Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Дмитрий Никонов, ГС МФТИ, Долгопрудный

Отчет о горном походе 1 к.с. по Горному Алтаю в сентябре-октябре 2015 г.

Фото 1. На пути к ст. Тухман.

1. Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

1.1. Проводящая организация.

Федерация спортивного туризма города Долгопрудный (МО), Горная Секция МФТИ

1.2. Место проведения.

Россия, Горный Алтай, Катунский хребет

1.3. Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

горный

первая

156

20

15

17.09-01.10.2015

1.4. Подробная нитка маршрута.

c. Тюнгур - пер. Кузуяк (нк) - нижний мост р. Аккем – д.р. Ороктой - ст. Тухман - оз. Гульдыайры – д.р. Текелю – пер. Ярлу-Боч (1А, 2800 м.) – ст. Ярлу - Лечебный камень Ярлу (рад.) – д.р. Аккем – лагерь МЧС Аккем, Часовня Аккем (рад.) - пер. Каратюрек (1А, 3060 м.) – д.р. Кучерла – с. Тюнгур

1.5. Определяющие препятствия маршрута.

Вид препятствия

Категория трудности

Название

Характеристика препятствия

перевал

Ярлу-Боч.

Высота 2800м подъем травянистый, спуск травянистый

перевал

Каратюрек.

Высота 3060м подъем осыпной, спуск осыпной

1.6. Состав группы

Ф.И.О.

Год рож.

Обязанности в группе

Туристическая подготовка

1

Никонов Дмитрий Валерьевич

1984

Руководитель

III-У З. Кавказ II-У Ц. Кавказ I-У Алтай

2

Козлов Максим Александрович

1990

Финансист Хронометрист Фотограф

НК Алтай

3

Хаиров Арман Мухамеджанович

1983

Завхоз

НК Абхазия

4

Сурин Алексей Иванович

1979

Реммастер медик

I-ПУ Крым

1.7. Поход рассмотрен МКК.

Федерацией спортивного туризма Московской области.

2. Вводная часть

2.1. Общая смысловая идея похода

  • знакомство с удивительной осенней красотой Горного Алтая и с главными природными достопримечательностей района в рамках учебного похода школы горного туризма базового уровня
  • физическая и моральная подготовка участников к походам более высоких категорий сложности
  • освоение навыков туристических походов характерных по температуре более высокогорным районам
  • разработка и внедрение рациона питания приближенного к правильному

2.2. Предпоходная подготовка

Почти все участники группы давно знали друг друга и имели опыт пеших походов. Перед походом участники проходили теоретическую подготовку и самостоятельно активно занимались спортом и закаливанием, укрепляли здоровье и силу духа.

2.3. Варианты подъезда и отъезда

Из Москвы до Горно-Алтайска и обратно летели самолетом. Далее, из-за малочисленности группы решили добираться на частном рейсовом микроавтобусе, курсирующему по маршруту г. Горно-Алтайск – с. Усть-Кокса. Отправление происходит каждый день по мере заполняемости транспорта (водители из Усть-Коксы), при наличие пассажиров водитель продолжает движение до Тюнгура. Таким же образом добирались и обратно – узнали, что в это время года можно за день до отъезда позвонить водителю, чтобы он забрал нас в назначенные им утренние часы. Изначально был еще вариант с продолжением активной части до Чуйского тракта, откуда до Горно-Алтайска добраться гораздо удобнее.

2.4. Аварийные выходы и запасные пути

  1. Ст. Текелю - ст. Ярлу по д.р. Аккем (минуя пер. Ярлу-Боч)
  2. Оз. Аккем – с. Тюнгур по д. р. Аккем (минуя пер. Каратюрек)
  3. Пер. Каратюрек – д.р. Кучерла по Каратюрекскому хребту и далее по ущелью р. Куйлю.
  4. Переправа через р. Аккем на лодке чуть ниже Аккемского озера напротив метеостанции.

Был использован вариант перехода на левый берег р. Аккем из д.р. Ярлу по мостику недалеко от места их слияния (вместо варианта №4).

2.5. Организационные сведения

По совету водителя микроавтобуса, закупали газ и недостающие продукты (сыр, макароны, гречка, рис) в с. Усть-Кокса – получилось удобно.

