные опоры и стальной трос). Далее тропа, петляя, взбирается на склоны, уходя от берега реки – обходит верхом каньон на р. Чуя. Дальше по в хвойном лесу идет хорошая тропа, набитая лошадьми. За 3 переходы дошли к р. Орой. Врожденная жадность пересилила разум и мы попытались сократить петлю тропы, которая делает крюк к кошам у Оройского моста, и выйти сразу повыше. Попытка не вполне удалась и, побродив по кущам (потеряв на этом час времени), забравшись на скальные выступы мы осмотрели панораму долины реки Чуя (фото 7), но в конце-концов вышли на ту же тропу – сокращение себя не оправдало, но внесло определенное разнообразие. Еще за 2 перехода вышли к притоку Ороя – р. Колмеш, где и остановились на стоянку в 18:45. Место довольно ягодное – много черники и брусники, встречается голубика Фотографии дня:
День 2Маршрут: долина реки Орой - пер. Орой (н/к) – река Ештыкол – река Шавла
Рисунок 2. Орографическая схема 2-го дня пути Техническое описание дня: Подъем в 6:00, выход со стоянки в 8:00. Подъем продолжается по тропе правого (здесь и далее по тексту отчета, если это не указано дополнительно, стороны рек и долин указаны в орографическом понимании) берега р. Орой. Через пол часа подъема тропа переходит с правого на левый берег (фото 8), тут начинается ряд мест с хорошими стоянками – ягодные места сразу начинают сходить на нет, что логично. За 2 перехода поднялись до коша под пер. Орой (фото 9). Закупили молока (фото 10) и в 10:30 вышли на перевал Орой (фото 11). От коша через перевал в дол. р. Ештыкол идет дорога (фото 12), которая постепенно превращается в лошадиную тропу, идущую по правому берегу р. Ештыкол. Мы пересекли по камням р. Ештыкол, перебравшись на левый берег, и далее по тропе, идущей по осыпным склонам (фото 13), продолжили спуск. В 12:30, пройдя полтора перехода от пер. Орой, остановились на обед на тропе. Пообедав, продолжили спуск дальше по тропе. Тропа везде хорошая и сильно захоженная. Во всех местах, где она пересекает какие-либо притоки или ручьи, втекающие в р. Ештыкол, есть перекинутые бревна (фото 14 – переправа через левый приток, р. Шабага). После обеда погода начала неуклонно портиться и к вечеру начался дождь, тропа размокла и превратилась в болото. За 3 перехода перешли из долины р. Ештыкол в дол. р. Шавла. Места не очень пригодные для стоянки, но погода и время вынудили искать стоянку – нашли что-то похожее на берегу реки среди хвойного леса, много мха и довольно сыро. В 18:30 остановились на ночевку (фото 15). Всю ночь шел дождь. Пришлось заниматься «борьбой за живучесть палатки» - идеальной площадки под палатку не нашлось, а продавленный мох способствовал накоплению воды под днищем палатки. Испытание пройдено успешно – сделаны выводы об особенностях установки шатра на различных формах рельефа Фотографии дня:
День 3Маршрут: река Шавла - Н. Шавлинское озеро – В. Шавлинское озеро – цирк над В. Шавлинским озером.
Рисунок 3. Орографическая схема 3-го дня пути Техническое описание дня: Утром дождь прекратился, прибавив настроения слегка приунывшим участникам ночных заплывов по палатке. Встали в 6:00. Вышли со стоянки в 8:30. Поднимаемся по тропе по правому берегу р. Шавла (фото 16, 17). Тропа после дождя размокшая, но виды долины реки неуклонно радуют своими красками и насыщенностью (фото 18). Кроме того, на встречаемых стоянках есть возможность пополнить съестные запасы различными разносолами как-то: картошка свежая и практически не мороженная, рис и макароны необычайно аппетитного вида. Хорошо, что всего этого оставляют не ящиками – иначе у группы могли возникнуть серьезные проблемы… За 3.5 перехода от места ночевки поднимаемся к Шавлинскому озеру (фото 19). По тропе правого берега выходим на стоянки перед «местом силы» (фото 20) и останавливаемся на обед в 12:45. Удается даже частично просушить шатер. В 14:35 выходим дальше по тропе. За 2 часа поднимаемся к оз. В. Шавлинскому (фото 21). Обходим озеро по правому берегу (фото 22). Тропа прерывается у каменного хаоса на правом берегу и появляется только после его окончания. По завалу пришлось попрыгать почти час. После завала тропа заболочена, в верхней части озера у границы леса имеются хорошие стоянки, но нам надо подняться поближе к перевалу, поэтому продолжаем подъем на взлеты морен от озера по тропе (фото 22 – желтая стрелка). В 18:30 останавливаемся на ночевку, на терассе - в цирке над оз. В. Шавлинское. Фотографии дня:
Фото 22 – Озеро В. Шавлинское День 4 Маршрут: цирк над В. Шавлинским озером - пер. Мечта (3225 м).
