Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о прохождении пешеходного маршрута 5 к.с. по Атлаю ( хр.Чихачева) совершенный в период с 18 мая по 2 июня 2014 года
I. Справочные сведения1. (Паспорт спортивного похода/путешествия).
2. Проводящая организация Группа спасателей ПСО Алтайского края 3. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения). Россия, Республика Алтай, Кош-Агачский район, хребет Чихачева 4. Общие справочные сведения о маршруте (в виде таблицы):
г.Барнаул - с. Тебелер - р. Ортолык - с. Жана-Аул — ур. Карадюргун - в. 2046 н/к - в. 2046 (зимовье) н/к - в. 2042 н/к - р. Бугузун - р. Карагай - р. Текелю - р. Барбургазы - р. Нарын -Гол - оз. Узункуль - оз. Киндыктыкуль - в. 2998 1Б - в. 3345 1Б - в. 3601 2Б - в. 3400 2А - в. 3235 1Б -оз. Киндыктыкуль - р. Богуты - р. Юстыд - ур. Жалпаккобы - пер. Сезонту н/к - Жана Аул - Барнаул 6. Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов и отъездов
7. Определяющие препятствия, представленные по форме: Определяющие локальные препятствия:
Таблица перепада высот: График перепада высот
Расчет категории сложности похода по методике, предложенной ТССР По формуле: КП=ЛП+ПП+(ГхАхК) где ЛП - локальные препятствия ПП - протяженные препятствия Г - географический показатель похода А - коэффициент автономности К - коэффициент перепада высот Коэффициент перепада высот рассчитывается по формуле: К=1+Н/12 Н - суммарный перепад высот К= 1+4/12=1,3 ЛП - в нашем походе 72 балла ПП - в нашем походе 80,1 балла Географический показатель Алтая равен 7 Коэффициент автономности равен 1 КП=72+80,1+(7х1х1,3)= 161,2 балла
Адрес хранения отчета. В библиотеке ФСТР. Поход рассмотрен МКК, код МКК с указанием полномочий. Поход рассмотрен Алтайской краевой МКК. Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п. Поход является плановой проверкой физических и технических возможностей спасателей ПСО Алтайского края, совершенствованием техники и тактики, отработкой организации и проведения поисково - спасательных работ в условиях высокогорной местности. Выбор именно этого района для проведения пешего похода и учебно-тренировочных сборов так же не случаен. В Советское время хребет Чихачева был закрыт для туристов, так как являлся приграничной территорией. Да и сейчас район посещается крайне редко, сказывается его удаленность, известны всего лишь 2 пройденных успешных маршрута. Толчок к освоению спортивных возможностей массива дал питерский классный турист-альпинист Константин Бекетов. Более детально ознакомиться с особенностями района можно в его отчёте за 2001 г., а также отчётах Бездитко Сергея (Москва) и Вадима Нуриджанова (Уфа) за 2004 г. Для хребта Чихачева характерны сглаженные формы вершин и глубокое расчленение долинами. Горный узел Тургэн-Ула, относящийся к системе хребта Чихачева, но отличающийся от него альпийскими формами рельефа, значительной высотой и развитым оледенением, находится в Монголии. Это высшая точка всего региона (в. Тургени-Эхини-Ула, 4029,3 м). Массив имеет облик типичного высокогорья с развитым оледенением (наиболее крупный ледник залегает на северном склоне в.Нарин-Голин- Эхини-Ула, 3952 его длина около 5 км). Меридиональной долиной р. Аспайты массив делится на две части. Высшая отметка на российской территории - узловая вершина 3601м (пик Компромисс). Наша группа, продолжая начатую с начала 2014 года традицию ознакомления и освоения новых туристских районов решила ознакомиться и с этим замечательным горным хребтом. Несмотря на то, что район достаточно суров, он интересен и перспективен в туристском плане. Здесь возможно проведение туристских спортивных походов как пеших, так и лыжных до VI категории сложности. 1.Варианты подъезда и отъезда к маршруту и с маршрута. Подъезд и отъезд нашей группы осуществлялся на служебном автомобиле КАМАЗ. Возможен проезд на общественном транспорте до районного центра с. Кош-Агач. Налажено транспортное сообщение из Горно-Алтайска. Далее, чтобы добраться до места выхода на маршрут придется нанимать местный транспорт за отдельную плату. 2.Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты. Нитка маршрута проходила по высокогорной местности на удалении от населенных пунктов и транспортных артерий, район труднодоступен и мало освоен, поэтому аварийный выход с маршрута затруднен. Хотя на высокогорье есть стойбища, но в данное время года в них никто не живет, скот пригоняют на высокогорные пастбища летом. При планировании маршрута учитывались такие варианты аварийных выходов и получения необходимой помощи:
4. Изменения маршрута и их причины. Изменений нет. 5. График движения:
18 мая Выехали из Барнаула на служебном КАМАЗе, путь не близкий, ехали весь день почти без остановок до поселка Акташ. Проехано: 600 км 19 мая Утро. Нам осталось не так много провести в пути. Собираемся и выезжаем в 10:00.