На учет в ПСС встали по эл. почте: mchs_ra@mail.ru, тел.: 8(38822)2-29-14

2.6. Заявленный и пройденный маршрут

Заявленный маршрут: c. Тюнгур - пер. Кузуяк (нк) - нижний мост р. Аккем - р. Ороктой - ст. Тухман - оз. Гульдыайры – р. Текелю – пер. Ярлу-Боч (1А, 2800 м.) – ст. Ярлу - Лечебный камень Ярлу (рад.) – оз. Духов, Аккемский ледник (рад.) - Долина 7 озер (рад.) - пер. Каратюрек (1А, 3060 м.) – р. Кучерла – с. Тюнгур – р. Катунь – с. Иня

Пройденный маршрут: c. Тюнгур - пер. Кузуяк (нк) - нижний мост р. Аккем – д.р. Ороктой - ст. Тухман - оз. Гульдыайры – д.р. Текелю – пер. Ярлу-Боч (1А, 2800 м.) – ст. Ярлу - Лечебный камень Ярлу (рад.) – д.р. Аккем – лагерь МЧС Аккем, Часовня Аккем (рад.) - пер. Каратюрек (1А, 3060 м.) – д.р. Кучерла – с. Тюнгур

На Аккемском оз. был сделан только один радиальный выход к часовне на Аккеме - из-за облачности до ледника приняли решение не ходить. Закончили маршрут в с. Тюнгур, вместо планируемого выхода на Чуйский тракт.

3. Описание района путешествия

Алтайский край расположен на юге Западной Сибири, в бассейне верхнего течения реки Оби и ее истоков - Бии и Катуни. Юго-восточную часть территории занимает Горный Алтай с его самой высокой точкой Сибири - горой Белуха (4506 м). Высокие горные хребты Алтая: Катунский, Северо-Чуйский, Южно-Чуйский и другие отличаются рельефом альпийского типа - крутыми склонами и скальными гребнями с многочисленными труднодоступными пиками. Более тысячи ледников общей площадью свыше 800 квадратных километров насчитывается в высоких хребтах Алтая. Наиболее значительными являются долинные ледники Катунского и Чуйского хребтов.

3.1. Климат

Над Алтайским краем, расположенным почти в самом сердце Азии, большую часть года господствуют воздушные массы, формирующиеся в условиях длительного охлаждения континента. Южная (горная) часть достаточно увлажнена, лето умеренно теплое, зима умеренно суровая, снежная. При выборе мест стоянок нужно помнить, что восточные склоны освещаются на час-полтора раньше, нежели западные. Это тем более важно учитывать, так как в первую половину дня обычно меньше и облачность. Летом край находится под влиянием воздушных масс арктического происхождения, прогревающихся над Западной Сибирью. С ними связана прохладная и дождливая погода. Нередко в середине лета на окружающих горах равнинах устанавливается жаркая погода, и тогда горы с их более прохладным климатом способствуют активизации образования осадков. Из-за веерообразного расположения хребтов приходящие потоки влажного воздуха проникают в глубь гор, образуя мощную облачность. В высокогорье в летнее время часты дожди и грозы, много дней с ненастной погодой, нередки снегопады.

На перевалах и вершинах максимальное число дней с благоприятной погодой отмечается в июле и августе - по 14 (по данным мс. Каратюрек). В долине Катуни наиболее благоприятными также являются август - 20 дней и сентябрь - 22 дня. Ночи в летнее время в горно-лесных и горно- степных районах массива обходятся обычно без заморозков, которые появляются в сентябре с установлением ясной погоды. На высоте 2600 м и выше снег, как правило, ложится в середине третьей декады августа и уже не тает. В середине третьей декады сентября погода повсеместно портится , становится значительно холоднее, начинаются частые дожди и снегопады. Особенность летнего сезона - большое количество осадков, из-за чего почти половина его является неблагоприятной. Наиболее благоприятны для путешествия в летний период август - первая половина сентября.

В высокогорье с увеличением высоты происходит изменение значений метеовеличин.

Например, на каждые 100 м высоты температура воздуха летом понижается на 0,6*С.