Рисунок 4. Орографическая схема 4-го дня пути Полезные точки:
Техническое описание дня: Ранний подъем в 4:00, выходим в 6:00. Позади наконец-то видна панорама Шавлинских озер (фото 23). Тропы нет – идем по заросшим моренным валам и курумникам. В предыдущий день в потемках забрались слегка правее (по ходу движения), чем нужно, поэтому обходим скальный контрфорс с права налево (фото 24) и углубляемся в долину ледника под пер. Мечта (фото 25). Почти под ледником есть хорошие ровные стоянки. В 7:30 подошли под ледник, надели кошки и в 8:10 вышли на него (фото 26). Ледник открытый, ровный (фото 27, 28, 29). За 2 перехода от выхода на ледник, вышли под взлет пер. Мечта (фото 30). Одели системы (фото 31), перекусили. Путь, описанный предыдущими группами (обозначен зеленой линией на фото 32), показался нам с одной стороны излишне затянутым, а с другой – камнеопасным, т.к. склоны под скалами испещрены черными «потеками» и следами чего-то падавшего. Решили идти по более прямому пути, показавшемуся нам более предпочтительным (фото 32 – желтая линия) – короче и не видно следов обвалов. В 10:50 начали подъем в связках к бергшрунду (фото 33) – ледник с этого места закрытый. Обошли несколько трещин и подошли к бергшрунду без навешивания перил с одновременной страховкой (фото 34). От нижнего края бергшрунда начали провешивать перильные веревки (фото 35). 1-я веревка: спуск в бергшрунд (3-4 м), потом наклонный траверс вправо вверх – выход за верхний край бергшрунда (его узкая часть находится слева по ходу движения, а справа он раскрывается). Конец 1-й веревки пришелся на очень удачное (как оказалось впоследствии) место – станция на ледобурах под ледовой ступенькой высотой 1-1.5 м. Пока последний переходил бергшрунд, было провешена еще 1 веревка и 1-й работал на 3-й веревке вверх по льду. В этот момент из-за перегиба снежно-ледового склона вылетел весомый «чемодан» внушительных размеров, который пролетел почти параллельно левее по ходу движения верхних двух веревок перил, пересек перила (перелетев их) над нижней (на верхнем краю бергшрунда) базой и улетел вниз по склону (фото 32 – красная линия, примерная траектория полета камня). Никаких предпосылок к данному «явлению природы» не наблюдалось ни до ни после его появления – к счастью он был одинок, но морально группу он встряхнул и напряг. После этого перильные веревки (фото 36), по возможности, вешались как можно правее от его траектории движения. Склон чисто ледовый, трещины мелкие и проходятся без затруднений, в верхней части, перед выходом на седловину появляется плотный фирн со льдом (фото 37). Непосредственно перед седловиной имеется забитый снегом бергшрунд, видимый только справа по ходу движения у скал. На седловину перевала вышли в 18:00, провесив в сумме 6 перильных веревок. Скорость движения группы явно мала, что объясняется недостаточной «акклиматизацией» (группа еще не втянулась в походные условия) и большим весом рюкзаков, которые еще не успели облегчиться с начала похода. На седловине перевала есть озеро, перевальный тур расположен на узкой скально-осыпной перемычке у начала спуска в сторону дол. р. Камрю. Сняли записку группы туристов г. Москвы под руководством Сафонова Александра от 19 августа 2011 г. Остановились на ночевку и поставили палатку на широком ледовой гребне между озером и склоном по которому поднимались (фото 38). При детальном изучении окружающего рельефа был найден источник того «шального» камня (фото 39). При этом, весь относительно мелкий обломочный материал, по всей видимости, задерживается в рантклюфте, а крупные образцы имеют достаточный разгон, чтобы преодолеть его. Снизу данный скальный гребень детально не просматривается, обломочного материала и следов схода его на склоне под перевальным взлетом не наблюдалось, а те немногие следы, которые присутствовали, были отнесены нами как нечто свалившееся со скал правее перевального взлета. Поэтому спрогнозировать опасность выбранного нами пути по фактическим наблюдениям было субъективно затруднительно. Не рекомендуем наш вариант пути подъема к повторению, т. к. по вероятному направлению схода камней – возможно попадание в зону «поражения» всего перевального взлета. Видимо имеет смысл подниматься на перевал по рекомендуемому предыдущими группами пути (зеленая линия на фото 32). Фотографии дня:
<
Фото 37 – перила перед выходом на седло перевала
Фото 38 – ночевка на седле перевала
Фото 39 – источник схода камней по пути подъема группы День 5 Маршрут: пер. Мечта (3225 м) – долина реки Камрю – озеро Камрю.