Фото 1. Недалеко от с. Кош-Агач За два с небольшим часа добираемся до с. Кош-Агач. Здесь заезжаем в погрануправление, отмечаем наши пропуска, в пятикилометровую пограничную зону и едем дальше до с. Тебелер. Наш автомобильный путь и первая часть маршрута пролегают по Чуйской степи с характерными местами почти лунными пейзажами, каменистой почвой и малой растительностью. На ночевку становимся недалеко от села Тебелер. Проехано: 130 км 20 мая Утро. Упаковав все вещи, прощаемся с водителем и уходим по маршруту в сторону с. Жана-Аул. Маршрут пролегает по пустынной степи с незначительным перепадом высот.
Фото 2. Чуйская степь Движемся вдоль русла р. Ортолык, вдали хорошо просматриваются заснеженные приграничные вершины хребта Чихачева. Рюкзаки на выходе достаточно тяжелые движемся медленно. Средняя скорость движения 3 км/ч, перепад высоты при этом составляет всего лишь 75 метров. На ночевку становимся недалеко от с. Жана-Аул на берегу реки. Пройдено: 20 км. 21 мая Утро. Выходим в 9:00 утра продолжая движение по маршруту, движемся так же по Чуйской степи в сторону ур. Карадюргун, местность интересна тем, что здесь не дороги, а направления.
Фото 3. Урочище Карадюргун В районе урочища устраиваем обед, с дровами тут напряженка поэтому готовим на газу. После обеда продолжаем движение в сторону высоты 2046 м., здесь перепады высот немного увеличиваются. На ночевку встаем недалеко от в. 2046, леса нет, готовим ужин на газу. В районе высоты встречаются солончаки. Пройдено: 14 км. 22 мая Выходим в 8:00, совершаем восхождение на вершину 2046 м., и продолжаем движение дальше, движение почти по прямой, по направлению, перепад незначительный, выходим к вершине 2046, совершаем восхождение, возле вершины располагается зимовье, в данное время года людей здесь нет, устраиваем ночевку в нем. Есть кизяки, поэтому варим на печи, топя ее кизяками. Пройдено: 16 км. 23 мая Утро. Выходим в 8:00, продолжая движение по степи, бродим безымянный ручей, вытекающий из болота, категории трудности н/к, после идет незначительное понижение высоты, проходим восхождение на в.2042. От вершины начинается более врезанная долина р. Бугузун, движемся по долине реки вверх, бродим реку через брод н/к с левого берега на правый и продолжаем движение вверх по р. Бугузун.
Фото 4. Верховья р. Карагай Правым берегом движемся около 4 переходов до слияния с р. Карагай, бродим реку через брод и становимся на ночевку в зимовье. Варим ужин на печи, истопив кизяками, ужинаем и ложимся спать. Пройдено: 16 км 24 мая Выходим в 9:00, движемся вверх по р. Карагай, через два перехода снова бродим реку с одного берега на другой, продолжая движение вверх, скорость движения чуть больше 3 км/ч. В верховьях долина сильно изрезана, высоты окрестных вершин выше 2500 метров. Обед не варим ограничиваемся перекусами. Через 2,5 перехода подходим еще к одному броде ч/з р. Карагай, бродим и продолжаем движение. На ночевку встаем недалеко от впадения р. Текелю. Пройдено: 13 км 25 мая Выход в 8:30 начинается набор высоты в верховья реки, через три перехода бродим р. Урысой, устраиваем перекус и продолжаем движение дальше, состояние группы отличное.
Фото 5. Привал Далее продолжая движение, бродим р. Куруозек н/к и р. Барбургазы 1А. В районе брода ч/ р. Барбургазы есть зимовье в нем и встаем на ночевку. Пройдено: 14 км 26 мая Начинаем движение в 9:00, через переход бродим приток р. Барбургазы и начинаем подъем в перевал б/н н/к, подъем не сложный к тому же идет дорога.
Фото 6. Вид на пер Б/н 2380 н/к Совершаем подъем за 1,5 часа и начинаем спуск к долине р. Нарын-Гол. Проходим еще 5 переходов местность моренная. Ночуем в долине р. Нарын-Гол.