Число благоприятных дней (за год) также изменяется с высотой: оно уменьшается от Катанды (128 дней) к Аккему (86 дней) и Каратюреку (56 дней). В среднем на 100 м высоты число дней с благоприятной погодой уменьшается на 4.2 и на высоте 3900 м и выше дней с благоприятной погодой почти не бывает. (по материалам "Алтайский край")

Характерной особенностью климата Алтая являются горно-долинные ветры (фены).

3.2. Растительность. Животный мир

Почти треть территории Алтайского края покрыта лесами. Леса представлены сибирской лиственницей, кедром, пихтой, сосной. В Горном Алтае ярко выражена вертикальная зональность: степная зона, лесная, высокогорная (альпийская) и каменная, лишенная растительности, нивальная зона. Для равнинной части характерно сочетание степных просторов. В горах водятся лось, марал, горные козлы и бараны в степях многочисленны грызуны, из хищников - волк, лисица, снежный барс, степной хорек, встречается и медведь в поймах степных рек - водоплавающая птица.

4. Схема движения группы на маршруте.

Схема1

5. График движения

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь
Км*1.2

ЧХВ,
ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

1

16.09-
17.09

Москва- Горно-Алтайск-с. Тюнгур- ст. Кучерла

3

1.00

0

Самолет такси микроавтобус тропа

ясно

2

18.09

ст. Кучерла- пер.Кузуяк (нк, 1526м) – мост Аккем – ст.Брод Ороктой

17,1

4.20

+626
-526

тропа

ясно

3

19.09

ст.Брод Ороктой - ст. Тухман

14,4

6.50

+1200

тропа

ясно

4

20.09

ст. Тухман – костр.Над Избой

20

4,20

+350
-300

тропа

утро: снег день: облачно

5

21.09

костр.Над Избой – оз.Гульдыайры

5,4

2

-100

тропа

облачно

6

22.09

оз.Гульдыайры– ст. Текелю

13,0

3

+200
-500

тропа

утро: снег день: облачно

7

23.09

ст. Текелю – ст. Теплая

7

2,50

+600

тропа круп. осыпи

ясно

8

24.09

ст. Теплая– пер. Ярлу-Боч (1А 2800 м) –ст. Ярлу

10

6,40

+500
-800

Осыпные, трав. склоны тропа

утро: ясно день: туман вечер: снег

9

25.09

ст.Ярлу – Лечеб. камень Ярлу(рад) - МЧС Аккем

10

2,20

-100

тропа

Ясно

10-
11

26.09–
27.09

МЧС Аккем – Часовня Аккем (рад.)