Рисунок 5. Орографическая схема 5-го дня пути Техническое описание дня: Подъем в 4:00, погода солнечная и ясная. В 6:30 начинаем спуск по кулуару от перевального тура (фото 40). От перевальной седловины вниз просматривается скально-осыпной склон постепенно переходящий в ледовый желоб. Радует экспозиция склона – до обеда кулуар находится в тени! Провешиваем 2 веревки перил по скально-осыпному склону (фото 41) – крепление на петлях за скальные выступы. Старые петли и скальные крючья местами присутствуют. После этого вешаем еще 3 веревки перил по ледовому желобу (фото 42, 43) – крепление на ледобурах (последний участник организует ледобурные самовыкруты). Скально-ледовый желоб выходит на осыпной склон (фото 44) по которому спускаемся ногами до ледника – движение плотными группами, чтобы не вызвать сброс камней на ниже идущих. На ледник спустились в 11:00 (фото 46). Ледник открытый, горизонтальный (фото 45). За 1 переход (фото 47, 49, 50) спускаемся с ледника на морены и с них на лужайки зеленой травы, где остановились в 12:00 на обед. После напряженных дней обед получился продолжительный, просушили все сырое и мокрое на солнце, вышли только в 15:00. Спускались по левому берегу реки (фото 51), луговая растительность, старые курумы. Перегиб долины со спуском в дол. р. Камрю – резкий сброс высоты (фото 52). Далее по долине спускались так же по левому берегу (фото 53) вплоть до оз. Камрю. У верхнего края озера через реку имеются бревна или можно легко перебродить с левого на правый берег реки. Погода резко портиться – начинается дождь, сильный порывистый ветер. Пока были бревна – каждое казалось не последним, потом не хотелось лезть в воду. Продолжили спуск по курумам левого берега озера. Вышли к его устью – переправы не нашли. Брод проблематичен – сильное течение и большая глубина у места вытекания реки из озера, дальше река втягивается в каньон. Тропы по левому берегу нет, склоны довольно крутые и куда приведут не ясно. Решили ночевать на левом берегу и утром разбираться с этой проблемой дальше. Стоянок на берегу озера нет – курумы опускаются в воду без выполаживания, в нижней части озера стоянки маленькие и неудобные. Спрятались от ветра в лесу и встали на ночевку в 19:30. Фотографии дня:
День 6Маршрут: озеро Камрю – река Карагем (полудневка).
Рисунок 6. Орографическая схема 6-го дня пути Техническое описание дня: Подъем в 6:00, утром погода солнечная и ясная. По плану у нас должна быть дневка на слиянии р. Камрю и р. Карагем – куда мы вчера не дошли. Мрачное при вечернем дожде и ветре оз. Камрю играет совсем другими красками и выглядит значительно привлекательней (фото 56). Одновременно с приготовлением завтрака организуем навесную переправу (обходить вокруг озера показалось нам гораздо более утомительным занятием, чем переправа, учитывая протяженные курумники на берегах озера). Первого переправляем на целевой правый берег по камням в начале каньона, крепление переправы на деревьях у места вытекания реки из озера (фото 54, 55). В 9:00 все переправились на целевой берег (фото 57). На правом берегу озера прямо напротив места нашей ночевки отличные поляны и стоянки, но нам советовали идти на р. Карагем, ибо там должны быть «рыбные» места – охотничьи инстинкты возобладали и мы решили спускаться. Тем более, что по карте показана хорошая тропа и мы надеялись не особенно напрягаясь добежать по ней к месту предполагавшейся дневки. Тропа действительно есть (фото 58, 59), но показана она высоко над рекой, идущей по склонам, что не соответствует реальности. От стоянок на озере она идет, как и показано на карте (фото 58), но после того, как она выходит на луговые склоны (фото 59) и пересекает селевые выносы, она начинает значительно портится (как оказалось впоследствии, в этом месте надо было спуститься по этим выносам в русло реки и двигаться дальше по нему вниз – там имеются туры сложенные из камней, которые мы проглядели, быстро устремляясь к месту дневки), приобретает характер давно заброшенной (фото 60, 61). Видимо ею пользуются только звери – следов людей не видно давно. В конце-концов мы спустились в русло реки Камрю (фото 62) и по нему дошли до слияния рек, где перешли по бревнам (фото 64) на левый берег р. Камрю и поставили лагерь (фото 63) в 12:00. Видно, что с противоположного склона сошел огромный сель и превратил это, возможно когда-то очень живописное место в не очень привлекательное (фото 63). Побродив в окрестностях – ничего лучшего, к сожалению не нашли и стали там где было наиболее ровно (фото 65). После обеда погода испортилась – к вечеру пошел дождь. Фотографии дня:
День 7Маршрут: река Карагем – Карагемская поляна – долина реки Калынагач.