Фото 7. Лагерь Пройдено: 12 км 27 мая Утро. До озера Узункуль 2 перехода, выходим в 9:00 обходя его с левой стороны по ходу движения.
Фото 8. р. Нарын-Гол Дальше движемся в сторону более крупного озера Киндыктыкуль еще три перехода. Состояние группы отличное, погода тоже оставляет желать лучшего. У озера устраиваем обед.
Фото 9. Первые цветы Обходим озеро так же левым краем по ходу движения. Дальше начинаем подъем по моренным валам на гребень в сторону в. 2998. Подъем не очень сложный, категории 1Б, крутизна подъема 25-30 градусов. Вылазим на гребень, глубина снежного покрова около 25 см. Дальше траверсируем гребень до вершины, небольшой предвершинный взлет и мы наверху. Вершина 2998 куполообразная в верхней части, с нее открывается отличный вид на окрестности, видна Чуйская степь, горный массив, принадлежащий к хребту Чихачева с в. Сайлюгем и в. Тапдуайр.
Фото 10. Вид на в. 2998, 1Б Полюбовавшись видами, спускаемся вниз дальше по гребню. Гребень достаточно широк есть места с ложбинкой, где можно поставить палатки. Устанавливаем лагерь, готовим ужин на газу. Пройдено: 15 км 28 мая Выходим в 8:00 траверсом хребта в сторону в. 3345, здесь гребень покруче и поострее, местами есть снежные надувы.
Фото 11. Движение по заснеженному гребню м/у в. 2998, 1Б и в. 3345, 1Б Погода солнечно, но ветер характерный для этих районов. Около часа уходит на подход к вершине, любуемся видами, отдыхаем и двигаемся дальше траверсировать гребень.
Фото 12. Вид на верховья р. Нарын-Гол и ледник
Фото 13. Пройденный маршрут
Фото 14. Траверс гребня к в. 3345, 1Б
Фото 15. Вершина 3345, 1Б
Фото 16. Траверс гребня, пик Компромисс 3601, 2Б
Фото 17. Вид на долину Впереди мощным острым зубом высится в. 3601 (пик Компромисс). За 2 часа подходим под взлет, ведущий на вершину, скальный гребень сильно разрушен, снежные карнизы, крутизна около 45 градусов. Темп движения группы падает.
Фото 18. Пик Компромисс 3601, 2Б
Фото 19. Спуск с пика Компромисс 3601 Перед самим пиком несколько скальных жандармов. Начинаем вешать веревки для прохождения жандармов, вешаем три веревки, категория сложности в. 3601 2Б. Затем падаем немного вниз и становимся на ночевку на леднике. Пройдено: 13 км 29 мая Утро. Выходим в 8:00, пересекаем ледник, снова вылазим на гребень, гребень скально-осыпной, сильно разрушенный.
Фото 20. Подъем на скальный гребень Начинаем траверс хребта в сторону в. 3400. На прохождение под вершину уходит 2 часа, вешаем 1 веревку.
Фото 21. в. 3400, 2А
Фото 22. Спуск с в. 3400, 2А Постояв на вершине, начинаем спуск вниз по сильно разрушенному скально-осыпному гребню к небольшому горному озеру. В это время года на озере лед. Еще час уходит на спуск.
Фото 23. Вид в долину р. Нарын-Гол, оз. Киндыктыкуль
Фото 24. Траверс гребня от в. 3235, 1Б Обед устраиваем у озера, передохнув, начинаем подъем к в. 3235 подъем крутой, но не очень сложный, категория подъема 1Б. За 1,5 часа выходим к вершине, вершина куполообразного типа в верхней части, заснеженная. От нее в сторону озера Киндыктыкуль отходит заснеженный гребень.
Фото 25. Спуск с гребня к оз. Киндыктыкуль
Фото 26. Вид на пройденный гребень Устроив привал на вершине, продолжаем движение по заснеженному гребню и спуск с него к озеру Киндыктыкуль. Ночуем у озера. Пройдено: 15 км 30 мая Выходим в 10:00 от озера Киндыктыкуль, обходим его по ходу движения с левой стороны, выходим к озеру Узанкуль и реке Нарын-Гол.По пути устраиваем перекус погода отличная. Подходим к броду через р. Богуты, Ширина 10-15 метров, течение не сильное, возможно бродить одному участнику. У брода на реке стойбища, летом здесь пасут скот, сейчас никого нет. Бродим реку и продолжаем движение дальше. На ночевку становимся на берегу реки. Пройдено: 10 км 31 мая Выходим в 9:00, движемся вдоль реки Богуты, потом вдоль реки Юстыд около 5 переходов. Подходим под перевал Созонту 2110 м н/к. Бродим реку Юстыд, категория брода н/к и выходим к ур. Жалпаккобы.