9

2,50

+100
-100

тропа

Снег, мороз, временами ясно

12

28.09

МЧС Аккем – пер.Каратюрек (1А, 3060м) –ст. Текелюшка

11

6,10

+1010
-800

Тропа, снежные и осыпные склоны

утро: ясно день: туман вечер: ясно

13

29.09

ст. Текелюшка – д.р. Кучерла

12

4,25

-750

снежные и осыпные склоны,

ясно

14

30.09

д.р. Кучерла –

5

1,30

-350

тропа

ясно

15

01.10

д.р. Кучерла – с. Тюнгур

19

6

-300

тропа

ясно

16-
19

02.10-
05.10

с. Тюнгур – Горно-Алтайск– Москва

-

-

-

Микроавтобус такси
Самолет

ясно

156

54,20

+4586
-4576

6. Высотный график

7. Техническое описание прохождения группой маршрута

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь
Км*1.2

ЧХВ,
ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

1

16.09-
17.09

Москва- Горно-Алтайск-с. Тюнгур- ст. Кучерла

3,0

1.00

0

Самолет такси микроавтобус тропа

ясно

17 сентября в 7-15 приземлились в Горно-Алтайске. К тому времени, как на такси добрались до автовокзала, водитель нашей маршрутки собирался уже выезжать, он предложил нам ехать сразу и докупить недостающие продукты и газ в с. Усть-Кокса. Мы так и поступили – в 8-10 уже ехали в микроавтобусе. Ехали быстро, дорога была разного качества. Осенние пейзажи предгорий в ярких лучах солнца, хребты слегка припорошенные снегом и панорамы бирюзовой Катуни – все было очень живописно, и 460 км нашей дороги пролетели с удовольствием. Непродолжительных остановок было много: кафе, дозакупка в Усть-Коксе, починка микроавтобуса… И только к 17.00 мы прибыли к мосту в с. Тюнгур (сейчас строится новый мост, поэтому водители, думаю, будут более охотно переезжать на правый берег, не опасаясь гвоздей в прежнем мосту). Для разминки, перед предстоящими напряженными днями, решили пройти пару км до р. Кучерла. В одноименном селе нам помогли и переправили нас через реку в нужном нам месте на Газ-66 (иначе брод). Водитель ничего не спрашивал, но я дал ему 500 руб. Неподалеку от места переправы было хорошее место для стоянки. Кучерла переливалась в лучах уходящего солнца, становилось прохладно. Сегодня, как и почти каждый день утром и вечером впоследствии, у нас были костры и мы готовили пищу на огне.

Фото 2. Брод через р. Аккем. Сейчас нас переправят на Газ-66 на правый берег.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

2

18.09

ст. Кучерла- пер.Кузуяк (нк, 1526м) – мост Аккем – ст.Брод Ороктой

17,1

4.20

+626
-526

тропа

ясно

8-40 - выход. Заранее запаслись водой, т.к. осенью многие ручьи пересыхают. До моста через р. Аккем можно доехать на Газ-66, но так как нас только 4 человека, нам было целесообразнее взять коней и добираться верхом в таком случае, и сразу до ст. Тухман. Но мы пошли пешком и не пожалели: погода эти дни стояла солнечная и дорога была сухая, по пути мы собирали смородину и черемуху. В 12-40 поднялись на пер. Кузуяк (ЧХВ от места ночевки – 2.20 ч.м.). В 15-00 – первый ключ на сегодняшнем пути, разожгли костер и сварили кисель. К 16-30 – дошли до моста через р. Аккем (ЧХВ от перевала 1.40 ч.м.) и через полчаса подошли на ст. Брод Ороктой (в 17- 00).

Фото 3. Вид на пер. Кузуяк со стороны с. Кучерла

Фото 4. Мост через р. Аккем

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

3

19.09

ст.Брод Ороктой- ст. Тухман

14,4

6.50

+1200

тропа

ясно

Вышли в 8-10. Вода была только первые пару часов пока шли вдоль ручья. По пути собирали жимолость. Сегодня и далее по всей Ороктойской тропе до ст. Текелю идет конная тропа. В 18-10 – на ст. Тухман. Дрова лучше набирать метров за 200 до подхода к стоянке.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

4

20.09

ст. Тухман – костр.Над Избой

20

4,20

+350
-300

тропа

утро: снег день: облачно

С 5 часов утра начался снег, в 7-30 немного стих и мы приготовили на костре завтрак, потом снег пошел еще сильнее. Когда стало ясно и выглянуло солнце, нам открылась сказочная зимняя картина, мы начали собираться и в 10-30 покинули место ночевки. По пути вода была только 1 раз примерно в 10 км от ст. Тухман, мест для палаток там не нашли. Недалеко от этого места синяя табличка и развилка тропы, пошли по правой. В 17-00 встали на ночевку на костровище без воды, наших запасов хватило нам чтобы приготовить ужин, а также завтрак на след. день.

Фото 5. Ст. Тухман ранним утром. В левом верхнем углу видна предстоящая тропа.

Фото 5.1. Снежно.

Фото 6. Слева белеет площадка для предстоящей стоянки.

Фото 7. Лагерь, вечереет.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

5

21.09

костр.Над Избой – оз.Гульдыайры

5,4

2

-100

тропа

облачно

9-40 – выход. Через 300 метров от места ночевки налево от тропы внизу на берегу виднеется избушку и хорошие места для стоянок. К 12-30 подошли к оз. Гульдуайры.

Фото 8. Подходим к оз. Гульдуайры

Фото 9. Оз. Гульдуайры с места стоянки.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

6

22.09

оз.Гульдыайры– ст. Текелю

13,0

3

+200
-500

тропа

утро: снег день: облачно

12-10 – выход. До этого ждали когда закончится снег и отмечали День Рождения Максима.