Рисунок 7. Орографическая схема 7-го дня пути Полезные точки:
Техническое описание дня: Подъем в 5:00, выход в 7:30. Погода солнечная и ясная. По хорошей тропе правого берега поднимаемся вверх по долине р. Каргем в сторону Карагемской поляны (фото 66, 67, 68). За 4 перехода к 12:30 выходим на Карагемскую поляну (фото 71), перебродив р. Карагем на разливах напротив поляны (фото 72) группами по 2-3 человека. Одной из задач, которые стояли перед нашей группой, была установка мемориальной таблички нашему старшему товарищу Николаю Стельмаху, погибшему в этих местах в 2008 году. Одно из оговоренных заранее мест установки – Карагемская поляна. Останавливаемся на обед (фото 73) рядом с единственным на Карагемской поляне камнем (фото 74). Пока готовим обед, пытаемся установить на этот камень мемориальную табличку, но местная «администрация» явно не одобряет наших действий. Поэтому решаем не идти на конфликт в этом вопросе, и отряжаем экспедицию из 3-х человек к другому оговоренному месту, остальные остаются для просушки вещей и готовки обеда на поляне. Ребята возвращаются только к четырем часам дня. Табличка (фото 76) установлена (фото 75), ее точное местонахождение указано в таблице Полезных точек данного дня пути. По быстрому допив чай и собравшись, выходим вниз по левому берегу р. Карагем. Напротив Карагемской поляны моста или перехода через реку Йолдоайры нет, поэтому бродим с ее правого на левый берег группами по 4 человека (фото 77). На левом берегу к долине реки Калынагач идет не указанная на нашей карте дорога (видимо ею пользуются для заготовки дров), воспользовавшись ею (фото 78, 79) быстро спускаемся к впадению дол. р. Калынагач в дол. р. Карагем (фото 69, 70). Дорога резко заканчивается немного не дойдя до нужного нам места. Проходим немного по стланику и становимся на стоянку в 18:00. В окрестностях стоянки много грибов и брусники. Фотографии дня:
День 8Маршрут: долина реки Калынагач – перевал Анитим (3078 м) – цирк под перевалом Талдуринский.