Фото 26. Урочище Жалпаккобы Встаем на ночевку на берегу реки, ставим лагерь, варим на газу ужин и ложимся спать. Пройдено: 20 км 1 июня Утро. Встаем и выходим в 10:00, пересекаем урочище Жалпаккобы, двигаясь правым берегом реки Юстыд. Проходим около 2,5 переходов, выходим к очередному броду через р. Юстыд н/к, бродим реку двигаясь по Чуйской степи в сторону с. Жана-Аул. По пути варим обед, наломав мелкого карликового кустарника. Проходим еще 3 перехода выходя к с. Жана-Аул. Здесь нас встречает наш Камаз и заканчивается маршрут. Пройдено: 16 км 7. Дополнительные сведения о походе. Выводы и рекомендации к походу: Пройден маршрут пятой категории сложности. Преодолено перевалов: 3 перевала – н/к (Б/н, б/н, Созонту), совершено 8 восхождений на вершины от н/к до 2Б категории сложности, 1 скально-снежный траверс. Преодолено 5 бродов: 3 брода н/к и 2 брода 1А. Пройденный маршрут, безусловно, интересен как со спортивной, так и с познавательной точки зрения, поскольку позволяет увидеть значительные, самые интересные части хребта Чихачева и ознакомиться с ним, что мы и ставили целью своего путешествия. Участники похода повысили свою спортивную квалификацию, получили возможность участвовать в походах более высокой сложности. Участники похода приобрели тактический опыт, необходимый для организации сложных путешествий в высокогорных районах. Условия климата здесь очень суровы: низкие температуры, постоянные сильные ветра и отсутствие леса. При планировании летних маршрутов на Алтае следует иметь в виду, что самый теплый и самый дождливый месяц лета – июль. В этом месяце число благоприятных дней менее половины. В долинах самое благоприятное время для путешествий - август и сентябрь, но на вершинах и перевалах в это время среднестатистическая погода хуже, чем в июле. Заморозки на почве в лесной зоне обычны при прояснениях в сентябре, но в отдельные годы могут быть и после 10 августа. Первая половина дня в горах более благоприятна для движения, осадки чаще бывают после обеда. При прохождении маршрута по Алтаю группа в любой момент времени должна иметь необходимый, требуемый запас как физических, так и психологических сил. Нужно быть всегда готовым к изменению погоды, длительным дождям, снегопаду, резкому похолоданию. Глубина снежного покрова на перевалах и ледниках меняется каждый год. В связи с глобальным потеплением некоторые ледники полностью растаяли и некоторые перевалы превратились из ледовых в скально-осыпные. Сложность, возможно, от этого не сильно повысилась, но резко повысилась камнепадоопасность перевалов. Это необходимо учитывать, быть готовым к изменению средств страховки (например, к замене ледобуров на крючья) и использовать только свежие описания перевалов (не более 2-3 летней давности). Что касается хребта Чихачева то район вообще посещается крайне редко, известны всего лишь 2 пройденных успешных маршрута. Толчок к освоению спортивных возможностей массива дал питерский турист-альпинист Константин Бекетов. Очень сильно изменилось состояние ледников, в худшую сторону, они стали более разорванными, с множеством трещин, что увеличило опасность для участников группы при их прохождении, а также увеличило время затрачиваемое на прохождение. Наличие хорошей карты позволило точно ориентироваться даже в условиях недостаточной видимости. На хребтах и их отрогах хребта Чихачева многие вершины вполне доступны для восхождения и в пешем походе, имея сложность 1А – 2А. На некоторых участках здесь можно траверсировать хребты (в основном, это относится к отрогам). Считается, что Алтай, – очень популярный туристский район. Однако мы не встретили на маршруте ни одной спортивной группы, совершающей сложный поход, так как наш маршрут пролегал по довольно безлюдным местам. Популярность перевалов и вершин также сильно различается. Некоторые проходятся по несколько раз за сезон, некоторые – раз в несколько лет. На разных картах и в других источниках часто встречаются расхождения при обозначении высоты и сложности перевалов. К сожалению, в настоящее время нет «самого достоверного» источника – ошибки встречаются во всех. Снаряжение составили 3 палатки, котлы, газовые горелки 2 шт., горное снаряжение.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||