В 16-00 пришли на ст. Текелю.

Фото 10. Празднуем.

Фото 11. Подъем. Наверху поймали Билайн.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

7

23.09

ст. Текелю –ст. Теплая

7

2,50

+600

тропа осыпи

ясно

Фото 12. Недалеко от стоянки Текелю переправа через р. Текелю на левый берег.

Фото 13. Вдп. Текелю, h=60 м.

10-00 – выход. Недалеко от стоянки по бревну перешли на левый берег р. Текелю и через полчаса по хорошей тропе дошли до водопада Текелю. Далее следует подъем по средней и крупной осыпи справа от водопада (фото №14). Выйдя на заснеженный травянистый склон начали траверсировать его в сторону р. Текелю и в скором времени вышли на едва приметную, занесенную снегом тропу, по которой и продолжили свой путь. Долина поражает обилием красивейших водопадов. Пробирались через лес с короткими передышками, чтобы не остывать. В 13-30 начали разбивать лагерь (лес понемногу редеет, дров много).

Фото 14. Долина Текелю - откуда мы пришли.

Фото 15. Встали на ночевку, ст. Теплая. За камнем свирепствует р. Текелю.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

8

24.09

ст. Теплая– пер. Ярлу-Боч (1А 2800 м) – ст. Ярлу

10

6,40

+500
-800

Осыпные, трав. Склоны тропа

утро: ясно и морозно день: туман вечер: снег

Фото 16. Брод через р. Текелю

Фото 17. Долина Текелю, зона леса осталась позади.

Ночь выдалась морозной (-18*C), но никто не замерз, о чем я несколько раз за ночь спрашивал. Вышли в 8-20. Сразу за нашим характерным камнем (фото №15) мы перешли на правый берег р. Текелю (фото №16). Далее – на протяжении около 100 м, нам с трудом пришлось пробираться через высокий кустарник (возможно стоит поискать брод чуть выше), после этого открылись хорошие стоянки (далее ночевки без леса и на заболоченных участках).

Пер. Ярлу-Боч (1А, 2800 м) – склоны травянистые. При подъеме из д.р. Текелю, перевал легко определяется по своим характерным очертаниям (фото №18), здесь переходим реку и через час подъема по некрутому, но ухабистому склону в 12-30 заходим на седловину пер. Ярлу-Боч, пасмурно (ЧХВ от места ночевки до седловины перевала: 4,10 ч.м).

Тур находится севернее основного понижения на перевале. Снимаем записку группы из г.Уфа в кол-ве 8 человек под руководством Крыловой Анны от 19.08.2014 г.

Дальнейший наш путь включает незначительный подъем (фото №19) и спуск в долину р.Ярлу по трав. склону с уклоном до 25* (фото №20 и №24). В 15-30 подошли к ст. Ярлу. За 15 минут до нашего прихода повалил снег (ЧХВ от седловины перевала до места ночевки: 2,30 ч.м.).

Фото 18 (вид с севера). Подъем на пер. Ярлу-Боч со стороны д.р. Текелю. Орел парит над перевалом.

Фото 19 (с юга). На пер. Ярлу-Боч. Слева д.р. Ярлу.

Фото 20. Спуск в долину р. Ярлу. В скором времени появилась тропа.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

9

25.09

ст.Ярлу – Лечеб. камень Ярлу(рад) - МЧС Аккем

10

2,20

-100

тропа

Ясно морозно

Утро опять морозное. С 10-15 до 11-00 радиально сходили на Лечебный Камень Ярлу. В 12-00 покинули место ночевки, пошли вниз по тропе вдоль р. Ярлу. Когда тропа идущая по левому берегу начала уходить в лес (напрямую к оз. Аккем), мы пошли вдоль реки до мостика (расположен рядом с устьем р. Ярлу), часто переходя с одного берега на другой. В 13-20 перешли через мостик на левый берег р. Аккем. За час ходового времени по конной тропе добрались до бывшей базы МЧС где и разместились в вагончике с печкой на 3 ночи. Хозяйство на базе ведет настоятель Часовни - Владимир, платы за вагончик с нас не взял. Помимо этого, он является основоположником мировоззренческого Учения, и в столь удаленный уголок к нему специально приезжают последователи.