Рисунок 8. Орографическая схема 8-го дня пути Полезные точки:
Техническое описание дня: Подъем в 6:00 (фото 80), выход в 8:00. Тропы по долине реки Калынагач – нет. Это нам подтвердили и местные жители на Карагемской поляне, в этом мы и лично убедились. В нижней части долины – высокий хвойный лес, который с ростом высоты постепенно мельчает и переходит в альпийские луга. Поднимаемся все время по правому берегу р. Калынагач. В нижней части обходим по верху (фото 81) земляные и скальные прижимы реки. Далее идем вдоль берега, придерживаясь в основном кромки воды (фото 82) – тропы нет, но идется все вполне свободно, особых завалов нет. За 3 перехода (фото 83, 84, 85) поднимаемся к границе леса и выходим на курумники старых морен (фото 86) обильно заросшие вплоть до самого ледника кустами черной смородины – это значительно осложняет нашу участь. В 11:30 останавливаемся на обед. После обеда в 13:30 продолжаем подниматься по моренным валам (фото 87) к отвороту влево по ходу движения (фото 88) – в висячую долину, где находится цирк пер. Анитим. Самого перевала из долины р. Калынагач не видно. После отворота в висячую долину проходим еще один поворот (фото 89) и выходим в цирк пер. Анитим (фото 90), под перевальный взлет вышли в 15:30. Перевал ледово-осыпной, но лед и снег сильно стаяли, по ледовым желобам все время летят камни, поэтому подниматься по ним не возникает никакого желания. В 15:45 выходим на правый, по ходу движения, скально- осыпной склон и, наклонно вверх траверсируя склон (фото 91), выходим на седловину перевала Анитим (фото 92, 93) в 16:55. Седловина – широкий осыпной гребень. Под седловиной в сторону дол. Калынагач есть снежник, места под палатки имеются – можно ночевать при желании. Сняли записку группы туристов из г. Кролевец Сумской обл., под руководством Шкура В.М., от 5 августа 2012 г. Погода начинает заметно портиться. В 17:15 начинаем спуск с перевала на ледник в сторону дол. р. Оштуайры. Характер склона: ск-ос. Никаких сложностей не представляет (фото 94). Спускаемся с ледника (фото 95, 96). Под накрапывающим дождем быстро бежим по моренам и курумникам (фото 97) вниз по долине. На первой же поляне покрытой травой (фото 98) останавливаемся на ночевку в 18:45. Фотографии дня:
Фото 96 – путь спуска с ледника
Фото 97 – путь спуска по долине
Фото 98 – место ночевки и путь последующего спуска в дол. р. Оштуайры День 9 Маршрут: цирк под перевалом Талдуринский (дневка).
Техническое описание дня: Погода испортилась основательно и надолго. Дежурный переставлял будильник, начиная с 5:00 с периодичностью на 1 час, пока не стало очевидно, что перерывы между зарядами дождя перемежаются только зарядами снежной крупы. Идти на пер. Тюнь В. в такую погоду явно не стоит, а подходить поближе к нему – только мочится без особого толка. Решаем ждать окна в погоде и переходить поближе к следующему перевалу, если получится. Весь день продолжалась непогода: туман, снег с ветром и дождем. Для поднятия боевого духа устроили занятия по ОФП – построили ветрозащитную стенку (фото 99). В обед к нам заглянули наши друзья из группы Алины Гавриловой – устроили посиделки в палатке, после чего проводили их (они возвратились в свой лагерь под пер. Талдуринский). К 17:30 погода стала налаживаться, в 18:00 небо растянуло полностью. Легли спать в надежде на то, что погода завтра не подведет. Фотографии дня:
Фото 99 – место вынужденной дневки День 10Маршрут: цирк под перевалом Талдуринский – ледник Оштуайры – перевал Тюнь Вост. (3212 м) – долина реки Тюнь Вост.
Рисунок 9. Орографическая схема 10-го дня пути Полезные точки:
Техническое описание дня: Подъем в 3:00 утра. Ждем рассвета и выходим в 5:45. спускаемся к реке и переходим с левого на правый берег – это была ошибка, т.к. вверху под моренами переход не представлял никаких трудностей, ниже же камни обледеневшие, течение уже довольно сильное – мочить ноги перед выходом на ледник не хочется, поэтому набрасываем из камней маленький островок и переходим назад на левый берег реки (фото 100). За 2 перехода от места (к 7:15) ночевки спускаемся к р. Оштуайры по курумникам и осыпным склонам (фото 101, 102, 105), иногда встречается тропа. Вверх к леднику Оштуайры поднимаемся, огибая бараньи лбы слева по ходу движения (фото 103). Подходим к леднику и около ледового грота нижнего края ледника переходим через реку (фото 104). Выходим на ледник. Ледник открытый (фото 106), без трещин вплоть до перевального взлета (фото 107). Справа хороший вид на взлет пер. Мрачный (фото 108, 111). Взлет перевала Тюнь В. (фото 110) в нижней части – снежно-ледовый склон, начиная с середины переходит в скально-осыпной склон покрытый снегом. Начинаем провешивать перила от небольшого бергшрунда (фото 109) в 10:00. Провесили 2 перильных веревки по льду (фото 109, 112, 113), крепление на ледобурах. При переходе на скалы у нас сломался боек айсбайля – продублировать айсбайль молотком мы пожадничали, т.к. не предполагалось значительной скальной работы. Остались без молотка – неприятный сюрприз. 1-я база на скалах организована из 2-х забитых до поломки айсбайля скальных крючьях и закладках. Все следующие базы организовывали на скальных выступах петлями. При выходе на седловину уклон уменьшается, склон представляет собой спрессованный снегом осыпной склон (фото 114). Седловина – узкий скальный гребень (фото 115). Мест для ночевки и даже для комфортного размещения большой группы нет. Вышли на седловину в 14:30. На подъем провесили в сумме: 2 веревки по льду и полторы по скалам, итого – 3.5 веревки перил. Сняли записку группы из г. Кролевец, под руководством Шкура В.М., от 6 августа 2012 г. Не задерживаясь, спустились на ледник в сторону дол. р. Тюнь В. Перевальный взлет небольшой – 100-150 м, скально-осыпной склон (фото 116, 117), все идется ногами, технической работы не требуется – перевал односторонний. Далее открытый горизонтальный ледник без трещин (фото 118), быстро сбежали по нему на морены и по ним на баранья лбы с красивыми озерцами, покрытые красивым травяным покровом (фото 119, 120). Встали на ночевку в 18:30. Очень красивое место! Фотографии дня:
День 11Маршрут: долина реки Тюнь Вост. – перевал Узургу Зап. – долина реки Узургу – перевал Сибстрин Ложный – перевал Сибстрин.
Рисунок 10. Орографическая схема 11-го дня пути Полезные точки:
Техническое описание дня: Подъем в 4:00, выход в 6:00, погода солнечная и ясная. От места ночевки, по заросшим всевозможной растительностью бараньим лбам спустились к реке Тюнь В. (фото 121). Долина р. Тюнь В. выглядит необычайно живописно (фото 122), несмотря на кажущуюся пустынность склонов Южно-Чуйских белков по сравнению с Северо-Чуйскими. Поднимаемся вверх по долине реки сначала по правому берегу (фото 123), потом какое-то время поднимаемся вдоль русла реки (фото 124) и выходим на левый берег (фото 125, 127). По пути в долине встречаются очень красивые озера. Перед выходом под взлет пер. Узургу З. приходится преодолевать завал, состоящий из огромных глыб (фото 125). Под перевальным взлетом были в 10:00, остановились на обед. В 12:15 начали подъем на взлет перевала Узургу З. (фото 126). Склон скально- осыпной. Перевал не имеет ярко выраженной седловины – он представляет собой цепочку примерно равнозначных седловин (фото 128). Вышли на перевал в 13:30 (фото 129). Сняли 2 записки с 2-х седловин: 2009 года руководитель Самборский, и 2008 года того же руководителя. Для спуска в дол. р. Узургу выбрали самую правую по ходу движения седловину, как имеющую самый хороший спуск (фото 130) – спустились ногами по скально-осыпному склону в долину. По осыпным склонам морен (фото 144) вышли на ледник под пер. Сибстрин – ледник практически отсутствует, а пер. Сибстрин представляет собой скальную стенку с которой вниз падает водопад (фото 131). С учетом потери нами нашего единственного молотка, принимаем решение обойти пер. Сибстрин по соседнему кулуару (фото 132). Кулуар выглядит несколько неприятно, но в принципе ничего необычного не представляет (фото 133, 134, 140, 141). Осыпной склон, местами очень неустойчивый, учитывая то, что камни иногда лежат на льду. Требуется движение плотной группой и повышенное внимание – очень легко спустить камень, вернее сказать кое-где его очень трудно не спустить. В 17:15 вышли на седловину на которую выводит данный кулуар (фото 135). Сняли записку группы Новосибирского Государственного Университета от 6 мая 2011 г, под руководством Абилдаева Р. Группа новосибирцев называет в своей записке данный перевал Сибстрин Ложный и классифицирует его как 2А. Со стороны дол. р. Узургу в августе 2012 года –это 1Б, возможно в мае по снегу что-то меняется, или мы чего-то не видим. С седловины Ложного хорошо виден наш следующий перевал Девяти (фото 136). От Ложного к основной седловине пер. Сибстрин ведет снежно-скальный гребень (фото 138) – спустились по нему ногами с самостраховкой ледорубом (фото 142) на седловину пер. Сибстрин (фото 139, 143), сняли записку группы из г. Саратова от 4 августа 2012 г, под руководством Бабанова Д.Ю. Ночевки на перевале у тура рассчитаны на небольшие палатки – выстроено много ветрозащитных стенок. Нам такие размеры не подошли и мы перейдя горловину водопада (фото 145), стекающего с перевального озера остановились на снежно-ледовом поле (фото 139) в 18:10. На снегу были замечены следы большой кошки J Фотографии дня:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||