Фото 21. Морозное утро

Фото 22. Лечебный камень в долине р. Ярлу.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

10-
11

26.09 –
27.09

МЧС Аккем – Часовня Аккем (рад.)

9

2,50

+100
-100

тропа

Снег, мороз, временами ясно

На 26 октября у нас была запланирована баня и мы помогли с дровами – это и была плата за нее. 27 октября совершили радиальный выход к Часовне (из-за облачности к леднику не пошли).

Фото 23. Аккемское оз. замерзает на наших глазах. Вид на Белуху со стороны базы МЧС.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

12

28.09

МЧС Аккем – пер.Каратюрек (1А, 3060м) – ст. Текелюшка

11

6,10

+1010
-800

Тропа, снежные и осыпные склоны

утро: ясно день: туман вечер: ясно морозно

Пер. Каратюрек (1А, 3060 м) находится на водоразделе рек Аккем и Кучерла. Склоны осыпные, через перевал проходит конная тропа.

В 6-20 – выход, тропа на перевал уходит вверх слева от Метеостанции Аккем. С этого дня к нам присоединилась любительница спортивного туризма и фотограф Анастасия (г. Санкт- Петербург), ее продукты мы включили в свою раскладку и пошли вместе. В зоне леса тропа отчетливо видна, выше - местами полностью заметена, но направление на перевал отчетливо различимо (фото №22 и №25). В течение всего подъема стояла солнечная погода. Так продолжалось почти до самого перевала, где нас настигли облака. В 12-20 – на седловине (ЧХВ от места ночевки: 4 ч.). Оказалось, что там два тура (как на фото №26). расположены они на разных высотах, что в совокупности с облачностью осложнило ориентирование. На спуске с перевала траверсируем непродолжительный склон (фото №27) и выходим к конной тропе идущей почти у самого обрыва расположенного справа. В этом направлении еще за 30 минут доходим до ущелья р. Текелюшка, конная тропа теряется (фото №28). Постепенно ущелье становилось более крутым, а спуск по камням, засыпанным по колено снегом - более напряженным. В 15-30 подходим к стоянке с оборудованными местами для палаток, дров много (ЧХВ от седловины перевала: 2,10 ч.м.). Ручей появился совсем недавно, в течение всего дня источников воды не наблюдалось.

Фото 24. С тропы на пер. Каратюрек открывается вид на долину Ярлу, на фото указано как мы спускались с пер. Ярлу-Боч.

Фото 25. Подъем со стороны оз. Аккем.

Фото 26. На пер. Каратюрек. В облаках.

Фото 27. Спуск с пер. Каратюрек в сторону д.р. Кучерла, светлеет.

Фото 28. Заходим в ущелье р. Текелюшка

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

13

29.09

ст. Текелюшка – д.р. Кучерла

12

4,25

-750

снежные и осыпные склоны,

Ясно и морозно

11-00 – выход. По пути делаем перекус и только к 15-00 выходим к р. Кучерла (ЧХВ от места ночевки: 3,15 ч.м. ЧХВ от седловины пер. Каратюрек: 5,25 ч.м.). Еще через 2 перехода, уже по хорошей конной тропе (которая будет продолжаться и в последующие дни), в 16-40 встаем на ночевку.

Фото 29. Крутой спуск по ущелью р. Текелюшка к р. Кучерла морозным утром.

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

14

30.09

д.р. Кучерла

5

1,30

-350

тропа

ясно

10-20 – выход. В 12-00 встаем на ночевку в домике с печкой.

Фото 30. Д.р. Кучерла – и вновь золотая осень!

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

15

01.10

д.р. Кучерла – с. Тюнгур

19

6

-300

тропа

ясно

10-40 – выход. В 17-40 пришли в Тюнгур, разместились на 3 ночи в «Зеленом доме».

Дни пути

Дата

Участок пути (от-до)

Путь–Км*1.2

ЧХВ,ч.м

Перепад высот,м

Препятствия

Погода

02.10-
05.10

с. Тюнгур – Горно-Алтайск– Москва

-

-

-

микроавтобус Самолет

ясно

В эти дни нас ждут прекрасные обзорные близлежащие холмы и хорошая баня в «Зеленом доме». 4-го октября рано утром выезжаем в г. Горно-Алтайск. 5-го рано утром – вылет домой.

8. Разработка рациона питания на маршруте

Т.к. в походе съедается почти все, то было принято решение рассмотреть замену продуктов на более полезные, тем самым улучшая усвояемость и прививая правильный образ питания для жизни вне похода.

Почти все печенья и сладости подбирались без содержания пальмовых масел. Из раскладки удалены пастила и вафли.

Закупили много заправок для супов из сушенных овощей и кореньев (без мясного жира, фирмы «Готово» и «Приправыч») – это источник клетчатки. Готовили из них как супы, так и добавляли на ужин.

Приготовили великолепное сушенное мясо: варили, затем прокручивали через мясорубку и высушивали на сковородке и в духовке (помешивая). Полученное мясо усохло до четверти изначального, готовка заняла половину дня, и получилось вкуснее и дешевле сублимированного.

Употребление льняного масло на ужин – источник омега-3, представляет большую важность для здоровья сосудов. В раскладке также присутствовали: лимоны с сахаром, горчица, хрен, чеснок, имбирь, грецкие орехи. В каши на завтрак добавляли изюм, курагу, чернослив.

Вместо колбасы взяли карпачо, в основном куриное (фирма «Мясницкий ряд»). Вместо какао «Несквик» - «Золотой Ярлык».

9. О материальном обеспечении группы.

9.1. О групповом снаряжении.

С собой взяли две палатки – 3-х местную и 2-х местную. Купленного газа (3 баллона) израсходовали совсем мало, т.к. почти все время готовили на костре, но с сухими дровами могло и не повезти. С собой брали солнечные очки, трекинговые палки, каски. Навигатор был бы не лишним на спуске с пер. Каратюрек. Вес группового снаряжения + продуктов на 1 человека в начале пути составил 14 кг.

9.2. Финансовые расходы.

Наименование

Расходы на 1 чел.(руб.)

Расходы на 4 чел.(руб.)

1

г. Москва – г. Горно-Алтайск – г. Москва (самолет)

8000

32000

2

Такси в Горно-Алтайске: аэропорт – автовокзал - аэропорт

400

1600

3

«Зеленый дом», 3 ночевки

750

14000

4

«Зеленый дом», баня

250

1000

5

Продукты на 13 дней

3000

12000

6

Газ (3 баллона)

225

900

ВСЕГО:

12625

50500

10. Записки, снятые с перевалов.

11. Заключение

Данный маршрут насыщен интересными местами Катунского хребта и разнообразен по красоте, требует хорошей физической подготовки.

Погода была нетипична для данного времени года. В районе оз. Аккем несколько дней подряд по ночам температура опускалась ниже -15*C (ожидалось до -7*C ). Но все же были и свои плюсы – это отсутствие дождей. При более тщательной подготовке к зиме, особенно это касается вопросов обуви, Горный Алтай осенью заслуживает дальнейшего глубокого изучения.

Стоило более тщательно продумать спуск с пер. Каратюрек и пойти не по ущелью р.

Текелюшка, а по тропе к Кучерлинскому озеру по менее крутому спуску.

Участники впервые получили опыт двухнедельного похода, причем в суровых сибирских условиях. В процессе маршрута команда показала себя организованной и сплоченной. Все участники без отставаний передвигались в очень быстром темпе и смогли преодолеть сложности похода первой категории. Физический и моральный потенциал нашей группы был высоким – это позволило смотреть прямо в глаза лютым и порой неожиданным преградам, и полностью пройти все запланированные препятствия.

12. Список используемых источников

Описание Ороктойской тропы: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6370

Отчет о горном походе II к.с. по Алтаю (Катунский хребет). 8-19 августа 2009 г. http://www.skitalets.ru/mountain/2010/altay09_shkitov/

Форум туристов Сибири: http://egiki.ru/forum/

Живой Крым. Золотая осень на Алтае: http://livecrimea.com/node/4646

Фото 31. На обзорном холме в с. Тюнгур (под нами), левый берег р. Катунь.

Авторы представленных в отчете фотографий: Козлов Максим и Никонов Дмитрий.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru